Самообразование как условие профессионального роста педагога-библиотекаря общеобразовательного учреждения

Молчанова Наталья Эдуардовна

На современном этапе развития общества, которое можно назвать обществом знаний, значение школьной библиотеки и, следовательно, сотрудника библиотеки общеобразовательного учреждения велико и постоянно возрастает. Решение проблем, с которыми сегодня сталкивается сотрудник библиотеки общеобразовательного учреждения, предполагает высокий уровень профессионализма, пересмотр многих традиционных форм и методов работы, настоятельно требует инноваций.

Недостаточная профессиональная подготовленность к восприятию инноваций стала причиной переосмысления многими библиотечными сотрудниками своего профессионального уровня. Динамика изменений в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации школьных библиотекарей не всегда соответствует изменению параметров информационно-библиотечной деятельности. Наблюдается противоречие между профессиональным уровнем библиотечных работников школьных учреждений и современными требованиями к их компетенции.

Повышение квалификации реализуется через два основных процесса: профессиональные обучающие мероприятия и самообразование. На практике решение многих текущих проблем осуществлялось и осуществляется за счет различных форм самообразования.

Задача этой статьи - исследовать и осмыслить возможности и пути повышения профессионального уровня библиотечных работников общеобразовательных учреждений путем самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_kak_uslovie_professionalnogo_rosta.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Самообразование как условие профессионального роста педагога-библиотекаря общеобразовательного учреждения»

Введение

Состояние современного мира характеризуется стремительным расширением масштабов научно-технической революции, развитием экономики, возникновением новых технологий, усложнением социальных процессов и как следствие возрастания информационного потока. Мы живем в эпоху широких общественных трансформаций, мощной волны инноваций, охватившей все виды человеческой деятельности. Ученые говорят о лавинообразном нарастании массы разнообразной информации в современном обществе, что получило название «информационного взрыва». Речь идет о переходе индустриального общества в информационное, основной характеристикой которого становится создание, распространение и потребление информации, появление новых информационно-образовательных технологий. Работа же с информацией есть, безусловно, разновидность образовательной и самообразовательной деятельности. Образование в полном смысле становится той «точкой опоры», с помощью которой преобразуется мир. В еще большей мере данное утверждение касается самообразования.

Динамические преобразования, глобальная информатизация, формирование новой информационно-коммуникационной среды требует создания в России конкурентоспособной образовательной системы, что позволит избежать отрыва качества образования от современных требований жизни в обществе.

В условиях активной модернизации системы образования совершенствуются структура и содержание общего образования. В стандартах нового поколения отражается социальный заказ на воспитание и формирование активных, компьютерно-грамотных и информационно-культурных участников информационного общества. Достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от концепции развития школьной библиотеки, которая должна быть реорганизована в школьный информационно-библиотечный центр. Современная школьная библиотека представляет собой информационное пространство, в котором обеспечен равноправный и открытый доступ к качественным источникам информации на любых носителях, в том числе печатным, мультимедийным и цифровым коллекциям. Образовательная практика показывает, что школьная библиотека в настоящее время должна взять на себя не только образовательную, но и воспитательную, информационно-методическую, культурно просветительскую, профориентационную и досуговую функции. Прогрессивные представители отечественной педагогики всегда рассматривали школьную библиотеку в качестве важнейшего звена учебно-воспитательного процесса, подчеркивая влияние содержания документальных ресурсов библиотеки на повышение уровня учебных достижений школьников.

На новом этапе развития информационного общества, которое можно назвать обществом знаний, значение школьной библиотеки и, следовательно, сотрудника библиотеки общеобразовательного учреждения очень велико и постоянно возрастает. Это связано с повышением роли школьных библиотекарей как специалистов по работе с информацией, с одной стороны, и консультантов и педагогов, обучающих работе с информацией, - с другой.

Согласно «Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров», утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ № 715 от 15.06.2016 г., библиотека образовательной организации станет ключевым элементом инфраструктуры системы непрерывного образования [2].

Реализация данной задачи во многом зависит от тех, кто будет проводить эту важную работу, то есть, от сотрудников. Современные школьные библиотеки как никогда нуждаются в квалифицированных кадрах. Долгое время бытовало представление, что работать в библиотеке общеобразовательного учреждения может любой библиотечный специалист широкого профиля или специалист, имеющий педагогическое образование. Реалии сегодняшнего дня заставляют по-новому подходить к вопросу подготовки кадров школьных библиотек.

Решение проблем, с которыми сегодня сталкиваются сотрудники библиотек общеобразовательных учреждений, предполагает высокий уровень профессионализма, пересмотр многих традиционных форм и методов работы, настоятельно требует инноваций.

Неизбежные сложности, связанные с реформированием существующей системы образования осложняются серьёзным кадровым кризисом в общеобразовательных учреждениях страны. Недостаточная профессиональная подготовленность к восприятию инноваций стала причиной переосмысления многими библиотечными сотрудниками своего профессионального уровня.

Новые социально-экономические условия, вызвавшие необходимость реформирования деятельности школьных библиотек обострили ряд проблем, связанных с профессиональной подготовкой сотрудников школьных библиотек. Кроме того, динамика изменений в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации школьных библиотекарей не соответствует изменению параметров информационно-библиотечной деятельности. Наблюдается противоречие между профессиональным уровнем библиотечных работников школьных учреждений и современными требованиями к их компетенции.

Новые социально-экономические условия, вызвавшие необходимость реформирования системы образования и деятельности школьных библиотек, обострили ряд противоречий, связанных с накоплением огромного информационного и документного потенциала (около 60 тысяч школьных библиотек) и недостаточного его использования; с несоответствием между требованиями современного образовательного процесса, потребностями учащихся и педагогического коллектива в информации и их документным обеспечением; отсутствием межбиблиотечной кооперации школьных библиотек и общедоступных публичных библиотек. Кроме того, динамика изменений в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации школьных библиотекарей не соответствует изменению параметров информационно-библиотечной деятельности. Наблюдается низкий уровень социального престижа, социальной и экономической защищенности школьного библиотекаря.

Кроме того, сравнительно недавнее введение новой должности педагога-библиотекаря в общеобразовательных учреждениях несет за собой необходимость переподготовки специалистов и переосмысления ими специфики своей работы, готовности профессионально и личностно к этим изменениям.

Должность библиотекаря-педагога является относительно новой для российской системы основного общего образования. С 2011 года она внесена в раздел ЕКС «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 года № 448н) [1]. Правительственная инициатива внедрения новой должности библиотекаря-педагога в школе продиктована потребностью в повышении статуса школьного библиотекаря, изменением характера, форм и методов работы библиотекаря в общеобразовательном учреждении.  Библиотекарь-педагог в школе - специалист, чья профессиональная деятельность объединяет специфику библиотечной и педагогической работы. Должность педагога-библиотекаря - новая в школе и при этом одна из самых ответственных и самых сложных. Ответственность связана с тем, что он не осуществляет педагогическую деятельность, однако опосредованно участвует в ней, организуя информационное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Также он выступает и как воспитатель, и как наставник, и как психолог, поскольку берет на себя функцию культуросбережения, просвещения, социальной защиты, сохранения здоровья детей. При этом приоритетной и основной остается традиционная работа с библиотечным фондом и школьными информационными ресурсами. Видный ученый-библиотековед А. В. Соколов, принимавший непосредственное участие в разработке профессионального стандарта должности «педагог-библиотекарь» говорит : «Основная цель профессиональной деятельности педагога-библиотекаря: выполнение миссии педагогического посредника между национальными библиотечно-информационными ресурсами и коллективом образовательного учреждения (учителями и учащимися)» [21, С. 17].

Современный библиотекарь должен быть по-прежнему пытливым и любознательным, организованным и ответственным, а в виду принятия новой должности в штатное расписание, педагог-библиотекарь должен стать квалифицированным информационным менеджером, знакомым с современными технологиями и информационно-коммуникативными системами.

Проблема интеграции педагогической и библиотечной составляющей в профессиональном стандарте «Педагог-библиотекарь» заключается в объединении в единое целое двух самостоятельных профессиональных видов деятельности. Избежать дисбаланса в одной из этих видов деятельности позволяют следующие факторы: целенаправленные научные исследования по формированию информационной культуры в системе школьных библиотек; многолетний опыт взаимодействия с Русской школьной библиотечной ассоциации и школьными библиотеками России; постоянная работа в системе повышения квалификации работников образования, в том числе, и школьных библиотекарей; конкретный опыт подготовки кадров для библиотек образовательных организаций.

В решении этой проблемы огромное значение имеет непрерывное профессиональное образование - направленная обучающая деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью повышения уровня навыков, знаний, профессиональных компетенций обучаемого, состоящее из множества восходящих этапов, постепенно осваивая которые, специалист превращается в высококвалифицированного, высокообразованного, специалиста, востребованного рынком труда. Непрерывное профессиональное образование в широком смысле слова – это непрерывное обновление профессиональных знаний и навыков, которое включает в себя и основное профессиональное образование, повышение квалификации, переподготовка, которые дают возможность смены профессиональной траектории.

Повышение квалификации кадрового состава библиотеки реализуется через два основных процесса: профессиональные обучающие мероприятия и самообразование. На практике решение многих текущих проблем осуществлялось и осуществляется за счет различных форм самообразования.

Анализ содержания систем и программ самообразования библиотекарей приводит к выводам о том, что накопился большой опыт организации этого вида повышения квалификации, но требуют детальная разработка содержания и форм реализации в современных условиях. В этом контексте данная работа характеризуется своим объектом, целями, задачами исследования, так как фокусируется, главным образом, на источниках и формах самообразования и его потенциал.

Изложенное выше определило задачу – исследовать и осмыслить возможности и пути повышения профессионального уровня библиотечных работников общеобразовательных учреждений путем самообразования.

Объект исследования: самообразование специалистов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в библиотеке общеобразовательного учреждения.

Цель: систематизировать формы и методы самообразования библиотечного работника общеобразовательного учреждения.

Теоретическую основу исследования составили законодательные материалы по культуре, образованию, библиотечному делу; труды ведущих ученых в области философии, социологии, психологии и педагогики; а также новейшие научные и практические достижения в области библиотечного дела, библиографии, информационных наук, касающиеся проблемы самообразования как пути повышения профессионального роста.

История развития самообразования в России 

Идея обучения человека в течение всей его жизни всегда привлекала к себе внимание выдающихся умов. Древние ученые Индии и Китая, Сократ и Платон высказывают мысли о необходимости обучения человека не только в детском возрасте. Ф.А.В. Дистервег высказывает мысль об образовании как деятельности в приращении знания. «Образование никогда и нигде не является чем-то законченным» [5, С. 201].

В России развитие самообразования связанно с историей книжного пользования и чтения и относится преимущественно к XV-XVI вв. В этот период образование становится фундаментом культуры, а культура - фактом самообразования.  Во времена процветания крепостного права на Руси (XVII - XVIII вв.) самообразованием занимались одиночки, преимущественно выходцы из привилегированных классов. В XVII-XVIII вв. книга получает широкое распространение среди различных слоев населения. Она служит не только источником информации, но и соединяет начальное образование с самообразованием. Школа и распространение книги обеспечили определённый уровень грамотности населения [3, C. 34].

Наибольшего расцвета самообразование достигло в XIX веке. Это было связанно с огромными социальными изменениями в общественной жизни, подъемом революционного движения, отменой крепостного права, приобщения к общественной деятельности широкого круга разночинной интеллигенции. В этот период большое внимание вопросу самообразования уделяет К.Д. Ушинский. Он рассматривает способность человека к самообразованию как главнейшую задачу школьного учения: «… владея такой умственной силой, которая достает отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь» [22, С. 234] .

Отдельно следует отметить такую яркую личность в истории русской культуры и просвещения, как А.Т. Болотов (1738-1833). Он впервые заявил в России о самообразовании и его научных основах. [27].

В конце XIX определилась группа просветителей, занимавшаяся проблемами самообразования: В. Чарнолуский, Н. Кареев, И. Записной, Н. А. Рубакин. В 1891 году при Педагогическом музее Военно-учебных заведений возник «Отдел самообразования», который поставил своей целью содействовать самообразованию посредством составления особых программ для чтения с указанием научной литературы. Этот почин принадлежал Н.А. Рубакину, профессору Н.И. Карееву, В.Н. Мякотину, В.И. Селиновскому, генералу Н.А. Макарову. Н. А. Рубакин определял самообразование как важнейший фактор развития личности. Он писал: «учитель уже не может быть шаблонным и заурядным пропагандистом уже известных истин. Он, во что бы то ни стало и собственными силами, должен сделаться широко т основательно образованным человеком» [16, C. 4]. В своей книге «Как заниматься самообразованием» он писал: «Всякий желающий, кто бы он ни был, где бы он не жил, какими бы способностями ни обладал, может сделать из себя, своими собственными усилиями и разумно организованным трудом, действительно образованного, сведущего и понимающего человека – общественно полезного работника. Самому добиваться образования – это значит заниматься самообразованием» [17].

Вопросы индивидуализации самообразовательной познавательной деятельности в теории Н.А. Рубакина привлекли внимание Н. К. Крупской, которая уделяла в своих работах много внимания вопросам самообразования, его организации. Разработка проблем самообразования в трудах Н.К. Крупской идёт в двух направлениях: изучение мотивов самообразовательной деятельности и изучение индивидуальных запросов личности. На этих основаниях разрабатывалась ее методика самообразования.

Анализ научной литературы свидетельствует об устойчивом интересе исследователей к проблеме самообразования и на современном этапе: разработан общетеоретический фундамент, изучены философские, социологические, психологические основы самообразования (Б. Г. Ананьев, A. A. Бодалев, Б. С. Гершунский, И. С. Кон, А. Б. Орлов, Д. И. Фельдштейн, Д. С. Чернилевский, И. Г. Шендрик, Е. А. Шуклина и др.); общепедагогическая научная основа самообразования и самовоспитания раскрыта в работах Ю. К. Бабанского, А. К. Бушли, А. К. Громцевой, Г. Зиндович-Вукадинович, Г. М. Коджаспировой, И. Я. Лернера, Б. Т. Лихачева, М. Н. Махмутова, П. И. Пидкасистого, Б. Ф. Райского, Г. К. Селевко и др.

К вопросу подготовки и переподготовки квалифицированных библиотечных кадров, в частности, вопросу их самообразования, обращались в разное время многие видные библиотековеды, педагоги, психологи, социологи. Работы Н. К Крупской, Л. Б. Хавкиной, Ф. Э. Доблер, А. А. Покровского, М. И. Слуховского, В. Э. Банка, были отчасти посвящены подготовке и переподготовке библиотечных работников в период до 60-х годов XX века. В 70-е годы начался новый период в изучении подготовки, переподготовки и повышении квалификации. В это время определились системные черты, основные формы повышения квалификации, получившие разработку у К. И. Абрамова, А. Н. Ванеева, И. М. Фрумина, Е. К. Высоцкой, А. Я. Водолазской и др. Для них характерен комплексный подход к проблеме, при котором система повышения квалификации, в том числе, самообразование, рассматривается как часть общей системы образования и переподготовки кадров. Этот период характеризуется масштабными исследованиями, инициированными методическими центрами страны - Государственной библиотекой СССР им. В.И. Ленина, Государственной публичной библиотекой РСФСР им. М. Е. Салтыкова-Щедрина и институтами культуры.

Позднее в 1980-е гг. формирование системы непрерывного библиотечного образования отражено в публикациях Ю. В. Буслаевой, Ю. В. Григорьева, Ю. Н. Столярова.

Библиотечной профессии посвящена монография А. С. Чачко «Библиотечный специалист: особенности труда и профессионализации» (1986 г.). Автором проанализирована специфика профессиональной деятельности библиотечных специалистов, обобщены профессиональные требования к ним и даны рекомендации по повышению квалификации кадров, введению в библиотечную профессию молодых специалистов [25]. Модель библиотечного образования и концепция реформы библиотечной школы разрабатывались коллективом исследователей Санкт-Петербургского университета культуры и искусств. Непосредственное отношение к формированию перспективной концепции библиотечного образования имеют работы А.Н. Ванеева, А.В. Соколова, Л.B. Трапезниковой, B.C. Крейденко и других ученых. Вопросы проблемного обучения в системе повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров обстоятельно и углубленно рассматривает Т.Я. Кузнецова. Исследования в области профессионального образования библиотекарей нашли отражение в трудах Ю. Н. Столярова, Н. И. Гендиной, Г. А. Ивановой и др. [6].

Изучению проблемы подготовки библиотечных кадров, повышению квалификации уделено много внимания, но, как мы видим, ученые рассматривают вопрос широко, разрабатывают концепцию развития профессиональной подготовки библиотечных специалистов в целом, конкретно вопросу самообразования библиотечных специалистов, а тем более, работающих в образовательных учреждениях, серьезных и масштабных работ не было. В основном, в рамках этой проблемы представлены разработки практических работников на местах, региональных методических объединений.

Следует отметить, что в библиотечном деле России больше проработаны этапы профессионального и постпрофессионального образования, а вопрос самообразования имеет огромный практический опыт, но не систематизирован, а его материалы имеют отражение, в большей степени на региональном уровне и имеют практический характер. Между тем оно являются системообразующими звеном в структуре непрерывного библиотечного образования.

Сущность, мотивы и потребность самообразования

Мотивы и потребности самообразования

Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов. (Рубакин Н. А.) [17].

Всякая профессиональная деятельность требует от человека определенного профессионального уровня, необходимых физических и психических данных, а также соответствующего личностного развития.

Поддерживать на нужном уровне компетенцию библиотечных специалистов на протяжении всего периода трудовой деятельности призвана система непрерывного библиотечного образования, составной частью которого является система повышения квалификации.

Сам термин «повышение квалификации библиотекарей», используемый в профессиональной сфере, трактуется как «совершенствование профессиональных знаний, навыков и умений, повышение общеобразовательного уровня библиотекарей в соответствии с новейшими достижениями культуры, науки и техники, передовым библиотечным опытом» [20]. Целями повышения квалификации являются, прежде всего, развитие профессионального мастерства, обновление теоретических и практических знаний библиотечных работников в соответствии с современными требованиями уровня квалификации и необходимостью освоения инновационных методов решения профессиональных задач. Задачи повышения квалификации заключаются в развитии персонала, обеспечении хорошо подготовленными специалистами, формировании организационной культуры, повышении качества услуг, проведении организационных изменений в соответствии с целями библиотеки и ее стратегиями. Сегодня изменения в системе повышения квалификации обусловлены необходимостью совершенствования и внедрения новых технологий, важностью адаптации сотрудников, не имеющих библиотечного образования, потребностями в расширении профессиональных знаний и переподготовке библиотечного персонала.

Система повышения квалификации подразумевает взаимосвязь базового образования с формами повышения квалификации, знакомство с инновационными процессами, учет изменений требований к профессии, внедрение новых информационных технологий, учет изменений, происходящих в системе общего образования и учреждений НПО, учет личностно-психологических качеств сотрудников.

Многолетняя практика библиотечной работы позволяют сделать оптимистический вывод, что специалист, ориентированный на свою профессию и желающий совершенствоваться и обучаться, обязательно достигнет хороших результатов и определенного мастерства.

Для этого специалисту надо осознать и решить несколько основных задач:

1. учитывать изменения в образовательной и библиотечной среде, происходящие под влиянием процессов информатизации, социально-экономических реформ, изменений в системе образования, актуализации вопросов, связанных с детским чтением;

2. постоянно работать над повышением своего профессионального мастерства; обновлять знания и умения, обеспечивающие ему хорошую творческую форму, способность к активному усвоению современных достижений и экспериментальному поиску.

3. искать пути и активно использовать методы самообразования, саморазвития и самосовершенствования.

Другими словами - наш профессионализм в наших руках.

Все это реализуется через два основных процесса: профессиональные обучающие мероприятия и самообразование.

Сущность самообразования

Что же такое самообразование? В словаре С. И. Ожегова самообразование определяется как «приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне школы, без преподавателя» [14].

Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. [24].

В современной педагогической литературе самообразование трактуется «… как личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению свои развитием, выбору целей, путей и средств самосовершенствования, способствующий осмыслению собственной самостоятельной деятельности, являющийся средством самопознания и самосовершенствования» [18, С. 11].

Л. П. Вишневская под самообразование понимает «деятельность личности по достижению внутренне усвоенных ею целей по собственному воспитанию, образованию, развитию и профессиональной подготовке, соотнесенных с требованиями и ценностями общества, которая, будучи сложной организованной системой, включает в себя средства поиска и усвоения социально значимого для личности опыта, процесс и результат освоения этим опытом и является основанием для последующего движения к саморазвитию и самореализации во всех отношениях [4, С. 156].

С. В. Юдакова считает, что «самообразование – самостоятельная познавательная деятельность человека, которая включает в себя следующие компоненты: целенаправленную самореализацию на основе внутренней свободы личности; удовлетворение потребностей в социализации; продуктивную часть личности на основе осознания познавательных потребностей; специально организованную самодеятельную систематическую познавательную деятельность по достижению целей, связанных с личностным развитием [28, С. 16].

Таким образом, самообразование – это целенаправленная и профессионально значимая познавательная деятельность, регулируемая самим человеком. А сама деятельность характеризуется осознанностью, систематичностью и самостоятельностью.

Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной нравственной, моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия школьного библиотекаря.

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низшей ступени к высшей, вариативность и др. [19, С. 12].

Если процесс образования:

1. Осуществляется добровольно;

2. Осуществляется сознательно;

3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;

4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков,

…то речь идет о самообразовании.

Успех же самообразования зависит от целого ряда компонентов познавательной деятельности человека, среди которых первостепенными являются:

1. Осознание человеком персональной необходимости в приобретении дополнительных знаний

2. Обладание человеком необходимым умственным развитием, способностями усматривать проблемы, формулировать их, планировать последовательные шаги поиска ответа.

3. Умение актуализировать знания, способы деятельности, отбирать необходимые для решения вставшей проблемы;

4. Желание решить проблему, а если необходимо, то на переквалификацию и в свете этой задачи познание нового.

Самообразование педагога-библиотекаря, в силу специфики работы этого специалиста, можно рассматривать в двух аспектах.

Первый – это самообразование в рамках повышения профессиональной квалификации. В другом аспекте самообразование выступает как механизм личностного развития, самосовершенствование. В этом смысле самообразование ценно не столько как процесс самостоятельного «набирания знаний», сколько как путь постижения культуры, определенный и выбранный самим человеком, свободного, субъектного движения в области знаний. Основанное на собственной потребности самообразование способствует развитию интеллекта, духовности человека значительно эффективнее, чем в процессе его учения по необходимости, под влиянием внешних факторов.

Какие же специальные функции выполняет самообразование? В качестве основных функций самообразования выступают следующие:

- экстенсивная – накопление, приобретение новых знаний;

- ориентировочная – определение себя в культуре и своего места в обществе;

- компенсаторная – ликвидация «белых пятен» в образовании;

- саморазвитие;

- методологическая – преодоление профессиональной узости;

- сотворческая – содействие творческой работе;

- коммуникативная – установление связей между профессиями, возрастами;

- «омолаживание» - обновление своих знаний, предупреждение застоя;

- психотерапевтическая – сохранение чувства причастности к фронту интеллектуального движения человека [3, С. 130].

Профессиональное самообразование имеет в своей основе сложную систему мотивов и источников активности. Обычно его движущей силой и источником называют потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Однако сама эта потребность не вырастает автоматически из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к учителю, и наличным уровнем его развития как личности и профессионала.

Подытоживая сказанное о профессиональном самообразовании библиотечного специалиста, выделим наиболее устойчивые и общие его характеристики: оно должно быть непрерывным (осуществляться на всех этапах в системе педагогического образования), личностно ориентированным (должно отвечать потребностям, возможностям и особенностям личности занимающегося самообразованием человека), должно осуществляться из разнообразных источников.

Формы самообразования

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:

- индивидуальная и групповая.

В индивидуальной форме инициатором является сам специалист, но руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.

Групповая форма в виде деятельности семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации, профессиональных конкурсов, конференций обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим специалистом.

Кроме того, по характеру можно рассматривать методы самообразования как традиционные и инновационные. Появление инновационных методов связано с общей технологизацией образовательного процесса. Инновация (нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения, можно считать инновациями.

Рассмотрим наиболее часто используемые источники самообразования.

Источники самообразования педагога-библиотекаря

Традиционные формы

Получение второго высшего образования или второй специальности.

Эту возможность могут осуществить те, кто уже имеет высшее образование, но имеет желание и возможность расширить свою профессиональную компетентность в другой сфере. Достоинство этой формы в том, что есть возможность составить свою индивидуальную траекторию образования.

У этой формы есть некоторые недостатки. Прежде всего, это продолжительность обучения, от 3 –х лет и больше; стоимость обучения достаточно высокая, второе высшее образование в нашей стране платное; форма обучения очно-заочная, необходимость учитывать в рабочем графике время для обучения; трудности в организации возможности дистанционного обучения, сложность самого процесса обучения для работающего человека, большое количество экзаменационного и учебного материала.

Курсы переподготовки специалистов

Это возможность получения дополнительных компетенций или новой профессии лицами, имеющими высшее или средне-специальное образование, а также студентами последних курсов, и является альтернативой второму высшему образованию. Все учебные программы профессиональной переподготовки разработаны Минобразования России. Имеются они в различных формах - очной, заочной, вечерней, дистанционной. Главное достоинство этой формы самообразования – возможность квалифицированной помощи от преподавателя, специалист, который ведет и направляет этот процесс.

Курсы повышения квалификации

Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации. Курсы повышения квалификации могут проходить только те, кто уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании.

Повышение квалификации подразделяется на три вида:

а) краткосрочное повышение квалификации. Краткосрочное повышение квалификации – это тематическое обучение по вопросам конкретной профессиональной деятельности.

б) тематические и проблемные семинары. Второй вид повышения квалификации направлен на ускоренное приобретение навыков, необходимых для работы в новых условия, это тренинги, тематические и проблемные семинары по проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения.

в) длительное повышение квалификации. Цель длительного повышения квалификации – углублённое изучение актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности для обновления знаний или подготовки специалистов к выполнению новых трудовых функций. Такие программы рассчитаны на людей, которые имеют определённый опыт работы и испытывают недостаток практических навыков и знаний.

Обучение может проводить как работодатель, так и сторонняя организация. Также сам сотрудник, испытывающий необходимость в дополнительных знаниях и навыках, может в индивидуальном порядке пройти обучение на подобных курсах. Формы обучения – очное, очно- заочное, заочное. Две последние формы содержат в себе достоинства обучения с использованием дистанционных технологий.

Огромную помощь педагогу-библиотекарю в повышении его профессионального уровня и организации самообразования оказывает региональные Методические объединения школьных библиотек, которое осуществляет руководство и методическую поддержку школьных библиотек своего региона. В рамках своей деятельности методическое объединение инициирует и проводит большое количество различного рода семинаров, конференции, уроки профессионального мастерства, мероприятия по обмену опытом, практикумы, тренинги. И это, несомненно, дает очень важный толчок для самообразования специалиста.

К очень важным и действенным формам углубления профессиональных знаний, мотивирующих процесс самообразования и способствующих раскрытию творческого потенциала библиотекаря, можно отнести такие виды группового активного обучения, как деловые игры, «круглые столы», разбор проблемных ситуаций, профессиональные тренинги, мастер-классы.

Основным достоинством их является то, что помимо целевой методической задачи коллеги могут общаться друг с другом, проявлять активность, фантазию, развивать мыслительные, коммуникативные, психологические качества, необходимые библиотекарю в его профессиональной деятельности.

При их проведении большое внимание уделяется личностным качествам библиотекаря, коммуникативным навыкам, умению самостоятельно работать с источниками информации, анализировать их, выявлять проблему, ставить задачи, выступать перед коллегами и здесь от качественной самостоятельной подготовки к ним, зависит как личный успех каждого участника, так и общий результат приобретения новых знаний для всех.

Эффективной формой повышения профессионального мастерства и передачи опыта является мастер-класс. В такой форме обучения особо нуждаются библиотекари начинающие или не имеющие специального образования. Мастер-класс позволяет участникам познакомиться с приемами, методами, технологиями работы опытных библиотекарей. А проводящему – показать свой профессиональный уровень, сделать самооценку и получить рекомендации от коллег для дальнейшего развития.

Для углубленного коллективного изучения определенной темы и самообразования участников активно используется форма семинара потому, что позволяет участвовать в обсуждении докладов, сообщений; дает возможность увидеть отражение тематики семинара в практическом воплощении через открытые формы занятий, уроков.

Активной формой повышения квалификации, стимулирующего самообразование, является организация такой формы обучения как «круглые столы». Круглый стол - это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Основной целью проведения «круглого стола» является выработка у учащихся профессиональных умений излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения.

Библиотекарь, прежде всего сам лидер и организатор чтения. Ученые доказали, что для поддержания высокой профессиональной компетентности специалисту надо ежедневно прочитывать 1–2 газеты, 1–2 журнала, 100–150 страниц научного текста, 100 - 150 страниц текста для саморазвития.

Профессия библиотекаря входит в группу профессий «Человек – Человек», и общение – основа ее деятельности. Поэтому важным источником самообразования являются люди, их знания и опыт. В этой связи необходимо продумывать свои взаимоотношения с преподавателями, друзьями, коллегами и т.д. Эти взаимоотношения могут значительно способствовать расширению информационного поля человека, а также знаний психологии и навыков общения.

Чтобы учиться чему-то новому, надо оценить себя, обобщить полученные результаты, проанализировать уровень достигнутого, поделиться своим опытом с другими и тем самым получить удовлетворение от проделанного.

В этом очень помогает создание портфолио.

Портфолио представляет собой:

• набор документов, фиксирующих профессиональное развитие (дипломы, сертификаты. Справки, грамоты, характеристики, рекомендации и др.)

• методический «портфель» - описания используемых методов работы с анализом их эффективности, наиболее удачные методические разработки, примеры творческих или иных работ

• описание процесса и результатов работы с наставником (предполагаемые цели работы, планы, программы, результаты наблюдения супервизора и оценки работы с его стороны)

• результаты аттестаций и иных видов оценки работы

По усмотрению специалиста, в портфолио могут быть включены и иные документы.

Портфолио - это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за какой-то период времени. Цель портфолио: накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за определенный период времени.

Индивидуальная работа по самообразованию педагога-библиотекаря включает в себя участие в педагогических советах, посещение уроков других педагогов по различным предметам, последующее обсуждение и обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания методов их проведения.

Очень важным моментом в самообразовании педагога-библиотекаря является взаимодействие с библиотечными организациями разных уровней, посещение их мероприятий, участие и организация совместных.

Актуальность самообразования для педагога-библиотекаря обусловлена еще и тем, что при ежедневной подготовке к информационно-библиографическим мероприятиям, специалист должен владеть современной и перспективной информацией.

А это предполагает систематическое чтение специальной профессиональной литературы, способной удовлетворить профессиональные информационные потребности библиотекарей. Оно же является наиболее доступным способом повышения квалификации, одним из условий сделать профессиональную деятельность современного библиотекаря максимально эффективной.

Под специальной профессиональной литературой подразумевают, прежде всего, книги по библиотечному делу, которых в настоящее время выпускается довольно много и, разумеется, профессиональную периодическую печать. Вот некоторые из периодических изданий, которые должны быть в поле профессионального интереса школьного библиотекаря: «Библиография и книговедение», «Библиополе», «Библиотека», «Библиотека предлагает», «Библиотечное дело», «Информационные ресурсы России», «Информационный бюллетень РБА», «Книжная индустрия», «Культура», «Литературная газета», «Новая библиотека», «Современная библиотека», «Читаем, учимся, играем», «Школьная библиотека» и др.

Несомненно, кроме профессиональной компетентности, педагог-библиотекарь также должен иметь достаточный интеллектуальный и культурный уровень, обладать достаточной эрудицией, быть в курсе политических, экономических и культурных событий в нашей стране и за рубежом. Поэтому такие источники самообразования и получения информации как телевидение, Интернет, экскурсии, путешествия, театры, выставки, музеи, концерты и др., крайне необходимы и имеют огромное значение.

Инновационные формы самообразования

В данном разделе, прежде всего, надо выделить дистанционные формы повышения квалификации и самообразования.

Данная форма успешно совмещает различные методы, использует современные информационные и телекоммуникационные технологии, позволяющие осуществлять обучение на расстоянии, без непосредственного личного контакта слушателя с преподавателем. Подобное обучение имеет ряд достоинств: широкий диапазон выбора учебного заведения и высококвалифицированных преподавателей, высокая степень доступности образовательных услуг, повышение их качества (достигаемое за счет индивидуализации). Кроме того, процесс обучения «не привязан» к конкретному месту и времени, т.е. слушатель самостоятельно организует свои занятия.

Здесь можно выделить следующие формы обучения:

Самообучение на основе e-mail рассылки учебных материалов – форма обучения, при которой преподаватель отправляет участникам по электронной почте задания для самостоятельной подготовки, а затем проводит очную проверку знаний.

Электронные курсы (E-learning) – это изучение тематических учебных материалов с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий. Включение аудио и видеофрагментов, 3D моделирования и виртуальных путешествий повышает интерактивность, вовлеченность и погружение участников в учебный процесс. В электронные курсы встраиваются тесты и задания, что позволяет преподавателю оценивать качество усвоения материала. Один из плюсов такой формы обучения – возможность пройти курс в удобное для участников время. Дистанционные конкурсы и олимпиады – учебные, как правило, on-line мероприятия, в рамках которых участникам предлагается выполнять задания и отправлять свои варианты ответов на проверку. Преподаватель в этом случае выступает в роли организатора процесса рассылки заданий и сбора ответов.

Вебинары – это групповое обучение участников на базе специализированной электронной площадки, аналог лекции или семинара. Может проводиться в режиме on-line или идти в записи (автовебинар). Преподаватель имеет возможность демонстрировать учебные материалы и общаться с аудиторией с помощью чата (мгновенных сообщений). Возможность получения актуальной и современной информации, реальное общение и участие в дискуссиях способствует повышению уровня мотивации к самообразованию.

Видеоконференция – еще один метод группового обучения. Это технология, которая позволяет участникам видеть и слышать друг друга, обмениваться данными и совместно их обрабатывать в on-line режиме. Участники могут взаимодействовать с преподавателем в формате «вопрос - ответ», а также слушать лекционный материал.

Видеоуроки – это запись на видео лекционного материала и фрагментов с демонстрацией самого предмета изучения. Участники имеют возможность проходить обучение в удобное для них время. Запись эталонов – короткие видеофрагменты с правильным (идеальным) выполнением какой-то операции, алгоритма действий, выполненные преподавателем. Фактически, это дистанционная форма наставничества. Один из самых результативных методов обучения, поскольку участники изучают сложные для осознания темы, опираясь на эталонное решение. Также запись эталонов – это отличный способ перенести практику в учебную аудиторию. Запись учебных кейсов (примеров) - видеозапись нескольких примеров на различные, реально существующие ситуации, которую создает преподаватель. Участники могут увидеть различные варианты решений или принять решение самостоятельно по описанию ситуации. Готовые учебные кейсы могут служить темой для принятия решения, моделирования оценки или диагностики, проведения интерактивных игр и пр. Основное преимущество в создании примеров заключается в том, что их изучение позволяет участникам выработать необходимые навыки практически без вмешательства преподавателя.

Сетевые профессиональные сообщества – еще одна современная форма организации самообразования специалистов различной профессиональной деятельности. Сетевое профессиональное сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников в определенной сфере деятельности различных регионов страны. Также получают все большее распространение международные профессиональные сообщества педагогов и библиотекарей. Сетевые профессиональные сообщества открывают перед специалистами новые массу новых возможностей – использование открытых, бесплатных и свободных ресурсов, наблюдение за деятельностью участников сообщества, освоение новых информационных концепций, самостоятельное создание сетевого учебного содержания.

Главные преимущества этой формы самообразования:

 – обмен опытом между специалистами-практиками

- методическая помощь является персональной и адресной

- попросить и получить консультацию можно в удобное для участника время.

Несмотря на широкий спектр форм организации процесса саморазвития, каждый специалист формирует сам для себя свою концепцию самообразования, исходя из своих личностных профессиональных качеств: образования, опыта работы, профессиональной необходимости и потребности, материальных возможностей и других внешних и внутренних условий, которые влияют на этот процесс.

Список использованной литературы

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 мая 2011 г. № 448н "О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 июня 2016 г. № 715 "Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров".

3. Айзенберг А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы: учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1986. - 126, [2] с.

4. Вишневская Л. П. Самообразование как психолого-педагогическая проблема / Л. П. Вишневская, Г. В. Вишневская / Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского – 2009. - № 16. – с. 156 – 158.

5. Дистерверг А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистерверг. – М.: Учпедгиз, 1956. – 374 с.

6. Дударева Е. Б. Профессиональная переподготовка библиотечных кадров в России: становление и современное состояние: диссертация ... канд. пед. наук / Е. Б. Дударева; Рос. гос. б-ка.  Москва, 2008. — 176 с.

7. Князева М. Ключ к самосозиданию. - М.: Молодая гвардия, 1990. – 253 с.

8. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога / Г. М. Коджаспирова; под ред. Ю. М. Забродина - М., 1994. – 342 с.

9. Копылова И. А. Самообразование педагога как условие профессионального роста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 51-54.

10. Криволапова Е. В. Организация процесса самообразования педагога // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 272-276.

11. Крупская Н. К. О библиотечном деле: Сб. тр. В 2-х т. / Н. К. Крупская. – М.: Книга, 1982.

12. Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 10 т. / под ред. Н. К. Гончарова [и др.] ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогов.  М. : Изд-во Акад. пед. наук, 1957-1963.

13. Огрина С. Ю. Самообразование как фактор, способствующий духовному и профессиональному росту педагога [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 203-206.

14. Ожегов С. И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

15. Ромашова Л. А. Исторический анализ развития самообразования педагогов в России // Молодой ученый. — 2018. — № 20. — С. 412-413.

16. Рубакин Н. Круг знаний. Наставления к выбору книг для товарищ. общеобразоват. библиотек / Н. А. Рубакин; [предисл.: В. Битнер]. СПб.: Вестник знания, 1909. – 32 с.

17. Рубакин Н. Как заниматься самообразованием / Н. Рубакин. – М., 1962. – 77 с.

18. Самообразование и саморазвитие личности педагога: учеб.-метод. Пособие / Мар. гос. ун-т; сост. О. Л. Шабалина, В. А. Светлова. – Йошкар-Ола, 2014. – 104 с.

19. Санина Е. И. Оптимизация самообразования средствами коммуникативных и информационных технологий: монография / Е. И. Санина, М. С. Помелова, Ням Нгок Тан; под общ. ред. Е. И. Саниной. – М.: РУДН, 2012. – 166 с.

20. Словарь библиотечных терминов / общ. ред. О.С. Чубарьян. — М.: Книга, 1976. С. 116–117.

21. Соколов А. В. Рождение профессии «педагог-библиотекарь» / А. В. Соколов // Школьная библиотека. – 2017. - № 2. – С. 5-26.

22. Ушинский К. Д. Избранные сочинения / К. Д. Ушинский. – К.: Радяньска школа, 1949. – С. 230 -245.

23. Хабибуллина Т.В. Самообразование как средство повышения эффективности профессиональной деятельности / Т. В. Хабибуллина // Школьная библиотека. 2009. - №1. - С.43-48.

24. Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря. - СПб: Российская национальная библиотека, 2005-2007. https://www.psyoffice.ru/6-1013-samobrazovanie.htm

25. Чачко, А. С. Библиотечный специалист: особенности труда и профессионализации / А. С. Чачко; АН УССР, Центр. науч. б-ка.  2-е изд.  Киев : Наук. думка, 1986.  190, [2] с.

26. 11. Шуклина, Е. А. Социология самообразования: предпосылки, методология, методика: автореф. дис. ... д-ра социологических наук: 22.00.06. / Е. А. Шуклина  Екатеринбург, 1999. - 40 с.

27. Щеблыгина, И. В. А. Т. Болотов. Гармония мира и души: ценностные ориентации и творческие интересы / И. В. Щеблыгина.  М. : Андреев. флаг, 2003.  285, [2] с.

28. Юдакова С. В. Профессионально-педагогическое самообразование: учеб. пособие / С. В. Юдакова. – Владимир: ВГПУ, 2010. – 131 с.