План модернизации и развития библиотеки

Соелма Владимировна Доржиева

Быстротекущий процесс информатизации всего общества и поиск библиотеками своего места в этом процессе определяют необходимость инновационных изменений в их деятельности. В настоящее время библиотеки становятся не просто хранителями печатных и других материалов, но информационными системами, создающими определѐнные информационно-библиотечные ресурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_modernizatsii_i_razvitiya_shkolnoy_biblioteki.docx52.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Иволгинский район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Нижне-Иволгинская средняя общеобразовательная школа

       «Утверждено»

       Директор

  МОУ Нижне-Иволгинская

       Галданов С.С.

                       

ПРОГРАММА

развития модернизации школьной библиотеки

на 2025 - 2030гг.

Программу разработал:

Доржиева С.В.,

педагог - библиотекарь

Нижняя Иволга,

2025 г.

Содержание

  1. Паспорт программы…        3
  2. Обоснование Программы        4
  3. Анализ состояния школьной библиотеки        5
  4. Цели и задачи Программы…        6
  5. Основные направления

 Программы развития школьной библиотеки        6

  1. Программные мероприятия по развитию библиотеки        7
  2. Необходимые ресурсы и источники финансирования…        10
  3. Текущий контроль и оценка результатов        10
  4. Ожидаемые результаты        11

Паспорт программы

Наименование Программы

Программа        развития модернизации школьной библиотеки

развития        школьной        библиотеки

Основание для разработки

Программы

Концепция развития информационного общества в РФ Концепция информатизации сферы образования Российской

Федерации

Концепция развития библиотек в образовательных учреждениях РФ до 2030 года

Введение нового ФГОС для начального общего образования, основного общего образования

Основные

разработчики Программы

Доржиева Соелма Владимировна, педагог-библиотекарь

Исполнители Программы

Администрация, педагоги, учащиеся, родители, общественность, организации, вовлеченные в сотрудничество со школой

Сроки и этапы реализации

Программы

  1. этап - разработка и утверждение программы: август–сентябрь 2025 г.
  2. этап – реализация и корректировка программы: 2025 – 2030 гг.
  3. этап – подведение итогов, корректировка, перспективы: 2030 г.

Цель

Создание        условий        для        успешной        социализации        школьников        в

современном информационном обществе

Задачи

  1. Совершенствование материально-технической базы библиотеки
  2. Оказание качественных библиотечно-информационных услуг
  3. Организация взаимодействия с педагогическим коллективом и родителями в области развития читательской компетентности школьников.

Направления деятельности

  1. Создание единого информационного пространства.
  2. Кооперация и интеграция деятельности школьной библиотеки с различными партнѐрами.
  3. Развитие социальной направленности работы библиотеки

Ожидаемые конечные

результаты реализации Программы

  1. Повышение качества организации библиотечно-информационного обслуживания читателей.

Обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к глобальным информационным ресурсам

  1. Улучшение        комплектования        и        обеспечение        безопасности библиотечных фондов;
  2. Повышение читательской компетентности детей и подростков;
  3. Укрепление материально-технической базы;
  4. Повышение уровня ИКТ-компетентности сотрудников библиотеки

Обеспечение        реализации        прав        и        равных        возможностей        для читателей:

  • на        пользование        актуальной        и        достоверной        информацией оперативно, неоднократно и бесплатно;
  • на доступ и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры;
  • на        интеллектуальный        досуг        в        безопасных,        комфортных условиях;
  • на предоставление читателям свободного бесплатного доступа

в Интернет для эффективного поиска информации, дополнительного образования, в том числе дистанционного;

  • на организацию и поддержку различных форм межнационального культурного обмена и сотрудничества, обеспечивающих рост взаимопонимания и взаимоуважения различных наций и народностей;
  • на организацию совместной работы учащихся и учителей.

Система контроля исполнения

Программы

Мониторинг, анализ документов, наблюдение, анкетирование, портфолио библиотеки и библиотекаря, рецензии, аналитические справки.

Социальные партнеры

  • школьные библиотеки района
  • организации и предприятия села Нижняя Иволга
  • ЦБС Иволгинского района, библиотека – филиал  ЦБС Иволгинского района с Нижняя - Иволга

Обоснование программы

Быстротекущий процесс информатизации всего общества и поиск библиотеками своего места в этом процессе определяют необходимость инновационных изменений в их деятельности. В настоящее время библиотеки становятся не просто хранителями печатных и других материалов, но информационными системами, создающими определѐнные информационно-библиотечные ресурсы.

Миссия библиотеки: информационная поддержка образовательной, воспитательной, научно-исследовательской деятельности школы на основе традиционных и продвижения информационно-библиотечных и коммуникационных технологий. Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, который все больше строится на информации и знаниях. Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного самообразования и развивает воображение, помогая им стать ответственными гражданами.

Основная цель школьных библиотек – удовлетворение потребностей детей в духовном и интеллектуальном росте, самопознании и самообразовании; интеграция учащихся в социокультурную среду общества через чтение, обеспечение открытости библиотеки для всех пользователей: учащихся, учителей и родителей, создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающими разными интеллектуальными и физическими возможностями; обеспечение доступа пользователя к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме.

Одной из основных функций современной школьной библиотеки является информационная функция, осуществление которой предполагает формирование, систематизацию информационных ресурсов и организацию доступа к ним. Обеспечить ее можно только при использовании информационно-коммуникационных технологий в обслуживании учащихся, учителей и родителей. Современная школьная библиотека в новых условиях предполагает интеграцию функций информационного и культурного центров в интересах инновационного образовательного процесса, т.е.:

  • приобщение школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга, содействие сохранению и развитию русского языка как национального достояния и средства межнационального общения;
  • содействие получению навыков непрерывного самообразования и повышения уровня информационной культуры, т.е. получению знаний, умений и навыков в области

поиска,        анализа,        переработки        информации,        создания        и        распространения        новой информации.

Анализ состояния школьной библиотеки

Фонд школьной библиотеки на 01.09.2024-2025 год насчитывает 18.858 экз.книг, 4796 экз. учебников, 210 электронных дисков и 26 аудиовизуальных материалов.

Читателями школьной библиотеки являются 670 человек из числа учащихся, учителей и родителей. Показатель привлечения детей и подростков в библиотеку держится на максимально высоком уровне – 85 %.

Штат библиотеки – 1, должность педагог – библиотекарь.

При проведении анализа работы библиотеки были выявлены показатели, отраженные в таблице 1.

Таблица 1

Главные показатели по основным направлениям деятельности в 2024 – 2025 гг.

Читатели

Посещение

Книговыдача

Массовые мероприятия

Всего

670

3742

6554

16

Важными факторами воздействия внешней среды на развитие библиотеки являются:

  • динамичное развитие школы;
  • акцент на самостоятельную работу учеников;
  • активное внедрение компьютерных технологий;
  • изменение книготоргового рынка;
  • увеличение и расширение спроса на информационно-библиотечные ресурсы.

С 2022 - 2025 годах одним из приоритетных направлений деятельности библиотеки было внедрение новых информационно-коммуникационных технологий. Целью данной деятельности было повышение эффективности работы библиотеки, связанной с комплектованием, систематизацией поступивших изданий, созданием и пополнением электронного каталога, учетом библиотечных фондов, расчетом книгообеспеченности учебных дисциплин литературой, обслуживанием пользователей.

Анализ организации библиотечного обслуживания читателей показал, что библиотека обеспечивает пользователей основными библиотечными услугами:

  • предоставляет полную информацию о составе библиотечного фонда;
  • выдает во временное пользование издания из своих фондов;
  • оказывает консультационную помощь в поиске   документов составлении библиографии к исследовательским работам, проектам и рефератам;
  • составляет библиографические указатели, списки литературы;
  • выполняет библиографические справки, проводит библиографические обзоры;
  • организует книжные выставки и массовые мероприятия;
  • содействует формированию информационной культуры.

Данные анализа позволяют утверждать, что объем основного фонда библиотеки не зависит  напрямую  от  числа  читателей.  Данное  обстоятельство,  в  совокупности  с

«солидным возрастом» основных фондов оказывает влияние на средние показатели

деятельности библиотеки, т.е. обращаемость и читаемость в среднем значительно ниже, чем в системе общедоступных библиотек, обслуживающих детей и юношество. Обращаемость основных фондов школьной библиотеки – 1,0, а читаемость –18,2.Следует учесть, что показатель читаемости достигается в основном за счет систематического обращения за книгами учащихся начальной школы и учащихся старшего звена за программной литературой.

Программа развития библиотеки рассчитана на 5 лет. В Программе определены цели и задачи развития библиотеки на среднесрочную перспективу, а также намечены основные приоритеты и механизмы их реализации. Конкретные действия по осуществлению намеченных целей, задач и приоритетов будут разрабатываться в форме ежегодных мероприятий (программы деятельности библиотеки).

Цели и задачи программы.

Цель: создание условий для успешной социализации школьников в современном информационном обществе.

Задачи:

  • совершенствование материально-технической базы библиотеки
  • оказание качественных библиотечно-информационных услуг
  • организация взаимодействия с педагогическим коллективом и родителями, приобщения к чтению

-воспитание этнической культуры через изучение литературы, традиций

бурятского народа

Решить эти задачи возможно за счет создания информационно-библиотечного центра, который будет выполнять следующие функции:

  1. Образовательную – содействие образованию и воспитанию личности учащихся посредством предоставления информационных ресурсови услуг; формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса.
  2. Информационную – обеспечение доступа к информации, удовлетворение информационных потребностей учащихся, педагогов и родителей с использованием как своих ресурсов, так и ресурсов других библиотек.
  3. Культурную – обеспечение духовного развития читателей, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры.
  4. Досуговую – содействие содержательному проведению свободного времени учащихся, создание творческой коммуникативной площадки.

Создание в школе информационно-библиотечного центра позволит обеспечить учащихся, учителей и родителей качественными информационными услугами, повысит уровень библиотечного обслуживания.

Основные направления Программы развития библиотеки школы

  1. Создание единого информационного пространства

Создание единого информационного образовательного пространства – необходимость сегодняшнего дня. Библиотека должна принимать самое активное участие в управлении всеми информационными потоками в школе, направленными на образование. Такое положение позволит ей стать одним из центральных звеньев в построении информационной структуры школы.

Ключевым фактором успеха в становлении нового качества является активное использование библиотекой новых информационных технологий. Движение в этом направлении призвано пополнить новым содержанием образовательные программы, внедрять новые формы и методы организации деятельности школьников разного возраста,

обеспечить инновационное развитие самой библиотеки, выстроить новые формы взаимодействия с другими библиотеками, с педагогическим сообществом. Для этого, прежде всего, необходимо достаточное материально-техническое оснащение библиотеки.

  1. Кооперация и интеграция деятельности школьной библиотеки с различными партнѐрами

Переход библиотеки к корпоративному сотрудничеству позволит более рационально использовать имеющиеся ресурсы и существенно расширить круг профессиональных связей. Корпоративные проекты и сотрудничество приведут к единению технологических, технических, информационных и других средств в целях создания новых и эффективного использования уже имеющихся информационных ресурсов. Такими партнѐрами, в первую очередь, являются библиотеки школ района, районная ЦБС, сельская библиотека, различные некоммерческие организации и объединения.

Корпоративное сотрудничество с библиотеками других школ района, районной ЦБС, сельской библиотекой планируется осуществить по следующим направлениям:

  • приобщение детей к чтению, повышение информационной культуры читателей;

-развитие семейного чтения детей;

  • комплектование библиотеки фондами школьных учебников на учебный год;
  • сотрудничество в поиске информации, обмен справочными данными;
  • интеграция фондов; использование межбиблиотечного абонемента;
  • координация в комплектовании и организации подписки на периодические издания;
  • координация работы по использованию новых образовательных технологий, использование ИКТ для совершенствования деятельности школьных библиотек;
  • реализация совместных проектов развития;
  • реклама новых возможностей школьных библиотек в поисках потенциальных инвесторов и партнѐров

  1. Развитие социальной направленности работы библиотеки

Развитие социальной направленности работы школьной библиотеки возможно в результате сотрудничества с некоммерческими организациями, активного взаимодействия с Советом школы, с советом старшеклассников, с социально-психологической службой школы. Такое сотрудничество позволит активизировать работу школы в социуме (с пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями и т.д.). Расширение возможности библиотеки для организации духовно-нравственного воспитания и сотрудничества с классными руководителями и другими педагогами школы в реализации воспитательных программ.

Позиционирование школьной библиотек как социально ориентированного учреждения осуществляется:

  • в рамках муниципальных социальных программ;
  • проведением школьных и районных акций по продвижению чтения;
  • реализацией просветительских программ дополнительного образования
  • выявлением и развитием творчески одаренных детей и др.

Программные мероприятия по развитию библиотеки

Содержание мероприятий

Срок

исполнения.

Исполнитель

Прогнозируемый результат

Создание единого информационного пространства

1

Материально-техническое оснащение:

  • приобретение мультимедийного комплекса
  • расширение парка компьютеров и периферийного

оборудования

2025 - 2030

Директор школы

Улучшение материально- технической базы библиотеки

2

Активное внедрение в учебный        процесс информационно-

коммуникационных технологий

2025-

2030

Педагог- библиотекарь, Системный администратор

Эффективное использование в

повседневной практике информационно-

коммуникационных технологий

3

Информационная

2025-

Педагог-

Активное освоение и

поддержка и

2030

библиотекарь

использование

информационное

педагогами

сопровождение педагогов

современных

в освоении и внедрении

развивающих

развивающих

образовательных

образовательных

технологий

технологий (проектно-

исследовательских,

технологий развития

критического мышления и

др.)

4

Информационно-

2025-

Библиотекарь

Устранение

методическое

2030

организационно-

сопровождение внедрения

информационных

государственных

препятствий для

стандартов нового

внедрения новых

поколения

образовательных

стандартов

5

Ресурсное обеспечение

2025-

Библиотекарь

Успешное обучение и

учащихся с

2030

развитие учащихся с

ограниченными

ограниченными

возможностями,

возможностями

учащихся, находящихся в

трудной жизненной

ситуации.

6

Создание и пополнение

2025-

Библиотекарь

Наличие единого

единого каталога

2030

каталога электронных

электронных учебных

учебных пособий.

пособий, а также

Доступность и

художественной

востребованность

литературы, в том числе

каталога всеми

 литературы национально-регионального компонента.

участниками

образовательного процесса

7

Информационная

поддержка конкурсного движения педагогов, в том числе педагогов,

участвующих в конкурсах национально регионального компонента

2025-

2030

Библиотекарь, заместитель

директора по УВР

Расширение круга педагогов-участников профессиональных конкурсов

Повышение

результативности участия педагогов школы в творческих конкурсах

Снижение временных затрат педагогов на

работу с

информационными потоками

8

Повышение

эффективности работы сайта (странички библиотеки)

2025-

2030

Педагог - библиотекарь

Значительное увеличение посетителей школьного сайта.

9

Активизация участия

школьной библиотеки в работе вебинаров, Интернет-конференций для педагогов и библиотекарей,

расширение круга сотрудничества с библиотеками российских школ

2025-

2030

Педагог библиотекарь

Активизация и

повышение темпов инновационного

развития библиотеки школы и школьного информационно- методического центра

10

Информационная поддержка

инновационных образовательных

программ, реализуемых школой

В

течени е срока реализ ации програ

ммы

Педагог библиотекарь

Успешная реализация инновационных

образовательных программ

11

Заключение договоров

организациями на поставку учебной литературы, на

ознакомление с новыми УМК

Ежегод

но

Педагог библиотекарь

Информированность

педагогов о новых УМК, 100 %

обеспеченность учащихся учебниками и учебными пособиями,

рекомендованными Министерством

просвещения РФ

12

Создание благоприятных условий для работы с информационными

источниками

(подключение к Интернет, и т.д.)

2025-

2030

Директор, Педагог

Библиотекарь

Наличие комфортных условий для работы с информационными потоками

13

Разработка пакета

документов о школьном информационно- библиотечном центре

2025

Директор

Педагог

библиотекарь

Наличие пакета

документов о школьном информационно- библиотечном центре Создание школьного информационно- библиотечного центра

Кооперация и интеграция деятельности школьной библиотеки с различными партнёрами

1

Создание библиотеки для родителей и жителей

села

2025-

2030

Библиотекарь, Совет школы

Родители учащихся становятся активными посетителями школьной библиотеки.

Востребованность источников

информации по

организации воспитания в семье и развитии

ребѐнка

2

Участие библиотеки и еѐ читателей в конкурсном движении

2025-

2030

Педагог -библиотекарь

Рост активности и результативности

участия в конкурсах различного уровня

5

Организация встреч с интересными людьми на базе различных библиотек

2025-

2030

Педагог -библиотекарь

Повышение интереса к посещению библиотек села

6

Участие в семинарах

школьных библиотекарей на базе библиотек района с целью обмена опытом

работы и повышения

эффективности работы

2025-

2030

Педагог

библиотекарь

Создание системы непрерывного

образования школьных библиотекарей

школьного библиотекаря

Развитие социальной направленности работы школьной библиотеки

1

Организация встреч с активными читателями школы

Регуля рно

Педагог Б

библиотекарь

Повышение статуса школы

Оказание помощи одиноким пенсионерам и другим категориям населения в

организации общения

2

Организация Дней семейного чтения

Регуля рно

Педагог библиотекарь

Приобщение                жителей села к семейному

чтению

3

Организация читательских

конференций, встреч для учащихся школы

Регуля рно

Педагог библиотекарь

Повышение читательской культуры школьников

Рост количества книговыдач и посещаемости библиотеки.

Повышение интереса к чтению

Расширение возможности библиотеки для организации духовно-нравственного воспитания и сотрудничества с классными руководителями и другими педагогами

школы в реализации воспитательных программ

1

Проведение классных часов и других

внеклассных мероприятий, направленных на

духовно-нравственное, гражданско- патриотическое, этническое воспитание школьников

Регуля рно

Педагог библиотекарь классные руководители, педагог-

организатор

Повышение

эффективности

воспитательной работы с учащимися

2

Участие в разработке воспитательных

программ, в работе методического объединения классных руководителей

Регуля рно

Педагог

библиотекарь

Повышение

эффективности

воспитательной работы

3

Участие в региональной инновационной

площадке

Ежего дно

Педагог библиотекарь

Приобщение национальной культуре

Необходимые ресурсы и источники финансирования

Основным источником финансирования Программы являются средства бюджета. Источниками дополнительного финансирования Программы могут служить и другие, незапрещенные законодательством источники: спонсоров, родителей, получение грантов и др.

Текущий контроль и оценка результатов

В        ходе        решения        задач        Программы        развития и модернизации         библиотеки МОУ «Нижне -Иволгинская СОШ» как информационного центра руководство школы должно постоянно осуществлять текущий контроль ее работы, чтобы быть уверенными в том, что используемые методы ведут к поставленной цели. Периодически необходимо проводить статистический анализ для выявления тенденций развития. Раз в год следует оценивать работу по всем основным направлениям текущего планирования, чтобы выяснить следующее:

  • выполняются ли поставленные задачи и достигаются ли заявленные цели программы развития библиотеки, учебного плана школы в целом;
  • удовлетворяются ли потребности школьного сообщества;
  • существует ли возможность реагировать на изменение потребностей;
  • достаточно ли ресурсное обеспечение;
  • рентабельны ли эти направления.

Ниже приводятся основные показатели работы библиотеки, которые целесообразно учитывать для текущего контроля и оценки степени выполнения стоящих перед библиотекой задач:

  • число книговыдач на одного члена школьного сообщества (отдельно "на одного ученика" и "одного сотрудника");
  • средняя посещаемость на одного члена школьного сообщества (отдельно "на одного ученика" и "на одного сотрудника");
  • число книговыдач на единицу хранения (т.е. обращаемость);
  • число книговыдач на час работы (во время занятий и после уроков);
  • число справочных запросов на одного члена школьного сообщества (отдельно "на одного ученика" и "на одного сотрудника");
  • степень использования компьютеров и онлайновых информационных источников.

Показатели обеспеченности ресурсами:

  • общий размер книжного фонда на одного члена школьного сообщества;

-обеспеченность персональными компьютерами или терминалами на одного члена школьного сообщества;

  • обеспеченность компьютерами с интерактивным доступом на одного члена школьного сообщества.

Кадровые показатели:

  • отношение числа полных ставок в библиотеке к численности школьного сообщества;
  • отношение числа полных ставок к показателям использования библиотеки.

Качественные показатели:

  • степень удовлетворенности пользователей;
  • целевые группы пользователей;
  • консультационная деятельность.

Стоимостные показатели:

  • удельные издержки на функции, услуги и операции;
  • расходы по персоналу в расчете на одну функцию (например, выдачу литературы);
  • общие затраты на библиотеку в расчете на одного члена школьного сообщества;
  • общие затраты на библиотеку в процентах от общего бюджета школы;
  • затраты на мультимедийные материалы в процентах от общих затрат на библиотеку.

Сравнительные показатели:

  • статистические показатели библиотеки в сопоставлении с соответствующими библиотечными услугами в других школах аналогичных размеров и параметров.

Возможные трудности и риски:

  1. Недостаточное финансирование деятельности библиотеки
  2. Некомпетентное использование компьютерной техники (в зоне свободного доступа) и, как следствие, - частые поломки, постоянные проблемы с расходным материалом для принтера и ксерокса при их неумелом использовании;
  3. Несоответствие площади помещений библиотеки (медиатеки) и ее возрастающим функциям.

Ожидаемые результаты:

В ходе реализации Программы к концу 2030 года будет достигнуто:

  1. Повышение        качества        организации        библиотечно-информационного        обслуживания читателей.
  2. Обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к глобальным информационным ресурсам
  3. Улучшение комплектования и обеспечение безопасности библиотечных фондов;
  4. Повышение читательской компетентности детей и подростков;
  5. Укрепление материально-технической базы;
  6. Повышение уровня ИКТ - компетентности сотрудников библиотеки
  7. Обеспечение реализации прав и равных возможностей для читателей на пользование актуальной и достоверной информацией оперативно, неоднократно и бесплатно:
  • на доступ и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры;
  • на интеллектуальный досуг в безопасных, комфортных условиях;
  • на предоставление читателям свободного бесплатного доступа в Интернет для эффективного поиска информации, дополнительного образования, в том числе дистанционного;
  • на организацию и поддержку различных форм межнационального культурного обмена и сотрудничества, обеспечивающих рост взаимопонимания и взаимоуважения различных наций и народностей;
  • на организацию совместной работы учащихся и учителей.