Конспект открытого библиотечного урока "Пути информационного поиска"

Панкова Наталья Сергеевна

Конспект открытого библиотечного урока "Пути информационного поиска" Был составлен и проведен в 4 классе в рамках "Фестиваля открытых уроков по гуманно-личностной педагогике" Презентация прилагается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект

открытого библиотечного урока в рамках

«Фестиваля открытых уроков по гуманно-личностной технологии

2018-2019 учебного года»

Дата проведения 10.04.2019

Тема: Пути информационного поиска.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений.

Цель:

  • Дать понятие о научной и научно-популярной литературе и её назначении.
  • Научить учащихся классифицировать данную литературы и выделять ее из других видов литературы.

Задачи:

  • Образовательная: Формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.
  • Развивающая: Развивать учебно-интеллектуальные умения: мотивировать свою деятельность, внимательно воспринимать информацию, рационально запоминать, логически осмысливать учебный материал, выделяя в нем главное, решать проблемные познавательные задачи, самостоятельно выполнять упражнения, осуществлять самоконтроль в учебно-познавательной деятельности
  • Воспитательная: Воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу, обеспечивать доброжелательное отношение к учащимся со стороны преподавателя, в сочетании с требовательностью, его педагогический такт

Метапредметный результат: 

  • Уметь результативно мыслить и работать с информацией.
  • Уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Предметный результат: 

  • Сформировать основы информационной культуры учащихся через умение самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации.

Оборудование и ресурсы:

  • Интерактивная панель, презентация к уроку,
  • Книги по теме урока для трёх команд,
  • карточки задания, тексты для работы, карточки-помощники
  • карточки для рефлексии.

Ход урока:

Здравствуйте, как приятно видеть вас на встрече с книгой! Очень мне нравится одно высказывание: «Всё знать не возможно, поэтому, не главное знать, а главное знать, где найти!» (Слайд 1).

Вопрос: Каким образом мы с вами сегодня имеем возможность добывать информацию?

Ответ: Интернет, книги, журналы, телевидение, радио и т.д.

Вопрос: А зачем тогда я вам предлагаю читать, когда мы можем просто нажать кнопку на компьютере и найти информацию, списать её  и  всё?

Ответ: Потому что нужно уметь классифицировать тексты и отбирать необходимую информацию, нужную и достоверную, то есть такую, которая будет необходима и уместна по заданной теме.

  Правильно, в любом случае нам с вами необходимо читать!

И поэтому,  сегодня я предлагаю вам определить для себя  «Пути информационного поиска». (Слайд 2).

  А так как у нас с вами запланировано путешествие, нам нужен гид. Вот он: под соснами под ёлками лежит мешок с иголками….. (ёж). (Слайд 3).

А искать мы будем с вами не просто так, а посетим три «города» волшебной книжной страны: художественный, научный и научно-популярный. (Слайд 4).

Вопрос: Как вы думаете, почему они так названы?

Ответ: По классификации стилей текста и литературы.

Правильно, мы должны четко понимать, что нам с вами нужно. Поэтому  сегодня хочется вам предложить поработать с тремя видами текстов. (Слайд 4).

Мы, должны сегодня, научится классифицировать эти тексты и разобраться, какой вид текста нам будет нужен в той или иной ситуации. И поможет нам в этом наш гид. Напомните мне его имя.

 Ёж.

Имя его очень короткое, но информации и книг о нём огромное количество. Вашему вниманию я предлагаю три текста о еже (приложение 1,2,3). Я намеренно не называю классификацию этих текстов, ваша задача  их классифицировать.

Но сначала давайте все же, определимся, что собой представляет каждый стиль. Слайд 5.

А теперь подберём для каждого фото нашего ежа – стиль текста. (Слайд 6).

 А теперь возьмите  тексты. Прочтите тексты. Подчеркните в них информацию, которая будет полезна для подготовки доклада по «Окружающему миру» по предложенной схеме (приложение 4). Можно воспользоваться карточками-подсказками. (Слайд 7). Время выполнения 10 -15 минут.

Идёт работа с текстами в группах. Учащиеся заполняют таблицу, которая поможет им подготовиться к докладу, используя подсказку. (Приложение 5).

Давайте проведём анализ работы:

Ответ: первый текст – научный, второй текст – научно-популярный, третий текст- художественный. Должны привести аргументы.

Вопрос: из какого текста вы нашли больше всего нужной информации? Назовите отличия?

Теперь, возьмите три книги, которые лежат на вашем столе и, не вчитываясь в текст, попробуйте определить, к какому виду литературы относится данная книга – вложите в них закладки, на которых указана классификация.

Итак, подведем итоги:

  • Почему литературу и текст,  классифицируют: художественный, научный и научно-популярный.
  • В каких случаях можно воспользоваться научной литературой?
  • В каких случаях можно воспользоваться научно-популярной литературой?
  • В каких случаях можно воспользоваться художественной литературой?

Рефлексия: заполните, пожалуйста, лист опрос.

Да

Нет

Не уверен

Я смогу различить тексты согласно классификации:

  • научный,
  • научно-популярный,
  • художественный.

Я смогу применить знания на практике.

Я уже владел(а) данной информацией

Мне было интересно на уроке

На этом наш урок подошёл к концу. Надеюсь, вы теперь чётко, грамотно и рационально сможете выбирать путь поиска нужной и главное полезной информации, не тратя время даром. И правильно подберёте литературу для подготовки, но и сможете выбрать нужные тексты и в сети интернет.

Вопрос: «Всё знать не возможно, поэтому, не главное знать, а главное знать, где найти!» - согласны с этим высказыванием? (Слайд 8).

Ответ:

Всем спасибо. Досвидания. (Слайд 9).

        Приложение 1

    Еж прожил у нас 3 дня. Я внимательно следила за его поведением, повадками, кормила зверька.

1 ДЕНЬ. Еж некоторое время лежал, свернувшись в клубок. Я попыталась палочками развернуть его. Но не тут – то было! Он крепко сжал свое колючее тельце.  Я смогла рассмотреть иглы его шубки. Они торчат во все стороны, как бы переплетаясь. Иголки имеют форму веретена: самая толстая часть их посередине. Я больно уколола себе пальцы. Цвет иголок кажется серым, но я внимательно присмотрелась. Оказывается, что на них чередуются темные и светлые полоски. Я оставила его в покое и ушла на улицу.

       Первый день ежик был пуглив и осторожен. Потом он забрался за шкаф с обувью. На ночь мы оставили ему кусочек хлеба, лист капусты, морковку.

   2  ДЕНЬ. Ежик уже вел себя посмелее. Он осторожно выходил из своего укрытия. Мне удалось рассмотреть его получше. Из – под короткой щетинки на лбу выглянуло длинное рыльце с блестящим любопытным носом и маленькими глазами - бусинками. Лапки у него короткие, быстрые. Мы постелили ему возле шкафа газету, положили несколько ягод малины и два яблока, поставили блюдце с молоком. Еж ел малину и охотно пил молоко. А вечером утащил яблоки за шкаф. Видимо, унес он их с помощью иголок.                         

     3 ДЕНЬ. Колючий квартирант,  видимо, стал привыкать к обстановке. Ежик - ночное животное. В темноте он шуршал газетой,  топотал, бегал по квартире.

Утром мы решили прекратить свои наблюдения и отпустили ежа на волю. Он убежал в свою родную стихию. Люди иногда стараются приручить ежа, поселить его дома вместо кошки. Но они только губят его. Ежу в доме плохо. Домашний пол никогда ему не заменит траву и землю. А еще выяснили, что держать ежей в доме опасно. Среди клещей, живущих на ежах, есть разносчики заболеваний. Пусть еж живет там, где ему отведено природой.

Приложение 2.

Ёж — общеизвестный по внешности зверёк, чья спина и бока покрыты короткими тёмными иглами. Иглы длиной до 3 см; у взрослых ежей их 5000—6000, у молодых — всего 3000. Иглы белые у основания и на конце, посередине окрашены полосами чёрного, белого и коричневого цвета. Мех на мордочке, ногах и брюшке ежа жёсткий; в России чаще всего встречается его серая окраска. Грудь и горло однотонные, без белых пятен, в отличие от похожих белобрюхих ежей.

   Длина тела ежа 135—265 мм, хвоста — не более 3 см; весит он в среднем 700—800 г, но перед спячкой может отъедаться до 1200 г. Самцы крупнее самок. Мордочка вытянутая, подвижная; нос острый и постоянно влажный. Глаза чёрные, круглые. Уши короткие (меньше 3,5 см), округлые, почти спрятаны в меху. Конечности пятипалые, с довольно острыми когтями; задние ноги несколько длиннее передних. На верхней челюсти 20 мелких острых зубов, на нижней — 16.

  Колючки и сворачивание в клубок – это природная защита ежиков от хищников. Однако она не всегда помогает – некоторым животным удается развернуть свернувшегося в клубок ежика. А лиса, говорят, даже откатывает ежика в воду, чтобы он развернулся.  Колючки некоторых видов ежей могут оказаться ядовитыми. Однако этот яд вырабатывается не ежом. Еж смазывает иглы ядом, "конфискованным" у жаб.  Под кожей, покрытой сверху и с боков иглистым панцирем, почти сплошным слоем расположены продольные и кольцевые мышцы, при сокращении которых еж свертывается, приобретая форму колючего шара.  Частота дыханий ежика: при бодрствовании – 40-50, при спячке – 6-8 дыханий в минуту; температура тела – 34, при спячке – 2 градуса Цельсия.  У ежей не самое лучшее зрение. Правда, считается, что ежи могут различать цвета как человек (в отличии от всех остальных животных, у которых зрение – "черно-белое"). Кроме того, у ежей очень хорошие слух и обоняние.  Во время спячки ежи значительно теряют в весе, поэтому после пробуждения основная задача ежа – найти пищу, в это время он ненасытен.  У всех ежей 36 зубов.  Длина хвоста ежа обыкновенного – около 3 см.  Период беременности ежихи – 7 недель. В году бывает один приплод, от 3 до 6 (иногда до 7-8) детенышей.  Ежата рождаются слепыми, с ярко-розовой кожей, без иголок. Иголки (сначала мягкие) начинают появляться через несколько часов после рождения. Глаза у ежат открываются на 16-й день.  Еж удивительно устойчив к яду гадюки, хотя ими и не питается (разве что в условиях неволи). Слабо действуют (или совсем не действуют) на ежа и другие яды, такие как мышьяк, сулема, опиум и даже синильная кислота.  Ушастый еж отличается от обыкновенного сами понимаете чем – большими ушами (3-5 см). Но не только. Ушастый еж бегает быстрее обыкновенного и при опасности неохотно сворачивается в клубок, а чаще пытается убежать, шипя и подпрыгивая. Ушастые ежи очень устойчивы к сильным ядам и перегреву.  Неправда, что ежи ловят мышей (еж не угонится за обычной мышью) и гадюк (ежи их едят, но специально за ними не охотятся). Неправда и то, что ежи выдаивают молоко коз и коров. Они действительно очень любят молоко и некоторые из них селятся возле ферм. Еж отлично знает время доения, приходит на ферму и прячется в углу, ожидая, что молоко прольется на пол. Тогда еж вылижет все молоко. Доением же ежи не занимаются.  Никогда не берите ежиков домой! В неволе они практически не живут. Кроме того ежи – разносчики опаснейших для человека клещей.

Приложение 3.

Обыкнове́нный ёж, или европе́йский ёж (лат. Erinaceus europaeus) — млекопитающее из рода евразийских ежей семейства ежовых. Широко распространён в Европе, Малой Азии, Западной Сибири, северо-западе Казахстана, Амурской области, северном и северо-восточном Китае.

Внешний вид   Обыкновенный ёж — животное небольших размеров. Длина его тела составляет 20—30 см, хвоста — около 3 см масса тела — 700—800 г. Уши относительно небольшие (обычно меньше 3,5 см). Морда вытянутая. Нос у животного острый и постоянно влажный. У обыкновенных ежей, обитающих на Кипре, уши более крупные. На верхней челюсти у ежей 20 мелких острых зубов, а на нижней — 16. Верхние резцы широко расставлены, оставляя место для прикуса нижним резцам. Голова относительно крупная, клинообразная, со слабоудлинённым лицевым отделом. На лапах по 5 пальцев с острыми когтями. Задние конечности более длинные, чем передние. Иглы у обыкновенного ежа короткие, не более 3 см. На голове иглы разделены на 2 части «пробором». Поверхность игл гладкая, окраска их слагается чередованием буроватых и светлых поясков. На спине, боках и голове иглы достигают в длину 2 см. Внутри они полые, наполненные воздухом. Растут иглы с такой же скоростью, как и волосы. Между иглами располагаются тонкие, длинные, очень редкие волосы. Голова и брюхо покрыты грубоватыми и обычно тёмно-окрашенными волосами. У взрослых ежей обычно по 5—6 тысяч игл, у более молодых особей около 3 тысяч.

На морде, ногах и животе у обыкновенных ежей окрас варьируется от желтовато-белого до тёмно-коричневого цвета. Иглы буроватого цвета, с тёмными поперечными полосами. Грудь и горло ежа однотонного цвета, без разных белых пятен. У ежей, живущих в Испании, бледный окрас.

РаспространениеАреал обыкновенного ежа включает в себя Западную и Центральную Европу, Британские острова, юг Скандинавии, северо-запад Европейской части России, Западная Сибирь, Казахстан[8]. Также обыкновенный ёж интродуцирован в Новую Зеландию.

Поведение Места обитания Обыкновенный ёж населяет самые разнообразные места обитания, избегая обширных болот и сплошных хвойных лесов. Предпочитает опушки, перелески, небольшие поляны, поймы рек. Он вполне может жить рядом с человеком. В Европе обыкновенного ежа можно найти в открытых лесах, травянистых равнинах, в кустарниках, песчаной местности и даже в парках.

Образ жизниОбыкновенный ёж — это животное, активное в ночное время суток. Не любит надолго уходить из своего дома. День ежи проводят в гнезде или других укрытиях.

Гнёзда строят в кустах, ямах, пещерах, заброшенных норах грызунов или в корнях деревьев. Обычно гнездо занимает в диаметре 15—20 см, в нём находится подстилка из сухой травы или листьев, мха. При помощи длинных средних пальцев на ногах ежи ухаживают за своими колючками. Грудь животные вылизывают языком. Самцы агрессивны друг к другу, ревностно охраняют свои участки. Площадь таких участков составляет у самцов 7—39 га, а у самок — 6—10 га. Линька у обыкновенных ежей происходит медленно, обычно весной или осенью. В среднем, за год меняется только одна игла из трёх. Каждая иголка растёт 12—18 месяцев. В природе эти животные живут 3—5 лет, в неволе могут доживать до 8—10 лет.

ПитаниеОбыкновенный ёж — это всеядное животное. Основу его питания составляют взрослые насекомые, гусеницы, слизни, иногда дождевые черви, мыши. В естественных условиях на позвоночных нападает редко, чаще всего жертвами ежа становятся оцепеневшие рептилии и амфибии. Из растений может поедать ягоды и фрукты. Вопреки расхожему мнению, ежи обычно не едят змей, так как основу рациона ежей составляют насекомые (у ежей, обитающих в Новой Зеландии основу рациона также составляют плоды аборигенных растений). В 1811 году П. С. Паллас экспериментально установил, что ежи без вреда для себя поедали нарывников, содержащих высокотоксичный для других животных яд. На ежей также слабо действуют такие яды, как мышьяк, сулема, опиум и даже синильная кислота. Конечно, очень большие дозы ядов губительны для ежей, но дозы, убивающие других животных, а также человека, ежам не вредят.

Мышей, к которым иногда относят не столько настоящих мышей, сколько менее шустрых полёвок, в природе ежи добывают довольно редко и в небольших количествах. Среди поедаемых ежом насекомых отмечались некоторые вредные (например, майские жуки, волосатые жужелицы, гусеницы монашенки, непарные шелкопряды).

Поедают также яйца и птенцов любых мелких птиц, гнездящихся на земле.

Как правило, за год самка приносит только один выводок. Беременность длится 49 дней. В помёте обычно 3—8 (чаще всего 4) детёнышей. Ежата рождаются голыми, слепыми, с ярко-розовой кожей, масса их тела всего 12 граммов. Через несколько часов после рождения у ежат появляются белые и тёмные мягкие иглы. Полностью игловой покров формируется к 15 дню жизни. Лактация продолжается около 1 месяца. После её окончания ежата начинают жить самостоятельно. Половозрелыми становятся к 10—12 месяцам.

Польза и вред для людей. Обыкновенный ёж полезен уничтожением вредных насекомых: среди поедаемых им насекомых — майские жуки, гусеницы монашенки и непарный шелкопряд. В то же время ёж уничтожает птенцов и яйца гнездящихся на земле мелких птиц. Так, на Внешних Гебридах завезённые ежи превратились в настоящих вредителей, уничтожающих кладки таких птиц, как бекас, чернозобик, улит и чибис.

Ёж может быть переносчиком таких заболеваний, как дерматомикоз, жёлтая лихорадка, сальмонеллёз, лептоспироз, бешенство. На них в больших количествах водятся клещи и блохи. Например, изучение иксодовых клещей (переносчиков возбудителей клещевого энцефалита, туляремии, бабезиоза крупного рогатого скота, пироплазмоза лошадей) выявило, что ежи находятся в числе хозяев, на которых клещи кормятся во всех фазах развития. В лесных угодьях ежи собирают на себя клещей, в том числе энцефалитных, больше, чем любые другие зверьки, поскольку его колючий покров, как щёткой, счёсывает голодных клещей с травы. От клещей, забравшихся между иглами, ёж не способен избавиться.

Ёж — самый обычный, местами многочисленный вид. Он легко приспосабливается к жизни рядом с людьми и довольно часто содержится как домашнее животное. Известно, что римляне ещё в IV в. до н. э. выращивали ежей ради мяса — его запекали вместе с иголками в глине.

Приложение 4.

Схема для подготовки доклада.

Приложение

Название животного, род

Внешний вид

Места обитания

Питание

Польза человеку

Приложение 5.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=4df721cec0ca3614b112d735f176f997-l&n=13

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=c1f74a515cd62ecdac7d92adfbb9a1fa-l&n=13

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=240ecaef4298029c2c247670800e8064-l&n=13

Источники


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Всё знать не возможно, поэтому, не главное знать, а главное знать, где найти!» Панкова Н.С. Педагог-библиотекарь МБОУ «СОШ №11» Ангарск

Слайд 2

Пути информационного поиска Информацио́нный по́иск (англ. information retrieval ) — процесс поиска документальной информации, удовлетворяющей информационные потребности…

Слайд 3

Вот он: под соснами под ёлками лежит мешок с иголками…..

Слайд 4

Текст Научный Научно-популярный Художественный

Слайд 5

Стиль текста Художественный Научно-популярный Научный значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях Этот стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи. Основная задача ознакомить читателя в доступной и понятной не специалисту форме, с научными знаниями. Она не преследует цели дать последовательное изложение научных концепций.

Слайд 6

Художественный Научный Научно-популярный

Слайд 7

Работа с текстом

Слайд 8

«Всё знать не возможно, поэтому, не главное знать, а главное знать, где найти!»

Слайд 9

Спасибо за работу! Досвидания!