Формирование технологической компетентности у детей дошкольного возраста средствами робототехники

Вотинцева Светлана Геннадьевна

Творить с детьми просто и весело!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование технологической компетентности у детей дошкольного возраста средствами робототехники

Автор: Вотинцева Светлана Геннадьевна, воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 24 города Ишима Тюменской области.

Дошкольный возраст, в силу характерных для него  психофизиологических особенностей, является  наиболее сенситивным в  плане воспитания и всестороннего развития личности. Именно в этом возрасте закладывается база всех тех социально и личностно значимых качеств, от которых во многом зависит формирование и становление умений и способностей, позволяющих человеку продуктивно действовать в окружающем социуме, приносить пользу себе и другим людям. Ввиду того, что в дошкольном возрасте у ребёнка  активно развивается мотивация ко многим видам деятельности, появляется желание выразить себя в творчестве, он является благоприятным в плане формирования ключевых компетентностей, которые являются фундаментом не только для успешной деятельности на данном возрастном этапе, но и на следующих ступенях образования.

В научной литературе существуют различные понятия двух схожих по произношению и написанию, но не тождественных по смыслу терминов –  «компетенция» и «компетентность». Например, доктор педагогических наук А. В. Хуторской подразумевает под «компетенцией» набор взаимосвязанных личностных качеств индивида, необходимых для продуктивных действий  в условиях окружающего  социума (знаний, умений, навыков, способов деятельности). Понятие «компетентность» трактуется им как наличие у человека соответствующей компетенции, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Учёный отмечает, что компетентность является продуктом образования [7].      

Известный отечественный специалист в области дошкольной педагогики А.Г. Гогоберидзе в системе начальных компетентностей детей дошкольного возраста  выделяет «начальные ключевые» и «начальные специальные» (допредметные) компетентности. По его мнению, данные детские компетентности характеризуются возможностью перенесения  из одной деятельности в другую, применимостью  в различных ситуациях. Овладение ими позволяет ребёнку решать различные проблемы в повседневной жизнедеятельности.  Кроме того, они требуют целостного развития ребёнка (его личностной, эмоционально-чувственной, интеллектуальной сферы) как субъекта деятельности и поведения [4].

Одной из важнейших ключевых компетенций является технологическая компетентность. Технологическая компетентность дошкольника подразумевает собой, прежде всего, следующие умения и способности:

-   правильная ориентировка в новой, ранее не встречавшейся ситуации;

- правильное и последовательное  планирование  этапов своих  действий, необходимых для решения  существующей проблемы;

- понимание проблемы, способность к последовательному выполнению  алгоритма   действий,  направленных на  её  разрешение;

-   умение устанавливать причинно-следственные связи;

- способность  к выбору правильных   способов  действий из способов, усвоенных ранее;

-  умение использовать способы преобразования;

- умение понимать и адекватно принимать задание, предложенное взрослым;

- способность к практическому применению знания в  каких-либо жизненных ситуациях;

-   умение организовать рабочее место;

-  умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов [3].

 ФГОС дошкольного образования ориентирует педагогов ДОУ на то,  чтобы образование и воспитание  детей было направлено на развитие у них познавательных и исследовательских интересов и  осуществлялось, в первую очередь, в  форме игровой деятельности, являющейся основной для этого возраста. В связи с этим, одной из приоритетных задач, стоящих перед воспитателями и специалистами детского сада, выступает поддержка детской инициативы в различных видах деятельности детей, в том числе – в  конструировании из различных материалов [6].

Техническое детское творчество, являясь одной из форм самостоятельной деятельности дошкольника, заставляет его отойти от привычных и знакомых представлений об окружающем мире, подталкивает к эксперименту, познанию и  продуцированию чего-то нового и интересного как для себя, так и других людей. Оно выступает одним из наиболее важных способов, формирующих у детей основы инженерного мышления, развивающих  живой интерес к научно-технической деятельности, стимулирующих  рационализаторские и изобретательские способности.

В настоящее время во многих образовательных учреждениях, в том числе и дошкольных, активно применяется такой  инновационный вид конструирования, как робототехника. Разнообразные конструкторы LEGO WeDo являются эффективным средством для развития у дошкольников интереса к творчеству, исследовательской деятельности, позволяют им легко и с увлечением создавать программируемого робота. Такие конструкторы состоят из устройства с моторами, датчиками и микрокомпьютером, а также обычных деталей LEGO для сборки действующих роботов. Дети самостоятельно составляют алгоритмы функционирования разных моделей, знакомятся с устройством некоторых механизмов, выдвигают гипотезы и проверяют их,  тем самым формируя и развивая  умения и навыки планирования,  необходимого для создания новых конструкций [5].

Конструирование посредством робототехники относится к двум образовательным областям: «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». Начинать заниматься робототехникой можно уже со второй младшей группы, в этом возрасте дети уже (естественно, что при помощи взрослого) вполне способны создавать простейшие робототехнические конструкции.

В нашем дошкольном образовательном учреждении имеются все условия для занятий робототехникой. Для этого  создана соответствующая  предметно-пространственная среда – специальные уголки для легоконструирования и робототехники, оснащенные самыми  разнообразными конструкторами LEGO WeDo, ноутбуками, необходимым программным обеспечением, позволяющим «оживить» роботов. Ряд педагогов нашего  ДОУ на регулярной основе используют робототехнику в своей практической деятельности по развитию творческого потенциала детей.

Что касается меня, то я уже несколько лет работаю в данном направлении, веду кружок по робототехнике, совершенствую свои знания и умения в процессе работы над темой самообразования. Т. е. могу судить о благоприятном воздействии робототехники  на развитие интеллектуальных и творческих способностей  детей не понаслышке, а опираясь на собственный практический опыт.

Основные приемы, которые я использую в процессе  обучения  детей робототехнике, следующие. 

1. На начальном этапе обучаю воспитанников конструировать по наглядному образцу. Данный приём предполагает последовательное изготовление игрушки-робота (или какой-либо роботизированной конструкции).
         Вначале предлагаю детям внимательно рассмотреть игрушку, выделить её основные  части. Затем помогаю им рассортировать нужные для её изготовления детальки конструктора (по величине, форме и цвету), определить алгоритм действий. Когда все детали рассортированы, мы начинаем собирать их воедино. Процесс конструирования  сопровождаю подробными  разъяснениями  и комментариями (объясняю, как соединить между собой отдельные детали, слежу за последовательностью выполняемой детьми работы).

2. После того, как дети осваивают конструирование по образцу, начинаю обучать их более сложному приёму – выполнению конструкции  по модели. Особенностью модели, в отличие от наглядного образца, является то, что  многие  составляющие её элементы скрыты. Перед ребёнком встаёт задача самостоятельного определить, то из каких деталей можно собрать робота (конструкцию), что требует от него не только образного, но задатков аналитического мышления. В качестве модели я предлагаю фигуры (конструкции), изготовленные  из бумаги, картона, пластилина, либо представляю их на картинке или фотографии.

3. Конструирование на основе  заданных условий. Предлагаю детям  комплекс условий, которые они должен выполнить самостоятельно, без показа приёмов работы, то есть,  не даю способов конструирования, а лишь говорю о практическом применении робота. В процессе этого способа конструирования дети продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения (заданных условий) конструкции.

4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. На начальном этапе конструирования этим способом стараюсь давать детям наиболее простые, подробно расписанные рисунки чертежей и схем. По мере усвоения, последовательно усложняю задания. При помощи схем и чертежей  у детей формируется умение не только строить, но и выбирать верную последовательность действий. Впоследствии ребёнок сможет не только конструировать по схеме, но также и по наглядной конструкции (представленной игрушке-роботу) рисовать схему.

5. Конструирование по замыслу. Когда дети в достаточной степени осваивают предыдущие приемы робототехники, предлагаю им наиболее сложный способ конструирования – по собственному замыслу. Теперь они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, находят способы её создания. В конструировании по замыслу творчески используются знания и умения, полученные ранее. Развивается не только мышление детей, но и познавательная самостоятельность, творческая активность. Конструкции, создаваемые детьми, становятся более разнообразными и динамичными.

На занятиях по робототехнике у дошкольников последовательно, шаг за шагом, формируются навыки конструирования, логическое мышление,  умение пользоваться различными схемами, инструкциями, чертежами, необходимыми для создания новых роботизированных моделей, т.е. происходит становление технологической компетентности.

Так как игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольника, представляется целесообразным использование продуктов, полученных в результате робототехнического творчества, в различных сюжетно-ролевых, дидактических и театрализованных  играх.  Большой популярностью у ребят пользуется игра «Зоопарк». В её процессе они с удовольствием применяют собственноручно изготовленных «зверей» и «птиц»: «порхающий  орёл»,  «открывающий пасть крокодил»,  «рычащий леопард», «шагающий страус» и т.п.

Таким образом, занятия робототехникой  является действенным средством, способствующим развитию технологической компетентности у дошкольников, позволяющим эффективно формировать у них основы универсальных учебных действий, которые будут необходимы им для успешного школьного обучения. Кроме того, данный вид конструирования  знакомит детей с основами программирования,  ориентирует на поиск необходимой для решения проблемы информации, развивает мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, фантазию, воображение, формирует умение планировать и анализировать  свою деятельность, развивает  самостоятельность, позволяет раскрыть творческий потенциал.  

                                 Список источников и литературы

1. Барбашина, Г. Конструкторы Lego как полифункциональное и трансформируемое средство образовательной среды группы [Текст] / Г. Барбашина, Г. Глушкова, Е. Муратова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 5. -С. 84-91.

2. Глушкова, Г. Конструкторы Lego как полифункциональное и трансформируемое средство образовательной среды группы [Текст] / Г. Глушкова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 9. - С. 91-93.

3. Дыбина, О.В. Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей дошкольного возраста: сборник науч.-метод. работ / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. - Тольятти: ТГУ, 2008.

4. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир [Текст / М.В Крулехт. – СПб.: Детство-пресс, 2002. – 160 с.

 5. Максаева, Ю.А. Легоконструирование как фактор развития одаренности [Текст] / Ю.А. Максаева // Начальная школа до и после. - 2012. - № 9. -С. 66-69.

 6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Сайт ФГАУ «Федеральный институт развития образования». - Режим доступа: http://www.firo.ru (дата доступа: 12.11.2019).

7. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному: пособие для учителя [Текст]  / А.В. Хуторской. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с.