Консультация для педагогов «Как развивать коммуникацию детей предшкольного возраста при помощи театральной куклы»

Цель: изучить проблему некорректного развития коммуникации детей и основные приёмы её решения при помощи взаимодействия с социумом через театральную куклу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-belova-n.n.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Белова Наталья Николаевна,

руководитель творческого объединения

«Кукольный театр «Балаганчик»,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории,

МУ «Дом детского творчества»

г.о. Лотошино, Московской области.

Консультация для педагогов

«Как развивать коммуникацию детей предшкольного возраста при помощи театральной куклы»

Цель: изучить проблему некорректного развития коммуникации детей и основные приёмы её решения при помощи взаимодействия с социумом через театральную куклу.

  Общение, во-первых, – это особый тип деятельности (коммуникативная деятельность), во-вторых, условие осуществления любой деятельности, в-третьих, результат специальной задаваемой деятельности. Все социальные институты действуют на развитие личности через малые группы, членом которых ребенок является, через общение с людьми, которые окружают ребенка в этих группах. Это — члены семьи, друзья по дому, отдельные люди, с которыми ребенок вступает в контакты. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности. И если ребенок имеет проблемы в коммуникации, то это влечёт за собой и массу проблем для развития гармонично развитой личности в целом.

   Существует три основные группы проблем некорректного развития коммуникации детей предшкольного возраста.

   Для детского возраста характерно активное общение со сверстниками, организация совместных игр, постоянный обмен информацией. Но в любом детском коллективе найдутся те дети, которые ведут себя несколько отстраненно по отношению к другим. По каким же причинам у некоторых детей возникают проблемы в общении?

Застенчивый ребенок. Малышу кажется, что, если он сделает что-то не так, это вызовет насмешки у окружающих. Застенчивость — один из ярких признаков закомплексованности, когда даже при похвале ребенок смущается и пытается спрятаться от внимания;

Ребенок-интроверт. Они старательно избегают общения, поскольку имеют скрытный внутренний мир, испытывают в общении тревожность и страх. Интроверт уверен в своих силах, но в силу характера и особенностей личности ему комфортно в одиночестве либо в обществе небольшого числа людей. Влияние семьи. Самовыражение личности ребёнка, в первую очередь, происходит в семье. Если ребенок растет в семье, где считаются с его мнением, поддерживают в нем инициативу и поощряют самостоятельность, то в обществе такие дети ждут к себе подобного отношения. В случае, когда ребенка в семье игнорируют, не прислушиваются к нему и не понимают его потребностей, среди сверстников он не находит поддержки и взаимопонимания.

   Как решить подобные проблемы в развитии коммуникации? Все указания взрослых относительно того, что «нужно иметь свою голову на плечах» бесполезны. Ребёнок должен научиться анализировать свои и чужие действия и поступки. Научите его делать выводы, иметь собственное мнение, таким образом формируя адекватную самооценку. Не следует выяснять у ребенка, кто организатор тех или иных неприятностей в детском коллективе, дети не прощают предательства. Лучше научить его высказывать свое мнение смело и независимо. Ребёнок уже знает, какие качества и черты необходимы в коллективе. Задача педагогов не навязывать свои представления, а помочь ребенку выработать нужные качества. Систематически обсуждайте с ребёнком ситуации в детском коллективе, отвечайте на вопросы, учите думать и делать выводы. Все эти способы решения проблемы развития коммуникации удобно решать в процессе игр с использованием разных видов театральных кукол.

   Игровое общение – взаимодействие людей в определенных игровых условиях и обстоятельствах. В театрализованном действии игровое общение является основным способом создания многообразных форм театрализованных представлений, осуществляемое художественными средствами, организованное сценарным и режиссерским драматургическим замыслом. Происходит в реальных обстоятельствах и направлено к реальной жизненной цели. Здесь кукловоды и исполнители, и реальные участники, становясь своеобразными партнерами художественной жизненной игры, выражают свое личное и общее эмоциональное отношение к жизненному событию, создавая образ этого события.

   Активизация коммуникационного процесса с аудиторией – это стремление театральных актёров-кукольников выразительными средствами способствовать к переходу людей на более высокую степень личного участия в игровом действии, организуя его как интересный способ общения для всех, так и для каждого, радость для себя. Приемы театральной коммуникации – это способы вовлечения детей в действие театрализованного представления, коллективное творчество группы. Задача подобной коммуникации –  разбудить в человеке его фантазию, непосредственность, создать условия для раскрытия творческих способностей и развития желания общаться с куклой и участниками спектакля.

   Основными приемами активизации группы детей в процессе театрализованного действия являются:

1. Вербальная активизация, дающая участникам возможность самовыражения посредством слова;

2. Физическая активизация, побуждающая массу к движению, перемещению и другим физическим действиям;

3. Художественная активизация, стимулирующая эмоциональную сферу участников и вызывающая их художественную самодеятельность.

   Приём ы активизации детской аудитории при помощи игры с театральной куклой:

1. Заманивание – приём игры среди группы детей, переходящий в игру с ней, а затем постепенное заманивание, втягивание в эту игру даже тех, кто не хочет общаться и взаимодействовать. Заманивание зрителей в совместную игру начинается на уровне создания «окружающей среды», как правило, с изготовления пригласительного билета, программки, с оформления и театрализации подхода к месту действия и самого места действия. Приемом заманивания может выступать заранее предусмотренная в сценарии возможность проявления отношения человека к происходящему событию: одобрение или неодобрение, присоединение голоса солидарности.

2. Манок– способ вовлечения ребенка в игру с участием театральной куклы. (Классификация Н. Куриленко )

  • Аукцион (кто крайний). 2 вариант – кто назвал, тот выходит. Можно субъективно (это я и задумал).

Плюсы: игра уже началась – выбранный примет участие. Минусы – может затянуться.

Варианты:

  • Цветы
  • Что возьмем в новый год.
  • Что нужно делать, чтобы быть здоровым.
  • Сказочных героев, литературных дуэтов.
  • Комплиментов.
  • Признаков времен года…
  • Проигравший – победивший (выбывание).
  • Ответы на вопросы (загадки, перевертыши, шарады, шуточные вопросы).
  • Продолжи фразу (крылатое выражение, пословицу).
  • Считалка.
  • Игры – обманки (кто попался).
  • Замена участников.
  • Метка.
  • Приглашение от лидера (2 чел. набирают 2 команды).

Желательно использовать разные виды манков (не более 2-х на одном занятии).

3. Провоцирование - "подначка", розыгрыш", "попытка подтолкнуть", "заставить", "вынудить" ребёнка включиться в действие, начать играть. Участнику, например, вручается предмет и предлагается с ним действовать (мелок, чтобы нарисовать; кубы, чтобы построить декорацию; включение в хоровод; предложение побороть "медведя" и т. п.).

   Таким образом, при планомерной работе по коррекции коммуникационных проблем при помощи вышеописанных приёмов на занятиях в кукольном театре, очень часто дети раскрываются и легко втягиваются в процесс общения с другими людьми через куклу. Дети предшкольного возраста в ходе таких упражнений учатся взаимодействию, правильной коммуникации во время игры, а также могут без стеснения продемонстрировать свои творческие возможности.

Использованные интернет-источники:

  1. https://poisk-ru.ru/s34890t21.html
  2. https://kukuriku.ru/razvitie/psychological/problemy-s-povedeniem/kommunikativnye-problemy-u-detej/