Статья: Музей истории профессионального образования как информационная платформа для системы среднего профессионального образования

Фуганова Екатерина Андреевна

 

В настоящее время мы находимся в процессе становления информационного общества, которое задает тенденции развития для всех сфер человеческой деятельности. Большинство исследовательских проектов последних лет посвящено необходимости формирования экономики знаний, опирающейся на современные технологии.

Для музейного дела развитие современных информационных технологий также диктует новые тенденции. Цель музея как информационной платформы – обеспечить преподавателей, учащихся и административных сотрудников бесплатными ресурсами, а также единым структурированным пространством для обмена опытом, обеспечить бесплатный свободный равный доступ к открытым учебно-методическим материалам, предназначенным как для разового, так и для многократного использования в некоммерческих целях в сфере преподавания, обучения и научных исследований.

В связи с требованиями сегодняшнего дня меняются приоритетные направления деятельности современного музея, когда внимание не акцентируется на предметных экспозициях и коллекциях, а перемещается в сторону активного взаимодействия с посетителем и исследования музея целевой аудиторией.

Большинство музеев перестали быть закрытыми академическими институтами, они представляют собой гостеприимное, вдохновляющее и привлекательное публичное пространство, где внимание специалистов сосредоточено на направлениях, формах и методах контакта с потенциальной и реальной аудиторией, а также на определении стратегии развития музейной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_istorii_professionalnogo_obrazovaniya_kosenkova.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Катерина Борисовна Косенкова,

заместитель директора Государственного бюджетного нетипового

образовательного учреждения Дворца учащейся молодежи

Санкт-Петербурга, заведующий Санкт-Петербургским музеем истории профессионального образования

Докладчик: Екатерина Андреевна Фуганова,

педагог-организатор отдела «Экспозиционно-выставочный центр»

Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения

Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга

Музей истории профессионального образования

как информационная платформа для системы среднего

профессионального образования

В настоящее время мы находимся в процессе становления информационного общества, которое задает тенденции развития для всех сфер человеческой деятельности. Большинство исследовательских проектов последних лет посвящено необходимости формирования экономики знаний, опирающейся на современные технологии.

Для музейного дела развитие современных информационных технологий также диктует новые тенденции. Цель музея как информационной платформы – обеспечить преподавателей, учащихся и административных сотрудников бесплатными ресурсами, а также единым структурированным пространством для обмена опытом, обеспечить бесплатный свободный равный доступ к открытым учебно-методическим материалам, предназначенным как для разового, так и для многократного использования в некоммерческих целях в сфере преподавания, обучения и научных исследований.

В связи с требованиями сегодняшнего дня меняются приоритетные направления деятельности современного музея, когда внимание не акцентируется на предметных экспозициях и коллекциях, а перемещается в сторону активного взаимодействия с посетителем и исследования музея целевой аудиторией.

Большинство музеев перестали быть закрытыми академическими институтами, они представляют собой гостеприимное, вдохновляющее и привлекательное публичное пространство, где внимание специалистов сосредоточено на направлениях, формах и методах контакта с потенциальной и реальной аудиторией, а также на определении стратегии развития музейной деятельности.

На сегодняшний день сильное влияние оказывает процесс дигитализации искусства и культуры в целом. Повсеместное внедрение в деятельность музеев новых технологий меняет традиционные для них модели коммуникации. Основой музея остается подлинный музейный предмет, в то время как цифровые технологии могут и должны доносить замысел, контекст, историю и идею экспозиции. Сегодня говорят о трех главных направлениях использования цифровых технологий в музейном пространстве: техническом, концептуальном и коммуникационном.

В контексте обсуждаемой темы, нас в первую очередь, интересует коммуникационное направление, а именно – интерактивный уровень взаимодействия, диалог посетителя (в том числе виртуального) и музейного предмета. Это этап развития, на котором музей из исключительно информационного поля трансформируется в аттрактивную систему, которая успешно сочетает в себе информационную функцию и привлекательность представления посетителю информации.

Переходя к опыту составления и оформления экспозиции Музея истории профессионального образования, стоит отметить, что обновленный музей, не отказываясь от материальных предметов на экспозиции, расширяет информационное поле, используя интерактивные панели, тачскрины, саундбоксы, видеомэппинг. Более того, именно мультимедийное, интерактивное оборудование выступает в роли экспозиционных доминант в большинстве залов.

Центральный экспонат экспозиции –  видеопроекция (видеомэппинг) строительства судна «Полтава» - одного из самых известных кораблей петровской эпохи. Другой видео-мэппинг в блокадном зале музея представляет историю выпуска танка КВ-1 — первого советского тяжёлого танка времён Великой Отечественной войны.

Актуальным инновационным проектом является мобильная версия музея истории профессионального образования, которая дает широкий спектр возможностей для внедрения новых технологий в музейную деятельность.

Мобильная версия музея включает в себя 4 основных блока:

1. интерактивное приложение «Музей истории профессионального образования»: общая информация о музее и основных разделах экспозиции, сведения о самых интересных экспонатах;

2. интерактивный комплекс (виртуальная прогулка по историческим залам музея),  управление которым осуществляется при помощи штурвала, задающего направление движения по основной экспозиции музея.

3. интерактивные приложения: комплексы с сенсорными экранами, где можно ознакомиться с информацией по тому или иному направлению деятельности музея, а также пройти небольшие тесты и квесты (информация представлена в нескольких информационных блоках: «Наиболее востребованные и перспективные профессии среднего профессионального образования, которые можно получить в СПб и Лен.обл.», «Профессии, которые ушли в прошлое, редкие профессии», загадки о профессиях);

4. интерактивное приложение «Worldskills + Abylimpics в России»: история движения по профессиональному мастерству, профессиональный рост движения, контакты.

Специалисты музея истории профессионального образования занимаются разработкой и внедрением в деятельность музея интерактивных занятий и экскурсий для различных категорий посетителей. На данный момент ведется разработка программы, которая будет состоять из цикла профориентационных интерактивных занятий, под названием «История профессий». Целью данного цикла занятий является ознакомление обучающихся с профессиями, их содержанием, функциями, требованиями, предъявляемыми к личностным характеристикам человека. Например, интерактивное занятие по специальности «Судостроение» включает в себя интерактивную театрализованную экскурсию и квест по экспозиции музея.

Также специалистами музея разработаны тематические интерактивные экскурсии для детей от 6 до 10 лет «Чем пахнут ремесла» и от 10 до 12 лет «О чем рассказал музейный экспонат».

Цифровые технологии в музее дают возможность показать одну и ту же историческую тему по-разному, в зависимости от тех инструментов, которые будут использованы для ее изучения. Они перспективны именно с позиции свободного выбора посетителем того контента, который наиболее соответствует его запросам.

Современные технологии позволяют объединять различные социальные группы, создавая необходимые обществу связи. Темпы развития, возможность дистанционного обучения и работы обусловили появление таких моделей, как открытое обсуждение и коллективная разработка при доступности ресурсов.

В обобщенном ключе процесс развития этой системы состоят в следующем:

  • обеспечение доступа к информационным платформам;
  • введение основ использования сети интернет и других видов цифровой связи;
  • развитие доверия к технологиям и их уверенное использование, в том числе многоплатформенное.

Помимо внедрения технологий в экспозиционное пространство, сегодня широко распространена тенденция использования цифровых инструментов во внемузейном пространстве. Широкая публикация собраний музея в Интернете способна привлечь в музей и новых посетителей, и новых партнеров. Принцип открытости, на который опираются музеи при выходе в веб-пространство, будет способствовать расширению межмузейного обмена, в том числе и международного.

Это лишь небольшая часть потенциала, все перечисленные тенденции работы с технологиями апробированы в различных музеях мира, и сложно сказать, какие еще возможности откроются перед музеями, благодаря дигитализации сферы, учитывая непрерывность развития новых технологий, которые могут открыть и новые возможности для построения более качественных коммуникаций со всеми аудиториями музея.

Сейчас специалисты Музея истории профессионального образования ведут работу на экспозиции, и рады видеть всех в обновленном музее.