Олимпиада по информационной культуре личности

Томилова Ольга Ивановна

Олимпиада по информационной культуре личности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олимпиада по информационной культуре личности

 9-11 классы, школьный этап

1. В каком веке возникло книгопечатание на Руси?

________________________________

2. Подчеркни в списке те слова, которые относятся к внешним элементам книги

1. Суперобложка

2. Текст книги

3. Абзац

4. Переплет

5. Обложка

6. Аннотация

3. К справочному аппарату книги относятся (несколько вариантов ответа):

  1. автор книги
  2. титульный лист
  3. оглавление
  4. текст книги

4. Рисунок, размещенный на одном развороте с титулом на чётной полосе

  1. фронтиспис;
  1. суперобложка;
  2. форзац;
  3. титул.

5. Какой вид поиска надо провести, если нужно найти дату исторического события?

1. тематический

2. адресный

3. фактографический

6. К справочным изданиям относятся:

  1. учебники;
  2. энциклопедии;
  3. журналы;
  4. поэмы.

7. Библиографический указатель нужен для того, чтобы:

  1. найти список документов по конкретной теме или отрасли;
  2. прочитать текст конкретной статьи;
  3. найти справочную информацию по интересующему вопросу;
  4. узнать факт из истории.

8. Основным источником фактографической информации являются:

  1. художественные произведения;
  2. научно-популярные книги;
  3. справочные издания;
  4. библиографические указатели

9. Назовите главную библиотеку Республики Бурятия

  1. Центральная городская библиотека г. Улан-Удэ;
  2. Научная библиотека Восточно-Сибирского государственного института культуры;
  3. Национальная библиотека Республики Бурятия;
  4. Республиканская детско-юношеская библиотека

10. Какой источник поможет установить наличие в библиотеке книг по культуре Бурятии?

  1. алфавитный каталог;
  2. электронный каталог;
  3. картотека авторов и заглавий;
  4. энциклопедия

11. При поиске информации о том, что такое «Документ» необходимо использовать:

  1. алфавитный каталог
  2. библиографический указатель
  3. систематический каталог
  4. справочное издание

12. Определить наличие в библиотеке книги определенного автора можно с помощью:

  1. систематического каталога;
  2. алфавитного каталога;
  3. картотеки периодических изданий;
  4. предметного каталога

13. Вам необходимо узнать имеется ли книга определенного автора в фондах Национальной библиотеки Республики Бурятия. Опишите алгоритм действий для выполнения задания.

___________________________________________________________

14. Ключевые слова это:

  1. слова, которые несут в тексте наибольшую смысловую нагрузку;
  2. слова, которые имеют похожее лексическое значение;
  3. одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова; 
  4. слова, которые имеют прямо противоположное лексическое значение.

15. При подборе книг для написания реферата необходимо:

  1. обратиться к библиотекарю;
  2. воспользоваться электронным каталогом;
  3. открыть интернет и найти сайт с нужной информацией;
  4. воспользоваться помощью родителей.

16. В структуру отзыва входит (несколько вариантов ответа):

  1. информационная часть;
  2. часть с примерами по теме;
  3. аналитическая часть;
  4. оценочная часть.

17. В ходе свертывания информации происходит

  1. физическое уменьшение объема первичного документа при сохранении его основного смыслового содержания;
  2. представление информации в альтернативном виде;
  3. перенесение данных с одного носителя данных на другой без существенного изменения содержащейся в них информации;
  4. преобразование данных из одного формата в другой. 

18. Вторичный документ, содержащий краткую обобщенную характеристику первичного документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и отвечающий на вопрос «О чем сообщается в первичном документе?», есть:

  1. дайджест
  2. аннотация
  3. обзор
  4. библиографическое описание документа

19. Сжатое изложение (свертывание) текста, которое ставит задачу передать из текста главное (существенное) за счет обобщения информации

  1. план;
  2. статья;
  3. тезисы;
  4. аннотация.

20. Воспроизведение содержания первичного документа с его логической характеристикой

  1. план;
  2. реферат;
  3. статья;
  4. тезисы

21. Установите правильную последовательность действий при подготовке обзора:

  1. подготовка текста отзыва
  2. редактирование и оформление отзывы
  3. изучение объекта анализа
  4. составление плана отзыва
  5. поиск, отбор и систематизация данных
  6. формирование суждений, раскрывающих отношение автора отзыва к прочитанному;

22. При составлении какого вида вторичного документа составляется картотека (список) литературы по выбранной теме:

  1. обзор;
  2. реферат;
  3. аннотация;
  4. конспект.

23. Медиатекст – это

  1. современное средство, с помощью которого, передается какая-либо информация;
  2. сообщение, предназначенное для широкого распространения и состоящее из двух частей: словесной (речь) и образной (изображение);
  3. текст, с помощью которого получаем информацию.

24.  К какому виду медиатекстов относиться фильм «Властелин колец»?

  1. рекламный;
  2. информационный;
  3. художественный.

25. Осмысленность текста – это свойство текста:

  1. предусматривающее строгую последовательность его частей;
  2. отражающее наличие у него смысловой нагрузки;
  3. определяющее единство его темы и содержания.

26. Определить последовательность алгоритма критического анализа медиатекста:

  1. сформулировать выводы;
  2. внимательно рассмотреть медиатекст;
  3. проанализировать каждый элемент медиатекста с точки зрения, того как он обеспечивает достижение цели;
  4. выявить цель медиатекста;
  5. выделить элементы в составе медиатекста;

27. Термин «Информационная культура» появился

  1. в 1970-х годах;
  2. в 1990-х годах;
  3. в 2000- годах.

28. Каким образом можно проверить истинность информации в Интернете?

_____________________________________________________

29. Укажите, какие виды рекламы существуют

  1. социальная
  2. бытовая
  3. коммерческая
  4. развлекательная

30. Техническая информация входит в состав:

1. массовой информации;

2. личной информации;

3. специальной информации.

31. С какой целью на компьютере размещена папка «Корзина»

  1. для хранения самых важных документов;
  2. папка для хранения временных файлов;
  3. для временного хранения удаленных с компьютера документов;
  4. для загрузки и управления системой.

32. Прикладное программное обеспечение для просмотра страниц, содержания веб-документов, компьютерных файлов и их каталогов, это:

  1. доменное имя
  2. URL
  3. браузер
  4. HTML

33. Средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение, называется:

  1. форумом;
  2. чатом;
  3. сайтом;
  4. порталом.

34. Файл, Правка, Вид, Избранное, Сервис, Справка составляют

  1. операционное меню;
  2. панель инструментов;
  3. панель задач.

356. Укажите вид окна

  1. окно папки;
  2. диалоговое окно;
  3. информационное окно;
  4. окно приложения.

36. Укажите назначение кнопки, выделенной красным кругом:

  1. вставить таблицу;
  2. межстрочный интервал;
  3. копировать;
  4. двухстороннее форматирование текста.

37. Электронная почта – это

  1. набор символов, принадлежащий только одному пользователю
  2. система, позволяющая обмениваться сообщениями во всемирной сети Интернет
  3. место нахождения конкретного человека

38. Выберите адрес электронной почты:

  1. https://www.shkolnick.ru/
  2. www.shkolnick.ru @neTD
  3. http://www.soesialist.ru@petr
  4. shkolnick@yandex.ru.

39. В ходе электронной переписки необходимо (несколько вариантов ответа):

  1. указывать свои личные данные;
  2. перечитывать текст письма перед отправкой;
  3. ввести свой номер телефона;
  4. не допускать ошибок в правописании;
  5. дождаться немедленного ответа на письмо;

40. Отметь правила, которые необходимо соблюдать при безопасной работе в Интернете (выберите несколько вариантов ответа)

  1. принимай приглашения в группы от незнакомых подписчиков
  2. не размещай личную информацию на своих страничках;
  3. вступай в спор с теми, кто Вас обижает
  4. не общайся с друзьями в социальных сетях;
  5. не звони по незнакомым телефонам, указанным на сайтах.

Тест «Основы информационной культуры старшеклассников» (для обучающихся 10 – 11 классов)

 

Тест «Основы информационной культуры старшеклассников»

(для обучающихся 10 – 11 классов)

(на основе тестовых заданий по курсу «Основы информационной культуры личности» составителей Гендиной Н.И., Стародубовой Г.А., Уленко Ю.В.)

 

Цель: выявить уровень информационной культуры старшеклассников

Инструкция: тест состоит из 4-х частей и включает 25 заданий. К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный (ответы пронумерованы). Выберите один правильный ответ и отметьте его любым знаком (+, Х и др.). Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Если Вы отметите более одного варианта ответов на одно задание, задание будет считаться невыполненным.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

 

Часть 1 Информационные ресурсы общества и информационная культура

1. Материальный носитель с зафиксированной информацией, предназначенный для ее сохранения и передачи во времени и пространстве, пригодный для использования в документационных процессах, это:

1) источник информации

2) издание

3) документ

4) публикация

2. Документ, который является результатом  аналитико-синтетической переработки  одного или нескольких первичных документов:

1) вторичный документ

2) электронный документ

3) неопубликованный документ

4) издание

3. Общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью,

есть:

1) общество новых информационных технологий

2) информационное общество

3) компьютеризированное общество

4) автоматизированное общество

4. Организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан на основе новых информационных технологий, есть:

1) компьютеризация

2) информатизация

3) автоматизация

4) медиатизация

5. Стремительное возрастание общего объема информации, создаваемой в рамках какой-либо отрасли, области деятельности или общества в целом, являющееся следствием научно-технической революции, это:

1) информационный взрыв

2) информационный барьер

3) информационный поток

4) информационный процесс

6. Совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий, есть:

1) библиотечно- библиографическая культура

2) компьютерная грамотность

3) информационная культура

4) информационная грамотность

7. Комплекс Web страниц, предназначенных для обмена сообщениями с возможностью их классификации по темам и сохранения их для последующего использования, называется:

1) форумом

2) чатом

3) сайтом

4) порталом

8. Компьютерная система и технология, обеспечивающая возможность создания, хранения и воспроизведения разнородной информации, включая текст, звук, видеоизображение, это:

1) анимация

2) мультимедиа

3) телетекст

4) гипертекст

 

Часть 2 Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

1.        При адресном поиске основным поисковым элементом является:

1) фамилия конкретного автора

2) тема книги

3) год издания

4) жанр книги

2. Библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются по отраслям знаний в соответствии с определенной системой классификации, это

1) алфавитный каталог

2) систематический каталог

3) предметный каталог

4) электронный каталог ЛИЧНОСТИ

3. Подобрать книги по теме заданного вам реферата можно с помощью:

1) алфавитного каталога

2) систематического каталога

3) систематической картотеки статей

4) картотеки периодических изданий ГРАМО

4. Установить наличие в библиотеке журнала «Мир ПК» можно по:

1) систематическому каталогу

2) алфавитному каталогу

3) картотеке периодических изданий

4) предметному каталогу

5. Для быстрого нахождения часто используемого Вами регулярно обновляющегося Интернет-ресурса целесообразнее:

1) сохранять Web-страницу на своем компьютере

2) фиксировать вручную адреса Web-страниц в записной книжке

3) заносить адрес ресурса в папку «Избранное» («Favorites») на свой компьютер

4) копировать адрес страницы в текстовый файл

6. Какой из пропущенных в данном библиографическом описании элемент прежде всего следует уточнить, чтобы в библиотеке вам могли выдать этот документ: Гендина Н.И. Феномен информации: Грамотность без оттенка примитивности // Учительская газета. — № 30 (27 июля).

1) жанр статьи

2) фамилию соавтора

3) год издания

4) номера страниц

ТНОСТИ

Часть 3 Аналитико-синтетическая переработка источников информации

1. Издание, содержащее систематизированные сведения о документах (опубликованных, неопубликованных, непубликуемых), либо результат анализа и обобщения сведений, представленных в первоисточниках, выпускаемое организацией, осуществляющей научно-информационную деятельность, это:

1) информационное издание

2) электронный каталог

3) список литературы

4) библиографический указатель

2. Информационное издание, содержащее в систематизированном виде рефераты документов по какой-либо отрасли, предмету, проблеме, есть:

1) реферативный обзор

2) экспресс информация

3) сигнальная информация

4) реферативный журнал ИНФОРЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

3. Совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документе, необходимых и достаточных для общей характеристики, идентификации и поиска документа, это:

1) примечание

2) сноска

3) библиографическая запись (библиографическое описание)

4) библиографическая ссылка

4. Слова, несущие в тексте наибольшую смысловую нагрузку, называются:

1) ключевые слова

2) метафоры

3) омонимы

4) синонимы

5. Совокупность сведений справочного, научного или пояснительного характера, дополняющих основной текст, помогающих лучше понимать его и (или) облегчающих пользование книгой, это:

1) дайджест

2) справочный аппарат книги

3) обзор

4) резюме

6. Вторичный документ, представляющий собой совокупность библиографических сведений о документе, приведенных в строго определенном порядке, позволяющих разыскать, идентифицировать документ и дать его общую характеристику, это:

1) библиографическая запись

2) библиографическая ссылка

3) сноска

4) библиографическое описание документа

 

Часть 4 Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы обучающихся

1. Систематизированный перечень разделов, подразделов, характеризующий содержание, логику и композицию подготовленного вами сочинения, реферата, доклада и т.п., это:

1) план

2) обзор

3) тезисы

4 дайджест

2. В состав какого документа входят все перечисленные ниже аспекты: тема книги, краткий пересказ сюжета, характеристика главных героев, выделение запомнившихся фрагментов, объяснение, почему понравилась книга, высказывание своего отношения к прочитанному, самостоятельная оценка книги?

1) реферата

2) сочинения

3) отзыва на книгу

4) обзора

3. Специфической чертой подготовленного вами конспекта, отличающего его от других результатов свертывания информации, является:

1) индивидуализированный характер представления информации

2) полнота отражения информации

3) лаконичность

4) точность отражения информации

4. Какой из приведенных ниже адресов является адресом электронной почты:

1) http://www.spesialist.ru

2) www.spesialist.ru@петр

3) http://www.spesialist.ru@petr

4) petr@spesialist.ru

5.  Инструмент поиска информации на сайтах, обладающий иерархически упорядоченным набором предметных рубрик и базой данных документов, есть:

1) поисковая машина

2) портал

3) форум

4) поисковый каталог ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ

 

Ключ:

 

№ задания

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

1

3)

1)

1)

1)

2

1)

2)

4)

3)

3

2)

2)

4)

1)

4

2)

3)

1)

4)

5

1)

3)

2)

4)

6

3)

3)

4)

-

7

1)

-

-

-

8

2)

-

-

-

 

Уровни информационной культуры:

0 - 8 баллов – низкий;

9 – 17 – средний;

18 – 25 - высокий