Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества "Мастерица"

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества рассчитана на один учебный год. Содержит пояснительную записку, в которой отражены задачи программы, виды деятельности, применяемые методы. Здесь же показана таблица тематического распределения количества часов, перечень используемой литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка по декоративно-прикладному творчеству «Мастерица»

/Руководитель: учитель трудового обучения Головинова Ирина Геннадьевна/

Пояснительная записка.

                                     «Свой идеал я вижу в том,

                                                  чтобы буквально каждый ребёнок

                                                                  увидел прекрасное, остановился перед ним

                                            в изумлении, сделал прекрасное

                                 частицей своей души…»

В.А. Сухомлинский 

Кружок декоративно-прикладного творчества «Мастерица» организован с целью привития воспитанникам 6-9 классов трудовых приёмов и навыков работы с различными по своим свойствам и фактуре материалами (ткань, нитки, декоративная бумага, картон и др.). Программа кружка имеет художественно-эстетическую направленность. Считаю важным для себя научить школьников 12-16 лет видеть красивое вокруг себя, понимать красоту простых вещей, помочь им создавать эту красоту своими руками из доступных материалов.

Работа кружка направлена на развитие творческих возможностей учащихся, эстетического вкуса, расширение кругозора; обогащение представлений о распространённых в жизни человека материалах и их свойствах, уточнение знаний и умений учащихся по обработке различных видов ткани и декоративной бумаги. На занятиях кружка дети приобщаются к миру искусства, учатся в совершенстве владеть иглой, ножницами, швейной машиной, конструировать изделия из лоскутков, бумаги. Воспитанники научатся грамотно планировать предстоящую работу, работать поэтапно, придерживаясь инструкции, оценивать результаты своей работы.

Предполагается изготовление сувенирной продукции к различным праздникам, акциям, выставкам; панно в рамках, композиции из цветов для украшения интерьера школы.

Программа актуальна, поскольку является вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Принципы построения программы:

- от простого к сложному;

- доступность, системность знаний;

- связь знаний, умений с жизнью и практикой;

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Программа кружка представлена двумя разделами: «Чудесные лоскутки» и «Волшебство из бумаги». Большую часть часов выделено на освоение приёмов работы с тканью. Помимо ткани при изготовлении изделий планируется использовать природный и бросовый материал. Не исключается возможность изменения первоначального плана занятий.

Лоскутная техника (пэчворк), квилтинг и аппликация – стали очень популярными видами рукоделия в нашей стране, потому что каждая вещь, изготовленная таким образом, неповторима, оригинальна и её не купишь в магазине. Шитьё таких изделий не требует больших материальных затрат. Но выглядеть подобные аксессуары могут очень стильно и даже изысканно. Милые вещицы, сделанные своими руками, порадуют родных, друзей, взрослых и детей. В них проявляется фантазия, мастерство и даже характер автора работы.

Декоративная бумага (гофрированная, или креповая), бумага для оригами – это волшебный материал, который позволяет реализовать любую фантазию. Особенно это проявляется при изготовлении различных цветов. Немного мастерства и вдохновения позволит создать модели, поразительно похожие на живые цветы. Их можно использовать как элемент декора помещения или чудесный подарок. Прекрасные цветы Кубани (подсолнухи, ромашки, васильки, колокольчики и др.) или экзотические орхидеи, цветущая сакура создадут праздничную атмосферу в любом помещении, поднимут настроение в хмурый день, смогут радовать своей неповторимостью круглый год.

Использование на занятиях различных видов творчества даёт возможность ребёнку найти себя в одном из рукоделий и наиболее полно реализовать в нём свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к творческой деятельности.

Кроме того, занятия рукоделием развивают мелкую моторику рук, пространственную ориентировку, внимание, аккуратность, усидчивость, упорство в достижении конечной цели, а так же являются средством эмоционально-эстетического воспитания и развития детей, способствуют более успешной социализации воспитанников в обществе.

Задачи программы:

- познакомить воспитанников с различными видами декоративно-прикладных направлений ручного творчества (работа с тканью и бумагой);

- расширить объём знаний воспитанников об окружающем мире;

- обучить доступным приёмам работы с различными материалами и инструментами;

- корректировать нарушения психофизических функций посредством трудовых занятий.

Виды образовательной деятельности:

- лоскутная пластика (пэчворк);

- квилтинг;

- аппликация из ткани;

- оригами;

- конструирование из декоративной бумаги.

Организационно-методическое обеспечение программы:

Программа «Мастерица» рассчитана на один год. Группа формируется из учащихся 6-9 классов в количестве 6-10 человек. Количество часов в неделю – 6 часов (3 раза в неделю). Количество часов в год – 204 часа.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, рассказ, беседа);

- наглядный (показ иллюстраций, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- продуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок.

Материальное обеспечение программы:

Различные виды ткани (лоскутки), нитки, атласные ленты, тесьма. Бисер, бусины, пайетки.  Различная швейная фурнитура. Природный и бросовый материал. Различные виды бумаги и картона (бумага для оригами, креповая бумага и др.) Термоклей, клей ПВА. Деревянные и пластиковые рамки, формы.

Итогом обучения учащихся по программе «Мастерица» является участие в тематических, школьных, краевых выставках, конкурсах детского художественного творчества.

 Таблица тематического распределения количества часов

№ п/п

Содержание, разделы

Количество часов

1 четверть

54 ч

1.

Чудесные лоскутки.

1.1.

Объёмные яблоки из лоскутков.

14 ч

1.2.

Декоративные ленты «Листопад» (пэчворк).

12 ч

1.3.

Панно в рамке «Щедрая Кубань».

18 ч

2.

Волшебство из бумаги.

2.1.

Сувениры «Атамань-2014».

10 ч

2 четверть

42 ч

1.

Чудесные лоскутки.

1.1.

Салфетки-плетёнки в стиле пэчворк.

14 ч

1.2.

Новогодняя ёлочка.

16 ч

2.

Волшебство из бумаги.

2.1.

Ёлочные украшения.

12 ч

3 четверть

60 ч

1.

Чудесные лоскутки.

1.1.

Подставка под горячее «Чаепитие».

14 ч

1.2.

Панно в рамке «Весенняя полянка».

14 ч

1.3.

Сувениры «Атамань-2015».

18 ч

2.

Волшебство из бумаги.

2.1.

Букет из гофрированной бумаги «Круглый год».

14 ч

4 четверть

48 ч

1.

Чудесные лоскутки.

1.1.

Панно в рамке «Салют Победы!».

18 ч

1.2.

Сувениры «Планета Детства».

16 ч

2.

Волшебство из бумаги.

2.1.

Цветочные шары.

14 ч

Итого

204 ч


Список используемой литературы:

1. Гей Лоутер «Пэчворк и аппликация. Для изысканной леди». – М.: ЗАО «БММ», 2010.

2. Е.А. Каминская «Квилтинг: создаём уютный текстиль для дома». – М.: Эксмо, 2012.

3. Ингрид Перра «Пэчворк круглый год!». – М.: Издательская группа «Контэнт», 2013.

4. Кимберли Кристоферсон, Крис Тергуд «Цветы из ткани: все техники». - М.: Издательская группа «Контэнт», 2014.

5. Ксения Митителло «Чудо-аппликация». – М.: Эксмо, 2006.

6. Анна Зайцева «Лоскутное шитьё: мастер-класс для начинающих». – М.: Эксмо, 2013.

7. М. Максимова, М. Кузьмина «Лоскутная мозаика». – М.: Эксмо, 2006.

8. Мари Шевалье «Цветы из бумаги». – М.: «Издательская группа «Контэнт», 2010.

9. Инге Вальтер «Цветы из декоративной бумаги». – Ярославль «Академия развития», 2007.

10. Марина Третьякова «Цветы из гофрированной бумаги». – М.: Эксмо, 2013.

11. Анна Зайцева «Цветы из гофрированной бумаги». – М.: Эксмо, 2014.

12. Джеффри Руделл «Цветы и букеты из бумаги». – Харьков, Белгород: Клуб Семейного Досуга, 2014.

13. Виктория Лаптева «Цветочные шары». – М.: ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2014.

14. Журналы «Рукоделие. Модно и просто», «Красота и уют своими руками» (Изд-во «Толока»).

Головинова И.Г.