Собственный педагогический и библиотечный опыт

Ковторова Татьяна Ивановна

Предварительный просмотр:

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА

КАК ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

ГРАЖДАНСКИХ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ

Ковторова Татьяна Ивановна

МБОУ «Хиславичская СШ»

«Родной край - сердцу рай»

  Большой вклад в духовно-нравственное воспитание наших детей вносят такие формы работы, как исследовательская и творческая.

  В нашем ИБЦ  накоплен богатый опыт в плане краеведческой работы, гражданского и духовно-нравственного воспитания детей. Для нас важны не отдельные мероприятия, а продуманная система приобщения юных хиславичан к культурным ценностям нашего поселка. Краеведение способствует духовному обогащению ребенка, проявлению его лучших качеств: милосердия, доброты, отзывчивости. На это направлена работа кружка «Юный книголюб», созданного на базе Центра 4 года тому назад.

  Вместе с ребятами, посещающими кружок, мы собираем материал под общим названием  «Родной край - сердцу рай». К этому подключились родители, педагоги школы, жители поселка.

Мы собираем материал о героях-земляках, участниках Великой Отечественной войны.  Сегодня экспонаты -  это документы, книги, фотографии, газетные вырезки, воспоминания, отражающие боевой путь воинов в Великой Отечественной войне, боевые подвиги солдат и офицеров. Появились у нас исследовательские работы «Имена личностей», «Война в жизни моей семьи», «История улиц моего поселка», «Памятники Великой Отечественной войны в п. Хиславичи» и т.д.

Ежегодно, и этот год не стал исключением, дается старт краеведческой эстафете. Каждый ребенок, посещающий кружок, работает по одной из краеведческих тем, а итоги работы традиционно подводятся в конце учебного года на круглом столе на одном из занятий библиотечного Центра.

Главное назначение краеведческой деятельности я вижу в том, чтобы обучающиеся могли применить полученные знания на практике, умели соотносить общие и местные материалы. Эта работа позволяет учащимся создать систему знаний о родном крае, расширить познавательную сферу, развить исследовательские навыки и творческие способности, выработать навыки самообразования, вести поиск информации.

Ценность краеведческой работы состоит в том, что краеведение позволяет формировать ключевые компетенции на основе жизненных реалий, включать учеников в решение проблем окружающей действительности, воспитывать в них чувство любви к Родине на конкретном жизненном материале родного края. 

А совместная деятельность позволяет быть вместе детям и взрослым, дает возможность общаться друг с другом, увидеть в ребенке новые качества, достоинства, способности.

Гражданские и духовно-нравственные ориентиры в работе ИБЦ включают в себя:

Направления

Содержание программы

Основные мероприятия

Духовно-нравственное

Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

- Коллективное создание рукописной книги «Моя семья»

-Участие в мероприятиях к 9 мая «Была весна-весна победы»

- Конкурс стихов, посвященных Дню Победы «А я читаю книги о войне и помню подвиги отцов и дедов».

- Экскурсии в Сквер Памяти героев ВОВ

Историко-краеведческое

Воспитание потребности в изучении истории родного края. Освоение детьми традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности, сохранение и развитие русской культуры через изучение народных обычаев, традиций, ремесел.

Привитие потребности в общении с искусством, изучение произведений и творчества писателей, поэтов  родного края.

-Сбор материалов «Моя малая родина - Хиславичи»

- «Поэты и писатели нашего края» (изучение биографии и творчества местных поэтов, писателей).

- Подбор материалов к постояннодействующей выставке «Мой край -сердцу рай!»

- Хиславичане – участники  Великой Отечественной войны. Помним. Славим. Гордимся.

-Поход в местный историко-краеведческий музей

-Экскурсия в Салтыковский парк

Гражданское

Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.

-Выставки и библиотечные уроки к государственным праздникам РФ - (Дню народного единства и Дню Конституции).

-Неделя защитника Отечества «Армейский калейдоскоп».

     Прежде чем стать настоящим гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей малой родины, знать ее историю, героев, знаменитых людей.

    Мы живём в непростое время. Всё труднее учить милосердию и добру, состраданию, проводить трогающие душу мероприятия. Но делать это надо во имя будущего. Жизнь продолжается, и по-прежнему необходимы людям доброта, любовь к Родине, к своим родным и близким, сверстникам. Без прошлого нет настоящего, нет  будущего!  

 

 



Предварительный просмотр:

                        Приказом Минобрнауки России от 15 июня 2016 года №715 утверждена Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров (ИБЦ).

Разработка Концепции обусловлена обновлением значения и содержания школьных библиотек для современного мира.

На основании приказа Отдела образования и молодежной политики администрации муниципального образования «Хиславичский район» Смоленской области от 21 сентября 2018 года  на базе нашей школы был создан в пилотном режиме информационно-библиотечный центр (ИБЦ)

Ответственный за создание и организацию деятельности ИБЦ  (директор) и педагог-библиотекарь на основании приказа разработали план («дорожную карту») по реализации развития школьного информационно-библиотечного центра на базе МБОУ «Хиславичская СШ» на пять лет (2018-2022г.). В ней указаны основные мероприятия, сроки их реализации и ответственные исполнители.

  • Был создан ряд нормативных документов.

ШИБЦ расположен напервом этаже . пришкольного интерната Имеет абонемент, совмещенный  с читальным залом. Читальный зал оборудован  столами для читателей (25 посадочных мест), стульями, книжными стеллажами, книжными шкафами и полками. Центр оснащен компьютером и принтером, сканером, ксероксом. Компьютер подключен к сети Интернет. Учащиеся имеют возможность навести всевозможные справки, получить необходимую информацию для использования на уроках и проведения внеклассных и общешкольных мероприятий, распечатать со своих носителе проекты, доклады и т.д.

Учителя в информационно - библиотечном центре получают информацию о педагогической и методической литературе

Создан   сайт ИБЦ, который постоянно  пополняется. Здесь  можно ознакомиться с планом работы и  деятельностью ИБЦ.

  • Подключена система  Гарант-образование – она содержит не только актуальные нормативные документы, но и книги, учебники, учебные пособия, статьи и другие необходимые документы для работы.
  • ИБЦ имеет доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам библиотеки СОИРО

Основными формами работы с учащимися является: викторины, познавательные часы, игровые программы, библиографические обзоры, беседы и обсуждения.

В ИБЦ функционируют 2 кружка:

  •  «Юный книголюб», «Творческая мастерская»
  • В ИБЦ проходит школьный этап конкурса «Живая классика»
  • Наша школа участвовала в программе «Я Класс»
  • Центр  сотрудничает с центральной районной  библиотекой, со школьными библиотеками района, ежегодно происходит обмен  учебниками.

Формирование информационно-библиотечных центров является одним из важнейших элементов современной информационно-образовательной среды в системе образования, в рамках которой необходимо работать над созданием условий по обеспечению всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей) наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам.

Внедрение инновационных технологий в работе школьной библиотеки предполагает:

        Создание и ведение электронного каталога библиографических карточек.

  • Создание электронного каталога книг и учебников.
  • Автоматическое заполнение формуляра читателя и сохранение его в базе данных.
  • Подключение к электронным библиотекам, расположенным в сети Интернет.
  • Пополнение абонемента аудиокнигами.
  • Пополнение медиатеки новыми материалами.

Для этого необходимо установить определенную программу:

либо 1С библиотека, АБИС МАРК и др. , которые стоят не малых финансовых затрат.

          Новые место и роль ИБЦ в образовательном процессе влечет за собой организационно более совершенные подходы, направленные на развитие. Прежде всего пространственное расширение ИБЦ за счет выделения зон с четким назначением: библиотечная зона, аудио - и видео зоны, компьютерная зона, где есть необходимое количество компьютеров или ноутбуков, необходим выход в интернет, имеются зарядные устройства для планшетов, смартфонов и т.д.

 зона отдыха,  

online-центр дистанционного обучения и т. п.

Необходимо расширять штат, т.е. должен быть технический специалист, и два библиотекаря, один из них занимается библиотечной деятельностью (кружки, библиотечные уроки, принимает, выдает учебники, ведет всю документацию) и второй следит за пользованием учащихся безопасным интернетом, помогает найти и зайти на нужный сайт,  найти и распечатать необходимую информацию.

По состоянию на 30августа 2019 года

Основной фонд библиотеки составляет – 15948 экземпляров

Учебный фонд- 7711 экземпляров

Художественная литература – 6274экземпляра



Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение

«МБОУ «Хиславичская СШ»

«Новая должность педагог-библиотекарь»

Выполнил:

педагог-библиотекарь

Ковторова Т.И.

2017 год

Введение новой должности становится необходимым условием существования школьной библиотеки, её соответствия требованиям информационного общества, конкурентоспособности на информационном рынке. В связи с введением федеральных образовательных стандартов общего образования ключевым направлением является создание в нашей образовательной организации единой информационно – образовательной среды. Комплексный подход в создании цифровой школы даст ряд положительных результатов: своевременный контроль над учащимися со стороны родителей (за посещаемостью, успеваемостью, пользованием библиотекой, питанием),

Отказ от бумажного документооборота, оперативный детализированный мониторинг деятельности школы администратором.

    Интернет стал для подростков единственным местом, где они получают свободный доступ к знаниям. Однако в бурном потоке информации учащимся порой сложно разобраться. Наша  библиотека по своей сущности должна будет стать лидером в этом направлении, обеспечить доступ не только к бумажным, но и к электронным информационным ресурсам, стать навигатором в цифровом информационном пространстве.

    Педагог–библиотекарь – это специалист в области работы с информацией. При введении этой должности необходимо будет научиться самому и научить учителей и учеников по-новому управлять информацией. Согласно новому квалификационному справочнику с присвоением нового статуса изменятся и должностные обязанности.

  1. Планомерное комплектование традиционными и электронными ресурсами в соответствии с профилем нашего учреждения, создание электронного каталога. Это обеспечит круглосуточный доступ к ресурсам учителям, учащимся и руководителям системы образования, даст возможность быстро формировать статистические отчеты, обеспечит межведомственный и межрегиональный обмен.
  2. Онлайновое справочно-библиографическое обслуживание. Даст возможность нашей библиотеке иметь доступ к российским и мировым ресурсам, что обеспечит помощь в проектно-исследовательской работе учителей и учащихся.
  3. Оказание сервисных услуг пользователям (помощь в поиске информации, электронная доставка документов, сканирование документов, создание электронных презентаций и т.д.).

Это позволит библиотеке демонстрировать свою значимость в школе, укрепить положение в социуме, повышать авторитет в глазах родителей, что может привести к дополнительным инвенциям в нашу школьную библиотеку.

    Услуги смогут предоставляться и в онлайновом режиме через сайт школы или библиотеки и непосредственно в библиотеке.

  1. Обучение пользователей информационной грамотности. Хочется надеяться, что именно наша школьная библиотека станет центром информационной подготовки учащихся. На педагога-библиотекаря будет возложена обязанность по управлению широким спектром ресурсов, обеспечению доступа к ним, формированию у учителей информационной культуры, комплекса знаний, умений и навыков по взаимодействию с информационной средой. Школьная библиотека должна быть неотъемлемой частью процесса образования.

Педагогу-библиотекарю вменится в обязанность педагогическая работа.

На педагога-библиотекаря распространится порядок аттестации. Он сможет подать заявление на квалификационную категорию.

    С введением новой должности возникнет необходимость переподготовки библиотекаря и  повышения его квалификации. Огромную роль в этом будут играть курсы дистанционного обучения, так как можно обучаться в любое время по индивидуальному графику. Оно даст возможность специалисту идти в ногу со временем, быть в курсе новых образовательных технологий.

     Все это не только повысит статус педагога-библиотекаря, но и ответственность.

     С введением в нашей школе, как и в любой другой,  новой должности педагог-библиотекарь возникнут не только положительные  но и отрицательные стороны.. Но я, думаю, что не стоит их пугаться, так,  как в любом новом деле есть свои плюсы и минусы. Все покажет время и расставит на свои места!



Предварительный просмотр:

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ЦЕНТР – ЧАСТЬ КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ

Ковторова Татьяна Ивановна

МБОУ «Хиславичская СШ»

Величайшее сокровище –

хорошая библиотека.

В.Г.Белинский

  1. Введение

В жизнь современной библиотеки активно вошла лексика, связанная с новыми цифровыми технологиями: цифровизация, компьютер, сканер, принтер, цифровые образовательные ресурсы, Интернет и т.д.

Поменялся статус школьных библиотек: они стали информационно-библиотечными центрами, то есть тем местом, где, кроме возможности воспользоваться собственным школьным библиотечным фондом, имеется доступ к богатейшим удалённым информационным ресурсам.  Это, бесспорно, большой плюс. Но хочется вспомнить время, когда наши дети для того, чтобы написать сочинение, подготовить реферат или сообщение, приходили в читальный зал, брали в руки словари или энциклопедии и, отбирая нужный материал, анализируя и систематизируя его, создавали свой продукт, с которым не страшно было идти на урок. Работая с традиционными источниками, дети решали огромное количество интеллектуальных задач. В наше время очень много конспектировали первоисточников, и через эти конспекты учились работать с текстами, знали, что такое план, тезис, реферат. Мы пропускали через себя информацию. Конечно, трудно спорить с тем, что доступ к удалённым ресурсам, возможность скачать и распечатать нужную информацию в разы сокращают время на подготовку того или иного задания, но порой это превращается в бессмысленное копирование готовых домашних заданий, сообщений или презентаций. Такой доступ облегчает поиск информации, но возникает вопрос: а насколько долго информация задержится в голове ученика, насколько она полезна?

Современные дети (и взрослые тоже) не только конспект написать, короткую словарную статью прочитать не хотят. Нажимая на кнопки, мы

разучиваемся творить. При любом возникающем вопросе так и хочется нажать спасительную кнопку: Google поможет, Яндекс спасёт.

  1. Основная часть.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность «… доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудио- и видеоматериалов, результатов творческой и научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся». На данный момент в нашем библиотечно-информационном центре имеется 1 моноблок, 2 ноутбука, 1 принтер, 1 сканер, проектор и экран, возможность доступа к сети Интернет. Скромно, хотелось бы большего, но почти все средства со стандарта уходят на пополнение библиотечного фонда. К тому же не во всех населённых пунктах, где проживают наши ученики, есть возможность доступа к сети Интернет, у многих нет персональных компьютеров. Это тоже реалии нашей жизни. Поэтому говорить, что наш библиотечно-информационный центр полностью укомплектован качественными источниками информации на разных носителях пока не приходится. Но всё же, дети, особенно те, которые проживают в пришкольном интернате, имеют возможность доступа к множительной технике для тиражирования учебных материалов, возможность заниматься проектной деятельностью.

Нам никуда не уйти от использования ИКТ, значит и школьным библиотекам надо учить детей работать с информацией, надо учить ребенка самостоятельно добывать информацию, искать ее в энциклопедиях, работать со справочниками, обращаться к Интернету.

При этом виртуальный мир не должен стать заменой реальному.

Информация должна быть доступна одинаково абсолютно каждому ребенку независимо от социального статуса или от того, здоров он или это ребенок с ограниченными возможностями. В здании, где находится наш школьный  информационно-библиотечный центр, оборудован пандус, имеется социальная кнопка, расширены дверные проёмы, что облегчает доступ выше обозначенной категории детей к библиотечным ресурсам.

Очень хочется, что вниманием не будет обойдён и тот человек, который работает в библиотеке - библиотекарь или педагог-библиотекарь. У нас есть возможность повышать квалификацию, мы повышаем свой профессиональный уровень. Всё это хорошо. Но наши заработные платы… Ещё одна проблема – кризис фондов, особенно художественной литературы. Несмотря ни на что, мы пытаемся создавать и поддерживать ту неповторимую библиотечную атмосферу, где живут тишина, мудрая книга и чуткий читатель.

Формированию комфортной библиотечной среды способствует и то, что я как педагог-библиотекарь, принимаю участие и во внеурочной деятельности школы. Традиционным стало проведение школьного этапа международного конкурса юных чтецов «Живая классика», организация мероприятий для летней оздоровительной площадки, в нашем ШИБЦ первоклассники прощаются с Азбукой и т.д.

Библиотеки пытаются перестраивать свою работу, соответствовать современным требования, стать важной составляющей учебного процесса. Очень хочется быть укомплектованными не только качественными источниками информации на разных носителях, но и  стать олицетворением привлекательности и комфортности. И зависит это не только от того человека, который изо дня в день живёт рядом с книгой. Вспоминается вопрос, недавно прочитанный в какой-то статье: «Но как еще далеко до того времени, когда все наши школьные библиотеки смогут соответствовать тем требованиям, которые к ним предъявляются?» И вот я открываю дверь: передо мной светлое помещение с большими окнами, затенёнными жалюзи, вдоль стен стеллажи, на которых покоятся книги, стоят уютные диваны и кресла, телевизор, компьютеры и цветы. И почти всё это пространство заполнено читателями. Мечта, пока что да…

Но как бы то ни было, наш библиотечный центр – часть культурно-информационного пространства школы. За истекший период пополнен банк методических материалов. Это публикации в СМИ, конспекты с материалами к библиотечным урокам, информационным встречам, сценарии мероприятий,

печатная продукция, проекты, методические материалы по обобщению опыта работы.

На базе ШИБЦ регулярно проводится ряд мероприятий:

− обмен опытом по работе школьных библиотекарей и ответственных за библиотечный фонд образовательных учреждение Хиславичского муниципального округа;

C:\Users\ВЕРА\Desktop\20251027_103359 (2).jpg

Фото 1.

Семинар школьных библиотекарей и ответственных за библиотечный фонд 27 октября 2025 год

- проведение различных мероприятий во время ЛОЛ;

C:\Users\ВЕРА\Desktop\60219.jpg

 Фото 2.

Сквер «Памяти героев» 22 июня 2025 год

- проведение занятий в рамках внеурочной деятельности для 1-4 классов. Программа «Книжное царство» разработана в соответствии с новыми требованиями начального общего образования;

C:\Users\ВЕРА\Desktop\для сайта\64786.jpg

Фото 3. Внеурочное занятие «Книжное царство» для 3-4 классов

− занятия членов детского объединения «Юный книголюб», программа адресована детям 7-16лет. В результате освоения рабочей программы «Юный книголюб» хочется выделить следующие предметные умения:

-формирование потребности в систематическом чтении;

-умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, что отвечает задаче библиотечного центра как части культурно-информационного пространства школы;

Хочется привести работу учащихся, которая была создана членами данного творческого объединения в рамках конкурса ко Дню словаря – приложение № 1.

  1. Заключение.

Информационно-библиотечный центр должен постоянно обеспечивать широкий и устойчивый доступ к любой информации для всех участников образовательного процесса. Это говорит о том, что в информационно-библиотечном центре, как и в учебных кабинетах, должно быть достаточное количество рабочих мест (компьютеров), локальная сеть и доступ к Интернету для всех пользователей. Нуждаются в обновлении фонды классической литературы, произведений современных авторов, детской литературы, а также произведений гражданско-патриотической направленности, используемые при освоении основных общеобразовательных программ. Но юное поколение не унывает – они сами себе университеты – в каждом кармане, на каждой ладошке у них – мобильный гаджет со своим университетом – учебными курсами “в цифре”, познавательными видеороликами, электронными словарями и энциклопедиями, цифровыми библиотеками. Хочется надеяться, что работа, проводимая на базе школьного информационно - библиотечного центра МБОУ «Хиславичская СШ», поможет создать новое пространство, которое станет для всех нас территорией информации, творчества и общения.


приложение № 1.

Необычный портрет

Что такое портрет? Когда мы слышим или произносим это слово, то чаще всего имеем в виду изображение человека на картине, фотографии, скульптуре.

А может ли быть портрет у слова? Вы когда-нибудь задумывались об этом? До недавнего времени и я об этом не думала. Но как-то на уроках русского языка мы изучали тему «Лексика», и учитель сказал, что и у слова может быть портрет. Я удивилась: «Как это - у слова и портрет. Быть такого не может!» Как же я ошибалась. Оказывается, у слова есть портрет, и помогают его нарисовать словари. Да, да, самые обыкновенные словари. Нет, не обыкновенные они, а словари – волшебники, потому что благодаря им мы раскрываем тайны слов.

Давайте попробуем проникнуть в тайну слова «корыто». Почему именно это слово меня заинтересовало? Всё очень просто: оно встретилось мне в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Начнём?

И первое, что выясним – это лексическое значение слова. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля дано такое определение: корыто – половина расколотого бревна, обделанная и выдолбленная с плоской стороны. Вот и готова одна деталь портрета.

А что дальше? Как возникло название у этого предмета? Ответить на этот вопрос поможет «Этимологический словарь» Г.А. Крылова. Ведь именно в этимологических словарях объясняется, как появилось то или иное слово, как оно развивалось, как приобрело сегодняшнюю свою форму. Знакомясь с этимологией слова, мы можем познакомиться не только с историей языка, но и с историей человечества. Читаем: «Корыто. Свое название эта емкость для стирки белья или кормления свиней получила от слова кора, потому что первые корыта изготавливались именно из этого материала».

Теперь откроем «Школьный этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского и Т.А. Бобровой. Какую тайну откроет он нам? А тайна интересная: оказывается, это слово общеславянское, производное от той же основы, что

корабль, кора, корец, черенок. Корыто буквально — «выдолбленное бревно», затем — «желоб» и «выдолбленная посуда».

Вернемся к сказке великого поэта:

… Не дождался, к старухе воротился -

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто.

 Сидеть у разбитого корыта… Вам, случайно, не приходилось? Такое выражение часто употребляют взрослые. И у него тоже своя тайна, а раскроет её «Фразеологический словарь» А.И. Молоткова. Оказывается, сидеть у разбитого корыта – это остаться ни с чем, потерять всё нажитое, приобретённое. Теперь я понимаю состояние людей, оказавшихся в подобной ситуации. А ещё можно «посадить под корыто брата или сестру», то есть жениться или выйти замуж раньше старшего брата или сестры.

Да, русский народ не обошёл своим вниманием слово «корыто». Пословицы и поговорки тому подтверждение:

Было бы корыто, а свиньи найдутся.

Чудное дело - корыто, кто не видал, тот кораблем назовёт.

Дивное судно - корыто – век живёт не покрыто.

В марте и на корыте не уедешь (значит, грязно очень).

У свиньи сало в корыте.

Встретила я и загадки с этим словом и не смогла без подсказки отгадать. Попробуйте и вы:

В липовом корытце живое мясо шевелится (нога в лапте).  

Несут корыто, другим покрыто (гроб).  

Полно корыто гусей-лебедей намыто (зубы).  

Полно корыто народу намыто (огурец).

Получилось? А я рисую дальше и для этого открываю «Словарь синонимов русского языка» З.Е. Александровой: «Корыто – см. судно». Коротко и понятно. Спасибо, словарь.

Здесь можно поставить точку, а можно и многоточие. Спросите почему? Да потому что есть ещё словари антонимов, словообразовательные, орфографические, грамматические. И каждый из них может добавить свой штрих к портрету слова «корыто». Предмет, который оно называет, уходит из нашей жизни. Но остаётся Слово. Слово в Словарях. Словарях, которые без красок и кистей создают портреты, за которыми жизнь и история народа. Нашего народа. Спасибо Вам, Словари. Благодаря Вам я научилась рисовать необычные портреты, портреты Слов.


Библиографический список

1. Слово о книге: Афоризмы, изречения, литературные цитаты. М.: Книга, 1974. С. 252.

2. http://library.oreluniver.ru/docs/internet_konf_2014/Koroleva.pdf

3. https://iic.soiro64.ru/wpcontent/uploads/2021/02/Sbornik_statei.pdf