Основы библиотечно-библиографической грамотности

Суслова Анастасия Николаевна

Рабочая программа "Основы библиотечно-библиографической грамотности", по направлению: общекультурное, уровень образования: начальное общее образование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_2023-2024_gg.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №2 г. Советский"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Основы библиотечно-библиографической грамотности»

Направление: общекультурное

Уровень образования: начальное общее образование

Авторы: Леонова Ирина Валерьевна, заведующий библиотеки

                Суслова Анастасия Николаевна, библиотекарь

г. Советский

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Основы библиотечно-библиографической грамотности» составлена  с учетом  следующих нормативно - правовых документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569);
  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 14.07.2022)",  (статья 48);
  • Федерального закона от 29.10.2010. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
  • Федерального закона «О библиотечном деле» от 23 ноября 1994 (с изменениями на 2 июля 2013 года);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (СанПиН 1.2.3685-21)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы библиотечно-библиографической грамотности» рассчитана на определенную возрастную группу – младших школьников – обучающихся 1-4 классов и может быть реализована как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов одной возрастной категории.

Программа имеет практико-ориентированный и деятельностный характер. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов литературного чтения, мировой и художественной культуры, окружающего мира и т.д.

Актуальность программы. Сегодня в стране ведется серьезная работа по привлечению внимания к проблемам чтения. Не читающий ребёнок – это не только препятствие к становлению личности, но и огромный риск для общества. Самостоятельный процесс чтения дополнительной к учебнику литературы вызывает у ребёнка трудности в восприятии и понимании текста, особенно научно-познавательных книг, и он заменяет книгу другими источниками информации, более доступными для восприятия. Таким образом, происходит снижение роли книги в жизни ребёнка.  Важно развивать способность к самостоятельной творческой и читательской активности на занятии по внеурочной деятельности в библиотеке, на занятиях по внеклассному чтению присущими библиотеке формами.

Цель курса «Основы библиотечно-библиографической грамотности»: формирование и развитие базовых умений и навыков по основам библиотечно-библиографической грамотности.

Задачи курса внеурочной деятельности «Основы библиотечно-библиографической грамотности»:

  • познакомить с основными  правилами пользования библиотекой и книгой, акцентируя внимание обучающихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации;
  • раскрыть значения книги в формировании духовной культуры человека;
  • сформировать представление  о книге как художественно-историческом памятнике в контексте мировой культуры, культуры России;
  • сформировать умения работы с книгой;
  • сформировать основы культуры работы с информацией через умения самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные виды печатных изданий, справочный аппарат библиотеки;
  • развить интерес к книге и чтению;
  • воспитать бережное отношение к книге, изучение правил хранения и обращения с книгой.

Методы и формы обучения

По своей специфике занятия имеют развивающий характер, направлены на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей.  Выбор методов определяется с учетом возможностей обучающихся, возрастных особенностей, возможностей материально-технической базы школы, типа и вида занятий. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность, самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся.

Формы организации занятий: практикум, игры-путешествия, видеоурок, экскурсии.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповые, индивидуальные.

Форма контроля – итоговая викторина.

Во время проведения библиотечных уроков используются различные методы обучения:

  • словесные (объяснение, рассказ, описание, рассуждение, беседа);
  • практические (самостоятельная работа)
  • наглядные (картины, рисунки, фото, мультимедийные презентации);
  • диагностические (проверка знаний, наблюдение, беседа);
  • игровые (деловые игры, ролевые игры, познавательные игры, викторины, конкурсы)

При оценке уровня овладения обучающимися библиотечно-библиографической грамотностью и культурой чтения акцентируется внимание на следующие компетенции:

  • знание возможностей библиотеки;
  • умение использовать справочно-библиографический аппарат библиотеки,
  • справочно-поисковый аппарат информационных изданий и т.п.;
  • знание особенностей отбора источников для чтения, осознанный выбор тематики;
  • умение бережно обращаться с произведениями печати.

При оценке работы обучающихся на библиотечном уроке учитывается:

  • правильность ответа;
  • оперативность ответа;
  • умение выражать свои мысли кратко и четко;
  • владение специальными терминами;
  • логика изложения;
  • умение работать в группе;
  • эмоциональность, заинтересованность.

Описание места курса внеурочной деятельности  в учебном плане

Рабочая программа  рассчитан на возраст детей: 7-11 лет. 

Количество часов по программе – по 3 часа в каждой параллели, из них:

Класс

А

Б

В

Г

Д

1 класс

3

3

3

3

3

2 класс

3

3

3

3

3

3 класс

3

3

3

3

3

4 класс

3

3

3

3

3

Библиотечные уроки проводятся во внеурочное время по заявке учителя или по календарно-тематическому планированию курса.

Планируемые  результаты реализации внеурочной деятельности:

Личностными  результатами  обучения  являются:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  • мотивация образовательной деятельности обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений к друг другу, к учителю, к результатам обучения; приобретение положительного эмоционального отношения к отечественной  и мировой литературе;
  • приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, конструировать высказывания, доказывать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Метапредметными  результатами  обучения  являются:

Познавательные:

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, сообщения и выступления в устной и письменной форме;
  • представлять результаты своей деятельности в различных формах;
  • умение структурировать знания;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

Регулятивные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения;
  • умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в познавательной и игровой деятельности.

Коммуникативные результаты:

  • организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
  • формулировать и аргументировать своё мнение;
  • умение осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей;
  • владение устной и письменной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникативных технологий.

Предметные  результаты  обучения:

  • представлять значение книги в жизни человека;
  • понимать ценность книги;
  • знать структуру книги, основные понятия и термины в библиотечном деле;
  • знать правила пользования библиотекой, правила работы с алфавитным каталогом;
  • знать историю возникновения информационных ресурсов.

Содержание программы

1 класс (3 часа)

Первое посещение библиотеки.

Знакомство с библиотекой, её структурой (абонемент, читальный зал, хранилище книг).

Запись читателя в библиотеку (заполнение читательского формуляра).

Правила пользования книгой. 

Знакомство с правилами обращения с книгой.

Маленькое путешествие в историю книги.

Знакомство с историей создания книги.

Развитие  бережного отношения к книгам.

2 класс (3 часа)

Художники-иллюстраторы.

Знакомство с детскими художниками-иллюстраторами, их биографией и техникой исполнения рисунков.

Твои журналы и газеты.

Знакомство с газетами и журналами для младшего школьного возраста: «Мурзилка», «Тошка», «Простоквашино» и др.

Знать разницу между газетами и журналами.

Путешествие в страну сказок.

Викторина по сказкам

3 класс (3 часа)

Структура книги.

Знакомство с основными элементами книги: обложка, корешок, титульный лист, иллюстрация.

Знакомство с каталогами.

Знакомство с каталогами: алфавитный, систематический.

Правила пользования каталогами 

Твои первые энциклопедии, словари, справочники.

Знакомство с разнообразием энциклопедий и справочной литературы.

4 класс (3 часа)

Выбор книги в библиотеке.

Уметь ориентироваться в библиотеке.

Знать расстановку книг на полках.

Знать, чем пользоваться при выборе книг.

Эти книги знают всё.

Знать разнообразие, структуру, назначение энциклопедий и справочников.

Начало книгопечатания на Руси.

Знакомство с историей создания книги.

Основные этапы появления книги  в печатном виде.

Тематическое планирование

Наименование разделов/тем

Всего часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

1 класс

1

Первое посещение библиотеки

1

Учатся ориентироваться в библиотеке.

Анализируют правила пользования библиотекой. Изучают памятку.

Знакомятся с основными понятиями формирующими библиотечно-библиографическую грамотность.

Отрабатывают умения, необходимые при работе в библиотеке.

Учатся навыкам простейшего ремонта книг.

2

Правила пользования книгой

1

3

Маленькое путешествие в историю книги

1

2 класс

4

Художники-иллюстраторы

1

Отрабатывают правила общения и обращения с книгой.

Знакомятся с творчеством художников-иллюстраторов.

Знакомятся с разными типами периодических изданий для детей.

Систематизируют знания о прочитанных сказках.

Учатся сравнивать героев сказок

5

Твои журналы и газеты

1

6

Путешествие в страну сказок

1

3 класс

7

Структура книги

1

Знакомятся со структурой книги.

Закрепляют полученные знания при выполнении практических заданий.

Знакомятся  с разнообразными видами справочной литературы.

Знакомятся с каталогами и картотеками библиотеки. Учатся  работать с ними  при выборе литературы.

8

Знакомство с каталогами

1

9

Твои первые энциклопедии, словари, справочники

1

4 класс

10

Выбор книги в библиотеке.

1

Осуществляют поиск информации в фондах библиотеки в соответствии с запросом.

Знакомятся с разными видами словарей и учатся  работать с информационными и виртуальными словарями.

Знакомятся с историей возникновения книги.

11

Эти книги знают всё

1

12

Начало книгопечатания на Руси

1

Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности

 «Основы библиотечно-библиографической грамотности»

Дата проведения

Тема урока

Планируемые результаты обучения

План

Фактически

Предметные

Метапредметные

1.

1 "а"

1 "б"

1 "в"

1 "г"

1 "а"

1 "б"

1 "в"

1 "г"

Первое посещение библиотеки.

Знают  правила пользования библиотекой.

Знают  основные понятия: библиотека,  книжный фонд, отделы библиотеки, читальный зал,  зал абонемента.

Умеют  самостоятельно ориентироваться в библиотеке.

 

 Познавательные:

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

Регулятивные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей,
  • умение соотносить свои действия с планируемым результатом.

       Коммуникативные:

  • организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • умение осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей;
  • владение устной и письменной речью.

2.

1 "а"

1 "б"

1 "в"

1 "г"

1 "а"

1 "б"

1 "в"

1 "г"

Правила пользования книгой.  

Знают правила общения и обращения с книгой.
Владеют  навыкам простейшего ремонта книг.

3.

1 "а"

1 "б"

1 "в"

1 "г"

1 "а"

1 "б"

1 "в"

1 "г"

Маленькое путешествие в историю книги.

Знают  историю возникновения книги – от глиняных табличек, папируса, пергамента до современных изданий в компьютерном исполнении.

Умеют бережно относится  к книге.

2 класс

4.

2 "а"

2 "б"

2 "в"

2 "г"

2 "д"

2 "а"

2 "б"

2 "в"

2 "г"

2 "д"

Художники-иллюстраторы.

Знают понятие «иллюстрация» как элемента структуры книги.

Знают  творчество  художников-иллюстраторов и книги, которые они иллюстрировали. Знают  жизнь и творчество И. Билибина.

Познавательные:

  • умение осознанно и произвольно строить выступления в устной и письменной форме;
  • представлять результаты своей деятельности в различных формах;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

Регулятивные:

  • умение ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности,
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения;
  • умение соотносить свои действия с планируемым результатом,
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Коммуникативные:

  • формулировать и аргументировать своё мнение;
  • умение осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей;
  • владение устной и письменной речью.

5.

2 "а"

2 "б"

2 "в"

2 "г"

2 "д"

2 "а"

2 "б"

2 "в"

2 "г"

2 "д"

Твои журналы и газеты.

Знают  что такое газеты и журналы, почему они называются периодикой.

6.

2 "а"

2 "б"

2 "в"

2 "г"

2 "д"

2 "а"

2 "б"

2 "в"

2 "г"

2 "д"

Путешествие в страну сказок.

Умеют  сравнивать героев сказок, обобщать и  делать выводы.

Знают особенности героев,  их характер и личностные  качества.

3 класс

7.

3 "а"

3 "б"

3 "в"

3 "г"

3 "д"

3 "а"

3 "б"

3 "в"

3 "г"

3 "д"

Структура книги.

Знают  структуру книги: титульный лист,  оглавление,  предисловие, послесловие;

Умеют самостоятельно работать  с книгой.

Познавательные:

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, сообщения и выступления в устной и письменной форме;
  • представлять результаты своей деятельности в различных формах;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

Регулятивные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки.

Коммуникативные:

  • организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникативных технологий.

8.

3 "а"

3 "б"

3 "в"

3 "г"

3 "д"

3 "а"

3 "б"

3 "в"

3 "г"

3 "д"

Знакомство с каталогами.

Знают  виды каталогов и картотек в библиотеке.

Умеют пользоваться  каталогами и картотеками библиотеки при выборе литературы.

9.

3 "а"

3 "б"

3 "в"

3 "г"

3 "д"

3 "а"

3 "б"

3 "в"

3 "г"

3 "д"

Твои первые энциклопедии, словари, справочники.

Знают различные виды справочной литературы.

Умеют пользоваться справочной литературой и находить необходимую информацию.

4 класс

10.

4 "а"

4 "б"

4 "в"

4 "г"

4 "д"

4 "а"

4 "б"

4 "в"

4 "г"

4"д"

Выбор книги в библиотеке.

Умеют работать с книгой.

Умеют вести поиск нужной информации в библиотечных фондах.

Познавательные:

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

Регулятивные:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения;
  • умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Коммуникативные:

  • умение осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей;
  • владение устной и письменной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникативных технологий.

11.

4 "а"

4 "б"

4 "в"

4 "г"

4 "д"

4 "а"

4 "б"

4 "в"

4 "г"

4 "д"

Эти книги знают всё.

Знают различные виды  словарей.

Умеют  работать с информационными и виртуальными словарями.

12.

4 "а"

4 "б"

4 "в"

4 "г"

4 "д"

4 "а"

4 "б"

4 "в"

4 "г"

4 "д"

Начало книгопечатания на Руси.

Знают  историю возникновения книги.