Библиотечный урок

Соелма Владимировна Доржиева

Открытый библиотечный урок в 4 классе на тему:

 «О книге и библиотеке.

Структура книги».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bibliotechnyy_urok.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

 Министерство образования и науки Республики Бурятия

МОУ Нижнее-Иволгинская средняя общеобразовательная школа.

Открытый библиотечный урок в 4 классе на тему:

 «О книге и библиотеке.

Структура книги».

                                                                               Библиотекарь:

                                                                                   

                                                                                 Доржиева С,В,

                                               

                                           Нижняя-Иволга

Тема урока: О книге и библиотеке. Структура книги.

( Библиотечный урок для 4 класса)

 

Цель: обобщить знания учащихся о книге и библиотеке,

Конкретизировать их сведения о структуре книги и углубить их.

Оборудование:  выставка  « История создания книги », иллюстрация 

« ромашка » , с названиями элементов книги на лепестках.

 

ЗА несколько дней до урока учащимся дается задание:

  • Написать отзыв на любимую книгу.
  • Нарисовать героев любимых книг.
  • Подготовить стихи, загадки, пословицы и поговорки о книгах, рекламу книги.

                                         Ход урока:

 

Библиотекарь:

Ребята сегодня у нас с вами будет не обычный библиотечный урок.

Вы знакомитесь с библиотекой.

Может быть, кто-нибудь знает, что означает слово библиотека?

 Ответы детей.

 

Библиотекарь:

Чтоб библиотека стала вашим другом, надо уметь выбрать книгу, знать, что такое картотека и каталок, научиться пользоваться справочной литературой и многое другое. Вот например, кто знает, что такое абонемент? Как пользоваться им?  

Ответы детей.

   

Библиотекарь:

 

Что такое читальный зал и как пользоваться?

Ответы детей.

В читальном зале должно быть тихо:

В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

Уходите, разговоры,

В вестибюли, в коридоры!

Не мешайте нам читать,

Фантазировать, мечтать.

В тишине библиотечной

Каждый слышит голоса.

Рачьи, птичьи, человечьи,

В каждой книге – чудеса!

Библиотекарь

  Знаете ли вы, какой была первая книга? Сначала это были узелки на веревке, папирусные свитки, глиняные дощечки. Настоящая книга появилась тогда, когда люди научились писать. С течением времени вид книги менялся. Она была рукописной. Писали книгу искусные писцы золотой или серебряной  краской на страницах дорогостоящего материала- папируса. Обложкой книги служила деревянная доска, обтянутая кожей или бархатом. Она украшалась драгоценными  камнями, пластинами золота или серебра.

Обложка и страницы закрывались специальным золотым замочком, ключ от которого хранился у хозяина книги. Такая книга стоила целое состояние. За нее давали табун лошадей, дрогоценные камни и металлы. Но и в древнейщие времена книга ценилась все – таки, главным образом, из за содержания.

   Давайте вспомним историю создания книги и проведем викторину.

 

  1. Что такое папирус? ( это растение, которое в  изобилии росло на берегах Нила в Древнем Египте)
  2. Какие материалы использовались для изготовления книг? ( глина, пергамент, береста)
  3. Кто был первым создателем книг? ( монахи)
  4. Когда и кем был создан печатный станок?(изобретателем Иоганном Гуттенбергом в 1456 году)
  5. Кто в России напечатал первую книгу?( Иван Федоров в 1563 году)
  6. Какая книга была первой напечатана Иваном Федоровым? ( церковная книга « Апостол »

Библиотекарь:

Наконец, перед нами современная книга. Давайте вспомним, из каких основных элементов состоит книга. Приглашаю желающих погадать на « ромашке».

Участникам игры предлагается «ромашка» с написанными на обороте словами -  элементами книги, они открывают их и расшифровывают понятия.

ОБЛОЖКА, ПЕРЕПЛЕТ, ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ, ИЛЛЮСТРАЦИИ, ТЕКСТ,

Библиотекарь:

А кто сможет рассказать о предисловии? Какую информацию мы можем почерпнуть из них?

Ответы детей.

Библиотекарь:

АННОТАЦИЯ – слово древнее,латинское. Это короткий рассказ о книге, помещается на обороте титульного листа или в самом конце книги, то есть на первой или последней странице.

Найдите в своих книгах аннотацию. Перед тем,как взять книгу в библиотеке, прочтите аннотацию. Это поможет вам сделать правильный выбор.

КОНТРТИТУЛ – это лист напротив титульного листа.

Библиотекарь:

А теперь – рекламная пауза. Сейчас наши рекламные агенты попробуют прорекламировать библиотечную книгу,используя названия элементов структуры книги: переплет,обложка, страницы, иллюстрации,форзац, титульный лист и.т.д.

Выступают рекламные агенты.

Библиотекарь

А теперь вознесем хвалу и славу книге! Посмотрите на нашу выставку. Какие замечательные рисунки подарили нам ребята! Я знаю, вы учили дома стихи о книге.

Давайте послушаем!

Дети читают стихотворения.

Библиотекарь;

Итак, заканчивая наш урок, подведем итоги. Сегодня мы вспомнили историю создания книги, изучили ее структуру, ее элементы ( повторить  все элементы, написанные на ромашке. Спасибо вам за участие!

Подведение итогов. Награждение победителей.