Роль школьной библиотеки в формировании у обучающихся мотивации к чтению

Роль школьной библиотеки в формировании у обучающихся мотивации к чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль школьной библиотеки в формировании у обучающихся мотивации к чтению

«Школа – это прежде всего, книга, а воспитание – прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения». В.А. Сухомлинский

«Никогда никакими силами Вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно». А. Н. Толстой.

В современных условиях, по утверждению ученых, формируется личность нового типа с высоким уровнем информационных потребностей и запросов. Это обусловлено особенностями исторического развития, изменениями в системе образования. Забота о воспитании является важнейшей государственной задачей и одновременно привлекает внимание общественных объединений, средств массовой информации, религиозных конфессий. Поскольку судьба любого цивилизованного общества зависит от подрастающего поколения, то, следовательно, юные читатели должны быть приоритетной группой. Их воспитанием непосредственно занимаются семья, образовательные и внешкольные учреждения.

Все школьные библиотеки ныне призваны стать центром общедоступной информации, они должны быть востребованы как для обучения, так и для личностного, духовного, творческого развития, самосовершенствования.

Школьная библиотека сегодня должна решать полифункциональные задачи в обществе, и, прежде всего, научить ребенка быть функционально грамотным и востребованным в современном мире.

Сегодня информационная среда быстро меняется, меняется и роль школьных библиотек. Читатель школьных библиотек становится активным читателем и других библиотек. И все чаще профессиональная библиотечная среда говорит о том, что не хочет быть заложником кризиса школьных библиотек России.

Школа ставит задачу — создать условия для раскрытия творческого потенциала ребенка.

Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка.

Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции.

Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, необходимые для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль. Школьная библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность.

Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой – его средством. Из книг, в том числе и учебных, школьник получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений, всегда выполняющих познавательную, эстетическую и воспитательную функции, практическое знакомство с особым обобщенным, образцово-эмоциональным способом отражения и познания жизни формирует эмоциональную среду, нравственно-эстетические идеалы, взгляды, отношения школьника.

Падение интереса к чтению - общемировая тенденция. Сегодня, изучая чтения детей и подростков как социальное явление, специалисты разных стран приходят к тревожным выводам. Многочисленные социологические исследования в России фиксируют перемещение чтения в структуре досуга детей на 4-6 место. Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно.

Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума.

В течение многих веков педагогическая мысль вела научный поиск путей и методов приобщения подрастающего поколения к миру книжной культуры с целью воспитания целостной гармонично развитой личности. Параллельно закладывалась и педагогика детского чтения, система научного знания про воспитательную направленность литературы для детей и юношества.

Сегодня юный читатель - качественно новый тип читателя. Изменились предпочтения детей, их познавательные и читательские интересы, источники получаемой информации. Одной из основных тенденций детского чтения сегодня стало доминирование «делового» чтения над чтением «для души». Ученики не стремятся охватить тему целиком, рассмотреть ее с разных сторон, прочитать что-то дополнительно. Ребенок не перестает читать - просто его чтение становится другим, а именно: более индивидуальным, прагматичным, информационным и поверхностным. Одним из «виновников» отлучение детей от досугового чтения называют компьютер - это непревзойденный компаньон в играх и поиске интересной информации. Впрочем, библиотекари уже пришли к выводу, что лучше не обвинять ЭВМ в вытеснении книги, а использовать его в пользу чтению.

Компьютер для библиотекаря - это средство и инструмент быстрого, точного, полного получения информации. Благодаря компьютеризации стало более очевидно, что библиотека - центр сохранения и распространения не только самих документов информации, но и ориентир для читателей в поиске информации о документах, даже тех, которых нет в наличии. Кроме того, компьютер - это привлекательное для детей техническое средство, еще один из путей привлечения в библиотеку, средство пробуждения интереса к книге, к познанию. Ведь от найденной с помощью компьютера информации читатели затем переходят к книжным полкам. Такой своеобразный мост между виртуальным миром и реальной библиотекой способствует росту ее популярности, сочетая старые формы с новейшими информационными технологиями, превращая библиотеку в особую интеллектуальную среду, побуждающую к получению знаний.

Несмотря на основные задачи: информационное обеспечения учебного процесса, работа с учителями - информирование о новой методической и педагогической литературе, подбор дополнительной литературы к урокам и классным мероприятиям, работа с родителями, библиотекарь играет важную роль в первичном привлечении детей к чтению. Поскольку личность в значительной мере формируется в детские и школьные годы, то потребности, навыки и интересы чтение взрослого, в основном, зависят от его отношения к книге в детстве. Если мы хотим, чтобы завтрашний читатель увлекался книгой и чтением, имел разносторонние интересы, то сегодня мы должны уделять внимание, детям, их отношению к книге и библиотеки. Родители, как организаторы детского чтения должны стать союзниками по возрождению престижа чтения у детей и подростков.

Из всего выше сказанного можно сказать, что для привлечения детей к книге родителям, учителям, библиотекарям необходимо совместно действовать в воспитании интереса к чтению.

В библиотеках наряду с традиционными формами работы активно использовать новейшие информационные технологии, проводить различные интересные мероприятия, направленные на привлечение детей к чтению, руководителям детского чтения заниматься самообразованием. Поддержка чтения - это стратегически важный элемент культуры, инструмент повышения интеллектуального потенциала нации, творческого развития личности и социальной активности общества.

Современный учебно-воспитательный процесс направлен на воспитание ученика - субъекта культуры и собственного жизнетворчества. Школа, учитель, классный руководитель должны обеспечить развитие и саморазвитие личности, научить воспитанников искусству творить себя и свою жизнь. В этом процессе большую роль играет книга. Поэтому пропаганда чтения, воспитания информационно - библиографической и читательской культуры, формирование умения пользоваться библиотекой, ее услугами, книгой - приоритетные направления совместной деятельности педагогов, библиотеки, родителей.

Формирование языкового образования, так как только это образование способно сделать человека личностью, самодостаточной в культурно - эстетическом плане - является основной целью чтения в раннем возрасте. Для речевого развития, так называемые «окна» закрываются, примерно, в 10 лет, для развития способностей к чтению в 13 -14 лет, и пока эти «окна» открыты, способности можно развивать.

Школьная библиотека пытается решить следующие педагогические задачи:

- обеспечение научно-обоснованного взаимодействия детей и подростков с книгой, пробуждение и развитие интереса к чтению, использование книги и других источников информации с целью образования и воспитания;

- содействие читательскому развитию и доступу к объективной и всесторонней информации;

- развитие и формирование личностно значимых мотивов обращения к литературе, потребности в чтении, самообразовании;

- воспитание литературного вкуса, эстетического восприятия произведений литературы и искусства;

- формирования библиотечно-информационной культуры юного читателя и его творческих способностей;

- воспитание культуры общения;

- развитие рекреационного и реабилитационного потенциала библиотек;

- осуществления педагогического просвещения родителей в области детской литературы и детского чтения.

Чтобы сформировать интерес к книге, нужно, чтобы родители понимали, что «чтение - средство контакта ребенка с широким миром». Книгу называют учителем жизни. Общение с книгой - не такое простое дело. В будущем обществе чтение и «человек, который читает», - без сомнения, будут рассматриваться, как национальная ценность.