"Академия информационных детективов: В погоне за правдой"
Библиотечный урок для 5-6 классов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Библиотечный урок для 5-6 классов
«Академия информационных детективов: В погоне за правдой»
Формат: Деловая игра (профессиональный тренинг).
Целевая аудитория:5-6 классы.
Время:45-60 минут.
Цель:Сформировать у учащихся базовые навыки критического мышления и медиаграмотности.
Ключевая идея:Ученики становятся стажерами академии, чтобы расследовать «дела» о достоверности информации и научиться отличать факты от мифов.
Материалы и подготовка:
1. Презентация с провокационными образами и чек-листом.
2. 4 папки с «Делами», внутри – подобранные документы (тексты, картинки, скриншоты).
3. Бланки для работы групп (таблица: Утверждение – Источник 1,2,3 – Вывод).
4. Дипломы и закладки-памятки для каждого ученика.
5. Выставка книг и журналов – «Проверенные союзники детектива» (энциклопедии, научно-популярная периодика).
Ход урока и формируемые УУД
Этап 1: Пробуждение. «Тревожный звонок в академию» (7-10 минут)
· Действие: Педагог-библиотекарь («Главный эксперт») встречает класс. На экране — два противоречащих друг другу изображения:
1. Картинка: викинг в рогатом шлеме из мультфильма.
2. Фотография: реальный археологический находки — простой железный шлем викинга.
· Вопрос: «Кому верить? Где правда? Как вы думаете, почему один образ стал таким популярным?»
· Обсуждение: «С какими похожими непроверенными историями вы сталкивались в чатах, соцсетях или от друзей?»
· Формируемые УУД:
· Регулятивные: Целеполагание (осознание задачи — научиться проверять).
· Познавательные: Выдвижение гипотез, постановка проблемы.
· Коммуникативные: Учебное сотрудничество, выражение мнения.
· Личностные: Смыслообразование, формирование критической позиции.
Этап 2: Теория. «Инструментарий детектива» (8-10 минут)
· Действие: Интерактивная мини-лекция с примерами. Вводим простой чек-лист из 3 вопросов, который выводится на экран/плакат:
1. авторство: Кто это сказал/написал? (Эксперт, блогер, аноним?)
2. цель: Зачем это опубликовано? (Проинформировать, продать, развлечь, напугать?)
3. подтверждение: Есть ли другие, особенно независимые, источники, которые об этом же говорят?
· Акцент: Педагог-библиотекарь показывает, что библиотека — это база «легитимных» источников: энциклопедии, научно-популярные журналы, отраслевые словари, где информация проходит проверку.
· Формируемые УУД:
· Познавательные: Структурирование знаний, знаково-символические действия (схема чек-листа).
· Коммуникативные: Слушание, постановка вопросов.
Этап 3: Практикум. «Полевое расследование» (20-25 минут)
· Действие: Класс делится на 4 детективных агентства. Каждое получает папку с «Делом». Задание: изучить материалы, применить чек-лист, вынести вердикт и подготовить 2-минутный отчет.
· Примеры «Дел» (папки):
Дело №1: «Викинг в рогатом шлеме»
· Утверждение: Викинги носили рогатые шлемы в бою.
· Документы в папке:
1. Кадр из популярного мультфильма/комикса.
2. Страница из художественной детской книги с иллюстрацией.
3. Статья из исторической энциклопедии для школьников с описанием доспехов.
4. Фото археологической находки (простого шлема) с подписью из музея.
Дело №2: «Взрывающийся смартфон»
· Утверждение: Если оставить телефон на зарядке на всю ночь, он взорвется.
· Документы в папке:
1. Скриншот пересланного сообщения (от «заботливой бабушки»).
2. Официальная инструкция от производителя смартфона (раздел «Безопасность»).
3. Статья из научно-популярного журнала «Квантик» или «Юный техник» о литий-ионных аккумуляторах.
Дело №3: «Паук в кактусе»
· Утверждение: Из купленного в магазине кактуса может выползти ядовитый тропический паук.
· Документы в папке:
1. Распечатка «страшилки» из школьного чата.
2. Справка из ботанического справочника об условиях транспортировки и карантина растений.
3. Интервью с биологом на детском образовательном портале «Мел» или «Арзамас».
Дело №4: «Яблочные запасы ежа»
· Утверждение: Ежи носят наколотые на иголки яблоки, чтобы делать запасы на зиму.
· Документы в папке:
1. Иллюстрация из сказки или мультфильма.
2. Фрагмент документального фильма BBC о жизни ежей (распечатка текстового описания).
3. Статья зоолога в журнале «В мире животных» о рационе и поведении ежей.
· Формируемые УУД:
· Регулятивные: Планирование, контроль, коррекция.
· Познавательные: Анализ, сравнение, синтез, извлечение информации.
· Коммуникативные: Планирование сотрудничества, разрешение конфликтов, аргументация.
Этап 4: Экспертиза. «Совет академии» (7-10 минут)
· Действие: Каждое агентство представляет отчет. Остальные выступают как эксперты, задают вопросы по методу. Педагог-библиотекарь модерирует.
· Главный вопрос для обсуждения: «Какой источник в вашем деле оказался самым надежным и ПОЧЕМУ?»
· Формируемые УУД:
· Коммуникативные: Публичное выступление, использование речевых средств, учет разных мнений.
· Познавательные: Построение логического рассуждения.
· Регулятивные: Оценка действий.
Этап 5: Рефлексия. «Церемония посвящения» (5 минут)
· Действие: Быстрый блиц-опрос:
· «Какой вопрос из чек-листа был самым полезным?»
· «Где в жизни вам пригодятся эти навыки? (Учеба, соцсети, выбор товара)».
· Награждение: Педагог-библиотекарь вручает каждой группе «Диплом информационного детектива» и, главное, карманную памятку-закладку «Чек-лист детектива: 3 вопроса к любой информации».
· Формируемые УУД:
· Личностные: Самооценка, нравственно-этическое оценивание.
· Регулятивные: Оценка процесса и результатов.
· Коммуникативные: Умение выражать мысли.
Ключевой вывод для учеников:
«Если информация важна, странна или пугает – не верь, не делись, проверь! А лучшие помощники в проверке – библиотечные источники и критический ум».
Этот урок делает библиотеку центром формирования жизненно необходимого навыка 21 века, напрямую работая на все группы УУД.