Применение интерактивных форм в библиотеках СПО (СПб)
Интерактивные формы работы в современных библиотеках завоевали прочное место в ряду эффективных способов приобщения к чтению и привлечения новых читателей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 949.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение интерактивных форм
в работе библиотеки образовательного учреждения СПО
Интерактивные формы работы в современных библиотеках завоевали прочное место в ряду эффективных способов приобщения к чтению и привлечения новых читателей. Не секрет, что в работе библиотек учебных заведений существует некое условное «противоречие», которое заключается в расставлении приоритетов при планировании деятельности библиотеки. С одной стороны, традиционным и важным направлением деятельности библиотеки учебного заведения является информационно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса. С другой стороны, с введением новой должности педагога-библиотекаря после вступления в силу приказа Минздравсоцразвития России от 31.05.2011 № 448н, работники библиотек учебных заведений должны были организовать свою деятельность таким образом, чтобы дополнительная педагогическая направленность их работы не ухудшила качество традиционного библиотечно-библиографического обслуживания.
Массовая работа любой из библиотек имеет свои устоявшиеся традиции и предполагает использование разнообразных форм. Однако именно в этом направлении, на наш взгляд, видится компромисс, который поможет педагогам-библиотекарям эффективно реализовать методические и содержательные ресурсы традиционной массовой работы библиотек для реализации педагогических целей в своей деятельности и помощи образовательному учреждению выполнить его основную функцию – реализацию образовательных программ на различных уровнях.
В указанных выше условиях библиотеки образовательных учреждений постоянно ищут интересные, нестандартные и привлекательные для читателей, в нашем случае – обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений, формы взаимодействия. Эта категория читателей наиболее критично и скептически относится к тому, что может предложить сегодня библиотека. Современные подростки склонны сегодня доверять информации, которую они получают из гаджетов, удовлетворяя, тем самым, учебные досуговые и социальные потребности. Однако не стоит поддаваться «панике» и думать, что привлечь их внимание уже невозможно. Именно интерактивные, диалоговые формы массовых мероприятий в библиотеке позволят удержать их внимание. Так, например, известно, что увиденное и услышанное человек запоминает на 50 – 60 %, тогда как то, в чём он принимал непосредственное участие, может запомнить на 90%. Однако в условиях, когда реальный диалог библиотекаря и читателя не представляется возможным, может быть использован виртуальный.
В литературе описано огромное количество активных форм диалога с читателем. К ним можно отнести различные флэшмобы и либмобы, литературные гостиные, библиотечные квесты, театрализованные представления, предполагающие диалог и обсуждение. К формам, которые предполагают диалог читателя и библиотекаря принято относить библиотечные марафоны и библиоперфомансы, литературные аукционы, лотереи, ярмарки, игры и др. Стоит заметить, что, если наименование этих форм используется практиками достаточно часто, тем не менее, каждый опыт уникален. Например, с целью реализации плана библиотечно-массовой работы в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий», в библиотеке была организована «Литературно-шоколадная лотерея» для обучающихся 1 курсов. Первокурсники, на момент проведения лотереи (ноябрь), только начали осознавать себя как часть противоречивого, умного и не очень, веселого и печального, трудолюбивого и ленивого, но, тем не менее, интересного и особенного братства – студенчества. Не случайно мероприятие было приурочено к празднованию Всемирного Дня студента. В непринужденной атмосфере читального зала, который был оформлен с применением соответствующей теме атрибутики (портреты ученых; цитаты афоризмов известных философ, которые посвящены литературе, книге, знаниям; воздушные шары; лототрон), а обучающиеся имели возможность погрузиться в атмосферу праздника и литературы. Поиск ответов на вопросы лотереи, подсказки на которые можно было найти и в элементах оформления читального зала, помог им вспомнить имена литературных персонажей-студентов из произведений русских писателей, историю и традиции празднования Международного дня студентов в России и других странах. Для участников лотереи были приготовлены шоколадные призы, а победитель, который ответил на главный супер-вопрос, получил суперприз – подборку миниатюрных изданий классиков русской литературы и самый большой шоколадный приз. Все участники получили огромное удовольствие от диалога друг с другом, от диалога с библиотекарем и диалога с библиотекой и литературой, доступ к которой им предоставлен в библиотеке лицея. Именно такого рода мероприятия помогают сформировать в сознании новых читателей, в лице первокурсников, позитивный образ библиотеки образовательного учреждения. В данном случае можно говорить о формировании у обучающихся следующих мета компетенций: информационной, коммуникативной, личностной и др. Можно также указать на перспективу снятия социальных барьеров, возникающих при адаптации подростков к новым условиям жизни, учебы, реализации досуговых интересов.
Участники «Литературно-шоколадной лотереи», посвященной
Ввсемирному дню студента.
Библиотека СПБ ГБПОУ ЛСИТ, 2019
Так, например, все библиотеки образовательных учреждений в начале 2020 года, когда возникла опасность распространения корона вирусной инфекции, столкнулись с тем, что реализовывать план массовой работы библиотеки пришлось иначе, чем было запланировано. В срочном порядке пришлось переводить все мероприятия в онлайн формат. Тем не менее, большинство библиотек образовательных учреждений с этим справились, в том числе, библиотека СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий», выполнившая план библиотечно-массовой работы в полном объёме.
В условиях виртуального диалога с читателями были применены различные виртуальные формы работы. Тематика библиотечно-информационных занятий была переориентирована для закрепления у читателей информационных компьютерных навыков, которые помогли им в режиме удалённого доступа использовать ресурсы электронно-библиотечных систем для учебных и иных целей. Доступ к контенту ЭБС «Лань» и «Айбукс», которые хорошо зарекомендовали себя в системе среднего профессионального образования, помог полноценно функционировать в условиях дистанционного режима работы не только библиотеке, но и всему образовательному учреждению.
Возвращаясь к теме использования интерактивных форм в библиотечно-массовой работе библиотеки, которые ориентированы на виртуальный диалог, можно привести в пример реализацию знакового мероприятия. Думается, что все помнят, насколько трудно было перестроиться всем работникам образования, в том числе, педагогам-библиотекарям образовательных учреждений, чтобы перейти от формата шаблонного перевода активных форм массовой работы в режим иллюстративно-электронный. Но, постепенно работа наладилась. Примером такого виртуального взаимодействия преподавателей, обучающихся, сотрудников может служить проект, который имеет огромное воспитательное значение. Остановимся подробнее на деталях осуществления этого проекта. Совместно с коллегами, реализующими в лицее воспитательные функции, библиотека приняла самое активное участие в подготовке проекта «Бессмертный полк лицея». Этот проект был посвящен 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Уникальность проекта заключалась в том, что, при сборе информации для осуществления этого проекта, был очевиден диалог. Это помогло обучающимся почувствовать неразрывную связь с историей страны, с родным городом и лицеем, в котором они учатся, с преподавателями, которые дают им знания, а также библиотекой лицея, помогающей им получать эти знания и применить их для получения будущей профессии.
Материалы со страницы сайта библиотеки СПБ ГБПОУ ЛСИТ
Список литературы
Библиотечный мир глазами студентов : сборник / под редакцией И. Ю. Матвеевой. — Челябинск : ЧГИК, 2019. — 211 с. — ISBN 978-5-94839-695-8.— Текст: электронный// Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/155927. — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Голубенко, Н. Б. Библиотечное дело: инновации и перспективы / Н. Б. Голубенко. — Москва : Логос, 2014. — 128 с. — ISBN 978-5-98704-773-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/124838— Режим доступа: для авториз. пользователей.
Массовая работа в библиотеке [Электронный ресурс], 2016. – Режим доступа: http://libraryinhabitant.blogspot.com/2016/06/blog-post_6.html. свободный. - Загл. с экрана.
Чупринова Е.А., Щипникова В.И. Интерактивные формы работы с читателями в библиотеке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://librus.dobrota.biz/40raznoe/128544-1-interaktivnie-formi-raboti-chitatelyami-biblioteke-k . свободный. - Загл. с экрана.


