Портрет слова "Квест"

Рожков Владимир Павлович

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Портрет слова "Квест"20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Рожков Владимир Павлович

Научный руководитель:

Наталия Леонидовна Чудаева, к.пед.н., преподаватель

ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»

Колледж педагогического образования, информатики и права ИНПО, г. Абакан

ПОРТРЕТ СЛОВА «КВЕСТ»

В последние годы во всем мире квесты получили широкое распространение, потому что они дают возможность людям всех возрастов развивать логическое мышление, формируют и в дальнейшем развивают умение работать в команде (общекультурные компетенции), снимают стресс в ходе игровой деятельности. Но мало кто знает настоящее значение слова «квест».

Цель работы: используя словари, научно-популярную литературу и др. источники собрать разнообразную информацию об истории, значении, употреблении слова «квест» в русском языке.

Объект: лексическое толкование слова квест.

Предмет: употребление слова квест в русском языке и использование данной формы работы в учебном процессе.

Гипотеза: формирование познавательного интереса у студентов повысится, если занятия будут проходить в форме квестов.

Методы исследования:

1. Теоретический: (анализ литературы);

2. Эмпирический: анкетирование, проведение занятия в форме квеста

3. Количественный и качественный анализ данных.

Задачи исследования:

1) проанализировать дефиниции слова квест в основных толковых словарях русского языка, охарактеризовав процесс появления данной формы работы в жизни современного человека;

2) рассмотреть виды квестов, используемые в учебной и внеаудиторной деятельности;

3) провести социалогический опрос среди студентов колледжа с целью выявления значимости данной формы в жизни молодежи;

4) создать сценарий внеаудиторного занятия в форме квеста и провести его среди одногруппников с целью формирования общих компетенций будущего специалиста.

Теоретическая значимость: систематизирован материал по истории появления слова «квест» в современной речи и его толкованию в известных словарях русского языка (в рамках проектно-исследовательской работы).

Практическая значимость: сценарий занятия апробирован на занятии в группе, материалы которого можно использовать на занятиях в других группах и курсах.

Структура работы: введение, 2 главы, заключение, библиографический список, приложение (конспект занятия в форме квеста).

Люди играют в квесты уже четыре тысячелетия с момента возникновения первых цивилизаций в плодородных долинах рек. Они слагали народные предания (мифы, эпосы и сказки) о героях, преодолевающих множество препятствий, проявляющих, в зависимости от обстоятельств, то смелость и силу, то смекалку и хитрость, но все же получающих приз в конце своего долгого пути – дар богов, предмет с чудесными свойствами или прекрасную деву. Множество сюжетов мифов и поэтических произведений содержат в себе элементы квестов (то есть сочетание странствий и поисков чего-то с выполнением заданий). Даже само слово «квест» не возникло в XX веке. В русский язык оно пришло из английского и широко распространилось во время бума компьютерных игр. В английском это слово тоже не «родное» и позаимствовано после завоевания Англии норманнами из старофранцузского queste, означавшего «поиск, охота». Французский язык – язык галло-римлян, то есть жителей Римской империи, – развился из латыни, в которой встречаем несколько похожих слов: questa – «поиск, запрос», quaero со значением «искать, спрашивать», quaesītum – вопрос, добытое, накопленное. Всем известное английское слово question (вопрос) имеет то же происхождение, что и quest.

В Средние века началось активное использование слова «квест» для обозначения странствий рыцарей-крестоносцев, отправившихся в Святую землю для защиты Гроба Господня от сарацин.

В течение нескольких лет вышел целый ряд виртуальных квестов с более закрученным сюжетом: «Viridian Rооm», «Blue Chamber» и «White Chamber». Позднее, когда вычислительная техника достигла следующего этапа развития, возникло новое направление – графические квесты. Первой компьютерной игрой в жанре приключений стала «Mystery House», выпущенная в 1980 году. Эскейп-рум был создан по мотивам книги Агаты Кристи «Десять негритят» и разошелся тиражом в несколько тысяч экземпляров. От обычных игр он отличался наличием декоративных иллюстраций. Игрок по-прежнему управлял персонажем, в то время как статичное изображение стимулировало его фантазию. Спустя несколько лет фирма LucasArts полностью отошла от текстового интерфейса, оперируя рисованными объектами и насыщенным цветовым оформлением. На территории России квест был оборудован сравнительно недавно – примерно в 2013 году. Его первооткрывателем стал московский бизнесмен Сергей Кузнецов, основатель известной компании «Клаустрофобия».

В словарях русского языка слово «квест» толкуется следующим образом: «(от англ. слова «quest» – «поиск») – это разновидность игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету, квест так же называют приключенческой игрой [3]. Также можно найти и такое толкование дефиниции: «1. Жанр литературных произведений, фильмов, а также компьютерных игр, требующих от участников решения логических задач для продвижения по сюжету; литературное произведение, фильм, игра в этом жанре, а также сама такая задача. 2. Жанр командных интеллектуально-подвижных игр, включающих элементы городского ориентирования; игра в этом жанре» [2].

А вот словарь иностранных слов даёт такое понятие: «квестура [лат. quaestura] – 1) полицейское управление в Италии; 2) должность и обязанности квестора» [5, с. 274]. Словарь молодёжного слэнга – «1. Квест – игровая задача, цель игры для персонажа, команды. 2. Квест – игровая задача, постановка задачи; игровая цель; одна из ветвей сюжета игры» [4]. Анкетирование студентов нашего колледжа показало, что данную форму игры знают 82% от опрошенных, а вот толкование данного слова, к сожалению, дать могут немногие (26 %), принимали участие в квестах (г. Абакан квест «ВЫХОД») 17 человек из опрошенных студентов. В опросе приняли участие 106 чел. Данные анкетирования позволили нам провести просветительскую работу среди студентов колледжа, составить занятие в форме квеста и провести квест среди одногруппников.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, работать в команде. Именно внеурочное занятие в форме квеста дает возможность сформировать и развивать вышеперечисленные умения, а также мотивирует обучающихся к изучению ряда предметов, на которых построены задания.

Кроме того, решая задачи исследования, мы охарактеризовали насколько разновидностей квестов и также об этом рассказали нашим студентам. Назовём некотрые виды квестов. 1. Ролевые игры. (Живые квесты) Главное – взаимодействие с другими персонажами. Когда вы получаете роль – вы перевоплощаетесь в другого человека, примеряете на себя совершенно иной образ. 2. Городской квест. Здесь действие не ограничивается одной комнатой, загадки нужно разгадывать на обширном пространстве и на улице. 3. Квест-перфоманс. В этом квесте участвуют актеры и задают ритм и атмосферу квеста. 4. Виртуальная реальность. Это ноу-хау пока до нас не дошло, но обещает быть шокирующим. Вы находитесь в виртуальности, но можете взаимодействовать, при этом передаются ощущения, которые в жизни испытать достаточно сложно (например, полет в невесомости). 5. Лабиринт. Основное задание – пройти лабиринт, преодолевая различные препятствия. 6. С закрытыми глазами. Вам завязывают глаза и вы должны решать задания только оставшимися органами чувств, данный тип квеста сейчас предлагает компания города Абакана «Выход». Квест называется «Морфиус». 7. Экшн. Заходя в квеструм, каждого игрока предупреждают, что силу применять не надо, физической нагрузки не будет. В экшен-квесте все наоборот, сила, выносливость и скорость – это как раз то, что вам и пригодится. 8. Детский квеструм. Из названия понятно, что квест будет предназначен исключительно для детей. Хотя, при большом желании, любой взрослый, который чувствует себя ребенком внутри, сможет попробовать свои силы. 9. Взрослый квеструм. Игра проходит в замкнутом пространстве, из которого необходимо найти выход путем решения логических задач [2,3,4].

Таким образом, в результате нашей проектно-исследовательской деятельности изучили значение слова «квест», историю появления квеста, узнали, какие разновидности квестов существуют, разработали сценарий внеурочного занятия в форме квеста. Результаты проведения занятия в форме квеста показали, что интерес к предмету повысился, студенты с огромным удовольствием приняли участие в решении проблемных ситуаций, работали в команде быстро и слаженно. А это значит, что формировались у студентов такие общие компетенции, как: «ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации» [6]. Данные общекультурные компетенции указаны в ФГОС+ СПО по направлению подготовки 09.02.07 Информационные системы и программирование

Мы считаем квест очень перспективной и эффективной формой занятий, поэтому надеемся, что в нашем колледже проведение таких занятий будет традиционным.

Библиографический список

1. Жданова, О.В. Использование квест-технологий в инклюзивной подготовке бакалавров психолого-педагогического образования // Специальное образование. – 2014. – № 10. – С. 97−102.

2. Квест – что это простыми словами // [Электронный ресурс] URL: https://advi.club/psihologiya-i-obshhestvo/157-kvest-prostymi-slovami.html (Дата обращения 27.10.2018)

3. Квест (значение) // [Электронный ресурс] URL: https://dic.academic.ru/ dic.nsf/ruwiki/ 129111 (Дата обращения 28.10.2018)

4. Квест (значения) // [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (Дата обращения 28.10.2018)

5. Современный словарь иностранных слов. – М.: Рус.яз., 1992. – 740

6. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по специальности (направлению) подготовки 09.02.07 Информационные системы и программирование, утвержденные Приказом МОиН РФ № 1547 от 09.12.2016

© Рожков В. П.