Школьный Ансамбль отцов и детей (МБОУ СОКШ №4, Нефтеюганск), как организационная форма и средство творческого взаимодействия семьи и школы в системе патриотического воспитания учащихся-кадет.

Корнишин Игорь Владимирович

В статье рассмотрены различные аспекты организации школьного вокального  коллектива  родителей  и  детей,  как отдельной  формы  и  результативного способа организации  детско-взрослой  общности на  базе кадетской  школы в  ее воспитательной  среде ;   особо обозначены аспекты, связанные с интеграцией основного и дополнительного образования  в  воспитательной системе кадетской  школы. Показана возможность включения специализированного, в частности музыкального образования, в содержание образования в кадетской школе,  а  также в  систему  воспитательной  работы  с  родителями  учащихся  .

 

 

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ansambl_ottsov_i_detey_mbou_soksh_4.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

Корнишин И.В.,  педагог  дополнительного  образования МБУ ДО «Детская  музыкальная школа  им. В.В.Андреева», педагог  дополнительного  образования  МБОУ СОКШ №4, Нефтеюганск

ШКОЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ  ОТЦОВ  И  ДЕТЕЙ  

(МБОУ СОКШ 4, Г.НЕФТЕЮГАНСК),

 КАК  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ  ФОРМА  И  СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ    СЕМЬИ  И  ШКОЛЫ

В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ-КАДЕТ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ КАДЕТСКОЙ ШКОЛЫ  

В статье рассмотрены различные аспекты организации школьного вокального  коллектива  родителей  и  детей,  как отдельной  формы  и  результативного способа организации  детско-взрослой  общности на  базе  кадетской  школы в  ее воспитательной  среде ;   особо обозначены аспекты, связанные с интеграцией основного и дополнительного образования  в  воспитательной системе кадетской  школы. Показана возможность включения специализированного, в частности музыкального образования, в содержание образования в кадетской школе,  а  также в  систему  воспитательной  работы  с  родителями  учащихся  .

Ключевые слова: воспитательная деятельность, кадетская школа, дополнительное образование, деятельностный подход, интеграция общего и специализированного образования.

Интеграция  общего  и   дополнительного  образования  на  базе  средних школ  даёт   последним    достаточно широкие  возможности  для  поиска  и  реализации  различных  форм  и  средств  взаимодействия  школы  с  учащимися  и  их родителями. Зачастую,  именно  дополнительное  образование  является  одной  из  опор  как  профориентации  школьника   так   и  платформой  для  решения  комплекса  воспитательных  задач   и  работает  на  облик  самой  школы. Так,  школы,  реализующие  в  своей  деятельности  различные  компоненты,  могут  реализовать   их  также  в  большой  степени   через  дополнительное  образование, опираясь  на  него  находят и применяют  неожиданные   творческие подходы,  формы,  средства,  методы  и  приемы работы   и  один  из  таких  примеров   нам  хотелось  бы  рассмотреть более  детально.    

МБОУ  СОКШ 4 г.Нефтеюганска, будучи  кадетской  школой, является  пилотной Окружной площадкой  по патриотическому  воспитанию молодежи.

Задачу  патриотического  воспитания школа   решает, в том  числе,  средствами и  дополнительного  образования. Одним  из  способов,  предлагаемых   дополнительным  образованием   на  базе  кадетской  школы  к   является   Хоровое пение -  это  традиционная  форма   музыкально -хорового воспитания детей.

 Как уже  было  отмечено, помимо  укрепившихся  с  издавна традиционных форм хорового воспитания детей, Кадетская школа №4 г.Нефтеюганска,  в  рамках  социального  партнерства  и  внеурочной  деятельности    находит, создает  и  использует в своей работе  инновационные  формы.  Одной  из  таких  форм  является  организация  детско- взрослого  хорового  сообщества,  принявшего  вид   Родительского  вокального ансамбля.  Возникновение   и  само  существование такой  формы,  как   Родительский  ансамбль  стало  возможным   благодаря   не только   взаимодействию  между  школой  и  ее  социальными  партнерами - в  целом  и  организации  работы  в   школьном дополнительном  образовании  детей  и  внеурочной  деятельности -  в  частности,  но  ещё и    другими  особенностями  в  организации  деятельности  коллектива,  которые  справедливо  составляют  ноу-хау  школы.

 Родительский  Ансамбль  - это  результат  комплексной  работы причастных  к  его  созданию, результат  деятельности  энтузиастов   и людей  преданных  своему  делу, мотивированных  на  достижение  высоких  профессиональных  результатов и  людей,  не боящихся  вызова времени.    

 Администрации  школы  удалось решить  вопрос  сложности  правового  положения  родительского  ансамбля -   Ансамбль  родителей  и  детей   органично вписывается   в  образовательное  и  воспитательное  поле    деятельности   школы,  как  образовательной  организации,  в  досуговую  деятельность   семей   и  является    предметом  гордости школы  родителей  и  учащихся. Деятельность  ансамбля  горячо  поддерживается  родительским  сообществом, инициативы  администрации  и  сообщества  родителей  находят  претворение  в   многолетней  творческой жизни  коллектива.  Обеспечивая со  своей стороны всевозможный  патронат,  администрация школы также осуществляет идеологическое  и  организационное  руководство ансамблем, участвует  в  определении  репертуарной  политики  ансамбля. Деятельность  ансамбля  осуществляется во  внеурочное  время  на  общественных  началах и исторически  сложившихся договоренностях. Ансамбль  существует   в  кадетской  школе  уже  более  10  лет   и  объединяет   учащихся  -   кадет  различных  классов,  (обучающихся  по   общеразвивающим программам дополнительного  образования «Хоровое  пение», «Вокально- инструментальный ансамбль») и  их  родителей.

Музыкальное (техническое и музыкально-творческое) руководство   ансамблем требует  активного применения  комплекса  специальных профессиональных   знаний,  навыков   и  умений. В  конечном  итоге,  работа  музыкального  руководителя  является  вершинной  точкой и последней  станцией  в  работе  всего  коллектива, перед  его  выходом  на  концертную  площадку.  В  настоящее  время   в  работе  с  ансамблем  был   заложен  прочный  фундамент из  общественного  одобрения  и  многолетнего  сценического  успеха в условиях выступлений на  различных  мероприятиях .  проводимых  школой.  Основу репертуара  ансамбля  составляют  массовая  песня,  авторская  песня, песни  композиторов  ХМАО  и  военно- патриотический  репертуар. Все  музыкальные  переложения   для  ансамбля  делаются  его  музыкальным  руководителем,  автором  этих  строк.  Для  обеспечения  музыкально-исполнительского роста коллектива    ведётся  работа  включающая  в  себя  комплекс положенных  для  этого мер.  Говоря очень обобщённо: в функционал педагога  дополнительного  образования  -  руководителя  ансамбля -  включается  функционал  нескольких  других  специальностей, и отсюда -  выполнение всех хормейстерских  и  концертмейстерских  функции, а также  функции  аранжировщика   и  осуществления  связей  с  социальными партнерами  по  музыкально-технической линии.  

Для  репетиционной  работы    и   выступлений  ансамбля  подбираются  или  записываются  минус-фонограммы.  В  репетиционном  процессе непосредственно  с  коллективом активно  используется  живой  аккомпанемент.  Концертмейстерская  работа на  репетициях выполняется непосредственно хормейстером,  имеющим  профессиональное консерваторское  образование,   как  пианист,   и  в  частности, поэтому    концертмейстер, как отдельная  единица к  работе  ансамбля  не  привлечена.

  Говоря об  Ансамбле  подробнее,  коснемся   разных  аспектов его  деятельности,  и   начнём  с  вопроса  о  составе   ансамбля:  по  составу  ансамбль   относительно  большой, его  количественный  состав  может  достигать  50  человек. Заметим ,  что общий  состав  ансамбля  сохраняется  и  изменяется  в соответствии  с  естественными    изменениями  состава  кадетских  классов   и  периодичности  обучения детей   в  обще- образовательной  школе,  имеющей  завершение.   Соотношение взрослых  и  детей в  Ансамбле  каждый  год  варьируется  естественным  образом, но в  итоге   соотношение - приблизительно   равное.        

Репетиционный  процесс в  Ансамбле   очень специфичен: за  малое  количество  времени    хормейстеру необходимо  очень  многое  успеть сделать   в узко   профессиональном  плане  и при этом  не  ослабить  трудностями  мотивацию  участников.   Поэтому  план любой репетиции Ансамбля  готовится  заранее очень подробно. Репетиции  ансамбля  проводятся  в  вечернее время  в  конференц-зале школы,  вмещающем  50  посадочных мест. Конференц-зал  школы  также  оборудован необходимыми техническими средствами:  звуковоспроизводящей  аппаратурой   и  электронным  пианино.

Как уже  упоминалось, выступления  Ансамбля  проходят  на  базе  МБОУ СОКШ 4,  а  также  на  городских  площадках.  Ансамбль задействован  в  двух  крупных  проектах  МБОУ СОКШ4:   мероприятие  окружного  значения  -  «День  рождения  кадетских  классов; Посвящение  в  кадеты», (сейчас  эти  мероприятия  укрупнились  и  потребовалось  их  разделение) и   мероприятие  городского  значения  -   традиционный  концерт   для  жителей с города Нефтеюганска  «Мы  этой  памяти  верны». Помимо  этого,  выступления  ансамбля  проходят  на  знаковых  школьных  мероприятиях.  

Выше  говорилось  о  поддержке  деятельности  школы  ее социальными  партнерами. В этой связи мы  рады  тому,  что касательно  деятельности  Ансамбля,  а  равно - как  и  других  хоровых  коллективов  школы ,  мы   имеем  возможность   воспользоваться  также  профессиональной  поддержкой  музыкантов  города   и  звукозаписывающих  студий, которые тоже оказывают  профессиональную поддержку школьному  ансамблю. Работа проводится  в  рамках  достигнутых  соглашений  о  взаимосотрудничестве  и  творческой помощи  в  рамках  общих  творческих  интересов.    

  В  связи  с  тем,  что  особенностью  работы  Ансамбля  является  также   взаимодействие  с  популярной  музыкой     и   современной  песней ,  тексты    и  музыкальный  материал  используемых  песен  при  необходимости  проходят  соответствующую    творческую редактурную  адаптацию,  что   работает как  на  индивидуальный   стиль   ансамбля  так и  на  соответствие песни формат  проводимого  мероприятия. Выступление  Ансамбля  вписывается  в  сценарный  ход  мероприятий.

 Итак,  мы  видим,  что состав  участников  Ансамбля,  как  своеобразная   образовательная  единица  во  внеурочной  работе на  базе   школы  обеспечивается  педагогическим  сопровождением  классных  руководителей,   административным сопровождением курирующих заместителей  директора и непосредственным  хормейстерским  руководством,  репетиционной  базой,  сценическими площадками, помощью социальных- партнёров.

Выше  было  отмечено,  что количественный  состав  участников  ансамбля  варьируется     и зависит  от  текущей  возможности  родителей   принять  участие  в подготовке и  выступлении   ансамбля на  мероприятиях, а также   величины репетиционной и  сценической  площадки.  Рассмотрим  подробнее  Качественный  состав   участников   Ансамбля. С  точки  зрения  хормейстерской  работы,  по  своему качественному   составу  Ансамбль объединяет   в  себе  Взрослую  и  Детскую  группу  поющих,  что  обуславливает  разницу  и   особенности свода  подходов  в  работе с  коллективом участников ансамбля.   Детская  группа  находится в школе  на  дополнительном  обучении и  поэтому  имеет  хороший  «задел» применительно  уже  только  к количеству  уделенного  им  внимания  в  школе   по  части  работы  педагога  дополнительного  образования.  Так как учащиеся – кадеты занимаются подготовкой  выступления  со своими  родителями  совместно в одно  и  то  же репетиционное  время,  и,    благодаря  тому,  что  дети  имеют  большую  подготовку -  главный  акцент  в  работе Ансамбля  делается  на  работу  с  «неподготовленными  взрослыми»,  количество  которых   в  Ансамбле значительно -  не  все  имеют  певческий  опыт.  Дополнительно, для школьников проводятся (по  необходимости)  и   индивидуальные  занятия  в  рамках  педагогического  процесса -  в   их дополнительном  образовании,  такая  возможность  предусмотрена.

 Таким образом, целая совокупность созданных  условий работает  на  общую  цель.  

   Говоря  о   качественном  составе детской  группы, также  необходимо  сказать,  что  Детская  группа  этого ансамбля  не  имеет  разделения  по  половому  признаку так, как  в  кадетских  классах  такового  разделения  нет, но обращает  на  себя  внимание ,  что состав  ансамбля складывается  из  года в  год преимущественно  мужской. Это возможно   объясняется  тем,  что  взрослая  группа  это  отцы,  за  отцами  тянутся  в  основном  сыновья,   и  военную  стезю  в  основном  за  отцами больше  выбирают  мальчики.   Следовательно,      в  работе  с  составом поющих внимание  уделяется  этому  обстоятельству   тоже.  Естественно,  что   в  работе  с  этой  группой, учитывается  ее особенность, и   мы  опираемся   на  изучение  положительного  творческого  опыта  руководителей именно  детских  крупных  известных хоровых  коллективов.

 Взрослая  группа ансамбля -  в  первую  очередь является разновозрастной,  подготовка  участников  в ней – неоднородна.  Взрослые  приходят  в   любой Ансамбль со  своими  потребностями, более  за  атмосферой, за  отдыхом, деятельность  их  должна  быть  несложной,  очень  важен  психологический  комфорт.     В работе со взрослыми   понадобилась   такая   методика,  которая  была  бы   наиболее результативной   и  с  другой  стороны  наиболее щадящей  и  здоровье-сберегающей.  Работа   руководителя  ансамбля  в  данном  случае   это -  работа   вокального  педагога. Вокальная  работа  со  взрослой  группой  я  ведется  с  использованием традиционных  методик,  адаптированных,  в  том  числе,  и  для  игровой  формы  учебной  деятельности,   положительно воспринимаемой  взрослыми людьми .  Работа  педагога -хормейстера  с взрослым  составом за  неимением  большого  количества   времени   требует   опыта,   широких  знаний   и  умения сочетать    различные элементы разных   методик воедино для  воспитания  вокальной  манеры звучания  ансамбля, как  таковой .  В  этой  связи,  правильным  будет  указать,  что  Вокальная  манера  звучания  Взрослой  группы  ансамбля опираясь  на  достижения отечественной   музыкально-  педагогической  науки   формируется  в  частности  по  способу    проф. В.А.Копанева.  Этот  способ   воспринят и унаследован  хормейстером  ансамбля ,  автором  этих  строк,  лично - непосредственно   в  многолетней  практике   его работы в профессиональном   хоровом  коллективе  в  качестве  артиста  хора под  руководством  самого  В.А.Копанева.  Способ  этот подходит  в  работе  с ансамблем   по  следующим  основаниям:  

•        Способ эффективен и опробован   профессиональными  певцами  многократно, и  в хормейстерской практике он  даёт  ощутимые  результат, как в  краткосрочной, так  и-  долгосрочной  перспективе;

•        Способ ориентирован  на  здоровье-сбережение  певческого  голоса,  что  является  первым  условием  при  отборе  методов  и  средств  в  работе  с  любым вокальным  коллективом;

•        Способ  решает    насущную  проблему   обратной  зависимости  чистоты  интонирования в  хоре   и  от  его звуковой  силы: ориентирован  на  развитие  голосовых  способностей  певца  при  наиболее  благоприятном для  голоса  певческом  режиме  резонаторного  пения,  в  т.ч.: разработанную   В.А.Копаневым   методику,  включающую  организацию  певческого   дыхания  и  особые  вокальные  навыки,  позволяющие  объединить  в  манере  звучания  хорового  ( ансамблевого) коллектива  чистоту  строя  как западных  хоровых  коллективов  -  так  и силу  звучания  русских  хоровых  коллективов.

•        Способ  взаимосвязан  с  уже  известными  и  традиционными отечественными  методиками  воспитания  певческих  навыков  в  академическом  пении   и,  одновременно,  нов  и  прогрессивен, а  потому  несет в себе преимущества в  сроках   появления  результата   и  его конкурентоспособности  :     В.А.Копанев  ,  являясь  представителем  хоровой  школы  и  учеником  прославленного  А.Юрлова,( руководителя  Республиканской  Капеллы),  создателем  Екатеринбургского муниципального  хора  Доместик (ныне носящим  его  имя),  а также, дважды  занимая  пост главного  хормейстера  Екатеринбургского  Оперного  театра,  внёс, по  мнению многих  профессионалов- вокалистов и  музыковедов, огромный  вклад  как в  вокально- хоровое  искусство  страны-  так  и в  методику  обучения  певцов.

Вокальная  манера звучания   Детской  группы  ансамбля  опирается в  своём  становлении на широко   известный  «Фонопедический  метод»  предложенный В.В.Емельяновым  для  работы  с   детскими  голосами. Используются  игровые  формы  для   организации  понимания  комплекса  певческих  навыков   как  продолжения  и  развития  в  природо-сообразующем  подходе голоса   на  основе  сигналов  доречевой  коммуникации.  Метод   используется  в  элементах,  как  базовый,    и  прошедший  многократную  успешную апробацию  в  разных  детских  хоровых  коллективах  страны. Основа  фонопедического  метода   та же  -  здоровьесбережение.   Помимо элементов  авторской  методики  В.В.Емельянова  в работе  с   ансамблем  используется  материал  работ  по  темам    игровых  форм  распевания  в  детском  хоре  и  сценической  речи.  

 

Говоря  об  Ансамбле   и  подытоживая   вышеизложенное, отдельно  необходимо  заострить  внимание    о  том  что  именно   получают,   участвуя  в  ансамбле,  родители  учащихся -  кадет. Собственно это и является  основой  для  дальнейшего  построения  творческого  взаимодействия   с  родителями.    

Каждый    родитель   - участник  ансамбля  получает    персональный    и   совместный  опыт ,  включающий  в  себя:

  • Развитие  его собственных  возможностей и видение своего  ребенка  в  той  же ситуации;
  • Педагогическое   и  административное   сопровождение   во  время репетиций  и  концертов ;
  •  Представление  о  подготовительном  этапе  работы  с  музыкальным  материалом совместно  с  ребенком;
  •   Взаимодействие   с  педагогом  -  хормейстеромнаравне  со своим  ребенком.
  •  Опыт  сценического  выступления  и выхода на  большую  сцену  непосредственно   и совместно   со  своим  ребенком;
  • персональный опыт  работы  в   музыкальной  и  звуко-записывающей  студии,  наравне  со своим  ребенком.

Ансамбль, объединяя  отцов  и  детей  в  совместной  творческой  деятельности  служит  способом  для  организации  досуговой  деятельности семей школьников- кадет  и  укрепления социально- партнёрских взаимоотношений  МБОУ СОКШ 4 с организациями  - партнёрами  через внеурочную  деятельность  . Отметим здесь , что   кадетская  школа   также имеет прецедент  создания  женской вокальной   группы кадетских матерей  и  ее  выступления,  но,   тем  не  мене, наиболее  продуктивной  оказалась  идея  создания именно  мужского  ансамбля отцов  и детей.

Получив  общее  представление  о  форме  взаимодействия  школы   и  родителей  как  Ансамбль, мы  можем  увидеть,    что  деятельность    членов  семей  в  работе  коллектива  Ансамбля    в  первую  очередь  конечно  же   практико-ориентирована: певческая  практика,  репетиционная  практика, сценическая концертная практика  - всё это казалось  бы  сердцевина  деятельности  коллектива с точки  зрения  дополнительного  образования.

Но   также  мы  видим,   что не  менее  важен здесь  другой -   воспитательный  аспект.

Воспитательный  аспект   заключается  в  том,  что,  видя  непосредственно весь  процесс  подготовки  значимых событий   жизни  школы  и  города  изнутри,   участвуя  в нем лично    и  совместно  с  ребенком,   исходя   из  совокупности полученных   собственных  впечатлений   родитель   лично  оценивает  содержание,  процесс,  организацию и  качество  получаемого  дополнительного  образования  и воспитательной деятельности Кадетской школы,  что  с  одной  стороны  влияет  положительно  на  имидж  образовательной  организации  с  другой  стороны  позволяет   создавать  и  укреплять    школьные,  а  также  -семейные традиции  в   среде  положительного  отношения  к   основному  и  дополнительному   образованию  детей   в  средней  общеобразовательной  школе  в  сферах ее  культурно-  просветительского   и  патриотического  воспитания   граждан.