Вальтер Гропиус — ключевая фигура в архитектуре 20 века.

Раиса Александровна Коваленко

Биография

Вальтер Гропиус родился 18 мая 1883 года в Берлине. Выбор будущей профессии во многом был предопределен его ближайшим окружением — отец занимался вопросами государственного строительства, а двоюродный прадед был архитектором.

В возрасте 20 лет Вальтер поступает в Мюнхенский технический университет, где он изучает историю архитектуры, дизайн и конструирование. Пробыв в Мюнхене чуть больше года, из-за болезни младшего брата Гропиус возвращается в Берлин, где продолжает учебу в Берлинской высшей технической школе.

Начало карьеры 1908—1914

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Вальтер Гропиус1.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вальтер Гропиус — ключевая фигура в архитектуре 20 века, теоретик модернизма, основатель и главный идейный вдохновитель революционной немецкой школы. Сдержанный и хладнокровный, он терялся на фоне эксцентричных коллег и сумасбродных студентов Баухауза. Неординарность великого архитектора выражалась прежде всего в его работе. Он обладал превосходной способностью находить и воспитывать таланты. Сложно переоценить историческое и социальное значение его идей и проектов в Европе и США за более чем 50 лет творческой деятельности.

Слайд 2

Биография Вальтер Гропиус родился 18 мая 1883 года в Берлине. Выбор будущей профессии во многом был предопределен его ближайшим окружением — отец занимался вопросами государственного строительства, а двоюродный прадед был архитектором. В возрасте 20 лет Вальтер поступает в Мюнхенский технический университет, где он изучает историю архитектуры, дизайн и конструирование. Пробыв в Мюнхене чуть больше года, из-за болезни младшего брата Гропиус возвращается в Берлин, где продолжает учебу в Берлинской высшей технической школе. Начало карьеры 1908—1914 Целый год Вальтер путешествует по Испании, вдохновляясь местной архитектурой. По возвращении в Берлин архитектор устраивается в архитектурную мастерскую Петера Беренса, основоположника немецкого промышленного дизайна. Именно тогда молодой Гропиус знакомится с Людвигом Мисом ван дер Роэ и Ле Корбюзье. Работая над промышленными объектами, он приобщается к современным методам строительства и использованию новейших материалов. Здесь он заимствует многие идеи, которые позже найдут отражение в будущих проектах архитектора. В 1910 году Гропиус в партнерстве с Адольфом Мейером основывает собственную фирму в Берлине. Тогда же он вступает в Немецкий Веркбунд — союз архитекторов и дизайнеров, выступающих за промышленное массовое производство предметов искусства. Первое время из-за отсутствия крупных заказов архитекторы проектируют серийную мебель, разрабатывают дизайн обоев и транспортных средств. Первым крупным проектом становится конструирование фабричных корпусов завода «Фагус». Годом позже Гропиус и Майер участвуют в выставке Веркбунда в Кёльне, где они представляют публике «Образцовую фабрику» — административно-фабричный корпус, главной особенностью которого стали лестничные башни-цилиндры из стекла. Новаторское здание имело громкий успех.

Слайд 3

В 1914 году стремительная архитектурная карьера Вальтера Гропиуса была резко прервана Первой мировой войной: он четыре года сражался на Западном фронте, был серьезно ранен и чудом избежал смерти. Война значительно повлияла на теоретические взгляды архитектора. В Германию Вальтер Гропиус возвращается с осознанием необходимости кардинальных перемен и твердым намерением установить новые границы в архитектуре. В 1918 году Гропиус становится директором объединенной Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных и прикладных искусств, которую он вскоре переименовывает в Баухауз . Экспериментальный подход школы, вобравший в себя черты неопластицизма и советского конструктивизма, был изложен в манифесте Гропиуса 1919 года .

Слайд 4

Середина 1920 -х годов происходит поворотный момент для Баухауза —Гропиус берет курс на функциональный, доступный дизайн и промышленное производство, «адаптированное к современному миру машин, радиоприемников и скоростных автомобилей». С приходом к власти правых политических сил Баухауз подвергается критике, и вскоре школа теряет государственное финансирование. В марте 1925 года Баухауз закрывает свои двери в Веймаре и переезжает в небольшой индустриальный город Дессау. В 1928 году -Гропиус покидает Баухауз и уезжает в Берлин с целью всецело посвятить себя частной практике. 1926—1932 - Вальтер Гропиус работает над крупными жилищными проектами. Правильные геометрические фасады и типовые планировки, характерные для работ этого периода, сам Гропиус позже раскритикует и назовет «проклятием единообразия ». Впоследствии разработки немецкого модерниста окажут значительное влияние на социальное строительство в Германии и странах Восточной Европы.

Слайд 5

1934—1969 Вальтера Гропиуса никогда не был и не мог быть нацистом: преклоняться было не в его характере, а антисемитская политика властей приводила его в ужас. В поисках хоть какой-то работы, архитектор вступает в Имперскую палату культуры , без членства в которой невозможно было заниматься профессиональной деятельностью. Этот отчаянный шаг не произвёл должного эффекта: Зимой 1933 года финансовая ситуация становится настолько бедственной, что ему приходится продать любимый кабриолет и сдать в аренду большую часть квартиры. Глубоко преданный своей стране, Гропиус до последнего не хочет уезжать из Германии. Но его либеральные взгляды и компрометирующие в глазах Третьего рейха связи делают его слишком заметным и не оставляют ему выбора . В 1934 году архитектор с семьей тайно бежит в Великобританию под предлогом поездки на конференцию в Италию. В Лондоне архитектор работает в составе модернистского бюро Isocon. Единственным крупным английским проектом Гропиуса становится строительство сельской школы в Импингтоне.

Слайд 6

За несколько лет до ухода на пенсию в 1 952 году Гропиус основывает сообщество выпускников Гарварда «The Architects Collaborative», которое станет одним из самых известных архитектурных бюро в мире. В 1969 году, вскоре после получение звания почетного академика, Вальтер Гропиус умирает в возрасте 86 лет. К этому моменту идеи великого немецкого модерниста и его теоретические труды стали прочной базой для архитектуры модернизма во всем мире. Опасаясь немецкой оккупации, Гропиус принимает приглашение Гарвардского университета, в 1937 году эмигрирует в Америку и вступает в должность профессора архитектуры. Вскоре после переезда он берется за проектирование собственного дома в пригороде Линкольна. Здание, ставшее первым образцом «интернационального стиля» в Америке, положит начало модернистскому архитектурному движению.

Слайд 7

Дисциплина была неотъемлемой частью характера немецкого архитектора: невозмутимость, подтянутый внешний вид, безупречные костюмы и неизменный галстук-бабочка. Вальтер любил танцевать и всегда говорил: «Любовь — это сущность всего». Гропиус был женат на двух чрезвычайно ярких женщинах. Его первая жена Альма, вдова композитора Густава Малера, согласно распространенному мнению, была самой красивой женщиной Европы, и в то же время самой ветреной. В 1920 году после пяти лет брака Вальтер и Альма развелись. Их единственная дочь Манон умерла от полиомиелита в возрасте 18 лет в 1935 году.

Слайд 8

Вторая жена Гропиуса Иза была умной, рассудительной женщиной. Они поженились в 1923, воспитывали приемную дочь Ати и были вместе до самой смерти. Иза ничуть не уступала своему мужу в неординарности. От ее головных уборов ручной работы и статей о моде до страстного увлечения садоводством и экспериментов с фотографией — вся жизнь Изы была искусством. Друзья в шутку называли её «миссис Баухауз» — она безоговорочно верила в школу и всю жизнь отстаивала идеалы своего мужа.

Слайд 9

Основные архитектурные принципы Г ропиуса 1. Единство искусства, ремесла, промышленности и архитектуры Стирая границы между изобразительным и прикладным искусством, синтезируя художественный дизайн и массовое производство, можно достичь единства мира и духа, вернуть утраченную обществом целостность. В этом и состоит главная задача архитектора. 2. Разрыв с архитектурными традициями прошлого — необходимая мера Архитектору не следует искать безопасное «убежище» в архитектуре минувших эпох. Новые времена требуют собственных выразительных средств. «Новые здания должны твориться заново, а не копировать старые» 3. Архитектура не может существовать вне культурно-исторического контекста «Хорошая архитектура должна стать проекцией самой жизни, что подразумевает глубокое владение биологическими, социальными, техническими и художественными вопросами»

Слайд 10

4. Общественное благо превыше всего Архитектор выполняет социальные функции, учитывает потребности общества и несет ответственность за результаты своей творческой деятельности. 5. Здание должно соответствовать конструктивной форме Отсутствие декоративной маскировки, четкий контраст, единство формы и цвета — основа архитектурного ритма. Архитектор не должен скрывать инженерные решения и конструктивные элементы строения. 6. Духовные интересы не менее важны, чем утилитарные Философия рационализма и функционализма не отрицает важность эмоционального воздействия архитектуры и дизайна на человека. Архитектор не должен быть равнодушным к социальным факторам и человеческой психологии.

Слайд 11

Главные архитектурные проекты Завод «Фагус» Архитекторы: Вальтер Гропиус, Адольф Мейер Место: Альфельд, Германия Годы постройки: 1911—1925 Материалы: кирпич, стекло, сталь

Слайд 12

Архитекторы: Вальтер Гропиус, Адольф Мейер, Альфред Арндт Место: Йена, Германия Год постройки: 1924 Материалы: камень, железобетон, стекло, сталь Дом Ауэрбаха, ставший символом сопротивления изгнанию из Веймара, относится к периоду экспрессионизма в истории Баухауза.

Слайд 13

Аспирантский кампус в Гарварде Архитекторы: Вальтер Гропиус, архитектурное бюро TAC Место: Кембридж, Массачусетс, США Годы постройки: 1949—1950 Материалы: железобетон, кирпич, стекло, сталь

Слайд 14

Интересные факты У Вальтера Гропиуса нет диплома в области архитектуры. Он бросил учебу в Берлинской технической школе, так и не сдав заключительный экзамен. Гропиус не умел и не любил рисовать. При выполнении проектов ему приходилось нанимать ассистентов. В 1907 году Вальтер пишет своей матери: «Я не способен начертить даже прямую линию. Я рисую не многим лучше двенадцатилетнего ребенка!» Во время своих путешествий по Европе Вальтер несколько раз лично встречался с Антонио Гауди. За проявленную отвагу и храбрость на поле боя Гропиус был дважды удостоен высшей офицерской награды — ордена Железного креста. Гропиус принимал участие в конкурсе проектов Дворца Советов в Москве, но проиграл советскому архитектору Борису Иофану. Дворец, который планировали возвести на месте разрушенного Храма Христа Спасителя, так и не был построен. Вальтер очень любил свою приемную дочь Ати и беспрекословно исполнял все ее желания. Когда девочка попросила личный вход в виде спиральной лестницы и собственную террасу чтобы «спать под звездами» в их доме в Линкольне, любящий отец не смог ей отказать. В возрасте 71 года Гропиус совершил кругосветное путешествие и осуществил свою давнюю мечту: навестил своих бывших учеников, разбросанных по свету, и несколько месяцев жил в Японии. После смерти Вальтера Гропиуса квартал в окрестностях Берлина, частично построенный по проекту архитектора, переименовали в Гропиус штадт.

Слайд 15

«Кремируйте меня, но не храните пепел. Не носите траур. Было бы прекрасно, если бы все мои друзья настоящего и прошлого собрались вместе и, как во времена Баухауза, пили, смеялись и любили»