Мастер-класс
«ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ С УЧИТЕЛЯМИ – ПРЕДМЕТНИКАМИ, СЕЛЬСКОЙ БИБЛИОТЕКОЙ, РОДИТЕЛЯМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МОУ Нижне – Иволгинская средняя общеобразовательная школа
МАСТЕР-КЛАСС
«ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ С УЧИТЕЛЯМИ – ПРЕДМЕТНИКАМИ, СЕЛЬСКОЙ БИБЛИОТЕКОЙ, РОДИТЕЛЯМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС»
Подготовила: педагог-библиотекарь,
Доржиева Соелма Владимировна
Нижняя – Иволга.
Тема мастер-класса: «Организация взаимодействия школьной библиотеки с учителями – предметниками, сельской библиотекой, родителями по реализации требований ФГОС»
Цель проведения мастер-класса: обучение участников мастер-класса применению форм по взаимодействию школьной библиотеки с учителями – предметниками, сельской библиотекой, родителями по реализации требований ФГОС.
Задачи мастер-класса:
познакомить участников мастер-класса с формамипо взаимодействию школьной библиотеки с учителями – предметниками, сельской библиотекой,родителями,
повысить уровень профессиональной компетентности педагогов - библиотекарей, их мотивацию на системное использование в практике,
создать условия для обретения большинством педагогов - библиотекарей своего собственного профессионального стиля.
Форма проведения: мастер-класс.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Уверенна, вы согласитесь с истиной слов «Библиотека - дом, открытый для каждого!»
Тема мастер-класса: «Организация взаимодействия школьной библиотеки с учителями – предметниками, сельской библиотекой, родителями по реализации требований ФГОС»
Своё выступление начну со слов Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Пока жива библиотека – жив народ, умрёт она – умрёт наше прошлое и будущее»
В Федеральных государственных образовательных стандартах чтение рассматривается как один из способов работы с информацией и средство воспитания и развития учащегося. Сегодня мы с сожалением констатируем, что чтение занимает в жизни наших детей все меньше и меньше места. Его вытесняют телевидение и видео, компьютер и многое другое.
Хотя именно чтение остается важнейшим инструментом образования, развития личности. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать.
Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи. Три составляющих - школа, семья, библиотека - создают окружение, формирующее Человека Читающего, Человека XXI века.
Учителя начальных классов, учителя гуманитарного цикла МБОУ «СОШ с. Волоконовка», педагог-библиотекарь, библиотекарь сельского дома досуга ведем совместную деятельность для развития интереса к чтению обучающихся.
Сегодня представляю вашему вниманию опыт в организации взаимодействия школьной библиотеки с учителями-предметниками, сельской библиотекой, родителями по реализации требований ФГОС.
Для начала определены следующие направления работы взаимодействия:
- формирование читательской потребности;
- развитие читательской и информационной культуры;
- обучение умению работать с информацией.
Организация взаимодействия
школьной библиотеки с родителями
Одним из факторов проблемы детского чтения в России является воспитание в семье. Если чтение является важной частью жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в детстве, остаются на всю жизнь и реализуются детьми уже в собственной семье.
Поэтому основой качественного образования является построение полноценных отношений между школой и родителями, под которыми мы понимаем такие отношения, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса. Наша школа для родителей всегда была открытой и доступной. Родители принимают активное участие в образовательном процессе и знают о том, чем живет библиотека. Они видят библиотекаря на родительских собраниях, детских праздниках и других мероприятиях. На классных собраниях педагог-библиотекарь информирует родителей о том, что читают дети и что могли бы прочитать, проводит обзоры детской литературы и литературы для родителей, выступает с лекториями на разные темы, например в 1-4 классах - «Развитие читательского интереса у младшего школьника». Эти встречи обогащают родителей знаниями о своём ребёнке, его увлечениях, круге чтения.
Родители должны не только знать о разных моментах библиотечной жизни, но и поддерживать ее. Педагог-библиотекарь сотрудничает с Управляющим советом школы (Бугаенко Оксана Васильевна, Кузминчук Людмила Борисовна, Гусева Елена Евгеньевна, Гончарова Светлана Валентиновна), родительскими комитетами классов, самые активные родители привлекаются к проведению библиотечных мероприятий.
С целью обновления и пополнения фонда школьной библиотеки ежегодно проводится акция «Подари книгу школе!». Ребята и родители приносят в библиотеку книги, которые они уже прочли, делятся с другими читателями школьной библиотеки. Таким образом, каждый ученик и его семья могут внести свой вклад в библиотечный фонд школы.
Взаимодействие педагога-библиотекаря, родителей и педагогов, понимание того, что сотрудничество приведет к положительному результату позволяет решить задачу привлечения ребенка к чтению.
Организация взаимодействия
школьной библиотеки с учителями- предметниками
Система взаимодействия школьной библиотеки берёт своё начало с партнёрства внутри школы с учителями-предметниками, классными руководителями, специалистами и администрацией. Особое внимание школьная библиотека уделяет педагогам - посредникам между ребёнком и книгой.
С введением новых ФГОС появилась необходимость в обновлении форм сотрудничества педагогов и библиотекаря школы на основе определения общего проблемного поля и создания совместных программ, направленных на эффективное использование образовательных ресурсов и возможностей школьной библиотеки.
Одной из главных задач школьной библиотеки является комплектование библиотечных фондов и обеспечение обучающихся необходимой литературой. Эта работа проводится совместно с учителями-предметниками, классными руководителями и администрацией школы.
Библиотечный фонд школьной библиотеки формируется в соответствии с учебным планом и образовательными программами, реализующимися в образовательном учреждении. Образовательные программы меняются, учебники устаревают, многие учебники и книги приходят в негодность, поэтому в библиотеке постоянно ведётся работа по обновлению и пополнению как учебной, так и художественной литературы.
При подготовке к новому учебному году проводится работа по изучению состава и состояния фонда школьной библиотеки. Ведется работа с перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе и с каталогами издательств.
Совместно с учителями-предметниками формируется заказ на учебные издания.
Педагог-библиотекарь обязан знать программно-методическое обеспечение каждой образовательной области, уметь составлять списки литературы, соответствующие информационным запросам читателей, проводить обзоры новинок. Несомненно, что и педагогам необходимы знание детской литературы и особенности чтения разных возрастных групп. Только в таком случае можно рассчитывать на сотрудничество библиотекаря и учителя в процессе воспитания ребёнка как читателя.
Для педагогов библиотекарь подбирает литературу по разным возрастным группам, совместно с классными руководителями и учителями-предметниками проводит литературные праздники, предметные Недели. План работы библиотеки составляется с учётом общешкольных мероприятий. Проводятся уроки и классные часы с применением информационных технологий.
Общешкольные мероприятия имеют информационную поддержку со стороны библиотеки.
Проектная деятельность детей и педагогов в нашей школе не обходится без участия библиотеки, которая оказывает библиографические услуги, а также методическую помощь в отборе информации.
Итак, при организации совместной работы педагога-библиотекаря и учителя в рамках внеурочной деятельности использую следующие формы работы:
- помощь в осуществлении проектов, программ элективных курсов, внеаудиторных занятий;
- разработка перечня литературы внеклассных чтений;
- внеклассная работа;
- совместные мероприятия, акции, конкурсы, привлекающие внимание к чтению.
Приведу примеры некоторых из них:
- обучающиеся нашей школы активно принимали участие с классными руководителями, учителем биологии и педагогом-библиотекарем в акции «Сохраним лес – сдадим макулатуру!», общими силами было собрано 428 кг макулатуры.
- Буккроссинг (от англ. — «перемещение книги»). Суть буккроссинга проста: человек, прочитав книгу, оставляет ее в людном месте. Эту книгу находит и читает другой человек. Прочитав, он делает то же самое. И так далее. Принцип «прочитал — отдай другому».
- Флэшмоб (от англ. flashmob — «мгновенная толпа»). Это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте. У нас в школе это были рекреации и коридоры. Учителя нашей школы на большой перемене раскрывали принесенные с собой книгу и читали. Около каждого читающего учителя заранее была подготовлена художественная литература, дети подходили и присоединялись. Мероприятие имело эффект неожиданности, вызвало у учеников школы удивление и заинтересованность. Дети после флэшмоба приходили за этими книгами в библиотеку чтобы дочитать их дома.
Это что касается внеурочной деятельности.
При организации совместной работы педагога - библиотекаря и учителя в рамках урочной деятельности использую следующие формы работы:
- информационная поддержка учителя,
- оформление книжных выставок, обзоров литературы по теме урока,
- помощь в поиске и отборе информации обучающимся.
Организация взаимодействия
школьной библиотеки с сельской библиотекой
Давно сложилось взаимодействие школьной библиотеки с сельским Домом культуры и сельской библиотекой.
Формы взаимодействия: работа в творческих группах по проведению общих мероприятий, библиотечные уроки, а также проведение Книжкиной недели. Совместное проведение праздников, юбилеев, концертов, вечеров способствует координации усилий и ресурсов.
Связь с сельской библиотекой даёт взаимовыгодный обмен информационными материалами.
К сожалению, это сотрудничество не имеет систематического характера и ограничивается совместным проведением отдельных мероприятий.
Чтобы решить эту проблему школьная и сельская библиотека планируют продолжить совместную работу по библиотечно-библиографическому обслуживанию детей.
ПРОВЕДЕНИЕ ИМИТАЦИОННОЙ ИГРЫ
Игра «Коробка»
(правую – в одну, левую - в другую).
Приглашаются 3 участника (по желанию). Один ставит ноги в коробки, участники сбоку ставят ногу в коробку к игроку в центре. В таком положении им предлагают пересечь комнату.
По окончанию проводится обсуждение:
- Удобно ли было двигаться?
- Кому из участников наиболее сложно перемещаться?
- В каком случае игроку в центре двигаться легче, увереннее – когда участники сбоку, помогают ему и двигаются в одном направлении или когда каждый участник двигается в своём направлении.
В положении человека, стоящего в центре, находится педагог-библиотекарь. С одной стороны располагаются педагоги со своими методами, а с другой – семья, родители со своими средствами воспитания, взглядами, ожиданиями.
Школьной библиотеке во главе с педагогом-библиотекарем необходимо соответствовать ожиданиям семьи, социума и педагогов школы, выполнять требования и родителей и педагогов. Успешность результативной работы школьной библиотеки зависит от взаимопонимания, сотрудничества родителей, педагогов и социума.
МОДЕЛИРОВАНИЕ
Разделимся на 2 группы.
- Упражнение "Определи логическую последовательность"
Задача: определить оптимальную последовательность действий педагога-библиотекаря при подготовке и проведении мероприятия с группой родителей.
Ход упражнения.
Каждая группа получает карточки, на которой сформулированы фрагменты проведения или подготовки встречи с родителями. Посовещавшись в течении регламентированного времени, играющие представляют последовательность действий при организации и проведении встречи, комментируя свой выбор.
Содержание текста на карточках.
- Определяется тематика, и выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а так же с учётом данных о семьях воспитанников.
- Определяются ответственные за подготовку и проведение мероприятия. Это могут быть учителя, педагог-психолог, педагог-библиотекарь, и др.
- С родителями согласуются удобные для них дни проведения мероприятия.
- Продумывается структура и содержание мероприятия: составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации родителей.
- Подборка книг для выставки по теме мероприятия. Оформление книжной выставки.
- Обеспечивается заблаговременное оповещение родителей о теме мероприятия и их подготовка к участию в ней.
- Выясняется мнение родителей о пользе проведённого мероприятия в устном опросе, путём анкетирования и др.
Ответы групп анализируются. В мероприятиях с родителями тоже важна последовательность, и предлагается «Алгоритм ведения мероприятия с родителями» (Приложения № 1, № 2).
- Упражнение "Схема взаимодействия библиотеки"
Задача: определить формы работы и взаимодействия библиотеки.
Ход упражнения.
Каждая группа получает разрезанные элементы карточки, на которой представлены формы работы и взаимодействия библиотеки. Посовещавшись в течении регламентированного времени, играющие воспроизводят данные схемы, комментируя свой выбор.
Содержание текста на карточках.
Для первой группы.
Для второй группы.
- Упражнение "Создание буклетов для родителей "
Задача: создать буклеты при подготовке и проведении мероприятия с группой родителей.
Ход упражнения.
Каждая группа получает разрезанные элементы буклетов, на которой представлена информация для родителей по формированию читательских компетенций. Посовещавшись в течении регламентированного времени, играющие создают буклеты, комментируя свой выбор.
Содержание буклетов для каждой группы на разрезных карточках.
РЕФЛЕКСИЯ
Провели ли вы время целенаправленно?
Была ли информация вам полезна?
Что возьмёте для дальнейшей работы?
Выводы
Заканчивая своё выступление, хочется подчеркнуть, что творческая работа педагога - библиотекаря по взаимодействию с учителями - предметниками, родителями, библиотекарем сельской библиотеки обязательно приносит свои плоды - укрепляет контакт школьной библиотеки с семьей и социумом, положительно сказывается на читательской активности и культуре детей.
Получение стабильного успеха с перспективой на будущее возможно при условии тесного взаимодействия семьи, библиотеки, школы и при поддержке на местном, региональном уровнях.
Желаю успехов в работе!
Спасибо за внимание!
Приложение № 1
Алгоритм ведения мероприятия с родителями
Предварительный этап - создание условий для эффективного мероприятия.
• Необходимо оборудовать специальное место (отдельное помещение или специально отгороженное пространство). Мебель лучше располагать так, чтобы соблюдался принцип "на равных", "глаза в глаза": два одинаковых кресла, разделенные журнальным столиком (1,5 м друг от друга); желательно неяркое освещение. Также там должны быть вешалка и зеркало.
• Предварительная договоренность о мероприятии
• Подготовка педагога к беседе: приготовить результаты диагностики, рисунки, работы по аппликации, ручному труду, тетради ребенка; аудио - видеозаписи наблюдений его деятельности.
Технология (правила) ведения мероприятия.
1. Приветствие. Цель: создать доброжелательную обстановку.
Встретить родителя, проводить в комнату предложить выбрать удобное место. Перед тем как начать беседу, можно пошутить, высказать свое мнение о погоде и т.д. Если раньше люди не встречались, происходит официальное знакомство: "Как ваше имя и отчество? Как вы хотите, чтобы я вас называла?"
В дальнейшей беседе необходимо каждый раз обращаться к человеку по имени. Это создает условия для индивидуализации контакта, как бы сближает людей.
В ходе разговора нужно обязательно учитывать культурные, национальные особенности человека, его образовательный уровень.
2. Мероприятие.
Во время мероприятия ведущий сидит на стуле, прислонившись к спинке, в удобной позе, голова немного наклонена вперед. Если инициатором мероприятия является педагог, то он начинает свое сообщение с положительных откликов о ребенке, затем переходит к цели и предмету разговора.
Для лучшего понимания собеседника рекомендуется, внимательно, но незаметно наблюдая за ним, подстраиваться под его позу, темп речи.
Полезно научиться использовать положительные "открытые" жесты для успешного общения с людьми и избавиться от жестов, несущих негативную окраску. Это поможет вам чувствовать себя уютно в обществе людей и сделает вас привлекательным для них.
Педагог должен проявлять эмпатию в разговоре (эмпатия - вхождение в душевный мир другого человека), что помогает объективнее оценить ситуацию и разобраться в ней.
В ходе мероприятия используется простой, доступный язык, желательно без оценочных фраз (случилось, беспокоит, произошло и т.д.) и без научных терминов.
Очень важно уметь держать паузу, чтобы собеседник смог разобраться в своем переживании, осмыслить сказанное.
Если вы "правильно" слушаете собеседника, то у него ослабевают отрицательные переживания, он начинает рассказывать о себе все больше и в результате сам "продвигается" в решении своей проблемы.
При ответе на вопрос собеседника иногда полезно повторить, как вы поняли то, что случилось, и "обозначить" его чувства.
В основе этих навыков общения лежат гуманистические принципы: уважение к личности собеседника, признание его права на собственные желания, чувства, ошибки, внимание к его заботам.
Во время диалога применяется технология обратной связи (повторение и обобщение сказанного). Это дает возможность человеку понять, как его воспринимает собеседник. При этом используются следующие вводные фразы:
- Правильно ли я Вас понял?
- Если я ошибусь, Вы меня поправьте.
У родителей есть право не соглашаться с педагогом. Если воспитатель чувствует такое сопротивление, он отмечает это: "Вам трудно принять... Вам не хочется согласиться ..." Таким образом, педагог отказывается от стремления переориентировать собеседника и показывает свое желание в чем-то признать его правоту.
Не следует бояться отрицательного отношения родителей к результатам мероприятия. Главное - вызвать их интерес, переживания и понимание предмета разговора.
Дальнейшая совместная работа поможет достигнуть единого положительного решения.
3. Окончание мероприятия.
Заканчивая разговор, можно сделать комплимент собеседнику: "Вы умеете разбираться в ситуации", дать понять, что беседа была успешной. Можно порекомендовать встретиться со специалистом, почитать необходимую литературу, пригласить понаблюдать за ребенком в детском саду ("Мастерская добрых дел", открытые занятия). Желательно договориться о повторной встрече.
Если беседа затягивается, можно посмотреть на часы и остановить разговор фразой: "А вот этот момент требует особого внимания. О нем мы поговорим в следующий раз. Сегодня наше время заканчивается. Спасибо, что пришли". После этого встать и проводить собеседника до дверей.
Приложение № 2
- Определяется тематика, и выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а так же с учётом данных о семьях воспитанников.
- Определяются ответственные за подготовку и проведение мероприятия. Это могут быть учителя, педагог-психолог, педагог-библиотекарь, и др.
- С родителями согласуются удобные для них дни проведения мероприятия.
- Продумывается структура и содержание мероприятия: составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации родителей.
- Подборка книг для выставки по теме мероприятия. Оформление книжной выставки.
- Обеспечивается заблаговременное оповещение родителей о теме мероприятия и их подготовка к участию в ней.
- Выясняется мнение родителей о пользе проведённого мероприятия в устном опросе, путём анкетирования и др.
Логическая последовательность
Логическая последовательность
- Определяется тематика, и выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а так же с учётом данных о семьях воспитанников.
- Определяются ответственные за подготовку и проведение мероприятия. Это могут быть учителя, педагог-психолог, педагог-библиотекарь, и др.
- С родителями согласуются удобные для них дни проведения мероприятия.
- Продумывается структура и содержание мероприятия: составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации родителей.
- Подборка книг для выставки по теме мероприятия. Оформление книжной выставки.
- Обеспечивается заблаговременное оповещение родителей о теме мероприятия и их подготовка к участию в ней.
- Выясняется мнение родителей о пользе проведённого мероприятия в устном опросе, путём анкетирования и др.


