Инновационные формы работы ШБ

Ападченкова Марина Константиновна

Инновационные формы работы ШБ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_formy_raboty_shb.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

 «Инновационные формы работы

современной школьной библиотеки»

                                           

     Сегодня школьная библиотека является неотъемлемой частью системы школьного образования России. Это означает, что ее главная задача – информационное обеспечение учебного процесса и воспитательной работы школы, а также поддержка и расширение у учащихся потребностей в чтении и непрерывном образовании; развития способностей, умений и навыков самостоятельного поиска, переработки и использования информации различного характера. При этом школьная библиотека – особое, уникальное место в современной системе образования.

     Какой должна быть библиотека, какие методы необходимо использовать, каким должен быть библиотекарь, чтобы правильно построить диалог с читателем? Главные задачи современной школы определяются как раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного человека и человека – патриота, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Национальная образовательная инициатива направлена на развитие комфортной и инновационной школьной среды, где важное место должна занять школьная библиотека. Это позволит встроить систему школьных библиотек в процессы модернизации системы образования, чтобы библиотеки школ начали развиваться с равной скоростью и внутри системы образования и внутри библиотечной отрасли. Время подтверждает низкую эффективность процессов модернизации в образовании без учёта библиотек, способных поддерживать педагогические инновации. На сегодняшнем этапе модернизации образования мы можем догнать время и реально обеспечить лозунг: новым моделям образования должны соответствовать новые модели школьных библиотек, которые сами могут быть катализаторами создания моделей образования. Ведь задача библиотекаря, помочь в развитии именно творческого потенциала учащихся, оказывать содействие развитию инновационного потенциала педагогов. Мы всегда говорим, что строительство жизни – это творчество, а не подражание. Креатив, о котором так много сегодня говорят, – это именно умения и способности видеть и создавать новое из старых элементов. Поэтому, через инструмент, которым владеют библиотекари, мы можем развивать творческое мышление и педагогов и учащихся.

     Каждый думающий библиотекарь осознает необходимость перемен, но не всегда знает, как к ним подступиться. Мало сказать себе: «Я хочу перемен», поставив ударение на нужном слове.  Хочу каких перемен? Можно переставить мебель, а можно попытаться коренным образом изменить жизнь в библиотеке. Модернизация  и актуализация работы, внедрение инноваций, медиатеки и нетрадиционные носители информации -  и непонятна, и необъятна эта россыпь модных тем. Давайте попробуем разобраться в новых терминах, тенденциях, окутавших образовательную и библиотечную сферу деятельности.

     Начнем по порядку.

     Чего мы хотим? - Мы хотим, чтобы школьная библиотека заняла подобающее ей достойное место в образовательном и информационном пространстве.

     Как это сделать? - Качественные изменения в работе школьной библиотеки могут быть достигнуты путем внедрения и реализации инновационных процессов.

     Что такое инновации? - Инновации в библиотеке – это результат творческого поиска оригинальных, нестандартных решений разнообразных библиотечных проблем.

    Что мы сегодня можем сделать для того, чтобы библиотека для читателей стала интересной и популярной? - Искать новые динамичные формы работы, пополняя их содержанием, соответствующим духу времени.

     Инновационные подходы к реализации поставленных задач требуют наличия у библиотечных специалистов знаний, умений и навыков, способствующих организации, управлению и осуществлению деятельности. Когда инновация осознана, она становится нововведением − общим достоянием. Истинность инноваций заключается в их позитивном влиянии на качество обслуживания пользователей. Библиотекарю приходится постоянно оглядываться на прошлый опыт, соотносить свою деятельность с существующей практикой. С принятием нового закона «Об образовании в РФ» работа школьной библиотеки рассматривается как педагогическая, следовательно, работающим в библиотеке специалистам придется её заново осмысливать, обдумывать, проектировать, намечать педагогические цели, осваивать современные педагогические технологии и проецировать их на библиотечную деятельность. Модернизация, инновационные подходы в работе, трансформация процессов образования… Вокруг этого выстраивается повседневная работа школьного библиотекаря. Главный фактор – атмосфера, которая царит в библиотеке. В школьной библиотеке, в своем «доме», я стараюсь создать домашний уют, комфорт,  отсутствие напряжённости и доверительную обстановку, которая так влияет на психологию наших детей. В библиотеке ребенок должен самоутвердиться, занять активную позицию полноправного читателя. Любой ученик, озорник, двоечник, придя в библиотеку, может принять активное участие во всех мероприятиях проводимые в библиотеке. Специфика библиотеки такова, что работа в ней ведется со всеми возрастными категориями учащихся. И в каждой возрастной группе я выделяю два основных направления: первое – в помощь учебному процессу; второе – приобщение к чтению, когда деятельность библиотеки выходит за рамки школьной программы. Компьютерная техника давно уже нашла применение в школах в преподавании самых различных предметов, превратившись из объекта изучения в полноценный инструмент учебной деятельности. Особенно востребованными в образовательных целях оказались мультимедийные возможности компьютеров, пришедшие на смену традиционным техническим средствам обучения. В своей работе я использую возможности мультимедийной техники для продвижения книги и повышения интереса к чтению. А новые информационные технологии позволяют найти новые подходы к проблеме развития интереса и любви к чтению. На своих мероприятиях стараюсь использовать возможности мультимедиа. При этом использую различные формы: Литературно-музыкальные вечера, медиа-лекции, презентации книг, творческие вечера сопровождаются мультимедийным показом, видео-просмотром, электронной демонстрацией фрагментов книг, иллюстраций, и т.д. Применяю такие формы, как слайд – журналы, конкурсы, презентации-обсуждения, пресс – встречи, литературные слайд – галереи. Любое мероприятие с использованием компьютера, библиотечный урок, конкурс, викторина или книжная выставка – современно, интересно и увлекательно. Новые и современные формы воспринимаются с большим интересом и вниманием. Последнее время сложилось мнение, что люди перестали читать, потому что компьютер вытесняет книгу, и скоро вытеснит совсем. Мы привычно обвиняем прогресс в снижении интереса к чтению, считая, что этот процесс от нас не зависит, и влиять на него мы не можем [2]. На самом деле электронная культура способна усилить возможности книжной. Необходимо не противопоставлять, а сочетать книжную культуру и возможности электронной. Сегодня у книги немало конкурентов: телевидение, видео, кино, компьютер, Интернет. И библиотекарь сегодня становится проводником не только в мир книг, но и в мир Интернета. С каждым годом всё больше запросов пользователей библиотеки касается использования Интернета и информационных ресурсов, да и сами библиотекари большую часть поиска осуществляют через Интернет-ресурсы. Владея навыками поиска, в сети можно найти практически всё. Но для того, чтобы грамотно и быстро найти ответ, нужно быть не просто библиотекарем, но ещё и информационным специалистом, который в совершенстве владеет навыками и знаниями поиска информации в сети.

Но книга по-прежнему необходима. Чтение – это не просто способ получения информации, это уникальный процесс, способный сделать из человека личность, умеющую чувствовать, сопереживать, мыслить. Какие бы технологии ни появлялись, как бы политические системы ни менялись, а чтение на любых носителях остаётся необходимым элементом развития мыслящего человека. Поэтому приоритетным направлением деятельности любой библиотеки, было и остается сегодня – продвижение и популяризация чтения. Но появление новых информационных технологий не могло не повлиять на изменение стратегии чтения. Такие понятия как «Интернет», «web-сайт», «e-mail», «локальная сеть» – просто очередной инструмент, который помогает решить проблему продвижения чтения новыми и современными методами. Книги всегда будут востребованы, ведь большинство сведений в Интернете берутся все-таки из книг. Новый образовательный стандарт требует создания единой информационной среды. Сегодня мультимедийные, информационные и коммуникационные технологии позволяют создавать новые модели открытого обучения, дают возможность наполнить единое информационное образовательное пространство новым содержанием. В нашей школе и раньше в учебных целях использовались видеофильмы по литературе, ОБЖ, иностранным языком, изобразительному искусству и другим предметам. Использование информационных технологий в работе библиотекаря даёт возможность по-новому взглянуть на все библиотечные процессы в целом, менять и совершенствовать библиотечно-информационную работу. При этом классические и привычные формы работы в библиотеке, с фондом и читателями, никто не отменял, поэтому библиотекарю необходимо сочетать в себе традиционные и инновационные формы работы. Способности школьного библиотекаря внедрять, использовать, применять инновации в своей работе, оказывают решающее воздействие на результативность деятельности. В своей работе использую элементы технологии развития критического мышления. Это анкетирование, беседы, анализ читательских формуляров; рефлексия: выставки рисунков, отзывы о прочитанных книгах. При общении с читателем, при выполнении его запросов, уточняю, что нужно и для каких целей. Книжные выставки – вопросы, выставки – викторины также помогают формировать критическое мышление учащихся тем, что разделы с вопросами подталкивают детей к изучению литературы, поиску нужной информации и умению ее использовать. Библиотека имеет доступ к образовательным ресурсам в Интернете – это позволяет получать дополнительную информацию для пользователей, накапливать и формировать информацию для использования в учебном и воспитательном процессе. Школьная библиотека должна объединить учителей, школьников, родителей. Влиять на воспитательный, образовательный процессы и являться методическим центром по обеспечению всего учебного процесса. В этом заключается инновационный характер библиотеки. Школьная библиотека нового типа должна разумно соединить лучшие традиции библиотечного дела и информационно – коммуникационные технологии. Современный школьный библиотекарь должен сделать свою библиотеку центром школы и местного сообщества, создать в своей библиотеке доброжелательную атмосферу известности и успешности; раскрыть пути привлечения в свою библиотеку новые ресурсы и новых читателей.