ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ МАУ ДО ДТ «ОКТЯБРЬСКИЙ» Г. ЛИПЕЦКА

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ МАУ ДО ДТ «ОКТЯБРЬСКИЙ» Г. ЛИПЕЦКА

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 37.035.6

ББК 74.200.58

Филатова Елена Валерьевна

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Дом творчества «Октябрьский» г. Липецка,

педагог дополнительного образования,

398024 Липецкая область, город Липецк, ул. Депутатская, д. 55б

el-val@yandex.ru

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ МАУ ДО ДТ «ОКТЯБРЬСКИЙ» Г. ЛИПЕЦКА

Аннотация: в данной статье представлен опыт воспитательной работы педагогов дополнительного образования Дома творчества «Октябрьский» города Липецка по формированию у обучающихся разных возрастных групп патриотических, духовно-нравственных ценностей, гражданской идентичности, что предоставляет подрастающему поколению возможность познания и понимания истории своей страны, ее культуры, традиций, обычаев и достижение. Важно отметить, что формирование патриотического сознание в широком смысле начинается с малого, - с любви и привязанности к своей семье, к своему родному краю и может выражаться в формировании у обучающихся чувства уважения, заботы поддержки не только по отношению к своим близким, но и к тем, с кем ребенок тесно взаимодействует, - со своими сверстниками, педагогами, воспитателями.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, патриотизм, гражданственность, воспитательная система, краеведческие экспедиции, духовная культура, национальная идентичность, толерантное общество.

Elena Valeryevna Filatova

Municipal autonomous educational institution of additional education House of creativity "Oktyabrsky" Lipetsk,

 teacher of additional education,

398024 Lipetsk region, Lipetsk city, Deputatskaya str., 55b

el-val@yandex.ru

TITLE OF THE ARTICLE

Abstract: this article presents the experience of the educational work of teachers of additional education of the House of Creativity "Oktyabrsky" in Lipetsk on the formation of patriotic, spiritual and moral values, civic identity among students of different age groups, which provides the younger generation with the opportunity to learn and understand the history of their country, its culture, traditions, customs and achievements. It is important to note that the formation of patriotic consciousness in a broad sense begins with a small one - with love and affection for one's family, for one's native land and can be expressed in the formation of students' feelings of respect, caring support not only towards their loved ones, but also to those with whom the child interacts closely - with by their peers, teachers, educators.

Keywords: civic and patriotic education, patriotism, citizenship, educational system, local history expeditions, spiritual culture, national identity, tolerant society.

Уставные цели и задачи МАУ ДО ДТ «Октябрьский» города Липецка помимо обеспечения гарантированного государством права граждан на получение дополнительного образования по дополнительным общеразвивающим программам и  создании условий для удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся в художественно-эстетическом, нравственном, интеллектуальном развитии,  а также в занятиях физической культурой и спортом, включают в себя обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания обучающихся, что отражают задачи, направленные не только на организацию досуга, формирование личности с разносторонним интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, но и прежде всего на воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, воспитание, гражданственности, уважения к правам и свободам человека.  Для решения данных задач в нашем учреждении с 1990 года успешно функционирует воспитательная система «Воспитание гражданина России», включающая в себя   шесть воспитательных программ:

«Уголок России – отчий дом» (воспитание гражданственности  патриотизма);

«Дом без одиночества» (работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, ветеранами ВОВ и одинокими пожилыми людьми Октябрьского округа);

«Экология и мы» (воспитание экологической культуры юного липчанина);

«Дружат взрослые и дети» (сотрудничество с родителями, шефами и общественными организациями);

«Малый бизнес» (организация производительной деятельности воспитанников второго и более лет обучения для пополнения внебюджетного фонда);

«Давай дружить с тобой, дорога!» (профилактика детского дорожно-транспортного травматизма среди школ Октябрьского округа г. Липецка).

Такая воспитательная система несомненно способствует представлению у обучающихся не только о  целостной и научно обоснованной картине мира, общечеловеческих ценностях и ценностях поведения, но и формированию устойчивого познавательного интереса к изучению культурного наследия родного города, района, своей страны [2, с. 168], чувства национального самосознания, уважительного отношения к духовным и культурным ценностям своего края,  способности действовать в социуме с учетом позиций других людей, готовности и способности жить по традиционным нравственным законам.

Как уже говорилось выше, формирование гражданской идентичности обычно начинается с малых, но значимых шагов. Центральное место в этом процессе занимают любовь и преданность близким людям, а также глубокая привязанность к родному краю [1, с. 115]. Эти элементы создают основу для формирования личности и укореняют ценности, которые отражаются в сохранении и защите культурных и исторических наследий родной земли. Неоценимы возможности дополнительного образования в решении данной задачи, ведь воспитательная деятельность педагогов в этой системе играет важную роль в развитии и формировании ценностного мировоззрения., в отличие от школ, где воспитательная работа ограничивается рамками школьной программы. В 2020 году Наше учреждение по результатам конкурса Лучшее учреждение дополнительного образования года" удостоено звания лауреата", а также стало первым образовательным учреждением в Липецкой области, награжденным памятной медалью В.С. Гризодубовой, учрежденной в том же году по заказу Общероссийской общественно-государственной организации "Союз женщин России" для духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Для Дома творчества «Октябрьский» изучение истории и культуры своей «малой Родины» всегда являлось, а в настоящее время стало одной из актуальных задач, решение которой позволяет приобщить подрастающее поколение, к духовным и материальным ценностям русской земли, формированию патриотизма и гражданской позиции.

С 1996 года Дом творчества являлся организатором уникальных летних комплексных краеведческих экспедиций по Липецкой области. Наиболее примечательной из них является программа «ДОКИ» (Детские Открытия Краеведческих Истин), которая позволяет детям по-новому взглянуть на историю и культуру нашего региона. Участники летних экспедиций осознают, что занимаются   планомерным поиском, открытием и изучением краеведческих знаний и свидетельств о нашем крае – его истории, традициях, материальной и духовной культуры наследия наших предков с целью использования полученных знаний в образовательном процессе не только нашего учреждения, но и всего региона. Не случаен и выбор маршрутов летних путешествий и исследований - Липецкая область. Через изучение истории и культуры своей «малой Родины» происходит приобщение детей к духовным и материальным сокровищам русской земли и формирование патриотических и гражданских чувств.

Благодаря успешному старту данного проекта, в том же году был основан музей декоративно-прикладного творчества. Кураторы музея регулярно обогащают его фонды, используя средства, полученные от проведения летних экспедиций. За прошедшие годы было организовано не менее чем 20 таких экспедиций, которые успешно способствовали развитию краеведческой науки в Липецкой области.

В фондах музея имеется более 900 экспонатов, среди которых есть уникальные предметы крестьянского быта жителей Липецкой области конца XIX - начала XX века. Также в коллекции присутствуют авторские глиняные игрушки известных мастеров Добровского, Задонского, Липецкого и Измалковского районов, народные костюмы жителей Липецкой области, Елецкое кружево, вышивка и образцы современных народных промыслов края. Кроме того, в фондах есть редкие образцы промышленных изделий конца XIX - начала XX века, такие как самовары, утюги, швейные машинки и другие предметы. Широко представлена народная керамика нашего края.

Музей ДТ «Октябрьский» является центром краеведческой деятельности учреждения: организуются областные и городские семинары по краеведению, проводятся экскурсии по темам «Крестьянский быт Липецкого края», «Народные промыслы Липецкой области», «Народный костюм Липецкого края», «Народная игрушка»; мастер-классы по народным ремёслам, занятия по программе «Художественное краеведение» для участников экспериментальной площадки ЛИРО «Краеведение как фактор интеграции основного и дополнительного образования».

Становление гражданской позиции неотделимо от развития духовной культуры [3, с. 129], и на реализацию данной задачи направлен один их главных, ставший уже традиционным, проектов нашего Дома творчества - «Неделя Православной культуры», успешно реализуемый более 10 лет. Тематика недели ежегодно выбирается учреждением самостоятельно, так в 2022 году она проходила по теме «Монашество и культурное наследие России», темой недели 2023 года стала «Православие как духовный и культурный стержень России: история и современность».

В рамках таких Недель учащиеся детских объединений, а также педагоги дополнительного образования, выступают с тематическими докладами, творческими выступлениями, организуются конкурсы творческих работ «Русь Святая» и конкурс художественного слова «Русь Православная».  Организуются встречи, лектории, тематические беседы для детей и родителей со священнослужителями, мастер-классы, главные задачи которых осознание того, что православная вера играла и продолжает играть важную роль в формировании гражданской позиции российского народа. Православие не только представляет собой религиозное учение, но и является частью культуры и идентичности русского народа. Православный образ жизни, ценности и традиции тесно переплетаются с историей и судьбой России. Жизнь великих старцев и проповедников, таких как, Сергий Радонежский, Серафим Саровский оказывала значительное влияние на развитие духовной культуры России. Их благочестивый пример и духовные наставления вдохновляли людей к самосовершенствованию, к заботе о своих ближних и к просвещению общества.

Православная вера является неотъемлемой частью русской национальной идентичности. Она олицетворяет те ценности и принципы, которые лежат в основе русского характера и менталитета. Приверженность этим ценностям помогает российскому народу укреплять свою гражданскую позицию, осознавать свою историю и культуру, а также развивать характеристики, необходимые для успешного участия в жизни своей Родины [5, с. 5].

Неотъемлемой задачей патриотического воспитания является понимание того, что Россия является многонациональной страной, в которой проживают представители различных национальностей, культур и религий, и уважение ко всем этим народностям является важным аспектом патриотизма и гражданской идентичности [4, с. 170]. Это означает, что каждый человек имеет право выражать свою уникальность, сохранять и развивать свою национальную культуру, жить в гармонии с собратьями. Уважение ко всем народностям также означает борьбу с дискриминацией, насилием или притеснениями на основе национальной принадлежности, что способствует созданию толерантного и справедливого общества. Для решения данной задачи в нашем учреждении разработан уникальный проект – фестиваль национальных культур «Белые журавлики».  Целью Фестиваля является   сохранение и развитие культурного наследия народов, проживающих на территории Российской Федерации и Армении. В рамках фестиваля проводятся конкурсы: «Художественное слово»; «Новогодние традиции»; конкурс «Народных ремесел»; «День национальной кухни»; конкурс «Национального вокального творчества».  Этот проект относительно недавно реализуется нашим учреждением и МКДЦ «Дом Москвы» в Ереване, но есть абсолютная  уверенность в том, что данное  взаимодействие позволит укрепить дружбу народов наших стран, воспитать уважение к национальной культуре и общему историческому наследию, что играет ключевую роль в патриотическом воспитании., ведь то, что нас объединяет, позволяет лучше понять и ценить свое прошлое, традиции и достижения своей нации, а также способствовать сохранению и развитию национальной идентичности.

Список литературы

  1. Бородина Е.Н. Наследие: методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в художественно-игровой деятельности. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2016. 115 с.

  2. Габдулина, Г. А. Организация этноэкологических исследований в кружковом объединении "Мой край родной" / Г. А. Габдулина // Исследователь/Researcher. – 2020. – № 2(30). – С. 167-171. – EDN KTHJIY.

  3. Доржиева, Л. Б. Теоретические основы формирования гражданственности школьников в информационном обществе / Л. Б. Доржиева // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. – 2012. – № 5(46). – С. 129-132. – EDN PFOUVT.

  4. Калашников, Е. Ю. Воспитание толерантности как основной вектор развития образования в многонациональном государстве / Е. Ю. Калашников // Образование и глобальные вызовы современности: научно-педагогический контекст : Сборник материалов III Международной Интернет-конференции, Ставрополь, 01–30 июня 2021 года. – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2021. – С. 169-173. – EDN UBRIYW.

  5. Напсо, М. Б. Национальная и этнокультурная идентичность в реалиях постмодерна и метамодерна / М. Б. Напсо // Мир науки. Социология, филология, культурология. – 2020. – Т. 11, № 2. – С. 5. – EDN EUFYTV.