Разработка внеклассного мероприятия "5 приемов против хамства"
Данная разработка включает в себя 2 файла. Беседа проводилась педагогом-библиотекарем в 7-10 классах и рассчитана рассчитана на 20-30 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Файл Word | 20.77 КБ |
презентация | 739.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Иваницкая А.В.
педагог-библиотекарь
Кадетский корпус
Томская область, г.Колпашево
Конспект внеклассного занятия
«5 приемов против хамства»
Возраст: 7-10 класс)
Цель: тренинг эффективных способов реагирования в ситуациях оскорбления (хамства) в среде сверстников.
Задачи:
- стимулировать развитие позитивного взгляда на трудные жизненные ситуации, поиск приоритетно конструктивных решений
- снизить напряжение в ситуации хамского обращения в отношении к подростку
- актуализировать, тренировать навыки конструктивного общения в ситуациях хамства в интернете, в школе, на улице и пр.
Материалы и оборудование:
- Мультимедийное оборудование для демонстрации видеороликов, прослушивания притчи и песни
- доска и мел
План занятия:
- Песня Ёлки «Хамство».
- Игра-цепочка «Хамство – это…» (Что? Где? Когда?).
- Презентация : рассказ о методах.
- Аудио притча «Будь счастлив» с обсуждением.
- Работа в парах "Театр - экспромт"
- Вывод по занятию "Способы реагирования на хамство"
- Рефлексия: «Мне понравилось», «Я узнал нового», «Меня удивило», «Этот способ мне показался самым эффективным», «В жизни я буду использовать».
- Песня Ёлки «Хамство»
Здравствуйте, ребята! Предлагаю Вам отгадать тему нашего разговора.
(звучит аудиозапись песни певицы Ёлка "Хамство")
Припев:
Простите! Вы мне хамите! Если мимо идете - проходите!
Перестаньте хамить, вокруг посмотрите - ведь вы не одни на этом белом
Верно, мы сегодня будем говорить о хамстве и о том, как противостоять обидным словам хамов. А что же означает понятие "хамство".
Презентация 1 слайд.
- Игра-цепочка «Хамство – это…» (Что? Где? Когда?)
(2 слайд)
По очереди (по цепочке) ответьте на вопросы Что? Где? Когда? (вопросы педагог записывает на доске), связывая с темой нашего разговора. Например, Что называют хамством? Где вы встречались с хамством? Когда вы наблюдали ситуацию хамства? и т.д.
- Презентация виды реагирования на хамство.
Давайте рассмотрим методы реагирования на хамство.
(Слайд 3) Метод «Спокойствие»
В общении с обидчиками никогда не показывайте, что вы растеряны. Честно, твердо и открыто выражайте свою точку зрения. Говорите спокойно и расслабленно. Хамы не привыкли к откровенности и спокойствию. Им нужно вывести вас из себя, чтобы подпитаться вашей энергетикой. Не доставляйте им такой радости.
Как реагировать на грубость: ответы на обидные фразы Недаром народная мудрость гласит: «Дурак кричит, а умный молчит».
(Слайд 4) Метод «Юмор»
Когда человек желает сказать что-то плохое, он набирает воздуха в легкие. Если его в этот момент рассмешить или сказать комплемент, он расслабится. Сопроводите вашу шутку улыбкой, можно даже похвалить оппонента.
Слайд 5) Метод «Констатация»
Иногда простой констатации факта «Вы – хам» бывает достаточно, чтобы собеседник замолчал. Но можно подойти к ситуации и творчески.
Слайд 6) Метод «Настойчивая вежливость и ангельское терпение»
Есть люди которые привыкли постоянно хамить, и другие модели поведения им малоинтересны.
Главное правило общения с подобными хамами – вежливость, доброжелательность и терпение. Нельзя идти на провокацию, заряжаться негативом, становиться ведомым. Не забывайте, что грубиян ждет ответной агрессии, а не получая ее, впадает в транс. Вежливость и улыбка выбивают его из колеи, заставляют общаться по-другому, непривычному для него сценарию. Нестандартность ситуации также заставит хама замолчать.
Слайд 7) Метод «Шокирование» (на любителя)
Для борьбы со стереотипным хамством хорошо подходит метод разрыва шаблонов, а говоря простым языком – шокирование. Можно заранее приготовить пару-тройку фраз, совсем не относящихся к делу. И чтобы шокировать собеседника, в ответ на вопрос «Будете покупать или нет?» можно спросить: «Не подскажете, чем вчера сериал закончился?»
- Аудио притча «Будь счастлив» с обсуждением (аудиозапись)
Притча очень короткая, но таит в себе много мудрости. Итак, напомните мне, о чём речь шла в притче (школьники поочерёдно пересказывают притчу)
У дороги стоял нищий и просил подаяния. Всадник, проезжавший мимо, ударил нищего по лицу плетью. Тот, глядя вслед удаляющемуся всаднику, сказал:
— Будь счастлив.
Крестьянин, видевший происшедшее, услышав эти слова, спросил:
— Неужто ты такой смиренный?
— Нет, — ответил нищий, — просто, если бы всадник был счастлив, он бы не стал бить меня по лицу.
Как вы думаете, чему нас учит эта притча? Легко ли вам в ответ на обиду отвечать добром, желать обидчику счастья? Что мешает?
- Работа в группах "Театр - экспромт"
Слайд 8) Ребята, предлагаю объединиться в группы и попробовать разыграть сцены. Какой метод вы выберите? Почему? На экране ситуации.
6. Вывод по занятию "Способы реагирования на хамство"
Слайд 9) Давайте подведём итог сегодняшнему разговору и перечислим основные конструктивные способы реагирования на хамство (учащиеся подводят итоги):
- Никак не реагировать, игнорировать, сохранять эмоциональную невовлечённость
- Отреагировать нестандартно: с юмором, пошутить над собой раньше, чем это сделает противник, ответить добром на зло, отговориться с помощью детской считалочки, поговорки и т.п.
- Объясниться, указать на свои чувства, которые возникают в ответ на обзывательство, грубость собеседника
- Не позволять собой манипулировать, не вестись на "слабо", уметь ответить "нет"
- Рефлексия
Ребята, мне очень интересно узнать, что нового вы узнали в ходе нашей работы на занятии, что вам понравилось, что осталось непонятным. Дополните предложения
Спасибо всем за интереснейшую работу. До свидания!
Интернет-ресурсы:
- Песня Ёлки «Хамство»
- https://ru123.iplayer.info/q/елка+хамство/
- Аудио притча «Будь счастлив»
- http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi/95-o-schastie/431-bud-schastliv
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каждый из нас время от времени сталкивается с грубостью. Кто-то наблюдает ее проявление со стороны, а кому-то постоянно приходится выслушивать грубые и обидные слова в свой адрес. Известно, что чужая агрессия всегда трансформируется в аутоагрессию, отсюда и плохое настроение, снижение самооценки, работоспособности и т.д. Как же защититься от чужеродной агрессии и правильно среагировать на грубость?
1. Метод «Спокойствие» В общении с обидчиками никогда не показывайте, что вы растеряны. Честно, твердо и открыто выражайте свою точку зрения. Не защищайтесь и не обороняйтесь! Говорите спокойно и расслабленно. Хамы – трусы, они не привыкли к откровенности и спокойствию. Им нужно вывести вас из себя, чтобы подпитаться вашей энергетикой. Не доставляйте им такой радости . Как реагировать на грубость: ответы на обидные фразы Недаром народная мудрость гласит: «Дурак кричит, а умный молчит». Пример: Кондуктор в автобусе: «Что вы мне 500 рублей подаете? У меня сдачи нет! Сейчас высажу!» Вы: серьезным, но спокойным тоном: «Что, простите?» Кондуктор: «Сдачи нет!» Вы: «Мне далеко ехать. Буду очень признателен, если у вас получится разменять купюру»
2 . Метод «Юмор» Когда человек желает сказать что-то плохое, он набирает воздуха в легкие. Если его в этот момент рассмешить или сказать комплемент, он расслабится. Сопроводите вашу шутку улыбкой, можно даже похвалить оппонента. Пример: Секретарь зашла к директору во время совещания, чтобы занести чай. Но ее постигла неудача. Зацепившись каблуком о ковер, она хлопнулась на пол, опрокинув все чашки. Увидев побагровевшее от злости лицо директора, секретарь выпалила: «Вы настолько сногсшибательны!» Все в зале тут же засмеялись.
3 . Метод «Констатация» Иногда простой констатации факта «Вы – хам» бывает достаточно, чтобы собеседник замолчал. Но можно подойти к ситуации и творчески. Пример: Покупатель: «Дайте мне, пожалуйста, витамины… забыл, как называются. Вот эти», - показывает на витрину. Продавец: «А вам не надо, случайно, таблеток от памяти?» Покупатель: «А вам? От хамства?»
4 . Метод «Настойчивая вежливость и ангельское терпение» Есть люди которые привыкли постоянно хамить, и другие модели поведения им малоинтересны Главное правило общения с подобными хамами – вежливость, доброжелательность и терпение. Нельзя идти на провокацию, заряжаться негативом, становиться ведомым. Не забывайте, что грубиян ждет ответной агрессии, а не получая ее, впадает в транс. Вежливость и улыбка выбивают его из колеи, заставляют общаться по-другому, непривычному для него сценарию. Благодаря этому вы получаете возможность контролировать ситуацию. Иногда хам бывает зациклен на негативе, тогда можно говорить с ним так же вежливо, но громче, чем обычно. Нестандартность ситуации также заставит хама замолчать. Пример: Продавец: «Мужчина, что вы так долго копаетесь? Будете брать или нет?» Покупатель: «Покажите, пожалуйста, еще вон ту кружку». Продавец: «Вы уже полчаса тут стоите. Я вам не девочка на побегушках!» Покупатель громче, чем обычно: «Покажите, пожалуйста, ту кружку».
5 . Метод «Шокирование» (на любителя) Для борьбы со стереотипным хамством хорошо подходит метод разрыва шаблонов, а говоря простым языком – шокирование. Можно заранее приготовить пару-тройку фраз, совсем не относящихся к делу. И чтобы шокировать собеседника, в ответ на вопрос «Будете покупать или нет?» можно спросить: «Не подскажете, чем вчера сериал закончился?» Другие эффектные ответы на обидные фразы: • «Жаль, что вам не удается ответить на это оригинальностью» • «Что-то мне расхотелось с вами беседовать» • • «Оценил глубину вашей мысли. Спасибо» • «Оценил вашу шутку. Спасибо» • «Спасибо, что вы так внимательны к моей личности» • «Не совсем остроумно, но уже кое-что» • «Остроумно и смешно» (после перейти на другую тему разговора)
Вывод: Никак не реагировать , игнорировать, сохранять эмоциональную невовлечённость Отреагировать нестандартно: с юмором, пошутить над собой раньше, чем это сделает противник, ответить добром на зло, отговориться с помощью детской считалочки, поговорки и т.п. Объясниться, указать на свои чувства, которые возникают в ответ на обзывательство , грубость собеседника Не позволять собой манипулировать, не вестись на "слабо", уметь ответить "нет"
«Мне понравилось...» «Я узнал(-а) нового...» «Меня удивило...» «Этот способ мне показался самым эффективным...» «В жизни я буду использовать...» "Я так и не понял(-а)..." "Я ещё хочу..." Рефлексия
Интернет ресурсы https://avernus.ru/masterstvo-obscheniya/kak-reagirovat-na-grubost#ixzz6MCwFluip https://energy-family.ru/kak-pravilno-otvetit-na-hamstvo/ Благодарю за внимание!