Организация исследовательской деятельности в ШБ
Организация исследовательской деятельности в ШБ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация исследовательской деятельности
в рамках школьной библиотеки»
В XIX веке великий русский писатель Л.Н. Толстой сказал: « Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать». Школа XXI века ориентирована на разностороннее
развитие личности ребенка. Одна из главных задач в условиях модернизации образования - вооружить обучающихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление, поэтому в практике работы современной образовательной организации все большее распространение приобретает исследовательская деятельность обучающихся, направленная на приобщение их к активным формам получения знаний, что является одним из самых перспективных и развивающихся направлений в комплексе мер, направленных на реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта.
Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного. Исследовательская деятельность школьника – это совокупность действий поискового характера, в результате которых исследователь открывает неизвестные для себя факты, приобретает теоретические знания и усваивает способы деятельности. Исследовательская деятельность связана с решением обучающимися творческих задач с неизвестным результатом. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основании выводах. Исследователь учится видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, готовить тексты собственных докладов, защищать свои идеи, аргументировать свои суждения. В результате развивается самостоятельность, целеустремлённость, инициативность, ответственность.
Какова же роль школьной библиотеки в организации исследовательской деятельности? Школьная библиотека - структурное подразделение общеобразовательного учреждения, участвующее в учебно-воспитательном процессе. И перед образовательным учреждением, и перед библиотекой стоят одни и те же задачи: формирование общей культуры личности, развитие индивидуальных способностей обучающихся, повышение интеллектуального потенциала каждого ученика.
Библиотека обеспечивает учебно-методическое сопровождение образовательного процесса, руководит досуговым чтением, является ресурсной базой при организации исследовательской работы в школе. Библиотека выступает информационным и научно-методическим центром. Поиск информации обычно юные исследователи начинают с изучения фонда школьной библиотеки.
Какова роль библиотекаря?! Самая разнообразная: подбор литературы; составление библиографических, рекомендательных, аннотированных списков и указателей литературы; предоставление электронной базы данных полезных интернет-сайтов; обучение пользователей библиотеки поиску и навыкам работы с различными видами информации, руководство работой и т.д. Библиотекарь учит начинающих исследователей грамотной работе с информацией: пользоваться каталогами; использовать справочный аппарат книги, комментарии; работать с периодическими изданиями; находить нужную информацию в интернете и извлекать её.
В настоящее время в работу школьного библиотекаря наряду с традиционными средствами библиотечной работы (беседы, библиотечные уроки, громкие чтения и пр.) широко внедряются инновационные технологии (проектная, научно-исследовательская деятельность), что открывает новые возможности в привлечении детей к чтению и творчеству. Библиотека может выступать равноправным субъектом взаимодействия в исследовательской деятельности, библиотекарь становится не только консультантом, но и руководителем исследовательских работ обучающихся.
Исследователь ставит собственные цели, выдвигает различные гипотезы, выбирает средства и способы для достижения этих целей, делает собственные суждения и умозаключения, классифицирует, синтезирует, анализирует, представляет на публичную защиту результаты своего труда.
Функции руководителя исследовательской работой обучающегося: организовывать и направлять поиск; рекомендовать, наблюдать, поддерживать; консультировать, оказывать методическую поддержку; обеспечивать материальную базу; организовать презентацию работы.
Исследованием в области библиотечной работы может стать изучение читательских запросов, возрастная и гендерная читательская активность пользователей, состав фонда, отдельные произведения, биография и творчество литераторов и многое другое.
Основным признаком исследовательской деятельности является наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.
Ведущий специалист в области организации исследовательской деятельности школьников Александр Владимирович Леонтович при анализе представляемых на конференции и конкурсы творческих работ обучающихся выделил семь их типов и констатировал тот факт, что у большинства педагогических работников нет чёткого понимания основных отличий исследовательской деятельности от других видов творческих работ, и работы реферативного характера часто выдаются за исследовательские.
Есть у меня такой пример – работа неопределённого типа, то ли реферат, что в определённой степени можно рассматривать как подготовительный этап в исследовательской деятельности, то ли информационный проект, но, исследовательской работой, думаю, Леонтович, если бы видел, её бы не назвал. Однако, я считаю, что при доработке и оформлении материала соответствии с требованиями, предъявляемыми к исследовательской работе, у неё могут быть претензии на квалификацию - учебно-исследовательская.
История её появления такова: в сентябре 2016 года, готовясь к участию в литературно-творческом конкурсе, проводимом библиотекой им. А.П. Гайдара, просматривая рекомендованные произведения донских поэтов для номинации «художественное слово», мы обратили внимание на стихотворение «Снег», удивила не только ребят, но и меня фамилия автора – Калинин… Анатолий Вениаминович Калинин. Широкому кругу читателей Анатолий Калинин известен как писатель-прозаик, особенный успех выпал на долю телевизионной версии романа «Цыган», но Калинина-поэта мы совсем не знали. Среди подборки стихов оказалось ещё несколько стихотворений Анатолия Калинина о Великой отечественной войне, донских тюльпанах, атамане Косове, вызволявшем в 90-х из афганского плена наших солдат, о любви и дружбе. Это обстоятельство побудило к исследованию (мотивация) творчества Калинина (объект). Тема «Неизвестные страницы творчества известного писателя» была бы очень актуальна, т.к. 2016 год был объявлен на Дону Годом писателя-фронтовика Анатолия Калинина – это год его 100-летнего юбилея. Возникло предположение, что творческое наследие Калинина богаче, чем нам известно(гипотеза). Появилась цель – подробно изучить творчество(проблема) и выявить неизвестные поэтические произведения (предмет). Для этого необходимо найти информацию в фонде школьной библиотеки, библиотеках города, сети Интернет и обработать (задачи). Информацию проанализировать, обобщить, структурировать (методика). Оказалось, что в основном стихи Калинина посвящены природе, её защите и о жизни – мемуары в стихах. Мы решили разделить их на два альбома «Природа Дона в стихах Калинина» и «Река жизни». У этих работ есть практическая ценность – использование презентаций для тематических мероприятий. Гипотеза подтвердилась – уже опубликованы стихотворения из двух тетрадей, но после смерти А.В. Калинина. Сайт дочери Калинина Натальи Анатольевны пополняется вновь найденными стихами, ещё неизвестными.
В процессе подготовки ребята изучали различные источники информации (литературу, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, медиаматериалы), осваивали методы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы). Собранные материалы не только расширили представление о жизни, творчестве писателя, об интересных фактах создания произведений, но и в дальнейшем позволят ребятам других классов пользоваться собранными материалами. Эта работа помогла мотивировать ребят на самостоятельное осознанное чтение произведений. Это уже личности, для которых литературный материал становится настоящей школой жизни.
Исследовательская деятельность создаёт среду для расширения возможностей самообразования школьников, систематизации отдельных элементов знаний обучающихся, развития коммуникативных качеств. Выполнение исследовательской работы расширяет кругозор обучающихся, приобщает к чтению как сложному, осознанному виду деятельности, вырабатывает компетенции научно-практического исследования. Повышается уровень владения монологической речью, навыки публичного выступления. Исследовательская работа учит вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение, позволяет активно использовать информационные технологии, развивает исследовательские умения, творческий потенциал школьников.
Предлагаю вам ознакомиться со структурой исследовательской, как я полагаю, работы и оценить соответствует ли она заявленному типу деятельности?
Тема: «Изучение читательских предпочтений старшеклассников»
Цель исследования: Изучить особенности чтения современных школьников.
Задачи:
1. Определить степень важности, значимости умения читать для развития личности.
2. Выявить особенности чтения современных школьников.
3. Определить читательские предпочтения современных старшеклассников.
Гипотеза: Современный старшеклассник не стал читать меньше, но изменился сам характер чтения.
Глава 1. Значение умения читать для развития личности
1. Как нужно читать, чтобы быть человеком успешным (анализ информационных источников).
2. Измерение техники чтения у обучающихся разных возрастных категорий.
Глава 2. Что и как читают наши старшеклассники
1. Анализ формуляров старшеклассников в школьной библиотеке.
2. Анкетирование «Значение книги в жизни современного школьника».
Глава 3. Интернет форумы о «золотой» полке
Выводы:
1. В результате обобщенного анализа ответов учащихся, можно констатировать, что книга для большинства современных детей перестала быть источником духовного роста – это источник информации, который постепенно заменяет компьютер с его неограниченными возможностями.
2. Утеряна культура чтения на семейном уровне, а ведь многие навыки формируются в семье, пример родителей для многих детей значим.
3. «Чтение – это слишком трудный путь, который могут выбрать только самые достойные, но таких единицы, потому как большинство из нас стремительно превращается в «общество потребления». А в «обществе потребления» нормальной реакцией на социальные потрясения и проблемы является не чтение, а именно потребление и ничего больше».
На мой взгляд, хоть и есть недостающие элементы, всё же, эту работу можно классифицировать как исследовательскую, т.к. основные признаки исследования присутствуют, не знаю, как Леонтович, но, надеюсь, что вы со мной согласны.
Таким образом, организация исследовательской деятельности в рамках библиотеки позволяет:
• Осуществлять подготовку юных исследователей в существующих образовательных условиях.
• Учитывать и развивать познавательный интерес обучающегося.
• Формировать у школьников научно-исследовательские навыки.
• Ориентировать познавательную деятельность на получение объективно новых знаний.
• Расширять область личных и общечеловеческих знаний.
• Создавать образовательные условия, при которых школьники попадают в атмосферу познания и творчества.
