Разработка внеклассного мероприятия "5 приемов против хамства"

Иваницкая Анна Васильевна

Данная разработка включает в себя 2 файла. Беседа проводилась педагогом-библиотекарем в 7-10 классах и рассчитана рассчитана на 20-30 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Файл Word20.77 КБ
Файл презентация739.48 КБ

Предварительный просмотр:

Иваницкая А.В.

педагог-библиотекарь

Кадетский корпус

Томская область, г.Колпашево

Конспект внеклассного занятия

«5 приемов против хамства»

Возраст:  7-10 класс)

Цель: тренинг эффективных способов реагирования в ситуациях оскорбления (хамства) в среде сверстников.

Задачи:

  • стимулировать развитие позитивного взгляда на трудные жизненные ситуации, поиск приоритетно конструктивных решений
  • снизить напряжение в ситуации хамского обращения в отношении к подростку
  • актуализировать, тренировать навыки конструктивного общения в ситуациях хамства в интернете, в школе, на улице и пр.

Материалы и оборудование:

  • Мультимедийное оборудование для демонстрации видеороликов, прослушивания притчи и песни
  • доска и мел

План занятия:

  1. Песня Ёлки «Хамство».
  2. Игра-цепочка «Хамство – это…» (Что? Где? Когда?).
  3. Презентация : рассказ о методах.
  4. Аудио притча «Будь счастлив» с обсуждением.
  5. Работа в парах "Театр - экспромт"
  6. Вывод по занятию "Способы реагирования на хамство"
  7. Рефлексия: «Мне понравилось», «Я узнал нового», «Меня удивило», «Этот способ мне показался самым эффективным», «В жизни я буду использовать».

  1. Песня Ёлки «Хамство»

        Здравствуйте, ребята! Предлагаю Вам отгадать тему нашего разговора.

(звучит аудиозапись песни певицы Ёлка "Хамство")

Припев:

Простите! Вы мне хамите! Если мимо идете - проходите!

Перестаньте хамить, вокруг посмотрите - ведь вы не одни на этом белом

        Верно, мы сегодня будем говорить о хамстве и о том, как противостоять обидным словам хамов. А что же означает понятие "хамство".

Презентация 1 слайд.

  1. Игра-цепочка «Хамство – это…» (Что? Где? Когда?)

(2 слайд)

        По очереди (по цепочке) ответьте на вопросы Что? Где? Когда(вопросы педагог записывает на доске), связывая с темой нашего разговора. Например, Что называют хамством? Где вы встречались с хамством? Когда вы наблюдали ситуацию хамства? и т.д.

  1. Презентация виды реагирования на хамство. 

        Давайте рассмотрим методы реагирования на хамство.

(Слайд 3) Метод «Спокойствие»
В общении с обидчиками никогда не показывайте, что вы растеряны. Честно, твердо и открыто выражайте свою точку зрения. Говорите спокойно и расслабленно. Хамы не привыкли к откровенности и спокойствию. Им нужно вывести вас из себя, чтобы подпитаться вашей энергетикой. Не доставляйте им такой радости.
Как реагировать на грубость: ответы на обидные фразы Недаром народная мудрость гласит: «Дурак кричит, а умный молчит».

(Слайд 4) Метод «Юмор»
Когда человек желает сказать что-то плохое, он набирает воздуха в легкие. Если его в этот момент рассмешить или сказать комплемент, он расслабится. Сопроводите вашу шутку улыбкой, можно даже похвалить оппонента.

Слайд 5) Метод «Констатация»
Иногда простой констатации факта «Вы – хам» бывает достаточно, чтобы собеседник замолчал. Но можно подойти к ситуации и творчески.

Слайд 6) Метод «Настойчивая вежливость и ангельское терпение»
        Есть  люди которые привыкли постоянно хамить, и другие модели поведения им малоинтересны.
        Главное правило общения с подобными хамами – вежливость, доброжелательность и терпение. Нельзя идти на провокацию, заряжаться негативом, становиться ведомым. Не забывайте, что грубиян ждет ответной агрессии, а не получая ее, впадает в транс. Вежливость и улыбка выбивают его из колеи, заставляют общаться по-другому, непривычному для него сценарию. Нестандартность ситуации также заставит хама замолчать.

Слайд 7) Метод «Шокирование» (на любителя)
Для борьбы со стереотипным хамством хорошо подходит метод разрыва шаблонов, а говоря простым языком – шокирование. Можно заранее приготовить пару-тройку фраз, совсем не относящихся к делу. И чтобы шокировать собеседника, в ответ на вопрос «Будете покупать или нет?» можно спросить: «Не подскажете, чем вчера сериал закончился?»

  1. Аудио притча «Будь счастлив» с обсуждением  (аудиозапись)

Притча очень короткая, но таит в себе много мудрости. Итак, напомните мне, о чём речь шла в притче (школьники поочерёдно пересказывают притчу) 

У дороги стоял нищий и просил подаяния. Всадник, проезжавший мимо, ударил нищего по лицу плетью. Тот, глядя вслед удаляющемуся всаднику, сказал:

— Будь счастлив.

Крестьянин, видевший происшедшее, услышав эти слова, спросил:

— Неужто ты такой смиренный?

— Нет, — ответил нищий, — просто, если бы всадник был счастлив, он бы не стал бить меня по лицу.

        Как вы думаете, чему нас учит эта притча? Легко ли вам в ответ на обиду отвечать добром, желать обидчику счастья? Что мешает?

  1. Работа в группах "Театр - экспромт"

Слайд 8) Ребята, предлагаю объединиться в группы и попробовать разыграть сцены. Какой метод вы выберите? Почему? На экране ситуации.

      6.  Вывод по занятию "Способы реагирования на хамство"

        Слайд 9) Давайте подведём итог сегодняшнему разговору и перечислим основные конструктивные способы реагирования на хамство (учащиеся подводят итоги):

  • Никак не реагироватьигнорировать, сохранять эмоциональную невовлечённость
  • Отреагировать нестандартно: с юмором, пошутить над собой раньше, чем это сделает противник, ответить добром на зло, отговориться с помощью детской считалочки, поговорки и т.п.
  • Объясниться, указать на свои чувства, которые возникают в ответ на обзывательство, грубость собеседника
  • Не позволять собой манипулировать, не вестись на "слабо", уметь ответить "нет"
  1. Рефлексия

        Ребята, мне очень интересно узнать, что нового вы узнали в ходе нашей работы на занятии, что вам понравилось, что осталось непонятным. Дополните предложения

Спасибо всем за интереснейшую работу. До свидания!

Интернет-ресурсы:

  1. Песня Ёлки «Хамство»
  • https://ru123.iplayer.info/q/елка+хамство/
  1. Аудио притча «Будь счастлив»
  • http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi/95-o-schastie/431-bud-schastliv


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как правильно реагировать на хамство и грубость

Слайд 2

Каждый из нас время от времени сталкивается с грубостью. Кто-то наблюдает ее проявление со стороны, а кому-то постоянно приходится выслушивать грубые и обидные слова в свой адрес. Известно, что чужая агрессия всегда трансформируется в аутоагрессию, отсюда и плохое настроение, снижение самооценки, работоспособности и т.д. Как же защититься от чужеродной агрессии и правильно среагировать на грубость?

Слайд 3

1. Метод «Спокойствие» В общении с обидчиками никогда не показывайте, что вы растеряны. Честно, твердо и открыто выражайте свою точку зрения. Не защищайтесь и не обороняйтесь! Говорите спокойно и расслабленно. Хамы – трусы, они не привыкли к откровенности и спокойствию. Им нужно вывести вас из себя, чтобы подпитаться вашей энергетикой. Не доставляйте им такой радости . Как реагировать на грубость: ответы на обидные фразы Недаром народная мудрость гласит: «Дурак кричит, а умный молчит». Пример: Кондуктор в автобусе: «Что вы мне 500 рублей подаете? У меня сдачи нет! Сейчас высажу!» Вы: серьезным, но спокойным тоном: «Что, простите?» Кондуктор: «Сдачи нет!» Вы: «Мне далеко ехать. Буду очень признателен, если у вас получится разменять купюру»

Слайд 4

2 . Метод «Юмор» Когда человек желает сказать что-то плохое, он набирает воздуха в легкие. Если его в этот момент рассмешить или сказать комплемент, он расслабится. Сопроводите вашу шутку улыбкой, можно даже похвалить оппонента. Пример: Секретарь зашла к директору во время совещания, чтобы занести чай. Но ее постигла неудача. Зацепившись каблуком о ковер, она хлопнулась на пол, опрокинув все чашки. Увидев побагровевшее от злости лицо директора, секретарь выпалила: «Вы настолько сногсшибательны!» Все в зале тут же засмеялись.

Слайд 5

3 . Метод «Констатация» Иногда простой констатации факта «Вы – хам» бывает достаточно, чтобы собеседник замолчал. Но можно подойти к ситуации и творчески. Пример: Покупатель: «Дайте мне, пожалуйста, витамины… забыл, как называются. Вот эти», - показывает на витрину. Продавец: «А вам не надо, случайно, таблеток от памяти?» Покупатель: «А вам? От хамства?»

Слайд 6

4 . Метод «Настойчивая вежливость и ангельское терпение» Есть люди которые привыкли постоянно хамить, и другие модели поведения им малоинтересны Главное правило общения с подобными хамами – вежливость, доброжелательность и терпение. Нельзя идти на провокацию, заряжаться негативом, становиться ведомым. Не забывайте, что грубиян ждет ответной агрессии, а не получая ее, впадает в транс. Вежливость и улыбка выбивают его из колеи, заставляют общаться по-другому, непривычному для него сценарию. Благодаря этому вы получаете возможность контролировать ситуацию. Иногда хам бывает зациклен на негативе, тогда можно говорить с ним так же вежливо, но громче, чем обычно. Нестандартность ситуации также заставит хама замолчать. Пример: Продавец: «Мужчина, что вы так долго копаетесь? Будете брать или нет?» Покупатель: «Покажите, пожалуйста, еще вон ту кружку». Продавец: «Вы уже полчаса тут стоите. Я вам не девочка на побегушках!» Покупатель громче, чем обычно: «Покажите, пожалуйста, ту кружку».

Слайд 7

5 . Метод «Шокирование» (на любителя) Для борьбы со стереотипным хамством хорошо подходит метод разрыва шаблонов, а говоря простым языком – шокирование. Можно заранее приготовить пару-тройку фраз, совсем не относящихся к делу. И чтобы шокировать собеседника, в ответ на вопрос «Будете покупать или нет?» можно спросить: «Не подскажете, чем вчера сериал закончился?» Другие эффектные ответы на обидные фразы: • «Жаль, что вам не удается ответить на это оригинальностью» • «Что-то мне расхотелось с вами беседовать» • • «Оценил глубину вашей мысли. Спасибо» • «Оценил вашу шутку. Спасибо» • «Спасибо, что вы так внимательны к моей личности» • «Не совсем остроумно, но уже кое-что» • «Остроумно и смешно» (после перейти на другую тему разговора)

Слайд 11

Вывод: Никак не реагировать , игнорировать, сохранять эмоциональную невовлечённость Отреагировать нестандартно: с юмором, пошутить над собой раньше, чем это сделает противник, ответить добром на зло, отговориться с помощью детской считалочки, поговорки и т.п. Объясниться, указать на свои чувства, которые возникают в ответ на обзывательство , грубость собеседника Не позволять собой манипулировать, не вестись на "слабо", уметь ответить "нет"

Слайд 12

«Мне понравилось...» «Я узнал(-а) нового...» «Меня удивило...» «Этот способ мне показался самым эффективным...» «В жизни я буду использовать...» "Я так и не понял(-а)..." "Я ещё хочу..." Рефлексия

Слайд 13

Интернет ресурсы https://avernus.ru/masterstvo-obscheniya/kak-reagirovat-na-grubost#ixzz6MCwFluip https://energy-family.ru/kak-pravilno-otvetit-na-hamstvo/ Благодарю за внимание!