Исследовательский, творческий проект по самообразованию «Русские народные костюмы и их история»

Чичмарева Елена Николаевна

В данном творческом проекте  я постараюсь расширить свой кругозор при изучении истории русского народного костюма, исследовать элементы костюма, выяснить как изготавливали одежду на Руси и в частности на Алтае.

Материал моего творческого проекта по самообразованию на тему "Русский народный костюмы и их история" будет полезен моим коллегам в работе, а также учителям школы при использовании его на уроке или дополнительном занятии.

В представленном исследовательской творческой работе (проекте) о русском народном костюме, рассматриваются виды и особенности женских, мужских и детских русских народных костюмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект.125.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кадетская средняя общеобразовательная школа № 2»

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД  «ЩЕЛКУНЧИК»

города Рубцовска Алтайского края

658218, г.Рубцовск ул. Бийская, 19

телефон: 5-05-47.  dsadv35_shelkunchik@mail.ru

Исследовательский, творческий  проект по самообразованию

«Русские народные костюмы и их история»

Выполнила: Чичмарева Елена Николаевна

воспитатель подготовительной группы

г. Рубцовск 2021г.

Введение

У меня возник вопрос.

И сейчас в проект он перерос:

В чём же раньше Алтае ходили?

Что же раньше на Руси носили?

В библиотеку я ходила,

В книгах я ответы искала,

Очень много их перелистала,

И немного лишь информации от искала.

А потом копалась в интернете,

Там ответ найдёшь про всё на свете:

В чём же раньше наши предки все ходили?

Что наши прабабушки носили?

В данном творческом проекте  я постараюсь расширить свой кругозор при изучении истории русского народного костюма, исследовать элементы костюма, выяснить как изготавливали одежду на Руси и в частности на Алтае.

Материал моего творческого проекта по самообразованию на тему "Русский народный костюмы и их история" будет полезен моим коллегам в работе, а также учителям школы при использовании его на уроке или дополнительном занятии.

В представленном исследовательской творческой работе (проекте) о русском народном костюме, рассматриваются виды и особенности женских, мужских и детских русских народных костюмов.

Прочитав и вспомнив некоторые произведения Русских сказок, можно встретить строки, посвященные Русской народной одежде.

Вот, например, строчки из "Руслана и Людмилы":

«Лазурный пышный сарафан

Одел Людмилы стройный стан...»

О русском женском костюме - в стихах, сказках, частушках и загадках, фото № 1

А в «Сказке о рыбаке и рыбке» есть такие строки:

«На крыльце стоит его старуха.

В дорогой собольей душегрейке,

парчовая на маковке кичка,

жемчуга огрузили шею,

на руках золотые перстни,

на ногах красные сапожки»


Прочитав эти строчки, нужно будет объяснить что сарафан - (древне - русское слово - сарафанъ; слово возможно было заимствовано с тюркского särара(i) из индо - иранского sarāрā)— женская одежда в виде платья без рукавов.
О русском женском костюме - в стихах, сказках, частушках и загадках, фото № 2

Сарафаны различались по тканям и покрою. А душегрейка - теплая кофта без рукавов - обычно на вате, меху - часть старинного женского русского костюма. А после этих определений перейти и к остальным деталям русского костюма.

 В данном творческом проекте по самообразованию "Русский народный костюм" я постараюсь расширить свой кругозор при изучении истории русского народного костюма, исследовать элементы костюма, выяснить на практике как изготавливали одежду на Руси.

Тип проекта: краткосрочный, исследовательский, творческий.

Объект исследования: Русские народные костюмы и их история.

Содержание проекта:

В процессе ознакомления детей с русским народным костюмом, традициями на Руси во время проводимых занятий,  проведения народных праздников такие как «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Троица», «Равноденствие», «Иван - Купала».

В связи с этим мной было принято решение углубить свои знания в этой сфере и разработать проект «Русские народные костюмы и их историю». В ходе написания проекта было выяснено, что затруднение вызывает отсутствие информации в книгах. Мною был подобран и оформлен информационный материал, разработан конспект и презентация к конспекту, так же в данном проекте  присутствует и практическая часть работы.

Этапы проекта:

1этап - Подготовительный

Сбор информации.

2 этап – Основной

Выбор основной и важной информации.

Оформление презентации.

3 этап - Заключительный

Практическая работа изготовление и пошив Русского народного костюма.

2 этап – Этап

Национальный костюм каждого народа – это удивительное явление, отражающее особенности культуры народа, его историю. Он помогает лучше понять суть менталитета коренных жителей. В конце концов, это всегда очень красиво и познавательно.

Одним из самых интересных и необычных национальных костюмов является русский народный. При одном только упоминании о нем сразу возникает ассоциация: роскошная русская красавица с косой до пояса, в расшитом драгоценными камнями кокошнике, в узорчатом сарафане и юноша с русыми волосами, в рубахе, в лаптях.

История русского костюма

Русский костюм – очень сложное, многогранное явление. В нем выразилось стремление русского человека к красоте, к улучшению своего быта. Это объект материальной культуры. При его создании использовались самые разные прикладные искусства и ремесла, получившие развитие на Руси:

  • ткацкое ремесло;
  • искусство вышивки;
  • вязальное ремесло, искусство изготовления кружев;
  • ювелирное искусство (многие элементы костюмов украшались, например, резными пуговицами из серебра и золота, кокошники – драгоценными камнями и т. д.).

Вот сколько связей у национального русского костюма! И это лишь основные. Не упомянуты искусство шитья, рисования (для пошива костюмов знати использовались эскизы) и многое другое.

Традиционно русский костюм имел несколько отличительных черт:

  • вся одежда делилась на распашную (то есть застегивающуюся на пуговицы или специальные крючки) и накидную (она надевалась, как нынешние футболки, через голову);
  • для народного русского костюма характерно большое количество верхней одежды – различных накидок, епанчи, шуб и т. д.;
  • есть известная теория: «Москва – третий Рим»; неудивительно из-за этого, что многие предметы одежды, отдельные элементы, украшения, методики изготовления костюмов были родом из Византийской Империи и, конечно, из близкой к Руси Польши – Речи Посполитой.

Формирование русского национального костюма закончилось примерно в 17 веке. После этого начались изменения, связанные с реформами императора Петра I. Как известно, этот государь очень стремился «прорубить окно в Европу», и в связи с этим произвел реформирование не только традиционного жизненного уклада, но и даже посягнул на «святая святых» - на национальный русский костюм. Так, с приходом Петра к власти традиционную русскую одежду могли носить лишь некоторые сословия, преимущественно низкого положения:

  • крестьяне;
  • монашество;
  • духовенство.

Интересно! До петровской реформы существовал даже указ «О защите национальной самобытности» от 1675 года. Согласно ему, например, московские дворяне не имели права носить одежду заграничного образца. Не имели права на это и их слуги, и стольники, и многие другие.

С приходом Петра I начались серьезные изменения. Появилась мода, которой до этого не существовало: была лишь парадная, нарядная, передающаяся по наследству, одежда, а была повседневная. Ее фасоны не менялись десятилетиями, или менялись настолько незначительно, что этого не было даже заметно.

С реформированием друг друга стали сменять следующие национальные европейские костюмы:

  • венгерский;
  • французский;
  • немецкий – он дольше всех продержался в истории русской моды и смог почти полностью вытеснить национальный костюм.

Между прочим, за въезд в города в русской одежде (как и с бородой) полагался налог – до 2 рублей, если въезжающий был конным.

До начала 20 века русский национальный костюм стал по большей части одеждой крестьян. Сегодня национальный костюм используется чаще на тематических мероприятиях и не носится «в быту». Это негативная тенденция, ведь в странах Азии, например, в Японии, почти все невесты до сих пор выходят замуж в традиционном белом кимоно, юката – летний вариант простого хлопкового кимоно – носят и в быту, например, вместо банного халата на горячих источниках, в гостиницах, на отдыхе. В юката можно выйти в город, и это будет выглядеть совершенно естественно. В России, к сожалению, такая национальная самобытность сохранилась в гораздо меньшей степени.

Славяне издавна делали ткани, из льна и конопли – это самые грубые неокрашенные ткани, которые использовались крестьянами. Верхнюю одежду крестьяне делали из понитка – ткань из льняных шерстяных ниток одновременно. Из пенки и льна производили грубую ткань – дергую или мешковину. Грубые полотняные ткани называли в старину холстиной, хомом. От сюда и название Хамовники – района в Москве, где жили ткачи.

Шелковые ткани на Руси появились ещё задолго до того, как ввели христианство. Они назывались в старину паволоки. Шолковые ткани привазили из Византии. Для изготовления одежды знати русские использовали парчовые плотные ткани. Они были в основе шелковые, где продергивались золотые и серебряные нити – итальянский аксамит, привозившаяся из Венеции в Византию и на Русь.

Ещё более плотной тканью был алтабас – парчовая ткань, при выработки которой применялась золотая или серебряная проволочка, вытянутая вручную до толщины волоса. Били шелковые ткани с узором из вертикальных полос – дороги и камка.

Издревли на Руси для изготовления одежды использовали бархат – шелковую или хлопчатобумажную ткань с мягким густым ворсом. По бархату вышивали петлями пряденного золота и серебра, ткали красивые узоры.

Для отделки костюмов использовали запонки -  украшения из драгоценных камней, нашитые на ткань, жемчужную обнизь, позументы – шитые золотым или серебром широкие тесьмы, канитель – украшения из крученой золотой или серебряной нити.

Скора – так называли мех на Руси – были главным предметом торговли. Считалось самым лучшем мехом являлся соболиный, лисицы, куньи, беличий, горностая.

Но, мы должны ещё обратить внимание на то, что Русский народный костюм – это прежде всего костюм крестьянский. Именно по этому в крестьянской среде, где на протяжении многих веков неукоснительно соблюдались обычаи предков, элементы одеяний языческой Руси сохранялись почти в первозданном виде.

В народном костюме соединились две стороны – функциональность и эстетичность. Человек, чья жизнь была подчинена каждодневному – от восхода до заката – изнурительному труду, изготовленная одежда, должна была быть удобной, но и красивой. Поэтому и одежда, созданная народными мастерицами, грела не только тело, но и душу.

На Руси всегда ценились разнообразные обряды и многочисленные ритуалы.  Жизнь крестьян зависела от тяжелого труда, но их, так же сопровождали и праздники с песнями, плясками, частушками, хороводами. И это обязательно вносила свой отпечаток в одежде.

Костюм – это плод коллективного труда многих поколений народных умельцев. Со временем каждое поколение мастериц, вносила свои изменения в оформление одежды и оставляли только самое лучшее.

На самом деле, не существует единого русского народного костюма. Ведь наша страна занимает огромную территорию, на которой находиться область с разными климатическими зонами.

Сарафанный комплекс женской одежды самый распространенный на Руси. Именно стройный силуэт русоволосой красавицы в парчовом сарафане, увенчанной кокошником, во всем мире ассоциируется с образом русской женщины.

Древнерусская красавица

Женская одежда.

Женская рубаха прямого покроя, большие напоминала длинное платье до пят, с длинными рукавами и круглым воротом. Рукава рубахи были узкими и облегающими, собирались у кистей рук запястьями в складке. Ворот рубахи имел прямой разрез посередине, отделывался вышивкой и застегивался на пуговицу. В основном рубахи были белые, но и красные были в почёте.

На рубахах в Древней Руси в качестве комнатной одежды надевали глухие, прямые или расклешенные цельные платья на двух лямках без рукавов – сарафаны. Они были подтянуты под грудью и распашные книзу, имели множество пуговиц. На рубаху и сарафан богатые люди надевали душегрею – короткую широкую кофту на лямках по плечам и без рукавов. Сзади душегрея собиралась в складку и отхватывала талию пышным кольцом сборок. Так же как и сарафан, душегрея застегивалась на множество пуговиц. Потом душегреи стали делать с рукавами, и они стали праздничной одеждой.

Шуба  у женщин означала верхнюю накидную одежду из меха соболя, куницы, лисицы, горностая, зайца,. Покрывали шубы сукном и шелковыми материей.

Спереди сверху донизу на шубе был разрез, он застегивался пуговицами и окаймлялся металлическим кружевом.

Обувь

Обувь  в национальном костюме у крестьян не имела четкого разделения на мужскую и женскую. Обувь являлись лапти косого плетения из бересты и лыка. Лапти одевались поверх онучей – куска холста или сукна, оборачиваемого вокруг ноги и перевязанного веревками.

Одна из разновидностей плетеной обуви – чуни, изготовленных из тряпичных полосок или веревок.

Зимой носили валенки или катанки – валянный из войлока, украшенных узорной вышивкой.

Головные уборы

С древних времен на Руси девушки носили волосы заплетенными в косы, а замужние женщины должны были тщательно скрывать их под головным убором. В Древней Руси выражение «опростоволоситься», то есть открыть волосы, было синонимом слова «опозориться», бесчестием.

С 13 века знатные русские женщины стали носить на головах кокошники, узкие внизу и высоки кверху. Обшивали тёмно-красной материей и красиво украшали жемчугом и камнями. В Киевской Руси ко всем женским головным убором делали подвески – колты, которые славяне еще называли височными кольцами, изготовленными из серебра или бронзы, крепили к головному убору или вплетали в волосы у самого виска, отсюда и название.

Кокошники и венцы надевали замужние женщины на повойники – плотно прилегающий к волосам чепцы. В 16 веке к ним добавились волосники и подубрусники.

Подубрусники был домашней женской шапочкой из шёлковой материи.

Волосник был красивой сеткой из шелковых, серебряных и золотых нитей. Волосник и подбрусники считали необходимой частью приданного и символами семейной жизни.

Поверх волосника накладывался платок и подвязывался под подбородком.

У девушек не замужних были венцы в форме красивых городов или теремов.

Вдоль щек спускались от венца рясы – нити бусы из камней или жемчуга, а лоб украшали жемчужной сеткой – поднизью.

Зимой девицы носили высокую шапку столбунец. Низ ее оторачивали бобровым или собольим мехом, а высокий верх делали из шелка. Из- под столбунца выпадали косы с красными лентами.

Украшения

Знатные женщины носили дорогие украшения. Серьги были серебряными или позолоченными. На руках браслеты – зарукавья или обручи.  На пальцах красовались перстни, печатки с мелкими камушками.

Идеалом красоты считали полноту, тучную фигуру, которые свидетельствовали о довольстве, сытной и спокойной беззаботной жизни. По этому носили несколько одежд, и чем больше. Тем лучше, талию не подчеркивали, костюм был мешковатым. Была, с того времени долго пословица – «Не ладно, да крепко сшито».

Рубаха и порты

Мужская одежда

Повседневная одежда у крестьян была в то время одинакова как у князя, так и у крестьян, но отличалась качеством ткани, цветом и отделкой. У богатых в костюме просматривалась большое влияние византийского костюма.

Основой мужского костюма составляла рубаха, из холста длиной до колена с разрезным воротом спереди. Подпоясывалась она поверх шнурком – поясною.

Носили рубаху на выпуск, по этому украшали не только ворот, но и подол. С древних времен считалось, что вышивка на рубахе изображения солнца, зверя, птицы является оберегом – защита от колдовства.

В торжественный момент к рубахе пристегивали ожерелье – дорогой вышитый воротник. Старинное название такого воротника – сорочка, а с 17 века так стали называть и саму рубаху. С течением времени  рубахи стали короче, разрезы стали делать не посередине, а с левой стороны. И назвали косоворотками.

Вторым комплектом мужской одежды были порты или штаны. Первоначально порты были узкими и длинными и заправлялись в онучи – длинные до двух метров полосы ткани, которые обматывали ноги.

Порты у зажиточных людей, шили для зимы из сукна, а летние тафтяные. У князей и бояр порты были разных цветов. Карманов в старину не было.

Рубаха и порты считалась нижней одеждой – исподней. На неё надевали среднюю и верхнюю одежду кафтан.

Кафтан – длинная и плотно облегающая одежда сшитая из сукна и надевалась через голову именуемая свитою.

Особенностью древнерусской одежды были длинные рукава. Эта черта сближала одежду всех сословий.

При необходимости в Древней Руси носили плащи. Чаще всего – вотола. Плащ был без рукавов, длинной до колена и с застежкой у шеи.

Гордостью мужской одежды был пояс. Богатые носили пояса усыпанные камнями. Делали пояса шелковые и плетенные серебро, золотом, бархатные и кожаные. К поясу пристегивали кошелек – калиту, чернильницу, ложку, нож, а за пояс закладывали плеть.

Наиболее распространенным был кушак. Он был широким и длинным, несколько раз оборачивался вокруг талии. Без пояса могли выйти на улицу только дети.

С Древней Руси произошло известное выражение «распоясаться», что значит опозориться.

Головные уборы

Громадное значение  в костюме играли шапки. Мужские шапки делали с бархатным верхом яркого цвета конической или округлой формы, но обязательно с меховым околышем.

Борода на Руси у мужчин была традиционным славянским символом. Борода в Древней Руси особенно почиталась в отличие от усов. Отсюда в народе и стали говорить: «Борода – честь, а усы и у кошки есть».

Обувь

Как и у женщин с малым достатком мужчины носили лапти. Ещё лапти называли «народной обувью».  Обувь людей большим достатком составляли сапоги, чеботы, башмаки. Делали их из мягкой кожи – сафьяна, который изготавливался из козлиных шкур. Её привозили с Востока. Кроили обувь на одну ногу, и колодки, с помощью которых шилась обувь, не давали различий правого и левого сапога. Так и говорили: «Два сапога – пара, и оба и оба на левую ногу». По этому их приходилось долго разнашивать.

«Этнокультурное приобщения к ценностям традиционной культуры Алтая»

Мне, хотелось бы обратить внимание на то, что мы живем в Алтайском крае, и по этому, я уделила внимание, на изучение одежды наших предков.

«Этнокультурное приобщения к ценностям традиционной культуры Алтая» - это соединение традиций русского, украинского, казахского, алтайского, немецкого и других народов. Этнокультурное приобшение - это неотъемлемая часть нашей нынешней и прошлой жизни ведь современная семья, как носитель, хранитель и передатчик духовных и нравственных ценностей - не всегда соответствует этому назначению. Если раньше сама народная традиция обеспечивала необходимый уровень житейско - нравственной и художественно – эстетической воспитанности детей, то теперь эту традицию призваны поддерживать только образовательные учреждения. Задача взрослых открывать вместе с ребенком своеобразие мира природы, искусства, культуры родного Алтайского края, способствовать становлению основ самосознания ребенка как члена семьи, как гражданина города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды.

Своим проектом я бы хотела обратить внимание не только, взрослых, но и одноклассников, младшие классы и старшего возраста учеников, на то что нужно знать свою историю и беречь как что-то хрупкое, ценное и передавать дальше нашим поколениям. Ведь наше прошлое – это наше сейчас и наше будущие. Все мы знаем, что наши традиции появились из неоткуда, и не должны пропасть в некуда!

Традиционная одежда крестьян-старожилов Алтайского округа имела много общего с костюмом русского населения северной и средней полосы Европейской части страны, и вместе с тем ее отличало своеобразие как в деталях, так и в материалах. В Европейской части страны для изготовления одежды использовали ткани, выработанные в самом крестьянском хозяйстве. В Сибири много покупного материала: тонкие сукна отечественного производства, русская шерсть, в основном яркий тонкий кашемир, тафта, сатин и ситец, атлас, бархат.

Женская одежда

Женский костюм составляют рубаха, сарафан, нижняя юбка, фартук, неширокий узорный пояс, самшура, платок. Будничные сарафаны шьют из современных хлопчатобумажных материалов, шерстянки или саржи темных расцветок. В детстве девочки ходили в длинных холщовых рубашках, а лет с 7-10 надевали еще и сарафаны косоклинные («косатые», или «клиники»). Называли их по расцветке покупного материала: «кумачны», «бордовый», «касатин». По верх сарафана сибирячки дважды опоясывались узорным поясом с кистями. Пояс подвязывали так, чтобы середина приходилась на талии спереди, затем перекрещивали его сзади, еще раз обвивали талию и завязывали на боку, свешивая вниз концы с кистями. Женщины-сибирячки носили пояса собственного изготовления: плетеные, тканые, вязаные. В зависимости от материала, способа выполнения, длины и ширины различали по кромке (мягкие плетеные или вязаные шириной 2-4 см, длиной 1,5-2 м) пояса (длиной до 2,5 м, узкие, 1-2 см) и опояски (широкие, тканые на ткацких станках). Тканые на кроснах пояса были более плотными и жесткими. Основу для них натягивали «протянутую- льняную», а для утка брали цветной шерстяной гарус. Орнамент ткали геометрический с розетками, ромбами, свастикой, усложненный гребешками, сходный с рисунками тканых и вышитых концов старинных полотенец. Костюм дополнял передник. На Алтае носили фартуки (запоны) и нарукавники. Запон шили из одного-двух полотенец ткани, их собирали сборками, подшивали к поясу с завязками, пришивали «грудку». По низузапон украшали фестонами из отделочной ткани, вышивкой, кружевами. Название «запон» употреблялось в южнорусских губерниях и обозначало передник, одеваемый через голову. Старинные нарукавники шили с длинными рукавами и надевали их поверх рубахи. Такой фартук закрывал перед сарафана и верх спины.

Большое внимание сибирячки уделяли головным уборам и волосам, которые отращивали как можно длиннее. По русскому обычаю девушки заплетали волосы в одну косу. Ее украшали косниками яркими лентами или цветными полосками ткани. Повязывали голову широкой полоской ткани - «повязкой», оставляя открытой макушку. Древнейший обычай ходить с распущенными волосами сохранился на Алтае почти до начала XX века в свадебном обряде: «девушку вели к венцу с непокрытой головой и распущенными волосами». После венца во время обряда «окручивания», волосы укладывали «по-бабьи»: заплетали в две косы и «обвивали» вокруг головы. Обычным повседневным головным убором служил платок. Носили его и девушки, и женщины, но повязывали по - разному. Платок клали с угла на угол треугольником. Девушки перегибали его вдоль и свертывали лентой в ладонь шириной. Эту полоску повязывали на лоб, углом сзади, иногда с торчащими в разные стороны концами. Пожилые женщины в деревнях старообрядцев покрывали головы шалью, наброшенной сверху так, что все четыре конца свободно свисали вниз. Замужняя женщина закрывала волосы самшурой (шамшура, самшура). Впервые ее надевали во время свадьбы и носили всегда, не снимая даже ночью, а днем покрывали голову платком. Шамшуру сшивали из двух частей: плотного налобника прямоугольной и овальной формы и «макушки» - куска ткани, закрывающего верх головы. Сзади его собирали на вздержку, переходящую в длинные завязки. Жесткий налобник имитировал косы, уложенные венцом вокруг головы. Если свои косы были толстыми, то шамшуру можно было не носить. В праздничные дни поверх шамшуры надевали кокошник из цветного шелка или бархата. Лобную часть его украшали полоской позумента, а тыльную вышивали шелком и золотыми нитями. Сзади к головному убору (шамшуры) прикрепляли позатыльник, прямоугольную полоску из бархата и шелка, вышитую золотом, украшенную позументом, бахромой из бисера или цветной шерсти (до 10 см).

Мужская одежда.

Повседневная мужская крестьянская одежда состояла из рубахи (ее название происходит от корня «руб» - кусок, отрез, обрывок ткани) и штанов. Их шили из холста. Рубаха наиболее старинного покроя была длиною до колен, без воротника, с вырезом, обшита узкой бейкой. В начале XX века в Алтайском округе рубаху такого покроя, но укороченную, пожилые мужчины носили уже как нижнюю «тельную». Поверх нее надевали рубаху с клиньями на боках, со стоячим воротником и с разрезом посередине, на правой или на левой стороне груди. Староверы делали вырезы без обшивки - «ошейничка», православные - с обшивкой и с несколькими пуговицами. Рубаха обильно украшалась вышивкой на груди и на спине. Вышивку делали красными нитками, в сочетании с синим и черным. В мужской костюм включали гайтан. Он надевается вокруг шеи, и концы спускаются по груди. На основу из красной шерстяной нити нанизан крупный бисер в виде цилиндриков: синий, желтый, зеленый, серебряный - образуется геометрический орнамент. На концах разноцветные бусы. Концы связаны узлом, край обшит черным шнуром.

Одежду мужчины украшали также тканые пояса трех видов: узкий поясок и неширокая опояска для рубахи, для рубахи, носившейся навыпуск, - широкая опояска для верхней одежды. Костюм мужчины составляли изделия из кожи, замши, бархата, вышивка тамбуром и другие яркие отделки. Заимствование от соседних народов в сочетании с русским холстом и ситцем придавало одежде неповторимый колорит. На праздничных гуляньях все обувались в большие сапоги с медными подковками, в цветные и широкие ситцевые штаны и рубахи, одевались в черные базарные шляпы. Летом мужчины ходили в валяных из шерсти шапках или в шляпах, сплетенных из соломы. Зимой надевали теплые шапки, подбитые ватой или шерстью, с суконным или плисовым верхом и меховым околышком - опушкой из бобра. Зимней праздничной обувью считались катанные из овечьей шерсти валенки, которые в Сибири называли «пимы». Для мужчин их делали черными, детские и женские праздничные были белыми с красным узором.

Детская одежда.

Самой первой пеленкой для новорожденного чаще всего служила рубаха отца (мальчику) или матери (девочке). Детскую одежду старались кроить не из вновь сотканного полотна, а из старой одежды родителей. Делали это не от скупости, не по нищете и даже не потому, что мягкая стираная материя не раздражает нежную кожу младенца. Весь секрет состоял в биополе родителей, способном заслонить неокрепшего маленького человека, уберечь от порчи и сглаза. Детская одежда как у мальчиков, так и у девочек, состояла из одной рубашонки, притом сшитой не из нового полотна, а обязательно также из старой одежды родителей: ребенок не окреп еще телом и душой, пусть же родительская одежда его защитит, убережет! Любящие матери всегда старались украсить детскую одежду: ворот, рукава и подол рубашки покрывала обильная вышивка, т.к. вышивка обладала древним оберегающим смыслом. К поясу прикрепляли бубенчик, при каждом движении слышался звон, который отпугивал всякую нечисть. Чаще всего одежда ребенка представляла собой обычный крестьянский костюм в миниатюре.

 

Источники информации:

  1. Культура повседневности. История костюма М.В.Короткова. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС г. Москва 2002.
  2. Знакомство детей с русским народным творчеством Т.А.Бударина, О.А.Маркеева. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2001.
  3. Беловинский Л.В. Типология русского народного костюма. М., 1997.
  4. Затеева Е.В. От родного порога: Программа – руководство по воспитанию детей на традициях культуры русскоязычного населения Алтайского края. Барнаул, 2002.
  5. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. М., 1989.
  6. Короткова М. Путешествие в историю русского быта. М., 1998
  7. Липинская В.А. Русское население Алтайского края. Народные традиции в материальной культуре.(XVIII-XX вв.). М., 1987.
  8. Липинская В.А. Русское население Алтайского края. Народные традиции в материальной культуре.(XVIII-XX вв.). М., 1987.
  9. Липинская В.А. Старожилы и переселенцы: Русские на Алтае. XVII- начало XX века. М., 1996.
  10. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля: Книга для учителя 1-2 кл. М.: «Дрофа», 1998.

Интернет источники:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Русский_национальный_костюм
  2. https://scfh-ru.turbopages.org/scfh.ru/s/papers/sibirskie-staroobryadtsy-istoriya-v-kostyumakh/
  3. https://www.livemaster.ru/topic/2613775-o-russkom-zhenskom-kostyume-v-stihah-skazkah-chastushkah-i-zagadkah