Роль педагога-библиотекаря в исследовательской деятельности в школе/

Дарима Даниловна Мудаева

                Библиотека обучает умению искать, обрабатывать и творчески применять найденную информацию. Педагог-библиотекарь помогает школьнику применять  умения и навыки в  учебной и последующей научно-исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль педагога-библиотекаря в исследовательской деятельности в школе.

Мудаева Д.Д.

педагог-библиотекарь

МОУ Сужинская СОШ

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется.

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякий раз дается.

Но мы обязаны творить

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые,

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться.

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться!

Где нет любви к профессии, там нет и мастерства.

          Исследовательская деятельность в школе  – это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы . Поиск информации по заданной теме обычно юные исследователи начинают с изучения фонда школьной библиотеки.  Библиотекарь оказывает и методическую и библиографическую помощь учащимся в работе над исследованием, подбирает книги, журнальные статьи. Библиотека предоставляет информацию и идеи. При организации исследовательской работы в школе библиотека выступает информационным и научно-методическим центром, что обусловлено следующими обстоятельствами;

- наличием в современных школьных библиотеках информационной ресурсной базы на различных носителях;

- высоким уровнем профессионализма и творческим потенциалом школьных библиотекарей, позволяющими ему оказывать методическую и консультационную помощь в проведении исследований (в формулировке целей, задач, в составлении плана работы, подборе методик и т.д.);

- активным внедрением ИКТ в работу современных школьных библиотек, позволяющим библиотекарю оказывать помощь с использованием этих технологий в оформлении результатов исследовательской деятельности в виде презентаций, буклетов, рекомендательных списков и т. д.

возможность организовать на базе библиотеки самостоятельные исследования.

          С учетом выше перечисленного можно сказать, что библиотека превращается

в своего рода научную лабораторию, в центр интеллектуального и творческого роста библиотекаря, педагогов, обучающихся.

        Библиотека может и должна выступать равноправным субъектом взаимодействия в исследовательской деятельности. А библиотекарь может выступать в роли не только консультанта, но и научного руководителя исследовательских работ учащихся.

Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. и сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.

         В появившихся с середины XIX века в российских университетах установилась традиция избирать библиотекарей из числа самых достойных профессоров и Феофан Прокопович (русский политический и духовный деятель, богослов, писатель, поэт, математик, философ, переводчик, публицист, универсальный учёный) должность библиотекаря считал чрезвычайно престижной. Пора бы и нам вернуться к старой доброй традиции: говоря о библиотекаре, подразумевать и учителя.