Доклад на тему: «ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ» Выполнила: Учитель технологии Шаповалова Ирина Николаевна

Шаповалова Ирина Николаевна

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

По данным всероссийской диспансеризации 2018г., к 7-10 годам доля детей с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, а в возрасте 15-17 лет - 22%, т.е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком-инвалидом (Доклад…, 2018). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_dlya_sayta.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Ростовская область, Неклиновский район,    

  с. Андреево-Мелентьево, ул. Победы 16 а

ООП ООО МБОУ Сухо-Сарматская СОШ

                              Доклад

на тему: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ  

                         ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  УЧИТЕЛЯ»

Выполнила: Учитель технологии Шаповалова Ирина Николаевна

Школьные факторы риска - что это?

В нашем мире есть только два заведения, где главным фактором

является срок, а не проделанная работа - школа и тюрьма.

У. Глассер

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

По данным всероссийской диспансеризации 2018г., к 7-10 годам доля детей с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, а в возрасте 15-17 лет - 22%, т.е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком-инвалидом (Доклад…, 2018).

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на все оставшуюся жизнь, ор-ганизм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 20-40 % нега-тивных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

1.        Стрессовая педагогическая тактика;

2.        Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным воз-можностям школьников;

3.        Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к орга-низации учебного процесса;

4.        Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

5.        Провалы в существующей системе физического воспитания;

6.        Интенсификация учебного процесса;

7.        Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

8.        Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

9.        Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового об-раза жизни (М.М. Безруких и др., 2002).

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способ-ствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Как нужно решать проблему здоровья школьников? - спросим у учите-лей

В воспитании все дело в том, кто воспитатель.

 Д. Писарев

Мнение учителей об этой проблеме позволило выяснить анкетирование 532 школьных педагогов, проведенное нами в рамках исследования образовательной системы Санкт-Петербурга в 2002г. (Воспитательный потенциал…, 2003).

Анкетирование показало, что учителя понимают наличие проблемы здоровья учащих-ся: 78% из них полагают, что у учащихся удовлетворительное и плохое здоровье; 64% педа-гогов считают, что здоровье детей ухудшается по мере обучения в школе. В то же время сре-ди ответов на вопрос "Как школа должна заботиться о здоровье учащихся?" доминируют требования к работе администрации школы и специалистов службы сопровождения образо-вательного процесса: организация спортивно-оздоровительной работы (87%), питания (55%), санитарно-гигиенического состояния школьной среды (30%), медицинской профилактики (33%); уменьшение учебной нагрузки (56%). Значительно меньше ответов связаны с собственной педагогической деятельностью: создание положительного эмоционального климата в школе (16%) и работу по формированию здорового образа жизни учащихся (15%).  

Таким образом, педагоги считают, что сохранением и укреплением здо-ровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и ре-шается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья уча-щихся.

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования. Вначале попробуем проанализировать и оценить влияние урока на здоровье учащихся.

Оцените здоровьесберегающий потенциал своего урока

Обучать - значит вдвойне учиться.

Ж. Жубер

Выберите для анализа "обычный" урок, наиболее соответствующий привычной для вас  форме организации и стилю взаимодействия с учащимися. Проанализируйте урок по предлагаемой схеме (схема 1).  

Схема анализа здоровьесберегающего потенциала школьного урока позволяет комплексно оценить гуманистическую направленность целей и технологий урока, соответствие его гигиеническим и экологическим  требованиям, наличие в уроке моментов, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Каждый компонент анализа (их всего 12 и они отмечены в схеме анализа звездочками) оценивается по шкале: 0 баллов (полностью отсутствует); 0,5 балла (недостаточно проявляется); 1 балл (ярко выражен). Более мелким шрифтом под наименованием компонента анализа указаны виды деятельности, по которым можно судить о степени проявления его в уроке. Эти виды деятельности являются вариантами проявления компонента анализа, могут как взаимозаменяться, так и быть заменены вашими собственными вариантами. Суммирование бальных оценок отдельных компонентов позволяет дать бальную оценку здоровьесберегающей направленности всего урока (максимально - 12 бал-лов).

По этой схеме были проанализированы 58 уроков в 9-х и 11-х классах школ Санкт-Петербурга. При этом мы сравнивали уроки, относящиеся к разным образовательным цик-лам: гуманитарному (русский язык, литература, история) и естественно-математическому (математика, химия, физика, биология). Суммарная бальная оценка наблюдаемых уроков со-ставила в среднем 6,7 2,5 балла. Таким образом, общей характеристикой наблюдаемых уро-ков  является их недостаточная здоровьесберегающая направленность (М.Г. Колесникова, 2003).

Когда мы предлагаем учителям проанализировать собственные уроки,  их мнения разделяются от позиции "Я все это делаю…" (если подход к ана-лизу оказался несколько формальным) до позиции "Это невозможно сделать…" (если учитель отнесся к анализу основательно и задумался над каждым пунктом). Возможно, вы тоже задумались над необходимостью увеличить здоровьесберегающий потенциал своих уроков, но не очень понимаете, как этого добиться.  Эта работа будет более эффективной, если мы разложим целостный урок на отдельные компоненты и рассмотрим их с учетом специфики предметной области. При этом результаты анализа уроков санкт-петербургских учителей позволят определить проблемы урока с ука-занных позиций.

Что делает урок здоровьесберегающим?

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.  К. Гельвеций

Современное представление о здоровье имеет системный характер: Все-мирная организация здравоохранения еще в 1946 году в своем Уставе за-писала, что "… здоровье следует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов". Состояние благополучия (в современном представлении - качество жизни) определяется реализацией базовых потребностей человека. Поэтому основным критерием здоровьесберегающей направленности урока может служить соответствие урока базовым потребностям и психофизиологическим возможностям ребенка. Так, А.М. Кушнир полагает, что предметом педагогики должны быть "…закономерности зависимости аксиоматики природного устройства человека и эффективности учебно-воспитательных воздействий". В несоответствии образовательного процесса принципу природосообразности исследователь видит причины массовой утраты здоровья российскими школьниками (А.М. Кушнир, 2001).

Для определения базовых потребностей учащихся целесообразно опи-раться на известную модель - иерархическую пирамиду потребностей (А. Маслоу, 1999). Анализ возможностей реализации базовых потребностей ре-бенка в образовательном учреждении позволяет дифференцировать школь-ные факторы риска и определить компоненты здоровьесберегающей педагогической деятельности. Кроме того, иерархическая модель задает логику продвижения от низшего уровня потребностей, общего у человека и животных, к высшим, гуманитарным.

Физиологические потребности (в пище, отдыхе, движении, свежем воз-духе и т.п.) являются основой жизнедеятельности; их неудовлетворение создает сильный физический дискомфорт и практически разрушает успеш-ную учебную деятельность. Не случайно именно физиолого-гигиеническая составляющая школьных факторов риска (перегрузка; статическая поза, ведущая к гиподинамии; состояние учебного помещения и т.п.) чаще всего обсуждается и медицинскими работниками, и педагогами, и родителями.

Поэтому важной составляющей работы учителя является гигиеническая обоснованность урока, т.е. соответствие образовательного процесса, со-стояния учебного помещения, а также учебных режимов требованиям СанПин (санитарные правила и нормы). Следует отметить, что основания для тревоги в отношении соблюдения этих норм есть.

По результатам нашего исследования на 67% наблюдаемых уроков недостаточно учи-тывалась динамика работоспособности школьников; только 24% уроков были достаточно обеспечены средствами обучения (учебники, наглядные пособия, ТСО и.т.п.); на 39% уроков гигиеническим требованиям соответствовало состояние учебных помещений. Более благо-приятно обстояло дело с учебными режимами - 75% соответствовали стандартам СанПин (там же).

Кроме того, неблагополучное состояние здоровья учащихся в современной школе требует от педагога профилактической направленности урока: систематического включения в урок специальных профилактических приемов увеличения двигательной активности, снижения уровня эмоционального напряжения школьников и т.п.

Профилактические приемы присутствовали только на 13% уроков, причем преобладали наиболее примитивные способы  - физкультминутки и коррекция осанки. При этом уроки гуманитарного и естественно-математического циклов практически не разли-чались (там же).

После удовлетворения физиологических потребностей на следующей ступени находится потребность в психологической и физической безопасно-сти, недостаточное удовлетворение которой создает эмоциональный стресс. Стрессовая педагогическая тактика (несоответствие между школьными требо-ваниями и психофизиологическими возможностями учеников, авторитарный характер взаимоотношений, "традиционная" система оценивания и т.п.) находится на первом месте среди школьных факторов риска и, как следствие, формирует у учащихся дидактогенные неврозы.

Кроме того, авторитарный стиль воспитания создает у детей представление о самих себе как об объектах возможных манипуляций, агрессии, лишает возможности освоения конструктивных форм преодоления жизненных ситуаций и мешает формированию устойчивой позитивной самооценки, самоуважения. При этом фактически задаются факторы риска для всех видов отклоняющегося поведения, включая аддиктивное.

        Уроки естественно-математической направленности, по данным нашего исследова-ния, характеризуются меньшей  психологической безопасностью и эмоциональным комфор-том учащихся. Так, доминирование благоприятных отношений "учитель-ученик" наблюда-ется на 71% уроков гуманитарного и только на 47% уроков естественно-математического цикла (там же).  

Рассмотренные выше потребности относятся к гомеостатическим: недостаточное их удовлетворение создает дискомфорт, который исчезает в случае удовлетворения. Однако, качество жизни человека в наибольшей степени определяется следующими по иерархии высшими, "человеческими" потребностями. Согласно концепции А. Маслоу, это "потребности роста". В процессе жизни человека они могут вообще не актуализироваться; однако, их удовлетворение сопровождается сильными положительными эмоциями, которые побуждают вновь и вновь переживать этот опыт и стимулируют личностный рост (вспомните, например, опыт собственной творческой деятельности). Актуализация высших потребностей учащихся является важнейшей задачей общего образования, которая может быть обеспечена за счет личностной ориентированности обучения.

Создание в школе условий для реализации потребности учащихся в об-щении (принадлежности к группе, привязанности), а также в уважении  (признании, одобрении) возможно в диалогическом взаимодействии как между учителем и учащимися, так и между учащимися. В.В. Сериков называет диалог элементарной единицей гуманистического обучения (В.В. Сериков, 1998). Необходимым условием учебного диалога является "диалогическая готовность" учителя, который должен быть готов как к изменению своего мнения и совместному поиску истины вместе с учащимися, так и к организации кооперативного обучения (созданию ситуаций обучающего взаимодействия учащихся).

Для всех наблюдаемых уроков характерно практическое отсутствие диалога: педагоги часто задают контролирующие вопросы, требующие репродуктивных ответов, либо жестко ведут к "правильным" ответам с помощью наводящих вопросов; обмен информацией не ве-дет к изменению позиций участников (79% уроков). В то же время высокая ин-формационная нагрузка большинства уроков  уменьшает возможность взаимодействия учащихся между собой: только на 33% уроков естественно-математического цикла (на уроках гуманитарного цикла - 44%) наблюдаются активные взаимоотношения сотрудничества и дружелюбия между детьми (там же).

Современный компетентностный подход определяет усиление личност-ной ориентированности целей образования. Цели усвоения учащимся пресловутых предметно-дисциплинарных ЗУН и морально-нравственных норм сменяются необходимостью создания условий для развития его личности: формирования внутренней учебной мотивации, устойчивой позитивной самооценки, освоения способов деятельности и умения принимать ответственные решения. Становление этих личностных качеств обеспечивает, на наш взгляд, реализацию потребности в самоактуализации (уважении к самому себе, самоосуществлении).

Изменение целей ведет к необходимости изменения содержания и технологий  обучения. Анализ технологий, предлагаемых современной педагогической практикой, позволяет выделить сущностные черты их личностной ориентированности: создание в ходе образовательного процесса ситуаций, стимулирующих субъектную активность учащихся. Личностно ориентированными являются образовательные технологии, ориентированные на свободный выбор, творчество и самореализацию учеников (Г.К. Селевко, 1998).

Анализ педагогических технологий наблюдаемых уроков показал, что учителя реали-зуют методы, направленные на свободный выбор учащихся, менее чем в половине случаев - в 40% уроков (67% уроков гуманитарного цикла и 28% уроков естественно-математического цикла). Только на 38% уроков учителя применяют методы обучения, включающие учащихся в активную деятельность (50% и 34% уроков соответственно). Направленность на развитие учащихся доминирует на уроках гуманитарного цикла над естественно-математическим (61% и 34%); в то же время анализ структуры развивающего воздействия уроков показывает преобладающее развитие только интеллекта учащихся (29%).

Вышеизложенное не лучшим образом сказывается на формировании мотивационной сферы школьников. В целом на наблюдаемых уроках доминируют мотивы, ориенти-рованной на внешние по отношению к учебной деятельности стимулы (в 70% случаев), причем по структуре мотивации преобладает ориентация на оценку (20%) и желание опередить одноклассников (25%). В 22% случаев на уроках естественно-математического цикла педагог вообще, по мнению экспертов,  не создает внутреннюю мотивацию учащихся, в то время как на всех гуманитарных уроках, в той или иной степени, этому уделяется внимание (там же).

Таким образом, анализ показывает недостаточное удовлетворение базовых потребностей учащихся на современном уроке.

Кроме того, современная жизнь создает повышенный риск социально обусловленных заболеваний: проблема наркозависимости, венерических болезней, туберкулеза, ВИЧ-инфицирования смещается в более ранние возрастные периоды и нарастает быстрыми темпами. Поэтому важным направлением здоровьесберегающей деятельности педагога является работа по формированию здорового образа жизни учащихся как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитательной работе.

Анкетирование учащихся 5-х - 11-х классов показало, что школьники понимают не-обходимость здорового образа жизни: 75% учащихся имеют высокий уровень позициониро-вания ценности "хорошее здоровье" в ряду других личностных ценностей, только 17% детей отмечают соответствие своего распорядка дня требованиям ЗОЖ. В то же время у 85% школьников отсутствует или недостаточно проявляется понимание роли собственной пове-денческой активности в сохранении и укреплении здоровья. (Воспитательный потенциал…, 2003).

При этом важно не упустить время, когда педагогическая работа в этом направлении будет эффективной.

Только 42% учащихся отмечают личностную значимость целевых школьных меро-приятий, направленных на формирование их образа жизни. При этом заинтересованность учащихся снижается с возрастом:  об интересе к мероприятиям, направленным на решение проблемы здорового образа жизни, заявили 67% учащихся 5-х классов и 34% 11-тиклассников (там же).

Итак, мы выявили как проблемы современного урока, так и компоненты его здоровьесберегающей направленности:

"        личностная ориентированность;

"        психологическая и физическая безопасность;

"        гигиеническая обоснованность и профилактическая направленность;

"        направленность на формирование здорового образа жизни.

Очевидно, что практическая реализация каждого компонента требует отдельного основательного разговора. Однако, эффективная профессиональная деятельность возможна только при условии сформированной профессиональной позиции, системы отношений профессионала к какой-либо проблеме. В данном случае речь идет об отношении учителя как к здоровью учащихся, так и к собственному здоро-вью.

А как же здоровье учителя?

Здоровье так же заразительно, как и болезнь.

 Р. Роллан

Известно, что именно профессиональные риски педагогического труда (коммуникативная перегрузка, сложная модель деятельности, жесткий харак-тер труда, низкая экономическая защищенность и престиж профессии, неблагоприятные условия работы и т.п.) создают профессиональный дистресс и являются основной причиной нарушений здоровья педагога.

В основе здоровьесберегающей профессиональной позиции педагога лежит осознание им проблем собственного здоровья, понимание зависимости здоровья от образа жизни, наличие знаний о формировании здорового образа жизни и деятельности по его осуществлению.

Анкетирование педагогов показало, что большая часть из них считает свое здоровье удовлетворительным и плохим (67% респондентов); 61% педагогов отмечает наличие у себя хронических болезней. В то же время только 56% учителей отмечают зависимость между здоровьем и образом жизни. Оценивая по 10-балльной шкале свой образ жизни, подавляю-щее большинство педагогов невысоко определяет основные его элементы: питание (6,3±2,3 баллов), сон (5,4±2,4), закаливание (3,4±2,5), двигательную активность (5,9±2,5) и т.д. Таким образом, понимание педагогами неблагополучия собственного здоровья не сопровождается видением возможностей управления им (М.Г. Колесникова, 2003).

На наш взгляд, пассивное отношение педагогов к собственному здоровью в значительной степени определяет недооценку роли их педагогической деятельности в сохранении и укреплении здоровья школьников. Проблемой сохранения и укрепления здоровья учителя является практическое отсутствие обеспечения этого направления в школе. Поэтому педагогу стоит помочь самому себе: усилить мотивацию к сохранению собственного здоровья, воору-житься методами самоанализа и саморегуляции.

При этом необходимо понимать, что профессиональные риски педагогического труда во многом определяются реализацией учителем "традиционных" подходов к обучению, которые, как было выяснено выше, негативно влияют на здоровье школьников. Приобретение профессиональной позиции и копинг-стратегий поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, уменьшает насильственный характер педагогического труда и отчасти обеспечивает сохранение здоровья самого педагога. Поэтому здоровьесберегающая деятельность педагога имеет обобщенный характер и создает возможность сохранить и укрепить как здоровье учащихся, так и собственное здоровье.

ЛИТЕРАТУРА

1.        Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссий-ской диспансеризации 2002 г.) // Медицинская газета. 2003. №30. С.15-18.

2.        Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анали-за, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: ИВФ РАО, 2002. - 181с.

3.        Колесникова М.Г. Изучение уровня валеологической готовности учащихся и педаго-гов // Валеология. №3. 2003. С.25-28.

4.        Колесникова М.Г. Валеологический анализ школьных уроков // Валеология. №3. 2003. С.45-53.

5.        Кушнир А.М. Методический плюрализм и научная педагогика // Народное образова-ние. №1. 2001. С.50-57.

6.        Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. - 239с.

7.        Сериков В.В. Личностный подход в обучении: концепции и технология. - Волго-град: "Перемена", 1998. - 150с.

8.        Воспитательный потенциал санкт-петербургского образования. Аналитический отчет / Под редакцией В.Г. Воронцовой, В.Ю. Кричевского. - СПб.: СПбАППО, 2003. - 399с.

9.        Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педву-зов и институтов повышения квалификации. - М.: "Народное образование", 1998. - 255с.

 

Схема 1

Анализ здоровьесберегающего потенциала школьного урока

1.        Опишите, когда и где происходил урок:

Школа______ класс _____ дата ________ предмет ___________ какой это урок по счету ____

Ф.И.О. учителя __________________________________________________________________

Тема ___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

2.        Кратко изложите ход урока (рекомендуется приложить к анализу план или конспект урока) ______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

3. Оцените здоровьесберегающую направленность целей урока:

*А) направленность на развитие личности учащегося _____

обеспечивать приобретение знаний о себе, о своем месте в мире, своих отношениях с миром;

создавать условия для понимания смысла собственной деятельности на уроке;

способствовать приобретению умений принятия решений, выбора поведения;

помогать развитию  рефлексии собственной деятельности и ее результата;

другое______________________________________________________________________

*Б) направленность на формирование  здоровья и здорового образа жизни____

обеспечивать понимание сущности здоровья и здорового образа жизни;

способствовать формированию отношения к человеку и его здоровью как к  ценности;

содействовать развитию потребности в здоровом образе жизни;

помогать вырабатывать индивидуальный способ здорового образа жизни;

другое____________________________________________________________________

4. Оцените наличие в организации деятельности учащихся на уроке:

 

*А) свободного выбора____

содержания;

действия;

способа действия;

способа взаимодействия; творче-ская работа;

другое ________________

*Б) самодеятельности и совме-стной деятельности __

ученик в роли учителя; коопера-тивное обучение; имитационное моделирование; дискуссия; ис-следование; дру-гое_______________________

*В) оценочной самостоятельно-сти ___

взаимопроверка;

участие в оценивании ответа другого;

оценивание собственного ответа;

другое_______________________

 

*5. Оцените активацию учителем познавательного и социального интереса учащихся к содержанию урока: _______

 

организация поисковой мыслительной активно-сти;

формирование собственного мнения; использо-вание занимательного материала;

опора на личный опыт учащихся;

формирование эмоционального отношения  к содержанию;

нахождение практического применения содер-жания;

другое __________________________________  

 ____________________________________________________________________________

*Здесь и далее все отмеченные звездочкой пункты оцениваются по шкале от 0 до 1.

Шкала оценки:

0 - отсутствует на уроке;

0,5 - недостаточно четкое проявление;

1 - ярко выраженная реализация положения.

Подчеркните или впишите положения, имеющиеся на уроке, и оцените пункт в баллах в целом.  При этом краткие описания положения, помещенные под звездочкой, можно использовать как основу для его оценивания.

 

6. Оцените психологическую безопасность взаимоотношений (наличие эмоционального комфорта):

 

*А) между учителем и учениками_____

 

диалогическое взаимодействие;

оказание помощи, поддержка;

соответствие возрасту;

индивидуально-дифференцированный подход;

безопасное оценивание;

другое____________________________

*Б) между учениками _____

активность в общении;

дружелюбие; сотрудничество;

взаимопомощь, поддержка;

заинтересованность в общем результате;

другое___________________________

 

7. Оцените соответствие условий гигиеническим и экологическим норма-тивам:  

*А) учебной деятельности _____

нормирование учебной нагрузки, в т.ч.  домашнего задания;

учет динамики работоспособности;

обоснованное применение

средств обучения, в т.ч. ТСО и ИКТ;

другое__________________________

*Б) учебного помещения___

освещенность;

школьная мебель;

воздушно-тепловой режим;

эстетический комфорт;

другое_________________

*В) учебного режима_______

место урока в учебном дне;

в учебной неделе;

в учебной четверти;

в учебном году;

другое_________________

 

*8. Оцените наличие приемов психологической и физической разгрузки: ____

физкультминутки;

динамические паузы;

минутки релаксации;

дыхательная гимнастика;

гимнастика для глаз;

массаж активных точек;

создание положительного эмоционального настроя;

другое_________________________________________________________________________.

9. Предложите учащимся оценить свое состояние  после урока:

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: "Выберите из каждой пары состояний то, которое наи-более соответствует Вашему состоянию после урока".

весело - грустно (чувствую вдохновение - чувствую подавленность)

интересно -не  интересно

не волнуюсь - волнуюсь (уверен в себе  - не уверен в себе)

не устал -устал

старался - не старался (пассивен - активен)

доволен собой -не доволен собой (успешен -неуспешен)

не раздражаюсь  - раздражаюсь (терплю - не хватает терпения)

10. Рассчитайте здоровьесберегающий потенциал урока по сумме набранных баллов (максимально можно получить 12 баллов): ___________________________________

Опишите, как необходимо изменить урок, чтобы увеличить его здоровьесберегающий потенциал: _______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Табл. 1.

Здоровьесберегающий потенциал школьного урока

Базовые

потребности

учащегося        Школьные

факторы риска        Здоровьесберегающая

деятельность педагога

Самоактуализация

(уважение к себе,

 самоосуществление)

        Ценности и цели "знаниевой" педа-гогики - обеспечить адаптацию к требованиям общества за счет:

" освоения учащимися предметно-дисциплинарных знаний, умений и навыков (результат обучения);

" освоения учащимися морально-нравственных норм (результат вос-питания)         Ценности и цели личностно-ориентиро-ванной педагогики - создать условия для развития личности ребенка за счет:

" обеспечения личностного смысла образо-вания (ориентация на потребности и инте-ресы учащихся);

" деятельностного подхода к обучению (ос-воение способов деятельности);

" развития самостоятельности мышления (умения принимать собственные решения)

Уважение

(одобрение, благо-дарность, признание)

                

Общения

(привязанность, причастность к группе)

        " репродуктивно-иллюстративный подход к обучению;

" монологический характер обучения        " кооперативное обучение (создание ситуаций обучающего взаимодействия учащихся);

" создание субъектных ситуаций деятельности учащихся (самодеятельности);

" диалогическое взаимодействие педагога и учащегося;

Безопасность

(физическая и психологическая)        " неадекватные возможностям учащихся методы обучения и уровень требований

" произвольное оценивание через отметку и словесную характеристику

" соревновательный характер обучения

        " соответствие обучения возрастным особенностям учащихся

" индивидуально-дифференцированный подход к обучению

" безопасное оценивание (эффективная об-ратная связь)

" создание условий для оценочной самостоятельности учащихся

" доброжелательное, поддерживающее от-ношение учителя к учащимся

" организация отношений поддержки, сотрудничества, взаимопомощи между учащимися    

Физиологические

(пища, отдых, движение, кислород)

        " перегрузка

" гиподинамия

" неудовлетворительное состояние школьной среды        " соблюдение требований к объему учеб-ной нагрузки (в т.ч. дом. заданий)

" рациональное чередование учебной на-грузки (учебный режим)

" обоснованное применение средств обучения, в т.ч. ТСО и ИКТ

" использование приемов психологической разгрузки, разгрузки органа зрения, дина-мических нагрузок

" соблюдение требований к состоянию учебных помещений (мебель, освещенность, воздушно-тепловой режим)

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ и что ими считать - до сих пор остается загадкой для широкого круга профессионально-педагогической аудитории и даже для тех, кто уверенно использует эти технологии в своей практике. Попробуем разобраться в понятиях.

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального 'здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профuлактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Пстроение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

Список литературы по здоровьесбережению:

1. Акимов А.Е. Дух, духовность, созидание как фундаментальный фактор, определяющий развитие Земной цивилизации. – Воронеж; 2003. Алексеев С.В., Барышников Е.Н., Беловицкая Л.М. и др. Формирование здоровьесберегающего поведения и укрепление здоровья учащихся. – СПб, СПбАППО, 2008. – 160 с.

2. Андреев Ю. Экология человека / учеб. под ред. Профессора В.П.Иванова. – СПб: СПбГМА, 1997 3. Анохин П.К. Социальное и биологическое в природе человека // Соотношение биологического и социального в человеке. – М., 1975

4. Безруких М.М., Сонькин В. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применение . – М.: ИВФ РАО. 2002

5. Васильева Н.В. Валеологическое обоснование сдвоенных уроков математики в 6 классе// Здоровье человека: Материалы №-его Международного конгресса валеологов/ Под ред. В.В,Колбанова – СПб; 2002. – С.41-42

6. Васильева Н.В. Методические рекомендации по составлению школьного расписания. – СПб.: СПбГУПМ, 2003.

 7. Васильева Н.В. Организация учебного процесса в школе без ущерба для здоровья //Забота образовательных учреждений о здоровье детей: Материалы Международного научного симпозиума. - СПб; 2006. – С. 9-11.

 8. Вассерман Л.И., Беребин М.А. Факторы риска психической дезадаптации у педагогов массовых школ: Пособие для врачей и психологов. – СПб., 1997

 9. Воронцова В.П. Педагогическая валеология и гуманизация образования: историко-педагогический аспект // История Педагогики сегодня. – СПб., 1998. – С.120-134

10.Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях: СанПин 2.4.2. 11.78-02. Издание официальное. – МинЗдрав России. – М.; 2002.

11.Колбанов В.В. Саморегуляция на основе биологической обратной связи как средства повышения психоэмоциональной устойчивости человека // Валеология. – 2002. - №1. – С. 27-29.

12.Колесникова М.Г. Валеологический анализ школьных уроков// Валеология. – 2003.-№3. – С. 45-53 13.Колесникова М.Г. Практикум к учебному курсу «Здоровый образ жизни». – СПб.: СПбАППО, 2006. 14.Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999.