Методические рекомендации по разработке и проведению дистанционного урока

Гаффарова Галина Станиславовна

Методические рекомендации по разработке и проведению дистанционного урока. Организация процесса дистанционного обучения. Организация дистанционных занятий конференцсвязи. Алгоритм разработки дистанционного урока. Требования к дистанционному уроку. Какую совместную деятельность можно организовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_provedeniyu_dist.urokov.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по разработке

и проведению дистанционного урока

Гаффарова Галина Станиславовна

учитель изобразительного искусства

МБОУ СОШ №1 г. Сургут ХМАО- Югра

В 2020 учебном году все российские школы столкнулись с новой проблемой: через несколько дней весь учебный процесс пришлось перенести в дистанционный формат. Каждый учитель столкнулся с рядом трудностей, связанных с планированием уроков, выбором инструментов и организацией общения между всеми участниками образовательного процесса. В этом смысле необходимо обобщить опыт, полученный при внедрении дистанционного обучения, проанализировать основные трудности и ошибки, возникающие во время такого обучения, обменяться лучшим опытом по внедрению технологии дистанционного обучения в учебный процесс.

Для распространения передового педагогического опыта я разработала методические рекомендации для учителей, работающих в сфере дистанционного обучения.

Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Существует несколько основных вариантов организации процесса дистанционного обучения:

Вариант 1. Самостоятельная занятость учащихся с образовательным содержанием.

  1. Найдите урок на нужную вам тему на образовательных платформах.
  2. Назначьте урок учащимся в качестве домашнего задания для самостоятельного изучение материала.
  3. Проанализируйте результаты выполнения заданий учащимися.
  4. Организуйте онлайн-встречу с учащимися, чтобы обсудить вопросы и проблемы, возникающие при изучении этой темы.

Вариант 2. Проведение онлайн-урока

  1. Проведите онлайн-урок с классом, используя дополнительные инструменты для организации конференций, вебинаров и прямых онлайн-трансляций (например, Zoom, Skype и т.д.).
  2. Используйте электронные образовательные ресурсы платформ для изучения новых материалов, таких как:
  • «Российская электронная школа»  https://resh.edu.ru/ ;
  • «Мобильное электронное образование»

https://edu-3.mob-edu.ru/ui/index.html#/login;

Демонстрируйте видеоролики, разбирайте тестовые задания и т.д., а также применяйте режим демонстрации урока.

  1. Назначьте рассмотренный урок в качестве домашнего задания для закрепления полученных знаний учащихся. При этом ученики могут вернуться к теоретическому материалу данного урока, чтобы повторить изученный материал, а также выполнить тестовые задания для контроля усвоенных знаний.
  2. Оценивайте уровень знаний учащихся, используя инструменты статистики на платформе по выполнению домашнего задания. При необходимости назначайте пройденный урок повторно для тех учеников, которые испытали затруднения, а также проводите для них дополнительную онлайн-консультацию.

Вариант 3. Использование теста

  1. Выберите на платформе урок на тему, которая вас интересует.
  2. Назначьте учащимся урок со всеми вашими материалами в качестве домашней работы. Ученики используют задания, представленные в уроке для самостоятельного тестирования, и задания в разделе «Дом» в качестве инструмента для контроля усвоения материала. Вы также можете порекомендовать использовать различные мессенджеры, группы в социальных сетях, электронные дневники и средства ведения дневников, чтобы организовать обсуждение вопросов и проблем, с которыми сталкиваются студенты при изучении этой темы.
  3. Проанализируйте результаты заданий из заданного урока, выделите основные трудности, с которыми сталкиваются учащиеся с материалами для самостоятельного изучения.
  4. Организуйте онлайн-урок, чтобы обсудить вопросы и проблемы учащихся.
  5. Тестовая рабочая форма на основе инструментов симулятора ОГЭ / ЕГЭ, представленных на платформах для мониторинга полученных знаний.

Общие рекомендации по выбору типа контента:

  • для уроков обобщения и систематизации наиболее эффективным будет отработка с учащимися практических заданий, выполнение тестов различного уровня;
  • для уроков развивающего контроля можно использовать различные тренажеры и интерактивные задания;
  • для уроков по изучению нового материала достаточно эффективным становится использование разнообразного видеоконтента;
  • для уроков с проектной и исследовательской деятельностью можно использовать симуляторы и практико-ориентированные задания.

Организация дистанционных занятий конференцсвязи

Zoom

Сервис для видеоконференций и вебинаров. В бесплатной версии вы можете проводить встречи до 40 минут и для 100 человек. Ученики могут подключаться к собранию по телефону (рекомендуется установить приложение масштабирования) или через компьютер. Каждый участник встречи имеет возможность выступить голосом, показать видео и собственный экран.

Skype.

Сервис видеоконференцсвязи. Каждый участник должен иметь учетную запись Skype. Создается группа классов, и в какой-то момент устанавливается соединение, с которым связаны все члены группы.

Instagram Live

Трансляция видео из Instagram. Вы можете оставлять сообщения в своем аккаунте. Если студенты последуют за вами, они получат уведомление о трансляции. Или создайте личный кабинет и проводите там онлайн-встречи.

YouTube трансляция + OBS студия

Позволяет одновременно записывать и организовывать прямые онлайн-шоу на канале YouTube. В то же время можно демонстрировать рабочий стол (например, показывать презентацию или предварительно подготовленные документы), транслировать с веб-камеры (например, передавать свое изображение), демонстрировать с '' камера для документов, если она подключена к компьютеру (например, для демонстрации опыта или каких-то печатных материалов). В то же время вы можете запланировать такие шоу на канале YouTube, учащиеся могут оставлять свои вопросы в чате, а затем смотреть их как в прямом эфире так, и в записи.

Урок должен состоять из разных видов заданий

Стоит обратить внимание и на подготовку материалов для школьников. Поскольку речь идёт не просто о видеолекции или работе с новым материалом.

Одно из условий эффективного дистанционного урока — это частая смена заданий и много практики. Ученикам сложно воспринимать и усваивать большой объём информации или длительное время выполнять одно задание, тем более в непривычном для них формате.

Необходимо, чтобы урок состоял из нескольких видов заданий. Включите в урок просмотр короткого видеоролика, задания на рассуждение, работу с текстом, ответы на вопросы, письменное задание.

Алгоритм разработки дистанционного урока

«А зачем, собственно, нужен алгоритм? Я неплохо импровизирую!» Возможно, но следование алгоритму, особенно на первых этапах, позволяет быть уверенным, что ничего важного вы не пропустили.

1. Определите тему дистанционного урока.

2. Определите тип урока (анонсирующий, вводный, повторение предыдущих тем и др.)

3. Поставьте цели занятия относительно ученика, учителя, их совместной деятельности.

4. Выберите самую оптимальную форму дистанционного урока, исходя из технических и технологических особенностей.

5. Решите, каким способом информация будет представлена перед учениками (презентация, таблицы, диаграммы, графика, текст и т. д.). Структурируйте материал.

6. Выпишите основные тезисы по теме дистанционного урока.

7. Подготовьте необходимые материалы, которые понадобятся ученикам: ссылки на сайты, пособия, электронные книги и др.

8. Разработайте самостоятельные задания для каждой темы (под темы) урока. Подумайте над системой оценивания: как и за что будет ставиться отметка.

9. Определите продолжительность урока. Учитывайте, что длительность непрерывной работы за компьютером должна быть не более 30 минут. Распределите время урока.

10. Подробно распишите ход занятия. При необходимости подготовьте инструкцию по выполнению заданий для учеников.

11. После проведения урока необходимо проанализировать его. Что удалось/не удалось достичь из задуманного? С какими сложностями столкнулись? Обязательно получите обратную связь от учеников.

Требования к дистанционному уроку

Все требования, которые вы увидите ниже, прививают дисциплину. Ведь многие школьники до сих считают переход на дистанционное обучение чем-то вроде «каникул». Что обязательно следует соблюдать при проведении урока онлайн:

1. Внешний порядок урока. Вы должны четко соблюдать время начала занятий и конца. Дистанционный урок — такой же урок, и опаздывать на него нельзя. Объясните это ученикам.

2. Внутренний порядок урока (структура). Обязательно разделить урок на этапы. Обозначьте, за какое время вы должны пройти ту или иную тему, разобрать какую-то под тему.

3. Проблемный подход к обучению. В процессе обучения дети должны не просто потреблять информацию, а осуществлять мыслительную деятельность:

  • понимать поставленную проблему;
  • искать пути решения;
  • задавать вопросы;
  • приходить к решению проблемы и оценивать ее.

4. Соблюдение дидактических принципов. Предоставляемый материал должен быть наглядным и точным. Все задания, которые вы будете разбирать с учениками, должны соответствовать теме урока.

5. Поддержание активности учеников. Старайтесь сделать уроки как можно интереснее, создайте мотивацию, которая будет способствовать активному включению в занятие.

6. Характер урока. Урок должен включать себя и эвристические методы с проблемным изложением материала, и исследовательские, которые дают возможность ученикам самим решать задачи и находить пути их решения.

Какую совместную деятельность можно организовать

в дистанционном режиме:

1. Поход в театр, музей, выставку. Элементарно! Сейчас многие образовательно-развлекательные учреждения проводят онлайн-трансляции. Можно посмотреть спектакль, приближенный к теме урока, а затем написать по нему эссе. Можно посетить виртуальную выставку и поделиться впечатлениями об экспонатах. Большой простор для фантазии! Устройте конкурс на лучший видео отзыв о просмотренном фильме или лучший медиа проект. Объединяйте детей в группы, следите за тем, чтобы никто не остался один;

2. Используйте домашнее пространство. Да, на улице сейчас не погуляешь, но кто сказал, что дома нет ничего интересного? Пусть дети изучают опыт существования в этом пространстве. Вы учитель биологии? Задайте детям задание определить их график дня и циркадные ритмы. А на истории можно попросить рассказать о важных исторических событиях, которые повлияли на биографию семьи. Личный опыт каждого ученика дает основу для обсуждения какого-то общего продукта. Затем можно провести сравнение полученных результатов;

3. Используйте технологии. Будем откровенны, сейчас большинство детей разбираются в современных технологиях получше учителей. Используйте это! Можно совместно начать разработку какого-нибудь нового приложения или программы для коллективной деятельности. Для живого обсуждения можно использовать формат видеосвязи;

4. Кейсы. Метод кейсов предполагает отражение какой-либо ситуации, максимально приближенной к реальности, которую должны решить ученики. Разбейте класс на группы, дайте проблематизирующий кейс (он может быть в виде текста, аудио или видео), который группа должна проанализировать и решить;

5. Онлайн-квест. Предложите одному классу устроить онлайн-квест другому. Не забывайте о мотивации. Подготовьте список ресурсов, который может помочь в подготовке онайн-квеста. Например, можно использовать Google Формы.

 Заключение

Работа в онлайн-группах дает возможность почувствовать себя причастным к чему-то общему посредством создания совместных мультфильмов, интерактивных проектов и презентаций, написания рассказов. Важно заинтересовать детей. Коллективная деятельность благоприятно скажется на общем психологическом состоянии ребенка и его продуктивности.

Использование интерактивных учебных материалов в повседневной практике преподавателя позволяет разнообразить используемые учебные материалы, организовать учебную деятельность учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, что значительно повышает эффективность образовательного процесса в целом. Принципы гибкости, модульности и интерактивности, являющиеся основой для построения дистанционного урока, позволяют организовать учебный процесс на основе индивидуального образовательного пути, реализовать дифференцированный подход к учащимся с разными уровнями готовности к обучению, тем самым создание адаптивной системы обучения.

Список литературы

  1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 No 3266-1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/ 
  2. Приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. No 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_05/m137.html 
  3. Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную: Письмо Министерства образования РФ от 21 мая 2004 г. No 14-51-140/13 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_ DocumID_91309.html 
  4. Андреев А.В., Андреева С.В, Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008.
  5. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения МООDLE. – Харьков, Харьковская городская академия городского хозяйства.
  6. Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному. – М., 2000
  7. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: Учебное пособие. – Казань, КГТУ, 2004
  8. Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование [Текст]. – СПб, 1996.
  9. Максимова О.А. «Методические рекомендации по разработке и проведению дистанционного урока». - Томск, Центр новых образовательных технологий ТГУ, 2005
  10. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учеб. пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.
  11. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева. – М.: Академия, 2004
  12. Российская ассоциация пользователей Moodle [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.infoco.ru/course/ 
  13. Дистанционный курс. Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ 
  14. Сайт центра дистанционного обучения Эйдос [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.eidos.ru 
  15. Библиотека материалов по ДО и Moodle [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.infoco.ru/mod/data/view.php?id=39