Методическая разработка занятия: "Прямоугольные треугольники в лоскутном шитье"

Каширская Марина Николаевна

На занятии продолжается изучение раздела "Лоскутная техника" образовательной программы "Рукодельница". Оно является первым по теме "Прямоугольные треугольники". Учащиеся уже познакомились с историей лоскутного шитья, основами цветоведения, научились выполнять основные виды ручных швов, составлять узоры из квадратов и полос. Теперь им предстоит научиться составлять орнамент из прямоугольных треугольников и использовать его в лоскутном шитье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pryamougolnye_treugolniki.doc810 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр развития творчества детей и юношества им. А. Гайдара.

Методическая разработка занятия.

Тема: « Прямоугольные треугольники

 в лоскутном шитье».

                                                                                            Каширская  Марина Николаевна

                                                                               педагог дополнительного образования

                                                                               высшей квалификационной категории

г. Арзамас, 2014 г.

Аннотация на образовательную программу

Данная программа имеет художественную направленность. Она позволяет развить индивидуальные творческие способности детей, приобрести необходимые знания, умения и навыки, которые сформируют в девочке необходимые черты - матери, хранительницы домашнего очага и родовой традиции, мастерицы.

Программа предполагает изучить промыслы лоскутного шитья, народной куклы, лепки из соленого теста в их объединении и взаимосвязи.

Психолого- педагогическая характеристика детей ( возраст 10 лет)

Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость ребенка на всё яркое, необычное, красочное.

Основной вид мышления – наглядно-образное.

Познавательная активность ребёнка организует его внимание довольно долго, пока не иссякнет его интерес к той деятельности, которую он выполняет.

Задача педагога – заинтересовать детей, используя больше наглядного материала, смену видов деятельности, включать в ход занятия различные игры, физкультминутки.

Характеристика оборудования учебного занятия

Наглядные пособия: лоскутные изделия, иллюстрации из книг и журналов, таблицы «Цветовой круг», «Цветовые сочетания», «Сборка лоскутного полотна», схемы геометрических орнаментов, плакат «Правила техники безопасности».

Технические средства: набор картонных прямоугольных треугольников двух цветов для орнамента, разноцветные картонные круги для игры.

Материалы и инструменты: тетради, ручки, цветные карандаши, линейки, игольницы с иглами, булавки, нитки, ножницы, портновский мел (обмылки), ткани, шаблоны, трафареты, коллекция образцов сочетания тканей.

Тема занятия: Прямоугольные треугольники в лоскутном шитье.

Место учебного занятия в учебном курсе.

На данном занятии продолжается изучение раздела «Лоскутная техника». Оно является первым по теме «Прямоугольные треугольники», на изучение которой отводится 8 часов (4 занятия).

Сложность занятия.

Дети уже познакомились с историей лоскутного шитья, основами цветоведения, научились выполнять основные виды ручных швов, составлять узоры из квадратов и полос. Теперь им предстоит научиться составлять орнамент из прямоугольных треугольников и использовать его в лоскутном шитье.

Тип учебного занятия.

Изучение и усвоение нового материала.

Цель: Научить составлять орнаменты из прямоугольных треугольников и применять их в изготовлении лоскутных изделий.

Задачи.

Образовательные:

- познакомить с понятиями: орнамент, геометрический орнамент;

- научить составлять орнамент из прямоугольных треугольников;

- научить правильно сочетать цвета тканей в лоскутном изделии;

- освоить метод сборки треугольников из ткани в лоскутное полотно.

Воспитательные:

- формирование интереса к составлению орнаментов, к лоскутному шитью;

- воспитание дружелюбия и уважительного отношения друг к другу.

Развивающие:

- развитие мышления, цветовосприятия, мелкой моторики рук, аккуратности.

Методы обучения:

репродуктивный,  объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый

Форма организации учебного занятия: беседа, самостоятельная творческая работа, игра, практическая работа.

Хронометраж учебного занятия. (90 мин.)

  1. Организационный этап. (1 мин.)
  2. Повторение материала, изученного ранее.(3 мин.)
  3. Изучение нового материала. (6 мин.)
  4. Самостоятельная творческая работа. (15 мин.)
  5. Повторение материала, изученного ранее. (5 мин.)
  6. Игра. (5 мин.)
  7. Изучение нового материала. (10 мин.)
  8. Перемена.(10 мин.)
  9. Практическая работа. (38 мин.)
  10. Подведение итогов. (3 мин.)
  11. Рефлексивный этап. (3 мин.)
  12. Заключительный этап. (1 мин.)

Содержание учебного занятия.

  1. Организационный этап.

- Здравствуйте, девочки!

- Кто сегодня отсутствует?

- Проверим свои рабочие места, всё ли готово к занятию: инструменты, материалы.

  1. Повторение материала, изученного ранее.

На предыдущих занятиях мы с вами познакомились с историей лоскутного шитья, использованием лоскутных изделий в быту.

Вы знаете, что в основном лоскутные изделия шьются из блоков. Каждый блок может быть составлен из любых геометрических фигур. Мы уже познакомились с блоками, состоящими из квадратов и блоком «Изба», состоящим из полос. Вы использовали эти блоки в лоскутном шитье, изготовив игольницу и прихватку.

Сегодня на занятии мы познакомимся ещё с одной разновидностью блока, состоящего из прямоугольных треугольников одного размера. Запишите тему занятия в тетради: «Прямоугольные треугольники».

  1. Изучение нового материала.

Прямоугольные треугольники в шитье из лоскутков занимают достойное место. Сочетания даже одинаковых по размеру треугольников создают бесконечное число композиций, различных орнаментов.

Орнамент (в переводе с латинского «украшение») – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов ( утвари, оружия, мебели, одежды и т.д.), архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства.

Все орнаменты условно можно разделить на растительные и геометрические  (изобразительные и неизобразительные).

К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций.

В лоскутном шитье геометрический орнамент играет ведущую роль. Технология соединения простых по форме деталей проще, чем соединение деталей сложных форм. Простые, лаконичные  очертания зрительно воспринимаются лучше, чем сложные и многодетальные формы. Вот почему именно геометрический орнамент наиболее употребим в лоскутном шитье.

  1. Самостоятельная творческая работа.

Сейчас я предлагаю вам попробовать составить орнамент из прямоугольных треугольников двух цветов.

Как вы знаете, два прямоугольных треугольника складываются в квадрат, а маленькие квадраты – в большой квадрат.

 

                                                                                    сетка 3х3

Сетка из квадратов является основой для составления орнамента из треугольников.

Например:

Можно складывать друг с другом треугольники как разных, так и одинаковых цветов.

Попробуйте составить свой вариант орнамента из картонных треугольников двух цветов.

(Для этого у каждого ребенка на столе имеется коробочка с картонными прямоугольными треугольниками  двух цветов).

После того, как дети попробуют сложить свой орнамент, педагог предлагает различные варианты орнаментов.

- Предложенные варианты орнаментов сравните с получившимися у вас. Если кто-то затруднился с составлением орнамента, выберите любой понравившийся из предложенных.

Зарисуйте выбранную схему в тетради.

Более сложные орнаменты получаются на сетках 4x 4, 5x 5 и т. д. С ними  мы познакомимся позднее.

Чтобы орнамент красиво смотрелся в лоскутном изделии (прихватка, салфетка и др.), нужно правильно подобрать цвета тканей. А для этого нужно иметь представление о свойствах цвета и ознакомиться с законами цветовых сочетаний.

5.Повторение материала, изученного ранее.

Работа с таблицей «Цветовой круг».

Вы уже знакомы с цветовым кругом и законами цветоведения. Давайте вспомним эти законы.  (Найдите в тетради эту тему).

- Назовите основные цвета в цветовом круге.  (красный, желтый, синий)

- Какие цвета называются производными? Назовите их.  ( Которые получаются при смешивании основных цветов. Красный + желтый = оранжевый, красный + синий = фиолетовый, желтый + синий = зеленый)

- На какие две группы можно разделить все цвета? Назовите их.  (Теплые и холодные)

- Какие цвета являются контрастными?  (Которые в цветовом круге расположены друг напротив друга.)

- Какие цвета являются родственными? (Это сочетание оттенков одного цвета.)

Пользуясь цветовым кругом, можно получать разнообразные гармоничные сочетания цветов.

6. Игра.

А теперь давайте немножко поиграем.

Дети выходят из-за столов и становятся в круг. Им раздаются разноцветные картонные круги.

1 задание: разбиться на две группы – теплые и холодные цвета.

2 задание: разбиться на две группы – основные и производные цвета.

3 задание: найти себе пару контрастного цвета (посмотреть по цветовому кругу, если кто затрудняется).

7. Изучение нового материала.

Цвет, колорит в лоскутном шитье играет решающую роль. Оригинальная композиция может быть испорчена неудачным подбором цветов и наоборот, недостаточно выразительный рисунок можно усилить путем умелого подбора цветов.

Гармония в цвете – это согласованность цвета, равновесие цветовых пятен.

Выделяют две группы гармоничного сочетания цветов.

Гармонии родственных цветов.

Одноцветная гармония получается при сочетании разбеленных или затемненных тонов одного цвета ( темно-синий, светло-синий, голубой).

(Педагог демонстрирует образец из коллекции тканей).

Смежная гармония будет наблюдаться при сочетании оттенков из двух соседних секторов цветового круга, но в пределах родственной группы.

Например: синий в небольшом количестве уравновешивается голубым, сиреневым, пурпурно-фиолетовым, т.е. теми цветами, которые имеются между синим и красным. (образец)

Тональная гармония получается при сочетании чистого цвета и его же с примесью другого цвета или тона.  ( Например, желтый с табачным, голубой с пепельно-голубым). ( образец)

Гармонии контрастных цветов.

В цветоведении под контрастом понимается резко выраженная противоположность цветов.

Парная гармония – сочетание двух цветов, лежащих на концах диаметров цветового круга.  (образец)

Можно сочетать цвета и с прилежащими к контрастному цвету оттенками, но не более одного сектора в сторону.

Но контраст чистых цветов резок и беспокоен. Чтобы сделать сочетания спокойнее, мягче, надо приглушить эти цвета забелением или зачернением или же использовать черные или белые вставки, отделки. Контрастные цвета также прекрасно уживаются с серым цветом.  (демонстрируются образцы)

8. Перемена.

9. Практическая работа.

А сейчас  я предлагаю вам выбрать две ткани, на ваш взгляд, сочетающиеся друг с другом, из которых вы выполните лоскутную салфетку с выбранным орнаментом.  ( Лоскуты различных тканей заранее приготовлены, отглажены и разложены на отдельном столе ).

В выбранном орнаменте посчитайте количество треугольников одного и другого цвета. Если треугольники собираются в квадрат одного цвета, то выкраивается квадрат, а не два треугольника. ( Шаблоны треугольников и квадратов имеются у каждого на столе).

Разложите ткань на столе лицевой стороной вниз. Наложите на ткань шаблон треугольника (в шаблоне уже учтены припуски на швы), совмещая направления катетов с направлением долевой и поперечной нити. Обведите шаблон мелом (мылом) – на темной ткани, карандашом –  на светлой. Затем передвиньте шаблон так, чтобы совпали гипотенузы треугольников, т.е. получился квадрат. Обведите. И так продолжайте до тех пор, пока не будут нанесены контуры всех деталей. Для целых квадратов имеются отдельные шаблоны.

Выкроите все детали. Оставшуюся ткань отложите на край стола или уберите совсем. Разложите выкроенные детали в соответствии с орнаментом.

Сборка полотна осуществляется так (см. таблицу): сначала треугольники соединяются в квадраты по гипотенузам, затем квадраты соединяются в ряды, ряды – в полотно.

Все детали будем соединять вручную частым швом «вперед иголку»

 ( вспомните этот шов, найдя в тетради образец).

Прежде чем приступить к шитью, повторим правила техники безопасности.

- Никогда не оставляйте иглу без нитки!

- Втыкайте иглу в игольницу!

- Не берите иглу в рот!

- Не втыкайте в одежду, в мебель!

- Если игла сломалась, обе её половинки отдайте взрослым!

Для соединения двух треугольников в квадрат сложите треугольники лицевыми сторонами внутрь, приложите сверху в середину картонную выкройку треугольника без припусков на швы (она меньшего размера, чем шаблон) и проведите мелом или карандашом линию шва по гипотенузе.

Сколите булавками перпендикулярно линии шва детали из ткани. Сшейте по линии швом «вперед иголку», делая в начале и в конце строчки 2-3 обратных стежка для закрепки. Припуски отверните на более темную ткань и прогладьте пальцем (так как ткань х/б, припуски хорошо прижимаются). Таким же образом соедините все остальные треугольники.

Должно получиться девять маленьких квадратов (среди них могут быть целые не сшивные квадраты). Разложите их в соответствии с орнаментом.

Теперь нужно соединить квадраты по 3 в ряд.

Берем два соседних квадрата, складываем лицевыми сторонами внутрь, прикладываем сверху картонную выкройку и рисуем линию шва. Скалываем булавками и прошиваем. К двум квадратам пришиваем третий. Так же соединяем два остальных ряда. (Будьте внимательны при соединении квадратов, чтобы сохранился орнамент).

Далее три ряда сшиваем вместе в полотно. Получившееся лоскутное полотно с орнаментом – верхняя часть лоскутного изделия (салфетки).

На следующем занятии мы соединим верхнюю часть с нижней, чтобы получилось готовое изделие.

10. Подведение итогов.

В конце занятия можно разложить получившиеся лоскутные орнаменты все вместе на столе учителя и выбрать коллективным обсуждением:

- самый красивый орнамент;

- самое удачное сочетание тканей;

-самое аккуратное соединение.

Сегодня на занятии мы с вами познакомились с понятием «геометрический орнамент», научились составлять орнамент из прямоугольных треугольников  на сетке 3x3, узнали о гармоничных сочетаниях цветов, научились собирать треугольники в единое полотно.

11. Рефлексивный этап.

(У педагога на столе лежат разноцветные треугольники теплых и холодных цветов).

-Если вам понравилось сегодняшнее занятие, выберите треугольник теплого цвета, если не очень, то – холодного.

Из выбранных треугольников педагог совместно с детьми составляет «орнамент занятия», добавляя свои треугольники (при необходимости).

12.Заключительный этап.

Приведите в порядок рабочие места, иглы и булавки должны быть в игольнице, инструменты в шкатулке, картонные треугольники в коробочке, шаблоны сдать педагогу.

Домашнее задание: собрать лоскутное полотно (если кто-то не успел), прогладить все швы, придумать ещё варианты орнаментов на сетке 3x3, (можно и на сетке 4x4), нарисовать эскизы в тетради.

Список литературы.

  1. Банакина Л. В. Лоскутное шитьё. Техника. Приемы. Изделия.- М.: Аст-ПРЕСС  КНИГА, 2006.
  2. Нагель О. И. Художественное лоскутное шитьё (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): Учебно-методическое пособие для учителя. Издание второе, доработанное.- М.: Школьная Пресса, 2004.
  3. Каширская М. Н. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Рукодельница». Арзамас, 2014 г.