Формирование полифункциональной среды сельских библиотек

Шевыринская сельская библиотека, Тюменская область

Каждая библиотека призвана предоставлять услуги соответственно потребностям жителей конкретного населенного пункта. Работая в различных направлениях библиотека преследует конечную цель направленную на повышение качества библиотечного обслуживания. В результате появляются библиотеки-музеи, библиотеки семейного чтения, которые становятся центрами деловой и правовой информации, экологического просвещения. Реформы  в деятельности библиотек определяют варианты возможного их развития: создание крупных библиотек с сетью библиобусов; сохранение сети от филиалов – до крупных библиотек; обслуживание пользователей в электронном формате.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Великасова Н. А., ведущий библиотекарь МАУК Абатского района «ЦКДО «Исток», Шевыринская сельская библиотека.

   Формирование полифункциональной среды сельских библиотек

В научной среде и в сообществе библиотекарей-практиков активно идут дискуссии о будущем библиотек. Обсуждаются перемены, способные обеспечить устойчивое развитие сельских библиотек, соответствующих новым общественным требованиям.

В условиях информационного общества, создания единого социально-культурного пространства района (региона) сельская библиотека просто обречена, развиваться как полифункциональный центр, востребованный сельским населением в самых разных жизненных ситуациях. Социально-культурное пространство  — многомерное пространство социальных процессов, социальных отношений, моделей человеческой деятельности в области культуры функционально взаимосвязанных между собой. Ответственность муниципальной власти за состояние культуры на селе, грамотные управленческие решения, направленные на создание комфортных условий проживания людей позволяют всему сообществу с оптимизмом смотреть в будущее [7, с. 13]. Первым толчком в оптимизации региональных библиотечных систем стало решение о передаче полномочий по организации библиотечного обслуживания на муниципальном уровне органам местного самоуправления. Этот процесс идёт активно и повсеместно: в муниципальных районах и городских округах, в городских и сельских поселений. Оптимизация сети по принципу «в одном муниципальном образовании – одно учреждение культуры со статусом юридического лица» привела к переводу библиотек в подразделения учреждений клубного типа. Причём переводят не только библиотеки сельских поселений, но и центральные библиотеки муниципальных районов, городских поселений. Первопричиной закрытия библиотек была названа демографическая ситуация: сокращение численности населения, и, соответственно, уменьшение жителей в зоне обслуживания библиотек, особенно в сельской местности. Сокращение библиотечной сети стало обычным явлением только для последних двадцати лет. До этого закрытие библиотеки расценивалось властью как чрезвычайное происшествие [2, с. 13].

М. Аврамова утверждает: «Чтобы заниматься вопросами «инновационного развития и повышать качество библиотечного обслуживания», которые ставит перед библиотеками государство, необходимо начать с возрождения сетевой организации библиотечного обслуживания, где важна каждая боевая единица – общедоступная библиотека [2, с. 16]. Модель современной сельской библиотеки в условиях модернизации, в понимании О. А. Андон, включает девять социальных функций: функция консолидации; культурно-досуговая, просветительская, коммуникационная мемориальная, информационная, образовательная, социализирующая функции; функция демократизации [3]. Коммуникативные пространства информационного взаимодействия библиотеки для удовлетворения информационных потребностей пользователей являются деятельностью библиотеки выходящей за пределы информационно-культурного пространства.

Содержание вышеперечисленных функций, определяет новые задачи, ставящиеся перед сельскими библиотеками на уровне федеральной государственной власти:

1. Современная сельская библиотека – это центр объединения сельского социума:

- через формирование системы ценностей данного сообщества;

- через развитие гражданской активности сельских жителей.

2. Современная сельская библиотека – это центр культурного и интеллектуального досуга и просвещения.

3. Современная сельская библиотека – это центр доступа к информации для жителей села [5].

      Социально-экономические изменения в России потребовали новых подходов к развитию библиотечного дела, мультимедийные средства и технологии оказывают существенное воздействие на обработку информации. Это широкий спектр возможностей для сохранения и предоставления информации в ярких образных формах, используются в различных сферах деятельности современного общества. Сегодня деятельность библиотек невозможно представить без мультимедиа технологий, так как они предоставляют потребителю информацию о богатстве фонда, о предоставляемых услугах. Для развития общедоступных библиотек необходимо создать библиотечное пространство (физическое и виртуальное), изменяющееся в соответствии с требованиями пользователей и предоставляющее возможность получения книг и других видов документов в бумажном, аудиовизуальном и электронном форматах; приобретения новинок издательской продукции и периодики; доступа к единому национальному электронному ресурсу, сформированному в НЭБ; получения необходимой консультационной помощи; пользования другими государственными услугами и получения иных социально-значимых и дополнительных услуг; получения возможности проведения интеллектуального досуга и общения, обсуждения прочитанного и увиденного, повышения квалификации и уровня образованности. Требования к современной библиотечно-информационной деятельности и для современной библиотеки в каждом конкретном случае должны быть уточнены [9, с.10].

Успешная работа конкретной сельской библиотеки и ЦБС в целом, выступает одним из наглядных индикаторов эффективной работы команды руководителей района. В то же время, нельзя не выделить некоторые характеристики современного этапа развития библиотеки, свойственные в целом общедоступным библиотекам (уточним — провинциальным): усложнение технологического цикла пути книги; несбалансированность уровня развития разных видов материально-технической базы; нестабильность обеспечения ресурсами; низкий уровень предложения дистанционного библиотечного обслуживания; дефицит и условное качество материальных, финансовых, трудовых ресурсов; изменение модели библиотечного обслуживания населения (с документно-центрической на культурно-просветительскую); «локализованное» чтение (немногочисленные избранные группы пользователей, отсутствие практики «массового чтения») [6, с. 9].

Каждая область Российской Федерации по своему разумению перекраивает сеть учреждений в сфере культуры. Библиотеки в первую очередь подпадают под простые «оптимизационные» меры, что, естественно, не ведет к повышению качества библиотечного обслуживания населения. К сожалению, Министерство культуры РФ пока не считает необходимым принять концепцию развития системы общедоступных библиотек страны, чтобы и субъекты Федерации, и муниципальные образования (районы, города, сельские поселения) имели внятное представление о государственной политике в отношении самых массовых учреждений культуры в стране [1, с. 46].

В новых условиях особую значимость приобретает принятие модельного стандарта деятельности публичной библиотеки. Каждая библиотека с помощью стандарта может определять и устанавливать соответствие своих ресурсов (кадровых, информационных, материально-технических) и возможностей потребностям жителей конкретного села или города. Сегодня, уже реализованы модели муниципальных библиотек по различным направлениям. Это могут быть библиотека-музей, библиотека семейного чтения, библиотека - центр досуга, библиотека - центр деловой и правовой информации, библиотека - центр экологического просвещения, библиотека - центр муниципальной информации, библиотека - гуманитарно-образовательный центр [10, с. 5]. За годы реформ в деятельности центральных региональных библиотек определены варианты возможного развития муниципальных библиотек: создание крупных библиотек с сетью библиобусов; сохранение сети от филиалов – до крупных библиотек; обслуживание пользователей в электронном формате.

Выявлены основные барьеры на пути развития библиотек:

- неопределённость региональной политики в области культуры и библиотек;

- неготовность поселения брать на себя обязанности, связанных с организацией библиотечного обслуживания населения;

- нестабильность  и недостаточность финансирования;

- устаревшая материальная база;

- увеличение количества специалистов, не имеющих библиотечного образования и старение кадров.

Общественным комитетом содействия развитию библиотек и РБА, для преодоления вышеперечисленных барьеров, предложены социальные нормативы на организацию сети библиотек, нормативы на персонал и обслуживание пользователей. В ходе преобразований в библиотечной сфере были приняты решения, которые привели к оптимизации библиотечного обслуживания населения: оснащение современными информационными технологиями и квалифицированными кадрами, комфортные помещения [4].

Внедрение информационных технологий в сферы деятельности требует разработки новой системы образования на основе современных информационных технологий. Необходимо создать условия, в которых человек мог бы раскрыть свой творческий потенциал полностью. Организация информационного пространства, определяют формирование у пользователей информационно-коммуникационной компетентности, которая позволяет сочетать в себе умения и навыки работы с информацией. Информационное пространство представляет собой совокупность объектов, вступающих друг с другом в информационное взаимодействие, а также сами технологии, обеспечивающие это взаимодействие. Информационное пространство образуется информационными ресурсами, средствами информационного взаимодействия и информационной инфраструктурой, имеет своим центром субъект, который в процессе своей деятельности создает информацию, присваивает ее, накапливает и передает.  А также, умения учиться и работать в информационной среде. Библиотека является одним из производителей информационных продуктов и услуг, основным и исторически первоначальным информационным институтом, обеспечивающим общественное использование социально значимой документной информации [3, с. 31]. Сельская библиотека старается создавать новые информационные продукты и услуги, которые направлены на удовлетворение образовательных, информационных, культурных потребностей населения, на сохранение сельского социума и расширение его информационного пространства. Однако, очевидно и другое: дальнейшее развитие сельской библиотеки невозможно без государственной поддержки, потому что библиотечной сфере нужна финансовая поддержка [3, с. 33].

Новый модельный стандарт для деятельности библиотек говорит о четырёх основных направлениях, включающих, наравне с книжным, информационное, социально-обеспечивающее и просветительское. По сути, библиотека становится полифункциональным центром, главная миссия которого – обеспечение всеобщего бесплатного доступа ко всем опубликованным изданиям в любом формате. Наряду с этим, пространство библиотеки должно стать площадкой для разнообразной деятельности (так называемое «третье место»), ориентированной на развитие, интеллектуальный отдых и помощь человеку [11, с. 18].

В данном случае библиотека рассматривается как организация, задачей которой является предоставление качественных услуг пользователям. Выбор критериев, отражающих социально-значимые результаты деятельности библиотеки, следует ориентировать на показатели, характеризующие активность работы библиотеки с населением. При этом показатели должны быть достаточно информативны, а их число не должно быть большим. 

Ключевыми критериями независимой оценки качества работы поселенческой библиотеки, в основных нормативных документах, признаны:

• открытость и доступность информации об организации и ее деятельности;

• комфортность условий и доступность получения услуг, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья;

• время ожидания при получении услуги;

• доброжелательность, вежливость и компетентность персонала;

• доля получателей услуг, удовлетворенных качеством обслуживания.

Система внешней оценки качества работы библиотек еще формируется: на базе некоторых библиотек уже создаются общественные советы по проведению независимой оценки, улучшается информированность пользователей о библиотечных услугах, на сайтах библиотек размещаются небольшие «опросники» с целью определения качества оказываемых услуг. Система независимой общественной оценки бюджетных организаций социальной сферы находится на стадии внедрения [8].

Система оценки качества работы библиотек отражена в государственных программах и «дорожных картах». В отношении библиотек, в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации разработаны специальные «Методические рекомендации по формированию системы независимой оценки качества работы государственных (муниципальных) организаций, оказывающих услуги в сфере культуры» от 30 сентября 2013 г. Также разработан законопроект по внесению изменений в Федеральный закон «О библиотечном деле». Кроме того стратегия развития культуры – документ, который будет определять развитие культуры России в ближайшие 10 лет в соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития культуры в России на период до 2025 года». В результате внедрения в практику работы сельских библиотек новых информационных технологий становится актуальной проблема улучшения материальной базы библиотек. Решение этой проблемы позволит предоставлять пользователям широкий спектр информационных продуктов и услуг. В нормативных документах содержится критерии для анализа деятельности публичной библиотеки. Разрабатываются меры, обеспечивающие достижение целевых показателей (индикаторов) развития сферы культуры.

В заключение стоит отметить: так как в обществе изменился характер распространения знаний, современная миссия библиотек продиктована усилением значения информации и знаний в качестве катализатора развития общества. Особенностью сельской библиотеки является её полифункциональность, стремление к обновлению и развитию информационно-культурного учреждения, должно выполняющего функции, возложенные на нее «Законом о библиотечном деле»: информационную, образовательную, культурную и просветительную.

Библиографический список

1.Аврамова, М. Б. Трансформации сети государственных и муниципальных библиотек Российской Федерации в 2011–2013 гг. [Текст] / М. Б. Аврамова // Национальная библиотека. – 2015. –№ 1. – С. 40–47.

2.Аврамова, М. Общедоступные библиотеки страны : казусы статистики и реальные трансформации [Текст] / М. Аврамова // Библиотечное дело. – 2013. – № 20. – С. 11–16.

3. Андон, О. А. Информационные продукты и услуги современной сельской библиотеки [Текст] / О. А. Андон // Информационный бюллетень РБА, 2015. – № 73. – С. 31–33.

4. Акинфиева, О. В. Сельская библиотека сегодня [Электронный ресурс] : выступление на областной научно-практической конференции «Сельская библиотека для развития местного сообщества»  г. Опочка, 24 октября 2007 года / О. В. Акинфиева. – URL : http://portal.pskovlib.ru/10-modelnie-biblioteki/24-akinfieva-o-v-selskaya-biblioteka-segodnya. – (дата обращения : 18.01.2015). – Загл. с экрана.

5. Антоненко, С. А. Модернизация сельской библиотеки : функциональный аспект [Электронный ресурс] : автореф. дис. … канд. пед. наук : 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» / С. А. Антоненко. – Москва, 2012. – URL : http://www.dissercat.com/content/modernizatsiya-selskoi-biblioteki-funktsionalnyi-aspekt. – (дата обращения : 25.11.2013). – Загл. с экрана.

6. Волженина, С. Ю. Каждой сельской библиотеке по... [Текст] : региональная культурная политика / С. Ю. Волженина // Библиотечное дело. – 2014. – № 22 (232). – С. 6–10.

7. Грачёва, Надежда. На основе модельного стандарта   / Н. Грачёва // Библиотечное дело. – 2014. – № 22 (232). – С. 11–13.

8. Захаренко, М. П. Внешняя оценка работы библиотеки : задачи, нормативные требования, практика [Электронный ресурс] / М. П. Захаренко // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2015. – № 07. – URL : http://www.cultmanager.ru/magazine/archive/165/3996/. – (дата обращения : 26.08.2015). – Загл. с экрана.

9.Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки [Текст] : рекомендации органам власти субъектов Российской Федерации и органам муниципальной власти  //  Министерство культуры  Российской Федерации.  –  Москва.  –  2014.  – 18 с.

10.Сидорова, И. Оптимизация сети общедоступных библиотек области  [Текст] / И. Сидорова // Южно-Сахалинск сегодня. – 2004. – 11. – С. 5–6.

11.Якуба, Татьяна Юрьевна Опережая время [Текст] : о Модельном стандарте публичной библиотеки / Т. Ю. Якуба // Библиотечное дело. – 2015. – № 1. – С. 18–20.