"Обучение слову, обучение словом"// Региональная школа управления.- 2017.- № 6. -С.36-43.

Шкондина Елена Николаевна

   В статье рассказывается  об актуальности  популяризации чтения среди детей и подростков, о методах и формах работы школьной библиотеки по  возрождению интереса к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_slovu_obuchenie_slovom_shkondina.docx69.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области

«Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования»

Региональный конкурс библиотечных работников образовательных организаций

«Школьная библиотека – центр продвижения, поддержки

и развития  чтения»

ОБУЧЕНИЕ СЛОВУ, ОБУЧЕНИЕ СЛОВОМ

                                                                                 Шкондина  Е.Н.

МБОУ «Лицей № 24»

г. Гуково

Ростов-на-Дону

2016


Аннотация 

В статье рассказывается  об актуальности  популяризации чтения среди детей и подростков, о методах и формах работы школьной библиотеки по  возрождению интереса к чтению.

Библиотека в школе – это особая среда воспитания. Слова Клода Гельвеция: «Ничто так не формирует личность, как среда» [1 c. 246]- в полной мере относятся к социокультурной среде школьной библиотеки.

Человек с самого своего рождения погружен в социальную среду. По мнению ученых, вне социальной среды ребенок развиваться не может, не может стать полноценной личностью.

Важнейшими институтами социализации являются семья, образование, библиотека. Одним из необходимых условий социализации учащихся являются навыки читательской и информационной культуры, в приобретении которых оказать помощь подрастающему поколению могут именно специалисты школьных библиотек.

Именно в школьной библиотеке учащемуся предстоит осознать зависимость между овладением знаниями и трудом по

  •     разысканию,
  •     анализу,
  •     синтезу,
  •     осмыслению информации.

Библиотека образовательного учреждения имеет возможность реализации последовательной, систематической подготовки учащихся в ее неразрывной связи с учебным процессом.

Не случайно в «Примерном положении о библиотеке общеобразовательного учреждения» в числе одной из основных задач библиотеки названо «...обучение основам библиотечно-библиографической грамотности» [6]. Таким образом, школьной библиотеке отводится особая роль в формировании информационной культуры учащихся.

В последнее время образование, культура, чтение стали рассматриваться в качестве национальных приоритетов.

В связи с этим современная школьная библиотека может и должна стать центром формирования читательской и информационной культуры, поэтому нами была разработана программа «Продвижение чтения как составная часть формирования информационной культуры личности».

Вся работа нашей библиотеки по продвижению книги, чтения построена так, чтобы максимально привлечь читателя к фонду, приучить читать книги (лучшие образцы классической и современной литературы), научить работать с информацией, имеющейся в библиотеке, как на традиционных, так и на нетрадиционных носителях, грамотно осуществлять поиск необходимой информации в сети Интернет.

Фонд библиотеки составляет (более 10 тысяч книг и более  600 СD-ROM дисков) и техническое оснащение:

  • 2 компьютера,
  • 2 лазерных принтера;
  • 1 сканер,
  • ксерокс,

позволяют осуществлять эту работу в полном объеме.

Все компьютеры подключены в локальную сеть лицея и имеют выход в Интернет круглый год.

Работа над программой «Продвижение чтения как составная часть формирования информационной культуры личности»,  состоит из блоков, что позволяет осуществлять системный подход к обозначенной проблеме.

БЛОКИ: внеклассное чтение, информационная культура личности, обзоры, литературные праздники, проектная деятельность, работа с родителями.

Педагог-библиотекарь очень внимательно изучает опыт работы по продвижению книги, чтения различных библиотек России, как школьных, так и детских:

  • изучает сайты,

•    знакомится с публикациями в журналах «Школьная библиотека», «У книжной полки», «Читаем вместе», много информации получает с сайтов: Российской школьной библиотечной ассоциации (РШБА), БиблиоГид, детских библиотек Питера, Ростова-на-Дону и др. городов.

Обобщив опыт своей библиотеки и опыт других, старается выстроить работу так, чтобы в процессе приобщения к чтению, развития интеллектуального потенциала, навыков приобретения знаний, переработки их для дальнейшего использования в жизни участвовало как можно больше обучающихся нашего лицея.

Блок «Уроки внеклассного чтения»

По инициативе библиотеки и по решению администрации лицея  уроки проводятся в системе с 1 по 9 классы

           Периодичность:

1-4 классы - 1 раз в 2 недели

5-7 классы - 1 раз в месяц

8-9 классы - 1 раз в четверть.

 На таких уроках библиотекарь часто читает вслух, а дети:

  • знакомятся с творческой биографией писателей;
  •  обсуждают проблемы нравственности, патриотизма, толерантности, экологии;
  •   работают с текстом, участвуют в викторинах, громких чтениях, чтении по ролям;
  •   пишут отзывы на книги.

На этих уроках педагог-библиотекарь не только знакомит учащихся с лучшими образцами детской литературы, но и старается  воспитывать вдумчивого читателя, учит работать с текстом.

Очень жаль, что в современную школьную программу по литературе  не вошли произведения писателей, на которых выросли советские дети: Е. Чарушина., А. Волкова, Л. Воронковой,  Г. Троепольского, Б. Полевого  и мн. др. Согласно историческому факту, советские люди были самой читающей нацией в мире. С уверенностью можно сказать, что это благодаря грамотно подобранной программе по литературе в школе. Дети изучали самые лучшие произведения, самые проникновенные, воспитывающие в маленьком читателе доброту, сострадание и интерес к чтению.

К юбилею Е.И. Чарушина  в библиотеке лицея была организована выставка книг писателя, разработана литературная игра «Писатель и иллюстратор» и презентация к ней.

В ходе игры учащиеся 2- х классов познакомились с изданиями книг Е. И. Чарушина разных лет. При этом им было предложено вспомнить основные элементы книги: обложку, титульный лист, выходные данные и другие.

Работая с книгой писателя «Моя первая зоология» дети узнали о таком виде издания, как энциклопедия.

Ещё учащиеся открыли для себя, какая важная роль в детских книгах отводится художнику. Познакомились с понятием художник-анималист, увидели не только иллюстрации книгам, которые иллюстрировал Е.И. Чарушин. но и эстампы, на которых изображены различные животные и их детёныши.

Рассматривая, эти рисунки, дети точно подметили, что они как будто живые, так и хочется их потрогать.  Рисуя животных, Е. Чарушин мечтал:  «Меня интересует его мех. Когда читатель - ребенок хочет пощупать моего зверька - я рад».

К.Д. Ушинский писал: «Процесс чтения без радости  и без печали, без улыбки и слезинки лишь сушит ещё не расцветающую душу, делает её слепой к миру образования, глухой к окружающей жизни» [9 c. 164]. Задача школьного библиотекаря достучаться до сердца каждого читателя. Заинтересовать, увлечь, научить сопереживать – вот цель любого мероприятия.

Для учащихся  4-х классов  была подготовлена и проведена  литературная викторина «Четыре заветных желания», посвящённая самой любимой книге советских ребят «Волшебник Изумрудного города» А.М. Волкова. Обязательным условием для проведения викторины было прочтение книги. Для многих современных школьников  эта книга стала ОТКРЫТИЕМ, появились даже фанаты, несколько человек прочли все шесть книг о героях Волшебной страны.

Помимо участия в конкурсах: «Портретная галерея», «Бегущие минутки», отгадывания кроссворда, дети познакомились с необычной историей создания книги.    

Американский писатель Фрэнк Баум написал четырнадцать сказок о стране Оз. Однажды Александр Волков прочитал в оригинале сказку американского писателя под названием «Мудрец из страны Оз». Ему очень понравилось это произведение. Он удивился, когда узнал, что сказки этой на русском языке нет. Волков решил перевести его на русский язык, что в скорости и сделал, при этом кое - что изменяя и добавляя, так в 1939 году  вышла в свет книга «Волшебник Изумрудного города». Книга настолько понравилась детям, что Александр Мелентьевич написал ещё  несколько  сказок – приключений:  «Урфин  Джюс  и  его  деревянные  солдаты», «Семь  подземных  королей», «Огненный  бог  Марранов», «Жёлтый  туман», «Тайна  заброшенного  замка».

Красной нитью в ходе проведения литературного праздника прошли слова автора книги: « В своей сказке я старался показать,  что самое лучшее,  самое дорогое на свете - это дружба и взаимная выручка».  Поэтому выслушивая ответы ребят на вопросы викторины, библиотекарь всегда «подводил» их к главной мысли книги: «Для того чтобы  совершить поступок, например, спасти друзей, поддержать в трудную минуту, не надо просить у волшебника мозги, сердце, волшебного эликсира для смелости, а просто нужно помогать окружающим, друзьям».

На примере положительных  литературных героев, мы, библиотекари, воспитываем лучшие нравственные качества личности.

Для учащихся 6-7-х классов был подготовлен и проведён урок – размышление «А Бим всё ждёт…», посвящённый 110-летию со дня рождения Г. Троепольского.  

Впервые повесть «Белый Бим Чёрное Ухо» была опубликована в журнале "Наш современник" в 1971 году, сразу же стала очень популярной. Книга выдержала большое количество переизданий, переведена более чем на 15 языков мира.   В чём же заключается любовь читателя к этой книге?

На этот вопрос пытались ответить учащиеся в ходе урока.  Они вспоминали прочитанное, отвечая на вопросы о Биме и его хозяине, Иване Ивановиче, размышляли над отрывками из книги и фильма - это сцены прощания, поиска хозяина, встречи с Дашей и Толиком, смерть Бима и сделали замечательный вывод, что книга « только о собаке», как говорил о ней автор, как рентгеном просвечивает души, выявляя в одних низость и мелочную подлость, а в других – благородство, способность сострадать и любить.  Именно такие герои, как Степановна и ее внучка Люся, Матрена, работник железной дороги, Даша и ребята Толик и Алёша своими поступками, делами делают книгу незабываемой, трогающей до глубины души.

За учебный год педагог-библиотекарь  лицея  проводит более 40 уроков «Внеклассного чтения». Часть уроков выставлена на сайте http://nsportal.ru/andriyashina-elena-nikolaevna и http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewprofile/83646.html

Блок библиографические обзоры книг «За страницами учебника»

К сожалению, фонд библиотеки пополняется нерегулярно, но мы стареемся информировать учащихся об имеющихся изданиях. Проводим библиографические обзоры «За страницами учебника», презентации выставок.

Ежегодно в январе в библиотеке проходит презентация книжной выставки «Книги-юбиляры … года», не стал исключением и этот год.

По данным исследования Российской Государственной детской библиотеки издательской продукции для детей в виде «страшилок», фэнтези, детектива, мистики  и тому подобного чтива выпускается в четыре раза больше, чем литературы, нацеленной на самообразование и развитие детей [3]. Поэтому  цель это выставки познакомить читателей с классикой детской литературы. Пользователи библиотеки узнали, что самая «старшая» книга этого года – «Гамлет» У. Шекспира. Она написана автором 415 лет назад. Всемирно известным детским произведениям: «Путешествие Гулливера» -290 лет, «Приключения Тома Сойера» -140 лет, «Белый Бим чёрное ухо» – 45 лет. Благодаря презентации выставки дети «открыли» для себя малоизвестные книги: Фр. Бернетта «Маленький лорд Фаунтлерой» и Г. Мелвилла «Моби Дик», которые в этом году тоже юбиляры.

Украшением абонемента является постоянно действующая  книжная выставка «Экология в датах». Оказывается в календарях помимо красных дат, профессиональных праздников есть всемирные экологические дни. Например,  19 сентября – День леса,  24 сентября – Всемирный день защиты животных, 4 октября – Всемирный день моря и т. д.  К этим датам подбирается литература – книги, статьи из журналов «Свирель», «Юный эрудит» и оформляется выставка. К экологическим датам проводятся для учащихся обзоры представленных материалов, а также викторины и конкурсы.

Создавая каждую новую книжную выставку, хочется, чтобы она привлекала читателей, «работала», а не пылилась. Поэтому мы стараемся, чтобы выставка была не только яркой, красочной, но чтобы она «говорила», будила активность и творчество читателей.

В течение прошлого учебного года в библиотеке был оформлен цикл книжных выставок к 70-летию Великой Победы - «Великая Отечественная: сражения и судьбы», «И помнит мир спасенный!», возле которых проводились беседы и обзоры, ребята читали и отвечали на вопросы викторины.

Данная работа велась на всех уровнях обучения:

  • для учащихся начального общего образования был составлен план проведения Минуток чтения или Чтение вслух – наиболее доступная форма в работе с младшими школьниками. В течение года в библиотеке проведены минутки чтения по книгам о Великой Отечественной войне Платонов А. «Маленький солдат», Кассиль Л. «У классной доски», Яковлев Ю. «Брестская крепость», Воскобойников В. «Девятьсот дней мужества» и др. Оформлены выставка работ с рисунками учащихся «Дети рисуют войну».
  • учащиеся основного общего и среднего общего образования в рамках проведения Недели детской и юношеской книги «Поклонимся великим тем годам» познакомились  с книжно – иллюстративной выставкой «В сердцах и книгах память о войне», где были представлены книги Ю. Бондарева «Горячий снег», А. Твардовского «Василий Теркин», В. Катаева «Сын полка», Е. Ильиной «Четвертая высота», Л. Кассиля «Главное войско» и мн. др.

Лицеисты  07.05.2015 г. приняли участие в международной акции «Читаем детям о войне». В ходе, которой  состоялся устный журнал «Всё это в памяти моей» приуроченный к  70-летию Победы. Зрители мероприятия услышали отрывки из  книг, ставших  классикой прозы о ВОв:  Б. Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие…», А. Адамович «Хатынская повесть», Е. Носов «Красное вино Победы» в исполнении учеников. Главной целью журнала было не только рассказать об ужасах войны, но и  «раскрыть перед ребёнком мир словесного искусства» (Л. С. Выготский). Это значит – «…познакомить … с существованием словесного искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить к постоянному общению с таким искусством, воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге» [2 c. 205].

С наступлением эры информационных технологий главная задача  в работе библиотеки  состоит в том, чтобы научить учащихся грамотно работать с информацией.

В стандарте основного общего образования декларируется тезис об общих учебных информационно-коммуникативных умениях, навыках и способах деятельности, которые должны быть сформированы у выпускника школы:

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
  • приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  • стремление к речевому самосовершенствованию;
  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
  • овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных;
  • формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
  • развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права [7].

Успешный человек XXI века должен быть не просто функционально, но и информационно грамотен - уметь определять информационную проблему, выбирать адекватные ресурсы для ее решения.

Блок «Информационная культура личности»

Обозначенные проблемы явились причиной создания  ещё одной комплексно-целевой программы - «Формирование информационной культуры личности как важная составляющая общей культуры человека».

В результате полученных знаний учащиеся должны:

  • сформировать  представление о библиотеке как информационно-поисковой системе;
  • владеть  навыками пользования справочно-поисковых систем; 
  • выделять ключевые слова,
  • знать об основных этапах и технологии подготовки  доклада, реферата, обзора литературы правилах их оформления;
  • делать библиографическое описание источников информации
  • оформлять правильно  цитаты и список использованной литературы,  
  • получить представление о потенциале современных информационных технологий и производстве новых видов информационных продуктов и услуг.

Курсу русского языка и литературы отводится ведущая роль в формировании информационной культуры личности.

Первые шаги в этом направлении делаются в начальной школе.

Определяя содержание понятия «информационная культура» в начальной школе, важно понимать, что в формировании информационной грамотности младшего школьника принимают участие все учебные предметы. Наибольший вклад в приобретении знаний  и умений в области обработки информации на начальном этапе образования вносят такие дисциплины как русский язык, литературное и внеклассное чтение.

В нашем лицее, на протяжении трёх лет, стало хорошей традицией для первоклассников, после прочтения Букваря  проводить экскурсии в волшебный Читай-город.

Вместе с «самым умным, красивым и в меру упитанным мужчиной в самом расцвете сил» дети совершили удивительное путешествие в мир КНИГИ, где  узнали, что рисунки к книгам рисуют художники-иллюстраторы. Маленькие читатели с интересом  рассматривали  иллюстрации В. Чижикова, В. Сутеева, Е. Чарушина, с удовольствием участвовали в разнообразных конкурсах по сказкам, сочиняли рифмы к словам, отгадывали загадки, которые для них придумал Карлсон.  

К празднику малыши готовились заранее, на уроках изобразительного искусства рисовали любимых сказочных героев. Рисунки были представлены на выставке «Мы читатели! Мы художники!». Самые красивые из них  дети подарили нашему сказочному  гостю.

А самое главное, на празднике дети узнали о правильном обращении с книгой. Каждому читателю Карлсон вручил памятку, в которой изложены основные правила пользования. На уроке технологии ученики переделали её в закладку для книг и она всегда будет им напоминать О БЕРЕЖНОМ ОТНОШЕНИИ К КНИГЕ.

Подробно о знаниях и умениях, которыми овладевают учащиеся каждой параллели, прописаны в программе. И это тема отдельного доклада.

Лишь в двух словах я скажу о технологии интеграции подачи материала учителем и педагогом - библиотекарем.

Мы разграничили участки работ, но определили очередность подачи материала в соответствии с программой изучаемого предмета. Возможен вариант: первоначальная информация по программе ИК дается на уроке, например,  литературы, а библиотекарь совместно с учителем согласовывает закрепление этого материала на уроке «Внеклассное чтение» или уроке по предмету.

Так, например, в курсе истории России в 6 классе была затронута тема: «Первые книги на Руси», где учащиеся узнали о монахах - летописцах,  историю изобретения печатного станка, а библиотекарь на библиотечно-библиографическом уроке  «Откуда книга к нам пришла» дополнил представление учащихся об украшении первых книг: тексты писались на дорогом и редком  пергаменте, переплёты изготовлялись  из сафьяновой кожи, оклады украшали золотом, драгоценными камнями и серебром. Книги украшали заставки и нарисованные красными чернилами  витиеватые заглавные буквы, именно отсюда произошло выражение «писать с красной строки».

Существует и обратный вариант, когда с материалом знакомит библиотекарь (например, знакомство со словарями и энциклопедиями), а учитель закрепляет этот материал на своем уроке.

При выполнении конкретного задания перед учащимися во всей остроте встаёт вопрос о приёмах подбора и оценки литературы, в каких источниках искать, как выбрать из нескольких. Школьник осознаёт необходимость овладения навыками пользования справочно-поисковыми системами (например, справочно-библиографическим аппаратом книги, библиотечными каталогами, в т.ч. электронными, поисковыми средствами глобальной сети).

Поэтому главной  задачей современного библиотечно  - информационного центра является: обучение технологии целенаправленного поиска, знакомство с разнообразием источников информации.  С этой целью на протяжении многих лет совместно с учителем информатики для учащихся 9-11 классов проводится цикл библиотечно-библиографических уроков «Поиск  информации в библиотеке», где учащиеся знакомятся с электронным каталогом и картотеками,  имеющиеся библиотеке лицея, а также ресурсами Интернет.

Следующим блоком в нашей работе является участие в подготовке и проведении литературных праздников, которые проходят по всем параллелям.

Блок «Литературные праздники»

Кафедра русского языка и литературы нашего лицея - инициатор проведения литературных праздников, посвященных жизни и творчеству русских писателей и поэтов.

К 110-летию Д.С. Лихачёва во всех классах лицея говорили о человеке, которого называют «совестью эпохи». Так, например, в 7-9 классах состоялась презентация  книги «Заветное» Д.С. Лихачёва – «Интеллигент. Публицист. Философ. Гражданин». 

Из книги учащиеся узнали о непростой судьбе  будущего академика.  Об интересном, ярком детстве – семейные походы в Мариинский театр, «поездки в Павловск  «пошуршать листьями, …прогулки на пароходах» по Финскому заливу.  «…Играли  в шашки, отец обсуждал прочитанное  на ночь - произведения  Лескова, … исторические романы Мамина-Сибиряка».  Из  рассказа о писателе дети сделали вывод, что именно в семье будущему учёному привили любовь к чтению и искусству.

О годах учёбы в гимназии и университете  поведали рассказы – «Умный ручной труд» и «Внешние впечатления». Ребят изумили  лингвистические способности студента Лихачёва, окончив университет, он знал  пять  иностранных языков.

Сталинские репрессии не обошли стороной и Д. С. Лихачёва, годы проведённые в Соловецком лагере, он считал главным событием своей жизни. И для себя «вывел аксиому жизни»: «Жить в нравственном отношении надо так, как если бы ты должен был умереть сегодня, а работать так, как если бы ты был бессмертен» [4 c. 258].

Эта фраза была предложена учащимися  как творческое  задание, предлагались вопросы  для обсуждения, например, как бы ты прожил  день, если бы знал, что он последний  в твоей жизни.  Ответы  поражали своими масштабами: «съел, увидел, съездил и т.д.». Но были среди них и такие: «ЧТОБЫ ПОМНИЛИ, ПРОСТИЛ, ПОМОГ, НАВЕРСТАЛ УПУЩЕННОЕ и т.д.». Т.е. дети,  рассуждая, мыслили нравственными категориями. А также  дети размышляли над главой «Этажи заботы». Результатом  этой работы было создание  выставки рисунков «Доброе дело, которое хочу совершить», и построили дом, состоящий из этажей заботы.

Прозвучавшие  на мероприятиях цитаты из книги «Заветное» звучали поистине как заветные слова, заветные мысли, заветные, дорогие автору и читателю. Мероприятию  сопутствовала книжная выставка «Д.С. Лихачёв – честь и совесть эпохи», где были представлены книги автора: «Письма о добром и прекрасном», «Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет», «Заметки о русском», «Земля родная», «Заветное».

Любая форма работы библиотеки связана со словом, а значит, - с чтением. Чтение есть труд души. Поэтому все мероприятия библиотеки были и будут демонстрацией богатства духовного мира человека.

Не первый год в нашей стране отмечается всемирный День Матери. К всемирному Дню Матери в лицее традиционно проводятся массовые мероприятия, посвященные самому дорогому человеку для каждого из нас. Среди них литературно-музыкальная композиция «Слово о Матери». Ребята читают проникновенные стихи о маме, женщине русских и советских поэтов: Н. Некрасова, С. Есенина, А. Твардовского и Д. Кедрина о дивчине, которая требовала от казака … сердце матери.

Красоту матери воспели не только поэты, но и художники  во время праздника учащиеся просмотрели презентацию «Материнство в живописи», где были продемонстрированы  иконы, картины с изображением матери и дитя. Например, иконы - «Взыграние младенца» и «Владимирской богоматери», картины – «Свидание» В. Маковского, «Осиротели»  Н. Касаткина, «Мать партизана» С. Герасимова.  Презентацию украсили высказывания известных мыслителей, поэтов, писателей о женщине, матери. И сопровождалась она рассказом  педагога-библиотекаря о картинах.  

Обучение выбору качественной литературы - повседневная жизнь нашей библиотеки.

С целью приобщения к творчеству современных российских детских поэтов для учащихся 2-4 классов был провёдён литературный фестиваль        «Современные детские поэты». Дети познакомились с творчеством многих поэтов, среди них - Ая Эн (И. Крестьева), М. Бородицкая, И. Гамазкова, Д. Герасимова, И. Жуков, Гр. Кружков, Е. Липатова, М. Лукашкина, С. Махотин, Св. Пшеничных, П. Синявский, Т. Собакин, А. Усачев.

Для удовлетворения большого числа запросов читателей  библиотека подготовилась:

•       попросила предоставить часть книг ЦДБ;

  •       собрала тексты стихов с сайтов Интернет в электронную папку;
  •       сделала распечатки стихов отдельных авторов (по заявке);
  •       подготовила биографические справки поэтов, нашла их портреты.

На промежуточном этапе до проведения фестиваля в течение учебного года проводились обзоры, беседы по творчеству поэтов, инсценировки, декламация и прочее во всех классах начальной школы.

Участвуют наши читатели в различных литературных акциях. Например, ежегодно в рамках месячника по героико - патриотическому  воспитанию проходит   конкурс декламаторов. Представители каждого класса декламируют  как известные стихотворения о войне, так и малоизвестные. Жюри конкурса всегда непросто оценивать участников, т.к. каждый из них ярко и образно доносит  до слушателей великий смысл военной поэзии: «Война – это зло, боль и страдания».

На протяжении трёх лет учащиеся лицея принимают участие в школьном туре Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика». При подготовке  к конкурсу педагог-библиотекарь выступает как ответственный за проведение конкурса в лицее, его обязанности  - это регистрация участников на сайте конкурса и подготовка и проведение  праздника книги «Сокровищница всех богатств человеческого духа». На котором конкурсанты читают наизусть отрывки из прозаических произведений российских писателей, не входящие  в школьную программу по литературе, но по значимости нравственного воспитания ребёнка, играют величайшую роль в формировании личности, поэтому актовый зал лицея всегда заполнен зрителями. «Интересно и увлекательно воспринимать  отрывки из книг на слух: особо чётко и явственно «слышишь» мысль автора, понимаешь характер героя, а голос чтеца как бы завораживает»,  так говорят присутствующие на конкурсе.

Широко используется в работе библиотек по привлечению детей к чтению – организация различных костюмированных музыкально – литературных праздников. Не исключением стала и наша библиотека.

 В честь 155-летия А.П. Чехова учащиеся лицея  посетили  литературную гостиную «Венок славы любимому писателю», которую подготовили преподаватели русского языка и литературы и педагог - библиотекарь.

Вплетая алые гвоздики в «венок славы»,  ученики 11- х  классов с помощью театрального действа рассказали зрителям о поездке Антона Павловича на остров Сахалин, а учащиеся 6  - 9-х классов представили мини-спектакли по рассказам Чехова.

Зрители от души смеялись над «хамелеонством», угодничеством, глупостью чеховских героев. Бурю оваций вызвали артистизм и умение перевоплощаться наилучших актёров: Масальского И., Волика Д., Пашкова Д., Беловолова М. и Баева Д. Юные актёры сумели донести до зрителя, что время не властно над творчеством А.П. Чехова, его искромётный юмор близок и понятен, нам людям XXI века.

Многогранно раскрывающей творчество писателя или поэта, а также интересной формой проведения массовых литературных праздников считается устный журнал. В работе используем следующую модель проведения устных журналов: 

  • Особые условия - в журнале должно быть не более 3 страниц.
  • Открывая журнал, ведущий кратко сообщает его содержание, затем предоставляет слово выступающим ученикам.
  • Страницы могут сопровождаться музыкальным оформлением и слайдами из электронной  презентации.
  • Заканчивается номер журнала кратким заключительным словом ведущего и рекомендацией печатного источника, в нашем случае  - книжная выставка.

Так,  например, ученики 2-х классов  подготовили  устный журнал «От улыбки хмурый день светлей», посвящённый творчеству Н. Носова.

Устный журнал  состоял из трёх страниц, по странице на каждый класс. Содержание было  следующим:

1 страница  «Домашнее задание»  - рассказ о Н.Н. Носове;

2 страница  «Викторина» - проверка знания произведений автора;

3 страница  «Конкурсы»  дешифровальщиков (разгадывание ребусов) и

художников (на лучшую иллюстрацию к произведению).

Блок «Проектная деятельность»

Проект - в буквальном переводе с латинского - «брошенный вперед».

В основе метода проектов лежит: развитие познавательных навыков учащихся, развитие критического и творческого мышления, формирование умений самостоятельно конструировать свои знания, формирование умений ориентироваться в информационном пространстве.

В 2014 г. учащиеся 11 класса приняли участие в исследовании «Нацизм и его характерные черты», приуроченном к всероссийской акции «Мир без нацизма». 

Преподаватель истории и педагог - библиотекарь определили для учащихся тему исследования: составили план по теме исследования и распределили участки исследования между участками проекта:

  • возникновение фашизма в Италии и Испании;
  • приход к власти А.Гитлера;
  • преступления против человечества (концлагеря, Холокост);
  • основные черты проявления нацизма (шовинизм, ксенофобия, расизм, геноцид);
  • пересмотр итогов II мировой войны;
  • реабилитация нацизма в государственном масштабе (страны Балтики, Украина).

Далее педагог - библиотекарь провела обзор литературы, мультимедийных дисков и видеоматериалов по теме,  ещё раз определил пути поиска:

на первом этапе ребята исследуют печатные источники информации (книги, критические статьи, периодику, справочную литературу), после чего библиотекарь провёл урок информационной грамотности по теме «Работа с рефератом», где  учащиеся познакомились с тем, как работать с тестом, отбирать, систематизировать информацию, формулировать выводы, оформлять

библиографический список использованной литературы.

На этом этапе также проводились консультации учителя и педагога-библиотекаря, на которых оценивались найденные материалы, сравнивались различные источники информации, намечались пути дальнейшего поиска по заданной теме, уточнялся план задания.

Следующим этапом было обсуждение найденного материала, уточнение, дополнение, расширение рамок поиска недостающих данных (фотографий, исторических документов, видеоматериалов, иллюстраций) по теме в сети Интернет. Педагог - библиотекарь познакомил учащихся с  образовательными сайтами, обучил навыкам работы в них, методике скачивания видеоинформации из сети Интернет, её сохранения,   а также  обрезки до нужных размеров  в программе Freemake Video Convertor. Так, например, в исследование вошли  видеосюжеты о переносе памятника воину-освободителю, в народе именуемому «Бронзовый солдат»,  из центра г. Таллинн (Эстония) на окраину городского кладбища в апреле 2007 г. и о праздновании Дня Победы в г. Львове (Украина) в 2011 г.  Когда автобусы с ветеранами подверглись нападению украинских националистов, которые срывали георгиевские ленты с одежды людей, пришедших к мемориалу почтить память павших.

Конечным результатом нашего проекта стали не электронные тексты рефератов, с библиографическими списками литературы и презентация, содержащая видеоматериалы, исторические даты, фотографии, рисунки, а открытый  урок «Нацизм и его характерные черты», где учащиеся, защищая свои исследования и выражая свои мысли и чувства, проявили свою гражданскую позицию, сказав твёрдое «НЕТ ФАШИЗМУ В РОССИИ!»

Блок «Родительские собрания»

К осмыслению новой миссии школьной библиотеки по развитию чтения, повышению индекса РISА, информационной культуры школьников в минувшем учебном году мы решили привлечь родителей.

В основу этой работы мы положили рекомендации И.И. Тихомировой по проведению родительских собраний посвященных детскому чтению [8 c. 33]. Собрания проводились в классах, иногда в параллели. Взяв за основу материалы И.И. Тихомировой, в библиотеке на абонементе оформлен специальный уголок «Для вас, родители!», где помещено напутствие родителям, бабушкам и дедушкам.

«Семейное чтение как совместная деятельность семьи и библиотеки может стать надежной основой для обучения и воспитания ребенка.

Он полюбит чтение и, ступенька за ступенькой, будет подниматься к вершинам Мудрости, Красоты, Знаний.

1. Увидеть счастливые глаза ребенка при чтении. Это чудо - раз!

2. Вновь вместе вернуться в мир детства. Это чудо - два!

3. Познакомиться с творчеством писателей. Это чудо - три!

Не спешите оставлять детей один на один с книгой, пусть вам будет интереснее втроем, вчетвером - всей семьей, большой или малой, положите свое сердце «у чтения», и тогда вас будет ожидать чудо» [5 c. 100].

Этими поучительными словами хочется закончить свой рассказ о работе библиотеки по привлечению детей к чтению.

Литература:

1.  Борохов, Э. Энциклопедия афоризмов: Россыпи мыслей/ Э. Борохов.-М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.- С.246.

2.   Выгодский,  Л.С. Психология искусства/ Л.С. Выгодский.- М.: Лабиринт ПРЕСС,2010.- С.205

3. Исследования РКП [Электронный ресурс]: http://www.bookchamber.ru/statistics.html   (Дата обращения 21.10.2016)

4.  Лихачёв, Д.С. Заветное/ Д.С. Лихачёв. - М.: «Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2006.-С.258      

5 .    Мишко, Т.А., Чудо-раз! Чудо-два! Чудо – три!/ Т.А. Мишко// Школьная библиотека.- 2007.- № 8.-.С.100

6. «Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения» [Электронный ресурс]: http://rusla.ru/rsba/provision/primer_poloz_o_bibli.pdf (Дата обращения 15.10.2016)

7.  Стандарт основного общего образования  [Электронный ресурс]: http://www.stupeni15.edusite.ru/DswMedia/_file_doc_fgos_oo.pdf    (Дата обращения 21.10.2016)

8.  Тихомирова, И.И. Творческая энергия чтения/ И.И. Тихомирова // Школьная библиотека.- 2007.- № 4-.С.30-33.

9.  Ушинский К. Родное слово //Умом и сердцем: Мысли о воспитании.- М.: Издательство политической литературы, 1989.- С.164.