Библиотечный квилт

Антонина Сергеевна Дудина

Сценарий фестиваля проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_dudina_a.s_rabota.docx33.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Оглавление

        1.   Введение

        2 .  Основная часть:

                      -  понятие библиотечного квилта.

                --библиотечный квилт к Всемирному дню доброты.

        -библиотечный квилт «Курение-острейшая проблема человечества"

        -библиотечный квилт к Международному дню толерантности

        -библиотечный квилт к Дню Матери

        -библиотечный квилт «Живая классика»

        3  Заключение. Выводы.

        4. Приложения.

Снижение интереса к чтению – это общемировая тенденция, обусловленная расцветом СМИ и бурным развитием индустрии развлечений, вытесняющих чтение и как престижный источник получения информации, и как приятную и престижную форму досуга. Многие страны, реализуя собственные стратегии и программы поддержки и развития чтения, ищут эффективные способы противодействия этой пагубной тенденции, поскольку чтение играет чрезвычайно важную роль для развития любой страны.

Для решения этих задач библиотеки используют различные средства и формы библиотечной работы. Библиотекари неистощимы на выдумку в проведении различных мероприятий, посвящённых книге и чтению. Очень хочется верить ,что и мои задумки покажутся вам  интересными.

Современные библиотеки привлекают внимание посетителей не только ресурсами, но и культурными, досуговыми, просветительскими мероприятиями. Поэтому современному библиотекарю просто необходимо следить за изменениями и использовать в своей работе те инновации, которые уже оценены читателями. Применять или не применять их в своей работе, - риторический вопрос.

Предназначением деятельности любой библиотеки является оказание информационной помощи читателю, его развитие и обучение. Работа школьной библиотеки должна отвечать требованиям современности. Возрастающие потребности и развитие компьютерных технологий вынуждают искать более эффективные методы и способы привлечения детей и подростков к общению с книгой. Для этого в оформлении школьных библиотек часто используют наглядность, что позволяет сделать посещение библиотеки для читателей более интересным. Наглядность помогает посетителям воспринимать книги образно, а значит, усиливается эмоционально - эстетическое развитие и воспитание детей.

Наглядные формы работы - на первый взгляд наиболее легкий метод массового распространения литературы и информации о ней, основанный только на работе библиотекаря: библиотекарь планирует, отбирает, готовит, предлагает информацию Но в такой работе самое главное – преподнести информацию так, чтобы школьник захотел обратить на нее внимание. Опыт  работы показывает, что наглядные формы массовой работы представляют богатый потенциал для организации групповой, проектной и самостоятельной деятельности читателей-детей.

 Стали довольно редкими традиционные читательские конференции обсуждения книг. Но если читатель выберет книгу, которая действительно его затронет, а также если для него создана обстановка, в которой он свободно может высказать собственное мнение, эти формы работы будут эффективными .  Наш опрос показал, что все более популярными(39% опрошенных)становятся нетрадиционные формы библиотечной работы, где может проявиться креативная деятельность школьников, в которой они могут реализовать свой творческий потенциал, а также формы работы, которые стимулируют и развивают воображение.

Школьная библиотека – это то место, где успешно пересекаются три основные составляющие  современного процесса обучения – информация, живое общение и культура. В связи с этим библиотека должна быть оснащена компьютером, принтером, сканером, ксероксом, чтобы быть незаменимыми помощниками в проведении открытых мероприятий и презентаций. Детям и подросткам довольно сложно ориентироваться в современном информационном пространстве и где, как ни в библиотеке, им окажут квалифицированную помощь.

От культуры чтения и качества читаемого материала зависит развитие компетентностей и уровня коммуникабельности детей, а это их социализация в дальнейшем. Иными словами ребенку гораздо полезнее провести несколько часов в читальном зале, где ему помогут профессионалы, чем просидеть перед телевизором или компьютером в одиночестве.

Общеизвестно, что сегодняшние отпрыски предпочитают усваивать школьную программу по литературе из фильмов, снятых по произведениям классиков, или читают в сокращении. И это в лучшем случае. Так вот главной задачей при оформлении школьной библиотеки является привлечение детей к чтению. Школьная библиотека должна стать не просто очередным кабинетом с табличкой на двери, это место должно быть территорией комфорта для детей на перемене и после уроков, сценой для общения, местом, где ни один вопрос не останется без ответа, Храмом Книги, куда хотелось бы прийти.

Современные школьные библиотеки, к сожалению, не всегда являются привлекательными для читателя, но сделать библиотеку местом, которое любят и куда хотят приходить школьники – задача всех школьных библиотекарей. Для этого стоит обратить внимание на наглядное оформление интерьера школьной библиотеки , ее дизайн, а также на визуальное сопровождение мероприятий.

Цель моего проекта :

- рассказать о внедрении в работу библиотеки новых форм и средств визуальной культуры.

Задачи:

-активизация деятельности библиотек в сфере визуальной культуры.

-раскрытие творческого потенциала школьных библиотекарей.

-использование позитивного опыта популяризации чтения.

Мы, библиотекари, творческие люди, иногда выдумываем что-то интересное для наших читателей, а иногда берем какую-то идею за основу и применяем в своей работе. Одна из таких форм – это «квилт».

Что такое квилт?» – спросите Вы. В современном мире это слово имеет несколько значений. Изначально квилт – это стеганое полотно, выполненное в технике лоскутного шитья, американский символ семейных традиций и ценностей. Но в конце XX века у этого слова появилось новое значение. В 1987 году житель города Сан-Франциско (США) сшил полотно в память об умершем от СПИДа друге, выражая горечь утраты. Эта инициатива была подхвачена по всей Америке. В России первые памятные полотна были изготовлены в 1993 году. На данный момент подобные мемориалы из тысяч сшитых вместе полотен существуют в 40 странах мира.

Креативные специалисты библиотек применили и апробировали квилт в своей работе по продвижению книги и чтения, привлечению читателей в книжный храм. Суть библиотечного квилта в том, чтобы составить плакат из лоскутков по определенной теме. Каждый может внести свой «лоскуток» в общее дело.

Что же такое библиотечный квилт? Это информационный стенд, состоящий из отдельных частей-лоскутов.

Тематика библиотечных квилтов разнообразна: правовое информирование населения, СПИД, рукоделие ,исторические события и др.

Библиотечный квилт — наглядная форма работы, появившаяся в 21 веке.  В практику библиотечного дела пришло из тренингов и семинаров, где слово обозначает «блочное размещение информации».   На лоскутах могут быть ответы на вопросы, пожелания, мнения.

 Библиотечный квилт - креативная форма работы современной библиотеки.  Основу квилта, его макет, готовит библиотекарь, но каждый читатель может поучаствовать в его наполнении. Записывая ответы на предлагаемые вопросы, пожелания, мнения на разноцветные стикеры и прикрепляя их, читатели вместе с библиотекарем создают узор лоскутного полотна на информационном стенде, то есть каждый может внести свой «лоскуток» в общее дело. Именно такая форма наглядности, как библиотечный квилт, поможет оценить качество проведенного мероприятия, понять удалось ли разбудить познавательную активность читателей-школьников, заинтересовать их предложенным литературным произведением, увидеть  удалось ли вовлечь их в работу. Если учащиеся с энтузиазмом предлагают тему для следующего квилта - это верный признак того, что работа им понравилась .

Примером  может служить библиотечный квилт  в рамках Дня добра «Твори добро!» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) . «Добро-это…», «Добрый ли ты», «Можно ли прожить без добра»-на эту тему рассуждали 5-классники. Кульминацией и рефлексией для ребят стал «сладкий» квилт «Не держи зла -держи конфетку».(ПРИЛОЖЕНИЕ 1).   Тематика библиотечных квилтов разнообразна: профилактика вредных привычек и пропаганда здорового образа жизни, рукоделие, исторические события или просто поздравления в профессиональный праздник - неважно что, важно как.

Приведем еще примеры библиотечных  квилтов,  применяемых в практике работы нашей школьной библиотеки. В Международный день отказа от курения в библиотеке проходили различные мероприятия, результатом которых стал библиотечный квилт «Курение - острейшая проблема общества»».

 Библиотечный квилт «Курение-острейшая проблема человечества» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) посвящён борьбе с вредными привычками, пагубно влияющими на здоровье и жизнь человека. Курение — глобальная проблема нашего времени. По данным статистики, полтора миллиарда человек в мире являются рабами никотина. Каждый третий взрослый человек на земле систематически курит. Конечно же, библиотека не решит эту проблему, но в наших силах рассказать подросткам и напомнить их родителям о вреде курения на организм человека. На стенде в читальном зале размещена информация о влиянии никотина на организм человека, почему не стоит начинать и необходимо бросить курить. А также сделана подборка книг и буклетов для тех, кто желает избавиться от привычки курения, кто знает, что в жизни есть нечто большее, чем бумажные палочки, фаршированные табачными листьями, кто имеет мужество сделать первый шаг к освобождению от унизительной зависимости к табачному дыму. Посетив библиотеку, читатели могут ознакомиться с данной литературой, полезной информацией и принять участие в опросе-диалоге "А что посоветуешь ты?".  Его задача –  привлечение юных читателей к диалогу на тему «Можно ли прожить без сигареты?» Мнения подрастающего поколения, выраженные в письменной форме на стикерах, размещают в конверте, чтобы проанализировав, поместить их в  виде узорного лоскутного полотна на стенде. Здесь же  рекомендуемая книга Александра Бойко «Не ждите первого звонка» "-«Почитай, не пожалеешь!".  Квилт обращен как к детям, так и к взрослым.  Мы надеемся, что участники квилта (а их было 26 человек), отвечая на вопросы, задумались о необходимости по-другому отнестись к своему здоровью.

Современная литература неизменно обретает своего читателя. Созданные в разных жанрах новые книги, ориентированы на поколение читателей, которому не чужда склонность к анализу и здравому сомнению, ведь именно так рождается самобытное восприятие и личная оценка наших читателей.                                                                                                      

К международному дню толерантности среди цикла мероприятий , хочу выделить библиотечный квилт  «Ребята ,вы поняли что такое толерантность ?»(ПРИЛОЖЕНИЕ 3).Он является результатом работы старшей читательской аудитории..  «Толерантность это…», «Толерантен ли ты?», «Толерантное общество…».  Центральным событием  для ребят стал просмотр кинофильма «Чучело», по книге В. Железникова. Было над чем поразмыслить, поспорить и потом поделиться мыслями в квилте.

Совсем другое настроение царило на мероприятиях, посвященных Дню Матери. Поэтические минутки, музыкальный калейдоскоп, фотоколлаж, книжная выставка и , конечно, квилт «Мама,я тебя люблю!»(ПРИЛОЖЕНИЕ 4).Светлый, добрый, лирический, с  рисунками , стихами ,пожеланиями, признаниями в любви мамам.

Читатели нашей библиотеки не остались в стороне от  Всероссийской недели «Живой классики». Книжную  выставку  «Живая классика» ,  по  многочисленным просьбам читателей, дополнила   выставка книг  «Поэзия- моя держава, я вечный подданный ее.»   А в библиотечном квилте «Живая классика» наши читатели   высказали свое мнение о прочитанных произведениях классики ,поделились впечатлениями и дали советы тем ,кто только в начале читательского  пути.(ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

Всем запомнилось и запало в душу выступление Рабинович Софии 9Б класс , которая прочла   отрывок из произведения писателя-земляка Геннадия Уракова «Не покидай очаг любви».

Библиотечный квилт - креативная форма работы современной библиотеки.   Именно такая форма наглядности как библиотечный квилт поможет оценить качество проведенного мероприятия, понять удалось ли разбудить познавательную активность читателей-школьников, заинтересовать их предложенным литературным произведением, удалось ли вовлечь в работу. Если учащиеся с энтузиазмом предлагают тему для следующего квилта - это верный признак того, что работа им понравилась.     Тематика библиотечных квилтов разнообразна: правовое информирование населения, профилактика вредных привычек и пропаганда здорового образа жизни, рукоделие, исторические события или просто поздравления в профессиональный праздник - неважно что, важно как.

Занимаясь библиотечными квилтами, я пришла к некоторым выводам.                                                                  

-Квилт- не самоцель, а визуальное средство воспитания и обучения, средство для популяризации книг и чтения .

-При подготовке квилта необходимо учитывать возраст читателей.

-Нужно стремиться ,чтобы каждый из участников квилта  мог проявить свою активность, знания, способности и дарования.

-Все действия должны по своей форме отличаться от школьного урока и не превратились бы, например, в учебное сочинение.  

-Но самое главное- все должно быть тесно связано с задачами приобщения к чтению и популяризации книги.

Именно поэтому в моей практике чаще всего квилт и книжная выставка- единое целое, одно из другого выходящее и дополняющее.

В планах библиотеки уже ведется работа над библиотечным квилтом «Книги, помогающие жить». Это будет самый большой(на данный период времени) и самый насыщенный по содержанию квилт. Ну и конечно же квилт (наверняка не один),посвященный 75-летию Великой Победы.

«Зимние сюжеты» -  библиотечный квилт к зимним каникулам, который  будет включать зимние рассказы, стихи, песни, «морозные воспоминания» читателей.

«Почитай, не пожалеешь!» - читатель рекомендует читателю полюбившиеся  книги через отзыв, иллюстрацию. 

«Интересное о крае, в котором мы живем» -краеведческий  квилт из ответов на вопросы:  «Что для вас значит «Малая Родина», «Какие достопримечательности края вы знаете», «Что вызывает у вас чувство гордости как жителя края».

Библиотечный квилт можно использовать в наглядной и массовой формах работы, он может быть частью мероприятия или самостоятельным действом.  От любви к своему делу- и талант. Я люблю свою работу. С удовольствием, с увлечением и чувством   оформляю библиотечные  квилты. Мне это нравится. Моим читателям нравится. Не так уж  часто ребенок может высказать открыто свое мнение, поговорить откровенно или спросить о важном для него.Ему нужно этому где-то учиться,пробовать.  Квилт  позволяет сочетать индивидуальную работу с  групповой. Наконец , это интересно, необычно, наглядно, креативно.

Не могу не сказать несколько слов о  лэпбуке. Мы пробуем  внедрить  это средство визуальной культуры  в свою работу для продвижения  детского чтения .Примером  может служить лэпбук, посвящённый Году театра(Приложене 6).

Лэпбук - инновационная форма работы современной библиотеки для организации интересного и полезного досуга детей младшего школьного возраста, которая способствует  популяризации книги. Мой опыт показал, что это  наиболее приемлемое средство визуальной культуры для начинающих читателей  ,а  квилт- для более старших детей.

 Но в отличии от библиотечных квилтов , создание лэпбуков требует гораздо большего времени,  материалоемко и нереально поставить их на поток  к многочисленным датам и праздникам. Во всяком случае мне так показалось.   Мы не отказываемся от использования их в своей работе .(ПРИЛОЖЕНИЕ 6).  Лэпбук «Любите ли Вы театр?..» был собран для читателей младших классов о театре. Вот что у нас получилось!!!.
Мы в первый раз собирали  лэпбук в нашей библиотеке. Две другие части идут как дополнение к лэпбуку. Такой подход помогает сделать книгу привлекательной для детей, ведь игра для них- это часть жизни.  Через игру дети уверенно становятся активными читателями.

 Следуя моде последних лет, в нашей библиотеке практикуется оформление фотозон , в основе которых ее величество Книга.(ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

 Традиционные (книжные) средства продвижения чтения в библиотеке постоянно дополняются  арсеналом новых средств, заимствованных из видео-, цифрового маркетинга, рекламы и др. социальных областей и практик мультимедиа. И без этого движения вперед невозможно.