Детское чтение в современной России: социальные функции, структура и практики (проблемы социальных практик и их решение).

Симонова Нина Ивановна

Проблемы детского чтения в России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_chtenie.docx33.3 КБ

Предварительный просмотр:

Симонова Н.И.

Детское чтение в современной России: социальные функции, структура и практики (проблемы социальных практик и их решение).

«Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это,

прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее благородные

идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки

 человечности, из которых складывается личность».

 В.А. Сухомлинский

Современная ситуация с детским чтением в нашей стране особенно проблематична, да и сама тема книжной культуры сегодня противоречива.  Несмотря на то, что рынок детской литературы перенасыщен, нет книжного дефицита, существует альтернатива текстовым книгам в электронном виде, надо признать, что новое поколение «цифровых детей» практически не читает или мало читает, предпочитая досуг проводить по-другому.

В XXI веке дети, если читают, то читают другую литературу и иными способами, нежели предыдущие поколения, и обидно осознавать, что статус «самой читающей страны в мире» практически утрачен. Бесспорно, активно идет процесс трансформации читательских практик современных детей. Меняются основные социальные функции и характеристики детского чтения: – статус и характер чтения,

– продолжительность чтения,

– репертуар чтения детей,

– способы работы с книгами,

– читательские предпочтения и вкусы.

Все исследователи в области изучения чтения молодежи в своих работах всегда делали акцент на социально-психологических, педагогических, культурологических особенностях изучения детского чтения. «В основных социальных функциях детского чтения рассматривалась, в первую очередь, реализация воспитательной, образовательной, самообразовательной и коммуникационной функций, формирующих и укрепляющих стандарты духовного мира подрастающего поколения; воспитание его в традиционных нормах и ценностях» [1, с. 8]. К великому сожалению, брэнды советских времен «Книга – источник знаний!» и «Лучший подарок – это книга!» далеко не популярны у современных тинэйджеров, да и у их родителей, которым сейчас 30–40 лет. Проблемы очевидны – всесилие гаджетов,  «мертвыми» стоят домашние библиотеки, в которых хранятся  лучшие образцы русской и зарубежной литературы, но сегодня и они разбавлены низкопробным «чтивом». Если не читают родители – вырастает поколение не читающих детей. А жанровое разнообразие современного книжного рынка затрудняет выбор – появилось много книг с «европейскими ценностями», чуждых нашему менталитету, маркировка 18+ будоражит воображение, притягивает внимание и толкает на соблазн. Многие дети из-за отсутствия свободного времени читают книги только по школьной программе, которая и без того выхолощена. Печальная статистика свидетельствует об отсутствии культуры чтения и повсеместны факты  бесконтрольного детского чтения. Да, есть еще культурные островки чтения – массовые библиотеки, которые предпринимают попытки развития и изучения детского чтения, но и они сегодня выполняют не образовательную функцию, а массовые досуговые и развлекательные функции, всё больше уходя в onlain (пандемия). Конечно, тотального отказа от чтения печатной продукции не случится, но все понимают, как негативно обнажились в жанрово-тематических предпочтениях вкусы современных читателей – дети читают фэнтези, детективы, ужастики, комиксы, которые раньше и за книгу-то не считали.

Известно, что детское чтение – это «социальный сегмент единого механизма приобщения к материальной и духовной культуре» [1, с.6].

Традиционно считалось, что для нашей страны в процессе формирования и развития гармонично развитой личности чтение является главным фактором. Ведь чтение – это не развлечение, а воспитание и просвещение и средство проведения свободного времени, а ведь что дети читают, то и отражается на духовном здоровье подрастающего поколения. «Читательские практики мы понимаем как принятые в культуре (традиционные/новые) способы и навыки обращения с книгами, иными печатными и электронными документами» [1, с.8].

Хочется верить, что начало нового тысячелетия в России связано с возвращением духовно-нравственных ориентиров в политику государства, в культуру, в повседневную жизнь россиян, с осознанием того, что возрождение страны, решение экономических и социальных проблем неразрывно связано с воспитанием человека высокой духовной культуры. Важными реалиями настоящего времени ставятся нам, педагогам очень серьёзные и значимые задачи, одной из которых является необходимость остановить нравственную деградацию, восстановить историческую память, нравственные ориентиры, ценности культуры, веру, отношение к языку. Сегодня в нашей стране как никогда остро стоят вопросы о судьбе подрастающего поколения, особенно актуальны они в воспитании и обучении молодежи в школе с медицинским профилем.

Санкт-Петербургское Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Восстановительный центр детской ортопедии и травматологии «Огонёк» (далее «Огонёк») – это необычная школа. «Огонёк» – это современный оздоровительно-образовательный комплекс, предназначенный для обучения и оздоровления детей в возрасте от 4 до 18 лет, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата с полным пансионом. «Огонёк» – это еще и уникальное медицинское, образовательное учреждение, с применяемыми в нем консервативными методиками лечения, признанными передовыми во всем мире. Дети лечатся по самым новым методикам и при этом получают хорошее образование, соответствующее Государственным стандартам РФ. В школе Центра работают опытные учителя и педагоги-воспитатели, успешно решающие задачи по максимально возможной педагогической, психологической и социальной адаптации детей. Контингент обучающихся в образовательном учреждении имеет разный уровень мотивации к обучению: одаренные и требующие коррекции знаний ученики, дети с ограниченными возможностями здоровья и дети, которые требуют постоянного внимания со стороны педагогов и воспитателей.

В состав педагогического подразделения Центра входят учителя школы и воспитатели пяти отделений. Коллектив учителей школы состоит из высококвалифицированных педагогов высшей и первой категории. Наши педагоги – универсалы. Дети приезжают из разных городов России, из разных школ, имеют разный уровень подготовки, учатся по разным программам и проводят у нас очень непродолжительное время. В этих условиях наши учителя должны быть просто волшебниками, чтобы никого не оставить без новых знаний вдали от родной школы. Учебный план школы выполняет образовательный Стандарт РФ по всем базовым дисциплинам и работает по технологии поддерживающего обучения, аккумулируя вариативность школьных программ. Седьмой год педагоги реализуют проект «Познание и творчество». Ежемесячно учителя школы планируют и проводят предметные декады, способствующие не только закреплению знаний, но и развивающие интерес к наукам и здоровому образу жизни, используя большой список литературных источников. Название декад говорит о серьёзном репертуаре рекомендованных детям книг для подготовки апробированных тем –  «Моя Родина – Россия!», «Математика – царица наук», «Народные промыслы Центральной России», «Игра по станциям», «Ты и твое здоровье», «По странам и континентам», «Могучий русский язык», «О спорт – ты жизнь!», «Путешествие по странам Скандинавии».

Дети-пациенты, поступая к нам, попадают в трудную жизненную ситуацию. Им тяжело вдали от дома, они устают от процедур. Им необходимо сочетать лечебную и образовательную нагрузку. Они находятся во временном детском коллективе, и у них зачастую мало личного пространства. Но в «Огоньке» уникальная психологическая обстановка. Детей связывают здесь общие проблемы. Они проводят вместе много времени. Старшие дети не стесняются помогать малышам, и педагоги всячески поддерживают эту инициативу. Например, стали доброй традицией  «Часы чтения», когда старшие дети ежедневно читают дошкольникам книжки вслух, и что самое главное, после вместе обсуждают прочитанное. Книги для таких встреч заказываются в библиотеке, которая работает на удаленной территории, недоступной  для детей, и это проблема в нашем учреждении. Но мы решили частично эту проблему, организовав мини-библиотеку в виде стеллажа с книгами открытого доступа, где любой ребенок  может выбрать для чтения книгу на свой вкус.  Самое удивительное, что стеллаж с книгами постоянно востребован, книги «ходят» из рук в руки; иногда можно видеть у стеллажа с открытой книгой и педагогов, и медицинских работников, которые частенько приносят свои книги из домашней библиотеки в общее пользование.

Большое внимание в Центре уделяется внеклассной работе и организации досуга. Естественно, дети ни на минуту не остаются без внимания взрослых, для них организуются и проводятся традиционные тематические «Вечера поэзии», где подростки раскрывают свой творческий потенциал. Они серьезно изучают определенный, рекомендованный список книг, например, по творчеству поэта-балтийца Юрия Инге, который родился в Стрельне и погиб при Таллинском прорыве в 1941 году в самом начале Великой Отечественной войны. Более того, результатом совместной творческой работы педагогов, воспитателей и детей стали театрализованные спектакли патриотической тематики «Я стал очевидцем того героизма…» (по творчеству Ю.А. Инге) и «Я с тобою блокадной судьбой окрылен…» (по творчеству А.В. Романова). Это коллективное творчество стало серьёзной заявкой  в 2019 году на Международный литературно-патриотический конкурс «ЧИТАЕМ ИНГЕ» и Городской литературный поэтический конкурс «Читаем Андрея Романова» в 2020 году, где наши старшеклассники стали дипломантами в номинации «коллективное творчество». А сколько было проведено «уроков мужества», памятных бесед и презентаций! Дети читали книги, выбирали и учили стихи, придумывали декорации и рисовали, оформляя сцену для спектаклей. После таких уроков и бесед дети становятся внимательнее друг к другу, дружнее, добрее, а Центр – вторым домом и большой дружной семьей для 250 детей в течение месяца.

Школа всегда была и остается островком культуры и знаний. Общие проблемы и интересы сплачивают детей и педагогов, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка. И в такие минуты мы понимаем, что, воспитывая детей на богатейшей культуре нашего народа, мы можем возродить и развить генетический код и присущие русскому народу «человечность» и «отзывчивость», которые лежат в основе нравственного развития личности. Большие праздники в виде балов в помещении и на пленэре – большая редкость в нашем лечебном заведении, да и диагнозы пациентов не всегда позволяют проводить такие массовые  вечера, но прошедшие  балы в Орловском парке поселка Стрельна, где наши питомцы танцевали и играли в детские игры XIX века, запомнились надолго. Подготовка была мощной: читали книги по истории Стрельны, о бальном этикете прошлых веков, разыгрывали сценки из жизни «светского общества», учились танцевать, оттачивая новые для себя движения, разучивали игры, в которые играла молодежь два столетия назад, удивлялись их простоте и азарту. Выбирали костюмы, украшения, используя книжные подсказки, и во всем великолепии блистали на балу. А всё волшебство – из книг! Ведь читая рекомендованные книги, изучая историю страны, дети воспринимают чувство коллективизма, получают интерес к традициям, ощущают дух патриотизма и чувство гордости за свое отделение, за Россию!

Репетиция и постановка ежегодных праздников ко дню Великой Победы и шествие «Бессмертного полка» объединяют нашу работу в патриотическом плане со всей страной. И что новое, необычное для нашего медицинского учреждения – новый проект реконструкции боя «Ушедшие в бессмертие», в память о морских десантах октября 1941 года. Заранее  с детьми проводим «Уроки памяти», на которых рассказываем по максимуму про Великую Отечественную войну, приводим многочисленные исторические факты и знакомим с трагическими страницами истории стрельнинского десанта, подбираем по теме для чтения литературу, показываем фильмы, обсуждаем. Как правило, реконструкциями занимаются профессиональные клубы, взрослые, а нашим детям приходится «идти в бой» без должной подготовки. Ведь дети по природе своей – актеры! Они талантливы от рождения! Реконструкция длится всего 3-5 минут. Но как горды ребята – настоящие правнуки Победы, как по-доброму завидуют им все остальные дети, как хвалят всех артистов ветераны, как неожиданно удивляются наши медики, которые видят в этом сильнейшую мотивацию детей для процесса выздоровления.

В продолжение читательских практик из опыта работы, хочется сказать, что самыми знаковыми остаются встречи с ветеранами, когда после беседы детям дарят книги воспоминаний и они, прижимая к груди бесценный подарок, бегут за автографом или со всей серьезностью вдумчиво рассматривают фотографии, шевеля губами, читая текст. Вот именно такие практики в широком смысле подразумевают все виды чувственно-предметной деятельности человека, к которой можно отнести педагогическую, воспитательную, образовательную и самообразовательную деятельность.

Чтение детей – это ключ к жизни в современном информационном обществе. Чтение – это действенный духовный труд.  Наши дети самостоятельно составляют сценарии и под контролем педагогов осуществляют театрализованные и кукольные постановки на злобу дня или по сказкам для малышей. Они читают и обсуждают не по принуждению, добровольно, с интересом, а иногда спорят, отстаивая свое мнение. Что ж, в споре рождается истина! Чтение творит чудеса? Нет, чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир, без которого он не сможет полноценно общаться. 

Сегодня как никогда важны смелые управленческие решения, умение объединить традиции и новаторство, привносить в детское чтение передовые идеи. В условиях развития общества, информационных знаний, особенно важным становится поддержка новых, свободных читательских практик детей и подростков в новой электронной среде. Чтобы дети безотчетно не «залипали» в телефонах, особенно в каникулярный период, мы придумали живые акции, пропагандирующие книгу, например, «Огонек» читающий» и «Книга в подарок «Огоньку». В первом случае делали ежедневный фотоотчет тех, кто читает, и подводили итоги прочитанному. Во втором случае были задействованы и родители, которые привозили детям для «подарка «Огоньку» прочитанные книги из дома. Это были новенькие домашние книги, порой любимые, о которых ребята с гордостью рассказывали одноклассникам и давали советы, какую книгу почитать. Заинтересованность и читательская реклама имели большой успех, ведь структура детского чтения тесным образом связана с читательскими практиками современных детей. Вот и определяется главный перечень проблем чтения в детской среде:

а). Тенденции самостоятельного, практически никем не контролируемого обращения ребенка к тому или иному жанру литературы;

б). Неограниченный выбор книг по определенной тематике, интересной ребенку «здесь и сейчас»;

в). Активное использование интернет-коммуникаций: посещение (вредных порой) сайтов, общение в блогах, на форумах, взаимодействия в рамках различных сообществах. Возникает необходимость взять под контроль свободные практики детского чтения, тесным образом связанные с процессом самообразования, раз они так популярны у подрастающего поколения.

Пока не поздно, необходимо всерьёз заняться изучением чтения детей и подростков. Не допустить, чтоб у наших детей изменился ценностный ориентир, поменялись полюса добра и зла, человеческая речь, эмоции, навсегда исчезла любовь к книге.

Литература:

  1. Колосова Е.А. Детское чтение в современной России: социальные функции, структура и практики: автореферат дис. …кандидата социологических наук: 22.00.04. М., 2011. 23 с.
  2. Симонова Н.И. Воспитание деятельной любви// «Милосердие: реалии и тенденции в педагогике. Педагогическое добровольчество, новые пути»: сб. матер.II Международного форума «Милосердие» Санкт-Петербург 1 ноября 2015 г./ ред.-сост. Козлова А.Г., Немчикова Л.А., Залаутдинова С.Е. СПб.: Лингв. центр «Тайкун», 2015. С. 71-77.
  3. Чубарьян О.С. Человек и книга: Социальные проблемы чтения. М.: Наука, 1978. 112 с.