Часть сборника ВРЕМЯ. ОБЩЕСТВО. БИБЛИОТЕКА

Дмитриева Елена Сергеевна

Материалы VІ открытой Республиканской научно-практической конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremya._obshchestvo._biblioteka.docx36.89 КБ

Предварительный просмотр:

ВРЕМЯ. ОБЩЕСТВО. БИБЛИОТЕКА

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЛУГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

ИМЕНИ М. МАТУСОВСКОГО

ВРЕМЯ. ОБЩЕСТВО. БИБЛИОТЕКА

МАТЕРИАЛЫ

  1. VІ ОТКРЫТОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ
  2. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

10 – 11 декабря 2015 г.

Луганск

УДК 021:930.85

ББК 78.3в

         В81

В81

Время. Общество. Библиотека : материалы VІ Откр. республ. науч.-практ. конф. (Луганск, 10 – 11 дек. 2015 г.). – Луганск : Изд-во ЛГАКИ имени М. Матусовского, 2015. – 151 с.

В материалах сборника освещаются актуальные проблемы деятельности библиотек в условиях новой социальной реальности, использования новых технологий в сфере культуры и др.

Для преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов старших курсов вузов культуры и искусств.

УДК 021:930.85

ББК 78.3в

Ответственный редактор:                                В. Л. Филиппов

Редакционная коллегия:                                В. К. Суханцева,

                                                                        Н. К. Литвиненко,

                                                                        Н. В. Колотовкина,

                                                                        Н. И. Шилина

Рекомендовано к печати Ученым советом

Луганской государственной академии культуры и искусств

имени М. Матусовского

(протокол № 3 от 25 ноября 2015 г.)

Материалы докладов и сообщений, включенные в сборник,

печатаются на языке оригинала.

Ответственный за выпуск:

Н. К. Литвиненко

© Луганская государственная академия

    культуры и искусств

    имени М. Матусовского, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ПЛЕНАРНЫЕ ДОКЛАДЫ

Васильев О. И. Содержание и формы работы Донецкой республиканской универсальной научной библиотеки им. Н. К. Крупской в контексте духовно-нравственного воспитания личности на примере культурно-патриотической акции «Ты выстоял
и победил, Донбасс!»

6

Расторгуева Н. А. Библиотека эпохи перемен. Миссия выполнима

9

Свиркова Л. П. Инновационные процессы в справочно-информационном обслуживании

13

НЕПРЕРЫВНОЕ БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Бобрышева  А. В. Совершенствование информационной культуры читателей библиотек в условиях свободного доступа к информации

18

Бовкун Т. А. Интерактивные формы работы библиотекаря

21

Болтенкова И. А., Поздрякова Е. С. Русскоязычные ресурсы открытого доступа

24

Гришина Л. М. Готовим будущую смену

27

Есипов А. Л.,  Уварова Е. В. Проблемы и перспективы реализации образовательных стандартов в библиотечно-информационном образовании

30

Илюхина О. И.  Духовно-нравственная работа

школьного библиотекаря

34

Комиссаренко А. Н., Тарарина А. К. Зарубежные ресурсы
открытого доступа

36

Костычева И. А. Этика современного педагога

40

Кравченко Н. И.  Международные программы по сохранности фондов библиотек

45

Литвинова Н. Б. Методический аспект преподавания мировой литературы для студентов специальности «Книговедение, библиотековедение и библиография»

47

БИБЛИОТЕКА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ

ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

Аверина В. А. Педагогика сотрудничества как фактор совершенствования подготовки библиотечных специалистов

51

Банина М. Д. Формирование культуры библиотечного специалиста

55

Борисова О. О. Чтение молодежи в современном обществе:
по материалам региональных исследований

59

Ганноченко Ю. С.  Формирование библиотечного фонда библиотеки ЛГАКИ имени М. Матусовского: современное состояние
и перспективы развития

62

Глазков М. Н.  Веха библиотечной жизни СССР 1938 г.

66

Дмитриева Е. С. Формирование духовно-нравственного сознания подростков в библиотеке

69

Дышловая Ю. Г.  История библиотек Луганщины: 60 – 70-е годы ХХ века

71

Есипов А. Л. Патриотическое воспитание обучающихся как одно
из приоритетных направлений государственной молодёжной политики

77

Иванова Е. В. Роль библиотек в процессе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения

81

Лукьянченко О. Г. Социологические исследования в Центральной окружной библиотеке г. Луганска: исторический аспект

85

Степанова Н. А. Работа приходских библиотек по духовно-нравственному просвещению населения

88

Федан Т. П. Библиотеки и православная культура в системе духовно-нравственного просвещения (из опыта работы библиотек Ровеньковской ЦБС)

93

Филипенко П. С. Социальная адаптация особых групп с помощью идеологии бодипозитивизма

99

Чазова С. А. Социально-культурная акция «Библионочь» и работа библиотеки над собой

102

Шепелева Л. К. Организация и контроль самостоятельной работы студентов в аудиторное и внеаудиторное время (из опыта работы)

106

Шутова Е. Р. Современный библиограф как субъект библиографической практической деятельности

110

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Альжанова Н. В. Библиотечное обслуживание слабовидящих
и незрячих пользователей (из опыта работы ЛУНБ им. М. Горького)

113

Альжанова Н. В. Организация библиотечного обслуживания пожилых пользователей в Луганской универсальной научной библиотеке им. М. Горького

117

Беляева Н. Е. Формирование основных направлений работы библиотек с интернет-ресурсами художественной литературы

122

Бондаренко П. А. Автоматизация библиотечно-библиографических процессов как основное направление инновационного развития библиотеки Луганского национального аграрного университета

126

Литвиненко Н. К. Инструменты Web 2.0 в обучении библиотекарей

128

Майстренко Ю. В. Готовность и способность к инновациям библиотечных сотрудников

130

Нескреба Е. П. Управление инновационными процессами
в библиотечно-информационной деятельности

134

Нечаева Е. В. Электронный документ как составная часть фонда

136

Серищева Т. В. Инновационная модель консалтинговой деятельности методической службы библиотеки Луганского национального аграрного университета

139

Улановская Н. С. Персональный сайт как инструмент популяризации научного наследия ученого

142

Щербань Т. Е. Профессиографический анализ современного библиотекаря

144

Сведения об авторах

148

УДК 028:159.923.5                                                                           Е. С. Дмитриева,

г. Луганск

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

ПОДРОСТКОВ В БИБЛИОТЕКЕ

Проблема формирования духовно-нравственных ценностных качеств личности, и прежде всего молодежи, в современных условиях особенно актуальна [1, с. 39].

Изначально сущность, основное назначение воспитания заключается в формировании духовного стержня человека – его внутреннего, духовного мира, который проявляется в системе его эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру и к самому себе. 

О роли библиотеки в духовно-нравственном воспитании можно говорить много. Библиотека может и должна стать центральным местом воспитания, прежде всего нравственной, творческой личности. Воспитать такого человека без книг невозможно. Поэтому необходимо говорить о духовности, нравственности, культуре.

В чём же заключается сущность духовно-нравственного воспитания? И почему мы настаиваем на единстве духовного и нравственного, а не обращаемся к одному из этих понятий?

Существуют разные точки зрения на этот счёт. Одна из них заключается в том, что в их объединении проявляется стремление соединить религиозное и светское понимание духовности (духовность – понятие религиозное, нравственность – светское). По мнению А. Е. Лихачёва, «в наше время, когда говорят о смысловых, идейных исканиях отдельного человека или целого культурного течения, но при этом желают подчеркнуть их автономность от религиозной сферы, термины «духовный» и «нравственный» зачастую соединяют, образуя новое слово: духовно-нравственный. Речь в подобных случаях идёт всё о том же поиске Истины и Смысла, который осуществляется и в религии, но при этом с опорой на интуитивный поиск самого человека, его совести, а не на то или иное религиозное учение или Откровение».

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей для государства. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению [3, с. 22].

Исходя из вышесказанного, библиотеки как социальные институты должны активно перестраивать свою деятельность по духовно-нравственному просвещению с учётом требований современности.

Если несколько лет назад мы говорили о том, как привлечь молодое поколение в библиотеку, то сегодня нас волнует вопрос, как и чем удовлетворить возрастной интерес к деловому чтению и что предложить пользователю для формирования и развития его духовного мира.

Думается, что один из путей преодоления проблем — это приобщение молодёжи и подростков к национальным корням, к традиционной культуре нашего народа, к его духовным ценностям, героическому прошлому. Можно выделить два основных направления в духовном воспитании молодого поколения: нравственно-эстетическое и патриотическое [4, с. 418].

Сегодня патриотическое воспитание — это комплексная система, включающая в себя большое количество направлений и сфер деятельности. В нем содержатся не только социальный, но и духовно-нравственный, культурно-исторический, военно-исторический, идеологический компоненты.

Главными целями этой системы являются развитие у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у молодежи профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества. Что может сделать в данном направлении библиотека? [2, с. 13].

В первую очередь — найти путь к сердцу ребенка через книгу. Для этого в библиотеке создается особая среда, побуждающая детей к общению, творчеству, деятельности. В основе работы по созданию такой среды лежат педагогика сотрудничества и сотворчества детей и взрослых, свобода выбора дел, которые предлагает участникам данного процесса библиотека, используя при этом различные формы библиотечной работы:

  • Привлечение к взаимовыгодному сотрудничеству с библиотекой учреждений, ведущих работу по духовно-нравственному просвещению населения.
  • Формирование информационных ресурсов, направленных на развитие духовно-нравственной личности.
  • Разработка и проведение актуальных форм работы (беседы добра и благочестия, духовно-нравственные чтения, часы общения, литературно-исторические праздники, конкурсы, конференции, тематические программы, литературные вечера, культурно-просветительские акции, «круглые столы», устные журналы).

В последние годы из консервативного учреждения, с которым в течение многих лет ассоциировалась в представлении читателя общедоступная библиотека, она превращается в достаточно мобильный социокультурный институт, который предоставляет пользователям различные виды услуг: от чтения книг и работы на компьютере до реализации всевозможных способностей. В любую эпоху библиотека – самый точный барометр интеллектуальной жизни общества.

Не случайно же академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв сказал: «…Пусть всё погибнет, останутся только библиотеки — и тогда сохранится жизнь и сохранится культура».

Трудно не согласиться с тем, что первостепенная функция библиотеки – сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению. Именно библиотека, сосредоточившая в своих фондах прошлое, настоящее и будущее, ответственна за духовно-нравственное воспитание и формирование исторического сознания подрастающего поколения [3, с. 24].

ЛИТЕРАТУРА

  1. Димитрюк Ю. С. Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций старшеклассников (роль вузов, школ, библиотек) / Ю. С. Димитрюк // Библиотековедение. – 2007. – № 5. - С. 39 – 49.  
  2. Некрасова Н. С думой о будущем / Н. Некрасова // Библиотека. – 2007. – № 2. – С. 13 – 17.  
  3. Просвещение через культуру: роль библиотек в духовно-нравственном просвещении подрастающего поколения / М-во культуры, печати и информации УР; БУК УР «Республиканская библиотека для детей и юношества». – Ижевск, 2014. – 96 с.
  4. Через библиотеки – к будущему : сб. материалов по формированию детско-юношеской информационной политики: (по материалам конференций Программы ЮНЕСКО «Информация для всех») / сост. А. Демидов. – М. : Школьная библиотека, 2004. – 648 с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Аверина Вера Александровна, преподаватель цикловой комиссии библиотечного дела ГУК ДНР «Донецкое училище культуры»

Альжанова Наталья Васильевна, заведующая отделом обслуживания читателей с ограничениями жизнедеятельности ГУК ЛНР «Луганская универсальная научная библиотека им. М. Горького»

Банина Маргарита Дмитриевна, преподаватель библиотечных дисциплин, методист высшей категории ГУК ДНР «Донецкое училище культуры»

Беляева Надежда Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры»

Бобрышева Александра Владимировна, кандидат наук по социальным коммуникациям, доцент кафедры библиотековедения, документоведения и информационной деятельности, первый проректор Луганской государственной академии культуры и искусств имени М. Матусовского

Бовкун Таисия Анатольевна, библиотекарь КУ «Белореченская общеобразовательная школа-интернат I – II ступени»

Болтенкова Ирина Александровна, студентка I курса специальности «Книговедение, библиотековедение и библиография» Луганской государственной академии культуры и искусств имени М. Матусовского

Бондаренко Полина Андреевна, преподаватель цикловой комиссии «Библиотечное дело» колледжа Луганской государственной академии культуры и искусств имени М. Матусовского

Борисова Ольга Олеговна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры»

Васильев Олег Иванович, библиотекарь II категории ГУК ДНР «Донецкая республиканская универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской»

Ганноченко Юлия Сергеевна, магистрантка I курса специальности «Книговедение, библиотековедение и библиография» Луганской государственной академии культуры и искусств имени М. Матусовского

Глазков Михаил Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии информатизации ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры»

Гришина Лариса Михайловна, преподаватель-методист высшей категории ГУК ДНР «Донецкое училище культуры»

Дмитриева Елена Сергеевна, библиотекарь ГБОУ СПО ЛНР «Луганский колледж технологий торговых процессов и кулинарного мастерства»

Дышловая Юлия Георгиевна, преподаватель кафедры библиотековедения, документоведения и информационной деятельности Луганской государственной академии культуры и искусств имени М. Матусовского

Есипов Александр Леонидович, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры»

Иванова Елена Владимировна, библиотекарь ГБОУ СПО ЛНР «Свердловский колледж»

Илюхина Ольга Иляшовна, руководитель методического объединения городских библиотек г. Краснодона

Комиссаренко Анастасия Николаевна, студентка I курса специальности «Книговедение, библиотековедение и библиография» Луганской государственной академии культуры и искусств имени М. Матусовского

Костычева Ирина Анатольевна, заместитель директора по учебно-методической работе, преподаватель-методист высшей категории, ГУК ДНР «Донецкое училище культуры»

Кравченко Наталья Ивановна, библиограф I категории библиотеки Луганской государственной академии культуры и искусств имени М. Матусовского

Литвиненко Наталья Кимовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой библиотековедения, документоведения и информационной деятельности Луганской государственной академии культуры и искусств имени М. Матусовского

Литвинова Наталья Борисовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Луганской государственной академии культуры и искусств имени М. Матусовского

Лукьянченко Ольга Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотековедения, документоведения и информационной деятельности

Майстренко Юлия Вячеславовна, методист КЦБ г. Луганска «ЦБС для детей»

Нескреба Елена Петровна, магистрантка II курса специальности «Книговедение, библиотековедение и библиография» Луганской государственной академии культуры и искусств имени М. Матусовского

Нечаева Елена Владимировна, магистрантка II курса специальности «Книговедение, библиотековедение и библиография» Луганской государственной академии культуры и искусств имени М. Матусовского

Поздрякова Елена Сергеевна, студентка I курса специальности «Книговедение, библиотековедение и библиография» Луганской государственной академии культуры и искусств имени М. Матусовского

Расторгуева Наталья Антоновна, директор ГУК ЛНР «Луганская универсальная научная библиотека имени М. Горького»

Свиркова Любовь Петровна, заведующая отделом ГУК ДНР «Донецкая республиканская универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской»

Серищева Татьяна Владимировна, главный библиограф Научной библиотеки ГОУ ВО «Луганский государственный аграрный университет»

Степанова Нина Анатольевна, кандидат педагогических наук, ст. преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры»

Тарарина Анна Константиновна, студентка I курса специальности «Книговедение, библиотековедение и библиография» Луганской государственной академии культуры и искусств имени М. Матусовского

Уварова Екатерина Валерьевна, аспирант ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры»

Улановская Наталья Сергеевна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности ГОБУК ВО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры»

Федан Татьяна Петровна, заведующая отделом обслуживания Ровеньковской ЦГБ им. Г. С. Сковороды

Филипенко Полина Сергеевна, магистрантка I курса специальности «Книговедение, библиотековедение и библиография» Луганской государственной академии культуры и искусств имени М. Матусовского

Чазова Светлана Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, директор Информационно-библиотечного центра ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры»

Шепелева Людмила Константиновна, старший преподаватель цикловой комиссии «Библиотечное дело» колледжа Луганской государственной академии культуры и искусств имени М. Матусовского

Шутова Елена Руслановна, ведущий библиограф Научной библиотеки ГОУ ВО «Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко»

Щербань Татьяна Евгеньевна, магистрантка I курса специальности «Книговедение, библиотековедение и библиография» Луганской государственной академии культуры и искусств имени М. Матусовского