С А М О А Н А Л И З

Светлана Александровна Якуба
С А М О А Н А Л И З
педагогической деятельности 
учителя Кубановедения Якуба С.А.
 
 
«проектная деятельность на уроках кубановедения»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_seminara.docx30.27 КБ

Предварительный просмотр:

С А М О А Н А Л И З

педагогической деятельности

учителя Кубановедения Якуба С.А.

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ КУБАНОВЕДЕНИЯ»

Самостоятельным центром патриотической работы в нашей образовательной организации  стал школьный музей. Музей ведет большую поисково-исследовательскую работу, готовит проекты, которые связаны с историей школы, нашего района, с жизнью интересных людей, чья судьба – часть жизни и истории Кубани, нашего района  и страны.

Развитие гражданско-патриотического направления на уроках связано с предметными юбилейными датами. Ученики школы познакомились с судьбой наших известных соотечественников. Эти уроки в рамках учебной и внеурочной работы прошли с большим успехом, получили со стороны и учащихся, и учителей положительную оценку.

  Сохранение    исторической  памяти    подрастающего   поколения    -  важная   составляющая    воспитательной   работы   в  школе.  Формирование   у   обучающихся   чувства  гордости  за  свое  Отечество, патриотизма    на  основе   исторических   знаний,   а  также  понимания   роли  нашей   страны   в  судьбах    мира -   актуальная   задача   современного   образования. Общая тенденция развития современного общества такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека.  Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования.

  Инновационный поиск новых средств привёл к пониманию того, что мне нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико- ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит, как я считаю, проектно-исследовательской деятельности.

 Тема «Проектная деятельность на уроках Кубановедения», над которой я работаю, считаю актуальной для выявление новых имен , забытых страниц истории.

Поэтому перед собой я поставила такую цель:

-развивать познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющие формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности и способы реализации выбранного жизненного пути через проектную деятельность.

Для реализации цели  поставила такие задачи:

1.Изучить педагогические, психологические, исторические источники по проблеме;

2.Выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели;

3.Выбрать наиболее приемлемую форму введения метода проектов;

4. Использовать проектную деятельность на уроках и во внеурочной деятельности.

Семинар-вид урока, на котором основным методом является выступление учителя, гле учитель дает блок, которй включает несколько тем «Проектная деятельность. Виды учебных занятий»; «Информационные, исследовательские и социальные проекты»; «Формы презентации результатов проектной деятельности» и деятельность обучающихся заключается , что  они выступают с сообщениями позволяют организовать индивидуальную работу, подготовить учащихся к защите творческих работ, учить аргументировать и доказывать свою точку зрения.  В этих учебниках имеются задания на развитие творческих способностей, интереса к предмету, углубляют формируемые знания.

Кабинет оснащен интерактивным обурудованием  Накоплен богатый материал по предметам индивидуального и общего пользования. Составлен каталог имеющихся фильмов, презентаций. Ежегодно пополняется книжный фонд. Немаловажную роль играет и связь с  сельской библиотекой ДК имени Кочубея. Учащиеся являются активными   её посетителями,  используют материалы  для подготовки к урокам  и к внеурочной деятельности.

Поэтому работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе внеурочной деятельности и позволяет работать над получением личностных  результатов образования для обучающихся.

Исходя из этого, стараюсь организовать  педагогическую поддержку развития индивидуальности обучающихся с учётом индивидуальных особенностей и создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.

Становление личности обучающихся, несомненно, происходит на уроках и поэтому необходимо  создать условия для максимального раскрытия их творческих способностей, быстрого и качественного усвоения программного материала. Для этого я использую разные типы уроков: интегрирование, уроки-семинары, зачёты, конкурсы, уроки-экскурсии, путешествия, конференции. В своей деятельности создаю проблемные, поисковые  и исследовательские ситуации, с учётом индивидуальных способностей учащихся, которые помогают включиться  в творческий поиск решения учебных задач.

Для эффективности урока использую такие формы обучения:  индивидуальные, работу в парах и группах; а так же  методы обучения: словесные, наглядные, поисковые, исследовательские.  При обобщении и закреплении пройденного материала применяю различные виды  контроля: зачёты, тесты, взаимопроверки,  деловые игры. При объединении учебной и игровой деятельности дети учатся самостоятельно добывать знания с помощью познавательной литературы, энциклопедий, выступлений с докладами. У них развивается  любовь к предмету, активность, любознательность, быстрота мышления, зоркость.

Для работы я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:

учёт интересов обучающихся, учение через деятельность (проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации); сотрудничество участников педагогического процесса; свободное творчество в выборе темы проекта.

         На основе этих принципов сложилась  методическая система работы над проектами. И отсюда выбор основных образовательных технологий:

Технология проектирования предполагает самостоятельную деятельность ученика, в начальной школе под чутким руководством учителя и вовлечения ученика в решение значимой для него проблемы, которая требует разрешения, так одна технология предполагает использование другой.

Технологии проблемного обучения. В ходе решения проблемной ситуации ребёнок получает самостоятельно добытые знания, источником которых является его личный опыт, который важен не только для него, но и для его одноклассников.

Технология развивающего обучения вытекает из технологии проблемного обучения. Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знаний и включая в этот процесс учителя.

Информационно-коммуникативные технологии, которые не только используются мной для поиска нужной информации, но и для создания презентаций.

По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны обучающимся. После сбора информации идёт работа над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов обучающихся

      В проектной деятельности  школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

1 этап. Погружение в проект.

На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2 этап. Организационный.

 На втором этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

3 этап. Осуществление деятельности.

 Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.

 4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).

Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.

Источниками добываемой информации служат: книги; фильмы; беседы с взрослыми; наблюдения.

Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:

• необходимыми знаниями, умениями и навыками  в содержательной области проекта;

• специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.

Формирование общеучебных умений и навыков осуществляю в рамках урочной  и внеурочной деятельности.

В рамках традиционных учебных занятий использую:

•  проблемное введение в тему урока;

•  постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

•  совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

•  групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

•  постановку вопроса (поиск гипотезы);

•  формулировку предположения (гипотезы);

•  обоснованный выбор способа выполнения задания;

•  поиск дополнительной литературы;

•  подготовку доклада (сообщения);

•  самоанализ и самооценку, рефлексию.

Обучение с использованием проектных приёмов в имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние: исследовательские,  социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные,  рефлексивные.

Информационные коммуникационные технологии на уроках и во внеурочное время – одни из главных моих помощников в работе. Обеспечиваю компьютерной поддержкой родительские собрания, мероприятия, готовлю  вместе с детьми  презентации, оформляем исследовательские работы, проекты. Наработанный материал учу применять не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности.  

Использую разнообразные формы внеурочной деятельности: школьные мероприятия, диспуты, праздники, очные и заочные экскурсии, соревнования, конкурсы..

 У каждого обучающегося должна быть своя ситуация успеха и я как учитель поддерживаю их. Помогает мне в этом использование важного метода саморефлексии – создание портфолио. Считаю, что эта работа способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации, дальнейшего творческого роста. Ведение портфолио повышает образовательную активность детей, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Портфолио позволяетотслеживать индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причём без сравнения с достижениями других учеников. Поэтому я считаю заполнение портфолио каждым учеником актуально и важно.

     В результате внеурочной деятельности в сознании и чувствах обучающихся утверждаются патриотические ценности, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышается престижа государственной, особенно военной службы. Повышается интереса к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России и Кубани. Развивается стремления  активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своей станицы .Формируются способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты

Учитель Кубановедения :       С.А.Якуба