Школьная библиотека как неотъемлемая часть современной информационно-образовательной среды
Школьная библиотека как неотъемлемая часть современной информационно-образовательной среды
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьная библиотека как неотъемлемая часть современной информационно-образовательной среды
Сущность современной школьной библиотеки, как социального института, заключается в вовлечении юных граждан в мир культуры, расширении круга представлений ребенка о его собственном культурном наследии, закладывании основ для осознания разнообразия существующих в мире культур.
Школьные библиотеки выполняют ключевые функции общего образования:
∙ концентрируют документальные источники образования на традиционных и электронных носителях, в том числе – на сетевых, предоставляют доступ к внутрибиблиотечным и удаленным ресурсам образования;
∙ приобщают школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга, содействуют сохранению и развитию русского языка, как национального достояния и средства межнационального общения;
∙ содействую получению навыков непрерывного самообразования школьников;
∙ формируют информационную культуру личности, участвует в адаптации школьников к условиям жизни в современном обществе, ориентированном на информации и знаниях;
∙ способствуют формированию ответственной гражданской позиции школьников.
Работа школьной библиотеки заключается: в реализации информационного обеспечения образовательного процесса в школе в условиях внедрения ФГОС, содействии самообразованию участников образовательных отношений;
содействии развитию творческих способностей школьников, формированию духовно богатой, нравственно здоровой личности; организации библиотечного обслуживания всех членов школьного сообщества независимо от возраста, расы, пола, вероисповедания, национальности, языка, профессионального или общественного положения; обеспечении ориентации и организации доступа к местным, региональным, национальным или глобальным информационным ресурсам;
организации информационной подготовки школьников, включая обучение навыкам поиска, выполнения критического анализа и самостоятельного использования информации для удовлетворения многообразных информационных потребностей (приобретение знаний, досуг и т. п.);
интеграции усилий педагогического коллектива и родительского сообщества в области приобщения к чтению и руководства чтением школьников, воспитании и закреплении у школьников потребности и привычки к чтению, учебе и пользованию библиотеками на протяжении всей жизни. Реализация обозначенных выше функций предполагает решение следующих задач:
∙формирование фондов;
∙оказание библиотечно-информационных услуг и услуг дополнительного образования;
∙организация взаимодействия с педагогическим коллективом по формированию информационной грамотности, информационного мировоззрения и информационной культуры школьников как обязательного условия обучения в течение всей жизни;
∙содействие в реализации Национальной программы поддержки и развития чтения, организация в различных формах пропаганды книги и чтения, в том числе основанных на использовании информационнокоммуникационных технологий, координация деятельности с широким кругом социальных партнеров, в первую очередь, с детскими библиотеками, приобщение родительской общественности к ценностям семейного чтения.
Для достижения заявленных функций необходимо планирование способов реализации данных функций на уровне образовательной организации, а также наличие современного аппаратнопрограммного оснащения школьной библиотеки.
Выбор конкретной системы автоматизации библиотечной деятельности может осуществляться на основании таких критериев, как:
∙ каталогизация – возможности видов каталогов;
∙ форматы обмена данными, которые поддерживает система;
∙ наличие форм для заказа недостающей литературы, ее удобство для заполнения;
∙ учет и хранение фонда – наличие функции учета и хранения фонда бумажной и электронной продукции в библиотеке;
∙ обслуживание читателей – возможности обслужить читателя удаленно (наличие виртуального кабинета читателя);
∙ статистика и отчетность – возможности фильтровать информацию по запросу (популярные книги, сколько раз брали книгу и т.д.);
∙ поддержка печатных форм – возможности распечатывать формуляр читателя, саму электронную книгу;
∙ наличие контента от фирмы-производителя – наличие электронных книг вместе с системой или отдельно, предлагаемой производителемю
В соответствии с Законом об образовании «библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) (ст. 18, п.1). Таким образом, в деятельности по комплектованию фондов школьных библиотек (информационно-библиотечных центров) можно выделить две составляющие: 1) формирование фонда печатных изданий; 2) формирование фонда электронных изданий. При этом обеспечивается укомплектованность библиотек печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой. Фонд дополнительной литературы включает: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
∙ учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
∙ учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.