Рабочая программа по дополнительному обучению "Занимательная риторика"

Сафонова Галина Егоровна

Эта рабочая программа предназначена для детей 1-4 классов. Направленность программы – социально-педагогическая. По форме организации – групповая. Состав группы постоянный 10-15 человек.  Уровень образования – завершенный цикл образования, в основе которого лежат благородные методические идеи, цементирующие, объединяющие весь курс начальной школы. Это идеи воспитания внимания, уважения, доброго отношения к людям, желания контактировать, сотрудничать, находить компромисс; овладевать умением слушать и понимать собеседника, пользоваться свободой и красотой слова для самовыражения и осуществления жизненных задач и идеалов. Уровень освоения программы – ознакомительный (краткосрочный). Объем освоения программы – 1 год – 72 часа (36 недель по 2 часа в неделю).  Новизна программы состоит в том, что она опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта ребенка, его нравственных качеств. Актуальность прелагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы социально-педагогического развития младших школьников, материально-технические условия созданы. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Занимательная риторика» опирается на необходимость находить компромисс между собеседниками, пользоваться правильной и красивой речью, умением слушать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_ritorika_safonova.docx69.12 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования города Котовска Тамбовской области

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3

с углублённым изучением отдельных предметов»

города Котовска Тамбовской области

Рассмотрена на заседании                                                                          «Утверждаю»                                        

методического совета                                                Директор МБОУ «СОШ №3 УИОП»                                                                          

от «__»__________20____г.                                                        __________________

Протокол №_____                                                                                         Н.В.Аверин                                                                                        

                                                                                              приказ №___от_____20__г.                                                                                        

                                                                                                                                                                                                                           

                                                     

                                                                                                                                 

                                                                                                       

                                                                                                                                           

                                       

                                                                       

                                                                                       

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Занимательная риторика»

социально-педагогической направленности

(стартовый уровень)

                                 Возраст учащихся: 7-10 лет

                                   Срок реализации: 1 год

                                                                                Авторы-составители:

                                                                                           Пачина Елена Валентиновна,                                                                                                                                                                          

                                                                                           учитель начальных классов

                                                                                           Сафонова Галина Егоровна,

                                                                                           педагог-библиотекарь

                                                               Котовск 2017 г.

          1. «Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы»

1.1 Пояснительная записка

                Главными  задачами  современной школы  является  раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Одним из направлений развития общего образования,  является работа по новым образовательным стандартам.
             
В Федеральных государственных  образовательных стандартах второго поколения  особое внимание уделяется формированию коммуникативных компетенций школьника, так как признание его активной роли в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками, от установления контактов до организации совместной деятельности и налаживания межличностных отношений.

               И вот здесь помочь  может   риторика   - наука   о законах   подготовки   и произнесения   публичной  речи с   целью   оказания    желаемого воздействия  на  аудиторию.

Направленность программы – социально-педагогическая. По форме организации – групповая. Состав группы постоянный 10-15 человек.  Уровень образования – завершенный цикл образования, в основе которого лежат благородные методические идеи, цементирующие, объединяющие весь курс начальной школы. Это идеи воспитания внимания, уважения, доброго отношения к людям, желания контактировать, сотрудничать, находить компромисс; овладевать умением слушать и понимать собеседника, пользоваться свободой и красотой слова для самовыражения и осуществления жизненных задач и идеалов. Уровень освоения программы – ознакомительный (краткосрочный). Объем освоения программы – 1 год – 72 часа (36 недель по 2 часа в неделю).  Новизна программы состоит в том, что она опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта ребенка, его нравственных качеств. Актуальность прелагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы социально-педагогического развития младших школьников, материально-технические условия созданы. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Занимательная риторика» опирается на необходимость находить компромисс между собеседниками, пользоваться правильной и красивой речью, умением слушать.

Данная программа педагогически целесообразна, т.к. библиотечный фонд способствует формированию толерантного отношения к людям, прививает навыки исследовательской, поисковой и литературоведческой деятельности. Эффективным для литературного развития детей является такое введение теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ребенок должен сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению. Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью приобщения учащихся к лучшим традициям мировой  художественной культуры через увлекательные и познавательные интерактивные формы учебной и творческой деятельности. Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе авторской программы Т. А. Ладыженской и Н. В. Ладыженской «Риторика» для 1-4 классов начальной школы. По словам Т.А. Ладыженской    риторику необходимо изучать для того, «чтобы вызвать у учащихся размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство. Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность». Отличительной особенностью данной программы,  от уже существующих в этой области,  является то, что занятия построены  на использовании литературных источников школьного ИБЦ.  Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена тем, что в последнее время у детей падает интерес к чтению и программа ориентирована на возрождение популярности книг. В структуру программы входят три образовательных блока: теория, практика, проект.  В структуре курса риторики можно выделить два направления работы: первое даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением. Второе - развивает умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении. Курс даёт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении). О речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умению создавать авторские проекты. Предлагаемая программа является общеобразовательной и общеразвивающей. Она построена на основе  привлечения детей к чтению и использования ресурсов школьной библиотеки. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, приблизительно поровну.  Форму занятий можно определить как групповую, творческую деятельность учащихся. Формы проведения занятий: беседы, праздничные мероприятия, конкурсы, круглые столы, игры, «устные журналы», проекты.

В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая.

Основные методы и технологии:

  • технология дифференцированного обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств   учащегося

                                                      1.2 Цели и задачи

Цель: научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, с которыми они  сталкиваются в жизни.

Задачи

воспитания: воспитание культуры обращения с книгой, формирование у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

развития: развитие интереса к русскому языку, литературному чтению как к учебному предмету, развитие смекалки и сообразительности, приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе, развитие умения пользоваться разнообразными словарями;

обучения: формирование у детей универсальных учебных действий (личностных  метапредметных) на межпредметном уровне, углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке, совершенствование общего языкового развития учащихся.

     

1.3 Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Наименование тем

Количество часов

 (на 36 недель)

Формы аттестации, контроля

 всего

теория

 практика

            Блок 1. ОБЩЕНИЕ

1-4

ЕСЛИ ТЫ ОДИН НА СВЕТЕ- БУДЕМ ОБЩАТЬСЯ

Плохо одному

4

2

2

Собеседование

5-8

ПРИВЕТСТВИЕ

Здравствуйте! Привет!

Доброе утро! Добрый вечер!

Знайкина школа.

Компьютерная программа «Приветствие»

4

1

3

Собеседование

Конкурс стихов

9-10

ВЫВЕСКИ

Проект «Вывески»

2

1

1

Проект

11-14

СЛОВО ВЕСЕЛИТ

СЛОВО ОГОРЧАЕТ

СЛОВО УТЕШАЕТ

Слово веселит, огорчает, утешает

4

2

2

Собеседование

15-18

ДАВАЙТЕ ДОГОВОРИМСЯ

ПОИГРАЕМ ВМЕСТЕ

Давайте договоримся

Поиграем вместе

4

1

3

Собеседование

Коллективная игра

Блок 2. РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ

19-22

УСТНАЯ РЕЧЬ

ГРОМКО-ТИХО

БЫСТРО-МЕДЛЕННО

УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ

Говорим и пишем

Громко – тихо

Быстро – медленно

От чистоговорки к скороговорке

Узнай по голосу

4

2

2

Собеседование

Сочинение скороговорок

23-24

РАЗГОВОР ПО ТЕЛЕФОНУ

Разговор по телефону

2

1

1

Деловая игра

25-28

МИМИКА И ЖЕСТЫ

Мимика и жесты

4

2

2

Собеседование

Инсценирование сказки

29-30

ПРОЩАНИЕ

До свидания, счастливого пути!

2

1

1

Собеседование

31-34

КАК СЕБЯ ВЕСТИ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА

Как вести себя во время разговора

4

2

2

Собеседование

Деловая игра

35-38

БЛАГОДАРНОСТЬ

Спасибо! Подарок. Умей благодарить!

4

1

3

Собеседование

Творческая работа

39-42

НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА

Проект «Новогодняя сказка»

4

1

3

Собеседование

Проект

                                                      Блок 3. ТЕКСТ

43-46

ТЕКСТ – ЧТО ЭТО ТАКОЕ

ЗАГОЛОВКИ – ОТГАДКИ

ЗАГОЛОВКИ – НАЗВАНИЯ

ЗАГОЛОВКИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ

Текст – что это такое.

О чем можно узнать из заголовка

4

2

2

Собеседование

Тест

47-50

ИЗВИНЕНИЕ

Извинение. От учтивых слов…

4

2

2

Собеседование

Диалог

51-52

ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ СЛОВА

Проект «Очень важные слова»

2

1

1

Проект

53-54

ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ

Знакомые незнакомцы

2

1

1

Собеседование

55-56

КЛЮЧ К ТЕКСТУ ЗАГАДКИ

Ключ к тексту

2

1

1

Собеседование

57-58

ЗНАКИ В ТЕКСТЕ

Какой текст легче прочитать

2

1

1

Собеседование

Заметка в газету

59-60

РИФМА

Рифма

2

1

1

Конкурс стихов

61-64

КАК ПОСТРОЕН ТЕКСТ

НАЧАЛО – КОНЕЦ

НАШИ СЧИТАЛКИ

Как построен текст

Начало – конец

Сочиняем считалку

4

2

2

Собеседование

Сочинение считалки

65-68

ОБРАЩЕНИЕ

Обращение. Я обращаюсь к тебе (к вам)

4

1

3

Собеседование

Инсценирование диалога

69-72

МАЛЕНЬКИЕ ТЕКСТЫ

ЧТО ЛУЧШЕ И ЧТО ХУЖЕ ЯЗЫКА

Проект «Сочиняем сказку»

Маленькие тексты

Рассуждение Эзопа

4

1

3

Проект

        Всего часов:    

72

30

42

                                                                                               

                                                   Содержание  программы

Раздел

Тема

Теория

Практика

Блок 1 Общение.

ЕСЛИ ТЫ ОДИН НА СВЕТЕ - БУДЕМ ОБЩАТЬСЯ

Плохо одному

Как люди общаются. Речевая ситуация: кто говорит (пишет) – кому (адресат) – с какой целью. Твой адресат (кому ты говоришь – пишешь).

Собеседование

Деловая игра

ПРИВЕТСТВИЕ

Здравствуйте! Привет!

Доброе утро! Добрый вечер!

Знайкина школа.

Компьютерная программа «Приветствие»

Вежливые (этикетные) слова (словосочетания). Тон вежливой речи. Обращение к знакомым и незнакомым людям. Способы выражения (этикетные формы выражения) извинения, просьбы. Вежливый отказ (в просьбе)

Собеседование

Конкурс стихов

Компьютерная программа «Приветствие»

ВЫВЕСКИ

Проект «Вывески»

Общение в официальной (деловой) обстановке (класс, музей, кабинет директора школы и т.д.)

Собеседование

Проект

СЛОВО

Слово веселит, огорчает, утешает

Словестное (вербальное) и несловестное (невербальное) общение

Собеседование.

Работа с текстом.

ДАВАЙТЕ ДОГОВОРИМСЯ

Давайте договоримся

Поиграем вместе

Общение в быту (обыденное, повседневное): один – один; один – немного (личное).

Собеседование

Коллективная игра

Блок 2. РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ

УСТНАЯ РЕЧЬ

ГРОМКО-ТИХО

БЫСТРО-МЕДЛЕННО

Говорим и пишем

Громко – тихо

Быстро – медленно

От чистоговорки к скороговорке

Узнай по голосу.

Устное и письменное общение. Словестное (вербальное) и несловестное (невербальное) общение. Жесты, мимика, телодвижения, интонация в устной речи.

Собеседование

Сочинение скороговорок

РАЗГОВОР ПО ТЕЛЕФОНУ

Разговор по телефону

Речь разговорная.

Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).

Деловая игра

МИМИКА И ЖЕСТЫ

Мимика и жесты

.Жесты, мимика, телодвижения, интонация в устной речи.

Собеседование

Инсценирование сказки

ПРОЩАНИЕ

До свидания, счастливого пути!

Способы выражения (этикетных форм) приветствия, прощания, благодарности.

Собеседование

ПОВЕДЕНИЕ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА

Как вести себя во время разговора

Вежливые (этикетные) слова (словосочетания). Тон вежливой речи.Обращение к знакомым и незнакомым людям.

                          Собеседование

Деловая игра

БЛАГОДАРНОСТЬ

Спасибо! Подарок. Умей благодарить!

В чем состоит вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость).

Вежливо – невежливо – грубо. Способы выражения (этикетных форм) приветствия, прощания, благодарности.

Собеседование

Творческая работа

НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА

Проект «Новогодняя сказка»

Этапы работы над проектом.

Собеседование

Проект

                                                      Блок 3. ТЕКСТ

ТЕКСТ – ЧТО ЭТО ТАКОЕ

 О чем можно узнать из заголовка.  Заголовки- отгадки. Заголовки- названия. Заголовки бывают разные.

Что такое текст.

Тема и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные сигналы смысловых частей текста.

Собеседование

Тест

ИЗВИНЕНИЕ

Извинение. От учтивых слов…

Способы выражения (этикетные формы выражения) извинения, просьбы. Вежливый отказ (в просьбе)

Собеседование

Диалог

ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ СЛОВА

Проект «Очень важные слова»

Этапы работы над проектом

Проект

ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ

Знакомые незнакомцы

Нормативные словари (в т.ч. и для школьников).

Коммуникативные промахи. Штампы. Выразительность речи. Твои находки. Словарь эпитетов. Словарь языка писателей.

Собеседование

КЛЮЧ К ТЕКСТУ ЗАГАДКИ

Ключ к тексту

Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные сигналы смысловых частей текста.

Собеседование

ЗНАКИ В ТЕКСТЕ

Какой текст легче прочитать

Чтение. Ознакомительное (знакомимся с книгой, журналом, газетой). Приемы ознакомительного чтения.

Собеседование

Заметка в газету

РИФМА

Рифма.

Речь разговорная с элементами художественной речи.

Сказочные истории.

Считалки, ритм, рифма, звукозапись в считалке.

Конкурс стихов

КАК ПОСТРОЕН ТЕКСТ

Как построен текст

Начало – конец. Сочиняем считалку

Связность текста. Виды связи предложений в тексте. Средства связи частей и предложений в тексте.

Собеседование

Сочинение считалки

ОБРАЩЕНИЕ

Обращение. Я обращаюсь к тебе (к вам)

Речь разговорная.

Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).

Собеседование

Инсценирование диалога

МАЛЕНЬКИЕ ТЕКСТЫ

Проект «Сочиняем сказку»

Маленькие тексты.                                Рассуждение Эзопа

Речь разговорная. Разговор в быту (семейный разговор).

Отзыв – отклик (экспромт) о книге, фильме, радио-, телепередаче.

Разговорная речь с элементами художественной речи. Невыдуманный рассказ

Проект

                                                 

                                           

1.4 Планируемые результаты:

личностные:

  • овладеть начальными навыками адаптации в различных жизненных ситуациях, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • развитить этические чувства, доброжелательность и  эмоционально-нравственную отзывчивость;

метапредметные:

  • овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
  • овладеть логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации;
  • научиться слушать собеседника, вести диалог и аргументировать свою точку зрения;

предметные:

  • расширить знания и представления о литературном языке, совершенствовать общее языковое развитие учащихся.
  • овладеть первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, овладеть умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать языковые средства для успешного  решения коммуникативных   задач,.

  2. «Комплекс организационно-педагогических условий»            

Календарный учебный график программы

«Занимательная риторика»

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

формы и методы работы

Количество часов

Тема

Место проведения

Форма контроля

план

факт

1

Сентябрь

Лекция

1

Плохо одному (лекция)

ИБЦ

Собеседование

2

Сентябрь

Лекция

1

Плохо одному (лекция)

ИБЦ

Собеседование

3

Сентябрь

Практическое занятие с элементами игр.

1

Плохо одному (игра)

ИБЦ

Собеседование

4

Сентябрь

Практическое занятие с элементами игр.

1

Подведение итогов

ИБЦ

Коллективная игра

5

Беседа

1

Здравствуйте! Привет!

Доброе утро! Добрый вечер!

ИБЦ

Собеседование

6

Практическое занятие с использованием дидактических и раздаточных материалов

1

Знайкина школа.

ИБЦ

Конкурс стихов

7

Работа с компьютером

1

Компьютерная

 программа «Приветствие»

ИБЦ

Игра

8

Работа с компьютером

1

Компьютерная

 программа «Приветствие»

ИБЦ

Игра

9

Лекция

1

Вывески

ИБЦ

Собеседование

10

Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями

1

Вывески

ИБЦ

Проект

11

Беседа

1

Слово веселит, огорчает, утешает

ИБЦ

Собеседование

12

Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов.

1

Слово веселит, огорчает, утешает

ИБЦ

Собеседование

13

Анализ и просмотр текстов.

1

Слово веселит, огорчает, утешает

ИБЦ

Собеседование

14

Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая).

1

Слово веселит, огорчает, утешает

ИБЦ

Собеседование

15

Беседа.

1

Давайте договоримся

Поиграем вместе

ИБЦ

Собеседование

16

Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая).

1

Давайте договоримся

Поиграем вместе

ИБЦ

Коллективная игра

17

Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая).

1

Давайте договоримся

Поиграем вместе

ИБЦ

Коллективная игра

18

Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая).

1

Давайте договоримся

Поиграем вместе

ИБЦ

Коллективная игра

19

Лекция

1

Говорим и пишем

ИБЦ

Собеседование

20

Самостоятельная работа

1

Громко – тихо

Быстро – медленно

ИБЦ

Собеседование

21

Работа с разнообразными словарями.

1

От чистоговорки к скороговорке

Узнай по голосу

ИБЦ

Сочинение скороговорок

22

Индивидуальная и групповая работа

1

От чистоговорки к скороговорке

Узнай по голосу

ИБЦ

Сочинение скороговорок

23

Лекция

1

Разговор по телефону

ИБЦ

Собеседование

24

Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов

1

Разговор по телефону

ИБЦ

Деловая игра

25

Лекция

1

Мимика и жесты

ИБЦ

Собеседование

26

Лекция

1

Мимика и жесты

ИБЦ

Собеседование

27

Практическое занятие; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая)

1

Мимика и жесты

ИБЦ

Инсценирование сказки

28

Практическое занятие; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая)

1

Мимика и жесты

ИБЦ

Инсценирование сказки

29

Беседа

1

До свидания, счастливого пути!

ИБЦ

Собеседование

30

Беседа

1

До свидания, счастливого пути!

ИБЦ

Собеседование

31

Лекция

1

Как вести себя во время разговора

ИБЦ

Собеседование

32

Лекция

1

Как вести себя во время разговора

ИБЦ

Собеседование

33

Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов.

1

Как вести себя во время разговора

ИБЦ

Деловая игра

34

Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов.

1

Как вести себя во время разговора

ИБЦ

Деловая игра

35

Беседа.

1

Спасибо! Подарок. Умей благодарить!

ИБЦ

Собеседование

36

Практическое занятие.

1

Спасибо! Подарок. Умей благодарить!

ИБЦ

Творческая работа

37

Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая).

1

Спасибо! Подарок. Умей благодарить!

ИБЦ

Творческая работа

38

Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая).

1

Спасибо! Подарок. Умей благодарить!

ИБЦ

Творческая работа

39

Лекция.

1

Новогодняя сказка

ИБЦ

Собеседование

40

Работа над проектом

1

Новогодняя сказка

ИБЦ

Проект

41

Работа над проектом

1

Новогодняя сказка

ИБЦ

Проект

42

Работа над проектом

1

Новогодняя сказка

ИБЦ

Проект

43

Лекция.

1

Текст – что это такое.

ИБЦ

Собеседование

44

Лекция.

1

Текст – что это такое.

ИБЦ

Собеседование

45

Просмотр и анализ  текстов.

1

О чем можно узнать из заголовка

ИБЦ

Собеседование

46

Просмотр и анализ  текстов.

1

О чем можно узнать из заголовка

ИБЦ

Тест

47

Лекция.

1

Извинение.

ИБЦ

Собеседование

48

Лекция.

1

Извинение.

ИБЦ

Собеседование

49

Практическое занятие.

1

От учтивых слов…

ИБЦ

Диалог

50

Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая).

1

От учтивых слов…

ИБЦ

Диалог

51

Беседа.

1

Очень важные слова

ИБЦ

Собеседование

52

Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов,.

1

Очень важные слова

ИБЦ

Проект

53

Лекция.

1

Знакомые незнакомцы

ИБЦ

Собеседование

54

 Работа с разнообразными словарями.

1

Знакомые незнакомцы

ИБЦ

Собеседование

55

Лекция.

1

Ключ к тексту

ИБЦ

Собеседование

56

Анализ и просмотр текстов.

1

Ключ к тексту

ИБЦ

Собеседование

57

Лекция.

1

Какой текст легче прочитать

ИБЦ

Собеседование

58

Анализ и просмотр текстов.

1

Какой текст легче прочитать

ИБЦ    

Заметка в газету

59

Лекция.

1

Рифма

ИБЦ

60

Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов, считалок, рифмовок, ребусов, головоломок

1

Рифма

ИБЦ

Конкурс стихов

61

Лекция.

1

Как построен текст

Начало – конец

ИБЦ

Собеседование

62

Лекция.

1

Как построен текст

Начало – конец

ИБЦ

Собеседование

63

Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок

1

Сочиняем считалку

ИБЦ

Сочинение считалки

64

Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок

1

Сочиняем считалку

ИБЦ

Сочинение считалки

65

Лекция.

1

Обращение.

ИБЦ

Собеседование

66

Практическое занятие Анализ и просмотр текстов.

1

Обращение.

ИБЦ

Собеседование

Подготовка к инсценировке

67

Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

1

Я обращаюсь к тебе (к вам)

ИБЦ

Инсценирование диалога

68

Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

1

Я обращаюсь к тебе (к вам)

ИБЦ

Инсценирование диалога

69

Лекция.

1

Маленькие тексты

Рассуждение Эзопа

ИБЦ

Собеседование

70

Практическое занятие Анализ и просмотр текстов.

1

Маленькие тексты

Рассуждение Эзопа

ИБЦ

Подготовка к проекту

71

Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

1

Маленькие тексты

Рассуждение Эзопа

ИБЦ

Проект

72

Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

.1

Сочиняем сказку

Маленькие тексты

Рассуждение Эзопа

ИБЦ

Проект

2.2  Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель русского языка и литературы, либо любой другой специалист в области филологии, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием в учебном кабинете, отвечающим требованиям ФГОС и  нормам СаНПин.

   Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная риторика» используется:

  • наличие лингвистических словарей: Орфоэпический словарь русского языка для школьников / сост. О.А. Михайлова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2010.; Фразеологизмы в русской речи: Словарь-справочник / Сост. Н.В. Баско. – М.: Флинта: Наука, 2012.; Михайлова О.А. Словарь антонимов русского языка.  – М.: Эксмо, 2012.; Словарь синонимов русского языка / Под ред. А.П. Евгеньевой. – М.: Астрель, 2010.; Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.  – М.: Эксмо, 2014.
  • наличие карточек с играми и заданиями: http://www.centrdetochki.ru/index.ph, http://www.nikulicheva.narod.ru/rit1.htm,
  • наличие текстов для работы на занятиях;
  • подборка видеофрагментов: http://vashgolos7.ru/ritorika-dlya-detej.html, http://vk.com/ritorikakids,
  • подборка печатных изданий: Детская риторика: Методические рекомендации. Ладыженская Н.В. и др. - Баллас, С-Инфо, 2011.;Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Методические рекомендации. Ладыженская Т.А. и др. - Баллас, С-Инфо, 2010. и материалов СМИ, Интернет;
  • компьютер, принтер, сканер, мультимедийный проектор;
  • набор ЦОР по русскому языку и литературному чтению: http://school-collection.edu.ru/, http://nikulicheva.narod.ru/rit1.htm, http://www.museum.ru/.

  1.   Формы аттестации

Формы промежуточной и итоговой  аттестации

Собеседование, творческая работа, выставки, фестивали, презентация работ, защита проектов

Формы  отслеживания  и  фиксации  образовательных

результатов

Готовая  работа,  грамота, диплом, журнал посещаемости,  портфолио,  фото

Формы  предъявления  и  демонстрации  образовательных результатов

Выставка, защита творческих  работ,  конкурс,  инсценировки сказок

2.4. Оценочные материалы

Диагностические  методики,  позволяющие определить достижение учащимися планируемых результатов:

*Критерии оценки сформированности умений  у  младших школьников:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно, использовать имеющиеся знания.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу.

2.5. Методические материалы

п/п

Название раздела,

темы

Материально-техническое

оснащение, дидактико-

методический материал

Формы, методы, приемы обучения

Формы подведения

итогов

1

        Общение: 

Виды общения

Речевой этикет

Речевая деятельность

правильная и хорошая (эффективная) речь

компьютерная и видеотехника, учебная и методическая литература, разработки, правила.

Объяснительно-иллюстративный, практический,   методы.

Групповая работа.

собеседование,

творческая работа

2

 РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

Текст.

Типы текстов. Речевые жанры.

компьютерная и видеотехника, учебники, методическая литература, разработки, ресурсы школьной библиотеки

Объяснительно-иллюстративный, проектный, репродуктивный методы. Групповая работа. Индивидуальная работа.

собеседование,

творческая работа, презентация работ, защита проектов

2.6 Список литературы

    Для учащихся:

  • 1.Грудцына Н.Г. Азбука общения: Книга для учащихся. – Самара, 2014.

  • 2. Детская риторика: 1 – IV классы / под ред. Т.А.Ладыженской._М.,2013.

  Для педагога:

  • Л.С.Кузина . Программа курса внеурочной деятельности «Риторика».
  •   М.Э. Сафонова. Возможности уроков риторики в развитии нравственных качеств учащихся.
  • Ю.Р. Заика. Коммуникативно-нравственное  развитие учащихся в системе непрерывного риторического образования: итоги экспериментальной деятельности.
  • Ладыженская Т.А. и др .Концепция  и программа детской риторики: 1-1У классы//Н. ш.-М.,2011.-№7.
  • Ладыженская Т.А. Курс школьной риторики: У-Х1 классы// Русская словесность.- М.,2012.-№2.
  • Смелкова З.С. Азбука общения: Книга для преподавателей риторики в школе.- Самара, 2011.
  • Волина В. В. Занимательное  азбуковедение. М.: Просвещение, 2009 г.
  • Волина В. В.  Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 2005
  • Полякова А. В. Творческие учебные задания по чтению для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 2005.
  • Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 2009 г.

Рецензия

на дополнительную

 программу «Занимательная риторика»

социально-педагогической направленности

(Пачина Е.В., учитель начальной школы , Сафонова Г.Е., педагог - библиотекарь МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Котовска Тамбовской области.)

              Данная программа предназначена для учащихся 1 - 4 классов и соответствует требованиям Федеральных государственных  образовательных стандартов второго поколения.  Следует отметить, что содержание программы ориентировано на формирование первичных навыков общения и ораторского искусства, становление культуры личности, обучение этикету. Программа включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовой программе.

                Программа «Занимательная риторика» предназначена для приобретения важнейших навыков риторики, помогает научиться правильно говорить и грамотно строить свою речь, содержит знания, вызывающие познавательный интерес у учащихся к изучению риторики.

                 Практические занятия, предусмотренные в программе: игры, тренинги, проектная деятельность, проведение различного вида тестов. Содержание материала программы соответствует поставленным целям и задачам обучения: воспитание грамотных и воспитанных людей, обладающих навыками ораторского искусства. Программа содержит разнообразные темы, направленные на формирование первичных навыков ораторского искусства, этикета. Изучение таких тем, как: «Приветствие», «Прощание», «Благодарность»,  «Извинение», «Очень важные слова», способствует воспитанию в учащихся вежливой,  воспитанной личности, способной грамотно преодолевать препятствия, возникающие в процессе общения. Темы «Если ты один на белом свете», «Слово веселит, слово огорчает», «Давайте договоримся», «Знакомые незнакомцы» помогает формированию личности учащихся. «Текст – что это такое», «Рифма», «Как построен текст», «Наши считалки» - помогают формированию письменных навыков, приобретению новых знаний в плане работы с текстом.

                  Блок «Методическое обеспечение программы» представлен достаточно полным описанием форм проведения занятий, дидактического материала, тематикой практикумов. Программа соответствует требованиям, предъявляемым к программам дополнительного образования детей. Данный курс углубляет и расширяет знания, умения, навыки, предполагаемые учебной общеобразовательной программой по русскому языку и чтению в начальной школе.

                                                                                               Руководитель кафедры начальных классов

                                                                                               МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Котовска

                                                                                               Никольская Т.В.