Использование педагогических технологий в работе с учащимися 5-7 классов

Мартынова Лилия Тахировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii.docx317.82 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические технологии

https://www.zvukrasok.ru/_pu/1/41876423.jpg

Этот материал был написан более года назад. С тех пор прошло много времени и много могло измениться – учитывайте это.

Педагогическая технология - это алгоритм (последовательность) целенаправленных совместных действий участников образовательного процесса, обеспечивающий достижение намеченного образовательного результата.

Чем большим количеством технологий пользуется педагог в своей деятельности, тем интересней педагогическая работа для самого педагога и увлекательнее познавательная деятельность учащихся; открывается больше возможностей для индивидуализации образовательного процесса. В настоящее время сложилось несколько технологий обучения, подробно описанных в педагогической литературе, но появляются новые, авторские технологии, способствующие внедрению инновационных методов и средств обучения. 

Актуально разделение технологий на традиционные и новые (современные). Современные технологии обладают следующими признаками:

  • отвечают запросам общества и требованиям современного производства; 
  • оптимально развивают участников образовательного процесса;
  • востребованы педагогами и обучающимися;
  • удовлетворяют образовательные интересы и потребности участников образовательного процесса.

Каждая педагогическая технология предполагает использование системы средств, позволяющих реализовать поставленные цели. Технология реализуется с помощью различных методов и форм, рассматриваемых как эффективные способы организации совместной деятельности учителя и обучающихся. Если хотя бы один компонент или элемент не учитывается, или нарушается его содержание, педагогические действия не достигают намеченных результатов. 

Главная цель новых стандартов это достижение метапредметных и личностных результатов обучения, достижение этой цели возможно при организации активной самостоятельной деятельности обучающихся. Под самостоятельной деятельностью обучающихся в учебном процессе понимается вид познавательной деятельности, в которой предполагается определенный уровень самостоятельности во всех структурных компонентах  (от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простых видов работы к более сложным, носящим исследовательский, поисковый характер).

https://www.zvukrasok.ru/_pu/1/s47901562.jpg

Одним из способов активной деятельности обучающихся в учебном процессе является организация совместной работы, использование технологий обучения в сотрудничестве. Обучение в сотрудничестве происходит  когда обучающиеся работают вместе (парами, группами) над одной и той же проблемой, изучают одну и ту же тему, пытаются найти ответ общими усилиями.

https://www.zvukrasok.ru/_pu/1/s23679863.jpg

Важный принцип современного образования - дифференциация и индивидуализация образовательного процесса. Из всех знаний, которые даются на учебном занятии, обучающийся усвоит  ровно столько, сколько он способен усвоить и только то, на что он настроен. Поэтому на современном учебном занятии используются технологии дифференцированного обучения.

Основные виды дифференциации:

  • дифференциация с учетом интересов и склонностей обучающихся;
  • уровневая дифференциация (выделение заданий базового, повышенного и углубленного уровней сложности).

При организации дифференцированного обучения выделяют внутреннюю и внешнюю дифференциацию. Внутренняя дифференциация представляет подход, при котором учитель (зная особенности обучающихся) дает задания разного уровня сложности (обучающиеся не выделяются в особые группы). Внешняя дифференциация - подход, при котором происходит разделение учащихся на группы по определенным критериям.

https://www.zvukrasok.ru/_pu/1/06261857.jpg

Одна из наиболее применяемых  форм дифференцированного обучения - уровневая дифференциация. Обучаясь по единой программе, школьники усваивают материал на различных уровнях. Уровневая дифференциация предполагает вариативность содержания и форм обучения, чтобы обучающиеся имели возможность выбирать свой путь освоения учебного материала.  Уровневая дифференциация вводит базовый, обязательный уровень подготовки по учебному предмету, включающий знания и умения, которыми должны овладеть все учащиеся. С целью максимального развития обучающихся устанавливается уровень повышенной подготовки, определяющей расширение и углубление  базового уровня содержания образования. Освоение обучающимися повышенного уровня предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий, способствует осознанному, творческому применению знаний в новых условиях. 

Технологии поисково-исследовательской деятельности реализуются в исследовательском обучении, в проблемно-ориентированном обучении, методе проектов. Существует отличие проектной деятельности от исследовательской.  Проектная деятельность имеет исследовательский характер, в результате её создается конкретный собственный продукт (проект), отличающийся новизной и который может быть использован в практике. Исследование - это поиск в определенной области, который завершается получением сведений по данной проблеме и возможностью формулирования вывода. 

https://www.zvukrasok.ru/_pu/1/14109324.png

Определено использование трёх уровней исследовательского обучения:

  • учитель ставит проблему и сам намечает метод ее решения;
  • учитель только ставит проблему, метод ее решения обучающийся ищет самостоятельно;
  • учитель характеризует, очерчивает сферу для определения проблемы, обучающиеся сами ставят проблему, подбирают метод и разрабатывают решение.

Игровая деятельность в образовательном процессе характеризуется использованием игровых технологий обучения. Игра, являясь развлечением и отдыхом, перерастает в обучение и творчество. Виды игровых технологий по характеру деятельности:

  • физические
  • интеллектуальные
  • социальные
  • психологические.

Виды игровых технологий по характеру игровых действий:

  • сюжетные
  • ролевые
  • деловые
  • имитационные
  • спортивные
  • туристические
  • военно-прикладные.

Использование игровых технологий в образовательном процессе позволяет обучающимся в комфортных эмоционально-психологических условиях достигать личностных и метапредметных результатов собственной образовательной деятельности.

Создавать индивидуальные траектории развития обучающихся в учебном процессе позволяют технологии открытого образования, при  их использовании обучающиеся становятся активными субъектами образовательного процесса. К технологиям открытого образования относят:  "Развитие критического мышления через чтение и письмо", "Портфолио", Дебаты", "Педагогические мастерские", "Образ и мысль".

Технологии интеграции в образовательном процессе - это система упорядоченных методов, приемов, форм и средств совместной педагогической деятельности, в которой, в результате взаимодействия субъектов рождаются новое содержание и способы деятельности, не свойственные отдельным сферам образования. Технологии интеграции - это интеграция различных сфер образования и  разных видов деятельности. Важным средством интеграции учебной и внеучебной деятельности является интегрированный урок

https://www.zvukrasok.ru/_pu/1/s54593275.jpg

Одна из характерных особенностей современного образования связана с тем, что личность ученика ставится в центр педагогического процесса, учитель и ученик становятся равноправными участниками, учение постепенно перерастает в самообучение. Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе - гарантированное достижение заранее заданных результатов обучения  (вне зависимости от характеристик учащихся).