Рабочая программа дополнительного образования «Радуйтесь вместе с нами» направление «Художественное слово» (направленность художественная самодеятельность, танцевальное искусство) 2018 – 2019 учебный год Руководитель: Ушакова Галина Сергеевна
Рабочая программа дополнительного образования «Радуйтесь вместе с нами» направление «Художественное слово» (направленность художественная самодеятельность, танцевальное искусство) 2018 – 2019 учебный год Руководитель: Ушакова Галина Сергеевна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hud.slovo_2018-2019_g.s._ushakova.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Рассмотрено: руководитель МО учителей ________/С.В.Евстратова/ | Согласовано: заместитель директора по ВР ______________/С.А. Аксарина / | Утверждено: директор школы приказ №_________ «__»______________2018год __________/Е.А. Дитц./ |
Рабочая
программа дополнительного образования
«Радуйтесь вместе с нами»
направление «Художественное слово»
(направленность художественная самодеятельность, танцевальное искусство)
2018 – 2019 учебный год
Руководитель: Ушакова Галина Сергеевна
Срок реализации программы 1 год
2018 г.
Пояснительная записка
Программа предназначена для работы с умственно отсталыми детьми, обучающимися в специальном образовательном учреждении VIII вида.
Рабочая программа дополнительного образования «Радуйтесь вместе с нами» направление «Художественное слово» составлена на основании:
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида».
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Закона РФ «Об образовании в Российской федерации» № 273 от 29 декабря 2012года,
2. Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065 – п. Письма МО РФ от 18.09. 2002 г. №29/2331- 6 «Об использовании Базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений РФ, утверждённых приказом Минобразования России от 10.04.02 №29/2065-п ОУ».
Дополнительное художественное образование, а именно освоение литературы и умение воздействовать словом на слушателя, предназначено для того, чтобы удовлетворяя уже имеющуюся у ребенка потребность в художественных переживаниях, беречь и развивать в человеке восприимчивость к воздействиям искусства. Ученики вместе с персонажами и автором произведений проживает их судьбы, насыщая свою память бесценным эмоциональным духовным опытом.
«Художественное слово» - это воплощение литературного произведения в устный рассказ. Процесс овладения литературным материалом любого жанра «работой над текстом», конечный результат такой работы — рождение яркого выразительного, эмоционального «художественного слова».
Каждый ребёнок в тайне хочет быть лидером, пользоваться авторитетом, он ждет сочувствия, сопереживания, единения с друзьями, поэтому задача педагога, как можно ближе подтолкнуть ребёнка к его желанию быть востребованным, быть лидером.
Ребёнок узнает много нового и интересного о писателях, поэтах и их произведениях. Занятие в данном кружке оказывает огромное коррекционное воздействие на все психофизиологические процессы, речь, память, внимание, мышление воображение.
Углубленная творческая работа над литературным материалом дает возможность ощутить широту и яркость в звучании слов.
На занятиях дети учатся правильному звукопроизношению для развития слухового внимания и способности к звукоподражанию и имитации, умению выразительно передавать мысли автора, чтобы ярко «художественно» передавать их слушателям.
Умение выразительно читать вслух любой текст с листа — необходимый признак культуры речи. Развивается умение пересказывать прочитанный текст.
В процессе занятий в кружке у детей должны сформировать такие качества личности, как общительность, уверенность в себе, разнообразие интересов, добросовестность, активность, тактичность.
Основная задача кружка подготовка детей к выступлениям на праздниках, исходя из этого, ребёнок должен владеть выразительной эмоциональной литературной речью, обладать хорошей дикцией и гибким голосом.
Художественное слово играет большую роль в развитии интонации, богатства и разнообразия речи. В рамках освоения программы, учащиеся овладевают правильным выразительным звукопроизношением, развивается слуховое внимание, способность эмоционально воздействовать на слушателя.
Большая роль отводится формированию эстетической культуры, коммуникативно-речевых умений, творческому самоутверждению, в процессе которого происходит приобщение к искусству, развивает духовные потребности и мотивы.
Важно отметить коррекционное воздействие занятий на психофизиологические недостатки речи, эмоционально-волевую сферу, внимание памяти, мыслительных процессов умственно отсталых детей, что также играет немаловажную роль в их развитии.
Цель:
Направление «Художественное слово» организовано с целью обеспечения, каждому ученику возможности приобщиться к искусству, участию в процессе создания и восприятия художественных ценностей в качестве исполнителя и актёра.
Задачи:
- знакомство с различными способами изложения мысли, передачи переживаний с различными литературными жанрами;
- овладение лексическим запасом русского языка;
- закрепление верных технических речевых навыков;
- овладение эмоционально насыщенным, образным словом, которое помогает раскрыть мысль;
- развитие творческого потенциала каждого ребёнка;
- формирование навыка организации свободного времени;
- коррекция недостатков речевого развития, мыслительных процессов и эмоционально-волевой сферы.
Принципы организации работы по программе:
- личностно-ориентированный подход;
- доступность;
- учёт особенностей познавательной деятельности детей;
- ориентация на успех каждого ребёнка;
- связь с основными учебными предметами.
Формы работы:
- индивидуальные;
- групповые;
- практические;
- теоретические.
Способы определения результативности деятельности:
Основной формой контроля отслеживающей результаты деятельности кружка, является школьный утренник, театрализованные представления, вечера поэзии, конкурсы стихов.
Участие в праздничных и развлекательных мероприятиях помогает ребенку самоутвердиться как личность.
Организация работы по программе:
Занятие проводятся в 5-м и 9-м классах, организуются в форме кружка.
В средней и старшей возрастных группах по одному разу в неделю. Длительность одного занятия 40 мин.
Состав участников переменный, то есть может, манятся в течение года.
Набор занимающихся свободный.
Общее количество часов в год 58, общее количество часов в неделю 2, общее количество занятий 2.
Распределение учебных часов
№ | Возрастная группа | Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в году |
1. | Средняя | 40 мин | 1 | 1 | 29 |
2. | Старшая | 40 мин | 1 | 1 | 29 |
Основные методы работы с учащимися.
Словесный (предварительная беседа);
Игровой (актёрское мастерство, сценическая речь);
Наглядный (иллюстрации в книгах, просмотр видеофильмов).
В работе, возможно, использовать различный методический материал.
Формирование творческой деятельности проводится в несколько этапов:
- умение разбираться в содержании прочитанного;
- умение перевоплощаться в разные образы и персонажи;
- умение доносить мысль и чувство, ритмично, ярко, звучно до зрителя.
Содержание программного материла:
Содержание программы направлено на приобщение учащихся к искусству, освоение духовного опыта предков, исторического опыта человечества, совершенствования внутреннего мира человека.
Содержание занятий доступно для понимания, восприятия. На занятиях учащиеся знакомятся с возможностями языка, сценической речью, учатся воображать, фантазировать, образно воспринимать предметы и явления окружающего мира, выражать в слове свои впечатления, своё видение предмета, состояние природы и человека; чувствовать выразительность слова.
В занятиях используются следующие жанры, художественного слова:
1. Фольклорные — заклички, песни-игры, частушки, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки, сказки, былины, шуточные небылицы.
2. Литературные - авторская сказка, рассказ, стихотворение, басня, повесть, проза.
Средняя возрастная группа (29 часов)
(5 класс)
Цель занятий:
Подготовка к школьным праздникам, школьным конкурсам художественной самодеятельности.
Продолжать работу над правильным произношением, выразительности, артистичности.
Продолжать знакомство с художественными жанрами.
Ожидаемый результат:
- развитие навыков общения;
- увеличение словарного запаса;
- умение выступать перед зрителями;
- накопление значимого для ребёнка опыта читательских переживаний и оценок.
- эмоциональное выразительное чтение стихов.
Учебно – тематический план
№ | Учебная четверть | Общее количество учебных часов | В том числе теоретических | В том числе практических |
1. | 1 четверть | 5 часов | 1 | 4 |
2. | 2 четверть | 7 часов | 1 | 6 |
3. | 3 четверть | 10 часов | 2 | 8 |
4 | 4 четверть | 7 часов | 1 | 6 |
Примерный фольклорный литературный материал.
Первая четверть (5 часов)
Русские народные песни и стихотворения.
«Кто родился в понедельник», «Петушок», «Вдали за холмами»;
Русская народная сказка «Белая уточка».
Стихотворение на школьную тему (по сценарию).
Басня «Попрыгунья стрекоза», автор Крылов.
Вторая четверть (7 часов)
Сказки северных Народов.
«Мальчик», «Корешок». — Хантыйская сказка.
«Олешек — Золотые рожки» Саамская сказка.
Сказка «Двенадцать месяцев».
Стихотворения на новогоднею тему год (по сценарию).
Третья четверть (10 часов)
В мире северных загадок.
Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».
Стихотворение ко Дню Защитника отечества.
Сказки зарубежных писателей «Бременские музыканты», авторы Братья Гримм.
Стихотворения к «Женскому дню 8-е Марта.
Стихотворения о весне русских писателей: А.С. Пушкин, Ф. Тютчев, А. Блок, Н. Некрасов
Четвертая четверть (7 часов)
Стихотворения писателей ЯНАО: Р. Ругин, Л. Лапцуй, М. Окуненко, Микуль Шульгин.
Сказки русских писателей: «Поросёнок — не свинья» Н. Хаткин.
«Четыре желания» К. Ушинский.
Стихотворения посвященные «Дню Победы».
Учащиеся должны знать:
- русских писателей и поэтов;
-знать писателей и поэтов Ямало-Ненецкого автономного округа;
-знать основные фольклорные и литературные жанры;
- требования, предъявляемые к речевой деятельности.
Учащиеся должны уметь:
- пересказывать содержание;
- уметь доносить мысль, чувство, ритм и звучание до зрителя;
- уметь импровизировать
Календарно-тематический план
2018 -2019 учебный год
средняя возрастная группа
1 четверть (5 часов)
№ | Тема | Час | Практическая работа | Коррекционная работа | Диагностика результатов обучения |
1 | Введение. | 1 | Вводная беседа. | Развитие слухового внимания и памяти, речи. |
|
2 | Стихотворение, сценки на школьную тему (по сценарию). | 1 | Выразительное чтение. | Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Выступление на общешкольном концерте. |
3 | Басня «Попрыгунья стрекоза», автор Крылов. | 1 | Выразительное чтение по ролям. | Развитие слухового внимания и памяти. | Участие в внутри школьном конкурсе. |
4 | Русские народные песни и стихотворения на тему осени. | 1 | Повторение стихотворений. | Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Выступление на общешкольном концерте. |
5. | Русская народная сказка «Белая уточка». | 1 | Выразительное чтение, пересказ, обсуждение сказки. | Развитие слухового внимания и памяти, речи, формирование умения выполнять задания по словесной инструкции работать в группе. | Накопление опыта читательских переживаний. |
2 четверть (7 часов)
№ | Тема | Час | Практическая работа | Коррекционная работа | Диагностика результатов обучения |
1 | Выразительное чтение стихотворений о матери. | 1 | Повторение стихотворений | Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Выступление на общешкольном концерте. |
2 | Чтение рассказа «Материнская любовь». | 1 | Выразительное чтение, пересказ, обсуждение. | Развитие слухового внимания и памяти, речи.
| Накопление опыта читательских переживаний и оценок. |
3 | Сказки северных народов. | 1 | Выразительное чтение, пересказ, обсуждение. | Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Умеют импровизировать. |
4 | Сказка «Двенадцать месяцев». | 2 | Чтение и пересказ сказки. | Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Накопление опыта читательских переживаний и оценок. |
5. | Стихотворения на новогоднею тему год (по сценарию). | 2 | Выразительное чтение. | Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Выступление на общешкольном концерте. |
3 четверть (10часов)
№ | Тема | Час | Практическая работа | Коррекционная работа | Диагностика результатов обучения |
1 | Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой». | 1 | Выразительное чтение по ролям. | Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Умеют импровизировать. |
2 | Пословицы и загадки о труде. | 1 | Чтение с обсуждением. | Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Владеют культурой речи. |
3 | Рассказы о ВОВ. | 2 | Чтение с обсуждением. | Развитие слухового внимания и памяти, речи.
| Накопление опыта читательских переживаний и оценок. |
4 | Стихотворение ко Дню Защитника отечества. | 1 | Выразительное чтение. | Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Выступление на общешкольном концерте. |
5. | Рассказ «Мамина работа». | 2 | Чтение и беседа о женских профессиях. | Развитие слухового внимания и памяти, речи.
| Владеют культурой речи. |
6 | Стихотворения к «Женскому дню 8-е Марта. | 1 | Выразительное чтение. | Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Выступление на общешкольном концерте. |
7 | Стихотворения о весне А.С. Пушкин, Ф. Тютчев, А. | 1 | Выразительное чтение по ролям. | Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Участие в внутри школьном конкурсе. |
8 | Стихотворения о весне, Н. Некрасов | 1 | Повторение стихотворений. | Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Умеют эмоционально воздействовать на слушателя. |
4 четверть (7 часов)
№ | Тема | Час | Практическая работа | Коррекционная работа | Диагностика результатов обучения |
1 | Стихотворения Р. Ругина, | 1 | Выразительное чтение. | Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Участие в внутри школьном конкурсе.
|
2 | Стихотворения Л. Лапцуя. | 1 | Выразительное чтение.
| Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Владеют культурой речи. |
3 | Стихотворения Микуля Шульгина. | 1 | Повторение стихотворений. | Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Умеют эмоционально воздействовать на слушателя. |
4 | Рассказы о животных. | 1 | Чтение с обсуждением. | Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Накопление опыта читательских переживаний и оценок. |
5. | Стихотворения о родним крае | 1 | Выразительное чтение по ролям.
| Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Участие в внутри школьном конкурсе. |
6 | Стихотворения посвященные «Дню Победы». | 2 | Выразительное чтение. | Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Выступление на общешкольном концерте. |
Старшая возрастная группа (29 часов)
(8 класс)
Цель занятий: подготовка к школьным праздникам, конкурсам, районным конкурсам художественной самодеятельности, развитие общительности, умения свободно вести себя при выступлении, закреплять навыки выразительного чтения стихов.
Ожидаемый результат:
-закрепление технических речевых навыков;
-творческая работа — самовыражение,
- исправление изъянов в дикции, в интонации, правильное произношение знакомых слов.
Учебно – тематический план
№ | Учебная четверть | Общее количество учебных часов | В том числе теоретических | В том числе практических |
1. | 1 четверть | 5 часов | 1 | 4 |
2. | 2 четверть | 7 часов | 1 | 6 |
3. | 3 четверть | 10 часов | 2 | 8 |
4 | 4 четверть | 7 часов | 1 | 7 |
Примерный фольклорный литературный материал.
Первая четверть (5 часов)
«Что в северном краю растёт? Кто в северном краю живёт»;
«Имя на карте», «Заветы старших» Роман Ругин.
«Мы – хозяева нашей природы».
Стихотворения об учителях (по сценарию).
Старые сказки на новый лад «Волк и Ягненок».
Вторая четверть (7 часов)
«Осенняя пора очей очарованье» - стихотворения на осеннюю тему.
Сказки народов севера «Комполэн — Болотный Дух» - Мансийская сказка.
Стихотворения зарубежных писателей.
Элеонора Фарджен «Новый год», «Снегопад», «Имена девочек», «Река засыхает».
Стихотворения русских писателей: Михаил Лермонтов «Отчего»;
Игорь Северянин «Это было у моря»; Пастернак «Зимняя ночь».
Третья четверть (10часов)
«В гости Коляда пришла» — лирическая композиция.
«День защитника Отечества» - литературно-музыкальная композиция.
«Рассказ о неизвестном герое», «Пожар» - С.Я. Маршак.
Весёлая ярмарка. Фольклорный праздник (частушки, пословицы, заклички).
Четвертая четверть (7 часов)
Апрельская юморина. Конкурс шуточных стихотворений. Эдуард Успенский, Григорий Остер, народные дразнилки и небылицы.
Сказки народов Севера «Шаман и зайцы», «Заяц и медведь».
«Они защищали Родину», литературно-музыкальная композиция.
Стихотворения русских писателей Р. Рождественский, Э. Асадов, Вознесенский.
Учащиеся должны знать:
- русских, советских, зарубежных писателей и поэтов;
- знать писателей и поэтов родного края, ЯНАО;
- знать основы сценического мастерства;
- знать литературные фольклорные жанры и уметь отличать один от другого;
Учащиеся должны уметь:
- уметь эмоционально воздействовать на слушателя;
- владеть чёткой выразительной речью, интонацией;
- владеть культурой речи, творческим самовыражением;
- уметь импровизировать.
Календарно-тематический план
2018 -2019 учебный год
Старшая возрастная группа
1 четверть (5 часов)
№ | Тема | Час | Практическая работа | Коррекционная работа | Диагностика результатов обучения |
1 | Введение. | 1 | Вводная беседа. | Развитие слухового внимания и памяти, речи. |
|
2 | Старые сказки на новый лад «Волк и Ягненок». | 1 | Чтение с обсуждением. | Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Умеют импровизировать. |
3 | Стихотворения об учителях (по сценарию). | 2 | Выразительное чтение. | Развитие слухового внимания и памяти. | Выступление на общешкольном концерте. |
4 | Стихотворение на тему осени. | 1 | Выразительное чтение. | Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Умеют эмоционально воздействовать на слушателя. |
2 четверть (7 часов)
№ | Тема | Час | Практическая работа | Коррекционная работа | Диагностика результатов обучения |
1 | «Осенняя пора очей очарованье» - стихотворения на осеннюю тему. | 1 | Выразительное чтение. | Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Выступление на общешкольном концерте. |
2 | Сказки народов севера. | 2 | Чтение с обсуждением. | Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Знают писателей и поэтов родного края, ЯНАО. |
3 | Стихотворения к празднику «День матери». | 1 | Выразительное чтение. | Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Выступление на общешкольном концерте. |
4 | Стихотворения на тему- «Ямал – наш дом родной!» | 1 | Выразительное чтение. | Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Участие внутри школьном конкурсе. |
5. | Стихотворения на новогоднею тему год (по сценарию). | 2 | Выразительное чтение | Развитие слухового внимания и памяти, речи | Участие внутри школьном конкурсе |
3 четверть (10 часов)
№ | Тема | Час | Практическая работа | Коррекционная работа | Диагностика результатов обучения |
1 | Чтение рассказов Р.Ругина. | 1 | Чтение с обсуждением прочитанного.
| Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Знают писателей и поэтов родного края, ЯНАО. |
2 | Стихотворения и пословицы о труде. | 1 | Выразительное чтение с обсуждением. | Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Знают основные литературные жанры. |
3 | «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар» - С.Я. Маршак. | 1 | Чтение с обсуждением прочитанного. | Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Накопление опыта читательских переживаний и оценок. |
4 | Рассказы о воинах интернационалистах | 1 | Чтение с обсуждением прочитанного. | Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Накопление опыта читательских переживаний и оценок. |
5. | Стихотворение к Дню Защитника Отечества. | 2 | Подбор и разучивание стихотворений. | Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Знают российских писателей. |
6 | «День защитника Отечества» - литературно-музыкальная композиция. | 1 | Выразительное чтение. | Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Выступление на общешкольном концерте. |
7 | Стихотворения: Валерий Брюсов «Женщина», Сергей Есенин «Письмо матери» | 2 | Выразительное чтение. | Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Участие в внутри школьном конкурсе. |
8 | «О, женщина, краса земная!» - литературно музыкальная композиция. | 1 | Выразительное чтение. | Развитие слухового внимания и памяти, речи. |
Выступление на общешкольном концерте. |
4 четверть (7 часов)
№ | Тема | Час | Практическая работа | Коррекционная работа | Диагностика результатов обучения |
1 | Апрельская юморина. Конкурс шуточных стихотворений, народные дразнилки и небылицы. | 1 | Выразительное чтение с обсуждением. | Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Участие в внутри школьном конкурсе. |
2 | Стихотворения о родной природе. | 1 | Выразительное чтение с обсуждением.
| Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Умеют эмоционально воздействовать на слушателя. |
3 | Стихотворения о дружбе. | 1 | Выразительное чтение с обсуждением. | Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Владеют культурой речи.
|
4 | Рассказы о ВОВ. | 1 | Чтение с обсуждением. | Развитие слухового внимания и памяти, речи, мышления. | Накопление опыта читательских переживаний и оценок. |
5. | Стихотворения русских писателей Р. Рождественский, Э. Асадов, Вознесенский. | 1 | Разучивание стихотворений.
| Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Накопление опыта читательских переживаний и оценок. |
6 | «Они защищали Родину», литературно-музыкальная композиция. | 1 | Выразительное чтение. | Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Выступление на общешкольном концерте. |
7 | Стихотворения к сбору. | 1 | Разучивание стихотворений.
| Развитие слухового внимания и памяти, речи. | Выступление на общешкольном сборе. |
Используемая литература:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
- Мифы и предания ненцев Ямала /Автор-составитель Л.А. Лар. Иллюстрации Л.Н. Лар. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН 2001. 294 с. 16 цв.ил.
- Северные родники //Автор-составитель Л.В. Фёдорова. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН 2001. 448 с. 16 цв.ил.
- Явтысей. «Зов морошковой земли» Стихи и рассказы /Авториз. Пер. с ненецкого В. Городеев; Худож. Д.Утёнков. – М.: Дет. Лит., 1989 – 112с.: ил.
- Воронкова В.В. Программы специальной(коррекционной) образовательной школы VIII вида. Сборник 2- Москва: «Владос», 2001.
- Савченко Е.В. Мир школьных праздников. – Москва: «5 за знания», 2007.
- Щербакова А.М. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: Новые учебные программы и методические разработки. Книга вторая.- Москва: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002.