Рабочая программа дополнительного образования «Радуйтесь вместе с нами» направление «Художественное слово» (направленность художественная самодеятельность, танцевальное искусство) 2018 – 2019 учебный год Руководитель: Ушакова Галина Сергеевна

Ушакова  Галина Сергеевна

Рабочая программа дополнительного образования «Радуйтесь вместе с нами» направление «Художественное слово» (направленность художественная самодеятельность, танцевальное искусство) 2018 – 2019 учебный год Руководитель: Ушакова Галина Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hud.slovo_2018-2019_g.s._ushakova.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Рассмотрено: руководитель МО учителей

________/С.В.Евстратова/

Согласовано:

заместитель директора по ВР

______________/С.А. Аксарина /

Утверждено:

директор школы

приказ №_________

«__»______________2018год

__________/Е.А. Дитц./

Рабочая

программа дополнительного образования

«Радуйтесь вместе с нами»

направление «Художественное слово»

(направленность художественная самодеятельность, танцевальное искусство)

2018 – 2019 учебный год

Руководитель: Ушакова Галина Сергеевна

Срок реализации программы 1 год

 

2018 г.

                                                            Пояснительная записка

Программа предназначена для работы с умственно отсталыми детьми, обучающимися в специальном образовательном учреждении VIII вида.

Рабочая программа дополнительного образования «Радуйтесь вместе с нами» направление «Художественное слово» составлена на основании:

«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида».

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

1. Закона РФ «Об образовании в Российской федерации» № 273 от 29 декабря 2012года,

2. Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065 – п. Письма МО РФ от 18.09. 2002 г. №29/2331- 6 «Об использовании Базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений РФ, утверждённых приказом Минобразования России от 10.04.02 №29/2065-п ОУ».

       Дополнительное художественное образование, а именно освоение литературы и умение воздействовать словом на слушателя, предназначено для того, чтобы удовлетворяя уже имеющуюся у ребенка потребность в художественных переживаниях, беречь и развивать в человеке восприимчивость к воздействиям искусства. Ученики вместе с персонажами и автором произведений проживает их судьбы, насыщая свою память бесценным эмоциональным духовным опытом.

  «Художественное слово» - это воплощение литературного произведения в устный рассказ. Процесс овладения литературным материалом любого жанра «работой над текстом», конечный результат такой работы — рождение яркого выразительного, эмоционального «художественного слова».

Каждый ребёнок в тайне хочет быть лидером, пользоваться авторитетом, он ждет сочувствия, сопереживания, единения с друзьями, поэтому задача педагога, как можно ближе подтолкнуть ребёнка к его желанию быть востребованным, быть лидером.

Ребёнок узнает много нового и интересного о писателях, поэтах и их произведениях. Занятие в данном кружке оказывает огромное коррекционное воздействие на все психофизиологические процессы, речь, память, внимание, мышление воображение.

        Углубленная творческая работа над литературным материалом дает возможность ощутить широту и яркость в звучании слов.

На занятиях дети учатся правильному звукопроизношению для развития слухового внимания и способности к звукоподражанию и имитации, умению выразительно передавать мысли автора, чтобы ярко «художественно» передавать их слушателям.

Умение выразительно читать вслух любой текст с листа — необходимый признак культуры речи. Развивается умение пересказывать прочитанный текст.

В процессе занятий в кружке у детей должны сформировать такие качества личности, как общительность, уверенность в себе, разнообразие интересов, добросовестность, активность, тактичность.

      Основная задача кружка подготовка детей к выступлениям на праздниках, исходя из этого, ребёнок должен владеть выразительной эмоциональной литературной речью, обладать хорошей дикцией и гибким голосом.

Художественное слово играет большую роль в развитии интонации, богатства и разнообразия речи. В рамках освоения программы, учащиеся овладевают правильным выразительным звукопроизношением, развивается слуховое внимание, способность эмоционально воздействовать на слушателя.

         Большая роль отводится формированию эстетической культуры, коммуникативно-речевых умений, творческому самоутверждению, в процессе которого происходит приобщение к искусству, развивает духовные потребности и мотивы.

        Важно отметить коррекционное воздействие занятий на психофизиологические недостатки речи, эмоционально-волевую сферу, внимание памяти, мыслительных процессов умственно отсталых детей, что также играет немаловажную роль в их развитии.

Цель:

Направление «Художественное слово» организовано с целью обеспечения, каждому ученику возможности приобщиться к искусству, участию в процессе создания и восприятия художественных ценностей в качестве исполнителя и актёра.

Задачи:

-  знакомство с различными способами изложения мысли, передачи переживаний с различными литературными жанрами;

-   овладение лексическим запасом русского языка;

-  закрепление верных технических речевых навыков;

-   овладение эмоционально насыщенным, образным словом, которое помогает раскрыть мысль;

-  развитие творческого потенциала каждого ребёнка;

-  формирование навыка организации свободного времени;

- коррекция недостатков речевого развития, мыслительных процессов и эмоционально-волевой сферы.  

Принципы организации работы по программе:

- личностно-ориентированный подход;

-  доступность;

- учёт особенностей познавательной деятельности детей;

- ориентация на успех каждого ребёнка;

- связь с основными учебными предметами.

Формы работы:

-  индивидуальные;

- групповые;

-  практические;

- теоретические.

Способы определения результативности деятельности:

Основной формой контроля отслеживающей результаты деятельности кружка, является школьный утренник, театрализованные представления, вечера поэзии, конкурсы стихов.

Участие в праздничных и развлекательных мероприятиях помогает ребенку самоутвердиться как личность.

Организация работы по программе:

Занятие проводятся в 5-м и 9-м классах, организуются в форме кружка.

В средней и старшей возрастных группах   по одному разу в неделю. Длительность одного занятия 40 мин.

      Состав участников   переменный, то есть может, манятся в течение года.

    Набор занимающихся свободный.

Общее количество часов в год 58, общее количество часов в неделю 2, общее количество занятий 2.

Распределение учебных часов

Возрастная группа

Продолжительность

занятия

Периодичность

в неделю

Количество часов в неделю

Количество

часов в году

1.

Средняя

40 мин

1

1

29

2.

Старшая

40 мин

1

1

29

Основные методы работы с учащимися.

Словесный (предварительная беседа);

Игровой (актёрское мастерство, сценическая речь);

Наглядный (иллюстрации в книгах, просмотр видеофильмов).

В работе, возможно, использовать различный методический материал.

Формирование творческой деятельности проводится в несколько этапов:

- умение разбираться в содержании прочитанного;

- умение перевоплощаться в разные образы и персонажи;

- умение доносить мысль и чувство, ритмично, ярко, звучно до зрителя.

                                              Содержание программного материла:

        Содержание программы направлено на приобщение учащихся к искусству, освоение духовного опыта предков, исторического опыта человечества, совершенствования внутреннего мира человека.

      Содержание занятий доступно для понимания, восприятия. На занятиях учащиеся знакомятся с возможностями языка, сценической речью, учатся воображать, фантазировать, образно воспринимать предметы и явления окружающего мира, выражать в слове свои впечатления, своё видение предмета, состояние природы и человека; чувствовать выразительность слова.

       В занятиях используются следующие жанры, художественного слова:

1. Фольклорные — заклички, песни-игры, частушки, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки, сказки, былины, шуточные небылицы.

2. Литературные - авторская сказка, рассказ, стихотворение, басня, повесть, проза.

Средняя возрастная группа (29 часов) 

(5 класс)

Цель занятий: 

Подготовка к школьным праздникам, школьным конкурсам художественной самодеятельности.

Продолжать работу над правильным произношением, выразительности, артистичности.

Продолжать знакомство с художественными жанрами.

Ожидаемый результат:

- развитие навыков общения;

- увеличение словарного запаса;

- умение выступать перед зрителями;

- накопление значимого для ребёнка опыта читательских переживаний и оценок.

- эмоциональное выразительное чтение стихов.

Учебно – тематический план

Учебная

четверть

Общее количество

учебных часов

В том числе теоретических

В том числе практических

1.

1 четверть

5 часов

1

4

2.

2 четверть

7 часов

1

6

3.

3 четверть

10 часов

2

8

4

4 четверть

7 часов

1

6

Примерный фольклорный литературный материал.

Первая четверть (5 часов)

Русские народные песни и стихотворения.

«Кто родился в понедельник», «Петушок», «Вдали за холмами»;

Русская народная сказка «Белая уточка».

Стихотворение на школьную тему (по сценарию).

Басня «Попрыгунья стрекоза», автор Крылов.

Вторая четверть (7 часов)

Сказки северных Народов.

«Мальчик», «Корешок». — Хантыйская сказка.

«Олешек — Золотые рожки» Саамская сказка.

Сказка «Двенадцать месяцев».

Стихотворения на новогоднею тему год (по сценарию).

Третья четверть (10 часов)

В мире северных загадок.

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».

Стихотворение ко Дню Защитника отечества.

Сказки зарубежных писателей «Бременские музыканты», авторы Братья Гримм.

Стихотворения к «Женскому дню 8-е Марта.

Стихотворения о весне русских писателей: А.С. Пушкин, Ф. Тютчев, А. Блок, Н. Некрасов

Четвертая четверть (7 часов)

Стихотворения писателей ЯНАО: Р. Ругин, Л. Лапцуй, М. Окуненко, Микуль Шульгин.

Сказки русских писателей: «Поросёнок — не свинья» Н. Хаткин.

«Четыре желания» К. Ушинский.

Стихотворения посвященные «Дню Победы».

Учащиеся должны знать:

- русских писателей и поэтов;

-знать писателей и поэтов Ямало-Ненецкого автономного округа;

-знать основные фольклорные и литературные жанры;

- требования, предъявляемые к речевой деятельности.

Учащиеся должны уметь:

- пересказывать содержание;

- уметь доносить мысль, чувство, ритм и звучание до зрителя;

- уметь импровизировать

Календарно-тематический план

2018 -2019 учебный год

средняя возрастная группа

1 четверть (5 часов)

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Диагностика результатов обучения

1

Введение.

1

Вводная беседа.

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

 

 

2

Стихотворение, сценки на школьную тему (по сценарию).

1

Выразительное чтение.

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

Выступление на общешкольном концерте.

3

Басня «Попрыгунья стрекоза», автор Крылов.

1

Выразительное чтение по ролям.

Развитие слухового внимания и памяти.

Участие в внутри школьном конкурсе.

4

Русские народные песни и стихотворения на тему осени.

1

   Повторение стихотворений.    

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

Выступление на общешкольном концерте.

5.

Русская народная сказка «Белая уточка».

1

Выразительное чтение, пересказ, обсуждение сказки.

Развитие слухового внимания и памяти, речи, формирование умения выполнять задания по словесной инструкции работать в группе.

Накопление опыта читательских переживаний.

2 четверть (7 часов)

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Диагностика результатов обучения

1

Выразительное чтение стихотворений о матери.

1

Повторение стихотворений  

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

Выступление на общешкольном концерте.

2

Чтение рассказа «Материнская любовь».

1

Выразительное чтение, пересказ, обсуждение.

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

 

Накопление опыта читательских переживаний и оценок.

3

Сказки северных народов.

1

Выразительное чтение, пересказ, обсуждение.

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

Умеют импровизировать.

4

Сказка «Двенадцать месяцев».

2

Чтение и пересказ сказки.

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

Накопление опыта читательских переживаний и оценок.

5.

Стихотворения на новогоднею тему год (по сценарию).

2

Выразительное чтение.

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

Выступление на общешкольном концерте.

3 четверть (10часов)

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Диагностика результатов обучения

1

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».

1

Выразительное чтение по ролям.

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

Умеют импровизировать.

2

Пословицы и загадки о труде.

1

Чтение с обсуждением.      

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

Владеют культурой речи.

3

Рассказы о ВОВ.

2

Чтение с обсуждением.              

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

 

Накопление опыта читательских переживаний и оценок.

4

Стихотворение ко Дню Защитника отечества.

1

Выразительное чтение.

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

Выступление на общешкольном концерте.

5.

Рассказ «Мамина работа».

2

Чтение и беседа о женских профессиях.

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

 

Владеют культурой речи.

6

Стихотворения к «Женскому дню 8-е Марта.

1

Выразительное чтение.

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

Выступление на общешкольном концерте.

7

Стихотворения о весне А.С. Пушкин, Ф. Тютчев, А.

1

Выразительное чтение по ролям.

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

Участие в внутри школьном конкурсе.

8

Стихотворения о весне, Н. Некрасов

1

Повторение стихотворений.  

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

Умеют эмоционально воздействовать на слушателя.

4 четверть (7 часов)

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Диагностика результатов обучения

1

Стихотворения Р. Ругина,

1

Выразительное чтение.

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

Участие в внутри школьном конкурсе.

 

2

Стихотворения Л. Лапцуя.

1

Выразительное чтение.    

 

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

Владеют культурой речи.

3

Стихотворения Микуля Шульгина.

1

Повторение стихотворений.

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

Умеют эмоционально воздействовать на слушателя.

4

Рассказы о животных.

1

Чтение с обсуждением.

 Развитие слухового внимания и памяти, речи.

Накопление опыта читательских переживаний и оценок.

5.

Стихотворения о родним крае

1

Выразительное чтение по ролям.    

   

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

Участие в внутри школьном конкурсе.

6

Стихотворения посвященные «Дню Победы».

2

Выразительное чтение.

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

Выступление на общешкольном концерте.

Старшая возрастная группа (29 часов)

(8 класс)

       Цель занятий: подготовка к школьным праздникам, конкурсам, районным конкурсам художественной самодеятельности, развитие общительности, умения свободно вести себя при выступлении, закреплять навыки выразительного чтения стихов.

      Ожидаемый результат: 

 -закрепление технических речевых навыков;

 -творческая работа — самовыражение,

- исправление изъянов в дикции, в интонации, правильное произношение знакомых слов.

Учебно – тематический план

Учебная

четверть

Общее количество

учебных часов

В том числе теоретических

В том числе практических

1.

1 четверть

5 часов

1

4

2.

2 четверть

7 часов

1

6

3.

3 четверть

10 часов

2

8

4

4 четверть

7 часов

1

7

Примерный фольклорный литературный материал.

Первая четверть (5 часов)

 «Что в северном краю растёт? Кто в северном краю живёт»;

 «Имя на карте», «Заветы старших» Роман Ругин.

 «Мы – хозяева нашей природы».

Стихотворения об учителях (по сценарию).

Старые сказки на новый лад «Волк и Ягненок».

Вторая четверть (7 часов)

 «Осенняя пора очей очарованье» - стихотворения на осеннюю тему.

Сказки народов севера «Комполэн — Болотный Дух» - Мансийская сказка.

Стихотворения зарубежных писателей.

Элеонора Фарджен «Новый год», «Снегопад», «Имена девочек», «Река засыхает».

Стихотворения русских писателей: Михаил Лермонтов «Отчего»;

Игорь Северянин «Это было у моря»; Пастернак «Зимняя ночь».

Третья четверть (10часов)

«В гости Коляда пришла» — лирическая композиция.

«День защитника Отечества» - литературно-музыкальная композиция.

«Рассказ о неизвестном герое», «Пожар» - С.Я. Маршак.

Весёлая ярмарка. Фольклорный праздник (частушки, пословицы, заклички).

Четвертая четверть (7 часов)

Апрельская юморина. Конкурс шуточных стихотворений. Эдуард Успенский, Григорий Остер, народные дразнилки и небылицы.

Сказки народов Севера «Шаман и зайцы», «Заяц и медведь».

«Они защищали Родину», литературно-музыкальная композиция.

Стихотворения русских писателей Р. Рождественский, Э. Асадов, Вознесенский.

Учащиеся должны знать:

- русских, советских, зарубежных писателей и поэтов;

- знать писателей и поэтов родного края, ЯНАО;

- знать основы сценического мастерства;

- знать литературные фольклорные жанры и уметь отличать один от другого;

Учащиеся должны уметь:

- уметь эмоционально воздействовать на слушателя;

- владеть чёткой выразительной речью, интонацией;

- владеть культурой речи, творческим самовыражением;

- уметь импровизировать.

Календарно-тематический план

2018 -2019 учебный год

Старшая возрастная группа

1 четверть (5 часов)

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Диагностика результатов обучения

1

Введение.

1

 Вводная беседа.

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

 

2

Старые сказки на новый лад «Волк и Ягненок».

1

Чтение с обсуждением.

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

 Умеют импровизировать.

3

Стихотворения об учителях (по сценарию).

2

Выразительное чтение.

Развитие слухового внимания и памяти.

Выступление на общешкольном концерте.

4

  Стихотворение на тему осени.

1

Выразительное чтение.

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

 Умеют эмоционально воздействовать на слушателя.

2 четверть (7 часов)

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Диагностика результатов обучения

1

«Осенняя пора очей очарованье» - стихотворения на осеннюю тему.

1

Выразительное чтение.

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

   Выступление на общешкольном концерте.

2

Сказки народов севера.

2

Чтение с обсуждением.

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

  Знают писателей и поэтов родного края, ЯНАО.

3

Стихотворения к празднику «День матери».

1

Выразительное чтение.

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

Выступление на общешкольном концерте.

4

Стихотворения на тему- «Ямал – наш дом родной!»

1

Выразительное чтение.

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

Участие внутри школьном конкурсе.

5.

Стихотворения на новогоднею тему год (по сценарию).

2

Выразительное чтение  

Развитие слухового внимания и памяти, речи    

Участие внутри школьном конкурсе

3 четверть (10 часов)

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Диагностика результатов обучения

1

Чтение рассказов Р.Ругина.

1

Чтение с обсуждением прочитанного.

   

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

Знают писателей и поэтов родного края, ЯНАО.

2

Стихотворения и пословицы о труде.

1

Выразительное чтение с обсуждением.      

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

  Знают основные литературные жанры.

3

«Рассказ о неизвестном герое», «Пожар» - С.Я. Маршак.

1

Чтение с обсуждением прочитанного.              

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

 Накопление опыта читательских переживаний и оценок.

4

Рассказы о воинах интернационалистах

1

Чтение с обсуждением прочитанного.

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

 Накопление опыта читательских переживаний и оценок.

5.

Стихотворение к Дню Защитника Отечества.

2

Подбор и разучивание стихотворений.    

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

Знают российских писателей.

6

«День защитника Отечества» - литературно-музыкальная композиция.

1

Выразительное чтение.

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

Выступление на общешкольном концерте.

7

Стихотворения: Валерий Брюсов «Женщина», Сергей Есенин «Письмо матери»

2

Выразительное чтение.

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

Участие в внутри школьном конкурсе.

8

«О, женщина, краса земная!» - литературно музыкальная композиция.

1

Выразительное чтение.

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

 

Выступление на общешкольном концерте.

4 четверть (7 часов)

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Диагностика результатов обучения

1

Апрельская юморина. Конкурс шуточных стихотворений, народные дразнилки и небылицы.

1

Выразительное чтение с обсуждением.                          

 Развитие слухового внимания и памяти, речи.

Участие в внутри школьном конкурсе.

2

Стихотворения о родной природе.

1

Выразительное чтение с обсуждением.                          

 

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

 Умеют эмоционально воздействовать на слушателя.

3

Стихотворения о дружбе.

1

Выразительное чтение с обсуждением.                          

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

 Владеют культурой речи.

 

4

Рассказы о ВОВ.

1

Чтение с обсуждением.                        

 Развитие слухового внимания и памяти, речи, мышления.

Накопление опыта читательских переживаний и оценок.

5.

Стихотворения русских писателей Р. Рождественский, Э. Асадов, Вознесенский.

1

Разучивание стихотворений.

   

 Развитие слухового внимания и памяти, речи.

Накопление опыта читательских переживаний и оценок.

6

«Они защищали Родину», литературно-музыкальная композиция.

1

Выразительное чтение.

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

Выступление на общешкольном концерте.

7

Стихотворения к сбору.

1

Разучивание стихотворений.

     

Развитие слухового внимания и памяти, речи.

Выступление на общешкольном сборе.

             Используемая литература:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
  2. Мифы и предания ненцев Ямала /Автор-составитель Л.А. Лар. Иллюстрации Л.Н. Лар. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН 2001. 294 с. 16 цв.ил.
  3. Северные родники //Автор-составитель Л.В. Фёдорова. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН 2001. 448 с. 16 цв.ил.
  4. Явтысей. «Зов морошковой земли» Стихи и рассказы /Авториз. Пер. с ненецкого В. Городеев; Худож. Д.Утёнков. – М.: Дет. Лит., 1989 – 112с.: ил.
  5. Воронкова В.В.  Программы специальной(коррекционной) образовательной школы VIII вида. Сборник 2- Москва: «Владос», 2001.
  6. Савченко Е.В. Мир школьных праздников. – Москва: «5 за знания», 2007.
  7. Щербакова А.М. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: Новые учебные программы и методические разработки. Книга вторая.- Москва: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002.