Дополнительное образование одаренных детей

Работа с одаренными учащимися весьма актуальна для современного российского общества. Это важная и актуальная тема

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья38.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Работа с одаренными учащимися весьма актуальна для современного российского общества. А каких детей можно назвать одарёнными? Как правило – это дети, опережающие своих ровесников в развитии или демонстрирующие особые способности в каком-то направлении. Талантливые, неординарные дети.

С одной стороны – это учащиеся, которыми гордится образовательное учреждение, в котором они обучаются. А с другой стороны – это особенные дети, требующие особого подхода. Они не «укладываются» в рамки школы и школьной программы. Как правило, одаренные дети имеют  сложный характер, излишне эмоциональны, не всегда коммуникабельны, могут быть чрезвычайно успешны только в нескольких, а то и в одном направлении. Зачастую у таких ребят могут быть проблемы со здоровьем и физическим состоянием (физкультура явно не является для них  любимым уроком). Отсюда появляются проблемы не только у ребенка, но и у педагога, призванного поддержать детскую одаренность. К этим проблемам относится и профессионально - личностная готовность учителя к работе с одаренными детьми.

На сегодняшний день в системе образования можно увидеть ряд проблем в работе с одаренными детьми. Недостатком традиционной системы обучения является стандартизация обучения в школе по времени. Единое для всех время на овладение программой, единая для всех длительность урока, единые темы ведения урока, обусловленные индивидуальностью учителя, но не учащихся.  К этому можно прибавить недостаточную ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, слабый учет и развитие его разнообразных способностей и интересов. Далеко не все дети с нестандартным мышлением – отличники. Получается, что традиционная педагогика очень слабо ориентирована на работу с одарёнными детьми. Условия массовой общеобразовательной школы значительно затрудняют работу со способными детьми и не создают условий для самореализации их способностей и склонностей. Все это требует от учителя проявления серьезных профессиональных компетентностей по выявлению, организации и развитию одарённых учащихся.

Возможно, одним из решений, описанных выше проблем, будет идея о создании специального дополнительного образования, форма которого пока точно не определена. Создание подобных учреждений объединит талантливых ребят все-таки в одном месте. Цель такого кластера – максимально задействовать все педагогические ресурсы для расширения возможностей дополнительного образования учащихся школ района, города и других регионов России. Система обучения в таких образовательных кластерах может быть несколько скорректирована, в том числе это касается и уроков физической культуры. Что существенно может помочь решить проблемы, связанные с проблемами коммуникабельности и здоровья детей.

Во-первых, в процессе обучения одаренных детей просто необходима работа в малых группах. Соответственно, и количество учебных часов должно быть значительно больше именно для такой работы, а также для индивидуальных консультаций.

Целесообразно в образовательном процессе использование «системы целого дня». При предполагаемой системе в школе необходимы «комнаты отдыха», а дети должны быть обеспечены полноценным питанием. На сегодняшний день эта проблема может быть решена только в рамках образовательного кластера. Совсем не обязательно создавать образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Достаточно полноценного «рабочего дня». Но важно, чтобы дети все-таки не были перегружены.

Не следует бояться приглашать в школу в качестве учителей преподавателей ВУЗов.

Важным фактором развития способностей и личностных качеств являются методы обучения одаренных ребят. Формы работы с одаренными учащимися могут быть разными.

Подготовка участников - это сложный процесс, требующий времени и систематичности. Подготовка участников олимпиады осуществляется через учебно-тренировочные сборы, работу кружков и факультативов.

Довольно сложной, но очень интересной формой работы является проектная деятельность – групповая или индивидуальная. Вовлечение обучающихся в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать новое и осваивать неожиданное, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, Необходимо, чтобы поддержка талантливых детей осуществлялась в системе. В связи с этим значительная роль в формировании и развитии системы работы с одаренными детьми принадлежит учреждениям дополнительного образования или системе дополнительного образования в образовательном учреждении.  

Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, важно организовывать летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одарённость

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.

Нельзя переоценить заслуги учителей, которые раскрывают и развивают таланты в наших детях. Несмотря на инновационные технологии, внедрение ИКТ, самым важным в работе с юными дарованиями остается мудрый терпеливый учитель.