Буктрейлер - как средство повышения читательской активности

Сибильская Светлана Степановна

Буктрейлер - как средство повышения читательской активности.

Технология «Буктрейлер» является одним из средств повышения мотивации к чтению. Данная технология также помогает развивать читательскую грамотность обучающихся, так как при её использовании необходимо работать с информацией. Она даёт возможность проявить свои творческие способности, выразить своё понимание художественного произведения с помощью видеоряда, музыкального сопровождения, самостоятельно составленной аннотации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: ««Буктрейлер -как средство повышения читательской активности школьников»

                                                                    Руководитель проекта :

 С.С. Сибильская

2022

«Буктрейлер -как средство повышения читательской активности школьников».

1.Актуальность проекта.

В современных условиях библиотека в ее традиционной форме теряет свою актуальность на сегодняшний день очевидно, что ИКТ не только применимы в библиотечной деятельности, но и весьма полезны. Данный проект предлагает одно из направлений модернизации школьной библиотеки на пути к превращению ее в информационно-библиотечный центр. Вводимые новшества позволят привлечь интерес школьников к чтению вообще и к деятельности библиотеки в частности.  Школьные библиотекари в соответствии с ФГОС, могут вывести школьников на новый уровень информационной культуры, научив их ориентироваться в потоке информации, владеть средствами и методами поиска, отбора и создания новой информации, что, собственно, и составляет характеристики метапредметных результатов обучения.

Проект использования буктрейлеров в работе школьных библиотек весьма актуален в период введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов и повсеместной информатизации библиотечной деятельности. Данное направление сейчас достаточно широко обсуждается и активно применяется. Кроме того, создание собственных видеоматериалов весьма интересно современным подросткам, у которых уже имеется определенный опыт работы в специальных программах.

Идея данной разработки взята из журнала «Школьная библиотека: сегодня и завтра». Анализируя дневник чтения, выявилось, что  снижен интерес к чтению, использованию библиотечных услуг – это общемировая тенденция, обусловленная общим развитием электронными системами. Чтение книг вытесняется просмотром мультфильмов, сериалов, использованием всемирной сети интернет.

2.Цель и задачи проекта

цель:привлечение школьников к чтению.

 Задачи:
1. Внедрить  современные информационные технологии в деятельность школьной библиотеки;
2. Развивать у школьников способности к осмысленному чтению и анализу литературных произведений;
3. Раскрыть творческие возможности обучающихся как читателей;
4. Содействовать совместному творчеству детей,педагогов и  родителей.

Целевая аудитория:рассчитана для учащихся 5-11 классов.

Для создания проекта руководствовались  нормативно- правовыми документами:

Международный уровень

  • ИФЛА/ЮНЕСКО (Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений)
  • «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН10.12. 1948)
  • Конвенция ООН «О правах ребёнка» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11. 1989)
  • Манифест ИФЛА для школьных библиотек (принят в 2000г.на 66 Генеральной конференции ИФЛА)
  • Манифест ИФЛА об Интернете (Принят 27.03. 2002)

Федеральный уровень:

  1. Конституция РФ от25.12. 1993 г. с изменениями от 30.12. 2008.
  2. Гражданский кодекс РФ, (принят 24.11.2006),часть IV, Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
  3. ФЗ «Об образовании» принят 29.12.2012г

Региональный уровень:

Школьный уровень:

  1. Устав ОУ
  2. Положение библиотеки ОУ
  3. Положение о порядке формирования и использования учебного фонда, фонда дополнительной литературы, медиатеки;

3.  Механизм реализации:

Реализация проекта «Буктрейлер- как средство повышения читательской активности школьников» рассчитана на три года  и будет осуществляться в  три этапа. Подготовительный (04.2022 – 09. 2022), основной (10. 2022 – 01.2024) и завершающий этапы (01.2024-05.2024)

В основу проекта положены принципы:

-соблюдения прав ребёнка;

-стимулирования чтения детей,

Основные функции деятельности (культурная, коммуникативная, информационная и образовательная).

Партнерамипо реализации проекта «буктрейлер - как средство повышения читательской активности школьников»     будет родительское, педагогическое общество ОУ-  директор школы, заместитель директора  по АХЧ, заместитель директора  по воспитательной работе, классные руководители, родители. С целью популяризации и утверждения проекта по информированию общественности выступление с проектом на педсоветах, родительских собраниях. Создание и распространения  для детей разнообразной продукции буктрейлеров – как вид  рекламы  книг.Отбора перевода материалов мировой детской литературы произведение программы с помощью Киностудии «WindowsLife». Пропаганда лучших произведений или книжных материалов.

Виддеятельности

Срокреализации

Ответственный

1 ЭТАП

СОЗДАНИЕ методической базы,

Сентябрь-декабрь 2022

Библиотекарь

СОЗДАНИЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ (разработать  положение о конкурсе «Буктрейлер»)

Укрепление материальной базы (приобретениеноутбуков, наушников, микрофоновит. д.)

2022

Директор,ЗампоАХЧ

Мониторинг ситуации (анкетирование, опрос)обучающихся до начала реализации проекта, (приложение№1)

Сентябрь 2022

Библиотекарь, классный руководитель

Презентация проекта

Сентябрь 2022 –январь2023

Зам по ВР,библиотекарь, классный руководитель

2 ЭТАП

Ознакомлениеучащихсяи педагоговс понятием «буктрейлер»

Выбор художественного произведения и книги, согласно возрастным особенностям, по темам

Чтение, анализ прочитанного произведения, книги

Поиск фотоматериалов, музыкального сопровождения к конкретному произведению, составление стихотворной рифмы к буктрейлеру (анонс книги, рекламы книги, произведения)

Проведениемастер-классовпо созданиюбуктрейлеров по прочитанным произведениямдля обучающихся 5-7 кл

Февраль –май  2023

Библиотекарь

Проведениемастер-классовпо созданиюбуктрейлеров по прочитанным произведениямдля обучающихся 8-9 кл

Проведениемастер-классовпо созданиюбуктрейлеров по прочитанным произведениямдля обучающихся 10-11 кл

Проведениемастер-классовпо созданиюбуктрейлеров по  произведениямдля педагогов

Проведениемастер-классовпо созданиюбуктрейлеровучащимися длясверстников.

В течение всего периода

Актив библиотеки

Проведениемастер-классовпо созданиюбуктрейлеров по прочитанным произведениямдля обучающихся 5-7 кл

Создание собственных буктрейлеров для рекламы художественных произведений или книг;

Создание собственных буктрейлеров для рекламы новинок периодических изданий

самостоятельное создание буктрейлеров  педагогами, обучающимися  и их  родителями.

3 этап

Проведениеконкурсабуктрейлеровсредиучеников 5-7классов, согласно положению

Сентябрь – октябрь 2023 буктрейлер о библиотеке

Библиотекарь, актив библиотеки, члены родительского комитета

Проведениеконкурсабуктрейлеровсредиучеников8-9классов, согласно положению( прилож2)

Ноябрь-декабрь 2023

Библиотекарь, актив библиотеки, члены родительского комитета

Проведениеконкурсабуктрейлеровсредиучеников10-11классов, согласно положению(прилож 2)

Январь- май 2024

Библиотекарь, актив библиотеки, члены родительского комитета

Проведениеконкурсабуктрейлеровсредичитающих семей

Сентябрь- декабрь 2024

Библиотекарь, актив библиотеки, члены родительского комитета

Проведениеконкурсабуктрейлеровсредиклассных коллективов

декабрь –апрель 2025

Библиотекарь, актив библиотеки, члены родительского комитета

Участие в  конкурсах буктрейлеров различного уровня

В течение всего периода

Библиотекарь, классный руководитель, обучающиеся.

Распространение опыта создания буктрейлеровна окружных, районных семинарах, на дистанционных курсах повышения квалификации.

В течение всего периода

Библиотекарь

Популяризация осуществляется на линейках в школе, на классных часах, мероприятиях, общешкольных собраниях, родительских собраниях через СМИ, по телеканалу «Звезда»

В течение всего периода

Библиотекарь

Размещение на сайте школы и окружной национальной библиотеки и т.д.

По мере создания буктрейлеров

Библиотекарь, инженер по информационным технологиям.

Проведениемониторингасредиучащихся (приложение 1),

Март-апрель

2025г.

Библиотекарь, классный руководитель

Подведениеитогов, анализполученныхрезультатов, поощрение участников проекта.

Май 2025

Библиотекарь

Необходимые затраты для реализации проекта «Буктрейлер – как средство повышения читательской активности»

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТА

п/н

Наименование

Кол-во

Цена

Сумма

Источник финансирования

1

ПК

5

30 000,00

150000,00

бюджет школы

2

Наушники

5

600,00

3000,00

бюджет школы

3

Микрофоны

5

1500,00

7500,00

бюджет школы

4

Сканер

2

5000,00

10000,00

бюджет школы

5

Флэш-карты

5

600,00

3000,00

Спонсорские средства

6

Призовой фонд

30

300,00

9000,00

Спонсорские средства

7

ОБНОВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ФОНДА

50

500,00

125000,00

бюджет школы

8

Мебель (круглые столы,

стулья)

2

8

15000,00

1500,00

30000,00

12000,00

бюджет школы

9

Канц. товары

5500,00

ИТОГО:

355.000,00

Данный проект является инновационным для школьных библиотек. Затраты на его реализацию (покупка необходимого оборудования ноутбуков, наушников, микрофонов и т.д.) экономически оправданны и направлены на повышение уровня образования школьников, делая его современным.

4.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Анализ школьной библиотечной документации (мониторингов, отзывов, опросов участников проекта «Буктрейлер - как средство повышения читательской активности школьников» выявит качество проводимых мероприятий:

  • поэтапная информатизация деятельности школьной библиотеки;
  • повышение у обучающихся интереса к чтению книг; любви к  книге и чтению в результате анализа дневника школьной библиотеки;
  • приобретение учащимися способности к анализу литературных произведений;
  • раскрытие творческих возможностей подростков как читателей; формирование желания пользоваться библиотекой;
  • создание детьми и педагогами новых творческих информационно-образовательных ресурсов;
  • рост посещаемости учащимися школьной библиотеки;
  • качество мероприятий проводимых библиотекой,
  • стремление подростков узнать о книжных новинках, поделиться этой информацией путем просмотра буктрейлеров;
  • самостоятельное создание учащимися буктрейлеров по прочитанным книгам, участие в конкурсах буктрейлеров.
  • участие в конкурсах различного уровня.

Дальнейшее развитие:

школьные библиотекари в соответствии с ФГОС, вводят школьников на новый уровень информационной культуры, научив их ориентироваться в потоке информации, владеть средствами и методами поиска, отбора и создания новой информации, что, собственно, и составляет характеристики метапредметных результатов обучения.

"Путешествие с литературными героями", связанным с книгами и чтением, с применением интернет-сервисов, стимулирует познавательную активность школьников и способствует приобретению ими новых знаний, информационных компетентностей и созданию интересных творческих работ.

создания скрайб-презентации, которая состоит не столько из схем и диаграмм, сколько из картинок-пиктограмм, иллюстрирующих ключевые понятия учебного исследования или результатов его представления. Поскольку скрайб-презентация, как правило, сохраняется в формате видео, то рассматривает возможность съемки и создания скрайб-презентаций вместе с читателями-подростками в условиях библиотеки по книгам в жанре буктрейлера, анонса, экранизации, рекламного ролика.

Одна из долгосрочных задач школьной библиотеки — преобразование в библиотечный - информационный центр в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами. Таким образом, внедрение в деятельность школьной библиотеки информационных технологий при помощи буктрейлеров безусловно соответствует поставленной задаче.

5.Использованная литература:

  1. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН10.12. 1948)
  2. «Декларация прав ребёнка» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11. 1959)
  3. Манифест ИФЛА для школьных библиотек (принят в 2000г.на 66 Генеральной конференции ИФЛА)
  4. Конституция РФ от25.12. 1993 г. с изменениями от 30.12. 2008.
  5. Гражданский кодекс РФ, (принят 24.11.2006),часть IV, Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
  6. ФЗ «Об образовании» принят 29.12.2012г
  7. ФЗ «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию в деятельности библиотек, обслуживающих молодёжь»  (Принят 29.12.2010)
  8. Евич, Л.Н., Кулабухов С.Ю. Издательство: Ростов на/Д.: Легион. Год: 2014. Учебноепособиепоинформатике для экзаменационной подготовки «Информатика и ИКТ»
  9. Заочная школа школьного библиотекаря: Сб. лекций. —М.: Школьная библиотека, 2014. — 264 с

  1. Рыженко, Т.А.
       Литературные путешествия героев книг на Google-картах / Татьяна Анатольевна Рыженко    // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2013. - № 2. - С. 44-48. - Библиогр.: с. 48 (6 назв.).

  1. Орешко, М.А.
       Скрайбинг: рисуем презентацию по интересным книгам с подростками-читателями / Марина Анатольевна Орешко    // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2013. - № 2. - С. 49-53. - Библиогр.: с. 53 (7 назв.).
  1. Алексеева, О.С.
       Электронный читательский дневник школьника / Оксана Сергеевна Алексеева    // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2013. - № 2. - С. 54-59. - Библиогр.: с. 59 (8 назв.).
    Автор статьи рассматривает возможность интересной и продуктивной организации процесса приобщения подростков к книге, приучения их еще в школе к систематическому чтению через использование социальных сервисов и инструментов в новых формах давно забытого, увлекательного процесса- работы над рукописным Читательским дневником...
  1. Качева, Е.В.
       Школьная библиотека и ФГОС: метапредметные результаты и интернет-сервисы в сетевых проектах / Елена Валерьевна Качева    // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2013. - № 2. - С. 60-63. - Библиогр.: с. 63 (5 назв.).

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Мониторинг обучающихся.

  • Насколько актуален созданный вами продукт?

  • Удалось ли вам  оригинально представить книгу?

  • Использовали ли вы спецэффекты и драматургические приемы?

  • Уместны ли титры, насколько фон и иллюстрации помогают усилить восприятие?

  • Помогает ли музыка или звуковое сопровождение сделать содержание  буктрейлера более выразительным?

  • Что вы сделали для того, чтобы цифровые эффекты улучшили восприятие буктрейлера?