Занятие-праздник "Красота земли"
Предварительный просмотр:
МОУ «Изварская СОШ»
Тема:
КРАСОТА ЗЕМЛИ РОДНОЙ
занятие -праздник
(можно использовать на уроках трудового обучения , ИЗО, краеведения)
Першиной Тамары Вениаминовны,
Учителя, библиотекаря
Цели и Задачи:
- Приобщение к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.
- Расширение знаний учащихся о русских народных промыслах
- Воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру и искусству, любовь к Родине и ее истории через эстетическое развитие.
- Развитие познавательного интереса детей, навыков поисковой работы, познавательной активности, а также навыков публичного выступления.
- Активизация творческого потенциала учеников, умение работать в малом коллективе.
Порядок проведения:
- Организационный момент.
- Театрализованные представления с элементами игры.
- Практическая работа (роспись). (На усмотрение учителя)
Оборудование и материалы:
- Оформление класса под убранство русской избы, утварь, изделия народных промыслов.
- Выставка работ учащихся по теме «Русское народное искусство».
- Народные костюмы и украшения для артистов.
- Музыкальное оформление.
- Различные поделки из глины, ниток, ткани, дерева.
Зал украшен работами учащихся по теме «Русское народное искусство».
- Эскизы росписи посуды по мотивам Хохломы.
- Эскизы изделий с росписью по мотивам Гжель.
- Эскизы росписи разделочных досок по мотивам Городца.
- Лепные дымковские игрушки и свистульки.
- Эскизы подносов с Жостовской росписью.
Ход урока
Зал украшен полотенцами, керамикой, вышивкой и т. п. Оформлены выставки с репродукциями и изделиями Хохломы, Гжели, Дымково, Жостово и т. д., на плечах ведущих и учителя Павловские платки.
1-й ведущий. В каждом доме и квартире
Сказка рядышком живет.
Сказка - умница и прелесть
-Красоту нам создает.
Учитель. А что такое красота? Это жар-птица. Залетит в дом, осветив его ярким пламенем, и засияют в доме тысячи ее искр переливчатых и чистых: и на деревянных тарелках, и на хлебницах, и на разделочных досках, и на одежде, и на украшениях.
Куда ни глянешь - кругом веселые и жаркие цветы, сказочные птицы и яркий и ликующий мир. И радует эта красота и взор наш, и душу нашу.
А создана эта красота руками людскими, руками умелыми. Многие люди творили ее: одни - работая с деревом, другие - с металлом, третьи - с тканями, четвертые - с глиной. И глядишь, из куска дерева рождалось сказочное блюдо, а из комка глины - прелестные детские игрушки.
Давайте сегодня отправимся в те места, где красота создается да сказка рождается.
(Ребята расходятся к стендам, где представлены промыслы. Звучит народная музыка.)
В левом углу комнаты у окна стоит лавка, на ней сидят три девушки в народных костюмах. Рядом стоит стол, на нем шкатулка с рукоделием, домашняя утварь, посуда.
Девушки поют (или звучит запись русской народной песни)
В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
У окна сидит.
Молода, красива,
Карие глаза.
По плечам развита
Русая коса.
Русая головка,
Дума без конца...
Ты о чем взгрустнула,
Девица-краса?
2-й ведущий. Давайте зайдем в избу, где так хорошо поют,
1-я девушка. Долгими зимними вечерами крестьянская девушка должна была готовить себе приданое: свадебный наряд, выходную одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое.
Все предметы, входящие в приданое, были ярки и декоративны, и основную роль в этом чаще всего играла вышивка.
Украшение - не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые можно читать, как книгу.
Каждый элемент орнамента имеет свое значение и смысл: слава божеству, праздник; просьба плодородия; благодарность Богу за содеянное.
Уже с 7-9 лет девушка начинала прясть, и первое, что она делала из ткани, - были куклы.
Это были не просто игрушки, а куклы-обереги.
(Девушки рассказывают и показывают куклы.)
2-я девушка. Основой куклы является крест - символ солнца, жизни, вечности.
Выделяли: голову, руки, грудь - главные части тела.
Затем наряжали ее в народный костюм, в который входили:
Рубаха - ее носили и мужчины, и женщины. Она была длинная, до пят. Ее украшали обереговыми узорами вдоль ворота, рукавов и внизу.
Сверху надевали:
Поневу - поясная одежда, типа юбки. Ее носили замужние женщины в южных районах России.
Или
Сарафан - который вошел в обиход с 15 века.
Если шли на гуляния, сарафан просто подпоясывали.
Пояс - обереговый знак. Распоясаться - открыть себя для нечистой силы.
Если шли на работу, то надевали:
Передник, чтобы сохранить одежду. Его тоже украшали.
3-я девушка. Головными уборами были:
Венок или повязка - девичий убор, он оставлял голову открытой.
Замужняя женщина надевала закрытый головной убор - самый распространенный - «сорока».
Грудь всегда покрывали бусы - это тоже обереги - хранительницы здоровья, души.
Чтобы не потеряла она обереговый смысл, нельзя ее было колоть иголками, не было у этой куклы и лица.
Можно было только нарисовать на лице крест угольком.
Вместе. Возьмите наших кукол, гости дорогие!
Пусть хранят они вас в дороге. (Дарят кукол гостям.)
Ведущие вместе: Ай, да рукодельницы в этой избе живут! .
1-й ведущий. А посуда и утварь в избе не простые, резные да расписные.
2-й ведущий. Да, всякий удел свой промысел имел.
(Выходят три девушки, у них в руках городецкие разделочные доски.)
1-й ведущий. Откуда вы - девицы-красавицы?
Девушки. -Я из Хлебаихи.
-Я из Курцева.
- Я из Коскова.
2-й ведущий. А где это?
Девушка 1 - я. Да недалеко от Нижнего Новгорода, на берегах Узолы -левого притока великой Волги.
Девушка 2-я. Промысел наш называется Городец.
Девушка 3-я. Сначала наши мастера занимались резьбой » по дереву, а потом стали красками диковинные узоры писать. (Девушки показывают гостям свои работы.)
Ведущие вместе: Спасибо вам за работу вашу, за красоту, что вы дарите (кланяются).
(От стенда «Хохлома» выходит группа учащихся, в руках у них хохломская посуда.)
Учащиеся: Хохломская роспись -
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шелковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней
Наша хохлома.
(Девушки подают ведущим посуду.)
1-й ведущий: Вот подарки, так подарки!
Краской огненной и яркой
Кто искусно расписал
Сувениры-чудеса?
2-й ведущий: Чародеи Хохломы!
Что, ребята, если мы
Захотим узнать,
Откуда появилось это чудо?
Кто придумал эти краски,
Словно взятые из сказки?
Учащиеся. Рассказывают, жил в древние времена в Москве мастер-иконописец.
Царь ценил его мастерство. Любил и мастер свое ремесло, но еще больше любил он свободу.
Поэтому покинул он царский двор и перебрался в глухие леса. Срубил себе избу. Стал делать посуду. И захотелось сделать ее такой, чтобы отразилась в ней красота родной земли. И посуда вышла - чудо.
Загремела слава мастера. Приезжали люди, чтобы взглянуть на рукотворную красоту.
Наконец, услышал о нем и грозный государь, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести к нему. Но быстрее летела народная молва.
Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан, рассказал им свои секреты.
А утром, когда вошли в село слуги царские, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, так и не нашли. Только остались на земле его краски, которые вобрали в себя и жар, и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его ремесло. И до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем о чуде красоты.
Учитель. А знаете ли вы, что хохлома «золотой» называется? Почему?
Но сначала ответьте мне, что обозначает слово «золотой» в различных словосочетаниях. А ну-ка, что обозначает: (Учитель задает вопросы, а учащиеся отвечают.)
- золотая коса ... (светло-русая);
- золотое солнце ... (яркое);
- золотая нива ... (спелая);
- золотая голова ... (умная);
- золото ты мое ... (любимый);
- золотые руки... (умелые);
- золотой человек ... (покладистый, добрый).
1-й ведущий. «Золотая» роспись деревянной посуды появилась на Руси в 16 веке. Изготавливается эта посуда из липы, березы, осины.
Посуду эту деревянную сушат, затем 2 раза шпаклюют, грунтуют льняным маслом, шлифуют, олифой натирают ласково-ласково, пока изделие не заблестит, затем покрывают алюминиевым порошком. После этого изделие расписывают стойкими красками - охрой, суриком, кармином, киноварью и сажей. Лаком покрывают и прогревают. Лак этот при нагревании приобретает золотистый блеск. Отсюда и золотое свечение посуды, сияние ее.
(Выбегают ребята, в руках у них гжельская посуда.)
2-й ведущий. А вы, ребята, откуда?!
Ребята. А вы угадайте!
Назови, подружка, цветик
Самый милый и любой, -
А подружка отвечает:
Колокольчик голубой!
Василек, василек,
А лучше незабудки.
Заплету из них венок
Для сестры Машутки.
Из лазоревого цвета
Наберу и два букета
Синей лентой завяжу,
Кому в подарок - не скажу.
Ребята вместе. Как зовется наш промысел?
Учащиеся отвечают. Гжель.
1-й ведущий. Спасибо вам!
2-й ведущий. Ну, а теперь пойдем дальше.
(Подходят к стенду «Дымково»)
1-й ведущий. Что за село такое - «Дымково»?
Ты не знаешь? А вы не знаете?
(От стенда отходит группа учащихся с игрушками в руках.)
Учащийся. Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости, гремящей, как басы.
Она глядит не прянично,
Ликующе и празднично.
В ней молодость-изюминка,
В ней удаль и размах.
Сияйте охра с суриком
По всей земле в домах.
2-й ведущий. А какие игрушки вы делаете?
Учащиеся. Делаем разные игрушки. Вот, смотрите.
Девица в венце, румянец на лице.
Собой хороша, стоит не дыша.
(показывает игрушку «Барышня»)
Яша-дружок дует в рожок,
Сидит на спинке у свинки.
(показывает игрушку «Скоморох на свинье»)
Ваня, Ваня - простота,
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.
(показывает игрушку «Скоморох на коне»)
Стоит олень
На стройных ногах,
Вся краса у оленя в рогах.
(показывает игрушку «Олень»)
1-й ведущий. Ну, теперь я знаю, где самые народные игрушки делают.
2-й ведущий. Спасибо вам, мастера.
1-й ведущий. Сколько же этих промыслов? И конца им нет, а ноги уже устали.
2-й ведущий. А давай спросим у ребят, какие еще промыслы они знают?
(Все ребята отвечают и показывают изделия или иллюстрации)
- Резьба по дереву и кости.
- Плетение кружев.
- Вышивка.
- Лаковая миниатюра: Палех, Федоскино, Холуй, Мстёра.
- Кузнечное дело: кованые решетки, ворота.
- Жостовские подносы.
На жостовском подносе
В зеркальной глади лака Ржаная медь колосьев,
Степной румянец
Багрянец поздних листьев,
Лесной подснежник первый,
А жостовские кисти
Нежнее мягкой вербы.
- Деревянная матрешка.
Я - бабушка Матрешка,
Несу грибов лукошко.
За мной родные внучки
Идут, сложивши ручки
И все они Матрешеньки,
И все они манешеньки,
Все с аленькими щечками
Под пестрыми платочками.
Нарядные, пригожие,
На бабушку похожие.
Учитель. Хорошо! Молодцы, знаете!
Мы с вами сегодня тоже попробуем свои творческие силы, почувствуем себя в роли мастеров Гжели, Городца и Хохломы.
Практическая работа (На усмотрение учителя)
Роспись разделочных досок и тарелок с опорой на образцы элементов росписи данных промыслов. Работа в малом коллективе, группами.
Рефлексия
Подведение итогов. Выставка работ.
Весело было на нашем празднике. Умели русские люди хорошо работать, умели и весело отдыхать.
Спасибо всем! Приходите ещё к нам в гости.