Экологическое воспитание библиотечными формами
Экологическое воспитание библиотечными формами
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 90 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экологическое воспитание библиотечными формами»
ПЛАН ВЫСТУПЛЕНИЯ:
1. Обоснование темы
2. Роль школьной библиотеки в экологическом воспитании обучающихся
3. Экологическое воспитание библиотечными формами
4. Заключение
1. Обоснование темы
Сегодня человечество волнует множество вопросов: грозит ли растущему населению Земли перенаселение и голод? На сколько лет обеспечена промышленность сырьем? Какова перспектива развития энергетики? Могут ли ресурсы Мирового океана помочь в их решении? – И все эти вопросы связаны с решением важнейшей проблемы человечества - экологической. Ведь от того, сумеем ли мы сохранить окружающую нас природу, зависят жизнь и здоровье не только настоящего, но и будущих поколений.
Русский писатель В. Астафьев горестно восклицал: «Мы и сейчас ещё не поняли и не хотим понять, что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня единого». Знаки надвигающейся беды заметны сегодня повсюду в мире. Ресурсы планеты не умножаются, а иссякают. Катастрофически быстро загрязняются вода и воздух, при этом пригодной для питья воды становится всё меньше. Превращаются в пески плодородные земли – главный источник нашей жизни. На глазах сокращается площадь лесов, которые дают Земле кислород, стабилизируют климат и циркуляцию вод. Повсеместно мы видим химические загрязнения. В результате варварского хозяйствования человека буквально «выливаются» горы отбросов, удушающих всё живое. Выбросы в атмосферу различных газов ускоряют «парниковый эффект», в результате усиленно тают ледники, истощается вокруг планеты озоновый слой.
Слово «эколо́гия» происходит от др.-греч. ойкос – обиталище, жилище, дом, имущество и логос – понятие, учение, наука. Экология – наука о взаимодействиях живых организмов с окружающей средой. Сегодня под экологическими вопросами понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды.
2. Роль школьной библиотеки в экологическом воспитании обучающихся
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» библиотеки названы в числе других учреждений, входящих в систему экологического образования и просвещения, создаваемую в целях формирования экологической культуры.
Проблемы экологии становятся настолько серьезными, что экологическое воспитание в школе приобретает важнейшую роль и основываться должно на мировоззренческих представлениях о человеке как части природы, о единстве и ценности всего живого на Земле и невозможности выживания человечества без сохранения природы. От нас, быть может, в большей степени, чем от людей других профессий, зависит, воспитаем ли мы человека, который будет топтать каблуками землю, высасывая из неё последние капли нефти для своего обогащения и при этом будет считать себя властелином природы, или воспитаем Человека – сына Земли, союзника природы, восторгающегося её красотой и гармонией, её разнообразием и неисчерпаемостью тайн, человека думающего и ищущего пути спасения цивилизации.
Школьная библиотека играет активную роль в воспитании экологической грамотности. Какую работу проводит школьная библиотека? - Просвещение и воспитание без принуждения: библиотека информирует, заинтересовывает пользователей, побуждает к чтению, пробуждает у читателей желание поделиться полученными новыми знаниями, предлагает читателю реализовать себя в разного рода творчестве.
А в целом, всё это способствует становлению нравственно-экологического сознания, основанного на неравнодушном отношении к состоянию окружающей среды, создает условия для построения шкалы нравственных ценностей, духовного становления личности школьников.
3. Экологическое воспитание библиотечными формами.
Какие формы работы использует библиотека?
- Наглядные формы, заинтересовывающие читателей, приглашающие в библиотеку — объявление, афиша, плакаты, информационный стенд. Можно использовать для привлечения внимания читателей к экологическим проблемам пособия малых форм: книжные закладки, листовки, буклеты, памятки, рекомендательные списки литературы.
- Выставка (в различных вариациях) — информирует о новинках, раскрывает фонд, побуждает к чтению, что приводит к обретению знаний за рамками учебного материала, способствует возникновению желания этими знаниями поделиться, что реализуется посредством участия в различных мероприятиях, в творческой деятельности. Выставочная деятельность является наиболее традиционной и в то же время дающей простор для творчества, фантазии, инноваций. Сегодня необходимо делать каждое библиотечное мероприятие, в том числе и книжные выставки, интересным, зрелищным, эмоциональным, в чем-то даже неожиданным для ребят. Задача школьного библиотекаря – стараться удивить, обрадовать, привлечь внимание к книге, к библиотеке, учитывая возрастную психологию, стремление детей к новым ощущениям. И старая, любимая нами форма работы – книжная выставка, – должна стать новой, необычной, яркой встречей ребёнка с книгой и библиотекой. Все библиотечные мероприятия с выставки начинаются, выставкой сопровождаются и на выставке заканчиваются.
Это могут быть:
- постоянно действующие книжные выставки - «Экологический календарь» с обновлением литературы к каждой экологической дате;
- выставка «Мир природы в литературе» может представить произведения певцов природы: Бианки, Пришвина, Дмитриева, Астафьева, Сладкова и других писателей и поэтов, подарившим нам радость общения с природой. После встреч с ними читаемость возрастает. Для юных читателей разместить «Книжки в корзинке», они будут в восторге.
- Персональные выставки писателей-природоведов, юбилеи которых отмечаются в 2017 г., а также материалы о жизни и творчестве;
- тематические стеллажи естественнонаучной направленности: "Экология родного края", «По страницам энциклопедии о животных», «По страницам Красной книги»;
- Выставка-инсталляция всегда вызывает интерес и задерживает внимание посетителей;
- Виртуальные выставки. Использование новых технологий позволяет сделать интересной подачу информации, соединить книгу с мультимедиа-материалами.
- Интерактивные выставки, обеспечивающие не только обратную связь между читателем и библиотекарем, но и живое общение между посетителями выставки, призывающие их к обсуждению экологических проблем. Например:
· Выставка - предостережение. Цель – показать возможные последствия загрязнения окружающей среды и помочь читателю чётко определить свою позицию. На специальном стенде «Открытое мнение» вывешиваются чистые листы, на которых читатели могут выразить своё отношение к прочитанному, поразмышлять о путях решения экологических проблем. Мнение сверстников, как известно, более значимо для детей, чем мнение взрослых.
· Выставка-отзыв. Можно оформить выставки – «деревья», где на листочках дети указывают свои читательские предпочтения, любимых авторов и книги.
· Выставка-конкурс - эффективная форма работы по формированию экологического мышления и самосознания, воспитания бережного отношения к окружающему миру у ребят младшего школьного возраста. Юным читателям предлагается поучаствовать в конкурсах: «Ромашка загадок», «Корзина сказок» и др. Чтобы выполнить задания конкурса, нужно прочитать несколько книг о природе, а ответы оставить в почтовом ящике Лесовичка.
- Формы массовых мероприятий, индивидуальной работы способствуют расширению словарного запаса в области экологии, раскрытию творческого потенциала, приобретению навыков публичных выступлений и ораторского искусства, формированию эстетического вкуса, формируют критическое мышление в сфере природоохранной деятельности.
Можно разработать проект по экологическому просвещению в Дни защиты от экологической опасности «Беречь родную Землю». В рамках проекта провести видео-экологические уроки «По страницам Красной книги». Литературно-музыкальный вечер «Союз души с родной природой», экологический турнир по произведениям художественной литературы «Эта хрупкая планета».
В Международный день птиц проводится экологический праздник, который отмечается ежегодно 1 апреля. Традиционно в это время в ожидании прилета пернатых развешиваются скворечники и «птичьи домики». Цель праздника - сохранить видовое разнообразие и численность диких птиц. Подготовить презентации книг о птицах. В начальной школе можно провести викторину в игровой форме «Угадай птицу». Игры придают занятиям эмоциональную окраску, облегчают восприятие сложных проблем и знаний.
15 апреля - Международный День экологических знаний. План мероприятий может быть обширным: от акции «Летопись добрых дел по сохранению природы» до литературно - музыкальной программы «Природа просит помощи».
В цикл мероприятий «Правила поведения на природе» можно включить экологический час, на котором ознакомить подростков с правилами поведения и техникой безопасности на природе, с элементарной культурой поведения при выездах на природу. викторины на темы: «Что мы знаем о правилах противопожарной безопасности?» с целью предупреждения пожаров от детских шалостей с огнем. При проведении цикла занятий с детьми младшего школьного возраста - материал можно сгруппировать по темам: «Береги природу от огня», «Береги растения», «Береги животных», «Береги природу от мусора». Дети освоят модели правильного поведения на природе: как убирать за собой мусор, разводить и тушить костёр. Ребятам необходимо показать возможность альтернативных действий: если нельзя срывать цветы, то можно их фотографировать, если нельзя включать громкую музыку, то можно надеть наушники. Для детей этого возраста предложите цикл занятий «Двенадцать месяцев» - рассказы о природе и смене времён года по произведениям русских и советских писателей.
Экологическая акция «Твой след на земле». Библиотеки могут проводить целый калейдоскоп экологических мероприятий. Акция имеет важную миссию - помочь каждому школьнику применить экологические знания для выработки собственных норм поведения. В рамках акции проходят книжные выставки, дискуссии, игры, информационные часы и многое другое. Все они направлены на воспитание экологической культуры и продвижение экологических знаний.
Среди детей младшего и среднего школьного возраста можно провести конкурс самодельных книг.
Один из рабочих дней библиотеки можно сделать «зелёным днём». Провести познавательно-практическое мероприятие.
Программа включает в себя:
- беседа о значении зелёного цвета в жизни человека;
- библиоквест «Цветочные бродилки»;
- интеллектуальный библиомикс «Путешествие в мир цветов»;
- концерт «Музыкальный букет»;
- «Цветочную игротеку»;
- «Природа — это наши корни» - посадка цветов на клумбе около школы.
Для школьников среднего и старшего возраста можно предложить: эко-микрофон [8], где каждый участник может прочесть своё любимое стихотворение о природе, дебаты, «Поле чудес», брейн-ринг, экологическое лото.
Эколого-краеведческая игра «Путешествие в лазоревую степь». Проводится в три тура. В первом туре - «Незнакомая знакомая степь”, читатели отвечают на вопросы, касающиеся степных зон нашей страны. Во втором туре «Поэтический конкурс» по предложенным карточкам, на которых написаны строки из стихотворений, определяют название цветка. В третьем туре «Знатоки родной природы» показывают свои знания о произрастающих растениях и животных, обитающих на территории Ростовской области. Игровая форма не только придаёт эмоциональную окраску мероприятию, делала его живым и творческим, но и способствует формированию представлений о современной экологической ситуации в мире, экологической обстановке родного края, стимулирует к поиску путей решения экологических проблем.
Кроме того, можно разработать экологические виртуальные фотовыставки, видео-презентации, эколого-этнографические экспедиции, заочные познавательные путешествия. Проводить селфи-конкурсы на фоне окружающей нас природы и публиковать в социальных сетях, в Instagram, на официальных сайтах.
В экологическом просвещении и воспитании детей всё более популярна театрализация, которая порождает такие формы как мини-спектакли, агитбригады, инсценировки суда природы над человеком. Дети демонстрируют свои творческие способности и знания об окружающем мире. Мероприятия развивают у них интерес к окружающему, ответственность за мир растений и животных, знакомят с правилами поведения в природе.
Инновационный подход к организации работы по экологическому воспитанию разнообразит библиотечную деятельность по этому направлению нестандартными подходами и интересными мероприятиями. Вот некоторые из них:
Печа-куча
Печа-куча [10] (Pecha Kucha) – это новый, но активно развивающийся формат общения, в переводе с японского означает «бла-бла-бла» или «болтовня».
По форме это краткая презентация, ограниченная во времени по продолжительности. Презентация состоит из 20 слайдов, которые сменяются автоматически. Каждый слайд демонстрируется ровно 20 секунд, по этой причине печа-куча иногда называют еще презентацией 20x20. Итого весь доклад длится ровно 6 минут 40 секунд. После каждого доклада слушатели могут поделиться своим мнением или задать вопрос докладчику. Обычно на таком мероприятии делают от 8 до 12 докладов, тематика выступлений может быть самая разная. Печа-куча давно популярна во всем мире, в последние годы в России тоже начинают осваивать эту удобную форму проведения мероприятий.
Формат печа-куча очень подходит к проведению каких-либо конференций, открытых микрофонов и других мероприятий по экологической тематике, где предполагаются доклады или сообщения на какую-либо тему и большое количество выступающих.
Сторисек
«Сторисек» (Storysack) – это интересный современный вариант такой традиционной библиотечной формы массовой работы, как «громкие чтения». Формат «сторисека» предполагает выбор какой-либо художественной книги для громкого чтения и подготовку комплекта методических материалов к этой книге.
В переводе с английского «сторисек» означает «мешок историй». Эта форма была придумана в Великобритании, и разработчики идеи считают, что взрослые должны много читать детям вслух, а «сторисек» («мешок историй») поможет сделать чтение интересным и увлекательным. Основная цель сторисека – получение удовольствия от самой книги и от совместного громкого чтения. Задачи сторисека: чтение хороших книг, расширение кругозора ребенка, пополнение словарного запаса, развитие навыков осмысленного чтения, навыков обсуждения, стимулирование интереса к книге.
Как выглядит «мешок историй»? Это настоящий полотняный мешок или рюкзачок, внутри которого находится хорошая художественная иллюстрированная детская книга. Дополняют книгу мягкие игрушки, реквизит, научно-популярная книга по теме, компакт-диск, языковая игра, шпаргалки для проводящего.
Рекомендую в Год экологии провести Экологический «сторисек» для детей младшего школьного возраста. Выбирая художественную книгу, отдавайте предпочтение тем, которые связаны с природой, охраной окружающей среды, здоровым образом жизни и т.д.
Подготовку к «сторисеку» удобнее разбить на несколько этапов:
1. Определить произведение детской художественной литературы, которому посвящается «сторисек». Критерии отбора книги:
- серьезное художественное произведение;
- качественные иллюстрации;
- произведение должно быть удобным для громкого чтения;
- произведение должно быть доступным и интересным для детского восприятия.
Это может быть любимая книга детей либо книга, рекомендуемая педагогами.
2. В комплект к художественной книге необходимо подготовить дополнительные компоненты:
- научно-популярную книгу на тему, близкую к художественному произведению (например, к художественной книге Ф. Зальтена «Бемби» подойдет энциклопедия животных, энциклопедия природы, энциклопедия леса и т.д.);
- аудиокнигу по выбранному произведению;
- DVD-диск с мультфильмом/ сказкой по произведению (при наличии);
- игрушки (мягкие, деревянные или резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и т. д.), изображающие героев выбранного произведения;
- другие игровые компоненты: настольные игры, природные материалы и т.д.
3. Подготовить «Шпаргалки для взрослых» (педагогов):
- малые печатные формы, например, списки дополнительной литературы;
- список разных изданий выбранной художественной книги (разных издательств, с разными типами иллюстраций);
- примеры вопросов для беседы по книге;
- биографию автора книги в интересных фактах;
- рекомендации по работе с художественным произведением.
4. Разработать домашние задания к научно-популярной книге «сторисека», например, создать коллаж из газетных или журнальных картинок, соответствующих тематике книги.
5. Для комплекта материалов необходимо изготовить мешок. Можно заранее, сотрудничая с учителем, провести мастер-класс с детьми по изготовлению «Волшебного мешка», «Экологической сумки» [3] или «Экологического рюкзака». В этом случае дети будут с большим интересом участвовать в дальнейших мероприятиях, ведь они связаны с продуктом их творчества. Автор методической консультации «Что такое «сторисек» предлагает провести мастер-классы по украшению мешка пуговицами, бисером, можно вышить имена детей, участвующих в мастер-классе, приклеить к мешку бумажные элементы, использовать роспись по ткани и др. Возможно также использование готового мешка, без предваряющего мастер-класса.
Основной этап в работе со «сторисек» - это чтение, обсуждение и «обыгрывание» художественной и научно-популярной книг из комплекта.
Сторителлинг
Сторителлинг (storytelling - рассказывание историй) – искусство донесения поучительной информации с помощью знаний, рассказов, историй, которые возбуждают у человека эмоции и размышления. [13]
Основа сторителлинга – это умело выстроенная история из реальной практики или в виде притчи, мифа, который прямо или косвенно можно соотнести с обсуждаемой темой. Сторителлинг, как метод общения и выступлений, был разработан в США, сейчас этот способ воздействия на людей посредством увлекательных рассказов стал широко использоваться в бизнесе, политике, социальных сферах.
Сторителлинг вполне можно применить в библиотеке и в Год экологии. Например, рассказать притчу о лесе, историю о парке и родниках, которые нуждаются в помощи, интересную историю о деревне и окружающей ее природе. А для пользователей библиотеки можно провести конкурс на лучший экологический сторителлинг.
Существуют определенные правила сторителлинга:
1. Сторителлинг должен затрагивать каждого слушателя. Обращайтесь к каждому присутствующему словом, жестом или взглядом, как бы вовлекая их в свой рассказ.
2. Используйте фразы, объединяющие вас: «представьте себе», «вы, наверняка, знаете это», «ведь вы понимаете».
3. Вводите в рассказ цитаты, поэтические фразы, метафоричные сравнения, образы.
4. Пользуйтесь молчанием. Порой тишина оказывает воздействие сильнее, чем любой звук. Предоставьте аудитории возможность остаться наедине со своими мыслями. Расставляйте акценты в своем выступлении и выдерживайте паузы там, где это необходимо.
5. Используйте наглядные примеры, презентации, видео- и аудиосопровождение. Задействуйте как можно больше органов чувств у ваших слушателей, чтобы добиться максимального внимания и вовлеченности в ваш рассказ.
6. Обязательно продумайте концовку вашего выступления. Лучше всего люди запоминают начало и конец рассказов, поэтому ключевые фразы обязательно должны содержаться в начале, и они же должны завершать выступление. [13]
Правила проведения сторителлинга, особенности сторителлинга при работе с детьми, интересные примеры различных историй, мастер-классы по подготовке сторителлинга можно найти на сетевом ресурсе«Сообщество учителей информатики». [11]
Квест
Квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком.
Преимущества живого квеста в библиотеке:
– позволяет лучше познакомиться с библиотекой, ее отделами, фондами, услугами, так как сценарий привязан к территории библиотеки;
– интеллектуальные этапы позволяют вспомнить писателей, их произведения, развить эрудицию и проявить находчивость;
– по своему характеру и условиям проведения отвечает психологическим особенностям подросткового возраста, стремлению к успеху, к соревнованию, к общению с ровесниками.
Подготовка квеста:
1. Создается организационная группа для разработки мероприятия.
2. Определяется возраст участников игры. Это могут быть представители одной возрастной группы или игроки разного возраста.
3. Выбирается территория игры: помещение библиотеки, помещение библиотеки и объекты в шаговой доступности от нее, объект за пределами библиотеки.
4. Придумывается тема игры. По этой теме разрабатывается легенда. Например, поиски клада, спрятанного пиратами; детективное расследование преступления; борьба светлых магов против сил тьмы и т. п.
5. Создается сценарий. Он может предполагать соревнования команд или отдельных игроков. Разрабатываются маршруты, соответствующие теме и легенде игры (исторический и литературный материал; знакомство с отделами, услугами библиотеки и т. д.). Маршрут может быть общий для всех участников или индивидуальный для каждого игрока или команды.
6. Выбирается тип прохождения квеста: строго по сюжету, когда задан порядок прохождения каждой точки или произвольный, когда задания можно выполнять в любом порядке или пропускать. В ходе движения по маршруту участники игры переходят от точки к точке, на которых выполняют различные задания.
7. Определяются цели заданий:
– найти код/ключ, который поможет перейти к другому заданию;
– получить баллы или время для суммированной победы.
Количество пунктов и сложность заданий зависит от цели игры и возраста игроков. Пунктов должно быть достаточно для того, чтобы полнее раскрыть тему игры, сделать задания более разнообразными. В то же время их не должно быть слишком много, поскольку большое напряжение и усталость могут нивелировать позитивный эффект игры. Рекомендуем общую длительность квеста не больше 1,5 часа, а на каждый пункт отводить 10 мин.
8. Подбираются задания:
– на эрудицию (общие знания, знания по теме игры, знание текста книги, по которой проводится квест и т. д.);
– на сообразительность (в виде ребуса, кроссворда, головоломки, разгадки закодированного буквенного или числового текста и т. д.);
– технические (собрать что-то в конструкторе, в технике оригами и т. д.);
– ориентировочные (найти выход по карте, подсказку или место/здание/предмет на местности и т. д.);
– творческие (нарисовать, спеть, произнести речь от лица персонажа и т. д.);
– спортивные (попасть в цель, добежать и т. д.);
– комбинированные (сочетающие в себе элементы предыдущих видов);
– бонусное задание — не обязательное, но дает дополнительные очки или время.
9. Готовятся подсказки — помощь в прохождении заданий. Они могут быть:
– на страницах книги, по которой проводится игра;
– на полке определенного книжного стеллажа;
– на специально подготовленной выставке;
– на листках с QR-кодами (QR-код — графическая картинка, в которой закодирован небольшой информационный фрагмент, распознаваемый современным мобильным устройством);
– в каталоге, карточном или электронном;
– в специально сделанных файлах/презентациях на компьютере;
– в интернете;
– помощь библиотекаря (дополнительные вопросы, загадки и т. д.).
10. Разрабатывается техника контроля за выполнением заданий. В каждой точке ставится отметка в маршрутном листе, на карте, карточке участника: время, балл и т. д. Библиотекари, занимающиеся контролем, переименовываются согласно легенде в мастеров, агентов, хранителей...
Варианты осуществления контроля:
– помощники библиотекаря, находящиеся на всех точках маршрута, оценивают результаты проходящих через них игроков;
– каждого участника на всей продолжительности маршрута сопровождает библиотекарь, суммируя его результаты;
– согласовываются условия финиша и критерии выбора победителей. Финиш может быть объявлен:
- по истечении установленного времени;
- после появления первого участника (человека или команды), прошедшего весь маршрут и выполнившего все задания правильно;
- после того, как все участники пройдут маршрут.
Победителями объявляются игрок или команда, выполнившие все условия и пришедшие первыми или заработавшие большее количество баллов. Победители могут быть в одной или нескольких номинациях, например, за лучшее выполнение заданий определенного типа. Возможно применение штрафных санкций за нарушение маршрута, превышение сроков прохождения точек, невыполнение заданий. Штрафы могут быть в виде дополнительных вопросов и заданий.
11. Продумывается художественное, музыкальное, шумовое оформление. Для участников игры готовятся костюмы или опознавательные знаки. Придумываются названия команд. Создаются маршрутные листы. Они могут представлять собой карту, на которой обозначен маршрут; зачетную книжку; картинку для сбора пазла (после прохождения каждой точки участник получает элемент пазла); фразу, которую нужно составить из букв, получаемых за выполнение заданий и т. д.
12. Оформляются выставки (книжные, инсталляции, виртуальные):
– выставка-портрет героя или автора;
– выставка-погружение в эпоху, время действия сюжета;
– выставка-викторина, выставка-игра;
– выставка-подсказка;
– выставка-цитата;
– выставка-карта.
13. Проводятся репетиции для проверки маршрутов, определения сложности прохождения заданий, время их выполнения.
14. Подбираются призы: книги, диски, магниты, брелоки, ручки, блокноты и т. п. Желательно, чтобы они отражали тематику квеста или были «фирменными» от библиотеки. Может быть один большой приз на команду-победительницу, например, торт.
15. Проводится рекламная акция.
Проведение квеста
1. Изложение легенды, где тоже могут быть подсказки. Объяснение условий игры, движения по маршрутам. Это можно сделать:
– устно;
– в печатном виде вручить участникам перед началом квеста;
– в электронном виде сбросить на мобильные устройства (ноутбуки, планшеты, смартфоны) участников.
Раздача маршрутных листов (можно тоже в электронном виде).
3. Возможно участие координатора, согласовывающего действия участников квеста и помогающего им в случае необходимости.
4. Подведение итогов.
5. Награждение победителей.
Квест – это командная приключенческая интеллектуальная игра-поиск, задача участников игры – найти клад или приз. Такую игру можно провести в библиотеке или за её пределами. В эко-квест для 12 – 14 лет можно включить интеллектуальные задания и головоломки. Предложить участникам разгадать ребусы, составить пазлы, разыскать книги о природе в фонде библиотеки, ответить на вопросы о растительном и животном мире, ознакомиться с картой особо охраняемых природных территорий России и Ростовской области.
Все эти мероприятия помогают читателю задуматься над экологическими бедами, стремиться сделать природу чище и красивее, привить ответственность, а также знакомят ребят с разнообразным животным и растительным миром.
Синквейн
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - пятистрочное стихотворение, которое пишется по определенным правилам. [12] Используется в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи. При написании синквейна происходит краткое резюмирование прочитанного.
Синквейн - хороший способ заинтересовать и проверить знания по экологии. Синквейн можно провести как перед, так и после проведения экологических уроков, лекториев, часов информации, круглых столов.
Правила написания синквейна:
1 строка – 1 существительное, выражающее главную тему cинквейна,
2 строка – 2 прилагательных, выражающих главную мысль,
3 строка – 3 глагола, описывающие действия в рамках темы,
4 строка – фраза, несущая определенный смысл,
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Пример синквейна:
Экология
биологическая географическая
изучает, исследует, рассматривает
наука об окружающей среде
взаимосвязь в природе
Составлять cинквейн очень просто и интересно не только подросткам, но и взрослым. Сегодня мы проведём конкурс синквейнов «Люблю тебя, мой край родной».
4. Заключение
Думаю, что Год экологии даст толчок к активации библиотечной деятельности в решении задач, направленных на экологическое воспитание школьников, поиску инновационных и совершенствованию традиционных форм и методов работы с читателями по формированию их экологической культуры.
Итак, роль и значение школьной библиотеки в организации экологического воспитания учащихся очень велика. Библиотека способствует развитию целостной системы экологического просвещения и образования, создаёт необходимое условие формирования экологического мировоззрения, активной нравственной позиции по отношению к живой природе у подрастающего поколения. Живым, увлекательным, нешаблонным – должно быть экологическое просвещение в школьных библиотеках. Конечно, это требует постоянного, серьёзного, повседневного, кропотливого труда, поэтому я желаю вам успеха и терпения в вашей творческой деятельности!
