Образовательная программа дополнительного образования детей кружка декоративно – прикладного искусства «ФАНТАЗИЯ»

Лопоткина Нина Юрьевна

Творчество – актуальная потребность детства. Творческая активность детей во многом обусловлена их возрастными психологическими особенностями, чувственной восприимчивостью, образностью мышления, интересом к деятельному контакту с действительностью. Творческая деятельность, то есть создание произведений графики, живописи и народного искусства тесно связана с процессами восприятия, познания, эмоциональной сферой человека, его общественной сущностью, в ней находят отражение некоторые специфические особенности его интеллекта и характера. Из художественных работ учащихся можно почерпнуть немало интересных сведений о психологических особенностях ребёнка, его характере, темпераменте, отношении к миру. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lopotkina-fantaziya-06.doc582 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и молодежной политики администрации

Воротынского муниципального района

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

ВОРОТЫНСКИЙ  ДОМ  ДЕТСКОГО  ТВОРЧЕСТВА

Утверждена

педагогическим советом

протокол №___ от__________

Директор ДДТ _____________                                        Н.Ф.Парфенова

образовательная программа

дополнительного образования детей

кружка

декоративно – прикладного искусства

«ФАНТАЗИЯ»

на 3 года обучения

педагог дополнительного образования

Воротынского Дома детского творчества

Лопоткина  Нина  Юрьевна

р.п. Воротынец

2005 г.

Оглавление

  1. Введение                                                                                                       2
  2. Пояснительная записка                                                                               3
  3. Учебный план                                                                                               9
  4. Учебно – тематический план (содержание программы)                          9
  5. Методическое обеспечение программы                                                    25
  6. Приложения                                                                                                  27
  7. Литература                                                                                                    29

Введение

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Оно сохраняет в себе лучшие народные традиции, способствует преемственности поколений, влияет на формирование художественного вкуса, оказывает неоценимое воздействие на подрастающего человека.

Творчество – актуальная потребность детства. Творческая активность детей во многом обусловлена их возрастными психологическими особенностями, чувственной восприимчивостью, образностью мышления, интересом к деятельному контакту с действительностью. Творческая деятельность, то есть создание произведений графики, живописи и народного искусства тесно связана с процессами восприятия, познания, эмоциональной сферой человека, его общественной сущностью, в ней находят отражение некоторые специфические особенности его интеллекта и характера. Из художественных работ учащихся можно почерпнуть немало интересных сведений о психологических особенностях ребёнка, его характере, темпераменте, отношении к миру.

Ребёнок живёт в огромном мире, в котором многое для него непонятно и чуждо. Со временем он познает, изучит и примет весь этот мир со всеми его проблемами, а пока ему спокойнее и комфортнее  в мире сказки, игры, добра и красоты. Красота – это первая ступень в воспитании чувств, в формировании способности к эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребёнка с окружающим миром и миром искусства, как его неотъемлемой частью. Основной целью педагога становится стремление научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда бывает яркой и громкой, дать почувствовать особое очарование природы, её тихую и неброскую прелесть. И именно декоративное искусство, как никакое другое, призвано решать эти важные задачи. Благодаря своей искренности и непосредственности, народное искусство особенно близко и понятно ребёнку.

Соприкасаясь с миром декоративно – прикладного творчества, дети становятся духовно богаче, у них появляется чувство сопричастности к культурному наследию своей Родины. Кроме того, приобщение детей к обучению народным ремёслам предполагает решение проблемы культурной преемственности. Очевидно, что нельзя изучать народное искусство, не зная навыков рисунка, живописи, скульптуры, так как цвет, линия, форма, пространство, композиция являются общими изобразительными средствами.

Пояснительная записка

Программа кружка декоративно – прикладного искусства «Фантазия» использует важнейшее свойство народной культуры – органическую системность связей, определяющих смысл жизни каждой отдельной личности. Эти связи можно представить в виде трёх основных составляющих: человек и история, человек и семья, человек и природа. Особое внимание в программе уделяется формированию духовности детей, высокой коммуникативной культуры, созданию условий для обретения чувства комфортности в коллективе.

Работа с обучающимися строится на основах взаимосотрудничества,  уважительного и тактичного отношения к личности ребёнка. Важнейшим моментом является индивидуальный подход к каждому воспитаннику.

Основная идея программы – создание благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала детей, чему способствует создание неформальной обстановки на занятиях, сочетание различных форм деятельности: экскурсии, беседы, пленэр, игры и т.д. Созданию особой творческой атмосферы в коллективе немало способствуют регулярно организуемые выставки и конкурсы с последующим разбором работ, выявлением их эстетических достоинств, а так же сравнительный анализ работ прошлых лет с целью выявления прогресса в творческом росте ребёнка.

Программа составлена с учётом психологических особенностей возрастных групп детей, обучающихся в кружке декоративно – прикладного искусства. Занятия в творческом коллективе способствуют развитию креативности, фантазии, воображения, что помогает детям не только на занятиях кружка, но и в школе, в семье.

Способы оценки работ детей помогают сформировать способность к самоанализу, смягчить тенденцию к переоценке достигнутых результатов и возможностей у детей младшего возраста. Для воспитанников первого года обучения весь учебно – творческий процесс строится с применением игры. Игра для детей 9 – 10 лет – это и учёба и отдых. В связи с их склонностью к подражанию на занятиях кружка применяется метод наставничества, что даёт особо положительные результаты.

На детей подросткового возраста позитивное воздействие оказывает проведение коллективно – творческих дел, вводящее подростков во взрослую жизнь. Привлечение ребят к наставничеству помогает почувствовать свою значимость, ответственность, развивает самосознание.

Деятельность всех детей в подготовке выставок способствует развитию у них инициативы, коммуникативных качеств, воспитывает коллектив единомышленников.

Дифференцированный подход к каждому ребёнку в процессе обучения по данной программе создаёт условия, при которых каждый имеет право на собственное слово, творчество и свой взгляд на проблему. Таким образом, приоритетными направлениями  программы становятся: создание условий для обеспечения эмоционального благополучия ребёнка, раскрытие его творческого потенциала.

 Кружок декоративно – прикладного искусства «Фантазия» работает при Воротынском Доме детского творчества 11 лет. Для успешной работы кружка созданы все необходимые условия, имеется просторный светлый кабинет, оборудованный всем необходимым.

Воспитанники кружка неоднократно становились победителями районных и областных конкурсов и выставок.

Цели и задачи

Цель:

Воспитание духовно богатого, стремящегося к познанию, способного к творческому труду человека, приобщение его к истории национальной культуры.

Задачи:

Обучающие:

-   приобретение детьми специальных знаний: основы цветоведения,  композиции, перспективы, декоративно – прикладного искусства и пр.;

  • формирование необходимых умений и навыков;
  • обучение основам техники безопасности.

Развивающие:

  • развитие творческой активности ребёнка;
  • формирование умения анализировать, давать объективную оценку своей работе;
  • формирование культуры быта.

Воспитывающие:

  • приобщение детей к истокам народного творчества;
  • воспитание чувства гордости и ответственности за культурное наследие своей страны;
  • расширение представлений об окружающем мире;
  • формирование художественного вкуса.

Формы и методы обучения

Образовательная программа дополнительного образования детей «Фантазия» рассчитана на школьников 9 – 14 лет, направлена на формирование их эстетического восприятия, развитие оригинальной творческой мысли.

Предполагаемый срок реализации данной программы – 3 года. Она составлена с учётом требований современной педагогики, апробирована в течение нескольких лет и скорректирована согласно интересам и запросам обучающихся данного творческого объединения.

Методика проведения кружковой работы отличается тематическим разнообразием, которое особенно широко представлено в программе первого  года обучения. Дети второго и особенно третьего года обучения получают более углубленные знания и навыки в технике художественной обработки соломки. С каждым годом уровень выполняемых работ становится сложнее и разнообразнее.

Большое место отводится практическим формам обучения. Производится тщательный отбор изделий, над которыми будут работать ребята, так как именно в процессе изготовления художественных работ развиваются эстетические чувства и художественная культура.

Получив теоретические знания в той или иной области искусства, дети получают практическое задание, выполняя которое, они не только закрепляют полученные знания, но и создают вещь, которая найдёт своё место в жилом или общественном интерьере. Такое обучение, обладающее определённой серьёзностью, практической необходимостью замысла, не только воспитывает в детях ответственное отношение к делу, но и является наглядным примером того, как нужно трудиться по законам красоты и гармонии.

В связи с тем, что группы в объединении формируются не строго по возрасту детей, а с учётом их творческих способностей и степени подготовки, деятельность кружка осуществляется по принципу народной педагогики «от старшего к младшему».

Коллективная работа распределяется среди обучающихся в соответствии с их возможностями и желанием.

На занятиях регулярно проводятся  специальные игры для развития сенсорной и зрительной памяти, широко используются наглядные методы обучения, демонстрируются фотографии, репродукции, образцы художественных изделий. Большое внимание уделяется взаимодействию художественного слова, музыки, изобразительного искусства, знакомству с устным народным творчеством (легендами, былинами, сказаниями и пр.) чему способствует подготовка и проведение народных и календарных праздников в объединении.

Реализация образовательной программы кружка декоративно – прикладного искусства «Фантазия», построенной на основах природо- и культуросообразности, помогает детям видеть прекрасное в быту, знать и любить историю культуры своего народа, стремиться к тому, чтобы их труд приносил пользу и радость людям.

Данная программа разрабатывалась в соответствии со следующими нормативными документами,  регламентирующими образовательную деятельность учреждения дополнительного образования детей:

  • Конституция  РФ;
  • Конвенция ООН  «О правах  ребёнка»;
  • Федеральный  закон  «Об образовании» от 22.08.2004г.  № 122-ФЗ;
  • Типовое положение об образовательном  учреждении дополнительного образования детей от 07.03.1995. № 233 с изменениями и дополнениями, утверждёнными постановлением Правительства РФ от  22.02.1997. № 212;
  • Санитарно – эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251- 03 от 01.04.2003.;
  • Программа развития воспитания и Межведомственная программа развития дополнительного образования детей Воротынского района на 2003–2005 г.г.
  • Устав муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Воротынский Дом детского творчества;
  • Правила внутреннего трудового распорядка Дома детского творчества;
  • Положение о кружке декоративно – прикладного искусства «Фантазия»;
  • другие локальные акты, регламентирующие деятельность Дома детского творчества.

Материальное  обеспечение  программы

        Для блока «Основы декоративно-прикладного искусства»:

  • карандаши, кисти, бумага чертёжная и акварельная;
  • картон, стеки, пластиковые дощечки для лепки;
  • краски акварельные, гуашь, пастель, уголь;
  • пластилин, мука, соль, обойный клей.

Для блока «Творчество народных мастеров»:

  • карандаши, кисти тонкие, вата, заострённые палочки;
  • картон, фанера, ДВП, пластиковые подносы, подставки для карандашей;
  • сухоцветы, стебли пустырных растений, береста;
  • ножи, шило, клей ПВА, линейки, суровая нить.

Для блока «Волшебные превращения соломки»:

  • ножи, ножницы, серпы;
  • анилиновые красители, отбеливатели, зелёнка;
  • фанера, ДВП, картон, бумага, калька;
  • клей ПВА, краски, тушь, лак;
  • карандаши, кисти клеевые, линейки, флейцы для грунтовки, шило, пинцет для инкрустаций;
  • иглы с толстым ушком, суровая нить.

Для блока «Культура дома»:

  • бумага, клей, краски, яичная скорлупа;
  • кисти, нитки, иглы, ткань;
  • атрибуты для проведения игр и праздников.

Кружок располагает свободным помещением, что даёт возможность оформить его работами кружковцев. Для занятий  имеются необходимая мебель, оборудование и инструменты.

Ожидаемые результаты

Для определения результативности занятий по данной образовательной программе выработаны критерии, позволяющие определить степень развития творческого потенциала каждого ребёнка, его способности.

По итогам 1 года обучения учащиеся

Должны знать:

  • значение специальных терминов (композиция, палитра, эскиз, аппликация, орнамент, пейзаж, натюрморт и др.);
  • названия и область применения инструментов и приспособлений, используемых в работе по программе;
  • особенности различных изобразительных материалов;
  • понятие стилизации;
  • средства выразительности (цвет, линия, контраст и др.);
  • особенности и различия в декоративной росписи;
  • технические свойства скульптурных материалов;
  • свойства бумаги и основные приёмы её обработки;
  • особенности трав и злаковых;
  • правила сборки, заготовки и хранения;
  • правила техники безопасности при работе с ножницами, ножами и иглами.

Должны уметь:

  • пользоваться инструментами: карандашами, кистью, трафаретами, ножницами, ножами, иглами;
  • пользоваться гуашью, акварелью, клеем, палитрой;
  • владеть основными навыками смешения цветов;
  • уметь создать стилевую целостность рисунка;
  • владеть приёмами: раздельный мазок, набрызг, по сырому и др.;
  • иметь навыки экономичной разметки в аппликации;
  • иметь навыки крепления сухоцветов;
  • иметь навыки первичной обработки соломки;
  • иметь навыки и приёмы лепки: вытягивание, вдавливание, заминание и др.

По итогам 2 года обучения обучающиеся

Должны знать:

  • основы графики и живописи;
  • выдающиеся произведения живописи, графики, скульптуры;
  • жанры искусства;
  • свойства и особенности группы сухих материалов (пастель, уголь, мелки);
  • истоки народного декоративного искусства, его роль в жизни общества;
  • наиболее известные центры народных промыслов, особенно в Нижегородской области;
  • правила сбора пустырных трав;
  • правила подготовки соломки к работе;
  • технические свойства стеблей злаковых;
  • технику плетения;
  • утилитарное назначение изделий декоративно – прикладного искусства;
  • степень восприимчивости соломки к окрашиванию и тонированию;
  • технику безопасности при работе с ножами, химическими красителями, лаками, утюгом.

Должны уметь:

  • пользоваться графическими и живописными материалами;
  • уметь работать с натуры;
  • уметь передать при изображении животного характер и динамику движения;
  • произвести расчёт расположения шрифта;
  • коллективно продумывать и воплощать в материале идеи декоративных панно;
  • владеть навыками плетения;
  • пользоваться пинцетом и иглой при инкрустации;
  • доброжелательно проводить анализ и самоанализ выполненных работ;
  • сотрудничать друг с другом.

По итогам 3 года обучения учащиеся

Должны знать:

  • творчество мастеров русского и советского искусства;
  • выдающиеся объекты архитектуры;
  • особенности традиционного массового искусства;
  • пропорции головы и фигуры человека;
  • технику работы с берестой;
  • виды аппликации: сплошная, ажурная, прорезная, контурная, объёмная;
  • виды подвесных конструкций;
  • пропорциональное соотношение частей соломенной скульптуры;
  • истоки народного ремесла;
  • обрядовое и бытовое применение изделий из соломки;
  • народные праздники и обряды.

Должны уметь:

  • пользоваться различными художественными материалами;
  • передавать движение фигуры человека;
  • передавать пространственные планы способом загораживания;
  • составлять эскиз и пользоваться шаблоном при работе с соломкой;
  • самостоятельно комбинировать различные приёмы работы с природным материалом;
  • определить задачу;
  • воплотить идею в материале;
  • прогнозировать результат;
  • помочь младшим учащимся;
  • провести объективный анализ и оценить выполненные работы;
  • провести экскурсию по выставке работ в кружке;
  • распределить обязанности при выполнении коллективных работ;
  • отстаивать своё мнение при обсуждении;
  • провести мастер – класс для желающих.

Формы и методы оценки

результатов творческой деятельности обучающихся

Основная форма определения результативности творческих успехов и достижений в кружке декоративно – прикладного искусства «Фантазия» – это участие детей в районных и областных выставках. Так же важным критерием является степень самостоятельного участия в выполнении коллективных работ.

Особенно показательным методом оценки творческого роста является реализация различных творческих проектов и выполнение социальных заказов:

- оформление детского отделения больницы;

- помощь в оформлении учебных кабинетов в школе;

- изготовление подарков – сувениров для проведения различных мероприятий;

- оформление сцены, помощь в изготовлении декораций для спектаклей и праздников в ДДТ и др.

Дважды в год проводится анкетирование детей – кружковцев. В начале учебного года с целью определения уровня способностей и подготовки, психологического настроя и эмоционального фона, исследования ожиданий детей от предстоящей деятельности, уровня воспитанности и коммуникативности.

В конце года анкетирование проводится с целью определения степени заинтересованности занятиями, уровня развития творческих способностей, эмоционального настроя и комфортности в коллективе, исследования пожеланий и стремлений детей, поиска новых форм и методов работы.

Учебный  план

Название

разделов

Количество часов

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

всего

теория

практ

всего

теория

практ

всего

теория

практ

1

Основы изобразительного искусства

75

13

62

45

7

38

45

8

37

2

Творчество народных мастеров

75

13

62

30

5

25

12

2

10

3

Волшебные превращения соломки

48

8

40

123

16

107

141

15

126

4

Культура дома

18

4

14

18

3

15

18

3

15

Итого:

216

216

216

Учебно – тематический план

(Содержание программы)

I  блок: Основы изобразительного искусства

Наименование модуля

Количество часов

1 год

обучения

2 год  

обучения

3 год  

обучения

1

2

3

4

5

Художественные свойства

материалов

Рисунок

Живопись

Композиция

Лепка

6

15

21

12

21

6

9

12

18

-

-

12

21

12

-

Всего:

75

45

45

II  блок: Творчество народных мастеров

Наименование модуля

Количество часов

1 год

обучения

2 год

обучения

3 год

обучения

1

2

3

Орнамент

Промыслы Нижегородской

области

Работы с природным материалом

12

42

21

9

12

9

-

-

12

Всего:

75

30

12

III  блок:  Волшебные превращения соломки

Наименование модуля

Количество часов

1 год

обучения

2 год

обучения

3 год

обучения

1

2

3

4

Технологические особенности и обработка соломки злаковых и дикорастущих растений

Аппликация из соломки

Плетение

Пространственное конструирование

6

24

18

-

6

39

48

30

-

45

54

42

Всего:

48

123

141

IV  блок:  Культура дома

Наименование модуля

Количество часов

1 год

обучения

2 год

обучения

3 год

обучения

1

2

3

Традиционный быт

Праздники и обряды

Досуг

12

-

6

-

18

-

-

12

6

Всего:

18

18

18

I  блок:  Основы изобразительного искусства

1 модуль: Художественные свойства материалов

1 год обучения

Тема

Теория

Практика

Навыки

Кол-во часов

теория

практ

всего

1

2

Карандаши

Краски.

Характерные особенности, маркировка. Степень твёрдости и мягкости. Ретушь.

Цанговые карандаши.

Разнообразие красок.

Прозрачная нежная акварель.

Звучная, яркая, активная гуашь.

Один и тот же мотив, выполненный в разных материалах.

Тёплые и холодные тона.

Штриховка разными карандашами.

Нанесение тонких линий остриём и широких линий боковой стороной.

Рисунок зимнего леса.

Рисунок в тёплых тонах «Королевство Осени».

Рисунок в холодных тонах «Царство Снежной Королевы»

Умение проводить прямые линии, тонкие и широкие.

Умение отличать по цвету тип карандаша. Навыки контурного рисунка.

Знание особенностей различных материалов.

Работа крупными и тонкими кистями.

Навыки смешения цветов.

1

1

2

2

3

3

2 год обучения

Тема

Теория

Практика

Навыки

Кол-во часов

теория

практ

всего

1

Пастель. Группа сухих материалов.

Технические свойства материалов.

Виды пастели и других сухих материалов.

Рисунок

букета.

Умение получить живописное пятно путём наложения цветов.

Работа штрихом и плашмя.

1

5

6

2 модуль:  Рисунок

1 год обучения

Тема

Теория

Практика

Навыки

Кол-во часов

теория

практ

всего

1

2

Линия и пространство.

Иллюстрация.

Рисунок, как основная дисциплина.

Линия в плоскости и пространстве.

Чтение выбранного произведения.

Изучение времени, стиля одежды, предметов интерьера.

Наброски и зарисовки предметов быта средствами линейной графики.

Рисунок – иллюстрация к любимой сказке, мультфильму

Умение не только создать пластичное графическое изображение в целом, но и проработать отдельные участки линии, меняя её толщину.

Умение пользоваться художественными материалами.

Умение создать стилевую целостность рисунка, передать собственное отношение к героям.

1

2

5

7

6

9

2 год обучения

Тема

Теория

Практика

Навыки

Кол-во часов

теория

практ

всего

1

2

Графический знак.

Шрифт.

Знак, как средство передачи информации.

Совокупность знаков составляет рисунок, графический образ.

История шрифта. Специальная классификация – деление шрифтов на группы.

Преобразование различных геометрических фигур в художественные образы.

Выполнение буквицы.

Подбор и выполнение шрифта праздничного плаката.

Обнаружение сходства между различными элементами окружающей природы и простейшими геометрическими фигурами.

Понимание роли шрифта в оформлении книги или рекламы. Национальные корни шрифта. Техника исполнения пером и кистью.

1

1

2

5

3

6

3 год обучения

Тема

Теория

Практика

Навыки

Кол-во часов

теория

практ

всего

1

Архитектура.

Знакомство с окружающим вне дома искусством.

Зарисовки зданий на улице. Итоговый рисунок города мечты, сказочного города.

Композиционное решение листа, умение выделить первый план. Единство стиля.

2

10

12

3 модуль:  Живопись

1 год обучения

Тема

Теория

Практика

Навыки

Кол-во часов

теория

практ

всего

1

2

Натюрморт.

Пейзаж.

Работа гуашью на тонированной бумаге.

Показ иллюстраций, репродукций работ голландских художников.

Знакомство с произведениями пейзажистов: Шишкина, Левитана, Айвазовского, Юона и др.

Понятия: пленэр, перспектива, линия горизонта.

Натюрморт из даров осени.

Зимний пейзаж. Холодные и тёплые тона цветовой гаммы.

Внимательное изучение предметов. Умение выбрать наиболее выгодную, интересную точку. Умение составить натюрморт. Передача объёма и фактуры предмета.

Умение составлять цвета (акварель). Отработка навыка работы кистью и красками.

1

2

8

10

9

12

2 год обучения

Тема

Теория

Практика

Навыки

Кол-во часов

теория

практ

всего

1

Животные.

Выражение отношения художника к животным в изображениях. Характер животного.

Изображение любимого животного.

Умение передать наиболее характерные черты, самостоятельный выбор техники исполнения в соответствии с характером животного.

2

10

12

3 год обучения

Тема

Теория

Практика

Навыки

Кол-во часов

теория

практ

всего

1

2

Портрет

человека.

Фигура

человека.

Пропорции головы человека.

Профильная линия, опорная точка, линия глаз.

Характер.

Пропорции фигуры человека.

Фигура в движении.

Портрет литературных персонажей.

Портрет с натуры.

Рисунок на тему «Каникулы». Изображение человеческих фигур в движении.

Рисование по представлению.

Знание пропорций головы.

Умение правильно подобрать цветовую гамму. Самостоятельный подбор материала, в котором будет выполняться работа.

Умение передать подвижность формы, не нарушая пропорций. Быстро «ухватить» динамичность движения, не останавливаясь на деталях.

2

2

10

7

12

9

4 модуль:  Композиция

1 год обучения

Тема

Теория

Практика

Навыки

Кол-во часов

теория

практ

всего

1

Композиционное построение рисунка.

Роль композиции.

Категории композиции.

Рисунок «Весенний сад» (акварель, гуашь).

Графический рисунок комнаты.

Понятия: ритм,

симметрия, движение, перспектива.

2

10

12

2 год обучения

Тема

Теория

Практика

Навыки

Кол-во часов

теория

практ

всего

1

Композиция и эпоха.

Строгая уравновешенность, симметрия в классицизме. Контраст и резкое противопоставление цветовых пятен, необычные ракурсы в современных работах.

Построение жанрового рисунка на самостоятельно выбранную тему.

Свободная техника.

Закрепление навыков, полученных ранее.

Знакомство с творчеством известных художников.

2

16

18

3 год обучения

Тема

Теория

Практика

Навыки

Кол-во часов

теория

практ

всего

1

Композиционное построение плакатов.

Особенности исполнения агитационных и праздничных плакатов.

Выполнение праздничного плаката и оформление «задника» сцены.

Понятие оправданности текста в плакате. Ритм. Способ выделения основной идеи.

2

10

12

5 модуль:  Лепка

1 год обучения

Тема

Теория

Практика

Навыки

Кол-во часов

теория

практ

всего

1

Малая скульптурная форма

Знакомство со скульптурными материалами. Отсечение лишнего, наращивание. Пластилин и тесто, как наиболее лёгкие и доступные материалы.

Лепка фигур животных малых форм.

Лепка животных и людей на каркасе.

Умение подготовить материал к работе, правильная организация рабочего места. Работа пальцами и стекой. Навыки приёмов вытягивания, вдавливания, заминания и пр. Умение передать объём.

3

18

21

II  блок:  Творчество народных мастеров

1 модуль:  Орнамент

1 год обучения

Тема

Теория

Практика

Навыки

Кол-во часов

теория

практ

всего

1

Орнамент.

Знакомство с символическим выражением воды, огня, земли, воздуха. Первоначальный смысл орнамента как знака, символа. Традиционное сочетание цвета. Геометрический и растительный орнаменты.

Изготовление закладки с геометрическим орнаментом  (можно методом аппликации).

Изготовление открытки с размещением орнамента в круге.

Основное понятие об орнаменте. Стилизация элементов декора. Умение правильно скомпоновать орнамент в плоскости (один и тот же орнамент разместить в полосе, в круге, в квадрате и т.д.)

2

10

12

2 год обучения

Тема

Теория

Практика

Навыки

Кол-во часов

теория

практ

всего

1

Зооморфный орнамент.

Художественно - выразительный язык орнамента. Его условность и декоративность. Изготовление и применение матриц.

Изготовление и оформление декоративного панно с применением зооморфного орнамента.

Закрепление навыков 1 года обучения. Декоративная стилизация зарисованных с натуры форм.

2

7

9

2 модуль:  Промыслы Нижегородской области

1 год обучения

Тема

Теория

Практика

Навыки

Кол-во часов

теория

практ

всего

1

2

Городецкая роспись.

Хохломская роспись.

Вводное занятие.

Материаловедение.

Цветовое решение.

История промысла. Технология. Техника письма, роспись «под фон», «травка», «кудрина».

Роспись подноса в стиле

Городецкой росписи «Кони».

Роспись разделочной доски.

Роспись объёмной формы.

Знакомство с техникой росписи.

Элементы росписи (купавка, бутоны, листики, кони и пр.)

Элементы «оживки» (спираль, дужки, мазок, точки и пр.)

Цветовая палитра хохломской росписи. Особенности композиции. Технические приёмы: «травка», «осочка», «приписка».

3

4

15

20

18

24

2 год обучения

Тема

Теория

Практика

Навыки

Кол-во часов

теория

практ

всего

1

Традиции и новизна.

Поиск внедрения в традиционный орнамент. Внесение в хохломскую роспись элементов декора, выполненных из соломки.

Роспись панно в стиле хохломской росписи с декором из соломки.

Закрепление навыков 1 года обучения. Первичные навыки обработки соломки.

Грамотное композиционное построение в росписи.

2

10

12

3 модуль:  Работа с природным материалом

1 год обучения

Тема

Теория

Практика

Навыки

Кол-во часов

теория

практ

всего

1

Травы, листья, семена.

Свойство трав. Их значение в детской игре (свистульки, венки, хлопушки и пр.) Сбор и заготовка трав. Художественная обработка трав.

Маленький букетов из сухоцветов.

«Резьба» по рогозу.

Знание особенностей трав. Правила сборки и хранения. Сушка под прессом, в песке, в вате, пропитка глицерином. Навыки крепления сухоцветов.

4

17

21

2 год обучения

Тема

Теория

Практика

Навыки

Кол-во часов

теория

практ

всего

1

Сувенир, игрушка из стеблей растений.

Свойства сухих пустырных трав. Рисунок среза стебля. Обработка и окрашивание стеблей.

Изготовление ёлочных игрушек и гирлянд из стеблей пустырных трав.

Навыки конструктивного решения. Техника безопасности при нарезке и сверлении стеблей. Способ крепления.

1

8

9

3 год обучения

Тема

Теория

Практика

Навыки

Кол-во часов

теория

практ

всего

1

Плетение из бересты.

Свойства материала. Расслоение бересты. Пластичность. Плетение из полос бересты.

Изготовление цветка в технике плетения.

Обработка бересты. Плетение различных плетешков: «косичка», «зубатка» и т.д.

2

10

12

III  блок:  Волшебные превращения соломки

1 модуль:  Технологические особенности и обработка соломки злаковых и дикорастущих растений

1 год обучения

Тема

Теория

Практика

Навыки

Кол-во часов

теория

практ

всего

1

Заготовка и обработка соломки.

Виды соломки. Её технические особенности: прочность, пластичность, сбеглость. Гамма оттенков.

Заготовка соломки в поле. обработка в помещении (удаление коленец, рубашки)

Знание видов злаковых. Навыки работы при сборе зерновых. Строение соломины.

2

4

6

2 год обучения

Тема

Теория

Практика

Навыки

Кол-во часов

теория

практ

всего

1

Подготовка соломки к работе.

Сортировка соломки по качеству. Просушка на солнце. Сортировка стебля по пригодности к виду деятельности (верхнее коленце для плетения, среднее для аппликации и т.д.)

Замачивание и глажка соломки. Техника безопасности.

Наклейка разглаженной соломки на бумагу.

Тонирование утюгом.

Навыки определения пригодности стебля к работе.

Работа с утюгом.

Навыки наклейки соломки с учётом сбеглости.

2

4

6

2 модуль:  Аппликация из соломки

1 год обучения

Тема

Теория

Практика

Навыки

Кол-во часов

теория

практ

всего

1

2

3

Геометрический орнамент из соломки.

Цветочный орнамент из соломки.

Панно с применением тонированной соломки.

Выбор эскиза. Подбор направлений соломки при наклеивании или согласно эскизу.

Особенности стилизации растительных деталей в работе с соломкой.

Выбор эскиза, правильное распределение деталей на соломенном листе.

Изготовление вымпела из мешковины, декорированной орнаментом из соломки.

Праздничная открытка из картона, декорированная цветочным орнаментом из соломки.

Панно «Журавлик» с частично тонированными деталями.

Отработка технологии наклеивания соломенных полос. Технологические особенности при вырезании соломенных деталей.

Навыки стилизации. Закрепление навыков, полученных ранее.

Навыки экономного выкраивания деталей. Умение правильно определить направление соломенных полос. Умение тонировать соломку.

1

1

1

5

8

8

6

9

9

2 год обучения

Тема

Теория

Практика

Навыки

Кол-во часов

теория

практ

всего

1

2

3

Плоская тонированная аппликация из большого количества деталей.

Инкрустация.

Контурная аппликация.

Работа над сюжетным эскизом. Различные способы наклейки соломки (непосредственно на детали или сплошным листом).

Наклеивание мелких соломенных деталей непосредственно на изделие (без бумажной основы).

Особенности контурного изображения. Криволинейные детали контурного изображения.

Большая коллективная работа. Панно для оформления кабинета «Подсолнухи».

Инкрустация подноса.

Геометрический орнамент.

Панно с контурным изображением «Материнство».

Закрепление навыков наклейки соломки. Навыки работы с эскизом. Умение «читать» выкройки.

Аккуратность при работе с мелкими деталями. Развитие глазомера при точности нарезки соломенных лент на фигуры.

Основы графического изображения. Нарезка соломенных «нитей». Достижение изгиба соломенной нити.

2

2

1

10

16

8

12

18

9

3 год обучения

Тема

Теория

Практика

Навыки

Кол-во часов

теория

практ

всего

1

2

3

Объёмная аппликация.

Инкрустация.

Панно в смешанной технике.

Разработка эскиза с учётом изгиба деталей.

Особенности крепления.

Особенности инкрустации объёмной формы.

Уместность включения ажурных деталей в сплошное изображение.

Панно «Розы» в технике объёмной аппликации. Детали затонированы частично, согласно законам светотени.

Инкрустация по выбору коробочки из картона или карандашницы.

Коллективное панно «Цветы на ажурной сетке».

Изгиб отдельных деталей холодным и горячим способом.

Навыки крепления объёмных деталей.

Закрепление навыков инкрустации, полученных ранее. Навыки особенностей инкрустации объёмных форм.

Закрепление ранее полученных навыков.

2

2

1

16

13

11

18

15

12

3 модуль:  Плетение

1 год обучения

Тема

Теория

Практика

Навыки

Кол-во часов

теория

практ

всего

1

2

3

4

Древнейшее из ремёсел.

История и традиции соломоплетения.

Соломенные украшения.

Плетение «рогожка».

Плетение «ёлочка».

Бытовое и ритуальное применение соломы. Возрождение древнего ремесла.

Бесхитростные украшения деревенских детей. Плетение соломенного узла.

Пластичность плетёнки.

Декоративное оформление законченного изделия.

Расширение и сужение плетёнки.

Подготовка соломки для плетения. Прямое плетение «шахматка», «паркетик».

Кольцо из соломки, выполненное в технике узла «ромб».

Кулончик «Сова», декорированный кисточками и бусинками из соломки.

Брошь «Бабочка», лепестки выполнены в технике плетения «ёлочка» и «рогожка».

Изучение технологии прямого или лнточно-крестового плетения. Подготовка соломенных лент.

Отбор наиболее пластичной соломы, пригодной для заплетения узлов.

Положение рук при плетении. Плотность плетения.

Закрепление навыков плетения.

Способы декорирования.

1

0,5

0,5

1

5

2,5

2,5

5

6

3

3

6

2 год обучения

Тема

Теория

Практика

Навыки

Кол-во часов

теория

практ

всего

1

2

3

4

Плоские плетёнки.

Цветы.

Сочетание прямого и плоского плетения.

Соломенные украшения.

Разновидности плетёнок: плоские, ажурные, фестончатые. Область применения плетёнок.

Художественное сочетание различных форм и видов плетения, их гармоничное соединение.

Бытовое использование изделий из соломки.

Новые декоративные детали: бусина, квадратик, звёздочка.

Плетение различных плетешков, наращивание плетения.

Коллективная работа «Букет цветов», выполненная в технике: «рогожка», «ёлочка», «зубатка», многоугольники «паутинки».

Набор салфеток в технике «шахматка», оформленных плетёнкой «зубатка».

Компоновка соломенных бус из вновь изученных деталей.

Закрепление навыков 1 года обучения. Отработка новых техник плетения.

Способ соединения деталей.

Закрепление навыков плетения.

Компоновка букета.

Способ крепления деталей методом сшивания. Аккуратность при работе.

Гармоничное расположение деталей. Чувство ритма при низании бус.

1

2

1

2

5

16

11

10

6

18

12

12

3 год обучения

Тема

Теория

Практика

Навыки

Кол-во часов

теория

практ

всего

1

2

3

4

Объёмное плетение.

Соломенные украшения.

«Рождественская сказка».

Соломенная пластика.

Пластические и эстетические качества материала. Истоки плетения.

Бытовое использование объёмной плетёнки.

«Звезда Вифлеема». Традиционное украшение ёлок.

История соломенной куклы.

Современные пластические формы.

Ритуальное применение соломенной скульптуры.

Плетёнки «цепочка», «гармошка», витые плетёнки.

Плетение обруча для волос на каркасе.

Изготовление ёлочных игрушек и гирлянд.

Каркасная кукла (женская и мужская фигурки), характерный облик.

Лошадка (фигура, декорированная деталями из различных видов плетёнок).

Навыки плетения. Приёмы расширения и сужения витой плетёнки.

Закрепление навыков, полученных ранее.

Гармоничное сочетание различных видов плетения.

Чувство пропорций и соотношение частей фигуры. Способность подметить характерные особенности.

Закрепление навыков, полученных ранее. Навык преобразования каркаса лошади в фигуры других животных.

1

1

2

2

1

8

5

10

10

11

9

6

12

12

12

4 модуль:  Пространственное конструирование

2 год обучения

Тема

Теория

Практика

Навыки

Кол-во часов

теория

практ

всего

1

2

Декоративная подвеска.

Декоративное оформление подвески.

Историческое использование подвесок в праздничном убранстве деревенского дома.

Принцип построения конструкции.

Декоративное оформление в стиле праздника, к которому изготавливается подвеска.

Изготовление равновеликого модуля, как основы для подвески (октаэдр).

Конструирование подвески из модулей различной величины.

Изготовление декоративных деталей «кисточка», «солнышко» и др.

Чёткость в нарезке деталей для модуля.

Развитие пространственного воображения.

Закрепление навыков, полученных ранее.

2

-

1

4

15

8

6

15

9

3 год обучения

Тема

Теория

Практика

Навыки

Кол-во часов

теория

практ

всего

1

2

Подвесные конструкции сложных форм.

Подвесные конструкции на обруче (жирандоли)

Принципы конструирования.

Лёгкость, мобильность подвесной конструкции.

Разновидности конструкций. Применяемые материалы, сопутствующие соломке.

Модули различных форм:

-пирамида (тетраэдр),

-шестигранный

модуль,

-десятигранны

модуль.

Обруч, сшитый из плетёнок. Оформление обруча цветами из соломки и гирляндами.

Техника крепления. Навык «чтения» схемы низания.

Закрепление навыков плетения различных техник.

Навык гармоничного построения конструкции.

1

2

-

17

10

15

18

12

15

IV  блок:  Культура дома

1 модуль: Традиционный быт

1 год обучения

Тема

Теория

Практика

Навыки

Кол-во часов

теория

практ

всего

1

Жилище.

Виды изб. Хозяйственные постройки.

Традиционная утварь крестьян.

Зарисовка избы и резных украшений. Макет наличника.

Изготовление утвари из папье-маше с последующим декором.

Навыки работы с бумагой и картоном.

Техника папье-маше. Закрепление навыков росписи.

1

1

2

8

3

9

2 модуль: Праздники и обряды

2 год обучения

Тема

Теория

Практика

Навыки

Кол-во часов

теория

практ

всего

1

Святки.

Святочные припевки.

Традиционное оформление.

Гадания.

Изготовление святочных атрибутов (звезда Вифлеема).

Проведение праздника «Рождественские встречи»

Закрепление навыков работы с соломкой и другими материалами.

Приобретение сценических навыков.

1

2

5

10

6

12

3 год обучения

Тема

Теория

Практика

Навыки

Кол-во часов

теория

практ

всего

1

Народные и христианские праздники.

Праздничный круг.

Мифы и легенды о праздниках.

Масленичная кукла «Кострома».

Роспись «писанок».

Закрепление навыков обработки соломки.

Закрепление навыков росписи. Особенности росписи объёмных форм.

1

1

5

5

6

6

3 модуль:  Досуг

1 год обучения

Тема

Теория

Практика

Навыки

Кол-во часов

теория

практ

всего

1

Детские игры.

Общее: игра и жизнь, игрушки и орудия труда. Приобщение детей через игру к реальной жизни.

Разучивание различных игр и потешек.

Интерес к истории своего края.

Культура поведения во время игры.

2

4

6

3 год обучения

Тема

Теория

Практика

Навыки

Кол-во часов

теория

практ

всего

1

Посиделки.

Посиделки в зависимости от календарных сроков. Посиделки без работы и с работой.

Виды девичьей работы.

Плетение пояска из различных материалов.

Навыки рукоделия.

1

5

6

Методическое обеспечение программы

Разделы,

темы

Формы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение

занятий

Формы подведения итогов

1

Художественное свойство материалов.

Объяснение.

Практическое задание.

Набор эскизов учащихся старших групп.

Бумага, карандаши, краски, пастель.

Самостоятельная работа.

2

Рисунок.

Беседы: «Моя любимая сказка», «Её высочество – Буква», «Мой город».

Практическое занятие. Пленэр.

Книги сказок, образцы шрифта, фотографии архитектурных памятников.

Бумага, карандаши, краски, перо, тушь.

Оформление газеты к празднику Осени.

3

Живопись.

Посещение выставки местных художников. Беседа «Цвет в живописи». Практическое занятие.

Иллюстрации картин русских художников. Таблицы, схемы по цветоведению.

Набор для компановки натюрмортов, бумага, краски, кисти.

Отбор лучших рисунков на выставку.

4

Композиция.

Теоретическое объяснение. Экскурсия в мастерскую художника-оформителя. Практическая коллективная работа.

Иллюстрации работ художников разных эпох. Набор плакатов.

Бумага, краски, кисти, карандаши, трафареты, валики, матрицы.

Оформление зала ДДТ к празднику.

5

Орнамент.

Теоретическое объяснение. Практическая работа.

Образцы с видами орнамента. Набор шаблонов разных форм.

Краски, кисти, картон, ДВП.

Тест-викторина на знание видов орнамента.

6

Промыслы Нижегородской области.

Наглядная демонстрация приёмов росписи. Практическая работа.

Образцы с видами росписи. Изделия народных мастеров.

Заготовки для панно из фанеры, ДВП. Подносы, кухонные доски. Краски, кисти.

Отбор лучших работ для районных  и областных выставок.

7

Работа с природным материалом.

Поход. Обучение приёмам сбора растений. Теоретическое объяснение. Практическая работа

Образцы изделий педагогов и воспитанников старших групп.

Сухие цветы, травы, береста и пр. Клей, проволока, нитки, пластилин.

Оформление кабинета лучшими работами. Кокурс - викторина на знание трав.

8

Особенности и обработка соломки.

Практическая работа на природе и в помещении.

Ножи, серпы, шнур, ножницы, утюг.

9

Аппликация из соломки.

Теоретическое объяснение, практическая работа.

Образцы орнаментов, эскизы и выкройки для панно, наборы открыток с цветами.

Ножницы, бумага, клей, ДВП, картон, утюг, токарные заготовки.

Отбор работ на областной Фестиваль ремёсел.

10

Плетение.

Беседа «Изделия из соломки в быту крестьян». Мини-праздник в коллективе «Свет Рождественской звезды». Теоретическое объяснение. Практическая работа. Занятие – игра.

Альбомы с образцами плетенок, образцы готовых изделий, фотографии музейных экспонатов.

Проволока, нитки, иглы, тесьма, шерстяная пряжа.

Отбор лучших работ для выставок.

11

Пространственное конструирование.

Беседа «История соломенной подвязки». Теоретическое объяснение. Практическое задание.

Схемы и чертежи пространственного конструирования.

Иглы, нитки.

Проверка конструктивных качеств.

12

Традиционный быт.

Поход в краеведческий музей. Практическая работа.

Картонные шаблоны. Фотографии и рисунки старинных изб.

Картон, бумага, клей, краски, кисти.

13

Праздники и обряды.

Игра. Праздник в коллективе и для гостей. Практическое занятие.

Сценарии праздников, книги устного народного творчества.

Атрибуты для праздников.

Проведение праздника для гостей.

14

Досуг.

Игры. Посиделки.

Сценарии праздников, описания игр.

Атрибуты для проведения игр.

Приложение 1

Примерный список  игр и  упражнений

развивающего характера,  используемых на  занятиях

  1. Изовикторина «Найди ошибку в стиле» - вводится ошибка  в изображение определенной эпохи (элемент одежды, мебель и т.п.).
  2. Одень портрет – из съемных (накладных) элементов одевается литературный герой.
  3. Живые картины – изображение детьми сюжетов известных картин (одна команда изображает, другая отгадывает).
  4. Повторялки – ведущий рисует несложный рисунок из нескольких фигур, стирает полностью или частично, дети повторяют.
  5. Фантазеры – нарисовать и раскрасить несуществующие предметы и придумать им название.
  6. Робот – разрезанные на полосы портреты с обложек журналов соединяется в единую новую картину.
  7. Тёмная комната – дети с завязанными глазами кончиками пальцев определяют характер предмета, его назначение и материал.

Приложение 2

Тест – опрос «Мир искусства»

  1. Какое слово не относится к видам искусства?

А) живопись, Б) графика, В) перспектива, Г) скульптура

2. Как называют художника, изображающего море?

А) портретист, Б) скульптор, В) пейзажист, Г) маринист

3. Соотношение цвета и объёма, размера предметов, частей тела и головы человека – это…

А) перспектива, Б) пропорция, В) композиция, Г) колорит

4. В живописи признаны три основных цвета. Какой лишний?

А) жёлтый, Б) синий, В) зелёный, Г) красный

5. Юмористический рисунок – это…

А) картина, Б) карикатура, В) панно, Г) эстамп

6. Плакат – это…

А) живопись, Б) декоративно-прикладное искусство, В) гравюра,

Г) агитационно – массовое искусство

7. Уголь, пастель, мелки, соус – это…

А) краски, Б) закрепители, В) прессованные пигменты, Г) тушь

8. Какой из промыслов не находится в Нижегородской области?

А) Хохлома, Б) Гжель, В) Городецкая роспись, Г) Полховский Майдан

Приложение 3

Анкета № 1 (диагностика личности)

  1. Чем ты любишь заниматься в свободное время?
  2. Какой вид деятельности тебе нравится больше всего?
  3. Есть ли у тебя близкие друзья? Сколько?
  4. Можешь ли ты доверить свою тайну взрослым и кому?
  5. Твоё любимое время года и почему?
  6. Твой любимый цвет?
  7. Продолжи фразу:          Лучше всего я умею…

Я хочу научиться…

Когда я вырасту, я буду…

  1. Нравится ли тебе руководить другими?

Анкета № 2 (диагностика уровня комфортности)

  1. С каким настроением ты идёшь на занятия кружка?
  2. Есть ли у тебя здесь друзья?
  3. Бывают ли у тебя неприятности в группе, от кого они исходят?
  4. Обижают ли тебя замечания педагога? Старших товарищей?
  5. С кем из группы ты хотел бы выполнять коллективную работу?
  6. Чем ещё ты хотел бы заниматься?
  7. Хочется ли тебе пораньше уйти домой? Почему?
  8. Нравятся ли тебе общие праздники?

Приложение 4

Информационное  обеспечение  образовательного  процесса

Для обеспечения качественного и грамотного образовательного процесса, для организации работы по данной программе и для достижения ожидаемых результатов при работе с детьми в кружке декоративно – прикладного искусства «Фантазия» используется следующая литература:

  1. Курчевский В. Быль – сказка о карандашах и красках. – М.: Педагогика, 1980.
  2. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Газарян С.С. Прекрасно – своими руками. – М.: Детская литература, 1989.
  4. Новикова И.В., Базулина Л.В. 100 поделок из природного материала. – Ярославль: Академия развития, 2000.
  5. Рэй Кэмпбелл Смит. Перспектива. – М.: «Кристина – новый век», 2004.
  6. Ричард Бокс. Основы техники рисунка. – М.: «Кристина – новый век», 2004.
  7. Долгополов И. Мастера и шедевры. – М.: Изобразительное искусство, 1988.
  8. Филатов Н.Ф. Нижний Новгород. Архитектура XIV – начала XX в. – Н.Н.: Нижегородские новости, 1994.
  9. Популярная художественная энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1986.
  10. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство, 1984.
  11. Купцов И.И. Родина жар – птицы. – М.: Советская Россия, 1983.
  12. Широков Б.П. Народные художественные промыслы Горьковской области. – Горький, 1986.

Литература

  1. Конституция РФ от 12.12.1993г.
  2. Конвенция ООН «О правах ребёнка» от 20.11.1989г.
  3. Закон РФ «Об образовании» (в редакции, введенной в действие с 15.01.1996г. ФЗ от 13.01.1996г. №12-ФЗ) (с изменениями на 22.08.2004 года в редакции, действующей с 01.01.2005г.).
  4. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 07.03.1995г. №233 с изменениями и дополнениями, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 22.02.1997г. №212.
  5. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03 от 01.04.2003г.
  6. Программа развития воспитания и Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Воротынском районе на 2003-2005г.г. Приказ управления образования и молодёжной политики администрации Воротынского района Нижегородской области от 01.12.2003г. №109-ОД.

  1. Баева И.А. Психология в понятиях, образах, переживаниях. – М.: Центр гуманитарного образования, 1996.
  2. Выготский Л.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1984.
  3. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период. – М.: Просвещение, 1987.
  4. Петровский В.А., Виноградова М.М. Учимся общаться с ребёнком. – М.: Творческий центр Сфера, 1993.

  1. Барадулин В.А., Коромыслов Б.И. Основы художественного ремесла. Часть 2. – М.:   Просвещение, 1987.
  2. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство, 1984.
  3. Колосовская О.Э. Праздники в школе. – Минск: ООО «Юнипресс», 2001.
  4. Лобачевская О.А. Плетение из соломки. – М.: Культура и традиции, 2000.
  5. Миловский А. Хранители красоты. – Л.: Аврора, 1983.
  6. Плюхин В.У. Творчество – у истоков гражданственности. – М.: Просвещение, 1989.
  7. Полевой В.М. Популярная художественная энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1986.
  8. Поспелов Г.Г. Очерки истории искусств. – М.: Советский художник, 1987.
  9. Починова Н.В. Инкрустация соломкой. – Минск: Полымя, 1988.
  10. Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение. – М.: Советский художник, 1981.
  11. Фивер У. Два века книжной иллюстрации для детей. – М.: Советский художник, 1979.
  12. Филетов Н.Ф. Нижний Новгород. Архитектура XIV – начала XXв. – Н.Н.: Нижегородские новости, 1994.
  13. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.:. Центр гуманитарной литературы, 2005.
  14. Шорохов Е.В. Основы композиции. – М.: Просвещение, 1979.