Рабочая программа по чтению и развитию речи 9класс

Рабочая адаптированная программа по чтению и  развитию речи ориентирована на обучение учащегося 9 класса имеющего низкую мотивацию к обучению,составлена на основе программы специальной(коррекционной) школы 8 вида под ред.В.В.Воронковой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_2_klass.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Усть-Бюрская средняя общеобразовательная школа»

Утверждено                                         Согласовано                               Рассмотрено

директором                                          зам.директора                             заседании МО

МБОУ « Усть-Бюрская СОШ»          по УВР                                                                                                                                      

____________________                     _______________                     _______________

«____»________2019г                      «___»_______2019г                   «___»________2019г

                                                    Рабочая программа   педагога

                                                                Куклиной С.К.

по чтению и развитию речи

для обучающейся по

адаптированной образовательной программе

                                                                    9 класс

                                                          2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы. Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой.» Издательство Москва «Просвещение» 2004.

Данная программа предусматривает обучение чтению и развитию речи во втором классе из расчёта 1 ч в неделю, 34 ч в год.

Основная  цель обучения чтению в 9 классе:

 Научить детей читать доступный их пониманию текста вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

 У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

Задачи: 
— сформировать у ребенка способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; 
— обогащать чувственный опыт ребенка, реальные представления об окружающем мире и природе; 
— обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения; 

— воспитывать любовь к родному языку. 
Коррекционная задача: 
— использовать процесс обучения чтению и развитию речи как одно из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития. 

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

Данная программа предусматривает обучение чтению и развитию речи в девятом классе из расчёта 1 ч в неделю, 34 ч в год. Из них:

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Внеклассное чтение

1

-

1

-

Проверка техники чтения

1

-

-

1

 

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
  • развитие высших психических функций;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи, владение техникой речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Формы организации учебного процесса:

  • Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков
  • Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах
  • Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения кругозора, воспитания нравственных качеств.
  • У учащейся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

Учебник:

- Чтение. для 2 класса. спец. (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида/В.В.Воронкова, И.Е.Пушкова, Москва, Владос, 2007;

 

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ (15-20  слов)

  • Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.
    Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.          

ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО

  • Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного.      

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

  • Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
  • Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.
    Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.            

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

  • Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается? Формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
    Основные требования к знаниям и умениям учащегося 9 класса:

К концу 9 класса учащийся должен уметь:

  • читать по слогам короткие тексты;
  • слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
  • по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чём читали или слушали.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 3-5 коротких стихотворения, отчётливо читать их перед классом.

Календарно-тематический план

№ п/п

Тема урока

Элементы содержания (основные понятия) урока

Требования (компетенции)

Дата

план

факт

1

Введение «Мы учимся читать!»

Буквы А, О,У,Ы. Соотнесение буквы и звука.

Значение учебника. Уметь бережно обращаться с учебником

Знать буквы. Уметь подбирать картинки к данной букве

4.09

2

Буквы И,Е,Ё,Ю,Я.

 

Гласные, указывающие на мягкость согласных. Уметь читать слоги, слова с мягкими согласными.

11.09

3

Буквы П, С, К,В,Р,Н. З, М, Д,Т,Б,ГЧтение слов.

 

Знать согласные

Признаки твёрдости – мягкости согласных. Уметь читать по слогам

18.09

4

Буквы Л,Ш,И,Ф,Х,Ж.  Ц, Щ, й, ь, ъ.Чтение слов.

  щи, цех, щавель

Знать согласные. Уметь читать по слогам

25.09

5

Пересказ по вопросам прочитанного. А.Шибаев «Беспокойные соседки».

 

Уметь находить слова на определённую букву.

2.10

6

Рассказ  « В лесу».

Т. Сапгир «Ёж и ёлка»

Совершенно, остальном

недотрога

Видимые признаки леса. Уметь отвечать на вопросы предложениями из текста.

9.10

7

Рассказ «Наш сад».

Каркает, пенек, дразнит

Узнавать деревья. Уметь выразительно читать. Отвечать на вопросы по содержанию  рассказа

16.10

8

 В. Безбородов  «Щенку»

седому

Как ухаживать за щенком. Уметь выразительно читать

23.10

9

 Е. Благинина   «Дождик»          

А. Введенский  «Песенка дождя»

Глянь, грянь

Знать признаки дождливой погоды. Уметь оказывать помощь старшим. Выразительно читать.

6.11

10

Рассказ «Рыбка».

  Крякалка, якалка

Признаки рыбы, где можно увидеть рыбу. Уметь придумывать слова на заданную букву.

13.11

11

Внеклассное чтение по теме: «Русские народные сказки». Проверка техники чтения

Названия народных сказок, их героев. Уметь сотрудничать с другими

20.11

12

Стихотворение «Мамочка»

Рассказ «Лучше всех»

Успел, заплел

потерялась

Знать имя, отчество мамы, место работы. Уметь читать с интонацией вопросительные предложения.

Вопросительное предложение. Уметь рассказывать про маму по данным вопросам.

27.11

13

Знакомство с произведениями В. Бианки

Пересказ рассказа В.Бианки «Муравей»

Луг, ушиб

изучения нового материала Уметь слитно читать слова из 2 слогов.

4.12

14

Сказка  «Лиса и Тетерев»

тетерев, Терентий, добыла, конский, топот

Знать птицу тетерев. Уметь отвечать на вопросы по содержанию.

11.12

15

Рассказ «По грибы»

Рассказ  «Белка»

Шелушить, прутик

Знать съедобные и ядовитые грибы. Уметь устанавливать причинно-следственные связи

Жизнь белки. Выразительно читать.

18.12

16

 Чтение стихов Е.Благининой «Слоны», «Цапля объясняет».

А.Шибаевм «Гроза»

 

Грохотом барабанит

Что такое гроза. Уметь описывать признаки грозы.

25.12

17

Чтение сказки А.Толстого «Ёж»

Фыркнул, боднуть, норовит, богатырь

Диких, домашних животных. Уметь находить ответы в тексте.

18

Сказка «Зайчонок и осень»-1 часть.

Чтение и пересказ 2части сказки «Зайчонок и осень».

Признаки осени. Уметь находить ответы в тексте. Переход от пересказа по наводящим вопросам к самостоятельному пересказу.

15.01

19

Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей»

Русские народные сказки. Уметь внимательно слушать

22.01

20

В.Осеева «Волшебное слово»

29.01

21

А.Майков «Ласточка».

 Ни злись, ни хмурься

Знать признаки весны. Уметь находить признаки весны, описанные в стих-и.

5.02

22

А.Блок «Ветхая избушка».

Ветхая, резвая

Знать признаки весны. Уметь находить признаки весны на картинке.

12.02

23

Г. Скребицкий  «Появились синички»

Знать жизнь птиц весной. Уметь находить  в тексте предложения для ответа на вопросы

19.02

24

Чтение сказки «Почему кот моется после еды».

Знать жизнь, повадки птиц и домашних животных. Уметь подбирать прилагательные к данному существительному.

26.02

25

Внеклассное чтение. Стихи о весне.

бодается

Знать весенние месяцы Уметь внимательно слушать. Отвечать на вопросы.

4.03

26

Н. Сладкова « Листопад»

Уметь читать про себя

11.03

27

Сказка  «Лиса и журавль»

Знать жизнь и повадки диких животных. Уметь пересказывать

18.03

28

Чтение вслух и молча сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка»

Курносый нос

Уметь внимательно слушать. Отвечать на вопросы.

Читать про себя

1.04

29

Е.Чарушин «Тошкины сны».

бодается

Знать жизнь, повадки  домашних животных. Уметь соотносить существительные и прилагательные. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного рассказа

8.04

30

В. Бианки «Первая охота»

Уметь оценивать поступки.

15.04

31

Г.Снегирёв «Медвежата».

Берлога, черника, дупло

Знать жизнь животных весной. Уметь находить признаки весны, описанные в тексте. Отвечать на вопросы по 29.04содержанию

22.04

32

Е.Пермяк  «Торопливый ножик».

Терпение, торопливый, то-вкривь, то-вкось

Знать  пословицы о труде Читать, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного рассказа  

6.05

33

 К.Д.Ушинский «Наше Отечество».

Родина Россия

Уметь отвечать на вопросы по содержанию. Понимать смысл текста

13.05

34

Проверка техники чтения.

Уметь работать  с книгой

20.05

.

Ресурсное обеспечение рабочей программы:

информационное, в том числе литература основная и дополнительная: 

  1. Максимук, Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению.- М.: ВАКО, 2004.- 128с.
  2. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, Подготовительный класс 1-4 классы, допущено Министерством образования и науки РФ, Москва, Просвещение, 2004, под редакцией В.В.Воронковой
  3. Чтение. 2 класс: коррекционно- развивающие занятия/ авт.- сост. Л.И.Рудченко.- Волгоград:  Учитель, 2007.- 150с.
  4. Чтение: учеб. для 2 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений 8 вида/  [авт.-сост. В.В.Воронкова, И.Е.Пушкова]. М.: Гуманитар. изд. центр  ВЛАДОС, 2005.- 127с.

 материально-техническое:

 компьютер;                                                                                                                                                                                                     Алфавит, разрезная азбука, предметные картинки, толковый словарь русского языка,репродукции  картин художников, иллюстрации к русским народным сказкам художников Ю.Васнецова, Е.Рачёва, В.Лебедева, В.Ватагина , муляжи овощей ,фруктов, цветные карандаши.

- медиаресурсы и пр.

 -компьютер, компьютерные презентации,

-http://www.breasting.ru/,

-http://raduga.rkc-74.ru/,

-http://www.yandex.ru/,

- my@1september.ru. Журнал  «Начальная школа»,

- Pro.Школу. ru.интернет- портал.