педагогический опыт по теме "Развитие познавательных интересов воспитанников через игровые технологии "

В настоящее время главными задачами  педагогов является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций,  умения  видеть  перспективу применения полученных знаний на практике,  легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества станицы Советской

Муниципальное образование  Новокубанский район

 Тема: «Развитие познавательных интересов

 воспитанников

через игровые технологии»

Автор опыта:

     Пилюгина Мария Вячеславовна,        

Педагог МОБУДОД ДДТ

 станицы Советской

станица Советская

2015г



Предварительный просмотр:

Структура описания педагогического опыта

1. Литературный обзор состояния вопроса.____________________     3

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.______________      4

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании._________________________  4

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.______ 5

2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта._________________________________________     8

3. Педагогический опыт.

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.__________________________________________     9

3.2. Актуальность педагогического опыта.___________________________    10

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте________________    10

3.4. Результативность педагогического опыта._________________________ 11

3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.___ 12

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.____________ 12

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта._________________________________________________________14

4. Выводы.________________________________________________ 16

        5. Список используемой литературы___________________________17

  1. Литературный обзор состояния вопроса.

В настоящее время главными задачами  педагогов является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций,  умения  видеть  перспективу применения полученных знаний на практике,  легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.

Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность воспитанников. Любая технология  обладает средствами, активизирующими деятельность  воспитанников, в некоторых же технологиях  эти средства  составляют  главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести  игровые технологии. В самых разных  системах обучения игре отводится  особое место. И определяется  это тем,  что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от  рождения и до наступления  зрелости  уделяет огромное внимание играм.

Для детей любого возраста  характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко  вовлекаются в любую деятельность, особенно   игровую. Для них  игра имеет  исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью  в усвоении знаний, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе  возникает нечасто. Она является следствием целенаправленных управленческих воздействий и организации педагогической среды, т.е. применением педагогической технологии.

Наиболее приемлемой технологией повышающей  познавательный интерес у ребенка является игровая технология.

Игра – ведущий  вид деятельности для дошкольного возраста,  все следующие периоды  со своими ведущими  видами деятельности не вытесняют игру.  А продолжают включать её в процесс развития. Способность включаться в игру не связана  с возрастом, но в каждом возрасте  игра имеет свои особенности. Однако не всякая игра  имеет существенное образовательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной игры. Игровая деятельность в учебном процессе позволяет  реализовать дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие цели.

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.

Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, в зарубежной — 3. Фрейд, Ж. Пиаже и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации — в усвоении и использовании человеком общественного опыта.

Но более глубоко проблему игровой деятельности разработал автор технологии знаково-контекстного обучения в профессиональной педагогике — доктор психологических наук, профессор А.А. Вербицкий. Осуществив глубокий анализ основных тенденций развития профессионального образования, он пришел к выводу, что ситуация, складывающаяся в образовании, в котором доминирует по сей день жесткое, авторитарное управление и в котором учащийся, студент выступает «объектом» обучающих воздействий, не обеспечивает условий для развития активной позиции обучаемого в учебно-познавательной деятельности, затрудняет процессы его профессионального самоопределения, наконец, усложняет процессы перехода от абстрактной, заданной в теоретической форме модели профессиональной деятельности специалиста, к реальной, конкретной, со всевозможными проблемами и противоречиями.

  1. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

На занятиях в своем объединении я применяю игровые технологии для всех групп. Моя образовательная программа рассчитана на детей 9-16 и не предъявляет требований к подготовительному этапу подготовки детей. Набор обучающихся в объединение свободный. Детские учебные группы  формируются из учащихся одной возрастной группы, возможен разновозрастной состав. В разновозрастных группах старшие дети помогают на занятиях младшим. 

Игра – ведущий вид деятельности для детского возраста, все следующие периоды со своими ведущими видами деятельности не вытесняют игру. А продолжают включать её в процесс развития.  

Способность включаться в игру не связана с возрастом, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. Однако не всякая игра имеет существенное образовательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной игры.

Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие задачи.

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Современное российское образование должно участвовать в подготовке новой формации людей, которые органично вольются во всемирное сообщество, оказавшееся в самом сердце проблем, имеющих непосредственное отношение к развитию личности и общества. Поэтому одной из задач, доминирующей в создании более человечного и справедливого мира, является возможность дать проявить всем без исключения обучающимся свои таланты и творческий потенциал.

Решение такой задачи сегодня лежит на плечах одного из основных социальных институтов, обеспечивающих развитие индивидуальных способностей у детей и воспитательный процесс, — учреждениях дополнительного образования детей (далее сокращенно ДОД). Главная отличительная черта учреждений ДОД состоит в том, что перед педагогами открыт большой выбор философии обучения и практических задач, а воспитанникам предоставляется выбор уровня сложности, вида деятельности и темпа освоения программы ДОД в определенной сфере.

«Учреждения ДОД создают равные «стартовые» возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития».

Перед педагогами ДОД стоит важная задача — совершенствовать процесс обучения таким образом, чтобы на занятиях кружка каждый воспитанник работал головой и руками активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития глубокого познавательного интереса.

Игра и игровые технологии, применяемые на занятиях кружка, в большей мере способствуют такому развитию. Но не игра ради игры, где ребенок пассивен, где он является не субъектом игрового действия, а объектом развлечения, а игра ради ученья.

Педагоги должны понимать, что в игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы. Вследствие этого сегодня как никогда актуальны игровые технологии в учебном процессе в учреждениях ДОД.

Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве («Толковый словарь русского языка»).

Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).

«Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью» .

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. «В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна».

Существуют десятки определений, отражающих сложность однозначного объяснения понятия «игра». Например:

1. Игра является видом человеческой деятельности, способной воссоздать другие виды человеческой деятельности .

2.  Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

3.Игра — это самостоятельная социальная структура, подразумевающая состязание между двумя или более противоборствующими сторонами, а также ограниченная процедурами и правилами с целью достижения победы одной из сторон .

4.Игра, как таковая, — это не игровое оборудование, а формально организованная система соперничества ее участников .

5 «С образовательной точки зрения — это способ группового диалогичного исследования возможной действительности в контексте личностных интерес.

Возникновению игрового интереса, как отмечает Ю. В. Геронимус , способствую многие факторы. Приведем некоторые из них: «удовольствие от контактов с партнерами по игре», «удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока», «необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях», «если игра ролевая, то удовольствие от процесса перевоплощения в роль» и т. п.

Игры отвечают важной биологической потребности организма в получении постоянной информации из внешней среды и компенсируют событийную (средовую монотонность повседневной жизни, изолированность от полноценной природной и социальной среды (по Д. Н. Кавтарадзе).

Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд детей для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. «Для дитяти игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, что его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими созданиями» .

В отечественной педагогике и психологии теорию игры разрабатывали Е. А. Аркин, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин; проблему обучения детей с помощью игры исследовали Д. Н. Кавтарадзе, Л. Н. Матросова, П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров и др.

По мнению педагогов и психологов, особая ценность игр для современного образования заключается в новых логических конструкциях и их сочетаниях при исследовании мира возможностей, открытие и освоение которых приносит так много удовольствия и так важно для постижения вероятностных процессов в природе и обществе .

2. Психолого-педагогический портрет  группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

На протяжении нескольких лет  работы в дополнительном образовании я заметила, что уже на этапе адаптации встает проблема: как развивать, творчество ребёнка не нанося вреда их здоровью?   Я думаю ,что одним  из главных секретов хорошего самочувствия и высокой активности в педагогическом процессе заключается в применении игровой технологии обучения.

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Я использую игры и игровые моменты как на занятиях, так и во досуговой  деятельности. Стоит только мне произнести: «А сейчас мы поиграем» - как ребята мгновенно преображаются: у них появляется интерес, стремление быстро выполнять задание.

3. Педагогический опыт.

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

Педагогические игры классифицируются:

 по целям применения:

-  обучающие (познавательные, тренинговые, творческие, обобщающие);

-   воспитывающие, развивающие (коммуникативные, социальные и др.);

  -   контролирующие;

  -    по особенностям методики и технологии их организации:

  -   предметные;

  -  сюжетные;

  -  ролевые;

  -  эвристические;

  -   имитационные;

  -   деловые;

  -  по уровню проблемности: тренинговые, репродуктивные, творческие;

  - по коммуникативному взаимодействию: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

  - по применению технических средств: тренажерные, компьютерные и др.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме проведения занятий происходит по следующим направлениям:

-      дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

-      учебная деятельность подчиняется правилам игры;

-     учебный материал используется в качестве ее средства.

Игровые технологии относятся к игровому обучению, в основу классификации которого положены два признака: наличие модели (предмета или процесса деятельности) и наличие ролей (характер общения обучаемых).

По признаку воссоздания (имитации) профессиональной деятельности, ее модельного представления все технологии активного обучения делятся на имитационные и неимитационные.

Неимитационные модели технологии не предполагают построения изучаемого явления, процесса или деятельности. Активизация достигается за счет отбора проблемного содержания обучения, организация процедуры ведения занятий, применения ТСО и т.д. К неимитационным технологиями относятся проблемные лекции, выездные практические занятия и т.д.

В основе имитационных технологий обучения лежит воспроизведение или имитационно-игровое моделирование профессиональной деятельности, происходящих в реальной системе.

Под проблемной ситуацией понимается событие, которое включает в себя противоречие (конфликт) или вступает в противоречие с окружающей средой.

Существуют следующие виды проблемных ситуаций:

1.    Ситуация – иллюстрацияНа конкретном примере из практики демонстрируются закономерности и механизмы тех или иных социальных процессов и поступков, негативные или позитивные следствия действий людей, должностных лиц, значение и роль каких-либо фактов, условий и обстоятельств.

2.    Ситуация – оценкаУчащимся предлагается описание конкретного события и принятых мер. Их задача – оценить источники, механизм, значение и следствие ситуации и принятых мер или действий должностного лица, руководителя или трудового коллектива.

3. Ситуация – упражнениеВ данном случае анализ ситуации требует от учащихся обращения к специальным источникам информации, литературе, справочникам, проведении расчетов, измерений и т.д.

3.2. Актуальность педагогического опыта.

Актуальность применения игровых технологий в образовательном процессе определяется не только социальным заказом, но и потребностями детей к самоопределению и самовыражению в условиях современного общества.

Широкое применение игра находит в народной педагогике и учреждениях дополнительного образования детей. В современном образовании, делающем ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

-   в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

-   как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

-   в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

-   как технологии внеклассной работы (проведение конкурсно-игровых программ, игры типа «Зарница» («Победа деда – Моя победа») , коллективного трудового дела и др.).

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.

 В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Дети приобретают знания на научной основе.

Действительно, использование в учебном процессе дидактических игр активизирует воспитанников  на протяжении всего занятия, формирует их познавательные интересы и стремление к овладению знаниями, оказывает положительное воспитывающее действие. Дидактическая задача в игре скрыта от детей, а его внимание обращено на выполнение игровых действий. Задача обучения им не осознается. Все это делает игру особой формой обучения, благодаря которой дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Игра очень важна для развития познавательных способностей , но не стоит забывать о том, какие интересы у подрастающего поколения в настоящее время. В обществе протекает процесс информатизации, соответственно детей интересуют компьютеры.

3.4. Результативность педагогического опыта.(грамоты детей)

Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью  в усвоении знаний, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе  возникает нечасто. Она является следствием целенаправленных управленческих воздействий и организации педагогической среды, т.е. применением педагогической технологии.

Наиболее приемлемой технологией повышающей  познавательный интерес у ребят  является игровая технология.

-Призер зонального конкурса детского творчества «Планета рукоделия» Сазонова Валерия приказ ОУ № 179 от 28.03.2014г

- Призер зонального конкурса детского творчества «Планета рукоделия»

Дронова Елизавета приказ ОУ № 179 от 28.03.2014г

- Призер зонального конкурса детского творчества «Планета рукоделия»

Шульженко Анастасия приказ ОУ № 179 от 28.03.2014г

- Призер зонального конкурса детского творчества «Планета рукоделия»

Павлова Александра приказ ОУ № 137 от 28.03.2013г

- Лауреат в муниципальном этапе краевого конкурса «Служба спасения 01» Смирнова ДарьяПриказ УО № 255 от 04.05.2012г

- Лауреат  в международном детском творческом фестивале «Южный полюс» Смирнова Дарья

- Победитель в муниципальном этапе краевого конкурса «Светлый праздник Рождества» Оселедкина Виолетта приказ УО № 166 от 23.03.2012г

- Призер зонального конкурса детского творчества «Планета рукоделия»

Смирнова Дарья приказ ОУ № 137 от 28.03.2013г

 - Победитель в муниципальном этапе краевого конкурса «Светлый праздник Рождества»  Оселедкина Виолетта приказ УО № 161 от 23.03.2012г

- Призер в муниципальном этапе краевого конкурса «Кубанская Вольница» Дуринян Яна приказ УО № 171 от 31.03.2011г

-Призер в муниципальном этапе краевого конкурса «Полиция спешит на помощь» Кузьмина Надежда приказ УО  № 552 от28.10.2011г

- Призер в муниципальном этапе краевого конкурса «Мы вместе» Серегина Анна приказ УО  № 580 от23.11.2011г

-Призер в муниципальном этапе краевого конкурса «Зеркало природы» Дуринян Яна приказ УО  № 171 от23.03.2012г

3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

  Игра обладает существенным признаком — наличием четко поставленной

цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-

познавательной направленностью.

Преимуществами игровых технологий являются:

      активизация и интенсификация процесса обучения;

-     воссоздание межличностных отношений, процедуры принятия коллективных решений обучаемых в ситуациях, моделирующих реальные условия профессиональной деятельности;

-     гибкое сочетание разнообразных приемов и методов обучения (от репродуктивных до проблемных);

-      моделирование практически любого вида деятельности.

В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.

Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Нынешнее образование отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Оно недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными  занятиями получаем ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы. В качестве таковых и выступают  игры.

В. А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка.… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Педагог также отмечал, что «духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».

Обобщая опыт своей работы, хочу отметить, что участие ребят в  играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества.

Игра  – одно из средств воспитания умственной активности. Выбор игры определяется учебно-воспитательными задачами занятия. Кроме того, игра должна быть доступной для детей, соответствовать их потребностям и интересам. Понятно, что непосильное задание отбивает интерес к игре, а  очень простое – воспринимается как развлечение. Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие от ребенка напряжение внимания, памяти.

С  помощью игр удается углубить и закрепить полученные знания, развить приобретенные детьми навыки. Игры уменьшают степень нервно-психологического напряжения, содействует созданию положительных эмоций у ребят, помогают результативному овладению знаниями и умениями.

 Любая игра способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, обоснованности суждений, развитию зрительной памяти, привычки к самопроверке, доводить начатую работу до конца.

        Активное внедрение  в образовательный процесс разнообразных развивающих игр считаю важнейшей своей задачей. Для развития интеллектуальных способностей, развития логического мышления, внимания и памяти использую в своей работе следующие игры:

    Игры на комбинирование: игры со спичками, логические задачи, шашки, шахматы, головоломки и др. – предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.

    Игры на планирование: лабиринты, головоломки, магические квадраты, игры со спичками – направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой – либо цели. Способность планирования проявляется в том, что ученики могут определить, какие действия выполняются раньше, а какие позже.

      Игры на формирование умения анализировать: найдите пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы – предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет по принципу «из чего состоит, что делает».

     Игры и физкультминутки: целенаправленное использование физкультурных минуток в режиме  занятий показывает их результативность, а содержательная направленность формирует мотивацию к изучаемому предмету. Такие «минутки» заряжают энергией и повышают интерес.

      Когнитивные   физкультурные минутки (познавательные): способствуют развитию познавательных процессов. К ним можно отнести:

  Дидактические игры с движениями. Например, «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»

   Двигательные действия и задания. Загадывают загадку, а отгадку  имитируют в движении.

   Развивающие игры. Например, «Испорченный телефон», «Запомни движения и повтори».

       Креативные физкультминутки (творческие):

 Гимнастика для ума (с использованием «необычного» физкультурного инвентаря). Например, мячом можно «рисовать», на нем можно качаться, как на качелях, ходить с мячом на голове; фантазируют, на что похожи кегли, скакалка и т п.

Оригинальные движения (придумывание названия выполняемым движениям).

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету  дидактическая игра: 

-помогает снять чувство усталости;

-раскрывает способности детей, их индивидуальность;

-усиливает непроизвольное запоминание .

Поэтому игровая технология – самая актуальная в моей работе.

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

Игру как метод обучения,  передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике и  внешкольных учреждениях. В современном образовании, делающим ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

-   в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

-   как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных  игр.

 Игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается  при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

  Реализация игровых приемов и ситуаций  происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед детьми  в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игры в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации  игр. 

В первую очередь следует разделить игры: 

- по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г)коммуникативные,диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология  игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

4. Выводы.

 Я уверена, что  каждый педагог должен иметь свою энциклопедию игр, которые он мог бы предложить детям в зависимости от их типологических особенностей и этапа воспитательно-развивающей работы. Правильно подобранную, умело и уместно проведенную игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы.

Обобщая опыт своей работы, хочу отметить, что участие детей в различных играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

5. Список используемой литературы

1. Азаров Ю.П. Игра и труд. - М., 1973.

2.    Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. -М., 1979.

3.    Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.

4.    Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1988.

5.    Газман О.С. и др. В школу - с игрой. - М., 1991.

6.    Добринская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 1983.

7.    Журавлев А.П. Языковые игры на компьютере. - М., 1988.

8.    Занъко С.Ф. и др. Игра и ученье. - М., 1992.

9.  Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского. - М., 1994.

10.      Кэрролл Л. Логическая игра. - М., 1991.

11.      Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. т.У. - М., 1958.

12.      Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1983.

13.      Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.

14.     Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.

15.     Самоукина Н.В. Организационно-обучаюшие игры в образовании. - М.: Народное образование, 1996.

16.     Спиваковский А.С. Игра - это серьезно. - М., 1981.

17.     Удовольствие - в игре. - М.

18.     Хейзинга И. В тени завтрашнего дня. - М., 1992.

19.     Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М., 1994.

20.     Шмаков С.А. Культура - досуг - ребенок. - М., 1994.

21.     ЭлъконинД.Б. Психология игры. - М., 1979.

22.  Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. - М., 1974.