Блокада Ленинграда

Козьмина Татьяна Лаврентьевна

Рассказать детям  о страшном факте во время Великой Отечественной войны-- о блокаде Ленинграда, которая продолжалась почти 900 дней.  О героизме и мужестве жителей осаждённого города. Что им пришлось пережить в это чудовищное время. Рассказать о том, как жили дети , как помогали взрослым., что выпало им на долю. Обратить внимание детей на то, как искусство помогало жителям осаждённого города жить , не падать духом. ЭТо наша история и её надо знать и помнить.. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ   ОКРУГ

«АЛЕКСАНДРОВСК – САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ   ШКОЛА   ИСКУССТВ»

СЦЕНАРИЙ

ВНЕКЛАССНОГО   МЕРОПРИЯТИЯ,

ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ ПОЛНОГО

ОСВОБОЖДЕНИЯ   ЛЕНИНГРАДА

 ОТ   ФАШИСТСКОЙ   БЛОКАДЫ

Составитель:

Педагог- библиотекарь

Козьмина Т.Л.

г. Александровск- Сахалинский2020г.

                                                         2020г

ВНЕКЛАССНОЕ   МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ   ДНЮ   ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА ОТ ФАШИСТСКОЙ БЛОКАДЫ

Разработала :

Педагог – библиотекарь: Козьмина Т.Л.

Форма организации – Музыкально – литературная композиция, презентация

Виды детской деятельности:познавательная, участие обучающихся.

Цель: познакомить  обучающихся с одним из трудных и трагических  событий в дни Великой  Отечественной войны-блокадой Ленинграда.

Задачи:

Образовательная:  - расширить знания и представления детей о  Великой

                                    Отечественной войне

                                  - поведать о героизме, воле, стойкости и мужестве,

проявленных  защитниками  и жителями осаждённого Ленинграда

Воспитательная:  - воспитание любви и патриотизма к своей Родине

- знать и помнить историю своей страны

Методы и приёмы: наглядный (презентация), информационный, участие                          

                                    учащихся.

Дорогие ребята!

Сегодня наш классный час посвящён героическому городу Ленинграду.

 Посмотрите на эти кадры - как красив и величественен был Ленинград до войны.

Слайд№1, 2, 3,4.

Но во время войны на его долю выпало очень трудное и трагичное        испытание. И  сейчас   вы услышите и  увидите  что  и как  это  было.

Слайд№ 5,6,7.

Во время Великой Отечественной войны у немецкого командования был план – стереть этот город с лица земли. Советские войска стойко и героически сдерживали противника на дальних, а затем и на ближних подступах к Ленинграду. Немцам, встретившим такое сопротивление, не удалось с ходу ворваться в город и тогда они решили взять Ленинград измором-голодом. Это означало, что все жизненно важные дороги, по которым привозят продукты питания, медикаменты и всё необходимое для нормальной жизни людей, были отрезаны. Началась блокада -это осада города врагом, которая длилась почти 900 дней с 08.09.1941года по 27.01.1944года.

8 сентября, обычный день недели (Г. Станиславская)

Привычно занималось утро раннее…

Так было до того или потом,

Но в этот год беда стучалась в дом.

В том 41-ом памятном году

Железным обручем сковало красоту,

Безжалостный, губительный охват,

Жизнь ленинградцев превративший в ад, –

БЛОКАДА. Нам, живущим ныне, не понять.

Слайд№8

Сообщение с Ленинградом поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху. По «Дороге жизни»- так называлось это сообщение через Ладожское озеро. По ней в город доставлялись продукты питания, хлеб, топливо, боеприпасы.  А из города эвакуировали население. Но и эти пути были не безопасны. Они постоянно подвергались бомбёжкам и машины, ехавшие по льду озера часто уходили под лёд.

Слайд№9,10,11.

          Но невозможно было эвакуировать всех жителей, и вместе с родителями в осаждённом городе осталось и много детей. Несмотря на бомбёжки проводились школьные занятия. Преподавались только основные предметы и уроки были по 20-25минут. Город продолжал жить. Ленинградцы как могли помогали фронту.  Они изготавливали самолёты, танки, артиллерийские орудия, снаряды. Но многие рабочие ушли на фронт и тогда к станкам встали женщины и дети.  Дети также  тушили и сбрасывали зажигалки с крыш домов, заготавливали дрова, ходили в госпиталь и там стирали бинты, ухаживали за  ранеными, писали под  их диктовку письма домой .

         Слайд № 12

Нарушенное сообщения со страной, не регулярный подвоз топлива и продо-вольствия сильно отразились на жизни города. Запасы продовольствия и топлива были крайне ограничены. Прекратилась подача электричества в жилые дома. Зимой из-за сильных морозов вышли из строя центральное отопление, водопроводная сеть. Жители ходили за водой на Неву, Фонтанку, на другие речки и каналы. В жилых домах для обогрева были установлены временные печки-буржуйки.

       Слайд № 13,14,15.

В Ленинграде начался голод, а кроме голода ещё один страшный враг-это болезни: цинга, дистрофия(истощение), куриная слепота. Разведчики не могли ночью идти на задание, потому что в двух шагах ничего не видели. В еду стали использовать лебеду, крапиву, хвою, одуванчики. Травы горчили, но их ошпаривали кипятком, выпаривали и использовали для еды. И хлеб был в то время не такой, как сегодня. При выпечке хлеба применялись опилки, шелуха семечек, измельчённая древесная кора, овёс с шелухой, хлопковый жмых, отруби. Хлеб выдавался строго по карточкам (по норме). И эта норма была очень маленькой, всего 125 грамм на весь день. Поэтому в рассказах о блокадных, голодающих детях встречается такое, что мальчики и девочки рвали, стригли бумажки. Стригли до мозолей на пальчиках. Это они как будто готовили карточки на хлеб, представляя, что по этим игрушечным бумажкам-талончикам им дадут хлебушка. А иногда дети просто   сидели, покачи-ваясь из стороны в сторону, так они старались заглушить ужасное чувство голода. Смертность от голода и холода была очень высока.

Послушаем Песню «Дети войны»

Слайд №16

Но несмотря на все тяготы, на все лишения и трудности, бомбёжки, голод и холод в блокадном городе не прекращалась культурная жизнь. Древние говорили: «Когда говорят пушки, Музы молчат. В блокадном Ленинграде музы не молчали. Представления в ленинградских театрах прерывали воздушные тревоги и артобстрелы. Зрители укрывались в бомбоубежище, а артисты в костюме и гриме поднимались на крышу дежурить и тушить «зажигалки». После вынужденного перерыва спектакль продолжался.

Слайд№17,

В осаждённом Ленинграде жил и самоотверженно создавал музыку великий композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Его жизнь, как и жизнь всех людей, резко изменилась. Шостакович вместе со всеми рыл окопы, дежурил во время воздушных тревог. Находясь в осаждённом городе и видя, что происходит вокруг, у композитора возник творческий замысел. Он начал писать свою знаменитую «Седьмую симфонию». Шостакович  писал её так, как подсказывало сердце.

Слайд №18

Самая замечательная, поистине героическая премьера симфонии состоялась в осажденном Ленинграде. Это стало Мировой сенсацией. Чтобы исполнить монументальную симфонию с огромным составом оркестра, музыкантов отзывали из военных частей.  Услышав эту симфонию, один американский критик написал: «Какой дьявол может победить народ, способный в блокаду создавать музыку, подобную этой.» Давайте и мы с вами сейчас её послушаем.

Слушание Седьмой симфонии(отрывок)

Слайд№19

А вот не менее интересна история создания песни «Вечер на рейде».

        Её написал композитор Василий Павлович Соловьёв – Седой. Он также жил и работал в осаждённом городе. Но вскоре ему предстояло покинуть Ленинград. «Прощай любимый город» -говорил себе композитор с горечью думая о предстоящей разлуке с любимым городом. От тяжёлых переживаний не спалось. И вдруг он услышал звуки гармони, раздававшейся с военного корабля, стоящего на рейде. И у композитора стала рождаться мелодия будущей песни, лирически-нежная, чистая, полная грусти расставания и светлой надежды на встречу. Своим замыслом композитор поделился с поэтом Александром Чуркиным, с которым до войны написал несколько песен. И поэт рассказал в стихах и о летнем вечере. и о переборах гармони, сохранив для композитора строку: «Прощай любимый город»

Слушание песни «Вечер на рейде»

Слайд №20

        С первых дней войны на передний край борьбы выступили и ленинградские художники. Им было сказано: «Ваше оружие – искусство, карандаш. Никто не имеет право отбросить это оружие, потому что оно должно разить врага и приносить огромную пользу делу». Их боевым оружием стали плакаты, газетные карикатуры, художественно оформленные призывы, выставки. Основная задача, которая стояла перед ленинградскими художниками - это укреплять душевную бодрость жителей осаждённого города.

Слайд№21

         Не остались в стороне и ленинградские поэты. Их оружием было – Слово. Своими стихами, они вселяли и поддерживали веру и надежду в победу над врагом. А  участник боёв по прорыву блокады  за день до гибели написал вот такие строки

Ещё война, но мы упрямо верим

Что будет день – мы выпьем

                                    Боль до дна

Широкий мир нам вновь

                                    Раскроет двери

С рассветом новым встанет

                                       Тишина…

Люди стойко верили в Победу.

Одна из поэтов блокадного Ленинграда Ольга Берггольц всю блокаду жила и работала на радио, своим словом призывая земляков к мужеству. Это ей принадлежат известные всем нам строки «Никто не забыт и ничто не забыто»

 Послушаем стихотворение «Ленинградская поэма» Ольги Берггольц в исполнении  учащихся

О да! — иначе не могли

ни те бойцы, ни те шоферы,

когда грузовики вели

по озеру в голодный город.

Холодный ровный свет луны,

снега сияют исступленно,

и со стеклянной вышины

врагу отчетливо видны

внизу идущие колонны.

И воет, воет небосвод,

и свищет воздух, и скрежещет,

под бомбами ломаясь, лед,

и озеро в воронки плещет.

Но вражеской бомбежки хуже,

еще мучительней и злей —

сорокаградусная стужа,

владычащая на земле.

И было так: на всем ходу

машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

— Ну, так и есть — мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта — не угроза,

да рук не разогнуть никак:

их на руле свело морозом.

И вот — в бензине руки он

смочил, поджег их от мотора,

и быстро двинулся ремонт

в пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

к хлебопекарне до зари.

сто двадцать пять блокадных грамм

с огнем и кровью пополам.

.

В 1941–42 годах советские войска неоднократно предпринимали попытки прорвать кольцо блокады, но смогли это сделать только в январе 1943года.

И уже в феврале в Ленинград пошли поезда с продовольствием, боеприпасами, сырьём. Но только через год, в ходе непрекращающихся военных действий, 27 января 1944 года блокада была снята полностью, прекратились артобстрелы.

Послушаем стихотворение « 27 января 1944 год» Юрия Воронова

За залпом залп гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика —

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол-Ленинграда не поднялось…

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют.

Сегодня ленинградцы плачут…

Стихотворение Анны Ахматовой

27 января 1944 года

И в ночи январской, беззвездной,

Сам дивясь небывалой судьбе,

Возвращенный из смертной бездны,

Ленинград салютует себе.

Планы германского командования уничтожить Ленинград потерпели провал. Враг окружил город со всех сторон, он душил его железной блокадой 900 дней и ночей, осыпал бомбами и снарядами, умертвлял голодом и холодом. Но сломить волю народа они не смогли.

Блокада Ленинграда – это незабываемая страница в истории города, которая вызывает особое уважение к мужеству его жителей.

В далёком тревожном военном году

Под гром батарей, у страны на виду

Стояли со взрослыми рядом

Мальчишки у стен Ленинграда.

На парте осталась открытой тетрадь.

Не выпало им дописать, дочитать,

Когда навалились на город

Фугасные бомбы и голод.

И мы никогда не забудем с тобой,

Как наши ровесники приняли бой.

Им было всего лишь тринадцать-

Но были они -Ленинградцы!

Слайд №22

Белый пятнадцатиметровый памятник символично назван «Цветок жизни» и сооружён в память о детях, погибших в дни блокады Ленинграда. На нём выбиты только четыре слова: «Пусть всегда будет солнце!»  Он стоит и словно тянется к солнцу на третьем километре «Дороги жизни», которая спасла жизни многих ленинградцев.

Слайд№23, 24

Героизм и стойкость ленинградцев в условиях блокады стали символом непобедимости и мужества советского народа.

За массовый героизм его защитников Ленинграду присвоено звание «Город герой».

Немаловажную роль в поддержании духовных и физических сил жителей блокадного Ленинграда и в одержании победы над фашистскими захватчиками сыграло искусство. И, может быть, именно это помогло городу выжить и не только выжить, но и показать всему миру такую огромную силу духа и воли.

Ребята!

Блокада Ленинграда – это история, которую нужно знать и помнить во имя подвига людей, отдавших свои жизни и переживших самую страшную блокаду в истории человечества.

Используемые  источники:

Яндекс. Картинки›блокада ленинграда картинки

Яндекс. Картинки›поэты блокадного ленинграда

obiskusstve.com›…hudozhniki-blokadnogo-leningrada/

rustih.ru› Стихи о войне› Стихи о блокаде Ленинграда

   Алесь Адамович, Даниил Гранин  - «Блокадная книга»

                                                                Москва  Советский писатель 1991г.

Журнал «Музыка  в школе» :

№ 6 /2009г М.Ю.Лукашевич «Детство,  опалённое войной»

          № 1 /2015г Э.А. Галлямова « Дети войны»

№ 6 /2016г О.Н.Романова «Песни войны»

          №6 /2019г В.Р.Бусарева «Пушки говорили , но Музы не молчали»