конспект занятия "Традиционная ложка"
конспект занятия по истории, росписи традиционной ложки
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Шарангский Дом детского творчества
Вводное занятие
Тема: «Традиционная ложка»
Составила: Ануфриева А.А.
Педагог дополнительного
образования
р.п.Шаранга
2014
Тема занятия: Традиционная ложка.
Средства обучения: дидактический материал (готовые эскизы с допущенными ошибками), наглядный материал «Этапы эскиза ложки», видеоролик.
Инструменты и материалы: ластики, простые карандаши, листы бумаги, трафарет ложки, цветные карандаши.
Технические средства: мультимедиа проектор.
Тип учебного занятия: сообщение новых знаний
Цель занятия: познакомить детей с процессом изготовления ложки, с техникой составления эскиза ложки с использованием элементов хохломской росписи.
Задачи:
Образовательные:
- показать процесс изготовления ложки;
- научить правилам составления композиции;
- научить составлять эскиз для ложки «под листок» или «под ягодку».
Развивающие:
- формировать умение выявлять ошибки;
- развивать навыки самостоятельной работы;
- развивать творческое воображение;
- развивать познавательный интерес к традиционному народному промыслу.
Воспитательные:
- способствовать формированию объективной самооценки;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Методы обучения: - словесный (рассказ, объяснение, обобщение, разъяснение)
- видео метод (просмотр фильма)
- наглядный метод (работы с наглядным материалом, просмотр готовых изделий)
- практический метод (выполнение эскиза)
Форма организации занятия: урок
Хронометраж занятия: 45 минут
Содержание занятия
Название этапа Цели этапа | Деятельность педагога | Деятельность детей | Материалы и инструменты | Результаты этапа |
1.Организационный этап Приветствие детей. Цель: -Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие; -обеспечение рабочей атмосферы занятия. | Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие. Сейчас я вам прочитаю стихотворение о предмете, с которым вы сталкиваетесь каждый день. Ребята, о каком предмете пойдёт речь сегодня на занятии? Да, о ложке. Итак, что же такое «ложка»? Давайте заглянем в толковый словарь Даля: здесь есть такое определение: ложка – это орудие для хлебания, для еды жидкостей. «Запасливый гость без ложки не ходит» «Один с сошкой (т.е. работник), а семеро с ложкой». Ложечник, ложкарь – промышляющий выделкою деревянных ложек. Ложки бывают разные (педагог показывает на подносе ложки, описывает разнообразие ложек, половников) | Дети приветствуют педагога Слушают педагога, изучают предметы | Ложки | -взаимное приветствие педагога и учащихся. -организация внимания. |
-сообщение темы и цели занятия. Скоординировать внимание учащихся для изучения нового материала. | Итак, тема нашего занятия «Традиционная ложка». –И сегодня мы познакомимся с процессом изготовления ложки, а также научимся составлять эскиз для ложки с использованием элементов хохломской росписи. | Настраиваются на восприятие нового материала | ||
2. Основной этап -изучение нового материала, Цели: познакомить детей с процессом создания ложки | А вы знаете, откуда взялась ложка? Давайте мы обратимся за помощью в программу «Галилео» (показ фильма) Из фильма вы поняли, что ложка после поэтапного изготовления попадает в цех к художникам. Ребята, а как вы думаете, можно сразу приступить к росписи ложки? Правильно, нет! | Воспринимают новый материал Отвечают на вопрос: Нет Дети вместе с педагогом рассматривают наглядный материал «этапы эскиза ложки» | Мультимедиа установка | Зрительно воспринимают новый материал |
-изучение наглядного материала Цель ознакомить детей с этапами создания эскиза ложки | Сначала нужно составить эскиз ( педагог показывает таблицу с последовательностью выполнения эскиза росписи ложки, рассказывает по таблице) Итак, вы должны знать, что стебель или ведущая линия должна быть беспрерывной, плавно округлой или волнистой, прямая; не должна быть с разрывом, ломаной или смешенной от центра композиции. Листок должен быть правильной формы и находиться в композиции в нужном месте – как главный элемент. Ребята, как вы понимаете, что значит правильной формы? Ягоды и цветы должны соответствовать друг другу по форме и мотиву листьев (у клубники не может быть рябинового листа и т.д., педагог может задать наводящий вопрос). | Слушают педагога и отвечают на его вопросы | Наглядный материал «Этапы составления эскиза для ложки» | |
Повторение пройденного материала Цель: прочное усвоение знаний и их реализация. | Ребята, кто может повторить эти правила? | Дети беседуют с педагогом | Повторение знаний полученных на занятии | |
Закрепление пройденного материала Цель: совершенствовать умение составлять эскиз для ложки | А сейчас представьте себе, что вы вместе с родителями приехали в большой город. Для того, чтобы оставить память о пребывании в этом городе вы зашли в магазин, чтобы приобрести сувениры. На прилавках было много всего, но продавец вдруг предлагает Вам приобрести на каждого члена семьи деревянную ложку. Он Вам предлагает товар, нахваливая узор росписи, форму ложки. Ваши родители уже стали товар рассматривать и поддакивать продавцу. И тут Вы выступаете как эксперт и открываете глаза маме и папе, а также удивляете своими познаниями продавца сувенирного магазина.
Итак, ребята! Вы познакомились с последовательностью выполнения эскиза, научились находить и исправлять ошибки в эскизах. | Дети играют и отвечают на вопросы | ||
Практическая работа Цель: отработать навык составления эскиза для ложки | Сейчас мы перейдем к практической части занятия. Каждый из вас самостоятельно должен составить свой эскиз ложки, выполненный карандашом (дети выполняют работу, педагог консультирует). Ребята, вы закончили эскиз ложки. Я предлагаю Вам показать его вашему соседу. Проверьте друг у друга, нет ли там ошибок. | Составляют эскиз ложки в карандаше | Ластики, простые карандаши, листы бумаги, трафарет ложки | Реализация полученных знаний в процессе практического занятия |
Заключительный этап Подведение итога Цель воспитание объективной самооценки и развитие речи | Кто хочет рассказать о своем эскизе и почему вы составили именно такой эскиз? Как вы оцениваете свой эскиз. Что вы узнали нового на занятии? Молодцы! Ребята вы все справились с заданием. Наше занятие подошло к концу. До свидания! Приберем рабочее место. Жду Вас на следующее занятие. | Рассказывают дети о своем эскизе, дают самооценку своей работе. Проговаривают пройденный материал | Объективная самооценка |
Литература для педагога.
1. Величко Н.К. Русская роспись: Техника .Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009.
2. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Учебное пособие для вузов. – Москва:Гуманитарный издательский центр «Владос» 2002г.
3. Гущин Н.А., Аветисян В.Б. Мастера. - Н.Новгород:Нижполиграф, 1994г.
4. Дегтярева Н., Емельянова Т. Хохлома. Семеновские мастера. – М.:«Ладья», 1991г.