Методическая разработка. Структура книги.

Библиотека школы № 12 Василеостровского района Санкт-Петербурга

 Структура книги. Формирование знаний о структуре и основных элементах книги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bibliotechnoe_zanyati.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Структура книги

Цель: Формирование  знаний о структуре и основных элементах книги.

Задачи: 

  • Сформировать понятия: обложка (переплет), титульный лист, корешок, страница  и др.
  •  Сформировать основу умений использования элементов книги для её характеристики;
  • Прививать навыки независимого библиотечного пользователя;
  • Закреплять полученные знания в практической работе;
  • Воспитывать бережное отношение к книге.

Категория учащихся: 3 класс.

Оборудование:   книжная выставка,  раздаточный материал (по одной книге на парту),   проектор, компьютер для показа презентации

Формы организации деятельности обучающихся:

- индивидуальная

- групповая

Форма контроля: заполнение контрольной таблицы «Структура книги»

Тип занятия: открытие нового знания

Ход занятия

1.Организационный момент

2. Мотивационно - целевой этап

Библиотекарь: Ребята, попробуйте отгадать загадку:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Ответы детей.

Библиотекарь: Верно, ребята, это книга. Одно из самых значимых и великих чудес в мире. Ведь именно книга – важный источник информации: она уносит нас в далекое прошлое и раскрывает тайны будущего. С книгой и ее героями мы  можем путешествовать и узнавать что- то новое и непознанное, книга - это дверь в увлекательный мир чтения и фантазии.

Ребята, а что вы знаете о книге? (ответы детей)

3. Актуализация знаний

Слайд 2

Библиотекарь: Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что вы видите? (на слайде представлены 2 картинки: 1- Части тела человека, 2 – Части (строение) дерева). Ответы детей.

Слайд 3

- Ребята, посмотрите на следующую картинку. Что вы здесь видите?  Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?  Ответы детей.

Слайд 4

Объявление темы занятия

Действительно, сегодня мы будем говорить о структуре книги,  и узнаем, из каких частей она состоит.

Проблемное задание: подумайте и в конце нашего занятия ответьте на вопрос: Почему нужно знать элементы книги и ее структуру?

4. Работа по теме занятия

Библиотекарь вызывает одного ученика к доске, где находится выставка книг, и предлагает выбрать понравившуюся книгу.

- Что же тебе помогло выбрать эту книгу? (ответ ученика)

Действительно, вы по обложке выбрали книгу, ведь именно с обложки она начинается.

Что такое обложка?

(ответы детей)

Слайд 5

Каждая книга обязательно одета в обложку. Для чего она необходима книге?

(ответы детей) Она защищает книгу от повреждений. Придаёт ей нарядный вид.

У вас на столе есть книги. Посмотрите внимательно на обложку вашей книги. Что на ней написано? (ответы детей) Действительно, на обложке любой книги вы найдете название книги и фамилию автора. Как вы думаете, стоит ли обращать внимание на фамилию автора? (ответы детей). Если при выборе книг в библиотеке вам попадется в руки книга этого же автора, то вы уже будете знать, о чем пишет автор и в каком жанре работает.

Давайте вспомним, о чем, например, и какие книги писал А.С.Пушкин, Г.Х.Андерсен или М.Пришвин?

Библиотекарь:  А сейчас поиграем в игру «Угадай книгу». По обложке попробуем определить, про что книги, которые  перед вами на выставке?

Дети определяют по обложке содержание книги (названия некоторых книг на выставке заклеены)

Трудно определить только по картинке содержание книги?

(ответы детей)

Библиотекарь:  Поэтому на обложке обязательно пишут необходимую информацию. Напомните  какую?

(ответы детей)

Слайд 6

Обложка бывает мягкой, сделанной из бумаги, или твёрдой - тогда её называют переплётом.

В старину переплеты были деревянными. Их обволакивали кожей, а сверху украшали золотым тиснением, серебряными застёжками и драгоценными камнями.

Библиотекарь:  Но обложка, как одежда у людей,  бывает и обманчивой, т.е. красивой, но совершенно неинтересной и книга может быть старенькой, но очень интересной.

Слайд 7

Библиотекарь:  На  очень дорогих или подарочных изданиях (показать детям книгу в суперобложке) есть еще одна обложка, которая называется – суперобложка или дополнительная обложка.

 Предназначена она для сбережения книги от грязи и повреждений, а также служит её украшением и дополнительной  рекламы книги.

Слайд 8

Библиотекарь: У каждой большой книги есть корешок, который скрепляет страницы и держит их, чтобы они не рассыпались.                                                                                        

Он  – дедушка страничек. Всегда на виду. Если книга стоит на полке, то всякий может его увидеть. Рассмотрите свой корешок, что за информация на нем содержится?

Слайд 9

Раскроем книгу. Первое, на что мы обращаем свое внимание, конечно, первый лист, приклеенный с одной стороны к переплетной крышке, соединяющий переплет с книжным блоком. Это форзац. Слово состоит из двух немецких слов: (фор - перед, зац - набор, т.е.  то, что предшествует тексту). Форзац может быть просто гладким, белым или цветным,  но иногда на нем бывает  какой-нибудь рисунок.

Слайд 10

Перевернув свободный лист форзаца, видим на  левой стороне - фронтиспис, на правой - титул. Что  же они означают? Фронтиспис - иллюстрация, говорящая о самом главном, что есть в  книге. На нём может быть портрет писателя - автора этой книги.

Слайд 11

 Титульный лист называют лицом книги, ее дверью. Знаете ли вы, что обычно помещают на титульном листе? (Ответы детей). Здесь помещают название книги, фамилию автора, сведения об издательстве, выпустившем книгу, время и место ее выхода в свет. Часто указывается фамилия художника, иллюстрировавшего книгу. Если книга переведена с другого языка, то на титульном листе можно еще увидеть и фамилию переводчика.

Но кроме обложки и титульного листа есть еще очень важные элементы книги. Они тоже помогают в выборе книг. Это аннотация, предисловие, оглавление.

Слайд 12

         Аннотация это очень краткое изложение содержания книги (главной ее мысли) с краткой ее характеристикой или оценкой. Из аннотации можно узнать не только о чем эта книга, но и кто ее главные герои, для кого написана книга, иногда есть сведения об авторе и других его произведениях. Располагается аннотация на обратной стороне титульного листа или на самой последней странице.

Найдите аннотации в ваших книгах. Что вы из них можете узнать? Ребята, а кто из вас сможет самостоятельно найти этот элемент в книге?  ( Дети находят в своих книгах аннотации и  зачитывают)

Итак, ребята, теперь мы уяснили, что, прочитав аннотацию, мы сразу же поймем, о чем написана книга. Это очень удобно, не так ли? Запомните, перед тем, как взять книгу в библиотеке, прочтите аннотацию. Это поможет вам сделать правильный выбор.

Слайд 13

         Если нет аннотации, то можно посмотреть предисловие. В древности всякий рассказ, историю называли «словом», например, древняя русская повесть «Слово о полку Игореве». Это значение до наших дней сохранилось в слове « предиСЛОВИЕ ».

Это статья, помещенная перед основным текстом книги. Из нее мы тоже можем узнать об авторе книги, ее содержании, героях. Предисловие обычно больше и подробнее аннотации. Иногда его пишет сам автор. Тогда он рассказывает что-нибудь интересное о том, как он придумывал эту книгу, как ее писал, кто ему помогал. Обычно предисловие бывает коротким, его можно прочитать прямо здесь, у полки. И ты сразу поймёшь, нужно тебе читать эту книгу или нет. Написать предисловие может сам автор или другой писатель, а то и просто хороший друг автора. Библиотекарь показывает книгу с интересным предисловием. Например, в предисловии к книге Джанни Родари «Приключения Чиполлино» описывается история создания этой знаменитой сказочной повести, которую вы наверняка читали. Оказывается, одна из читательниц попросила Д. Родари сочинить что-нибудь веселое для ее больного сына по имени Чиччо. 

Слайд 14

Давайте полистаем книгу. Что вы в ней еще видите? Как называются картинки в книге? (Ответы детей) Они называются иллюстрациями. Для чего они нужны? (Ответы детей) Книгу с иллюстрациями читать интереснее, потому что легче представить себе то, о чём рассказывает автор.

Слайд 15

Пожалуй, самый известный детский художник-иллюстратор, а также автор книг для дошколят – это Владимир Сутеев. Все наше поколение выросло на его книжках. Его рисунки, на первый взгляд, неброские, но очень добрые. В них полностью отсутствует агрессия, как и в самих сказках Сутеева.

Слайд 16

Юрий Васнецов. Еще один классик советской книжной графики. Юрий Васнецов иллюстрировал произведения русского фольклора, русские народные сказки, стишки, потешки.

Слайд 17

Евгений Рачев - Художник-анималист, прославившийся в жанре книжной иллюстрацией. Родом из Сибири, на протяжении почти 20 лет он работал главным художником в издательстве «Малыш».

Главные герои иллюстраций Рачева –  сказочные животные.

Слайд 18

Леонид Владимирский - одни из лучших иллюстраций к «Приключениям Буратино» и сказке Волкова «Волшебник Изумрудного Города» принадлежат этому художнику. Это именно Владимирский нарисовал являющийся сейчас каноническим образ Буратино в красно-белом полосатом колпачке.

Слайд 19

Через всю жизнь Евгений Чарушин пронес любовь к животному миру и свое творчество посвятил этой теме. Он создал множество великолепных иллюстрации к лучшим детским книгам о животных – произведениям Виталия Бианки, Михаила Пришвина, стихам Маршака и своим собственным рассказам.

А теперь давайте полистаем книжку. Один листочек, второй, третий…
После предисловия идёт текст. На одном листочке – две странички. Одна с одной стороны листа, другая – с другой. Каждая страница имеет свой порядковый номер. Переворачивая листочек за листочком, вы как бы открываете дверь, за которой скрыты сказочные истории, лесные чудеса, тайны морей и океанов.

    После всего текста располагается статья, которая  называется послесловием. Она  рассказывает кратко о дальнейшей судьбе героев.

Написать предисловие или послесловие может  не только сам автор или другой писатель, а может и просто хороший его друг.

Слайд 20

         А теперь еще раз посмотрите на последние странички книги. Там, как правило, помещается оглавление.  Его еще называют содержанием. В нем перечисляются названия рассказов, сказок, глав, которые есть в книге, и указываются страницы, на которых можно найти начало каждого рассказа или сказки. Как вы думаете, для чего это нужно? Можно проверить, какие произведения из этой книги вы раньше не читали. При помощи оглавления гораздо удобнее и быстрее искать нужное стихотворение или рассказ. А глядя на название отдельных глав, можно догадаться, о чем в них идет речь.  Оглавление обычно помещают в конце книги, реже – в начале.

Слайд 21

А  теперь мы подошли к еще одному секрету книги - это СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ КНИГИ. Некоторые из вас, ребята любят читать детскую научно-познавательную литературу, которая есть у нас в библиотеке. И в каждой такой книге есть свой справочный аппарат. Он может состоять из:

- указателя имён, который  имеет ссылки на страницы, где упоминается то или иное имя

- предметного указателя, который дает краткое словесное обозначение предмета и указывает нужную страницу

- словаря терминов, объясняющего нам непонятные слова, термины.

- словаря географических названий, имеющего ссылки на страницы, где упоминается то или иное географическое название.

 ( Показать книгу со справочным аппаратом)

Слайд 22

Библиотекарь: Ребята, а как вы выбираете книгу? Кто-то вам в этом помогает? (ответы детей)

На слайде составляется кластер-схема «Как выбрать книгу»

Внешний вид книги

Совет друга

По совету библиотекаря

По рекомендации учителя

По каталогу для детей

По совету родителей

Что посоветовал учебник

Из рекомендательного списка литературы для детей

Слайд 23

А давайте вспомним, как нужно правильно читать книгу.

Вот и закончилось наше путешествие по книге. Мы познакомились с элементами  книги, с их  помощью при выборе книг вы сможете ориентироваться в  книге, понять содержание книги,  нужна ли она вам, будет ли вам интересно ее читать.

Теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: Почему нужно знать элементы книги и ее структуру?

А теперь давайте, используем на практике  знания, полученные в результате нашего путешествия.

Задание: заполните самостоятельно таблицу «Структура книги», которая лежит у вас на парте. Работаем в мини-группах (по 2 человека).

Проверим правильность заполнения ваших таблиц: группы, поменяйтесь работами.  Внимание на экран (слайд 24-26) (После проверки и подведения итогов библиотекарь предлагает оценить группам проверенную ими работу определённым смайликом).

Рефлексия

Продолжите, пожалуйста, фразы:

- Я узнал(а), что…

- Я не знал(а), что…

- Меня удивило, что…

Домашнее задание

Ребята, я предлагаю вам  дома  нарисовать иллюстрации к любимым книгам.  Из ваших рисунков мы сделаем выставку в библиотеке.