Занятие-праздник "Красота земли"

Першина Тамара Вениаминовна

Занятие-праздник "Красота земли"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie-prazdnik_krasota_zemli.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Изварская СОШ»

Тема:

 КРАСОТА ЗЕМЛИ РОДНОЙ

занятие -праздник

 (можно использовать на уроках трудового обучения , ИЗО, краеведения)

Першиной Тамары Вениаминовны,

Учителя, библиотекаря

Цели и Задачи:

  1. Приобщение к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.
  2. Расширение знаний учащихся о русских народных промыслах
  3. Воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру и искусству, любовь к Родине и ее истории через эстетическое развитие.
  4. Развитие познавательного интереса детей, навыков поисковой работы, познавательной активности, а также навыков публичного выступления.
  5. Активизация творческого потенциала учеников, умение работать в малом коллективе.

Порядок проведения:

  1. Организационный момент.
  2. Театрализованные представления с элементами игры.
  3. Практическая работа (роспись). (На усмотрение учителя)

Оборудование и материалы:

  1. Оформление класса под убранство русской избы, утварь, изделия народных промыслов.
  2. Выставка работ учащихся по теме «Русское народное искусство».
  3. Народные костюмы и украшения для артистов.
  4. Музыкальное оформление.
  5. Различные поделки из глины, ниток, ткани, дерева.

Зал украшен работами учащихся по теме «Русское народное искусство».

  1. Эскизы росписи посуды по мотивам Хохломы.
  2. Эскизы изделий с росписью по мотивам Гжель.
  3. Эскизы росписи разделочных досок по мотивам Городца.
  4. Лепные дымковские игрушки и свистульки.
  5. Эскизы подносов с Жостовской росписью.

Ход урока

Зал украшен полотенцами, керамикой, вышивкой и т. п. Оформлены выставки с репродукциями и изделиями Хохломы, Гжели, Дымково, Жостово и т. д., на плечах ведущих и учителя Павловские платки.

1-й ведущий.      В каждом доме и квартире

                            Сказка рядышком живет.

                            Сказка - умница и прелесть

                            -Красоту нам создает.

Учитель. А что такое красота? Это жар-птица. Залетит в дом, осветив его ярким пламенем, и засияют в доме тысячи ее искр переливчатых и чистых: и на деревянных тарелках, и на хлебницах, и на разделочных досках, и на одежде, и на украшениях.

Куда ни глянешь - кругом веселые и жаркие цветы, сказочные птицы и яркий и ликующий мир. И радует эта красота и взор наш, и душу нашу.

А создана эта красота руками людскими, руками умелыми. Многие люди творили ее: одни - работая с деревом, другие - с металлом, третьи - с тканями, четвертые - с глиной. И глядишь, из куска дерева рождалось сказочное блюдо, а из комка глины - прелестные детские игрушки.

 Давайте сегодня отправимся в те места, где красота создается да сказка рождается.

(Ребята расходятся к стендам, где представлены промыслы. Звучит народная музыка.)

В левом углу комнаты у окна стоит лавка, на ней сидят три девушки в народных костюмах. Рядом стоит стол, на нем шкатулка с рукоделием, домашняя утварь, посуда.

Девушки поют (или звучит запись русской народной песни)

В низенькой светелке

Огонек горит,

Молодая пряха

У окна сидит.

Молода, красива,

                                     Карие глаза.

По плечам развита

                                       Русая коса.

Русая головка,

Дума без конца...

Ты о чем взгрустнула,

Девица-краса?

2-й ведущий. Давайте зайдем в избу, где так хорошо поют,

1-я девушка. Долгими зимними вечерами крестьянская девушка должна была готовить себе приданое: свадебный наряд, выходную одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое.

Все предметы, входящие в приданое, были ярки и декоративны, и основную роль в этом чаще всего играла вышивка.

Украшение - не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые можно читать, как книгу.

Каждый элемент орнамента имеет свое значение и смысл: слава божеству, праздник; просьба плодородия; благодарность Богу за содеянное.

Уже с 7-9 лет девушка начинала прясть, и первое, что она делала из ткани, - были куклы.

Это были не просто игрушки, а куклы-обереги.

(Девушки  рассказывают и показывают куклы.)

2-я девушка. Основой куклы является крест - символ солнца, жизни, вечности.

Выделяли: голову, руки, грудь - главные части тела.

Затем наряжали ее в народный костюм, в который входили:

Рубаха - ее носили и мужчины, и женщины. Она была длинная, до пят. Ее украшали обереговыми узорами вдоль ворота, рукавов и внизу.

Сверху надевали:

Поневу - поясная одежда, типа юбки. Ее носили замужние женщины в южных районах России.

Или

Сарафан - который вошел в обиход с 15 века.

Если шли на гуляния, сарафан просто подпоясывали.

Пояс - обереговый знак. Распоясаться - открыть себя для нечистой силы.

Если шли на работу, то надевали:

    Передник, чтобы сохранить одежду. Его тоже украшали.

3-я девушка. Головными уборами были:

Венок или повязка - девичий убор, он оставлял голову открытой.

Замужняя женщина надевала закрытый головной убор - самый распространенный - «сорока».

Грудь всегда покрывали бусы - это тоже обереги - хранительницы здоровья, души.

 Чтобы не потеряла она обереговый смысл, нельзя ее было колоть иголками, не было у этой куклы и лица.

Можно было только нарисовать на лице крест угольком.

Вместе. Возьмите наших кукол, гости дорогие!

              Пусть хранят они вас в дороге. (Дарят кукол гостям.)

Ведущие вместе: Ай, да рукодельницы в этой избе живут!        .

1-й ведущий. А посуда и утварь в избе не простые, резные да расписные.

2-й ведущий. Да, всякий удел свой промысел имел.

(Выходят три девушки, у них в руках городецкие разделочные доски.)

1-й ведущий. Откуда вы - девицы-красавицы?

Девушки.       -Я из Хлебаихи.

-Я из Курцева.

- Я из Коскова.

 2-й ведущий. А где это?

Девушка   1 - я. Да недалеко от Нижнего Новгорода, на берегах Узолы -левого притока великой Волги.

Девушка 2-я. Промысел наш называется Городец.

Девушка   3-я. Сначала наши мастера занимались резьбой » по дереву, а потом стали красками диковинные узоры писать. (Девушки показывают гостям свои работы.)

Ведущие   вместе:   Спасибо вам за работу вашу, за красоту, что вы дарите (кланяются).

 (От стенда «Хохлома» выходит группа учащихся, в руках у них хохломская посуда.)

Учащиеся:                            Хохломская роспись -

                             Алых ягод россыпь,

                             Отголоски лета

         В зелени травы.

    Рощи, перелески,

Шелковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

У красы точеной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд?

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней

Наша хохлома.

(Девушки подают ведущим посуду.)

1-й   ведущий:    Вот подарки, так подарки!

Краской огненной и яркой

Кто искусно расписал

                                 Сувениры-чудеса?

2-й   ведущий:    Чародеи Хохломы!

                           Что, ребята, если мы

                                Захотим узнать,

                                Откуда появилось это чудо?  

                                 Кто придумал эти краски,  

                                 Словно взятые из сказки?

Учащиеся. Рассказывают, жил в древние времена в Москве мастер-иконописец.

Царь ценил его мастерство. Любил и мастер свое ремесло, но еще больше любил он свободу.

Поэтому покинул он царский двор и перебрался в глухие леса. Срубил себе избу. Стал делать посуду. И захотелось сделать ее такой, чтобы отразилась в ней красота родной земли. И посуда вышла - чудо.

Загремела слава мастера. Приезжали люди, чтобы взглянуть на рукотворную красоту.

Наконец, услышал о нем и грозный государь, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести к нему. Но быстрее летела народная молва.

Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан, рассказал им свои секреты.

А утром, когда вошли в село слуги царские, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, так и не нашли. Только остались на земле его краски, которые вобрали в себя и жар, и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его ремесло. И до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем о чуде красоты.

Учитель. А знаете ли вы, что хохлома «золотой» называется? Почему?

Но сначала ответьте мне, что обозначает слово «золотой» в различных словосочетаниях. А ну-ка, что обозначает: (Учитель задает вопросы, а учащиеся отвечают.)

  • золотая коса ... (светло-русая);
  • золотое солнце ... (яркое);
  • золотая нива ... (спелая);        
  • золотая голова ... (умная);
  • золото ты мое ... (любимый);
  • золотые руки... (умелые);
  • золотой человек ... (покладистый, добрый).

1-й ведущий. «Золотая» роспись деревянной посуды появилась на Руси в 16 веке. Изготавливается эта посуда из липы, березы, осины.

Посуду эту деревянную сушат, затем 2 раза шпаклюют, грунтуют льняным маслом, шлифуют, олифой натирают ласково-ласково, пока изделие не заблестит, затем покрывают алюминиевым порошком. После этого изделие расписывают стойкими красками - охрой, суриком, кармином, киноварью и сажей. Лаком покрывают и прогревают. Лак этот при нагревании приобретает золотистый блеск. Отсюда и золотое свечение посуды, сияние ее.

 (Выбегают ребята, в руках у них гжельская посуда.)

2-й   ведущий. А вы, ребята, откуда?!

Ребята.        А вы угадайте!

Назови, подружка, цветик

        Самый милый и любой, -

А подружка отвечает:

Колокольчик голубой!

       Василек, василек,

       А лучше незабудки.

       Заплету из них венок

       Для сестры Машутки.

Из лазоревого цвета

Наберу и два букета

Синей лентой завяжу,

Кому в подарок - не скажу.

Ребята вместе. Как зовется наш промысел?

Учащиеся отвечают. Гжель.

1-й   ведущий.  Спасибо вам!

2-й   ведущий.  Ну, а теперь пойдем дальше.

 (Подходят к стенду «Дымково»)

1-й   ведущий. Что за село такое - «Дымково»?

Ты не знаешь? А вы не знаете?
(От стенда отходит группа учащихся с игрушками в руках.)


Учащийся.        Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

 От капелек росы,

 В ней что-то есть от радости, гремящей, как басы.

Она глядит не прянично,

 Ликующе и празднично.

В ней молодость-изюминка,

В ней удаль и размах.

Сияйте охра с суриком

По всей земле в домах.

2-й   ведущий. А какие игрушки вы делаете?

Учащиеся. Делаем разные игрушки. Вот, смотрите.

Девица в венце, румянец на лице.

 Собой хороша, стоит не дыша.

(показывает игрушку «Барышня»)

Яша-дружок дует в рожок,

Сидит на спинке у свинки.

(показывает игрушку «Скоморох на свинье»)

Ваня, Ваня - простота,

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперед

И поехал в огород.

(показывает игрушку «Скоморох на коне»)

Стоит олень

На стройных ногах,

Вся краса у оленя в рогах.

(показывает игрушку «Олень»)

1-й    ведущий.   Ну, теперь я знаю, где самые народные игрушки делают.

2-й   ведущий.  Спасибо вам, мастера.

1-й    ведущий.   Сколько же этих промыслов? И конца им нет, а ноги уже устали.

2-й     ведущий.   А давай спросим у ребят, какие еще промыслы они знают?

(Все ребята отвечают и показывают изделия или иллюстрации)

  • Резьба по дереву и кости.
  • Плетение кружев.
  • Вышивка.
  • Лаковая миниатюра: Палех, Федоскино, Холуй, Мстёра.
  • Кузнечное дело: кованые решетки, ворота.
  • Жостовские подносы.

На жостовском подносе

В зеркальной глади лака Ржаная медь колосьев,

Степной румянец

Багрянец поздних листьев,

Лесной подснежник первый,

А жостовские кисти

Нежнее мягкой вербы.

-        Деревянная матрешка.

Я - бабушка Матрешка,

Несу грибов лукошко.

За мной родные внучки

Идут, сложивши ручки

И все они Матрешеньки,

И все они манешеньки,

Все с аленькими щечками

Под пестрыми платочками.

Нарядные, пригожие,

На бабушку похожие.

Учитель. Хорошо! Молодцы, знаете!

Мы с вами сегодня тоже попробуем свои творческие силы, почувствуем себя в роли мастеров Гжели, Городца и Хохломы.

Практическая работа (На усмотрение учителя)

Роспись разделочных досок и тарелок с опорой на образцы  элементов  росписи данных промыслов. Работа в малом коллективе, группами.

Рефлексия

Подведение итогов. Выставка работ.

 Весело было на нашем празднике. Умели русские люди хорошо работать, умели и весело отдыхать.

Спасибо всем! Приходите ещё к нам в гости.