Информационно-библиотечный центр – в формировании инклюзивной культуры в общеобразовательном учреждении.

Фадеева Людмила Всеволодовна

В работе рассматривается роль информационно-библиотечного центра в формировании инклюзивной культуры в общеобразовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_inklyuzivnaya_kultura.docx39.65 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад: «Информационно-библиотечный центр – в формировании инклюзивной культуры в общеобразовательном учреждении» в рамках межрегиональной научно-практической конференции «Итоги и перспективы введения ФГОС общего образования: модернизация технологий и содержания обучения», г. Чита 29-30 сентября 2016 г.

Информационно-библиотечный центр – в формировании инклюзивной культуры в общеобразовательном учреждении.

Модернизация отечественного образования требует  особого подхода к организации информационно-библиотечной поддержки обучения детей с особыми образовательными потребностями. Какова же роль инфорцационно-библиотечного центра  в образовательном процессе по формированию инклюзивной культуры? Она – вспомогательная, но достаточно значимая во всех отношениях. Организация и проведение информационных компаний по устранению «отношенческих» барьеров, разобщённости инвалидов и не инвалидов являются основными мероприятиями программы «Доступная среда» и относятся непосредственно к информационно-библиотечной работе. При проведении такого рода мероприятий особое внимание ИБЦ должны уделять формированию толерантного отношения к инвалидам,  проблемам детей-инвалидов, семьям, имеющим детей-инвалидов.

МОУ Захаровская СОШ Красночикойского района предоставляет образовательные услуги обучающимся из четырех сел сельского поселения «Захаровское». Численность детей в образовательном учреждении: всего –  236 детей, из них в ДОУ – 89  воспитанников. В школе: 147  учащихся. На фоне общего снижения численности учащихся (2010г – 185 чел.; 2011г – 185 чел.; 2012г -179 чел.;  2013г- 174 чел.; 2014г-162 чел.;2015г – 160 чел.; 2016г – 147 чел.) происходит рост числа детей, имеющих трудности в обучении: обучающихся с ОВЗ и инвалидов –26  человек (16% от общего числа обучающихся ). 2 ребенка-инвалида (слабовидящие), 3 человека  с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, инвалиды - колясочники обучаются на дому по индивидуальным образовательным программам,  6 обучающихся с умственной отсталостью (из них 2 с синдромом Дауна), 4 ребёнка  находятся на индивидуальном обучении на дому и 2 обучаются в общеобразовательном интегрированном  классе, 15 обучающихся с ЗПР.

Эта весьма актуальная для нашей школы проблема, привела к необходимости разработки  модели интегрированно-инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях малокомплектной сельской  общеобразовательной школы. Данная проблема имеет общероссийское значение, поэтому  с 1 сентября 2016 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Его цель — гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, вне зависимости от: степени тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования, вида учебного заведения и региона проживания. Проект нацелен на развитие инклюзивной культуры в школьном сообществе.

 Реализация   федеральной программы  «Доступная среда», в которой наша школа участвовала в 2015 году, дала возможность создать безбарьерную среду, в архитектурном  плане,  для обучающихся с инвалидностью. В настоящее время разработана Программа развития школы  «Школа для всех»  на 2016-2020 годы. 

Цель программы: Формирование инклюзивной культуры и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у участников образовательных  отношений.

        Задачи программы:

-  совершенствовать организационно – педагогических условия для  наиболее полного удовлетворения интеллектуальной (обучение), действенно-практической (вовлечение в практическую деятельность), эмоциональной (отношение с окружающими)  сфер личности обучающихся;

-измененить ценностные отношения обучающихся, педагогического и обслуживающего персонала к людям с особенностями в развитии, работать  с семьей, родителями по обучению их методам толерантного отношения к людям с особенностями;

-вовлечь в совместную (проектную) деятельность родительскую общественность с включением детей с особенностями в развитии.

Для решения задач по формированию инклюзивной культуры необходимо выполнение технологической цепочки: приобретение знаний по инклюзивной культуре – формирование ценностного отношения – получение опыта совместной деятельности - положительное отношение к существующей действительности. Причем эта цепочка должна быть прожита и больными и здоровыми детьми.

Методологической основой «школы для всех» является процесс включения детей с ОВЗ в общеобразовательную среду, их совместное обучение и воспитание с обычно развивающимися детьми на равных, т.е. организация инклюзивного образования. Необходимость  социальной интеграции детей с особыми образовательными потребностями впервые обоснованна за рубежом во второй половине ХХ века, в том числе в работах американского педагога Г. Банча. Согласно обновленной социальной политике в мире принципиально изменилось отношение к людям с ограниченными возможностями. Возможности рассматриваются в настоящее время с «конструктивистских» позиций, как результат соотношения личности и окружающей ее среды, прежде всего в социальном измерении. Трудности социализации ребенка с особыми образовательными потребностями отождествляется с преодолением препятствий и ограничений, присутствующих в окружении, а не как это рассматривалось ранее с его физическими или интеллектуальными недостатками. Все люди, вне зависимости от психофизического статуса, должны быть включены в широкий спектр отношений с другими людьми. Интерактивный подход, сформировавшийся в зарубежной педагогике в 70-х годах прошлого столетия, рассматривает бытие человека с особыми образовательными потребностями с точки зрения его включения в социум: от характера взаимоотношений (отторжение, принятие, устойчивые контакты) зависит возможность самопрезентации человека в мире. В России возникновение научного и практического интереса к проблеме социальной интеграции возникло в системе массового общего образования в 90-е годы прошлого столетия. Современная трактовка идей интегрированного образования  излагается в работах Ю.В. Мельника, С.В. Алёхиной,  А.Ю. Шеманова, теоретические положения которых представляют для нас особую значимость.  

Вводя в образовательном учреждении инклюзивное образование, стоит задуматься – готовы ли  педагоги, обучающиеся и их родители принять в классе особенного ребенка? Поэтому наравне с решением материально-технических и прочих проблем стоит отдельно уделить внимание проблеме формирования инклюзивной культуры в образовательном учреждении.

Таким образом,  одним из направлений работы ИБЦ в рамках реализации Программы развития школы  становится формирование инклюзивной культуры. В этой связи в план работы ИБЦ был внесён определённый ряд  мероприятий направленный на формирование инклюзивной культуры в ОУ.

Создание инклюзивной культуры школы включает:

-  формирование толерантного отношения к людям (больным, престарелым, людям иной национальности, других субкультур и т.д.);

- формирование умений обмениваться нужной информацией  (знать язык жестов, учитывать при общении традиции других национальностей и т.д.);

- повышение культуры коммуникации (иметь навык общения в разной социальной среде, различных жизненных ситуациях, с людьми испытывающими трудности при общении и т.д.).

Обязательным и необходимым условием формирования инклюзивной культуры ОУ является приобщение к идее инклюзивной культуры всех участников ОП: ученического самоуправления, педагогического и родительского сообщества, окружающего социума, включающего обслуживающий персонал. Важно, чтобы и охранник, и повар, и дворник знали детей, требующих особого участия, имели навыки общения с такими детьми, оказывали помощь при необходимости.

Серьезнейшей  проблемой в последние годы стало снижение  нравственно-духовного  уровня местного населения. Это обусловлено отсутствием рабочих мест, оттоком молодых людей с более высоким жизненным потенциалом, в основном выпускников школы,  в города. Особенности менталитета жителей нашей  сельской местности заключаются в следующем: наша социокультурная среда  более консервативна, постоянна и традиционна, чем городская. Поэтому  родители, односельчане осуществляют большое влияние на воспитание детей. И надо сказать что, не у всех из них сформирована инклюзивная культура. Поэтому в данных сложившихся условиях необходимо  объединение воспитательных усилий  местного сообщества, всех его социальных структур. Благодаря наличию  в составе школы учреждений культуры  (ДК, сельские библиотеки) это  позволит более эффективно решать сложные вопросы инклюзивной культуры.

 Через индивидуальные беседы, собрания, совместную с родителями деятельность – устанавливать  партнерские отношения, разъяснять, привлекать к помощи, повышать родительскую ответственность, обучать оптимальным способам взаимодействия, учить понимать индивидуальность ребенка. В рамках работы клуба «Родительский университет» запланировано: проведение цикла лекций, бесед.

В наши дни IT-технологии дают возможность формировать информационное пространство между учителями, обучающимися и родителями. Чтобы упростить доступ всех участников ОП  к современным учебным методикам, концепциям и технологиям инклюзивного образования, на школьном сайте планируется создание специального  раздела  «Все дети должны учиться вместе», чтобы любой из родителей мог почерпнуть полезную информацию для воспитания у  своего ребёнка таких нравственных качеств как: толерантность, милосердие, гуманность. Школьники найдут здесь информацию о том, что люди с ограниченными возможностями очень волевые, сильные и могут достичь высоких результатов во многих сферах жизни. Для педагогов будет полезна информация о том, как контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и принимать решения, применять навыки релаксации, умение владеть собой, способность адаптироваться в трудных, неожиданных ситуациях.  

        Для  обеспечения более высокой эффективности  формирования инклюзивной культуры можно использовать в ОУ инфозоны. Благодаря современному способу подачи информации инфозона постоянно остается в центре внимания. Регулярно обновляющийся контент поддерживает интерес обучающихся к инфозоне. На этот учебный год нами запланировано создавать несколько  разнообразных контентов с использованием цифровых материалов, демонстрирующих  достижения паралимпийцев,  знаменитых, выдающихся людей с ОВЗ, цитаты, изображения способствующие формированию толерантности, нравственных ценностей. 

С целью формирования инклюзивной культуры не только участников ОП, но и окружающего социума  запланировано тесное сотрудничество с местными газетами: «Школьная волна», газетой администрации с/п «Захаровское» «Живой родник», районной газетой «Знамя труда».

Выставочная деятельность библиотеки – один из  основных методов наглядной пропаганды литературы, предоставляющей читателям возможность получения дополнительных знаний, формирования и расширения интереса  к представленной теме. Главная цель такой выставки – привлечь внимание читателей к конкретной теме, проблеме, побудить к чтению книг и других документов по этой теме путем представления и рекомендации лучших из них. 

Наиболее активно в работе с младшими школьниками можно  использовать беседы, чтение и анализ литературных произведений, просмотр и обсуждение мультипликационных фильмов, тренинги с элементами  сказкотерапии. Для них планируется разработать цикл «Уроков доброты», который будет знакомить  типично развивающихся детей с жизнью людей с особыми образовательными потребностями в современном мире, принципами помощи людям и правилами общения с ними. Цель «Уроков Доброты» – формирование позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями и объяснение, что инвалидность не может быть основанием для отторжения человека социумом и исключения его из различных сфер жизни. На Уроках предполагается рассматривать следующие темы: стереотипы по отношению к людям с особыми образовательными потребностями, реализация прав и возможностей таких людей, доступность архитектурной среды, инклюзивное образование как форма совместного бытия детей с разным уровнем психофизического  развития, этикет при общении с людьми с особыми возможностями.

 Основные методы – мини-лекции, ролевые игры, дискуссии, мозговой штурм, просмотр и обсуждение фильмов, совместная работа в малых группах. В программу тренинга воспитания толерантности к людям с ограниченными возможностями здоровья у учащихся начальных классов планируется включать активные методы обучения (проблемный рассказ, беседу, метод познавательных игр, моделирование и анализ жизненных ситуаций, элементы дискуссии, проблемные ситуации, игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций). С целью активизации и обогащения эмпатийного опыта детей  предполагается  использовать такие произведения художественной литературы о людях с инвалидностью, как «Цветик-семицветик» (В.П. Катаев), трилогию «Кэти» (Сьюзен Кулидж), «Аленький цветочек» (С.Т. Аксаков), «Карлик Нос» (В. Гауф), «Стойкий оловянный солдатик» (Г.Х. Андерсен) и др.

Психологические особенности подросткового возраста (потребности в самопознании и общении, рефлексивное мышление, ориентация на сверстника)  диктуют использование иных, нежели в детстве, приемов: дискуссий, ролевых игр, квестов, тренингов, просмотров и обсуждения видео-, кино-, документальных фильмов.

Для старшеклассников для приобретения знаний по инклюзивной культуре, формирования ценностного отношения может быть проведен цикл просмотра художественных фильмов, например, «Даун», «Человек дождя», документальный фильм «Быть вместе» и др.

В работе со старшими школьниками можно использовать те же приемы, что и в работе с подростками, но важно разрабатывать и другие, позволяющие молодым людям критически осмысливать информацию и вырабатывать собственную точку зрения. Во многом этому способствуют притчи. Притча – один из самых древних жанров, сохранившихся до настоящего времени. В современном определении притча – это «короткий рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме, но без морали, прямого наставления. Мораль каждый извлекает из притчи сам, следует наставлениям. Притча заставляет думать, понимать свои чувства и поступки, видеть промахи, становиться лучше. Притча учит нравственности.

 Молодым людям можно предложить написать эссе на самостоятельно подобранные или подготовленные педагогом высказывания. В качестве примера приведем ряд высказываний: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю» (Антуан де Сент-Экзюпери),  «Общего у людей только одно: они все разные» (Роберт Зенд), «Если мы не можем покончить с нашими отличиями, мы, по крайней мере, в состоянии сделать мир местом безопасным для многообразия» (Джон Фицджеральд Кеннеди).

Вызовет интерес у старшеклассников  и такая форма работы, как подготовка презентаций об успешных людях с ограниченными возможностями здоровья. Возможности применения  презентаций широки. В частности, они могут выступать «эмоциональными мотиваторами» для организации дискуссий. В работе с подростками и юношами полезно использовать метод проектов. Перспективным представляется журналистский проект «Человеческие истории», когда ребята описывают историю жизни конкретного человека с ограниченными возможностями здоровья из своего окружения (семьи, школы и т.д). Также можно предложить разработать календарь «особых дат». Среди них:  Всемирный день глухих, Всемирный день психического здоровья, Всемирный день борьбы с диабетом и др. К каждой дате ребята будут подбирать тематические информационные материалы (история знаменательной даты, ее символ, статистические данные и интересные факты об этом дне, описание нарушений и причин их возникновения, краткие биографии и достижения «особых» людей, рассмотрение психологической составляющей  как сам человек чувствует себя, каким видит мир, какие трудности испытывает, в какой помощи нуждается), списки научно-популярной и методической литературы, Интернет-ресурсов, художественных фильмов, книг о людях с этим заболеванием, рекомендации по взаимодействию с людьми с ограниченными возможностями здоровья и др.
        Приобретение опыта совместной деятельности – мощное социальное средство обучение детей. Совместная работа помогает ребятам (не только «обычным» школьникам, но и детям с ОВЗ) поменяться внутренне и даже внешне. Происходит развитие таких важных навыков как: социальная компетентность, обретение социального опыта взаимодействия со сверстниками, навыки решения проблем, независимость, самоконтроль.

Активное включение в такую работу  детей с ОВЗ позволит им более полно представить картину окружающего мира, расширить  круг   социальных контактов.  В дальнейшей жизни им будет проще общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность. Таким мероприятием в ИБЦ может стать,  например, проведение «Недели детской книги».

         В заключении хочется сказать, что организуя  инклюзивное обучение в общеобразовательной школе, стоит помнить, что инклюзия – это не ущемление прав здоровых детей в пользу детей с ограниченными возможностями здоровья, а следующая ступень развития школы, когда образование становится реальным правом для всех.

Сведения об авторе:

Фадеева Людмила Всеволодовна

с. Захарово, МОУ Захаровская СОШ,

Красночикойского района