Методические рекомендации для разработки и проведения открытого занятия педагогам дополнительного образования

Данный методический материал представлен в помощь педагогам дополнительного образования для подготовки и проведения открытого занятия с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для разработки и проведения открытого занятия

педагогам дополнительного образования

Данный методический материал составлен в помощь педагогам дополнительного образования, методистам при планировании открытых занятий в творческих объединениях. Эти методические материалы помогут систематизировать виды и типы учебных занятий; классифицировать занятия в зависимости от поставленной цели, определить задачи, структуру; выстроить модель учебного занятия, содержание и прогнозируемый результат каждого этапа занятия.

Общие требования к занятиям в учреждении

дополнительного образования:

  • создание и поддержка высокого уровня познавательного интереса и активности детей;
  • целесообразное расходование времени занятия;
  • применение разнообразных методов и средств обучения;
  • высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;
  • практическая значимость полученных знаний и умений.

Знание видов и особенностей учебных занятий поможет педагогу сформировать потребность и умение правильно моделировать занятие,

совершенствовать своё педагогическое и методическое мастерство.

Качество учебного занятия зависит от правильности поставленной цели, задач, содержания, средств, форм, методов, организации учебного процесса. Главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися.

Цель занятия - это предполагаемый результат действий или деятельности педагога, на осуществление которых они направлены. Как правило, определяется одна цель занятия. Она должна быть достаточно конкретна и достижима за одно занятие. Одна из традиционных ошибок педагога при формулировании целей занятий становится абстрактность или излишняя масштабность. Например, не может быть за одно занятие достигнута цель воспитания у детей любви к предмету, природе или формирование комплекса знаний, умений, навыков. Цели достигают через решение задач. Задачи должны раскрывать цели, конкретизировать их.

Модель учебного занятия в учреждении

дополнительного образования детей

Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов:

  • организационного;
  • проверочного;
  • подготовительного;
  • основного;
  • контрольного;
  • итогового;
  • рефлексивного;
  • информационного.

Организационный. Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

Проверочный. Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

Подготовительный (подготовка к новому содержанию). Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям и т.д.).

Основной. Усвоение новых знаний и способов действий: Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей. Первичная проверка понимания изученного. Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием. Обобщение и систематизация знаний. Использование различных форм занятия.

Контрольный. Использование тестовых заданий, письменного, устного опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского и т.д.).

Итоговый. Педагог совместно с детьми подводит итог занятия. Закрепление новых знаний, способов действий и их применение. Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми.

Рефлексивный. Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы, творческого задания.

Информационный. Информация о содержании и конечном результате домашнего задания. Инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий.

Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение,

систематизация.

Этапы учебного занятия, его структура конструируются в соответствии с дидактической целью и закономерностями процесса обучения. Движение к реализации цели как прогнозируемому результату обуславливает переход от одной части занятия к другой, от этапа к этапу. Приемы работы педагога и воспитанников на каждом этапе зависят от содержания, цели, логики усвоения учебного материала, состава группы и опыта творческой деятельности педагога и обучающихся.

Дидактическая цель является важнейшим структурным элементом и определяет тип и структуру учебного занятия. Учитывая активную позицию ребят в освоении материала и формировании умений, классифицировать учебные занятия по дидактической цели можно следующим образом:

  • изучение и первичное закрепление новых знаний;
  • закрепление знаний и способов деятельности, комплексное применение знаний и способов деятельности;
  • обобщение и систематизация знаний и способов деятельности;
  • проверка, оценка, коррекция знаний и способов деятельности.
  • Каждый тип учебного занятия имеет свою структуру, основной компонент занятия кодируется в названии типа учебного занятия.
  • Общими этапами для всех типов занятий являются:
  • организационный;
  • целеполагание и мотивация;
  • подведения итогов.

Организационный момент учебного занятия предполагает создание продуктивных условий для взаимодействия педагога и воспитанников.

Целеполагание и мотивация обеспечивает желание участников педагогического процесса работать на занятии через постановку целей и актуализацию мотивов учебной деятельности, через формирование установок на восприятие и осмысление учебной информации, развитие личностных качеств воспитанника.

Подведение итогов определяет уровень достижения целей, меру участия всех обучающихся и каждого в отдельности, оценку их работы и перспективы познавательного процесса.

Подготовка к учебному занятию

На занятии, в зависимости от решаемых задач, педагог может использовать и коллективную форму работы, и работу в малых группах, по звеньям и индивидуально. Алгоритм подготовки учебного занятия, как основа этой методики, может быть следующим:

1этап. Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы:

  • Достигло ли учебное занятие поставленной цели?
  • В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?
  • Насколько полно и качественно реализовано содержание?
  • Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?
  • За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?
  • В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться?
  • Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач?

  • 2 этап. Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия:
  • определение типа занятия;
  • определение вида занятия;
  • определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий);
  • определение темы и ее потенциала, как обучающего, развивающего и воспитательного;
  • обозначение задач учебного занятия;
  • продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы, как педагога, так и детей на каждом этапе занятия;

  • подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.

3 этапОбеспечение содержания учебного занятия:

  • самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия);
  • обеспечение учебной деятельности обучающихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка заданий;
  • материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д.

Конечно, в каждой конкретной ситуации предложенный алгоритм будет варьироваться, уточняться, детализироваться. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности, как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а как системы обучения, которая позволит полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого педагогом учебного предмета. Системность, детальное соблюдение условий эффективности занятия, основных требований к его подготовке и построению обеспечит высокий результат занятия.

Рекомендации:

  • продумать, как донести до детей важность и необходимость предложенной темы;
  • распланировать занятие так, чтобы данная тема выступала как нечто цельное, единое;
  • необходимо спланировать тему сразу на отведённое количество часов. В отечественной дидактике существует множество удачных примеров решения данной проблемы. Например, предлагается одна из множества «технологий». Положите перед собой столько листов бумаги, сколько занятий планируется по данной теме. Распределите сначала главное, что на каком занятии будет изучаться; где труднее, что – легче; в зависимости от этого найдите формы работы и их сочетаемость;
  • при планировании занятий необходимо учитывать уровень подготовки обучающихся;
  • при подготовке определенной темы, заранее продумайте, кого из ребят, например, можно привлечь к учебно-исследовательской работе;
  • «проранжируйте» тщательно новый материал, что обучающимся нужно к этому занятию, что – несколько позже, может быть, в следующем году с учетом срока реализации образовательной программы. Такое ранжирование изменит акценты в подаче информации;

  • определите необходимый дидактический материал, ТСО, реквизит, наглядные пособия и др.;
  • особо продумайте резервный материал на тот случай, если Вы «придете к финишу за 3-5 минут до окончания занятия». Досрочный финиш – беда многих молодых педагогов. В качестве резерва могут выступать, в зависимости от предмета, различные упражнения, игры, интересная информация или воспитательная беседа, касающаяся данной темы;
  • педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.

Эмоционально-психологическая подготовка педагога к занятию

  • вспомните группу, где предстоит давать занятие. Вспомните опыт общения с ней: развивайте положительные ощущения, блокируйте отрицательные;
  • планируя занятие, различные его моменты, представьте психологическую атмосферу в данном творческом объединении. Такое психологическое предвидение, основанное на знании группы, поможет выбрать и средства обучения до элементарного. Например, в этой группе эту иллюстрацию я не покажу – я вижу их реакцию и т.д. Такой подход сделает планирование «прицельным»;
  • вспомните взаимоотношения с отдельными обучающимися, избегайте стандартных установок к некоторым ребятам.

Традиционные формы организации деятельности

детей в учебном процессе:

лекция - устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся;

семинар - форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога. Оно формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений;

дискуссия - публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы. Оно расширяет знания детей путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения;

конференция - собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов. Прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности;

экскурсия - коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью. Обогащает чувственное восприятие и наглядные представления;

экспедиция - поездка группы со специальным заданием: решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий;

туристический поход - передвижение группы людей с определенной целью. Реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и

спортивного развития;

учебная игра - занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия . Характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.

Нетрадиционные формы организации деятельности детей:

презентация предмета, явления, события, факта - описание , раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях;

ролевая игра - предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений;

защита проекта - способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем;

круглый стол - коллективная работа по определению социального значения конкретной темы;

конверт вопросов - свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке;

выпускной ринг - отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми.

Кроме перечисленных занятий в учреждениях дополнительного образования детей проводятся и традиционные итоговые и открытые занятия.

При правильной их педагогической организации проверки полученных знаний, умений, навыков итоговые и открытые занятия проводятся в творческих объединениях образовательного учреждения, где ребята не только не должны бояться этих занятий, но и стремиться проявить себя перед сверстниками и взрослыми, получить их одобрение и оценку.

Итоговые и открытые занятия - это неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяют всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности.

Цель этих занятий - выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребенка, их соответствия прогнозируемым результатам образовательных программ.

Задачи:

  • определение уровня теоретической подготовки воспитанников в конкретной образовательной области;
  • выявление степени сформированности практических знаний, умений,
  • навыков детей в выбранной ими творческой деятельности;

  • анализ полноты реализации образовательной программы детского объединения;
  • соотнесение прогнозируемых реальных результатов учебно-воспитательной работы;
  • выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы;
  • внесение необходимой корректировки в содержание и методику образовательной деятельности детского объединения.

Итоговые и открытые занятия в детских творческих объединениях должны строиться на принципах научности, учета индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, свободы выбора педагогом методов, форм проведения и оценки результатов.

Итоговые и открытые занятия выполняют целый ряд функций:

  • образовательную - создает дополнительные условия для обобщения и осмысления воспитанником полученных теоретических и практических знаний, умений и навыков;
  • развивающую - позволяет детям осознать уровень их актуального развития и определить перспективы;
  • коррекционную - помогает педагогу своевременно выявить и устранить объективные и субъективные недостатки учебно-воспитательного процесса, совершенствуя образовательную программу;
  • воспитательную - является стимулом к расширению познавательных интересов и потребностей ребенка;
  • социально-психологическую - дает каждому воспитаннику возможность пережить «ситуацию успеха».

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

Организация подготовки к открытому занятию

Открытое занятие - одна из форм демонстрации профессионального педагогического мастерства и мониторинга деятельности педагога дополнительного образования. У педагога, решившего проводить открытое занятие, есть возможность:

  • удовлетворить базовые потребности собственной личности;
  • показать свои творческие способности;
  • показать другим и увидеть самому результат работы с обучающимися;
  • повысить свой статус среди коллег, обучающихся, родителей и администрации;
  • повысить свой уровень теоретических знаний в процессе подготовки к занятию;
  • пополнить собственный учебно-методический комплекс;
  • в ходе анализа открытого занятия получить полезный совет от коллег.

Открытое занятие также можно провести в рамках прохождения аттестации, комплексной проверки учреждения, в целях изучения и

распространения передового педагогического опыта и т. п.

О проведении открытого занятия коллектив предупреждается заранее, вывешивается объявление не менее чем за 3 дня до его проведения. В нем сообщаются следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество педагога;
  • название объединения;
  • тема занятия;
  • место и время проведения.

На открытое занятие могут быть приглашены педагоги данного учреждения, представители администрации, работники других учреждений, члены различных экспертных комиссий, а также родители и другие заинтересованные люди.

Необходимость проведения открытого занятия может быть обусловлена различными факторами, и, соответственно, само занятие будет иметь различные цели. Сам педагог может организовать открытое занятие для родителей или администрации учреждения для демонстрации достигнутых результатов обучения, успехов воспитанников. Открытое занятие для коллег может способствовать анализу используемых педагогом нетрадиционных форм обучения, новых педагогических технологий.

Педагог может настаивать на проведении открытого занятия и в случае несогласия с оценкой его деятельности администрацией или проверяющими организациями (в таком случае целесообразно пригласить на открытое занятие независимых экспертов-специалистов по профилю деятельности объединения).

При подготовке к занятию педагог может обратиться за консультацией к заместителю директора по учебной, методической работе, заведующему отделом, методисту. Педагог сам выбирает тему, вид и форму проведения открытого занятия. После открытого занятия проводится его самоанализ и анализ проведенного занятия. В течение 3 дней педагогу необходимо сдать методическую разработку открытого занятия заведующему отделом.

Администрация учреждения может планировать проведение открытых занятий с целью:

  • анализа деятельности одного или всех педагогов учреждения;
  • знакомства педагогов (в частности, молодых специалистов) с опытом работы старших коллег;
  • выявления причин низкой результативности деятельности объединения и в дальнейшем оказания педагогу необходимой методической помощи по совершенствованию его работы;
  • проведения в учреждении конкурса профессионального мастерства;
  • определения уровня квалификации педагогов и т. п.

План проведения открытого (итогового) занятия должен

содержать следующие разделы:

  • время и место проведения занятия;
  • участники открытого занятия (возраст воспитанников,

год обучения);

  • цель и задачи проведения занятия;
  • тема открытого (итогового) занятия;
  • необходимое оснащение занятия.

Цель занятия должна быть достаточно конкретной и достижимой за одно занятие (См. «Общие требования к занятиям в учреждении дополнительного образования»).

Задачи должны раскрывать цель, конкретизировать её, определять содержание основных этапов занятия. Определение задачи занятия вытекает из содержания учебного материала, подготовки обучающихся, их индивидуальных способностей, методической подготовки педагога.

К образовательным задачам относятся:

  • формирование у обучающихся основ разносторонних гуманитарных, трудовых, технических, общественно-политических и других знаний;
  • выработка умений, навыков специальных для каждого творческого, объединения.

К развивающим задачам относятся:

  • формирование умений и навыков учебной (практической и умственной) деятельности;
  • развитие познавательных процессов (память, речь, мышление, внимание, воображение, восприятие), умений применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение, отвлечение);
  • развитие воли, эмоций, интересов, способностей и дарований личности.

К воспитательным задачам относится:

  • взаимосвязь патриотического, духовно-нравственного, трудового, этического, эстетического, физического, санитарно-гигиенического, правового, экологического воспитания обучающихся.

Ход занятия

В этом разделе определяются основные этапы занятия, их последовательность от вводного до заключительного:

  • время, выделяемое на каждый из этапов;
  • содержание каждого этапа;
  • формы работы педагога и детей.

План проведения занятия должен быть таким, чтобы при знакомстве с ним

можно было получить достаточно полное представление о предстоящем занятии, и чтобы он являлся необходимым подспорьем для самого педагога.

Методы, используемые при проведении открытого (итогового) занятия (примерные)

Словесные: объяснение, рассказ, беседа, работа с книгой, анализ текста...

Наглядные: демонстрация иллюстраций, видеоматериалов, слайдов, фотоматериала, показ педагогом образца выполнения задания ...

Практические:

Наблюдения, опыты, практические задания, упражнения, тренировки, репетиции...

Проблемного обучения:

Поиск (самостоятельный поиск ответа на поставленные вопросы), исследование, самостоятельная разработка идеи, продукта.

Дидактический материал, техническое оснащение

используемые при проведении открытого (итогового) занятия

(примерные)

Методические пособия для педагога: литература по направлению, справочные материалы, тематические подборки, конспекты занятий...

Методические подборки для обучающихся: задания и задачи репродуктивного и творческого характера и др.

Средства обучения: картины, плакаты, таблицы, фотографии, раздаточный материал, ТСО и т.д.

Некоторые формы открытых (итоговых) занятий

Занятие (открытое, итоговое) может иметь различные формы и методы, это зависит от направления творческого объединения.

Желательно использовать более интересные, нетрадиционные формы занятий, где педагог в большей мере может показать свои педагогические способности, а обучающиеся - знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения. Такие занятия интересны детям, родителям и педагогам, остаются в памяти.

В зависимости от поставленной цели, формы открытых (итоговых) занятий могут быть разнообразными. Например: занятие-фантазирование, занятие-турнир, занятие-диспут, занятие-путешествие, занятие-сказка, занятие-игра, интегрированное занятие, занятие-творчество, КВН, соревнование, конкурс, концерт, аукцион знаний, и т.п.

При планировании и выборе формы занятия необходимо учитывать возраст обучающихся, год обучения.

Викторина - обучающиеся показывают полученные знания в процессе

обучения. Вопросы могут быть розданы заранее или держаться в тайне. Методика проведения будет зависеть от педагога.

Экскурсия - проводится по заранее запланированной теме. Экскурсии может предшествовать ранее изученная тема, даты, события. Например, на природе могут вестись зарисовки, записи, чтение стихов с последующим обсуждением, или проведением какого-то мероприятия.

Зачет или экзамен - можно провести на дифференцированной основе.

Конкурс знаний, умений и творчества. Он проводится в виде итогового праздника знаний. Это можно еще назвать и Днем открытых дверей, когда специально подготовленные экскурсоводы показывают и рассказывают обо всем, что сделано и чего достигли в течение года - родителям, социуму. В этот период можно организовать выставки, соревнования, концерты, спектакли, игры.

Интегрированные занятия. Возможно проведение нескольких занятий в рамках одной темы. Его могут вести педагоги по направлениям или один педагог.

Занятие - фантазия. Такое занятие можно провести в творческих объединениях актерского мастерства, ИЗО. Дети придумывают различные персонажи, обыгрывают их и т.д. Можно включить различные игры. Например, кабинет превращается в космический корабль, кабинет врача и т.д.

Занятие сказка. Обучающиеся сочиняют сказки, можно на заданную тему, затем показывают их своим сверстникам. Могут принять участие родители, педагоги.

Занятие спектакль. Ребята обыгрывают роль своего любимого героя, сочиняют сценарии, можно показать готовый спектакль.

Занятие - конференция. Такую форму занятия можно предложить детям более старшего возраста. Для проведения конференции ребятам заранее дается определенная тема. Небольшая группа готовит сообщение, знакомят остальных, присутствующих с проблемой, выносятся вопросы для обсуждения.

Занятие - творчество. Ребята делятся на группы, им дается любое задание (например, создать литературный портрет героя нашего времени, или написать стихи на заданную тему и т.д.).

Занятие - тестирование. Такую форму занятия можно проводить с помощью компьютера или обычным способом. Каждый обучающийся получает задания с готовыми ответами и необходимо выбрать правильный вариант ответа.

План проведения занятия должен быть конкретным, четким, учитывающий все моменты занятия.

Оформление материалов открытого занятия.

На открытое занятие педагог готовит полный комплекс документов, определяющих методическое обеспечение занятия, который  включает следующие документы:

- календарно-тематический план;
- план учебного занятия;
- дидактический, раздаточный материал;

- комплект видеоматериалов для ТСО;

Оформляется методическая разработка открытого занятия.

Структура методической разработки открытого занятия должна содержать

  • пояснительную записку,
  • структуру занятия,
  •  подробный конспект (сценарий) занятия,
  • образцы дидактического материала,
  •  список используемой литературы и т.д.

В пояснительной записке необходимо изложить значение и роль занятия, педагогические цели, задачи стоящие перед педагогом, ожидаемый результат. Особое внимание в пояснительной записке следует уделить педагогической технологии или методике, в которой проводится занятие.

Требования, предъявляемые к содержанию

методической разработки

  1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать  теме и цели.
  2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации  процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения материала, применения современных технических  средств обучения.
  3. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
  4. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным.
  5. Должна содержать  конкретные материалы, которые педагог использовал в своей работе (инструкции, карточки, схемы, и т.д.).

Общие требования к оформлению методической разработки

  1. Шрифт методической разработки Times New Roman, размер шрифта – 14, интервал 1,5.
  2. Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
  3. Список использованных источников должен быть в алфавитном порядке по ФИО авторов и содержать необходимые библиографические данные.
  4. Количество и объем разделов методической разработки не лимитируется.

Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими преподавателями.

Содержание и оформление методической разработки должно соответствовать требованиям данных  рекомендаций.

Подготовленная и оформленная методическая разработка открытого занятия после рассмотрения на заседании МО и утверждения  сдается в методический кабинет.

Анализ открытого занятия

Анализ открытого занятия с участием посетивших - является обязательным.

Вначале слово дается педагогу – автору занятия. Он напоминает методическую цель, дает описание работы по ее достижению. В его выступлении должны быть ответы на вопросы: достигнута ли методическая цель открытого занятия, выполнены ли задачи учебно-воспитательного процесса.

Важно отразить:

  • степень достижения поставленных задач;
  • причины и обоснования необходимости отклонения от проекта занятия;
  • нюансы, которые присутствующие могли не увидеть, не заметить, не оценить;
  • наметить перспективы дальнейшего изучения  материала.

Посетители оценивают занятие также с точки зрения достижения методической цели. В отличие от анализа занятий, посещенных с целью контроля, здесь самое главное – обмен мнениями, дискуссии споры и т.п.  

Ответы педагога должны носить объяснительно-развивающий и информационно- познавательный характер.

Предполагаются краткие аналитические и оценочные суждения присутствующих.

Ценны не только комплиментарные высказывания, но предложения, обозначение неиспользованных возможностей и т.п.

Педагог может подготовить анкеты для последующего обобщения и анализа занятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология) – М.: Педагогическое общество России, 2008

Поташник М.М. Требования к современному уроку – М.: Центр педагогического образования, 2008

Решетников П. Е.  Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. Рождение мастера : кн. для преподавателей высш. и сред. пед. учеб. заведений / П. Е. Решетников. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 301 с. : ил. - (Педагогическая мастерская).  

Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005. 

Самигуллин Г.Х. К.биол. н. доцент, Ректор Института непрерывного педагогического образования. Педагогические требования к открытым урокам// Методист № 6 2007.

Приложение 1

Памятка начинающему педагогу

Как подготовиться к занятию

  1. Старайтесь спланировать всю тему сразу (5-8 занятий), материал не должен распадался, сохраняя целостность и внутреннее единство.
  2. Определяя цели занятия, разграничьте обучающую, развивающую, воспитательную и свою методическую цель (какой новый метод, прием вы используете).
  3. При подготовке ранжируйте материал, определите, что надо помнить лишь в ближайшее время, а что пригодиться в дальнейшем.
  4. Определите моменты активного включения учеников в занятие.
  5. Подготовьте резервный материал на случай преждевременного окончания запланированной работы в группе.
  6. Повторите программу эмоционально - психологической подготовки к занятию: развитие положительных, блокирование отрицательных ощущений, стереотипов.

Начало и концовка занятия

Начало и концовка занятия являются исключительно важными моментами. С каким настроем придет педагог? С каких слов он начнет занятие? С каким настроением дети уйдут с занятия домой?

Начните с приема «коммуникативная атака». Ее цель – заинтересовать, привлечь внимание детей. Варианты:

  • Вход педагога в класс: бодрый, энергичный, уверенный, выражен настрой на общение, стремление передать этот настрой детям.
  • Расскажите интересную, захватывающую историю, связанную с темой занятия.
  • Задайте вопрос, связанный с интересами детей, их жизненным опытом.
  • Оригинальное, неожиданное начало, вызывающее внимание именно своей неожиданностью (зажечь свечу, начать с притчи и т.д.).
  • Начать с чего-то личного для педагога, прочувствованного им, волнующего его (любимое стихотворение поэта).

Концовка занятия:

  • Сделать слушателям комплимент: «Чем я больше всего доволен - вы не были равнодушными, вы не боялись возражать, не стеснялись спрашивать. Это самое ценное. Спасибо».
  • Вызвать смех.
  • Эффектная цитата: «Конечно, чтобы чего-то достичь в жизни, нужны талант и умная голова, но более всего – характер»?
  • Отсроченная концовка. К яркому образу, заявленному несколько занятий назад (в коммуникативной атаке), педагог возвращается в конце изучения темы
  • Призыв к действию.

Приложение 2

Примерная памятка для самоанализа занятия

педагогом дополнительного образования

1. Какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного занятия?

2. Каково место данного занятия в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими занятиями, на что в них опирается? Как это занятие работает на последующие занятия, темы, разделы? В чем специфика этого занятия?

3. Какие задачи решались на занятии:

а) образовательные,

б) воспитательные,

в) задачи развития?

4. Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности группы?

5. Почему выбранная структура занятия была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в занятии для опроса, изучения нового материала, закрепления и.т.п.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы занятия? Логичны ли «связки» между этапами занятия?

6. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на занятии и почему? Выбрано ли главное, существенное?

7. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.

8. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к обучающимся? Как он осуществлялся и почему именно так?

9. Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?

10. Как использовался на занятиях учебный кабинет (иное пространство), какие средства обучения? Почему?

11. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность обучающихся в течение всего занятия и обеспечивалась ли вообще?

12. За счет чего на занятии поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности педагога?

13. Как и за счёт чего обеспечивалось на занятии и в домашней работе обучающихся рациональное использование времени, предупреждение перегрузок обучающихся?

14. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.

15.Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то – как и почему? Когда педагог планирует восполнение нереализованного?

Приложение 3

Опрос для обучающихся

«Оценка занятия»

Внимательно прочитай вопрос и предлагаемые варианты ответов, подумай, выбери один из ответов и обведи кружком букву рядом с твоим ответом. Если тебе не понятен вопрос, попроси помощи у инструктора.

  1. Насколько интересно тебе было на сегодняшнем занятии?

а) Очень интересно

б) Интересно частично

в) Большей частью интересно

г) Неинтересно вообще

  1. Как ты считаешь, то, что ты сегодня узнал(а), понял(а), чему научился(лась), пригодится тебе на следующих занятиях?

а) Пригодится полностью

б) Возможно, пригодится, точно не знаю

в) Большей частью не пригодится

г) Не пригодится вообще

  1. Насколько понятно и доступно педагог объяснил сегодня то новое, что ты узнал(а)?

а) Полностью понятно и доступно

б) Не всегда понятно и доступно

в) Почти совсем непонятно и недоступно

г) Совсем непонятно и недоступно

  1. Когда тебе было особенно интересно?

а) В начале занятия (когда педагог знакомил с темой занятия, проверял нашу готовность к занятию)

б) В середине занятия (изучение нового, практическая работа)

в) В конце занятия (подведение итогов занятия, награждение отличившихся)

  1. Легко ли тебе было общаться с педагогом и товарищами на данном занятии?

а) Легче, чем обычно

б) Легко, впрочем, как всегда

в) Труднее, чем всегда

г) Очень трудно

  1. Что тебе хотелось бы сказать о сегодняшнем занятии, что добавить, изменить?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо тебе за твои ответы!