Рабочая программа по дополнительному обучению "Занимательная риторика"
Эта рабочая программа предназначена для детей 1-4 классов. Направленность программы – социально-педагогическая. По форме организации – групповая. Состав группы постоянный 10-15 человек. Уровень образования – завершенный цикл образования, в основе которого лежат благородные методические идеи, цементирующие, объединяющие весь курс начальной школы. Это идеи воспитания внимания, уважения, доброго отношения к людям, желания контактировать, сотрудничать, находить компромисс; овладевать умением слушать и понимать собеседника, пользоваться свободой и красотой слова для самовыражения и осуществления жизненных задач и идеалов. Уровень освоения программы – ознакомительный (краткосрочный). Объем освоения программы – 1 год – 72 часа (36 недель по 2 часа в неделю). Новизна программы состоит в том, что она опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта ребенка, его нравственных качеств. Актуальность прелагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы социально-педагогического развития младших школьников, материально-технические условия созданы. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Занимательная риторика» опирается на необходимость находить компромисс между собеседниками, пользоваться правильной и красивой речью, умением слушать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_ritorika_safonova.docx | 69.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования города Котовска Тамбовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3
с углублённым изучением отдельных предметов»
города Котовска Тамбовской области
Рассмотрена на заседании «Утверждаю»
методического совета Директор МБОУ «СОШ №3 УИОП»
от «__»__________20____г. __________________
Протокол №_____ Н.В.Аверин
приказ №___от_____20__г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Занимательная риторика»
социально-педагогической направленности
(стартовый уровень)
Возраст учащихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
Авторы-составители:
Пачина Елена Валентиновна,
учитель начальных классов
Сафонова Галина Егоровна,
педагог-библиотекарь
Котовск 2017 г.
1. «Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1 Пояснительная записка
Главными задачами современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Одним из направлений развития общего образования, является работа по новым образовательным стандартам.
В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения особое внимание уделяется формированию коммуникативных компетенций школьника, так как признание его активной роли в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками, от установления контактов до организации совместной деятельности и налаживания межличностных отношений.
И вот здесь помочь может риторика - наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Направленность программы – социально-педагогическая. По форме организации – групповая. Состав группы постоянный 10-15 человек. Уровень образования – завершенный цикл образования, в основе которого лежат благородные методические идеи, цементирующие, объединяющие весь курс начальной школы. Это идеи воспитания внимания, уважения, доброго отношения к людям, желания контактировать, сотрудничать, находить компромисс; овладевать умением слушать и понимать собеседника, пользоваться свободой и красотой слова для самовыражения и осуществления жизненных задач и идеалов. Уровень освоения программы – ознакомительный (краткосрочный). Объем освоения программы – 1 год – 72 часа (36 недель по 2 часа в неделю). Новизна программы состоит в том, что она опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта ребенка, его нравственных качеств. Актуальность прелагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы социально-педагогического развития младших школьников, материально-технические условия созданы. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Занимательная риторика» опирается на необходимость находить компромисс между собеседниками, пользоваться правильной и красивой речью, умением слушать.
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. библиотечный фонд способствует формированию толерантного отношения к людям, прививает навыки исследовательской, поисковой и литературоведческой деятельности. Эффективным для литературного развития детей является такое введение теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ребенок должен сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению. Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью приобщения учащихся к лучшим традициям мировой художественной культуры через увлекательные и познавательные интерактивные формы учебной и творческой деятельности. Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Т. А. Ладыженской и Н. В. Ладыженской «Риторика» для 1-4 классов начальной школы. По словам Т.А. Ладыженской риторику необходимо изучать для того, «чтобы вызвать у учащихся размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство. Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность». Отличительной особенностью данной программы, от уже существующих в этой области, является то, что занятия построены на использовании литературных источников школьного ИБЦ. Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена тем, что в последнее время у детей падает интерес к чтению и программа ориентирована на возрождение популярности книг. В структуру программы входят три образовательных блока: теория, практика, проект. В структуре курса риторики можно выделить два направления работы: первое даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением. Второе - развивает умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении. Курс даёт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении). О речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умению создавать авторские проекты. Предлагаемая программа является общеобразовательной и общеразвивающей. Она построена на основе привлечения детей к чтению и использования ресурсов школьной библиотеки. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, приблизительно поровну. Форму занятий можно определить как групповую, творческую деятельность учащихся. Формы проведения занятий: беседы, праздничные мероприятия, конкурсы, круглые столы, игры, «устные журналы», проекты.
В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая.
Основные методы и технологии:
- технология дифференцированного обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств учащегося
1.2 Цели и задачи
Цель: научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, с которыми они сталкиваются в жизни.
Задачи
воспитания: воспитание культуры обращения с книгой, формирование у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
развития: развитие интереса к русскому языку, литературному чтению как к учебному предмету, развитие смекалки и сообразительности, приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе, развитие умения пользоваться разнообразными словарями;
обучения: формирование у детей универсальных учебных действий (личностных метапредметных) на межпредметном уровне, углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке, совершенствование общего языкового развития учащихся.
1.3 Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Наименование тем | Количество часов (на 36 недель) | Формы аттестации, контроля | ||
всего | теория | практика | ||||
Блок 1. ОБЩЕНИЕ | ||||||
1-4 | ЕСЛИ ТЫ ОДИН НА СВЕТЕ- БУДЕМ ОБЩАТЬСЯ | Плохо одному | 4 | 2 | 2 | Собеседование |
5-8 | ПРИВЕТСТВИЕ | Здравствуйте! Привет! Доброе утро! Добрый вечер! Знайкина школа. Компьютерная программа «Приветствие» | 4 | 1 | 3 | Собеседование Конкурс стихов |
9-10 | ВЫВЕСКИ | Проект «Вывески» | 2 | 1 | 1 | Проект |
11-14 | СЛОВО ВЕСЕЛИТ СЛОВО ОГОРЧАЕТ СЛОВО УТЕШАЕТ | Слово веселит, огорчает, утешает | 4 | 2 | 2 | Собеседование |
15-18 | ДАВАЙТЕ ДОГОВОРИМСЯ ПОИГРАЕМ ВМЕСТЕ | Давайте договоримся Поиграем вместе | 4 | 1 | 3 | Собеседование Коллективная игра |
Блок 2. РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ | ||||||
19-22 | УСТНАЯ РЕЧЬ ГРОМКО-ТИХО БЫСТРО-МЕДЛЕННО УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ | Говорим и пишем Громко – тихо Быстро – медленно От чистоговорки к скороговорке Узнай по голосу | 4 | 2 | 2 | Собеседование Сочинение скороговорок |
23-24 | РАЗГОВОР ПО ТЕЛЕФОНУ | Разговор по телефону | 2 | 1 | 1 | Деловая игра |
25-28 | МИМИКА И ЖЕСТЫ | Мимика и жесты | 4 | 2 | 2 | Собеседование Инсценирование сказки |
29-30 | ПРОЩАНИЕ | До свидания, счастливого пути! | 2 | 1 | 1 | Собеседование |
31-34 | КАК СЕБЯ ВЕСТИ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА | Как вести себя во время разговора | 4 | 2 | 2 | Собеседование Деловая игра |
35-38 | БЛАГОДАРНОСТЬ | Спасибо! Подарок. Умей благодарить! | 4 | 1 | 3 | Собеседование Творческая работа |
39-42 | НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА | Проект «Новогодняя сказка» | 4 | 1 | 3 | Собеседование Проект |
Блок 3. ТЕКСТ | ||||||
43-46 | ТЕКСТ – ЧТО ЭТО ТАКОЕ ЗАГОЛОВКИ – ОТГАДКИ ЗАГОЛОВКИ – НАЗВАНИЯ ЗАГОЛОВКИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ | Текст – что это такое. О чем можно узнать из заголовка | 4 | 2 | 2 | Собеседование Тест |
47-50 | ИЗВИНЕНИЕ | Извинение. От учтивых слов… | 4 | 2 | 2 | Собеседование Диалог |
51-52 | ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ СЛОВА | Проект «Очень важные слова» | 2 | 1 | 1 | Проект |
53-54 | ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ | Знакомые незнакомцы | 2 | 1 | 1 | Собеседование |
55-56 | КЛЮЧ К ТЕКСТУ ЗАГАДКИ | Ключ к тексту | 2 | 1 | 1 | Собеседование |
57-58 | ЗНАКИ В ТЕКСТЕ | Какой текст легче прочитать | 2 | 1 | 1 | Собеседование Заметка в газету |
59-60 | РИФМА | Рифма | 2 | 1 | 1 | Конкурс стихов |
61-64 | КАК ПОСТРОЕН ТЕКСТ НАЧАЛО – КОНЕЦ НАШИ СЧИТАЛКИ | Как построен текст Начало – конец Сочиняем считалку | 4 | 2 | 2 | Собеседование Сочинение считалки |
65-68 | ОБРАЩЕНИЕ | Обращение. Я обращаюсь к тебе (к вам) | 4 | 1 | 3 | Собеседование Инсценирование диалога |
69-72 | МАЛЕНЬКИЕ ТЕКСТЫ ЧТО ЛУЧШЕ И ЧТО ХУЖЕ ЯЗЫКА | Проект «Сочиняем сказку» Маленькие тексты Рассуждение Эзопа | 4 | 1 | 3 | Проект |
Всего часов: | 72 | 30 | 42 |
Содержание программы
Раздел | Тема | Теория | Практика |
Блок 1 Общение. | |||
ЕСЛИ ТЫ ОДИН НА СВЕТЕ - БУДЕМ ОБЩАТЬСЯ | Плохо одному | Как люди общаются. Речевая ситуация: кто говорит (пишет) – кому (адресат) – с какой целью. Твой адресат (кому ты говоришь – пишешь). | Собеседование Деловая игра |
ПРИВЕТСТВИЕ | Здравствуйте! Привет! Доброе утро! Добрый вечер! Знайкина школа. Компьютерная программа «Приветствие» | Вежливые (этикетные) слова (словосочетания). Тон вежливой речи. Обращение к знакомым и незнакомым людям. Способы выражения (этикетные формы выражения) извинения, просьбы. Вежливый отказ (в просьбе) | Собеседование Конкурс стихов Компьютерная программа «Приветствие» |
ВЫВЕСКИ | Проект «Вывески» | Общение в официальной (деловой) обстановке (класс, музей, кабинет директора школы и т.д.) | Собеседование Проект |
СЛОВО | Слово веселит, огорчает, утешает | Словестное (вербальное) и несловестное (невербальное) общение | Собеседование. Работа с текстом. |
ДАВАЙТЕ ДОГОВОРИМСЯ | Давайте договоримся Поиграем вместе | Общение в быту (обыденное, повседневное): один – один; один – немного (личное). | Собеседование Коллективная игра |
Блок 2. РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ | |||
УСТНАЯ РЕЧЬ ГРОМКО-ТИХО БЫСТРО-МЕДЛЕННО | Говорим и пишем Громко – тихо Быстро – медленно От чистоговорки к скороговорке Узнай по голосу. | Устное и письменное общение. Словестное (вербальное) и несловестное (невербальное) общение. Жесты, мимика, телодвижения, интонация в устной речи. | Собеседование Сочинение скороговорок |
РАЗГОВОР ПО ТЕЛЕФОНУ | Разговор по телефону | Речь разговорная. Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону). | Деловая игра |
МИМИКА И ЖЕСТЫ | Мимика и жесты | .Жесты, мимика, телодвижения, интонация в устной речи. | Собеседование Инсценирование сказки |
ПРОЩАНИЕ | До свидания, счастливого пути! | Способы выражения (этикетных форм) приветствия, прощания, благодарности. | Собеседование |
ПОВЕДЕНИЕ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА | Как вести себя во время разговора | Вежливые (этикетные) слова (словосочетания). Тон вежливой речи.Обращение к знакомым и незнакомым людям. | Собеседование Деловая игра |
БЛАГОДАРНОСТЬ | Спасибо! Подарок. Умей благодарить! | В чем состоит вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость). Вежливо – невежливо – грубо. Способы выражения (этикетных форм) приветствия, прощания, благодарности. | Собеседование Творческая работа |
НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА | Проект «Новогодняя сказка» | Этапы работы над проектом. | Собеседование Проект |
Блок 3. ТЕКСТ | |||
ТЕКСТ – ЧТО ЭТО ТАКОЕ | О чем можно узнать из заголовка. Заголовки- отгадки. Заголовки- названия. Заголовки бывают разные. | Что такое текст. Тема и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные сигналы смысловых частей текста. | Собеседование Тест |
ИЗВИНЕНИЕ | Извинение. От учтивых слов… | Способы выражения (этикетные формы выражения) извинения, просьбы. Вежливый отказ (в просьбе) | Собеседование Диалог |
ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ СЛОВА | Проект «Очень важные слова» | Этапы работы над проектом | Проект |
ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ | Знакомые незнакомцы | Нормативные словари (в т.ч. и для школьников). Коммуникативные промахи. Штампы. Выразительность речи. Твои находки. Словарь эпитетов. Словарь языка писателей. | Собеседование |
КЛЮЧ К ТЕКСТУ ЗАГАДКИ | Ключ к тексту | Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные сигналы смысловых частей текста. | Собеседование |
ЗНАКИ В ТЕКСТЕ | Какой текст легче прочитать | Чтение. Ознакомительное (знакомимся с книгой, журналом, газетой). Приемы ознакомительного чтения. | Собеседование Заметка в газету |
РИФМА | Рифма. | Речь разговорная с элементами художественной речи. Сказочные истории. Считалки, ритм, рифма, звукозапись в считалке. | Конкурс стихов |
КАК ПОСТРОЕН ТЕКСТ | Как построен текст Начало – конец. Сочиняем считалку | Связность текста. Виды связи предложений в тексте. Средства связи частей и предложений в тексте. | Собеседование Сочинение считалки |
ОБРАЩЕНИЕ | Обращение. Я обращаюсь к тебе (к вам) | Речь разговорная. Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону). | Собеседование Инсценирование диалога |
МАЛЕНЬКИЕ ТЕКСТЫ | Проект «Сочиняем сказку» Маленькие тексты. Рассуждение Эзопа | Речь разговорная. Разговор в быту (семейный разговор). Отзыв – отклик (экспромт) о книге, фильме, радио-, телепередаче. Разговорная речь с элементами художественной речи. Невыдуманный рассказ | Проект |
1.4 Планируемые результаты:
личностные:
- овладеть начальными навыками адаптации в различных жизненных ситуациях, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитить этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;
метапредметные:
- овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
- овладеть логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации;
- научиться слушать собеседника, вести диалог и аргументировать свою точку зрения;
предметные:
- расширить знания и представления о литературном языке, совершенствовать общее языковое развитие учащихся.
- овладеть первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, овладеть умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач,.
2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график программы
«Занимательная риторика»
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | формы и методы работы | Количество часов | Тема | Место проведения | Форма контроля | |
план | факт |
1 | Сентябрь | Лекция | 1 | Плохо одному (лекция) | ИБЦ | Собеседование | |||
2 | Сентябрь | Лекция | 1 | Плохо одному (лекция) | ИБЦ | Собеседование | |||
3 | Сентябрь | Практическое занятие с элементами игр. | 1 | Плохо одному (игра) | ИБЦ | Собеседование | |||
4 | Сентябрь | Практическое занятие с элементами игр. | 1 | Подведение итогов | ИБЦ | Коллективная игра | |||
5 | Беседа | 1 | Здравствуйте! Привет! Доброе утро! Добрый вечер! | ИБЦ | Собеседование | ||||
6 | Практическое занятие с использованием дидактических и раздаточных материалов | 1 | Знайкина школа. | ИБЦ | Конкурс стихов | ||||
7 | Работа с компьютером | 1 | Компьютерная программа «Приветствие» | ИБЦ | Игра | ||||
8 | Работа с компьютером | 1 | Компьютерная программа «Приветствие» | ИБЦ | Игра | ||||
9 | Лекция | 1 | Вывески | ИБЦ | Собеседование | ||||
10 | Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями | 1 | Вывески | ИБЦ | Проект | ||||
11 | Беседа | 1 | Слово веселит, огорчает, утешает | ИБЦ | Собеседование | ||||
12 | Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов. | 1 | Слово веселит, огорчает, утешает | ИБЦ | Собеседование | ||||
13 | Анализ и просмотр текстов. | 1 | Слово веселит, огорчает, утешает | ИБЦ | Собеседование | ||||
14 | Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая). | 1 | Слово веселит, огорчает, утешает | ИБЦ | Собеседование | ||||
15 | Беседа. | 1 | Давайте договоримся Поиграем вместе | ИБЦ | Собеседование | ||||
16 | Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая). | 1 | Давайте договоримся Поиграем вместе | ИБЦ | Коллективная игра | ||||
17 | Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая). | 1 | Давайте договоримся Поиграем вместе | ИБЦ | Коллективная игра | ||||
18 | Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая). | 1 | Давайте договоримся Поиграем вместе | ИБЦ | Коллективная игра | ||||
19 | Лекция | 1 | Говорим и пишем | ИБЦ | Собеседование | ||||
20 | Самостоятельная работа | 1 | Громко – тихо Быстро – медленно | ИБЦ | Собеседование | ||||
21 | Работа с разнообразными словарями. | 1 | От чистоговорки к скороговорке Узнай по голосу | ИБЦ | Сочинение скороговорок | ||||
22 | Индивидуальная и групповая работа | 1 | От чистоговорки к скороговорке Узнай по голосу | ИБЦ | Сочинение скороговорок | ||||
23 | Лекция | 1 | Разговор по телефону | ИБЦ | Собеседование | ||||
24 | Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов | 1 | Разговор по телефону | ИБЦ | Деловая игра | ||||
25 | Лекция | 1 | Мимика и жесты | ИБЦ | Собеседование | ||||
26 | Лекция | 1 | Мимика и жесты | ИБЦ | Собеседование | ||||
27 | Практическое занятие; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | 1 | Мимика и жесты | ИБЦ | Инсценирование сказки | ||||
28 | Практическое занятие; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) | 1 | Мимика и жесты | ИБЦ | Инсценирование сказки | ||||
29 | Беседа | 1 | До свидания, счастливого пути! | ИБЦ | Собеседование | ||||
30 | Беседа | 1 | До свидания, счастливого пути! | ИБЦ | Собеседование | ||||
31 | Лекция | 1 | Как вести себя во время разговора | ИБЦ | Собеседование | ||||
32 | Лекция | 1 | Как вести себя во время разговора | ИБЦ | Собеседование | ||||
33 | Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов. | 1 | Как вести себя во время разговора | ИБЦ | Деловая игра | ||||
34 | Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов. | 1 | Как вести себя во время разговора | ИБЦ | Деловая игра | ||||
35 | Беседа. | 1 | Спасибо! Подарок. Умей благодарить! | ИБЦ | Собеседование | ||||
36 | Практическое занятие. | 1 | Спасибо! Подарок. Умей благодарить! | ИБЦ | Творческая работа | ||||
37 | Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая). | 1 | Спасибо! Подарок. Умей благодарить! | ИБЦ | Творческая работа | ||||
38 | Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая). | 1 | Спасибо! Подарок. Умей благодарить! | ИБЦ | Творческая работа | ||||
39 | Лекция. | 1 | Новогодняя сказка | ИБЦ | Собеседование | ||||
40 | Работа над проектом | 1 | Новогодняя сказка | ИБЦ | Проект | ||||
41 | Работа над проектом | 1 | Новогодняя сказка | ИБЦ | Проект | ||||
42 | Работа над проектом | 1 | Новогодняя сказка | ИБЦ | Проект | ||||
43 | Лекция. | 1 | Текст – что это такое. | ИБЦ | Собеседование | ||||
44 | Лекция. | 1 | Текст – что это такое. | ИБЦ | Собеседование | ||||
45 | Просмотр и анализ текстов. | 1 | О чем можно узнать из заголовка | ИБЦ | Собеседование | ||||
46 | Просмотр и анализ текстов. | 1 | О чем можно узнать из заголовка | ИБЦ | Тест | ||||
47 | Лекция. | 1 | Извинение. | ИБЦ | Собеседование | ||||
48 | Лекция. | 1 | Извинение. | ИБЦ | Собеседование | ||||
49 | Практическое занятие. | 1 | От учтивых слов… | ИБЦ | Диалог | ||||
50 | Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая). | 1 | От учтивых слов… | ИБЦ | Диалог | ||||
51 | Беседа. | 1 | Очень важные слова | ИБЦ | Собеседование | ||||
52 | Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов,. | 1 | Очень важные слова | ИБЦ | Проект | ||||
53 | Лекция. | 1 | Знакомые незнакомцы | ИБЦ | Собеседование | ||||
54 | Работа с разнообразными словарями. | 1 | Знакомые незнакомцы | ИБЦ | Собеседование | ||||
55 | Лекция. | 1 | Ключ к тексту | ИБЦ | Собеседование | ||||
56 | Анализ и просмотр текстов. | 1 | Ключ к тексту | ИБЦ | Собеседование | ||||
57 | Лекция. | 1 | Какой текст легче прочитать | ИБЦ | Собеседование | ||||
58 | Анализ и просмотр текстов. | 1 | Какой текст легче прочитать | ИБЦ | Заметка в газету | ||||
59 | Лекция. | 1 | Рифма | ИБЦ | |||||
60 | Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов, считалок, рифмовок, ребусов, головоломок | 1 | Рифма | ИБЦ | Конкурс стихов | ||||
61 | Лекция. | 1 | Как построен текст Начало – конец | ИБЦ | Собеседование | ||||
62 | Лекция. | 1 | Как построен текст Начало – конец | ИБЦ | Собеседование | ||||
63 | Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок | 1 | Сочиняем считалку | ИБЦ | Сочинение считалки | ||||
64 | Практическое занятие с элементами игр и игровых элементов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок | 1 | Сочиняем считалку | ИБЦ | Сочинение считалки | ||||
65 | Лекция. | 1 | Обращение. | ИБЦ | Собеседование | ||||
66 | Практическое занятие Анализ и просмотр текстов. | 1 | Обращение. | ИБЦ | Собеседование Подготовка к инсценировке | ||||
67 | Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями. | 1 | Я обращаюсь к тебе (к вам) | ИБЦ | Инсценирование диалога | ||||
68 | Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями. | 1 | Я обращаюсь к тебе (к вам) | ИБЦ | Инсценирование диалога | ||||
69 | Лекция. | 1 | Маленькие тексты Рассуждение Эзопа | ИБЦ | Собеседование | ||||
70 | Практическое занятие Анализ и просмотр текстов. | 1 | Маленькие тексты Рассуждение Эзопа | ИБЦ | Подготовка к проекту | ||||
71 | Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями. | 1 | Маленькие тексты Рассуждение Эзопа | ИБЦ | Проект | ||||
72 | Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями. | .1 | Сочиняем сказку Маленькие тексты Рассуждение Эзопа | ИБЦ | Проект |
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель русского языка и литературы, либо любой другой специалист в области филологии, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием в учебном кабинете, отвечающим требованиям ФГОС и нормам СаНПин.
Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная риторика» используется:
- наличие лингвистических словарей: Орфоэпический словарь русского языка для школьников / сост. О.А. Михайлова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2010.; Фразеологизмы в русской речи: Словарь-справочник / Сост. Н.В. Баско. – М.: Флинта: Наука, 2012.; Михайлова О.А. Словарь антонимов русского языка. – М.: Эксмо, 2012.; Словарь синонимов русского языка / Под ред. А.П. Евгеньевой. – М.: Астрель, 2010.; Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Эксмо, 2014.
- наличие карточек с играми и заданиями: http://www.centrdetochki.ru/index.ph, http://www.nikulicheva.narod.ru/rit1.htm,
- наличие текстов для работы на занятиях;
- подборка видеофрагментов: http://vashgolos7.ru/ritorika-dlya-detej.html, http://vk.com/ritorikakids,
- подборка печатных изданий: Детская риторика: Методические рекомендации. Ладыженская Н.В. и др. - Баллас, С-Инфо, 2011.;Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Методические рекомендации. Ладыженская Т.А. и др. - Баллас, С-Инфо, 2010. и материалов СМИ, Интернет;
- компьютер, принтер, сканер, мультимедийный проектор;
- набор ЦОР по русскому языку и литературному чтению: http://school-collection.edu.ru/, http://nikulicheva.narod.ru/rit1.htm, http://www.museum.ru/.
- Формы аттестации
Формы промежуточной и итоговой аттестации | Собеседование, творческая работа, выставки, фестивали, презентация работ, защита проектов |
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов | Готовая работа, грамота, диплом, журнал посещаемости, портфолио, фото |
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов | Выставка, защита творческих работ, конкурс, инсценировки сказок |
2.4. Оценочные материалы
Диагностические методики, позволяющие определить достижение учащимися планируемых результатов:
*Критерии оценки сформированности умений у младших школьников:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно, использовать имеющиеся знания.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу.
2.5. Методические материалы
№ п/п | Название раздела, темы | Материально-техническое оснащение, дидактико- методический материал | Формы, методы, приемы обучения | Формы подведения итогов |
1 | Общение: Виды общения Речевой этикет Речевая деятельность правильная и хорошая (эффективная) речь | компьютерная и видеотехника, учебная и методическая литература, разработки, правила. | Объяснительно-иллюстративный, практический, методы. Групповая работа. | собеседование, творческая работа |
2 | РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ Текст. Типы текстов. Речевые жанры. | компьютерная и видеотехника, учебники, методическая литература, разработки, ресурсы школьной библиотеки | Объяснительно-иллюстративный, проектный, репродуктивный методы. Групповая работа. Индивидуальная работа. | собеседование, творческая работа, презентация работ, защита проектов |
2.6 Список литературы
Для учащихся:
- 1.Грудцына Н.Г. Азбука общения: Книга для учащихся. – Самара, 2014.
- 2. Детская риторика: 1 – IV классы / под ред. Т.А.Ладыженской._М.,2013.
Для педагога:
- Л.С.Кузина . Программа курса внеурочной деятельности «Риторика».
- М.Э. Сафонова. Возможности уроков риторики в развитии нравственных качеств учащихся.
- Ю.Р. Заика. Коммуникативно-нравственное развитие учащихся в системе непрерывного риторического образования: итоги экспериментальной деятельности.
- Ладыженская Т.А. и др .Концепция и программа детской риторики: 1-1У классы//Н. ш.-М.,2011.-№7.
- Ладыженская Т.А. Курс школьной риторики: У-Х1 классы// Русская словесность.- М.,2012.-№2.
- Смелкова З.С. Азбука общения: Книга для преподавателей риторики в школе.- Самара, 2011.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 2009 г.
- Волина В. В. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 2005
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по чтению для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 2005.
- Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 2009 г.
Рецензия
на дополнительную
программу «Занимательная риторика»
социально-педагогической направленности
(Пачина Е.В., учитель начальной школы , Сафонова Г.Е., педагог - библиотекарь МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Котовска Тамбовской области.)
Данная программа предназначена для учащихся 1 - 4 классов и соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Следует отметить, что содержание программы ориентировано на формирование первичных навыков общения и ораторского искусства, становление культуры личности, обучение этикету. Программа включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовой программе.
Программа «Занимательная риторика» предназначена для приобретения важнейших навыков риторики, помогает научиться правильно говорить и грамотно строить свою речь, содержит знания, вызывающие познавательный интерес у учащихся к изучению риторики.
Практические занятия, предусмотренные в программе: игры, тренинги, проектная деятельность, проведение различного вида тестов. Содержание материала программы соответствует поставленным целям и задачам обучения: воспитание грамотных и воспитанных людей, обладающих навыками ораторского искусства. Программа содержит разнообразные темы, направленные на формирование первичных навыков ораторского искусства, этикета. Изучение таких тем, как: «Приветствие», «Прощание», «Благодарность», «Извинение», «Очень важные слова», способствует воспитанию в учащихся вежливой, воспитанной личности, способной грамотно преодолевать препятствия, возникающие в процессе общения. Темы «Если ты один на белом свете», «Слово веселит, слово огорчает», «Давайте договоримся», «Знакомые незнакомцы» помогает формированию личности учащихся. «Текст – что это такое», «Рифма», «Как построен текст», «Наши считалки» - помогают формированию письменных навыков, приобретению новых знаний в плане работы с текстом.
Блок «Методическое обеспечение программы» представлен достаточно полным описанием форм проведения занятий, дидактического материала, тематикой практикумов. Программа соответствует требованиям, предъявляемым к программам дополнительного образования детей. Данный курс углубляет и расширяет знания, умения, навыки, предполагаемые учебной общеобразовательной программой по русскому языку и чтению в начальной школе.
Руководитель кафедры начальных классов
МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Котовска
Никольская Т.В.