План модернизации и развития библиотеки
Быстротекущий процесс информатизации всего общества и поиск библиотеками своего места в этом процессе определяют необходимость инновационных изменений в их деятельности. В настоящее время библиотеки становятся не просто хранителями печатных и других материалов, но информационными системами, создающими определѐнные информационно-библиотечные ресурсы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 52.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование «Иволгинский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Нижне-Иволгинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждено» Директор МОУ Нижне-Иволгинская Галданов С.С. |
ПРОГРАММА
развития модернизации школьной библиотеки
на 2025 - 2030гг.
Программу разработал:
Доржиева С.В.,
педагог - библиотекарь
Нижняя Иволга,
2025 г.
Содержание
- Паспорт программы… 3
- Обоснование Программы 4
- Анализ состояния школьной библиотеки 5
- Цели и задачи Программы… 6
- Основные направления
Программы развития школьной библиотеки 6
- Программные мероприятия по развитию библиотеки 7
- Необходимые ресурсы и источники финансирования… 10
- Текущий контроль и оценка результатов 10
- Ожидаемые результаты 11
Паспорт программы
Наименование Программы | Программа развития модернизации школьной библиотеки развития школьной библиотеки |
Основание для разработки Программы | Концепция развития информационного общества в РФ Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации Концепция развития библиотек в образовательных учреждениях РФ до 2030 года Введение нового ФГОС для начального общего образования, основного общего образования |
Основные разработчики Программы | Доржиева Соелма Владимировна, педагог-библиотекарь |
Исполнители Программы | Администрация, педагоги, учащиеся, родители, общественность, организации, вовлеченные в сотрудничество со школой |
Сроки и этапы реализации Программы |
|
Цель | Создание условий для успешной социализации школьников в современном информационном обществе |
Задачи |
|
Направления деятельности |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к глобальным информационным ресурсам
Обеспечение реализации прав и равных возможностей для читателей:
|
в Интернет для эффективного поиска информации, дополнительного образования, в том числе дистанционного;
| |
Система контроля исполнения Программы | Мониторинг, анализ документов, наблюдение, анкетирование, портфолио библиотеки и библиотекаря, рецензии, аналитические справки. |
Социальные партнеры |
|
Обоснование программы
Быстротекущий процесс информатизации всего общества и поиск библиотеками своего места в этом процессе определяют необходимость инновационных изменений в их деятельности. В настоящее время библиотеки становятся не просто хранителями печатных и других материалов, но информационными системами, создающими определѐнные информационно-библиотечные ресурсы.
Миссия библиотеки: информационная поддержка образовательной, воспитательной, научно-исследовательской деятельности школы на основе традиционных и продвижения информационно-библиотечных и коммуникационных технологий. Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, который все больше строится на информации и знаниях. Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного самообразования и развивает воображение, помогая им стать ответственными гражданами.
Основная цель школьных библиотек – удовлетворение потребностей детей в духовном и интеллектуальном росте, самопознании и самообразовании; интеграция учащихся в социокультурную среду общества через чтение, обеспечение открытости библиотеки для всех пользователей: учащихся, учителей и родителей, создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающими разными интеллектуальными и физическими возможностями; обеспечение доступа пользователя к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме.
Одной из основных функций современной школьной библиотеки является информационная функция, осуществление которой предполагает формирование, систематизацию информационных ресурсов и организацию доступа к ним. Обеспечить ее можно только при использовании информационно-коммуникационных технологий в обслуживании учащихся, учителей и родителей. Современная школьная библиотека в новых условиях предполагает интеграцию функций информационного и культурного центров в интересах инновационного образовательного процесса, т.е.:
- приобщение школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга, содействие сохранению и развитию русского языка как национального достояния и средства межнационального общения;
- содействие получению навыков непрерывного самообразования и повышения уровня информационной культуры, т.е. получению знаний, умений и навыков в области
поиска, анализа, переработки информации, создания и распространения новой информации.
Анализ состояния школьной библиотеки
Фонд школьной библиотеки на 01.09.2024-2025 год насчитывает 18.858 экз.книг, 4796 экз. учебников, 210 электронных дисков и 26 аудиовизуальных материалов.
Читателями школьной библиотеки являются 670 человек из числа учащихся, учителей и родителей. Показатель привлечения детей и подростков в библиотеку держится на максимально высоком уровне – 85 %.
Штат библиотеки – 1, должность педагог – библиотекарь.
При проведении анализа работы библиотеки были выявлены показатели, отраженные в таблице 1.
Таблица 1
Главные показатели по основным направлениям деятельности в 2024 – 2025 гг.
Читатели | Посещение | Книговыдача | Массовые мероприятия | |
Всего | 670 | 3742 | 6554 | 16 |
Важными факторами воздействия внешней среды на развитие библиотеки являются:
- динамичное развитие школы;
- акцент на самостоятельную работу учеников;
- активное внедрение компьютерных технологий;
- изменение книготоргового рынка;
- увеличение и расширение спроса на информационно-библиотечные ресурсы.
С 2022 - 2025 годах одним из приоритетных направлений деятельности библиотеки было внедрение новых информационно-коммуникационных технологий. Целью данной деятельности было повышение эффективности работы библиотеки, связанной с комплектованием, систематизацией поступивших изданий, созданием и пополнением электронного каталога, учетом библиотечных фондов, расчетом книгообеспеченности учебных дисциплин литературой, обслуживанием пользователей.
Анализ организации библиотечного обслуживания читателей показал, что библиотека обеспечивает пользователей основными библиотечными услугами:
- предоставляет полную информацию о составе библиотечного фонда;
- выдает во временное пользование издания из своих фондов;
- оказывает консультационную помощь в поиске документов составлении библиографии к исследовательским работам, проектам и рефератам;
- составляет библиографические указатели, списки литературы;
- выполняет библиографические справки, проводит библиографические обзоры;
- организует книжные выставки и массовые мероприятия;
- содействует формированию информационной культуры.
Данные анализа позволяют утверждать, что объем основного фонда библиотеки не зависит напрямую от числа читателей. Данное обстоятельство, в совокупности с
«солидным возрастом» основных фондов оказывает влияние на средние показатели
деятельности библиотеки, т.е. обращаемость и читаемость в среднем значительно ниже, чем в системе общедоступных библиотек, обслуживающих детей и юношество. Обращаемость основных фондов школьной библиотеки – 1,0, а читаемость –18,2.Следует учесть, что показатель читаемости достигается в основном за счет систематического обращения за книгами учащихся начальной школы и учащихся старшего звена за программной литературой.
Программа развития библиотеки рассчитана на 5 лет. В Программе определены цели и задачи развития библиотеки на среднесрочную перспективу, а также намечены основные приоритеты и механизмы их реализации. Конкретные действия по осуществлению намеченных целей, задач и приоритетов будут разрабатываться в форме ежегодных мероприятий (программы деятельности библиотеки).
Цели и задачи программы.
Цель: создание условий для успешной социализации школьников в современном информационном обществе.
Задачи:
- совершенствование материально-технической базы библиотеки
- оказание качественных библиотечно-информационных услуг
- организация взаимодействия с педагогическим коллективом и родителями, приобщения к чтению
-воспитание этнической культуры через изучение литературы, традиций
бурятского народа
Решить эти задачи возможно за счет создания информационно-библиотечного центра, который будет выполнять следующие функции:
- Образовательную – содействие образованию и воспитанию личности учащихся посредством предоставления информационных ресурсови услуг; формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса.
- Информационную – обеспечение доступа к информации, удовлетворение информационных потребностей учащихся, педагогов и родителей с использованием как своих ресурсов, так и ресурсов других библиотек.
- Культурную – обеспечение духовного развития читателей, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры.
- Досуговую – содействие содержательному проведению свободного времени учащихся, создание творческой коммуникативной площадки.
Создание в школе информационно-библиотечного центра позволит обеспечить учащихся, учителей и родителей качественными информационными услугами, повысит уровень библиотечного обслуживания.
Основные направления Программы развития библиотеки школы
- Создание единого информационного пространства
Создание единого информационного образовательного пространства – необходимость сегодняшнего дня. Библиотека должна принимать самое активное участие в управлении всеми информационными потоками в школе, направленными на образование. Такое положение позволит ей стать одним из центральных звеньев в построении информационной структуры школы.
Ключевым фактором успеха в становлении нового качества является активное использование библиотекой новых информационных технологий. Движение в этом направлении призвано пополнить новым содержанием образовательные программы, внедрять новые формы и методы организации деятельности школьников разного возраста,
обеспечить инновационное развитие самой библиотеки, выстроить новые формы взаимодействия с другими библиотеками, с педагогическим сообществом. Для этого, прежде всего, необходимо достаточное материально-техническое оснащение библиотеки.
Кооперация и интеграция деятельности школьной библиотеки с различными партнѐрами
Переход библиотеки к корпоративному сотрудничеству позволит более рационально использовать имеющиеся ресурсы и существенно расширить круг профессиональных связей. Корпоративные проекты и сотрудничество приведут к единению технологических, технических, информационных и других средств в целях создания новых и эффективного использования уже имеющихся информационных ресурсов. Такими партнѐрами, в первую очередь, являются библиотеки школ района, районная ЦБС, сельская библиотека, различные некоммерческие организации и объединения.
Корпоративное сотрудничество с библиотеками других школ района, районной ЦБС, сельской библиотекой планируется осуществить по следующим направлениям:
- приобщение детей к чтению, повышение информационной культуры читателей;
-развитие семейного чтения детей;
- комплектование библиотеки фондами школьных учебников на учебный год;
- сотрудничество в поиске информации, обмен справочными данными;
- интеграция фондов; использование межбиблиотечного абонемента;
- координация в комплектовании и организации подписки на периодические издания;
- координация работы по использованию новых образовательных технологий, использование ИКТ для совершенствования деятельности школьных библиотек;
- реализация совместных проектов развития;
- реклама новых возможностей школьных библиотек в поисках потенциальных инвесторов и партнѐров
Развитие социальной направленности работы библиотеки
Развитие социальной направленности работы школьной библиотеки возможно в результате сотрудничества с некоммерческими организациями, активного взаимодействия с Советом школы, с советом старшеклассников, с социально-психологической службой школы. Такое сотрудничество позволит активизировать работу школы в социуме (с пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями и т.д.). Расширение возможности библиотеки для организации духовно-нравственного воспитания и сотрудничества с классными руководителями и другими педагогами школы в реализации воспитательных программ.
Позиционирование школьной библиотек как социально ориентированного учреждения осуществляется:
- в рамках муниципальных социальных программ;
- проведением школьных и районных акций по продвижению чтения;
- реализацией просветительских программ дополнительного образования
- выявлением и развитием творчески одаренных детей и др.
Программные мероприятия по развитию библиотеки
№ | Содержание мероприятий | Срок исполнения. | Исполнитель | Прогнозируемый результат |
Создание единого информационного пространства | ||||
1 | Материально-техническое оснащение:
оборудования | 2025 - 2030 | Директор школы | Улучшение материально- технической базы библиотеки |
2 | Активное внедрение в учебный процесс информационно- коммуникационных технологий | 2025- 2030 | Педагог- библиотекарь, Системный администратор | Эффективное использование в повседневной практике информационно- коммуникационных технологий |
3 | Информационная | 2025- | Педагог- | Активное освоение и |
поддержка и | 2030 | библиотекарь | использование | |
информационное | педагогами | |||
сопровождение педагогов | современных | |||
в освоении и внедрении | развивающих | |||
развивающих | образовательных | |||
образовательных | технологий | |||
технологий (проектно- | ||||
исследовательских, | ||||
технологий развития | ||||
критического мышления и | ||||
др.) | ||||
4 | Информационно- | 2025- | Библиотекарь | Устранение |
методическое | 2030 | организационно- | ||
сопровождение внедрения | информационных | |||
государственных | препятствий для | |||
стандартов нового | внедрения новых | |||
поколения | образовательных | |||
стандартов | ||||
5 | Ресурсное обеспечение | 2025- | Библиотекарь | Успешное обучение и |
учащихся с | 2030 | развитие учащихся с | ||
ограниченными | ограниченными | |||
возможностями, | возможностями | |||
учащихся, находящихся в | ||||
трудной жизненной | ||||
ситуации. | ||||
6 | Создание и пополнение | 2025- | Библиотекарь | Наличие единого |
единого каталога | 2030 | каталога электронных | ||
электронных учебных | учебных пособий. | |||
пособий, а также | Доступность и | |||
художественной | востребованность | |||
литературы, в том числе | каталога всеми | |||
литературы национально-регионального компонента. | участниками образовательного процесса | |||
7 | Информационная поддержка конкурсного движения педагогов, в том числе педагогов, участвующих в конкурсах национально регионального компонента | 2025- 2030 | Библиотекарь, заместитель директора по УВР | Расширение круга педагогов-участников профессиональных конкурсов Повышение результативности участия педагогов школы в творческих конкурсах Снижение временных затрат педагогов на работу с информационными потоками |
8 | Повышение эффективности работы сайта (странички библиотеки) | 2025- 2030 | Педагог - библиотекарь | Значительное увеличение посетителей школьного сайта. |
9 | Активизация участия школьной библиотеки в работе вебинаров, Интернет-конференций для педагогов и библиотекарей, расширение круга сотрудничества с библиотеками российских школ | 2025- 2030 | Педагог библиотекарь | Активизация и повышение темпов инновационного развития библиотеки школы и школьного информационно- методического центра |
10 | Информационная поддержка инновационных образовательных программ, реализуемых школой | В течени е срока реализ ации програ ммы | Педагог библиотекарь | Успешная реализация инновационных образовательных программ |
11 | Заключение договоров организациями на поставку учебной литературы, на ознакомление с новыми УМК | Ежегод но | Педагог библиотекарь | Информированность педагогов о новых УМК, 100 % обеспеченность учащихся учебниками и учебными пособиями, рекомендованными Министерством просвещения РФ |
12 | Создание благоприятных условий для работы с информационными источниками (подключение к Интернет, и т.д.) | 2025- 2030 | Директор, Педагог Библиотекарь | Наличие комфортных условий для работы с информационными потоками |
13 | Разработка пакета документов о школьном информационно- библиотечном центре | 2025 | Директор Педагог библиотекарь | Наличие пакета документов о школьном информационно- библиотечном центре Создание школьного информационно- библиотечного центра |
Кооперация и интеграция деятельности школьной библиотеки с различными партнёрами | ||||
1 | Создание библиотеки для родителей и жителей села | 2025- 2030 | Библиотекарь, Совет школы | Родители учащихся становятся активными посетителями школьной библиотеки. Востребованность источников информации по организации воспитания в семье и развитии ребѐнка |
2 | Участие библиотеки и еѐ читателей в конкурсном движении | 2025- 2030 | Педагог -библиотекарь | Рост активности и результативности участия в конкурсах различного уровня |
5 | Организация встреч с интересными людьми на базе различных библиотек | 2025- 2030 | Педагог -библиотекарь | Повышение интереса к посещению библиотек села |
6 | Участие в семинарах школьных библиотекарей на базе библиотек района с целью обмена опытом работы и повышения эффективности работы | 2025- 2030 | Педагог библиотекарь | Создание системы непрерывного образования школьных библиотекарей |
школьного библиотекаря | ||||
Развитие социальной направленности работы школьной библиотеки | ||||
1 | Организация встреч с активными читателями школы | Регуля рно | Педагог Б библиотекарь | Повышение статуса школы Оказание помощи одиноким пенсионерам и другим категориям населения в организации общения |
2 | Организация Дней семейного чтения | Регуля рно | Педагог библиотекарь | Приобщение жителей села к семейному чтению |
3 | Организация читательских конференций, встреч для учащихся школы | Регуля рно | Педагог библиотекарь | Повышение читательской культуры школьников Рост количества книговыдач и посещаемости библиотеки. Повышение интереса к чтению |
Расширение возможности библиотеки для организации духовно-нравственного воспитания и сотрудничества с классными руководителями и другими педагогами школы в реализации воспитательных программ | ||||
1 | Проведение классных часов и других внеклассных мероприятий, направленных на духовно-нравственное, гражданско- патриотическое, этническое воспитание школьников | Регуля рно | Педагог библиотекарь классные руководители, педагог- организатор | Повышение эффективности воспитательной работы с учащимися |
2 | Участие в разработке воспитательных программ, в работе методического объединения классных руководителей | Регуля рно | Педагог библиотекарь | Повышение эффективности воспитательной работы |
3 | Участие в региональной инновационной площадке | Ежего дно | Педагог библиотекарь | Приобщение национальной культуре |
Необходимые ресурсы и источники финансирования
Основным источником финансирования Программы являются средства бюджета. Источниками дополнительного финансирования Программы могут служить и другие, незапрещенные законодательством источники: спонсоров, родителей, получение грантов и др.
Текущий контроль и оценка результатов
В ходе решения задач Программы развития и модернизации библиотеки МОУ «Нижне -Иволгинская СОШ» как информационного центра руководство школы должно постоянно осуществлять текущий контроль ее работы, чтобы быть уверенными в том, что используемые методы ведут к поставленной цели. Периодически необходимо проводить статистический анализ для выявления тенденций развития. Раз в год следует оценивать работу по всем основным направлениям текущего планирования, чтобы выяснить следующее:
- выполняются ли поставленные задачи и достигаются ли заявленные цели программы развития библиотеки, учебного плана школы в целом;
- удовлетворяются ли потребности школьного сообщества;
- существует ли возможность реагировать на изменение потребностей;
- достаточно ли ресурсное обеспечение;
- рентабельны ли эти направления.
Ниже приводятся основные показатели работы библиотеки, которые целесообразно учитывать для текущего контроля и оценки степени выполнения стоящих перед библиотекой задач:
- число книговыдач на одного члена школьного сообщества (отдельно "на одного ученика" и "одного сотрудника");
- средняя посещаемость на одного члена школьного сообщества (отдельно "на одного ученика" и "на одного сотрудника");
- число книговыдач на единицу хранения (т.е. обращаемость);
- число книговыдач на час работы (во время занятий и после уроков);
- число справочных запросов на одного члена школьного сообщества (отдельно "на одного ученика" и "на одного сотрудника");
- степень использования компьютеров и онлайновых информационных источников.
Показатели обеспеченности ресурсами:
- общий размер книжного фонда на одного члена школьного сообщества;
-обеспеченность персональными компьютерами или терминалами на одного члена школьного сообщества;
- обеспеченность компьютерами с интерактивным доступом на одного члена школьного сообщества.
Кадровые показатели:
- отношение числа полных ставок в библиотеке к численности школьного сообщества;
- отношение числа полных ставок к показателям использования библиотеки.
Качественные показатели:
- степень удовлетворенности пользователей;
- целевые группы пользователей;
- консультационная деятельность.
Стоимостные показатели:
- удельные издержки на функции, услуги и операции;
- расходы по персоналу в расчете на одну функцию (например, выдачу литературы);
- общие затраты на библиотеку в расчете на одного члена школьного сообщества;
- общие затраты на библиотеку в процентах от общего бюджета школы;
- затраты на мультимедийные материалы в процентах от общих затрат на библиотеку.
Сравнительные показатели:
- статистические показатели библиотеки в сопоставлении с соответствующими библиотечными услугами в других школах аналогичных размеров и параметров.
Возможные трудности и риски:
- Недостаточное финансирование деятельности библиотеки
- Некомпетентное использование компьютерной техники (в зоне свободного доступа) и, как следствие, - частые поломки, постоянные проблемы с расходным материалом для принтера и ксерокса при их неумелом использовании;
- Несоответствие площади помещений библиотеки (медиатеки) и ее возрастающим функциям.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации Программы к концу 2030 года будет достигнуто:
- Повышение качества организации библиотечно-информационного обслуживания читателей.
- Обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к глобальным информационным ресурсам
- Улучшение комплектования и обеспечение безопасности библиотечных фондов;
- Повышение читательской компетентности детей и подростков;
- Укрепление материально-технической базы;
- Повышение уровня ИКТ - компетентности сотрудников библиотеки
- Обеспечение реализации прав и равных возможностей для читателей на пользование актуальной и достоверной информацией оперативно, неоднократно и бесплатно:
- на доступ и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры;
- на интеллектуальный досуг в безопасных, комфортных условиях;
- на предоставление читателям свободного бесплатного доступа в Интернет для эффективного поиска информации, дополнительного образования, в том числе дистанционного;
- на организацию и поддержку различных форм межнационального культурного обмена и сотрудничества, обеспечивающих рост взаимопонимания и взаимоуважения различных наций и народностей;
- на организацию совместной работы учащихся и учителей.
