Консультация на тему: "Профессиональное выгорание педагогов."

Деятельность педагогов тесно связана с напряженными ситуациями и эмоциональными факторами как объективными, так и субъективными, влияющими на психофизическое и эмоциональное здоровье педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnoe_vygoranie_pedagogov.docx249.52 КБ

Предварительный просмотр:

      Профессиональная педагогическая деятельность требует специального образования, то есть овладения системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения функций, связанных с этой профессией. Но профессиональный стандарт в части «Особые условия допуска к работе» предписывает и ряд требований к здоровью педагога, что к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие определенные заболевания, предусмотренные перечнем, установленным для педагогических работников.

      Педагог в своей профессиональной деятельности должен обладать и таким качеством, как эмоциональная устойчивость – способность управлять своим внутренним психическим состоянием, чувствами, поведением. Самообладание, способность к саморегуляции – это те качества, которые обеспечивают педагогу эмоциональную устойчивость, владение ситуацией, владение собой в ситуации. Кроме того, профессия педагога относится к профессиям альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения выгорания.

     Профессиональное выгорание педагога – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов педагога.        

     Профессиональное выгорание педагогов обусловлено высокой личностной включенностью в педагогический процесс, повышенным эмоциональным фоном. Большие эмоциональные нагрузки приводят к тому, что педагог постоянно находится в состоянии эмоциональных стрессов, поэтому в профессиональной педагогической среде риск эмоциональных срывов достаточно высок.          

     Деятельность педагогов тесно связана с напряженными ситуациями и эмоциональными факторами как объективными, так и субъективными, влияющими на психофизическое и эмоциональное здоровье педагогов. Это конфликтные ситуации, которые возникают при взаимодействие с коллегами и администрацией, трудности во взаимодействии с детьми и их родителями и др. https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1143/000099fa-ec5cf6a7/img1.jpg

      Синдром профессионального выгорания педагога включает в себя такие составляющие, как эмоциональная истощенность, деперсонализация и редукция профессиональных достижений.

      Эмоциональное истощение педагог ощущает как эмоциональное перенапряжение, состояние, когда иссякли все имеющиеся эмоциональные ресурсы и велик риск эмоционального срыва.

      Деперсонализация – это тенденция развития негативного отношения к раздражителям, негативных установок, имеющих скрытый характер, внутреннее сдерживаемое раздражение, которое выходит наружу в виде раздражения или конфликтных ситуаций.

      Редуцирование педагогом личных (персональных) достижений, проявляясь в снижении компетентности в работе, недовольстве собой, негативном самовосприятии в профессиональной сфере, следствием имеет снижение профессиональной и личной самооценки, возникновение чувства собственной несостоятельности, безразличия к работе.

      Для профилактики профессионального выгорания педагогов рекомендуется в образовательных учреждениях создавать кабинеты психологической разгрузки, осуществлять системно работу с педагогами по предупреждению профессионального выгорания по таким направлениям, как диагностическое, коррекционное, просветительское.

                                                                            https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/02c9/0005a818-2a1b5a0f/img2.jpg

     Практика показывает, что эффективным средством профилактики являются тренинги, упражнения на развитие позитивного самовосприятия, «минутки настроения».

     Рассмотрим на некоторых примерах.

      Тренинг «Управление эмоциями». Эмоция будучи психическим отражением в форме непосредственного переживания жизненных ситуаций возникают лишь в связи с такими событиями и результатами действий, которые связаны с мотивами. Если человека что – то волнует, значит, это затрагивает его мотивы. Во время тренинга педагогам предлагают перечислить известные эмоции, записать на листе одну эмоцию, не показывая то, что он написал, другим участникам тренинга. Участники сдают листки, которые анализируются, на основе анализа даются конкретные рекомендации.

      Тренинг «О чем может сказать улыбка?». П. Экман, психолог (США, Калифорния) разработал систему расшифровки человеческих эмоций, определил 18 видов улыбок и выявил ту, которая настраивает мозговые центры на ощущение радости. П. Экман провел серию экспериментов и установил, при каких условиях возможна счастливая улыбка. Участникам тренинга предлагалось с помощью зеркала определить, как выглядит их лицо, когда они улыбаются, при этом нужно было попробовать разные варианты улыбок: улыбка, показывающая внимательное слушание собеседника; улыбка - притворная радость; улыбка - вежливая отстраненность; улыбка, сглаживающая впечатление от недавних резких слов; «дежурная», виноватая, счастливая улыбка и др.

      Тренинг «Управление эмоциями». Педагоги часто переживают, и даже страдают, от своих личных эмоций, вызванных целым рядом причин: негативные обстоятельства, болезнь, профессиональные проблемы и т. д. Чтобы педагог был менее зависим от обстоятельств, он должен уметь управлять своими эмоциями. Участникам предлагается вспомнить событие, которое как-то расстроило, эпизод, который вызывает неприятные чувства. Затем нужно сосредоточиться и вспомнить то, что видели, когда это происходило. Воспоминание может быть отчетливым (или нет), с ясными или размытыми контурами. Внимательное разглядывание этой картинки должно привести к ее прозрачности, блеклости, уменьшению в размерах, и, наконец, отдалению. Отдалившись, восприятие некогда волнующего эпизода меняется: негативное чувство слабеет, становится возможным посмотреть на ситуацию под другим углом зрения. Воспоминания, приобретя уменьшительные параметры, становятся для нас малозначительными.

      Кроме того, с целью профилактики профессионального выгорания необходимо обучить педагогов некоторым упражнениям, выполнение которых поможет развить позитивное самовосприятие.

   Это такие упражнения, как:

- упражнение «Контраргументы» (разворачивание и обоснование контраргументов, нахождение им подходящих примеров):

- упражнение «Кто я?»: честно закончить предложение (Я уважаю себя, когда я...; У меня есть замечательные качества...), подумать над вопросами «Трудно ли было отвечать на вопросы, почему?», «Испытывали ли Вы затруднения, когда писали о себе хорошо?»;

 - упражнение «Восприятие жизни»(разделить лист на две колонки, в левой записать плохие события жизни, в правой – положительные аспекты тех же событий), ответить на вопрос: «Можно ли найти положительные аспекты в любой неприятной ситуации?».

     Использование тренингов и упражнений позволяет педагогу целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что, в дальнейшем, положительно отразится на его работоспособности.



https://cf.ppt-online.org/files1/slide/9/9Dp4GltO7qMEFshkaJugrKd2NVyn8Re6owAQ3S0UL/slide-12.jpg